Виды снегоходов — спортивный, горный, утилитарный, туристический

  • Главная
  • Полезное

Нанук (молодой оленевод), Буран СБ4А, Хатанга, 1999 год
Снегоход (Snowmobile) — механическое транспортное средство, предназначенное для движения по снегу. В Советском Союзе и России долгое время был распространен термин «мотонарты», который и до сих пор часто встречается в различных официальных документах. В статье для упрощения будем использовать термин — снегоход.

Огромный выбор

Сейчас на рынке снегоходов присутствует такое большое количество снегоходов, что новичку не трудно и растеряться. Нужен небольшой «ликбез». Им и является настоящее руководство. Его задача — показать основные возможности снегоходного досуга и помочь вам в нелегком вопросе выбора не только самого снегохода, но и снаряжения, аксессуаров, услуг и т. д.

Невозможно предусмотреть всех аспектов и тонкостей. Особенно когда все производители постоянно совершенствуют свои продукты и предлагают новые. Так что это руководство не заменит вам продавца-консультанта. Но оно позволит вам максимально сузить параметры вашего поиска, сэкономить время и грамотно поставить задачу продавцам — опытным снегоходчикам из Рыбинска.

Для настоящего продавца лучшая награда — это довольный покупатель. Особенно приятно, когда покупатели, спустя месяцы, успев полностью насладиться снегоходом, говорят слова благодарности. В этом есть и коммерческий смысл — довольный покупатель будет рекомендовать хорошего продавца своим знакомым.

Какие бывают

Снегоходы делят на 5 групп:

  • спортивные,
  • горные,
  • туристические,
  • утилитарные,
  • детские.

Спортивные снегоходы

Polaris 600 RUSH

Yamaha RX1 MTX

Стихия этих снегоходов — ровные и укатанные трассы, ледяная гладь озер. Спортивные снегоходы не отягощены электростартером и задним ходом (опции). На них очень тяжело пробиваться в лесу, да и вообще ехать по глубокому снегу. И не забудьте, что это одноместные снегоходы.

Мощный и приемистый двигатель, скорость до 200 км/ч, энергоемкая подвеска, малый вес.

Плохая проходимость по глубокому снегу (из-за короткой гусеницы: 121 дюйм = 3073 мм).

Горные снегоходы

Polaris 800 DRAGON RMK 163

Arctic Cat M1000

Созданы для передвижения по рельефной местности в глубоком снегу. Как и спортивные, горные снегоходы имеют одно посадочное место. Двигатели объемом от 600 до 1000 см³, длинные гусеницы с большими зацепами — вот благодаря чему у снегохода хорошая проходимость. Надо помнить, что хорошая проходимость будет лишь в том случае, когда пилот активно помогает снегоходу.

Хорошая проходимость, крепкая подвеска.

Цена.

Туристические снегоходы

Arctic Cat T570

Yamaha RS Venture TF

Комфортное передвижение по укатанным трассам и неглубокому снегу. Эти снегоходы бывают совершенно разные: от моделей с двигателем 380 см³ с минимальным набором опций до 800-кубовых «лимузинов». Это двухместные машины, которые с легкостью перевозят вас и вашего пассажира.

Комфортное передвижение на дальнее расстояние.

Очень большой вес и размеры, в связи с чем сильно страдает проходимость и иногда бывает очень трудно вытащить этих «бегемотов».

Утилитарные снегоходы (вайдтраки)

Yamaha Viking 540E

Arctic Cat Bearcat 570LT

Чемпионы по проходимости на равнине. Отличительная особенность — широкая гусеница, большое количество багажных отделений. При езде по лесу этим снегоходам нет равных. Одним словом, танки. Снабжены фаркопом и могут тягать за собой до 500 кг груза. Максимальная скорость порядка 120 км/ч.

Проходимость превосходит самые смелые ожидания.

Размер и вес.

Детские снегоходы

Polaris 120 DRAGON

Arctic Cat ZR 120

Предназначены для школьников, детей в возрасте 9–12 лет.

Движение по снегу разной плотности

Глубокий нетронутый снег.

Чаще всего встречается на полях и в лесу. На нем снегоход может крениться из стороны в сторону, а на рыхлых участках — буксовать и «тонуть». Поэтому стоит держать управление уверенно и быть готовым действовать быстро: наклоняться корпусом, спрыгивать со снегохода, менять направление езды.

Укатанный плотный снег

. Если снегоход не предназначен для плотно укатанного снега, ездить желательно медленно, без резких разгонов и торможений.

Размокший снег

. Размокший снег тяжелый, легко комкается, под ним может скрываться лед, а если снегоход загрузнет — выкапывать его придется стоя в воде. Поэтому такие участки опасны для любых снегоходов. Определить их можно по потемневшей колее, которая остается за лыжами и траком. Ещё на размокшем снегу скорость снижается, так как грунтозацепу тяжелее отбрасывать тяжелые комки. Поэтому если вы заметили впереди такой участок — объезжаем его. Если это не удается, или если вы уже на нем — определяем самый короткий путь до более «сухого» снега, и выезжаем по прямой, в идеале не сбрасывая скорости.

Потемневшие участки легко выдают мокрый снег

Лед

. Льда стоит избегать: ни грунтозацепы гусениц, ни лыжи для него не предназначены. Конечно, они не сломаются, и проехать по льду можно, но управлять снегоходом на таком участке будет намного сложнее. Главные правила — проезжать лед нужно медленно, не делая резких поворотов, не газуя, ни в коем случае не допуская экстренного торможения.

Участки с асфальтом или грунтом

. Движение по участкам без снега может перегреть двигатель (потому что обычно он охлаждается снегом), повредить склизы и лыжи. А еще управлять снегоходом на асфальте и земле практически невозможно. Поэтому такие участки нужно объезжать. Если это невозможно (например, нужно пересечь автомобильную дорогу без снега, или если вы завершаете маршрут, впереди оттаявший участок, а бензина на возвращение прежним путем уже не хватит) — проезжать их нужно по прямой, не сбавляя ход и по возможности не поворачивая руль.

Как выбирать

Если разумно подходить к выбору снегохода, то необходимо понять:

  1. Цель (для чего вы покупаете снегоход).
  2. Условия эксплуатации (погодные условия, местность, удаленность от сервис-центров).
  3. В последнюю очередь: мощность, марка, цвет, красота и т. д.

Цель

Снегоходы покупают для:

  • работы;
  • отдыха: охота, рыбалка или «покатушки»;
  • cпорта;
  • чтобы был (у соседа такой «крутой», а я чем хуже).

Ничего страшного если снегоход вам нужен для охоты, «покатушек» и работы одновременно — подберем.

Местность

Выбор снегохода зависит и от местности, в которой вы живете. Для Западного региона страны характерно небольшое количество снега (обычно до метра) и есть возможность кататься на всех типах снегоходов.

Если вас не прельщает езда в глубоком снегу, «пробивки» в лесу, но вы любите погоняться по извилистым трассам с друзьями, то ваш выбор, однозначно — это спортивный снегоход. Также есть модификации «спортов» с удлиненной до 136 дюймов гусеницей. Например, для Московской области это хороший вариант, и проходимость такого снегохода будет «на уровне». Если вы предпочитаете активную езду в глубоком лесу, и при этом вам нужна хорошая скорость — надо брать «горник». Главное не переборщить с длиной гусеницы.

Для Москвы, Питера и им подобных, гусеница длиннее 144 дюймов (3658 мм) совершенно не нужна. Тут такое правило: чем длиннее гусеница, тем лучше проходимость, хуже управляемость и больше вес. И наоборот. Если же активно ездить не позволяет возраст и скорость больше 120 вам не нужна, но по снежному бездорожью ездить хочется — надо брать вайдтрак.

Здесь, по сравнению с горным, есть один неоспоримый плюс — можно выезжать на катания с семьей. При выборе утилитарника обычно смотрят на двигатель и переднюю подвеску. Двигатели идут от 550 кубов (воздушное охлаждение, 2 такта) и до литровых четырехтактников. Передняя подвеска может быть рычажной, а может быть телескопической.

Преимущество рычажной — лучше управляемость, телескопическую же сложно повредить о пеньки и прочие препятствия.

«Телескопы» обычно берут охотники.

Еще бывают, так называемые, супер вайдтраки, гусеница у них еще шире. На наш взгляд это уже излишество. При очень широкой гусенице страдает управляемость, да и проходимости не особо прибавляется.

Большинство снегоходчиков, которые катаются в глубоких снегах согласятся с этим. Туристические снегоходы, как правило, покупают люди, которые далеко от дома не уезжают. Снегоход используется для того, чтобы развеяться в окрестных полях или выехать на пикничок. Часто «турист» — это первая машина, с которой начинается освоение снегохода, появляется опыт, предпочтения, и этот снегоход меняется на что-то более подходящее. В целом, это неплохие семейные машины, предоставляющие высокий уровень комфорта и пилоту, и пассажиру.

И вот еще. Когда вы уже более-менее определились с типом снегохода, выбор сузился. Обычно выбирают между спортивным и горным снегоходами и между «туристом» и утилитарным снегоходом. Первые два для агрессивной езды без пассажира, и выбор делается в зависимости от величины снежного покрова. Тут все просто. А теперь про «вторую двойку».

Более рациональный выбор — купить снегоход с широкой гусеницей (утилитарный). На нем можно выезжать вдвоем, можно с легкостью передвигаться по глубокому снегу. Минус — небольшая максимальная скорость. Да и то с этим можно поспорить. Многие вайдтраки обеспечивают достаточную скорость и комфорт как пилоту, так и пассажиру. Это раньше они были «дубовые», а сейчас же с каждым годом уровень комфорта растет, а скорость уже превосходит 100 км/ч.

Немного про туристические снегоходы. Чем мощнее двигатель, тем снегоход круче. Причем уровень оснащения зависит от мощности двигателя. Если уж брать, то кубов на 800. Помните, что на всех «туристах» тяжело передвигаться в глубоком снегу, «засадить» их очень легко, а вот вытащить очень сложно — слишком тяжелые. Но если у вашего друга — вайдтрак, проблема вроде как отпадает.

Всё выше написанное подходит для Западного региона, тогда как в Сибири, на Урале или на Дальнем Востоке можно использовать только горные и рабочие снегоходы из-за обильного снега. Думаем тут все ясно. Любите адреналин — берите «горник». Нравятся более уравновешенные катания — утилитарный снегоход. Рыболовам и охотникам вообще думать нечего — для них только «утилиты».

Лучшие утилитарные снегоходы

Наиболее «консервативная» категория снегоходов – так называемые утилитарные модели, к которым предъявляются довольно типичные требования: надежность, ремонтопригодность, простота обслуживания, доступная стоимость.

Такие снегоходы предпочитают пользователи, которым важна уверенность в том, что машина не сломается из-за больших нагрузок, заведется в 30-градусный мороз и спокойно отбуксирует тяжелый груз.

Tayga Patrul 800 SWT

4.7

★★★★★

оценка редакции

88%

покупателей рекомендуют этот товар

Смотрите обзор▶

Снегоход Tayga Patrul 800 SWT предусматривает широкий диапазон настроек подвески, что позволяет выбрать оптимальный режим работы и быстро его сменить при изменении условий поездки. Средняя стоимость модели – 500 тысяч рублей.

Достоинства:

  • многофункциональная приборная панель Koso;
  • усиленная передняя подвеска;
  • настраиваемая задняя подвеска;
  • двухуровневое сиденье;
  • вместительный багажник.

Недостатки:

  • не всегда качественная сборка.

Снегоход Tayga Patrul легко возьмет на борт двух взрослых человек или потянет 500-килограммовый груз.

Stels 600L Ermak

4.6

★★★★★

оценка редакции

86%

покупателей рекомендуют этот товар

Утилитарный снегоход Stels Ermak оснащен двухцилиндровым мотором мощностью 50 л. с. с карбюратором Mikuni. Система охлаждения – воздушного типа. Средняя стоимость модели – 200 тысяч рублей.

Достоинства:

  • модульная рама с защитой днища;
  • облегченная гусеничная лента;
  • подогрев рукоятки руля и курка газа;
  • основной топливный бак на 58 л и дополнительный на 32 л.

Недостатки:

  • трудно добираться до карбюратора;
  • попадаются некачественно собранные модели.

В случае необходимости снегоход Stels 600L Ermak может быть доукомплектован силовым передним бампером, задними LED фарами, фарой-искателем, датчиками уровня топлива, температуры выхлопных газов и температуры окружающей среды.

Буран 4Т

4.5

★★★★★

оценка редакции

82%

покупателей рекомендуют этот товар

Смотрите обзор▶

В качестве силового агрегата снегохода Буран 4Т используется четырехтактный мотор Kohler мощностью 29 л. с.

Модель оснащена системой электрозапуска двигателя. Купить такой снегоход можно в среднем за 300 тысяч рублей.

Достоинства:

  • удобный доступ в подкапотное пространство;
  • фара-прожектор;
  • грузовая площадка;
  • багажный отсек под сидением;
  • приемлемая стоимость.

Недостатки:

  • тяжелый;
  • возможны огрехи сборки.

Утилитарный снегоход Буран 4Т может оказаться одним из лучших вариантов для зимней охоты и рыбалки, а также для использования в домашнем хозяйстве в северных регионах.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ

13 лучших тюбингов (ватрушек)

Хранение и перевозка

Если вы купили снегоход, то перед вами встанет вопрос где и как его хранить, а также как довести снегоход до лесов и рек нашей бескрайней родины. Согласитесь, если вы житель города и добраться до леса 100–300 км, вы же не поедете на снегоходе по городу. Нужен прицеп для перевозки вашего снежного коня до места. Прицеп удобен также и для хранения снегохода на платных стоянках. Но а те у кого есть гаражи, то летом можно хранить его там, а прицеп брать на прокат или у друга.

Спортивные

Если Вы являетесь страстным любителем экстремальных видов спорта, и снегоход нужен вам для покорения очередных спортивных вершин, то основными критериями выбора такого «снаряжения» будут короткая гусеница, мощный мотор, относительно легкий вес, жесткая подвеска. Кроме того, конструкция этих аппаратов имеет только одно сиденье, а багажник и вовсе здесь не предусмотрен. Такие спортивные снегоходы способны разогнаться до 200км/ч, а благодаря жесткой подвеске спортсмен даже на такой скорости может выполнять самые головокружительные прыжки.

спортивный

Цены и производители

Естественно Вам нужно определиться с бюджетом. Не бойтесь ошибиться — это всего лишь первоначальная оценка, которая поможет продавцу. Если уж совсем трудно, то подумайте — больше какой суммы вам точно будет жалко потратить на снегоход.

В настоящее время в мире действуют семь независимых производителей снегоходов:

  • Alpina Snowmobiles — Италия;
  • Arctic Cat — США;
  • Bombardier (BRP) — Канада, Финляндия;
  • Polaris Industries — США;
  • Yamaha Motor Corporation — Япония;
  • ОАО «Русская Механика» (Рыбинск) — Россия;
  • ОАО УМПО (УФА) — Россия (более не производят).

Каждый производитель предлагает свои снегоходы с различным набором стандартных опций, причем количество включенных опций может меняться. Здесь вам стоит опираться на свой вкус, рекомендации продавцов и отзывы других владельцев. При выборе также учитывайте срок гарантийного обслуживания и наличия ближайшего сервис-центра.

Немного о российской технике

Зима и работа

Действительно, эти два уникальных российских понятия — зима и работа, ведь у всех остальных не только зима немного другая, но и работают они иначе… Это мы можем сказать как люди, объехавшие весь Север и Заполярье.

Поэтому люди, для которых снегоход — способ заработать, выбирают зачастую именно отечественную технику. Среди них — геологи, профессиональные охотники и другие люди, для которых важно недорого переместиться в любую погоду из точки А в точку В и перевезти при этом N килограмм груза. Здесь цениться простота, надежность и выносливость. И очень важный пункт — цена. Конечно, не все покупают снегоходы для работы, для многих это своего рода отдушина, любимое занятие или развлечение. Среди таких людей, к сожалению, редко можно встретить владельца российского снегохода — ну никак не тянет наш мотопром, чтобы снегоходы были хотя бы с минимальным уровнем комфорта. Все «Тайги», «Бураны», «Рыси» — изделия сугубо утилитарные и для развлечения не предназначены. Зато редкий импортный снегоход можно отремонтировать на месте.

Фирмы

На рынке представлено множество моделей как отечественного, так и зарубежного производителя. Среди наших разработок можно выделить снегоходы моделей «Буран», «Рысь», «Тайга». Из зарубежных аналогов, зарекомендовавших себя, как машины с отличными эксплуатационными качествами, в свободной продаже можно найти «Polaris», «Ski-Doo», «Arctic Cat», «Yamaha». По качеству они значительно превосходят отечественный товар, что отражается в высокой цене. Покупка нового снегохода иностранных производителей обойдется потребителю в сумму, не меньше 6000 тыс. дол., тогда как наши «Рысь» и «Тайгу» вполне может позволить себе человек, имеющий в кармане не больше 100 тыс. руб.

Новый или б/у

Американцы и канадцы — не дураки, продают, как правило, снегоходы, из которых выжато всё что можно.

Часто перед покупателями стоит выбор: взять б/у импортный, новый отечественный или новый импортный снегоход. Покупая б/у импортный, вы покупаете кота в мешке. Неизвестно как с ним обращался предыдущий хозяин. Мог убивать, не обкатывать, а потом грамотно провеcти предпродажную подготовку и впарить вам… А мог обращаться бережно — тогда вам повезло. Покупая же новый отечественный снегоход, вы, как ни странно звучит, тоже покупаете кота в мешке. Все хозяева наших снегоходов подтвердят, что из ворот цехов российских заводов выходят совершенно разные машины. Можете отьездить несколько лет без проблем, а могут начаться детские болезни через сто километров пробега. Зато есть гарантия и легко купить запчасти. Идеальный же вариант купить б/у импортный снегоход у своего товарища, который ничего не скроет, или у хорошего дилера, который будет отвечать за снегоход. Если же покупать «с рук», то обязательно возьмите с собой друга, который хорошо разбирается в технике и знает как все должно быть.

Если же денег совсем мало и хватает только на б/у российский снегоход, то готовьтесь к трем вариантам. Либо снегоход был у опытного владельца и переболел «детскими» болезнями и вряд ли сломается в скором времени, либо предыдущий хозяин «убил» технику и пытается ее выгодно продать. Ну а третий — снегоход меняется на что-то более крутое. Вполне возможно он будет в нормальном состоянии.

При покупке подержанного снегохода берите с собой опытного друга, который всегда поможет советом и не гонитесь за дешевизной.

Прочие нюансы

Сюда отнесем все пункты, которые не вписались в остальные разделы, но которые обязательно нужно знать.

Общие советы

  1. Никогда не отвлекаться от управления. Даже если справа в деревьях будет пастись стадо красивых оленей или пробегать лисица с лисятами — сначала нужно полностью остановиться, и только потом осматриваться.
  2. Надевать экипировку по погоде, обязательно ездить в шлеме и специальных ботинках.
  3. С осторожностью относиться: к темноте, туману, яркому свету, метели, деревьям, кустам, глубоким сугробам, льду, «оголившейся» земле или асфальту, крутым склонам, незнакомым участкам и любым другим местам и условиям, в которых повышается вероятность не заметить препятствие.

Подготовка к поездке

Перед выездом обязательно нужно:

  • проверить прогноз погоды (температура, осадки, сила ветра);
  • правильно рассчитать, хватит ли топлива на маршрут (учитывая что реальный расход всегда будет больше, чем расход по паспорту);
  • при поездке куда-либо в одиночку сообщить родным или друзьям примерный маршрут и срок возвращения;
  • в более-менее далекие поездки брать с собой минимальный набор инструментов, воду, еду, лопату, сигнал охотника и спички или зажигалку (а еще очень желательно освоить основные принципы выживания вдали от цивилизации).

Физическое и психическое состояние водителя

За руль снегохода нельзя садиться:

  • голодным, сильно уставшим, ослабшим после болезни или сонным;
  • с какими-либо травмами, незажившими ранами (в том числе после операций);
  • в состоянии измененного сознания (под воздействием каких-либо веществ или алкоголя);
  • в состоянии сильного стресса ( грусть, гнев, депрессия, переживание или даже радость тоже могут изменить восприятие реальности, ухудшить внимательность, подтолкнуть на резкие маневры или превышение скорости).

Тест-драйв

Прежде чем выезжать на реальный маршрут, особенно в одиночку и на новом снегоходе — стоит проехаться рядом с домом (или с пунктом проката). Такой тест-драйв позволит привыкнуть к поведению техники: отклику газа на нажатие курка, набору скорости, обзору, вхождению в поворот, торможению. Кататься нужно столько, сколько понадобится, чтобы научиться уверенно тормозить с разной скорости.

После отработки базовых действий можно прокатиться чуть дальше: например, вокруг дачного поселка. И повторить все маневры в реальных условиях.

Отличия между одной и двумя лыжами

Классический снегоход имеет пару лыж и одну гусеницу. Но в России встречается и альтернативный форм-фактор: одна лыжа и пара гусениц. Именно так устроены снегоходы Русская Механика «Буран», выпускаемые еще с советских времен и до сих пор очень популярные.

Снегоход Буран имеет одну лыжу и пару гусениц

Отличия между «Буранами» и снегоходами с парой лыж следующие:

  • снегоход с одной лыжей поворачивает плавнее, и радиус поворота для него нужен больший;
  • пара гусениц «Бурана» имеют общую ширину в 720 мм, за счет чего они лучше проходят по рыхлому глубокому снегу, чем снегоходы с меньшей шириной гусениц.

Курсы езды на снегоходе

Обучиться вождению можно в крупных городах или в населенных пунктах, где снегоходы используют в качестве «обычного» транспорта. Если есть возможность, курсы стоит пройти: новичков там учат быстро, дают очень полезных знаний и навыков. Но в принципе курсы не обязательны, особенно если на снегоходе вы не планируете покорять сложные маршруты или сразу отправляться в далекие поездки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]