Выбираем снегоход к зиме. Классификация снегоходов

Выбрать первый снегоход сложно: производителей в мире немало, моделей они выпускают много, а отличия между модификациями могут быть непонятны. При этом техника стоит дорого, и ошибаться не хочется.

В этой статье мы собрали полезные советы о том, как выбрать снегоход, и составили список проверенных брендов, представленных на российском рынке.

Что такое снегоход, его устройство и принцип работы

Снегоход (snowmobile) – транспортное средство для передвижения по снегу и льду.
Конструктивно снегоход – это тот же мотоцикл, только вместо колес гусеницы и лыжи. У большинства современных снегоходов одна гусеница сзади и пара управляемых (рулевых) лыж впереди. Такая конструкция с опорой на три точки дает максимальную устойчивость и большую маневренность по сравнению с конструкцией «одна лыжа – две гусеницы».

Основные составляющие снегохода

  • Двигатель. Бензиновый, инжекторный, 2-х или 4-хтактный, с воздушным или водяным охлаждением;
  • Трансмиссия.
  • Корпус (с воздухозаборником, головным светом, брызговиками, отражателями), ветровое стекло, сиденье, органы управления. Материал корпуса — сталь, сплавы алюминия или стеклопластик.
  • Гусеница и задняя подвеска. Гусеница – цельная лента с грунтозацепами, изготовленная из резины или композитных материалов, иногда с кевларовым кордом.
  • Лыжи имеют ручку и конек. Ручка на носу, чтобы вытащить снегоход или повернуть лыжи в снегу. Конек – улучшает управляемость, режет плотный снег, лёд. Материал лыж — эластичный, легкий пластик высокой прочности.
  • Передняя подвеска (рычажная или телескопическая).

Система охлаждения

Функционирование мототехники зависит от того, насколько эффективно работает система охлаждения. Она отвечает за отведение тепловой энергии от двигателя, защищает силовой агрегат от поломок вследствие перегрева. Производители оснащаются снегоходы воздушными и водяными системами охлаждения.

Водяная:

  • двигатель реже перегревается;
  • более подвержена поломкам.

Воздушная:

  • повышенный риск перегрева;
  • высокая надежность.

Чтобы повысить эффективность систем охлаждения, на снегоходы устанавливают датчики температур. Эти элементы отвечают за своевременное оповещение о том, что температура мотора достигла критических показателей. В таких случаях нужно остановить снегоход и подождать, пока двигатель остынет.

Чем хороши снегоходы BRP

Канадская компания Bombardier Recreational Products (BRP) – одна из старейших и лучших в отрасли. Ассортимент охватывает все виды снегоходов. Хорошо представленаBRP и на нашем рынке.

Производством снегоходов под известными уже брендами Ski-Doo и Lynx фирма занимается уже более 70 лет и это одна из основных её специализаций.

Модельный ряд снегоходов Ski-Doo 2022 года представлен из 29 снегоходов 9 семейств: кроссовые MXZ, кроссоверы-внедорожники Renegade, горные модели для прохождения глубокого снега Summit, Freeride для экстрима, роскошные трэйловые снегоходы серии GSX, туристические Grand Touring, туристическо-утилитарные Expedition, легкие утилитарники Tundra и классические транспортники Skandic. Мощности — от 85 до 165 л.с., объём топливного бака – 36 до 45 литров, вес машин от 199 до 356 кг. Двигатели – 2-, 3-цилиндровые, как 2-х и 4-хтактные. Плюс ко всему богатый выбор запчастей, аксессуаров, фирменной экипировки в наличии у официального дилера компании BRP.

Главные новинки моделей снегоходов 2021 года:

  • турбированные двигатели Rotax 900 ACE Turbo на 151 л.с.;
  • новый двигатель Rotax 600 ACE;
  • модернизированные гусеницы SilentTrack II и SilentCobra WT;
  • информационные цифровые дисплеи размером 4,5 и 7,2 дюйма по диагонали;
  • улучшенная подвеска cТMotion.

Снегоходы делятся на 5 групп:

  • утилитарные или тяговые (транспортные);
  • туристические;
  • спортивные и кроссоверы;
  • горные;

Отличаются снегоходы по:

  • мощности двигателя;
  • скорости;
  • маневренности;
  • проходимости (ширина, длина гусеницы);
  • комфорту;
  • габаритам.

Утилитарные снегоходы (вайдтрак) предназначены для перевозки грузов и имеют высокую проходимость. Это мощные и надежные машины с широкими и длинными гусеницами. Обычно двухместные, комфортные, со спинкой, зеркалами заднего вида, с багажником, фаркопом, имеют задний ход.

Туристические – тоже мощные, более скоростные. На первом месте комфорт, необходимый для дальних поездок, и проходимость.

Спортивные – главное скорость, малый вес машины, минимум комфорта. Оснащаются очень мощным двигателем, энергоемкой подвеской, узкими и короткими гусеницами (не для глубокого снега). Проходимость не приоритет.

Горные снегоходы – похожи на спортивные, с мощным двигателем, имеют тоже узкую, но гораздо более длинную гусеницу (до 4 метров) с большими грунтозацепами, небольшой вес. Распределение массы идет на переднюю часть. Очень маневренные за счет малого веса.

Утилитарные

Утилитарник – самый популярный тип снегоходов. Часто в описании таких моделей указывают, что это «рабочие лошадки», способные выполнять различные задачи в быту. Перевозка пассажиров и грузов, передвижение по сложным заснеженным трассам, неспешное катание – вот для чего предназначены утилитарные снегоходы. Выглядит техника добротно, оснащается всеми необходимыми приспособлениями для комфортной езды. Особенности утилитарников:

  • фаркоп обеспечивает возможность присоединять к технике груженые сани или тележку;
  • мотор с отличными тяговыми способностями;
  • понижающая передача;
  • длинные и широкие гусеничные ленты;
  • два сиденья: для водителя и пассажира.

Утилитарные снегоходы очень выносливы. Они сочетают в себе отменные эксплуатационные свойства, надёжность, имеют большой рабочий ресурс, редко ломаются. Техника без проблем преодолевает сложные лесные трассы, не грузнет в глубоком снегу. Утилитарники часто используют для того, чтобы вытянуть из снега спортивный или горный снегоход. Также сфера применения моделей включает сельское хозяйство, зимнюю рыбалку и охоту.

К минусам утилитарных машин относят невысокую скорость передвижения. В остальном техника отличная, способна выдерживать серьёзные нагрузки, хорошо справляется с поставленными задачами. Качественные, надежные утилитарные снегоходы выпускает компания Sharmax. В линейке представлены такие модели: SN-210 Forester, SN-420, SN-550 и пр.

Выбор снегохода по параметрам

Основные параметры, которые влияют на выбор снегохода, являются:

  • мощность двигателя;
  • расход топлива, размер топливного бака;
  • тип гусеницы — ширина и длина;
  • форма и размеры лыж;
  • вес снегохода;
  • комфорт;
  • сервис, доступность запчастей на рынке;
  • цена.

От характера езды, цели покупки, опыта водителя зависит выбор снегохода по техническим характеристикам.

Большинство двигателей снегоходов имеют рабочий объем, начиная с 550 куб. см. Чем выше мощность, тем лучше. Не всегда в характеристиках указывается мощность, иногда только объём. Главное требование – надежность, от которой зависит и состояние машины, и безопасность водителя. Для разных задач существуют разные типы двигателей. Основных типов два – двух- и четырехтактные. Двухтактные проще в обслуживании и ремонте, а также легче чем четырехтактные двигатели. Их ставят в основном на утилитарных снегоходах, где важно в длительном путешествии оперативно отремонтировать мотор, или на горные снегоходы, где вес техники играет большую роль. У четырехтактных лучше ходовые качества, лучше экологические характеристики и именно эти двигатели получают всё большее распространение. Их устанавливают на самых современных машинах.

Конструкция двухтактного двигателя с воздушным охлаждением: два цилиндра, две свечи, впрыск. Четырехтактный не менее надёжен, но сложнее в ремонте и обслуживании.

В поездках на большие расстояния нужно учитывать расход бензина и объем топливного бака. Это касается утилитарных и туристических снегоходов. Для горных и спортивных это не так критично, важнее вес машины.

На проходимость снегохода и его управляемость непосредственно влияет ширина и длина гусеницы. Чем уже гусеница, тем проще на поворотах. Чем шире, тем легче преодолевать снежные заносы. На горных снегоходах устанавливаются узкие и длинные гусеницы. На спортивных – узкие и короткие. В утилитарных (или грузовых, транспортных) – чем шире, тем лучше.

От формы и размеров лыж зависят ходовые качества. Снегоходом с коротким коньком лыжи легче управлять на неровной местности, с длинным – на рыхлому снегу.

Комфорт. Чем длительней поездка, тем это важнее – удобство сидений, наличие спинки, зеркал заднего вида, возможность разместить на снегоходе снаряжение для охоты, рыбалки, все необходимое для отдыха или поездок по работе. Для спортивных снегоходов это практически не важно.

Любая техника не вечна и со временем что-то придется менять или ремонтировать. Перед покупкой нужно поинтересоваться наличием сервиса и запчастей. Особенно это важно, если покупка осуществляется «с рук». Проще, если покупать технику у официального дилера – достаточно задать вопросы менеджеру по продажам. В этом случае, наличие профессионального, качественного сервиса важнее цены. В дальнейшем суммарные затраты (цена + сервис) могут оказаться выше, чем казалось изначально.

Тип двигателя

Производительность снегохода зависит от мощности силового агрегата. Этот же параметр влияет и на цену техники. Чем мощнее двигатель, тем дороже снегоход. Для оснащения зимней мототехники производители используют двухтактные и четырехтактные двигатели.

  • 2-тактные. К их достоинствам относят незначительный вес, простой и быстрый запуск, в том числе и при отрицательных температурах. Работают такие двигатели на топливно-масляной смеси. Недостатков больше, чем преимуществ: шумность, большой расход топлива, выброс в окружающую среду токсических веществ.
  • 4-тактные. Для заливания масла и бензина есть отдельные резервуары. Потребляют такие моторы гораздо меньше топлива, чем 2-тактные. Они более экологичные, их работа не сопровождается громкими звуками. Минусы: большой вес и высокая стоимость.

По типу используемого топлива двигатели делятся на бензиновые и дизельные. Последние более мощные, устанавливаются на снегоходы с высокими показателями производительности.

Как выбрать снегоход под разные виды деятельности (от охоты до спорта)

Выбирая снегоход, необходимо определить цель использования, условия эксплуатации и характер местности.

Цель:

  • отдых – охота, рыбалка, туризм, для обучения езде;
  • работа – лесничество, охрана природы, МЧС, горнолыжный курорт или просто как транспортное средство в местности, где проехать на другой технике проблематично;
  • спорт – быстрая, экстремальная езда по подготовленной трассе или замерзшей реке или озеру, горам, склонам, снежным карнизам, прыжки с трамплинов.

Охота или рыбалка предполагает поездки на большие расстояния, скорее всего по глубокому снегу, не обязательно на высокой скорости. Для таких целей подойдет проходимый и мощный, комфортный утилитарный снегоход. Стоит обратить внимание при выборе на расход топлива и уровень шума. Расход как можно меньше, шум как можно ниже, охота же!

Покататься с семьей, друзьями идеально подойдет туристический: быстрый, удобный, вместительный, безопасный, достаточной грузоподъемности, с мягкой подвеской и широкой гусеницей для езды в лесу и в поле по глубокому снегу. На таких снегоходах легче научиться ездить новичкам.

Если снегоход не развлечение, а средство передвижения на каждый день, стоит выбрать утилитарный с большим топливным баком, телескопической подвеской. Она менее маневренна, но более надежна по сравнению с рычажной. В лесу или на другой местности под глубоким снегом может быть скрыто множество препятствий.

Для езды на высокой скорости и относительно ровной поверхности, не глубоком снегу – спортивный снегоход. По пересеченной местности – внедорожник-кроссовер; по более крутому рельефу — горный.

Спортивные

Спортивный снегоход – это техника для езды по ровным укатанным трассам. Его покупают для активного отдыха, участия в соревнованиях. Особенности этого типа снегоходов:

  • облегченный вес;
  • рама изготовлена из высококачественного легкосплавного металла;
  • только ручной запуск, электростартером модели не оснащаются;
  • нет заднего хода;
  • только одно сиденье – для водителя;
  • гусеничные ленты короткие и узкие.

Спортивные транспортные средства способны разгоняться до 200 км/час. Скорость 100 км/час техника набирает всего за 3,5 секунды. Маневренность великолепная. Для практичных целей такие снегоходы не подходят вообще, так как они застревают даже в неглубоком снегу. По лесу на них ездить невозможно. Спортивные снегоходы покупают для катания по специальным трассам.

Какой снегоход выбрать начинающему

При выборе первого снегохода надо понимать, зачем он нужен – просто кататься, или очень быстро кататься. Туристический или утилитарный – не такие скоростные, но проходимые, мощные и тяжелые. Возможно, для новичка на первых порах будет сложно управлять тяжелой машиной, особенно на поворотах. Или же быстро надоест однообразие и не быстрая езда. Спортивные и горные снегоходы для кого-то будут интереснее – высокая скорость, маневренность. Даже застряв где-то в снегу по неопытности, такую машину легче вытащить даже одному. То есть, в первую очередь необходимо определиться с типом снегохода.

Не обязательно сразу вдаваться в технические подробности – тип подвески, двигателя, вид охлаждения, какая трансмиссия. Лучший вариант — попробовать разные снегоходы на тест-драйве у дилера или у друзей. Самое главное, он должен понравиться! Мощность также не должна быть важным критерием. Следует обратить внимание на простоту управления, ну и цену.

Одна или две гусеницы

В продаже доступны снегоходы с одной гусеницей или двумя. И те, и другие имеют свои преимущества.

  • Одногусеничные. Спереди таких моделей находится две лыжи, сзади – одна гусеничная лента. К преимуществам таких снегоходов относят отличную устойчивость, правильное распределение веса, хорошую проходимость и управляемость.
  • Двухгусеничные. Не так популярны, как машины с одной гусеницей. В конструкции таких моделей две гусеничные ленты и одна лыжа. Снегоходы менее устойчивы, особенно на неровностях.

От характеристик гусеницы зависят эксплуатационные свойства снегохода. При выборе транспортного средства следует обращать внимание на материал изготовления и ширину гусеничной ленты. Модели с широкими гусеницами более устойчивы, не проваливаются на глубоком снегу, а с узкими – способны развивать большую скорость.

Детские

И последний тип снегоходов – детские. Модели этого типа разработаны для детей-подростков в возрасте 9-12 лет. Одноместные модели привлекают компактными размерами, продуманной конструкцией. Здесь реализована эффективная система безопасности. Это идеальное решение для тех случаев, когда вы хотите ребенка научить кататься на снегоходе. К особенностям детских снегоходов относят незначительный вес, эргономичную конструкцию, отменные функциональные возможности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]