Мотоцикл ИЖ Юпитер 5 — широко известный монстр советского мотостроения, выпускавшийся с 1987 по 2008 год. Массивный и архаичный, он представляет собой поверхностную переработку предыдущих поколений серии, в которой конструкторы с относительным успехом попытались исправить их недостатки. Благодаря хорошей пригодности для сельской местности байк быстро стал популярен, к тому же за счёт другого двигателя он превосходил по мощности своего главного конкурента, пятую «Планету». Его мотор был признан удачным, и он был позаимствован для другой модели Ижевского мото, первого российского круизера, на котором одно время ездили даже сотрудники ГИБДД.
Дизайн
Было бы наивно ожидать дизайнерских изысков от советской мототехники. Выглядит байк похоже на все остальные модели, выпускавшиеся мотозаводами тех лет, но оно и неудивительно — пятое поколение разработано на основе четвертого, а четвертое — на основе третьего, созданного ещё в 70-х годах прошлого века. Но многим байкерам, ностальгирующим по былым временам, по вкусу эта суровая простота. Мото Иж Юпитер 5 никак не выделяется внешне на фоне остальных байков времён СССР, в чём можно легко убедиться самому, взглянув на фото.
Главные достоинства
Мотоциклы ИЖ Юпитер -5 по своей конструкции были довольно просты, не требовали больших затрат на обслуживание. Сегодня много желающих критиковать эту технику без оглядки на времена, но модель пользовалась огромным спросом у населения. Не забыта она и сейчас. На вторичном рынке только, на сайтах Авито, ежедневно предлагается к продаже более 2000 единиц техники. Главными причинами популярности являются:
- Ремонтопригодность и простота конструкции.
- Наличие полуавтоматического сцепления.
- Плавность хода, комфортность передвижения.
- Возможность эксплуатации с боковым прицепом и без него.
- Хорошая динамика машины без бокового прицепа.
- Прочная сварная трубчатая рама.
- Надёжная и простая коробка передач.
- Мощный генератор переменного тока, хороший свет.
- Уверенный запуск мотора в любых погодных условиях.
Это далеко не исчерпывающий перечень выдающихся качеств машины.
Мотоцикл имеет наивысший уровень ремонтопригодности. Дефицит запасных частей того времени сменился их изобилием в наши дни. Любые комплектующие можно приобрести через Интернет магазины или на рынках по доступным ценам. При наличии небольшого набора инструмента простейший по конструкции мотоцикл запросто можно перебрать в дорожных условиях. Замена деталей цилиндро-поршневой группы без проблем производится прямо в поле. Более сложный ремонт, связанный со снятием и полной разборкой двигателя, возможен в гаражных условиях без привлечения крупных специалистов или специнструмента.
Мотоцикл оборудован сцеплением полуавтоматического типа, что сильно облегчает труд водителя. Переключение передач возможно без выжима рычага сцепления на руле. Механизм отключения сцепления срабатывает автоматически при нажатии на лапку переключения скоростей. Перед тем как надавить на лапку желательно сбросить газ – переключение произойдёт плавно, без рывка трансмиссии. Такой системы больше не имеет ни один другой отечественный мотоцикл.
Машина отличается плавностью хода в одиночном режиме и с боковым прицепом. Езда на исправном мотоцикле доставляет удовольствие. Посадка водителя удобна и эргономична. Пассажир в боковом прицепе чувствует себя комфортно, закрыт от потока встречного воздуха и пыли высоким прозрачным пластиковым рефлектором, мягким прочным тентом из кожзаменителя. Колесо прицепа имеет пружинно-гидравлический амортизатор, эффективно гасящий неровности дорожных покрытий.
Мотоцикл с индексом Иж Юпитер-5К-01 может эксплуатироваться с боковым прицепом или без него. Эксплуатация мотоцикла с прицепом возможна только при наличии в техническом паспорте соответствующей отметки при регистрации в ГИБДД. При установке прицепа меняется передаточное отношение главной передачи путём установки ведущей звёздочки меньшего диаметра на 16 зубьев. При этом значительно увеличивается сила тяги двигателя за счет возрастания количества оборотов коленчатого вала. На одиночный мотоцикл устанавливается ведущая звёздочка на 19 зубьев, увеличивая скоростные возможности мотоцикла.
Без бокового прицепа машина обладает хорошими динамическими возможностями. Двухцилиндровый двигатель быстро набирает обороты, способен разогнать машину со стоянки до 100 км/час за 12 сек. Этот показатель на 0,5-1,0 сек лучше, чем у самого продвинутого на то время автомобиля ВАЗ-2109 или популярного импортного мотоцикла Ява-350.
Мотоцикл собран на прочной раме трубчатой конструкции, повредить которую при правильной эксплуатации просто невозможно. Боковой прицеп имеет свою, не менее прочную раму, выполненную из стальных толстостенных труб.
Коробка передач собрана в одном корпусе с двигателем и имеет свой картерный отсек. Узел мощный, надёжный, всегда работающий без проблем на протяжении всего срока службы мотоцикла. На боковой крышке механизма сцепления с приводом имеется смотровой лючок для проверки уровня масла в картере сцепления и КПП.
Электрооборудование работает от мощного современного генератора переменного тока на 12 В. Переменный ток преобразуется в постоянный диодным мостиком. Все застаревшие проблемы, связанные с эксплуатацией 6-ти вольтовых генераторов постоянного тока, устанавливаемых на прежних машинах, устранены. Система электрооборудования стала на порядок надёжной. В фаре установлена галогенная оптика, дающая достаточно мощный поток света.
Двигатель безотказно запускается в любое время года за счет установки системы аварийного запуска, поддерживающей пуск со слабо заряженным аккумулятором.
Технические характеристики Иж Юпитер 5
В целом характеристики мотоцикла Иж Юпитер 5 соответствовали своему времени. Но в 2000-х годах, когда он продолжал выпускаться, конкурировать с импортными моделями он уже не мог. Китайцы уже тогда наводнили рынок бюджетными, но всё равно более современными моделями, а из Японии, Европы и США хлынул поток подержанной мототехники. Характеристики двигателя Иж Ю5 были неплохими, но всё остальное безнадёжно устарело ещё пару десятков лет назад.
Двигатель
Технические характеристики мотора не поражают воображение — два цилиндра, 347 кубов. Лошадиных сил достаточно, целых 24, крутящий момент — 34 Нм. По сравнению с предыдущим поколением мотор потерял 4 л.с., но прибавил в моменте, и тяги на низах тоже стало ощутимо больше, так что в целом характеристики Иж Юпитер 5 стали более сбалансированными. Но мотор остался двухтактным, и в бензобак надо заливать масло, смешанное с бензином, в пропорции 1 к 25. Зато он спокойно переваривает даже АИ-76, не говоря уже об АИ-80. Заявленная максимальная скорость — 125 км/ч, и на Юпитере без коляски её можно развить. А если посмотреть на мотор в разрезе, окажется, что он неуловимо напоминает вообще все движки сразу, когда-либо выпускавшиеся на Ижевском мотозаводе.
Трансмиссия
Стандартная 4-ступенчатая КПП, где первая передача включается вниз, а все остальные — вверх. Надёжностью она никогда не отличалась, но благодаря высокой ремонтопригодности и доступности запчастей советские мотоциклисты быстро наловчились решать возникающие проблемы самостоятельно. Некоторые гаражные умельцы даже полностью переделывали трансмиссию, добавляя в байк пятую передачу, но это были штучные кастомы.
Ходовая часть и тормоза
Шасси было разработано ещё в 70-е годы, если не раньше, и в Юпитере 5 оно практически не изменилось. Обычная стальная рама с вилкой-телескопом спереди и древними по конструкции амортизаторами а-ля «свечка» сзади, плюс барабанные тормоза на обоих колёсах. Эффективность подвески и тормозной системы была посредственной даже для своего времени, но было у них и весомое достоинство — выносливость и ремонтопригодность. У современных мотоциклов (кроме разве что эндуро) на сельских грунтовках быстро начинает течь масло из вилки, а Иж Ю5, кажется, может ездить и вовсе без оного. Но проверять это на практике мы всё-таки не рекомендуем.
Электроника
У Юпитера пятого поколения нет тех проблем с электрикой, что были у четвёртого. Фактически эта модель представляет собой тот же Юпитер 4, но с рядом исправленных недостатков, вроде регулярных проблем с проводкой. Расход бензина тоже стал меньше благодаря переработанному зажиганию. В целом электрическая схема изменилась слабо, но из неё убрали слабые места, которые регулярно служили источником головной боли владельцев.
Вес и габариты
Размеры байка можно назвать средними, как и его массу. Сколько весит Иж Юпитер 5? По современным меркам — довольно много, порядка 160 кг, и это лишь сухая масса. Но двигатель мотоцикла расположен низко, так что центр тяжести тоже смещён вниз. Относительно большой вес обусловлен тем, что в СССР на железе не экономили, и пластиковые элементы практически не использовались. Если что-то можно сделать из железа, надо сделать это из железа! Именно поэтому вес двигателя Иж Юпитер 5 составляет порядка четверти общей его массы, если рассматривать экземпляр без коляски.
Управляемость
Рулится этот мастодонт посредственно, и не в последнюю очередь из-за древней конструкции, а с коляской управляемость становится ещё хуже. Но люльки на Иж Юпитер 5 выпускались в том числе и отдельно, поэтому, если она вам не нужна, её всегда можно отсоединить. Но не стоит забывать о слабых тормозах, которых не хватает для того, чтобы эффективно останавливать массивный байк. С другой стороны, коляска Иж хороша тем, что в неё можно погрузить массу запчастей и другого добра, отправляясь в дальнюю поездку, благо её объем это позволяет.
Расход топлива
По сравнению с предыдущим поколением расход бензина заметно снизился, с 7-8 литров до 5,5-6. Заявленные показатели — около 5,9 литров при средней скорости в 90 км/ч. Качество бензина роли не играет, карбюратор спокойно потребляет всё, что горит. Объем бака — 18 литров.
Особенности модели
Пятому Юпитеру добавили мощности в сравнении с первым, но сократили, по сравнению с предшественником (с 28 лошадиных сил до 24 л.с). При этом крутящий момент вырос до 3,5 кгс.м (при более низких оборотах). Из нововведений в этой модели появилась кнопка аварийного запуска, которая облегчала запуск с разряженным аккумулятором.
Предназначение пятого Юпитера – путешествия. Мотоцикл считался одним из наиболее комфортных в своем семействе. Невысокий расход давал возможность покрывать большие расстояния, а относительно тихая работа двигателя привлекала меньше внимания спящих сельчан в ночное время суток.
Внешний вид
По советским меркам – это компактный дорожник, справляющийся с различными видами покрытий и направлений, но его максимальная эффективность предполагалась на твердом дорожном полотне. Экстерьер сделали лаконичный, без излишеств. Форма соответствовала аэродинамическим характеристикам, что, в свою очередь, отражалось на маневренности.
Внешне Иж Юпитер 5 не особо отличался от четвертой серии. Внутри нее имелся широкий ряд модификаций, которые могли иметь незначительную разницу в дизайне. К примеру, индекс модификаций изменялся в зависимости от дополнительного модуля и опций (Иж 6.114 -/Т/Г-010/016/020).
Если говорить о головках, как об элементе, который входит в состав экстерьера, то в последних модификациях они получили свойство взаимозаменяемости. Цилиндры несколько отличались оребрением. За счет овальных по сравнению с круглыми отверстий крепления, инженерами была предусмотрена возможность подгонять головку под правильное положение и соответственно крепить. Выхлопные трубы получили держатели на фланцах.
Вес и габариты
Длина базы Юпитера 5 – 145 см. Клиренс (при условии давления в шинах заявленным характеристикам и полной нагрузкой) – 13,5 см.
Габариты: • L – 2170 мм; • В – 810 мм; • В – 1700мм (с люлькой); • H – 1170; • Масса – 160 кг (сухая); • Нагрузка – 170 кг; • Масса с люлькой – 255 кг;
Размеры учитывались без полуобтекателя, зеркал, багажного отделения и дуг безопасности.
Модификации
Внутри пятой серии насчитывалось более 30 модификаций. Последние изменения имели индекс – 03. Эти мотоциклы получили жидкостную систему охлаждения и мощность 25 л.с., что позволило снизить расход топлива. Двигатель работал более устойчиво по сравнению с прежними подвидами, а также немного тише.
В стандартных комплектациях предлагались модели без люльки, но с креплением для нее, а в более дорогих – оборудованные боковым прицепом. В модификации «Турист» к коляске прилагалось дополнительное колесо с грунтозацепами (модель 6.114Т).
Исполнение Юпитер «Люкс» не имело люльки и не предусматривало самостоятельного ей оснащения, так как крепежный элемент отсутствовал. В отличие от стандартной модели и туриста, к люксу был добавлен защитный обтекатель, багажник и дуги безопасности, защищающие колени.
Некоторые модификации оснащались телескопической вилкой, барабанным тормозом с гидроприводом и пневморегулировкой.
Ремонт и тюнинг
Надёжностью продукция Ижевского завода никогда не славилась. Но есть в этом и преимущество — будучи первым мотоциклом у начинающего байкера, какой-нибудь «Ижак» выступал в роли «учебной парты», помогая обучиться не только вождению, но и самостоятельному обслуживанию с ремонтом.
Ремонт
Нарекания вызывает коробка передач. Работает она топорно, и с ней, как и со сцеплением, иногда возникают проблемы.
Запчасти
Найти их труда не составляет, потому что в своё время Ижевский завод наклепал изрядное количество мотоциклов. Цены низкие, но в ряде случаев дешевле и проще купить «донора», с которого и снимать всё необходимое по мере надобности.
Тюнинг
Как-то модифицировать советский байк непросто. Обычно владельцы сводят все вносимые изменения к визуальному тюнингу. Иногда карбюратор заменяется на японский или китайский — эта относительно недорогая операция помогает избежать множества потенциальных проблем.
Недостатки и детские болезни
Машина не лишена своих минусов, за которые её многие не любят. Большинство из них проявляется в результате неправильной эксплуатации или перегрева мотора в тяжёлых дорожных условиях. Наиболее досадными являются следующие недостатки:
- Быстрый износ деталей цилиндропоршневой группы и коленчатых валов.
- Низкий ресурс деталей цепного привода.
- Неравномерность работы цилиндров.
- Некачественные разъёмы проводов электрооборудования.
- Несовершенная, архаичная конструкция крепления седла к раме.
Износ главных деталей двигателя доставляет больше всего проблем владельцам мотоцикла. Даже правильная и бережная эксплуатация сопровождается ранним износом поршней, цилиндров, деталей коленчатого вала. У нового двигателя после пробега 15-20 тыс. км появляются посторонние металлические звуки, усиливающиеся со временем. Они могут быть вызваны одной, или несколькими причинами:
- Износ втулки верхней головки шатуна.
- Износ цилиндра.
- Износ юбки поршня.
- Выпадение замка из канавки поршневого кольца с его изломом.
- Разрушение игольчатого подшипника шатуна на коленчатом валу.
Указанные дефекты устраняются только заменой деталей следующего ремонтного размера, расточкой цилиндров и втулок. Все эти работы, кроме замены коленчатых валов, можно выполнить без снятия двигателя.
Низкое качество цепей или невнимательное отношение к состоянию резиновых чехлов приводят к быстрому износу привода. При этом так же быстро изнашивается и ведущая звёздочка, которая подлежит замене вместе с цепью. Задняя зубчатка служит дольше и может пережить 3, а то и 4 цепи.
Редко какой мотор отличается идеальной равномерностью работы цилиндров. Примитивный механизм регулировки распределения потоков топливной смеси по цилиндрам не позволяет произвести точную юстировку подачи. В результате каждый цилиндр отрабатывает свой крутящий момент. Разница хоть и не велика, но нагрузка на кривошипно-шатунную систему не является однородной и сбалансированной. В результате она работает с перекосом по значениям векторов силы, более нагруженный коленчатый вал быстро выходит из строя. Наличие неравномерности легко обнаружить по цвету свечного нагара. Цвет нагара на свечах должен быть одинаковым, если есть значительное отличие, то это в первую очередь свидетельствует о неравномерности работы цилиндров. Отрегулировать можно, но штатный процесс является плохо управляемым и кропотливым.
Электрическая проводка выполнена низкокачественными проводами и разъёмами. Массовое явление имеют случаи окисления контактов или обрыва проводов в результате вибрации незакреплённого соединения.
Конструкция крепления седла к раме не менялась со времён появления первых ИЖей подобной компоновки в начале 60-х годов. После непродолжительной эксплуатации замок разбалтывается от вибрации, появляется неприятный люфт в сочленениях. Под седлом находятся разъемы от проводов, идущих к оптике заднего щитка и к боковому прицепу. Многие владельцы, забывая об этом, просто рвут провода под седлом при его снятии. Заднее колесо невозможно снять без демонтажа сиденья.
Модификации мотоцикла
Базовая модель имела индекс ИЖ 6.113 — 010 — 01, а версия с боковой коляской — 6114 — 010 — 01. Выпускались также модификации «Люкс» (люлька, запасное колесо, зубастая резина, обтекатель, защитные дуги, багажник) и «Турист» (то же самое, но без обтекателя, багажника и дуг). Впоследствии байк много раз модернизировался, получив другой карбюратор, дисковый передний тормоз, более энергоёмкую вилку с пневматической регулировкой. Существует также версия и с грузовым боковым прицепом, но в наши дни встречается она исчезающе редко. В продаже попадается и Юпитер 5 переходной модели, но под этим определением обычно скрывается просто одна из ранних модификаций.
Конструкция мотоцикла
Но конструктивно мотоциклы этих модификаций между собой не отличались. Все составные части мотоцикла закреплялись на трубчатой раме. Чтобы обеспечить подвеску заднего колеса, в задней части рамы имелся подрамник, прикрепленный к раме не жестким болтовым соединением.
На переднюю часть рамы устанавливался силовой агрегат с коробкой передач и рулевая колонка, оснащенная телескопической вилкой. Над двигателем размещался топливный бак, а перед ним – руль и приборная доска и фара.
За баком вся верхняя часть мотоцикла отводилась под сиденье, с закрепленным на нее задним крылом со стоп-сигналом. Ниже сиденья имелось два бардачка. Левый отводился под аккумуляторную батарею, а правый предназначен был для инструментов.
На имеющийся подрамник устанавливалось заднее колесо. Чтобы обеспечить его подвеску, подрамник, кроме болтового не жесткого крепления, соединялся с рамой посредством подпружиненных масляных амортизаторов. Пружины имели трехпозиционную регулировку, что обеспечивало изменение жесткости задней подвески. Привод заднего колеса выполнялся посредством цепной передачи.
Выхлопные трубы, отходящие от двигателя, тянулись вдоль всего мотоцикла. Чтобы уберечь водителя и пассажира от возможных ожогов, трубы крепились под подножками.
Мотоцикл оснащался двухкулачковыми барабанными тормозами с механическим приводом на обоих колесах. Впоследствии некоторые версии оснащались передними дисковыми тормозами с гидроприводом.
Плюсы и минусы
Несмотря на все модернизации, в мотоцикле Иж хватает и достоинств, и слабых мест. Мощный даже по современным меркам, он неповоротлив, не слишком надёжен, и ему нужно постоянно уделять внимание. Впрочем, обо всём по порядку.
Преимущества
- Мощность. Её хватает для комфортной езды даже в наши дни.
- Возможность купить Иж Юпитер 5 с люлькой.
- Низкая цена подержанных мотоциклов на вторичном рынке.
- Ремонтопригодность и доступная стоимость запчастей.
- Умеренные габариты — длина, ширина, высота по седлу.
Недостатки
- Высокий расход топлива, до 6 литров на 100 км. И топливо нужно смешивать с 2т маслом, что неудобно делать на АЗС.
- Вес мотоцикла. Он чувствуется, особенно при маневрировании на малых скоростях.
- Низкая надёжность некоторых узлов. В частности, нередки проблемы с коробкой передач.
История создания и производитель
История Юпитеров начинается с 1958 года. Впервые опытный образец был представлен на всемирной брюссельской выставке в 1957 году. Тот Юпитер носил название Иж-58, а несколько позже был переименован в Иж Юпитер.
В сравнении с ижами-предшественниками новая модель выпускалась с улучшенной коробкой передач и новотехнологичной по тем временам смазкой для подшипников. Именно Иж-58 послужил родоначальником 2,3,4 и 5 сериям легендарных Юпитеров, первая из которых сошла с конвейера в 1961 году. Иж Юпитер 5 вышел в свет в 1985 году. Модель разработана и выпущена Ижевским автозаводом. Автором проекта считается инженер-конструктор П. В. Можаров.
Отзывы владельцев
Брал свой Иж ю5 новым в магазине в 2004, проездил сам пять лет, но накатал меньше 10 тысяч. Потом мот пылился в гараже четыре года, затем сыну его отдал, пусть учится. Завелся Ижак после долгой стоянки без проблем, после замены аккума и жидкостей. Техника примитивная, но живучая, были бы запчасти, и этот мотоцикл ещё меня переживёт. Арсений, Новосибирск.
Для деревни отличный вариант, купить в живом состоянии можно за 10-15к, бака хватает надолго, бензин жрёт любой. Поломок мелких много, но все чинится элементарно. Мотор Иж тяговитый, из грязи выезжает сам, если резина подходящая. У меня пепелац вообще древний, переходной модели, но отличий даже от самых последних выпущенных Юпитеров минимум. Запчасти все подходят, если не подходят — обтачиваются напильником и подходят. Александр, Усолье-Сибирское.
Свой Юпитер5 брал ещё в 1990 году, старичок жив до сих пор, периодически возит меня по даче, когда машину гонять по убитым дорогам не хочется — подвеску жалко. Запчасти копейки стоят, но ломается что-нибудь каждую неделю ))) А так Юп — нормальный мот для своего времени, ТТХ соответствуют цене и годам разработки. Сергей, Сыктывкар.
Видео
В ролике ниже представлен тест-драйв мотоцикла в полевых условиях, как по грунтовой дороге так и по асфальту. Мотоцикл как раз рассчитан для поездок по бездорожью, на таких условиях данный мотоцикл может составить достойную конкуренцию иностранным маркам.
Понравилась статья? Расскажи друзьям!
Комментарии (6)
- Виталий:
27.02.2015 в 17:49Советский мотоцикл, которые за долгие годы практически никак и не изменился. Как был у него безклапанный примитавный впрыск, так и остался. Многого от него ждать не стоит. Малый моторесурс мотора. Вечно болезненный.
Ответить
- Zolotoiy:
28.02.2015 в 11:09
Из всех мотоциклов которые у меня были,а их было не мало ИЖ Ю5 это песня 25 лошадей каробка полу-автомат , резвый,мощный но как пародистый пес требует ухода кто скажет сыпится следить надо вот и все а так всем советую
Ответить
- sergmayorov:
02.03.2015 в 12:46
Друзья мои ИЖ Ю5 и сейчас стоит у меня в гараже и стабильно ездит .Из всех мото советских времен этот самый лучший .Поддается любому тюнингу мощи хватает сцепление вечное .Кстати дорогу держит лучше чем ява так,как тяжелее.Запчасти все отечественные и стоят копейки .Впрочем и разбиться на таком шансов гораздо меньше ,чем на японском.
Ответить
- Жахангер:
15.05.2015 в 20:20
Друзья мои ИЖ Ю5 и сейчас стоит у меня в гараже и стабильно ездит .Из всех мото советских времен этот самый лучший .Поддается любому тюнингу мощи хватает сцепление вечное .
Ответить
- виталий:
04.07.2015 в 20:00
У меня в гараже стоит иж юпитер 5 и работает как часики хотя ему 26 лет и на нем максимальная скорость не 125 км в час а 160 км в час надо просто поставить жиклеры 275 и звездачку на цепь на 21 правдо жрать будет больше.
Ответить
- allvolley.ru:
17.08.2016 в 11:03
До сих пор есть такой аппарат! И состояние отличное, и вполне себе шустрый)
Ответить
Вывод
Иж Юпитер 5 конструктивно и морально устарел ещё до начала выпуска, но он и сейчас остаётся востребованным в отдалённых регионах, где ценится не дизайн, а живучесть и ремонтопригодность. И в качестве первого мотоцикла эта модель отлично подходит, потому что она способна научить и ездить, и ремонтировать своего стального коня.
Технические характеристики
Максимальная мощность двигателя: | 24 Л.с. |
Крутящий момент: | 34 Нм |
Рабочий объем: | 347,6 см3 |
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов): | двухтактный, двухцилиндровый |
Количество цилиндров: | 2 |
Кол-во клапанов: | |
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор): | |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | |
Система запуска (Электростартер, кик-стартер): | |
Максимальная скорость в км/ч: | 125 км/ч |
Система охлаждения: | Воздушное охлаждение |
Трансмиссия (коробка передач): | 4-ступенчатая, механическая |
Сцепление (Сухое / В масляной ванне): | |
Привод: | Цепь |
Рама: | Стальная |
Ходовая часть | |
Подвеска (Ход передней / задней): | |
Тормоза (Впереди / сзади): | |
Колеса / Шины / Резина: | |
Размеры и масса | |
Габариты (Длина / Ширина): | |
Высота по седлу: | |
Дорожный просвет: | |
Снаряженная масса: | |
Колесная база: | 1450 мм |
Вес: | 160 кг |
Ёмкость аккумулятора: | |
Года выпуска: | |
Страна производства: |
Обслуживание и ремонтные работы
Учитывая тот факт, что техника давно снята с производства, детали на рынке найти не сложно, так как мотоцикл остается в эксплуатации. К счастью многих владельцев, конструкция мотоцикла Иж Юпитер 5 простая, поэтому произвести ремонт не составит труда.
- Чтобы определить степень неисправности сцепления, надо изначально проверить, насколько произошло совпадение звездочек коленвала и плоскости барабана сцепления. Если имеются несовпадения, то сцепление Иж Юпитер 5 легко регулируется. Необходимо довести до показателя 0,4 мм при помощи шайб, установленных на первичный вал между распорной втулкой и кольцом внутри с подшипниками. Не допускается провисания моторной цепи больше, чем на 2 мм, если это происходит, значит, требуется замена звездочек на другие, у которых диаметр будет больше окружности впадин в шестерне.
По техническим характеристикам модель демонстрирует неплохие показатели - При настройке муфты сцепления надо тщательно следить, чтобы гайки пружин немного выходили за грани колпачков на 4мм, при этом нажимной диск должен перемещаться без перекоса. Регулировка механизма сцепления происходит после установки правой крышки и автомата сцепления, после затягивается винт регулировки на нажимном диске, оборот откручивается на ¼- ½ оборота и фиксируется винт. Рычаг сцепления регулируется до свободного хода на 5-10 мм.
- Важно уметь регулировать частоту вращения коленвала на холостом ходу. Действовать следует поэтапно. Сначала проверяется, есть ли у дросселя свободных ход, и прогревается двигатель. Проверку можно делать, установив низкие устойчивые обороты, вращая винт дросселя до тех пор, пока частота вращения повысится, а потом снизится. Если двигатель при открытии дросселя будет глохнуть, то следует обогатить горючую смесь и подтянуть винт, а если глохнет при закрытии, то надо винт слегка отвернуть. Такая процедура считается самой лучшей для проверки карбюратора, особенно если предстоит отправиться по некачественной дороге или меняется температурный режим. Профилактика работы карбюратора заключается в очистке и промывке деталей после 5000 км пробега.
- Рано или поздно изнашивается кикстартер и не происходит зацепление. Чтобы его восстановить, надо наварить переднюю кромку, сделать это можно в домашних условиях, если есть электрическое точило. Для удобного производства работы, следует снять храповик с барабана сцепления. Не надо стараться обеспечить исходную форму зубьев, достаточно будет добиться хорошего зацепления с углом 20-30°.
Не сложно найти на рынке детали для мотоцикла - При проверке сцепления мотоцикла Иж Юпитер 5 следует обратить внимание на изношенность дисков, они могут лопнуть или деформироваться. Если владелец отметил, что диск раскачивается из стороны в сторону, то, скорее всего, он погнут. Иногда явная деформация может отсутствовать, тогда надо обратить внимание на выступы рабочей поверхности. Ремонт состоит в замене дисков сцепления.
- Ремонт мотоциклов включает в себя установку зажигания. Установить зажигание Иж Юпитер 5 можно следующим образом: по часовой стрелке надо повернуть коленвал с помощью болта генераторного якоря, делать это до тех пор, пока не разомкнутся контакты. После ослабляется винт и фиксируется небольшой зазор между контактами. На месте свечи устанавливается втулка зажигания. Важно совместить на воротке крайнюю риску с втулкой и торцом. Три винта отвинчиваются до тех пор, пока контакты не разомкнутся, после два винта крепятся. То же самое надо проделать со вторым цилиндром.
Метки: выбор мотоцикла
Комментарии 57
Я бы взял восход 3М, надежно, стильно, дизайн до сих пор актуален. Планета и Юпитер смотрятся, как утюги.
Продаю мотороллер муравей
Владельцы ю5 не обижайтесь но п5 по надежности рулит, а ю5 по надежности это реальная дрочь! если ю5 ушатан то сделать из него конфету заебё…тесь и разоритесь, перегрей ю5 и привет постоянно звеняшие пальцы! потом эти чудо КВ соединяющиеся маховиком центральным тоже дрочь! часто их разбивает и зажигание никогда не выставишь! Если ю5 новый берешь то еще поездишь худо бедно если БУ отжатый ох хлебнешь горя и звенящие яйца на баке п5 тебе таким пустяком покажутся, а ремонт коробки на ю5 колоть мотор! на п5 снял крышку перебрал закрыл крышку! Если ребят говорить о скорости и приеместости какой нафиг юп — только яву брать если хочешь ездить мягко и не трахаясь, а если ваще не парится а просто надежно передвигаться то п5! ю5 конченая копия явы и причемнеудачная копия, хотели как лучше и проще а получилось как всегда. Поверьте ребята моему опыту я на рашен мототехнике не только собаку съел)))
Сравнение и отличия
Юпитер 5 – это более живой мотоцикл с неплохой приемистостью. По комфортабельности на голову выше своего оппонента. Двухцилиндровый двигатель мощнее и по скорости он быстрее. По паспорту скорость 125 км/час, но реально выжать и 150 только ремонт двигателя, потом обеспечен. Зажигание работает не стабильно и приносит много проблем. Расход топлива считается большим.
Планета 5 – это паровоз, имеет приличный крутящий момент, но при воздействии на ручку газа реагирует очень вяло. Передачи переключаются с перегазовкой. Зато тяга на голову выше за счет своего крутящего момента он как трактор. Ещё одно отличие это отсутствие проблем с зажиганием. Ремонтировать его ещё легче и дешеве. Расход топлива считается маленьким.