Схема проводки ИЖ Юпитер 3, легенды отечественного мотопрома


Сразу хотим отметить, что мотоциклы семейства ИЖ были самым демократичным и доступным видом транспорта 80-х, подарившим свободу передвижений многим юношам и взрослым мужчинам. В те годы интернета и кабельного ТВ не было, так что протирать штаны на диване было немодным. Зато схема проводки ИЖ Юпитер 3 этими самыми юношами зачитывалась до дыр, о чем сегодня с ностальгией вспоминают многие взрослые дяди и тети.

Легенда в заводской комплектации

Как натроить зажигание на Иж юпитер

У всех Ижоводов когда то наступает момент, когда их родной и любимый Иж ломается. И мы чиним его и чиним. Не очень опытние Ижоводы могут не знать как настраивать карбюратор, менять диски сцепления, менять поршневую, настраивать зажигание. В этой статье рассмотрим как правильно настроить зажигание на Иж юпитер.
Если вы грешите на зажигание, мол оно сбилось плохо работает двигатель, стреляет в глушитель или карбюратор. Не факт что это зажигание, возможно что это свечи зажигания, не качественный бензин, либо высоковольтные провода, колпачек высоковольтника или бобина. Для начала убедитесь что все эти вышеназванные причины исправно работают и только тогда начинайте проводить настройку зажигания. Начинать настраивать зажигание нужно с правого цилиндра, т.к. контакты правого цилиндра расположены на большой площадке прерывателя. Поэтому выставить с левого цилиндра не получится. Для начала нужно на кулачках прерывателя выставить зазор равный 0,4 — 0,6 мм, для этого используйте щуп. Повернув коленвал за болт якоря на верхнем прерыветеле (правого цилиндра, т.к. он находится на большей площадке прерывателя 6, как показано на рисунке) установить наибольшее размыкание контактов, ослабить болт 5 и эксцентриком 4 установить правильный зазор. После этого зафиксировать этот зазор, закрутив болт 5. Таким же образом выставть зазор на нижнем прерывателе (левого цилиндра). Все это удобно делать предварительно выкрутив свечи из обоих цилиндров. Опережение зажигания правого цилиндра, начать устанавливать с того, что вместо свечи вкрутить индикатор, который прилагается в наборе инструментов, либо для очень точных людей можно сделать на глаз,какой нить отверткой поймать верхнюю мертвую точку (вмт). На индикаторе риски деления установить чтобы стрелка в вмт была на нуле. Спустить поршень на интервал 2,4-2,6 мм ниже вмт, повернув болт якоря коленчатого вала против часовой стрелки. Отвернуть винты 2, 3, 7, 8, подцепить 12 вольтовую лампочку один к массе, другой к проводу который идет на кулачек, включить зажигание, начать устанавливать размыкание контактов поворачивая основание 6. Когда кулачки разомкнутся, лампочка начнет гореть. Нужно выловить этот момент очень точно. И закрутить болты 2 и 7 зафиксировав это установленное опережение. Опережение зажигания второго цилиндра выставить аналогично, только теперь поворачивать площаку основания 1. Старайтесь выставить зажигание одинаково на обоих цилиндрах. Удачной настройки:-)

moto18vtk.blogspot.ru

Как правильно настроить зажигание Иж Планета 5

Подробнее о процессе настройки системы при помощи устройства микрометр вы можете узнать из этого видео (автор ролика — канал Дмитрий Маймескул).

Производить и регулировать зажигание Иж Планетка лучше всего, используя особый инструмент, который некогда заходил в заводской набор каждой отдельной модели. Если у вас нет такового инструмента, пользуйтесь обыденным штангенциркулем.

Что же понадобится, чтоб настроить систему пуска на Иж Планетка 5, для вас пригодятся последующие инструменты:

  • пробник, как еще его называют лампочка, работающая от 12-ти вольт с наличием 2-ух проводов;
  • глубиномер (штангенциркуль);
  • особые щупы, для чтоб точно измерить зазоры.

Чтоб хорошо установить зажигание Иж Планетка, поначалу нужно снять крышку с генератора. При необходимости, для удобства возможно открутить правую крышку на картере.

Дальше для регулировки зажигания Планета 5 следует попеременно выполнить такие деяния:

  • повернуть по ходу часовой стрелки коленвал без выполнения качественной установки момента, когда прерыватель будет очень размыкаться;
  • незначительно раскрутить болт, сразу поворачивая эксцентрик;
  • поставить нужные зазоры (0,4. 0,6 мм);
  • опять закрутить болт;
  • и снова поворачивая коленвал по ходу часовой стрелки, поставить поршень на отметку ВМТ;
  • поворачивая коленвал в оборотную сторону, поставить поршень на протяжении 3. 3,5 мм до отметки ВМТ;
  • ослабить болты;
  • установить начало размыкания контактов;
  • опять закрутить болты и включить зажигание Планетки 5.

Необходимые детали

Чтобы система зажигания работала правильно, потребуется ряд вспомогательных деталей. Они перечислены ниже:

  • Коммутатор для БСЗ машины марки ВАЗ. Не стоит выбирать исключительно из низкого ценового сегмента. Множество положительных отзывов имеет коммутатор Астро;
  • Датчик Холла. Оптимальный вариант на юпитер 5 — аналогичный производитель ВАЗ. Приобретая его в фирменной упаковке, вы защищаете себя от подделок;
  • Бобина зажигания с двумя выводами. Следует выбирать между двигателем газели номер 406 или Окой с электронной системой зажигания;
  • Пара броне-проводов из силикона с колпачками из резины;
  • Модулятор — это пластинка , имеющая форму бабочки, изготавливаемая из железа.

Модулятор

Наиболее трудный этап — производство модулятора

Важно сохранить необходимую форму. Чем достовернее соблюдены необходимые размеры, тем ниже вероятность возникновения неполадок после внедрения системы, то есть не будет необходимости его корректировки при помощи напильника

Углы опережения зажигания должны совпадать на любом используемом цилиндре.

Болтовое отверстие необходимо расположить посередине. В противном случае работа двигателя будет не синхронизирована. Также рекомендуется проверить целостность подшипников коленного вала. Если вы обнаружили дефекты, то следует незамедлительно произвести замену.

Зажигание контакта не способно работать нормально при убитых подшипниках. Толщина детали не должна превышать полутора миллиметров. Если она будет тонкая, то не удастся избежать деформации, а толстая соприкасается с поверхностью корпуса датчика холла.

Для создания пластины разрешается применять любой материал, кроме стали. Алюминий и прочие не следует применять, так как они не магнитятся. Чертеж, которого необходимо придерживаться, можно найти в открытом доступе. Представленная схема будет полезна тем лицам, которые решили модернизировать устройство зажигания транспортного средства. Ниже приведены методики установки электрических устройств зажигания в Юпитер. Его необходимо вытачивать у профессионального токаря. Он сделает простой диск и начертит на нем разметку элементарных расстояний между углами. После чего в соответствии с ней вы выпилите дома необходимые сектора. Стоимость модулятора составляет семьдесят рублей.

Нецелесообразно использовать обыкновенную пластину, поскольку её ширина менее двенадцати миллиметров. Этого не будет хватать для полномерного накопления энергетического ресурса в катушке. Конечно, его можно установить, но достижение четырех тысяч оборотов за минуту станет невозможным.

Помимо указанного потребуются:

  • Шпилька с нанесенной резьбой семь миллиметров шаг 1, а так же пару гаек с шайбами соответствующих параметров. Приоритетный материал для данных компонентов — латунь. Это объясняется наименьшим намагничиванием пластины от генераторного ротора. Если использовать штатный болт, то могут появиться трудности с внедрением зажигания. Болт стремится прокрутить следом модулятор при закручивании. Однако необходимо наблюдать за опережающим индикатором, сохранять единое положение ротора и модулятора, закручивать болт. Целесообразно применить шпильку, так как многие не способны произвести все необходимые действия в совокупности;
  • Комплект проводов с разъемами под зажигание без контакта от фирмы ВАЗ. Данную деталь можно приобрести или сделать собственными руками.

Выводы

Надеемся, что вам поможет предложенный алгоритм доработки штатной электросистемы мотоцикла ИЖ Юпитер 3 с видео и фото материалами (см. также ). И вы воспользуетесь данным способом для модернизации собственного мотоцикла.

Вот куда то делась зарядка и вдруг снова появилась, внезапно заглох во время пути или не работает какой то режим и барахлит приборка — обычная проблема, надо решать. После долгих лет эксплуатации, когда начинаешь разбираться чего и куда идет, крыша едет набекрень, какие то скрутки, километры изоленты, м даа, так дело не пойдет! Оговорюсь сразу, что работаю на авторазборе, достать проводов или запчастей не проблема, так вот, решено сделано — проводка выполнена из японских проводов и китайской термоусадки. Потратил на это день от силы. коннекторы покупать не стал, просто разжимал их, брал необходимый по длине провод, вставлял зажимал запаивал надевал кембрик термоусадки — фен и вуаля! проводок готов:) затем весь жгут в оплетку, смотрим радуемся.

Подкову решил поставить потому, что захотелось и все тут! что мне место под седлом лишнее что ли! Для супертюнинга нам понадобится — подкова от ваза (примерно 270 р), реле — регулятор (около 150 р) лучше брать в хорошем магазе, самим изготовить две скобочки [ — образные (на фото не видно, реле крепится на них), УШМ. Реле регулятор «дорабатываем» — срезаем немного мяса (на картинке слева сверху где выходной контакт), сам контакт загибаем во внутрь, еще делаем два отверстия крепления, можно проковырять в ручную сверлом на 3 мм Болгаркой отрезаем лишнее на генераторе, чтобы диодный мост без проблем туда залез. Все делается по месту и в меру своей фантазии(диодный мост подпиливаем так, чтобы крышка сцепления не касалась его!). Закрепляем подкову болтами — чтобы диоды не касались массы, я использовал текстолитовые шайбы. Да, не сильно красиво, но компактно и работает уже второй сезон! Не забывайте, алюминий плохо паяется, так что лучше сделать отверстие, накрутить маленький болтик с гаечкой и уже к нему припаять плюсовой провод!

На этой картинке все подробно разжевано

БСЗ! мечта любого ижевода! Описывать весь процесс приобретения и комплектующих не буду, инфы и так много в интернете. Как все, сначала решил поставить датчик холла(ДХ), покатался норм, работает, но прогресс не стоит на месте! Нашел замену — оптический датчик BS5-2M! стоит не мало — около 250 р. вазовский коммутатор без проблем воспринимает его сигнал. красиво, но дорого, и если вылетит из строя где нибудь то песец, лучше возить с собой запасной (если все же ставите BS5 советую запаять корпус и сторону контактов аккуратно паяльником, а то может помереть от вибрации) И напоследок несколько фото

Сразу хотим отметить, что мотоциклы семейства ИЖ были самым демократичным и доступным видом транспорта 80-х, подарившим свободу передвижений многим юношам и взрослым мужчинам. В те годы интернета и кабельного ТВ не было, так что протирать штаны на диване было немодным

. Зато схема проводки ИЖ Юпитер 3 этими самыми юношами зачитывалась до дыр, о чем сегодня с ностальгией вспоминают многие взрослые дяди и тети.

Особенности электрооборудования

Модели мотоциклов ИЖ максимально унифицированы. Схема проводки ИЖ Юпитер 2, мало чем отличается от поздних версий мотоцикла ИЖ. Есть внешние отличия. Например, байк Планета 5 имеет один цилиндр, а у Юпитера 5 их два.

Первым 12 вольтовым мотоциклом стал ИЖ Юпитер 4. Схема проводки ИЖ Юпитер 5 и схема проводки ИЖ Юпитер 3 отличаются компонентами.

На байке пятого Юпитера стоит контактная СЗ, которая работает от аккумулятора, поэтому эксплуатация транспорта сильно зависит от степени зарядки батареи.

Если зарядка недостаточная, то возникают следующие проблемы:

  • мотор работает с перебоями;
  • двигатель запускается с трудом;
  • на небольшой скорости разряжается батарея.

Устранить эти проблемы можно, перейдя на БСЗ. С этой задачей справится любой электрик (автор видео — Viter Electronic).

Как осуществить переход на бесконтактную СЗ?

Для перехода на бесконтактную СЗ мотолюбители используют детали от других моделей мотоциклов. При модернизации генераторной установки и проводка ИЖ Юпитер 5 остаются без изменения. Небольшие переделки касаются электрической схемы ИЖ. АКБ после изменений используется для обслуживания вспомогательного оборудования. Для перехода на БСЗ берутся детали с Планеты 5 и автомобиля ВАЗ 2108.

В схему электрооборудования ИЖ вносятся следующие изменения:

  • установить 2 датчика Холла с восьмой модели ВАЗа;
  • к датчикам нужно подключить 2 ВАЗовских электронных коммутатора;
  • каждый из цилиндров обслуживает пару коммутатор-датчик;
  • в цепь нужно добавить еще две катушки зажигания.

На электросхеме мотоцикла ИЖ компоненты помечены цифрами:

  1. Свечи зажигания.
  2. Катушки зажигания с Планеты 5.
  3. Коммутаторы.
  4. Датчики Холла.
  5. Замок зажигания.
  6. Аккумулятор.

Для созданной системы зажигания нужно доработать генератор ИЖ Юпитер 5, схема которого не потребует больших изменений.

Как можно доработать генератор?

Представленный вариант модернизации выгоден тем, что не требует покупки нового генератора, который будет обслуживать новую систему зажигания.


Устройство переработанного генератора

Достаточно выполнить следующие действия:

  • изготовить модулятор-прерыватель электрической цепи;
  • установить прерыватель на вал ротора или генератор.

Создать модулятор можно своими руками. Для этого нужно взять металлическую пластину и просверлить в ней отверстие для болта крепления. Изготовленная деталь будет служить в качестве модулятора-прерывателя.

Самодельный модулятор для прерывания

Подключение модулятора осуществляется следующим образом:

  • установить пластину модулятор (2) и притянуть ее болтом (3), но не до конца;
  • вращая коленвал, нужно добиться, чтобы поршень стоял в верхней мертвой точке;
  • далее нужно выставить угол опережения зажигания;
  • теперь можно затянуть болт крепления на пластине.

Вместе с модулятором устанавливаются датчики Холла (1).

Система зажигания

Прерыватель зажигания служит для зажигания искры в определенной точке хода поршня. В ранних модификациях электропроводки Иж Планета 5 монтировался контактный, позже электронный.

Основные неисправности данного узла:

  1. Обгорание контактов прерывателя — определяется визуально.
  2. Выход из строя датчика или элементов коммутатора — для обнаружения проще всего применить метод установки заведомо исправного блока. Таким же методом проверяется и клапан-датчик системы смазки.
  3. Неправильно выставленный угол опережения зажигания виден по нечеткой работе мотора. Устраняется регулировкой с помощью специальных щупов.

Катушка зажигания повышает напряжение до нескольких киловольт, чтобы разряд мог зажечь искру на электродах свечи. Вторичная обмотка делается из довольно тонкого провода, чаще всего сгорает он. Хотя возможен и пробой между витками или на корпус. Эти же неприятности могут (но реже) произойти и с первичным контуром. Выявляется все с помощью замеров сопротивления.

Техническое обслуживание

Самостоятельно владелец может выполнять некоторые процедуры технического обслуживания:

  • проверять генератор мотоцикла, если в аккумуляторе теряется заряд;
  • выставлять зазор между контактами прерывателя;
  • регулировать качество звукового сигнала.

Потребность в осмотре и корректировке работы проводки возникает, если:

  • мотоцикл двигется под дождем длительное время, так как это вызывает окисление контактов;
  • мотоциклист ездит по местности, на которой много растительности, повреждающей проводку;
  • водитель катается в зимнее время по снегу, который может налипнуть на детали электропроводки и повредить их.

Самостоятельная проверка генератора мотоцикла Планета 5 при потере заряда

Причиной потери заряда в аккумуляторе ИЖ Планета 5 чаще всего является поломка генератора.

Для проверки своими руками необходимы:

  • прибор мультиметр;
  • прямая отвертка.

Пошаговая инструкция

Необходимо следовать следующим этапам:

  1. Отключить провода от аккумулятора и демонтировать крышку генератора.
  2. Отсоединить 5 верхних проводов от генератора, открутив перед этим их крепления. Для того чтобы не перепутать провода при сборке, стоит их пометить.
  3. Измерить сопротивление обмоток, используя мультиметр в режиме омметра. Для этого нужно прикоснуться одним щупом к корпусу, а другой следует подключать по очереди к 3 проводам обмотки. Должны отсутствовать короткие замыкания, о чем будет свидетельствовать надпись на экране мультиметра.
  4. Протестировать сопротивление между контактами статора: необходимо по очереди прикасаться к ним щупами мультиметра. Значение на экране должно быть 8 Ом.

Наличие короткого замыкания на 3-м этапе или несоответствие показателей на 4-м будут свидетельствовать о проблемах с генератором.

Фотогалерея: этапы проверки генератора ИЖ Планета 5 при потере заряда в картинках

Как правильно выставить зазор между контактами прерывателя?

Для того чтобы выставить зазор между контактами прерывателя, понадобится:

  • прямая отвертка;
  • гаечный ключ на 10;
  • ключ для свечей;
  • щуп толщиной 0,4 мм (+/– 0,05 мм).

Далее необходимо последовательно выполнить этапы:

  1. Мотоцикл установить на подставку, коробку перевести в нейтраль.
  2. Снять правую крышку картера и выкрутить свечу зажигания.
  3. Ключом на 10 ухватиться за болт крепления ротора генератора и повернуть коленчатый вал в положение, при котором контакты максимально отдалены.
  4. Ослабить винт прикрепления контакта.
  5. Поместить щуп между контактами и регулировать затяжку эксцентрикового винта до положения, при котором щуп проходит контакты с незначительным сопротивлением.
  6. Затянуть винт прикрепления контакта.

Фотогалерея: регулировка зазора между контактами прерывателя

Устранение неисправности звукового сигнала и улучшение качества сигнала

Низкое качество звукового сигнала в основном вызвано неправильной регулировкой.

Из инструментов для наладки понадобятся:

  • гаечный ключ на 7;
  • простая отвертка.

Пошаговая инструкция

Для регулировки необходимо выполнить следующее:

  1. Ослабить контргайку гаечным ключом.
  2. Включить зажигание.
  3. Нажать на кнопку включения звукового сигнала.
  4. Настраивать звук путем вращения регулировочного винта.
  5. При достижении необходимого результата затянуть контргайку.

Дорожная версия мотоцикла ИЖ Планета 5 выгодно отличалась от других отечественных аналогов применением масляного насоса, что позволило отказаться от схемы предварительного смешивания топлива с маслом.

Кроме того, последующие модификации отличались своей бесконтактной системой зажигания, независимой от аккумуляторной батареи и измененной кинематикой.

  1. Приводить в движение мотоцикл «с толкача» – включив зажигание, владелец включал вторую передачу и собственными усилиями, толкая вперед мотоцикл, запускал двигатель;
  2. Эксплуатация без АКБ была возможной в светлое время суток (для работы габаритных огней и света фары все же требовался аккумулятор).

Генератор

Сердцем является генератор (иногда его называют магнето, но на Иж Планета они никогда не использовались). Три обмотки вырабатывают переменный ток. Для возбуждения используется вместо постоянного магнита дополнительная катушка. Поэтому невозможно завести мотоцикл с «раскачки» при полностью посаженном или отсутствующем аккумуляторе.

На генератор Иж Планета 5 монтируют диодной мост для выпрямления тока и регулятор напряжения собранные одним блоком (в руководствах по схемам электропроводки Иж Планета их даже не выделяют).

Возможные поломки в данном узле:

  1. Проверяется замером их сопротивления токоведущих жил и изоляции. При повреждении генератора он будет ощутимо греться.
  2. — на выходе напряжение будет значительно отличаться от номинального уровня или отсутствовать.
  3. Хотя электро-схема включает защиту от короткого замыкания, случается, что автоматика не срабатывает и чаще всего выгорает выходной транзистор.

Настройка контактного зажигания на Иж Юпитер — 5

Рассмотрим поэтапно, как настроить контактное зажигание на данном аппарате:

  1. Выставить поршень нужного цилиндра: — вставить отвертку в цилиндр — прокрутить коленвал, придерживая отвертку
  2. Взять линейку и поставить рядом с отверткой.
  3. Провернуть коленвал, пальцем придерживая вниз отвертку, чтобы она стояла ровно. Находим мертвую точку.
  4. Провернуть коленвал в обратную сторону (на 1,5-2 мм).
  5. Искра образуется, когда кулачок размыкается, найти два регулировочных болта.
  6. Взять лампочку с двумя контактами, один соединить с массой, другой с контактом.
  7. Включить замок зажигания.
  8. Нужно найти момент, когда лампочка загорится (в тот момент, когда она загорается, происходит запуск), а когда она гаснет, контакт наоборот замыкает.
  9. Выключить зажигание, проделать и отрегулировать то же самое со вторым цилиндром

Щиток приборов

В облик новой модели мотоцикла хорошо вписался новый щиток приборов, объединивший:

  1. Спидометр;
  2. Замок зажигания автомобильного типа;
  3. Контрольные и сигнальные лампы.

Вывод контрольных ламп отдельно от шкал приборов положительно сказался на информативности. Теперь водителю легко увидеть их показания дополнительно снабженные надписями.

Также легко осуществлять и замену перегоревших ламп:

  1. Используя крестообразную отвертку;
  2. Вывернуть 3 шурупа (на схеме вверху под №3);
  3. Снять крышку;
  4. Извлечь вышедшую из строя лампу;
  5. Установить рабочую;
  6. Собрать щиток в обратной последовательности.

Техническая характеристика

  • Габаритная длина 2 115 мм
  • Габаритная ширина 780 мм
  • Габаритная высота 1 025 мм
  • Колёсная база 1 400 мм
  • Клиренс 135 мм
  • Максимальная скорость 110 км/час
  • Ёмкость топливного бака 18 л
  • Запас хода по шоссе 360 км
  • Расход топлива по шоссе не более 5 литра на 100 км
  • Топливо: Бензин с автолом в пропорции 25 : 1
  • Преодолеваемый брод 300 мм
  • Аккумуляторная батарея: 6 В
  • Двигатель Ход поршня 85 мм
  • Диаметр цилиндра 72,0×85,0 мм
  • Число цилиндров 1
  • Рабочий объем цилиндра 346 см3
  • Степень сжатия 7,51
  • Максимальная мощность 18 л.с. при 5 000-5 600 об/мин.
  • Охлаждение воздушное набегающим потоком
  • Система смазки совместная с топливом
  • Тип карбюратора К-36И, позднее К-62И
  • Сцепление многодисковое, в масляной ванне
  • Коробка передач четырех ступенчатая, двухходовая.
  • Моторная передача безроликовая двухрядная цепь, передаточное число — 2,17
  • Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число — 2,47
  • Рама — трубчатая, сварная.
  • Передняя вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами.
  • Задняя подвеска пружинная с гидравлическими амортизаторами
  • Тип тормозов барабанные с механическим приводом
  • Тип колес легкосъёмные, с тангентно расположенными спицами.
  • Размер шин 3.50-18″
  • Иж Планета-3К-01 в сельской местности

    Спидометр мотоцикла Иж Планета-3

    В каких случаях необходима настройка зажигания?

    За время эксплуатации транспортного средства владелец сталкивается с множеством проблем. Самая серьезная поломка связана с двигателем. Для того, чтобы тратить значительные средства на капитальный ремонт, необходимо следить за техническим состоянием мотоцикла и осуществлять профилактические работы, в том числе регулировать клапана и СЗ (автор видео — Хана Рулю).

    Если не следить за СЗ, то двигатель мотоцикла может не раскрывать до конца своего потенциала, не будет работать в полную мощность. Это можно привести к сокращению срока его службы. Настойка зажигания необходима, если двигатель плохо работает, стреляет глушитель или карбюратор. Правда, прежде чем настраивать СЗ, следует убедиться, что причина неисправностей в нем.

    Бывает, отпускается болт маховика, которым соединяются две половинки коленвала, начинает люфтить и плохо работает. Даже иногда обрезает шпонку.

    Настройка СЗ может понадобиться после ремонта замка зажигания Иж Юпитер 5. Сама установка и подключение выполняются согласно схеме.


    Схема СЗ мотоцикла ИЖ

    Аккумулятор

    Аккумулятор в мотоцикле маломощный. У мотоцикла отсутствует стартер, поэтому его задача только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска. Благодаря аккумулятору, рассчитанному на 12 вольт, обеспечивается стабильный пуск пятой Планеты, до третей модели проводка была 6-ти вольтовой, а зажигание не всегда четким.

    Возможные неисправности батареи:

    1. — корпуса, пластин, вытекание электролита.
    2. — определяется замером с помощи ареометра.
    3. — выявляется замером сопротивления.
    4. минус не на корпус (раму) мотоцикла — не будет работать вся электроника.

    Модернизируем электрооборудование мотоцикла своими руками

    Мы уже обращали внимание на слабые стороны электрооборудования, поэтому давайте разберем основные моменты, которые стоит заменить в мотоцикле, для более удобного повседневного использования

    Система зажигания

    С завода, мотоцикл комплектуется простой контактной системой зажигания. Система достаточно надежная и может без перебоев работать тысячи и даже сотни тысяч пробега. Есть у нее и весомые недостатки, такие как – неспособность долго сохранять настройки угла опережения. Связано это с тем, что фиксация нужного положения происходит с помощью болтов, которые от вибрации ослабляются и настройка «уходит».

    Энергоэффективные лампы

    Старые лампы накаливания, как и зажигание уже изжили свое, поэтому их следует заменить более продуктивными и экономичными. У каждой лампы есть свое предназначение, поэтому при замене следует это учесть. К примеру, указатели поворотов и задняя фара – сигнализируют о нашем присутствии или маневрах, свет от них должен быть ярким, но заметным исключительно другим участникам движения. Поэтому, их следует заменить на светодиоды, обладающие достаточной яркостью и самым малым показателем потребления электроэнергии.

    Качественные светодиоды для головного света будут стоить дорого, поэтому ограничимся новыми галогенными лампами накаливания. Здесь на потребление энергии нам наплевать, ведь на первое место выходит – безопасность при передвижении в сумерках и в ночное время суток.

    Генератор

    Откровенно слабое звено всей электросистемы это – генератор. Его мощности иногда не хватает даже для поддержания штатных потребителей, именно поэтому при езде ночью со временем аккумулятор может сесть и интенсивность освещения заметно упадет, так как часть вырабатываемого тока уйдет на заряд батареи. Чтобы этого не случилось лучше всего установить новый генератор. Его, с минимальными переделками можно переставить с 4-х тактных китайских мопедов или приобрести новый, подходящий для Юпитера 4 генератор, заводского образца.

    Данная переделка имеет смысл, если вы собираетесь пойти дальше и навешать на мотоцикл дополнительных потребителей, в противном случае лучше оставить эти деньги на другие улучшения или на свежую порцию расходников.

    Дополнительные приборы

    Наконец мы подошли к вопросу, как делается улучшенная проводка на Иж юпитер 4 своими руками. Сразу стоит отметить, что в магазинах, специализирующихся на советской технике уже можно найти различные готовые к установке наборы, среди них:

    • станции зарядки для смартфонов;
    • «музыкальные» комплекты, состоящие из компактного проигрывателя и набора специальных колонок;
    • тахометры (можно поставить после замены зажигания на бесконтактное);
    • цифровые приборы;
    • гелиевые аккумуляторы и много других полезных элементов.

    Указанная выше схема проводки на Иж Юпитер 4 поможет разобраться, как подключить тот или иной элемент из списка, плюс каждый товар и так идет со схемой монтажа.

    Улучшения мотоцикла

    На мотоцикле появились новые электрические устройства:

    1. Генератор переменного тока нового поколения мощностью 100 Вт;
    2. Новый электронный блок, состоящий из выпрямителя и регулятора напряжения БПВ14-10;
    3. Электронный коммутатор;
    4. Катушка зажигания ИЖ-ПС;
    5. Современные приборы и контрольные лампы.

    Кроме того, возросла мощность приборов освещения, в сравнении, например, со :

    1. Головного света фар;
    2. Габаритных огней;
    3. Указателей поворотов;
    4. Стоп-сигналов.

    Справочно: сочетание надежности работы двигателя и улучшения заметности повысило безопасность транспортного средства на дорогах общего пользования.

    Мотоцикл Иж Юпитер 5 — технические характеристики и фото

    Советские мотоциклы сегодня считаются ценным транспортом, ведь тогда выпускали действительно качественную и быструю технику. Одним из таких легенд СССР считается мотоцикл Иж Юпитер 5.

    На Ижевском заводе выпускали несколько моделей, среди которых Планета 5 и другие. Но Юпитер 5 запомнился, прежде всего, своей неприхотливостью к дорогам и маневренностью. С небольшими габаритами модель смогла получить низкий расход топлива.

    Плюсы

    • мощный двигатель;
    • резкий при старте;
    • запчасти на иж юпитер 5 недорогие и доступные;
    • мягкая подвеска;
    • небольшая стоимость;
    • имеет 2 цилиндра.

    Минусы

    • слабая передняя вилка;
    • требует хорошей настройки зажигания;
    • большой расход топлива;
    • сегодня мотоциклы требуют частого ремонта.

    Технические характеристики Иж Юпитер 5

    Конструкция мотоцикла была создана так, что в итоге Иж мог ездить одинаково удобно как по трассе, так и по неровностям. В отличие от своего брата ИЖ Планета 5, данная модель имела 2 цилиндра, а это большая мощность. Также владелец мотоцикла мог легче завести мотор, что объясняется отсутствием возврата ножки при заведении.

    Обзор

    Классический транспорт всегда ценился с СССР, и еще 20 лет назад Юпитер 5 был одним из лучших.

    Сегодня же, большинство гонщиков ездят на иностранных быстрых мотоциклах, но изредка можно встретить былую легенду 80-90-х годов.

    Конкуренцию в те года Юпитеру составлял только его брат Планета 5, но он не мог сравниться с мотоциклом по характеристикам. Главным их отличием была разница в цилиндрах, и соответственно мощности.

    Если продолжить сравнивать эти два конкурента, то можно выделить тот факт, что обе модели имели практически одинаковые данные.

    Например, у них была одна трубчатая рама, а для лучшего крепления заднего колеса был установлен специальный подрамник.

    Вообще вся конструкция Юпитер 5 была достаточно стандартная и простая, к раме крепился мотор, выше стоял топливный бак, а на руль была установлена фара и приборная панель.

    Также были установлены 2 выхлопные трубы, которые проходили через весь мотоцикл. Иногда трубы нагревались, и можно было получить ожёг, но производитель установил их ниже подножек, чтобы максимально обезопасить пассажира.

    Еще первые модели мотоцикла Иж Юпитер 5 имели простые барабанные тормоза с механическим приводом, но последующие модификации получили дисковый передний тормоз с гидравлическим приводом.

    Внешний вид мотоцикла

    Когда вышла модель Юпитер 5, ее дизайн был уже известным, ведь он достался от мотоцикла Юпитер 4. Но вскоре в продаже появился Иж Планета 5, и разработчики увидели, что можно позаимствовать несколько элементов дизайна.

    Первая модификация имела квадратную форму приборной панели, которая состояла из нескольких индикаторов, замка зажигания и спидометра. Но вскоре ее внешность была переработана, и вместо одной приборной доски появилось две. На первой части разместили контрольные лампы, а на второй части решили поставить спидометр.

    Дизайн топливного бака также был немного переработан, ведь на коленях появились резиновые накладки, а сама форма бака стала немного другой. Соответственно в новых модификациях мото иж юпитер 5 получил другое, более длинное сиденье, которое заканчивалось на стоп-сигнале. Такое нововведение для сих пор считается стильным и современным.

    Будучи «рабочей лошадкой» мотоцикл имел достаточно спортивный вид и отличную максимальную скорость. При мощности в 25 л.с. мотоцикл мог разогнать до 120 км/час.

    Это вполне стандартный показатель, ведь другой представитель Днепр мог выдать максималку в 110 км/час. В сильный мороз до 30 градусов агрегат заводился на отлично, его не скажешь про нынешние новинки.

    К сожалению, многие владельцы жалуются на частые поломки двигателя, что обусловлено долгим сроком их жизни.

    Цена

    Сегодня мотоцикл данной модели найти не так сложно, в советское время его покупали в больших количествах, поэтому сегодня нужно лишь узнать, сколько стоит Иж Юпитер 5. Разумеется, цена зависит от состояния, ведь за такой долгий период многие детали могли придти в неисправность.

    Еще во время выпуска мотоцикла Иж Юпитер 5 его цена была достаточно большой — 1 050 рублей. Но покупателей это не останавливало, они хотели комфортный и быстрый мотоцикл, который тогда был лучшим. Но все равно по сравнению с другими мотоциклами эта модель имела относительно небольшую цену. Например, тогда новые мотоциклы урал имели цену в 1 870 рублей.

    Если вы захотите купить сегодня легенду СССР, будьте готовы выложить за новый мотоцикл 55 000 рублей. Да, они до сих пор уверенно производятся. Если же эта цена слишком большая для вас, купите б/у модель — ее цена колеблется от 5 до 40 тыс. рублей.

    Внесение изменений владельцами

    Ненадежность отдельных узлов и барахлящая проводка на ИЖ Юпитер 3 заставила владельцев вникать во все тонкости модернизированных элементов.

    И первым вызвавшим многочисленны нарекания были изменения первичной цепи источников питания:

    1. Аккумуляторной батареи;
    2. Генератора.

    А также системы зажигания и цепи для осветительных приборов прицепного модуля – грузопассажирской коляски. В большинстве случаев причиной отказа был банальный заводской брак.

    Система зарядки аккумулятора

    При существовавшем в те годы тотальном дефиците запчастей для мотоциклов, незапланированный выход из строя:

    1. аккумуляторной батареи;
    2. реле-регулятора напряжения;
    3. катушек зажигания;

    Совет: представленная выше схема регулятора опробована на многих мотоциклах семейства ИЖ. Ее особенность заключается в раздельной подаче питания – при включении цепь зажигания получает «+» от аккумуляторной батареи. А обмотки возбуждения запитываются от генератора (клемма «Я») и не разряжают АКБ при остановленном двигателе.

    Замена генератора

    Также много замечаний вызывала работа штатного генератора постоянного тока Г36М7. Частые поломки и нестабильная работа вынуждала владельцев искать ему замену.

    И среди имевшихся в свободном доступе был генератор 281.3701, пригодный для всех серий «Планет» и «Юпитеров» .

    Для переоборудования работы требовался:

    1. Рабочий генератор на 12 В;
    2. Блок БПВ 14-10;
    3. Новый 12-вольтовый аккумулятор 6МТС-9, либо еще один аккумулятор ЗМТ-8 (штатный);
    4. Новые 12-вольтовые лампочки (для замены штатных на 6В);
    5. Стальная пластина-переходник для монтажа нового генератора;
    6. Правая крышка двигателя от моделей ИЖ Планета 5 или Юпитер 5.

    Совет: самостоятельная переделка крышки под новый генератор может обернуться поломкой. Поэтому, опытные владельцы рекомендуют приобрести оригинальную крышку от «старших» моделей, которая изначально рассчитана на его посадочные габариты.

    Инструкция по установке нового генератора очень проста:

    1. Переходник устанавливается в правой половине картера;
    2. Фиксируется короткими болтами диаметром 6 мм;
    3. Статор нового генератора через резьбовые отверстия М5 стыкуется с переходником с помощью трех винтов.

    Пошаговое руководство по установке и регулировке зажигания

    Для проведения настройки необходимо подготовить специальный инструмент, тестер, лампочку с двумя проводами. Штангенциркуль понадобится в качестве глубиномера. Для выставления зазора удобно пользоваться специальным щупом.

    Настройка СЗ на ИЖ юпитер 5 состоит из следующих действий:

    1. Сначала откройте .
    2. Чтобы было удобнее работать, снимаем правую крышку с картера.
    3. С помощью болта генератора проворачиваем коленвал по часовой стрелке. Необходимо сделать так, чтобы контакты прерывателя разомкнулись на максимальное расстояние.
    4. Немного выкрутите винт и поверните эксцентрик. Между контактами необходимо выставить зазор равный 0,4-0,6 мм. После этого винт хорошо затянуть.
    5. Вращаем коленвал по направлению движения стрелки часов. Поршень следует установить в ВМТ.
    6. Поворачивать коленвал нужно в обратном направлении, то есть против стрелки часовой. При этом поршень не должен достичь ВМТ, должно остаться расстояние примерно 3,0-3,5 мм. Ослабив винты, следует установить начало замыкания контактов. После этого винты нужно плотно затянуть.
    7. Для определения размыкания контактов воспользуйтесь проверочной лампочкой с проводами. Один провод нужно подключить к клемме молоточка прерывателя, а другой – к массе. После включения зажигания, при замыкании контактов лампочка должна загореться.
    8. Если установлена БСЗ на ИЖ Юпитер, то не нужно выставлять зазор. Для определения момента нужно воспользоваться тестером. Прибор следует выставить для измерения напряжения. Щупы необходимо подключить ко 2-му и 3-му контакту ДХ. Пока модулятор не находится в ДХ, на тестере значение напряжения должно составлять 7 В. В момент, когда модулятор в ДХ, показания напряжения должно находится в пределах от 7 до 0 В. В этот момент образуется искра.
    9. Процедуру необходимо выполнить на каждом цилиндре. Желательно начинать регулировку зазора на левом прерывателе. Когда будет выполнена настройка левого прерывателя, можно переходить к правому.

    Установка бесконтактной системы зажигания на Иж Юпитер-5 достаточно актуальная тема. При налаживании БСЗ на Иж Юпитер-5 бсз требуется учесть ряд нюансов, способных существенно повлиять на работу используемого оборудования.

    Какие преимущества открываются перед пользователями, решившимися установить электронное зажигание на иж юпитер, описываются далее.

    Большая часть современных мотоциклов не оснащено кулачками, то есть прерывателями. Почему производитель счел их ненужными для ныне продаваемых моделей? Ответ достаточно прост. Это система не отличается хорошей надежностью.

    Множество деталей, используемых в системе, являются источниками неприятностей. Наиболее распространенные из них приведены ниже:

    1. Зазоры зажигания меняют исходное положение во время езды спустя несколько дней после регулировки;
    2. Искра возникает через раз, так как контакты регулярно подгорают;
    3. Постоянно возникают побои конденсаторов;
    4. Небольшая мощность искры;
    5. При подсадке аккумулятора на два или три вольта, то его достаточно сложно завести. Такое зажигание является причиной постоянного ремонта при езде.

    Это заметно на холостых оборотах. Заметно увеличилась скорость их прохождения и пропали неестественные дергания. Также пропали характерные стуки железных компонентов в картере и сопровождающие детонации. Управляемость мотоцикла Юпитер 5 улучшиться одновременно со временем набора скорости.

    Бесконтактная система зажигания

    Схема электропроводки ИЖ Юпитер 4 имела еще одно отличие от мотоциклов прошлых лет выпуска, например от .

    На него устанавливалось бесконтактное электронное зажигание, позволявшее улучшить все рабочие характеристики:

    1. Мощность двигателя возросла на 3 л.с.;
    2. Появилась возможность эксплуатировать мотоцикл даже с «подсевшим» аккумулятором.

    Настройка угла опережения зажигания

    В отличие от классической схемы контактного зажигания, как в где время размыкания контактов можно определить и отрегулировать с помощью сигнальной лампочки, в бесконтактной системе зажигания (БСЖ) подобные методы неприменимы.

    Предостережение: Проводка ИЖ Юпитер 4 не предназначена для проверки высоковольтного провода на искру – только на свече, прислоненной к «массе». Дело в том, что слишком большое расстояние провода от массы спровоцирует скачок напряжения во вторичной обмотке катушки, и разряд выведет ее из строя. Как правило, подобный «эксперимент» выводит из строя и выходной транзистор коммутатора, что автоматически приводит к его отказу.

    Для выставления угла опережения зажигания необходимо:

    1. присоединить своими руками вольтметр в цепь с датчиком Холла. Провод «+» подключите к контакту №2, а «-» присоедините к №3;
    2. провернуть коленвал в положение, соответствующее моменту искрообразования в одном из цилиндров;
    3. включить зажигание;
    4. провернуть модулятор до изменения показаний вольтметра;
    5. скачок напряжения соответствует моменту разряда БСЖ;
    6. зафиксировать положение модулятора с помощью крепежного болта;
    7. повторить операцию для второго цилиндра.

    Совет: Используйте вольтметр сопротивлением 10-50 кОм, оснащенный шкалой не менее 15 В. Такой вольтметр позволит более точно считывать показания.

    Электронный коммутатор

    Особенностью бесконтактной системы зажигания является электронный коммутатор. По сути, на всех без исключения мотоциклах и автомобилях, оснащаемых трехфазным асинхронным генератором с электромагнитным возбуждением он абсолютно одинаков .

    Поэтому, установка на мотоциклы ВАЗовских коммутаторов – не прихоть или «глупость», а совершенно обоснованный с точки зрения электрики подход:

    1. принцип действия у них одинаков;
    2. параметры работы схожие;
    3. габаритные размеры допускают монтаж на мотоцикле в ящике для инструментов.

    Справочно: вдобавок ко всему, цена «чужих» коммутаторов дешевле благодаря их массовости. Тогда как на ИЖ Планета и Юпитер коммутаторы достаточно дефицитная запчасть.

    Регулятор напряжения

    Еще одной особенностью отличается ИЖ Юпитер 4 – блоком выпрямителя и регулятора напряжения БПВ14-10:

    1. Он замеряет напряжение в сети;
    2. При падении (низкие обороты генератора), реле увеличивает подачу тока подмагничивания;
    3. При увеличении (высокие обороты генератора) реле уменьшает подмагничивание.

    В результате подобной работы напряжение в бортовой сети мотоцикла постоянно удерживается на уровне 14-14,5 В. Сделано это специально, чтобы аккумулятор не участвовал в процессе искрообразования и постоянно заряжался.

    Особенности мотоцикла

    Мотоцикл ИЖ Планте 5 имеет оригинальное название ИЖ 7.107. Также как и ИЖ 6, он относится к среднему классу мототехники, предназначен для передвижения по дорогам с любым покрытием. Главной особенностью является использование масляного насоса, при заправке нет необходимости добавлять масло в бак, а также бесконтактная система зажигания, которая работает независимо от АКБ.

    Появилась возможность заводить мотоцикл с толкача. Для этого нужно включить зажигание, вторую скорость и, при толкании байка вперед, заводится двигатель. Правда, без аккумулятора эксплуатация возможна лишь в светлое время суток.

    Пятая Планета может дополняться грузовым прицепом и пассажирской коляской. Для снижения усилий выключения сцепления байк имеет муфту сцепления из 7 пар дисков. На ребрах цилиндра установлены виброгасители. Важная особенность этой серии – наличие гидропневматической подвески с дисковыми тормозами, которые способствовали плавности хода. Мощность составляет 22 лошадиных сил, максимально возможная скорость – 120 км/ч. Объем двухтактного одноцилиндрового двигателя — 346 см3. Силовой агрегат имеет хорошую тягу на малых оборотах.

    Что делать, если пропала зарядка на ИЖе? Как найти неисправность!

    При работе на мотоцикле ИЖ с электрооборудованием на 12 вольт в первую очередь пропадает заряд аккумулятора.

    Кроме того, все три фазы называются относительно тела (массы). Если он звонит, значит, в корпусе пробиты обмотки, и этот статор не работает должным образом.

    Еще

    Мы называем обмотку якоря (на медных кольцах) Если кольца звучат друг для друга — ну, если нет — обрыв цепи, якорь не будет работать должным образом.

    Следующим шагом будет прозвонить обмотку якоря относительно корпуса якоря.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]