Проводка Ява: особенности моделей разных лет выпуска


В силу разных причин вы можете быть обладателем легендарной Явы – это мотоцикл вашего отца, старшего брата или вы просто купили легендарный транспорт по случаю. Но вот незадача – мотоцикл зачастую далек от идеального состояния, к примеру, вас может огорчить такая неприятность, как расслоившаяся от старости проводка Ява наверняка хранилась в неотапливаемом сарае или гараже, а нового комплекта в вашем городе не найти.

Ухоженных экземпляров Явы осталось немного

Что самое обидное — работы по замене большинства деталей и узлов достаточно просты, но отсутствие запчастей обездвиживает ваше транспортное средство на неопределенный срок. Мало того, цена деталей с каждым годом имеет свойство расти, что вынуждает проявлять умелые руки и смекалку. Зато результат оправдывает все ожидания.

ИЖ в качестве донора запчастей

Рассмотрим, к примеру, переход с 6 вольт на 12-ти вольтовую схему электрооборудования, причем, детали для такой переделки мы позаимствуем от мотоцикла ИЖ – благо их достаточно много продается на постсоветском пространстве.

Обратите внимание! Производитель мотоциклов JAWA сам изменил вольтаж на следующих своих моделях. Об этом более подробно в публикации о проводке Явы 634 и 638. И логичнее было бы использовать оригинальные детали, но, как говорилось выше – отсутствие запчастей и их заоблачная цена не дают такой возможности.

Проводка на Яву при этом останется прежней – если ее состояние удовлетворительное, а вот лампы и катушку придется заменить. Но зато вы получите более мощную систему, что отразится на всех характеристиках мотоцикла.


Схема с расшифровкой

Совет! Если решились на подобную переделку – вам потребуется и схема проводки Ява 12 В, представленная выше в большом разрешении (1000х700)

Причины переделки:

  • Устранение слабого света фары – явление, свойственное всем Явам с 6В оборудованием;
  • Устранение недозарядки аккумулятора при продолжительной езде с малыми оборотами;
  • Поломки и отказы вследствие износа родных 6V деталей;
  • Отсутствие возможности приобретения оригинальных узлов и расходных материалов;

Что берем у отечественного мотопрома

Обратите внимание! 12-вольтовые узлы ИЖа довольно легко приспособить к 634-му мотору своими руками. Именно поэтому данную переделку и стоит рассматривать в качестве рабочего варианта.


Вам предстоит «вживить» отечественные детали в схему Явы

Совет: Существуют переделки и с применением деталей от китайских скутеров и мопедов Дельта. Но мы их не рекомендуем, поскольку качество деталей не на высоте.

Фактически от ИЖа нам потребуется минимальный набор деталей:

  • реле-регулятор, обозначен на фото ниже под №1;
  • ротор генератора (под №2);
  • обмотки статора (под №3);
  • подающий провод к замку зажигания на клемму 54 (под №4).

Справочно: также на схеме инсталляции «ижевских» деталей в электросхему Явы обозначена маркировка клемм блоке реле-регулятора (с Х1 по Х8).

Заказные детали


Планшайба для генератора – ее можно заказать у знакомого токаря
Без помощи токаря не обойтись. А раз так, то начните с его поиска по знакомым или по газетным объявлениям.

Ему вы закажете:

  • Переходную шайбу (планшайбу) для установки генератора;
  • Доработку статора – обращенную к коленвалу сторону придется укорачивать;
  • Проточку посадочного места.

Обратите внимание! Дорабатывать в гаражных условиях статор не следует, т.к. точно выдержать посадочный диаметр будет сложно. И в дальнейшем, после сборки ротор наверняка будет задевать за катушки статора, что приведет к их повышенному износу.

На видео ниже демонстрируется работа мотоцикла Ява с генератором от ИЖ на 12 вольт.

Именно такой результат и получится, если придерживаться предлагаемой процедуры модернизации вашей Явы.

Эксплуатационные особенности

Именно мотоцикл в нашей стране стал ярким подтверждением того, что двухколесное транспортное средство действительно является средством передвижения.

Владельцев и их «железных коней» можно было встретить везде:

  • В лесной чаще;
  • В горах;
  • На городских магистралях;
  • В сельской глубинке;
  • На спортивных соревнованиях и т.п.


На мотоцикле JAWA можно было легко уехать за 1000 км от дома
Его выносливость и безотказность на самых длительных маршрутах способствовала столь высокой популярности марки в целом. Даже перепродажа 5-ти летнего экземпляра приносила бывшему владельцу не менее 500 рублей.

Справочно: Покупка новых отечественных двухколесных мотоциклов обходилась в более скромные суммы для семейного бюджета. Дефицит запчастей, отсутствующая инструкция и мелкие поломки не останавливали от покупки мотоцикла-мечты.

Тем не менее, сложности с деталями и простая конструкция способствовали тому, что владельцы обслуживали мототехнику своими руками в самых разных местах:

  • В частных гаражах;
  • В подсобках;
  • На балконах;
  • В квартирах и т.п.


Отсутствие гаража никогда не было помехой настоящему мотолюбителю

Работы по переделке

Приступаем к непосредственной работе на Яве.

Инструкция по переделке будет следующей:

  • Прикручиваем планшайбу болтами М6. Используем только с утапливаемыми заподлицо головками, поскольку обычные болты будут мешать работе ротора.


Установка планшайбы

  • Устанавливаем ротор и проверяем его вращение. Он должен свободно и без люфтов прокручиваться на оси.


Если планшайба установлена правильно – ротор будет свободно вращаться

  • Зажимаем его вместе с фланцем под модулятор с помощью болта.
  • Монтируем статор. Вначале выводим клемму центра обмоток статора – она потребуется для реле контрольной лампы работы генератора.


Выводим клеммы для подключения автомобильного реле от ВАЗ 2101 на контрольную лампу

Обратите внимание! Использование деталей от ВАЗ практикуется и в переделках на автомобилях других отечественных марок. В частности схема электропроводки УАЗ 31514 построена с использованием коммутатора от ВАЗ 2108.

  • Подключаем провода.
  • Устанавливаем пластину-прерыватель.


Установка пластины. Данный вариант выполнен с датчиком Холла

Совет: установка зажигания с применением датчика Холла делает момент искрообразования более прогнозируемым, что улучшает воспламенение смеси. Раз уж мы модернизируем электрооборудование, то имеет смысл и улучшить заодно систему зажигания.

На этом все. Остается только проверить работоспособность нашей модернизации, для чего запускаем двигатель со снятой крышкой. При необходимости, выставляем и регулируем угол зажигания.

Мотоцикл Ява. Техническая характеристика, эксплуатация и ремонт, каталог деталей. >> ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ — Схемы электрооборудования. Ключ зажигания.
Оглавление :: Следующая >>

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ

Схемы электрооборудования

В электрооборудование мотоциклов «Ява» входят источники тока, система зажигания и система освещения и сигнализации.

На мотоциклах, как правило, устанавливается динамобатарейная система электрооборудования. Источниками тока у них являются аккумуляторная батарея и генератор. Номинальное напряжение в системе электрооборудования 6 В или 12 в.

Ключ зажигания

Положение I (рис. 89) соответствует стоянке мотоцикла. Ключ вставлен или не вставлен. Ток от батареи через предохранитель 21 (см. рис. 85), клемму 30/51 замка зажигания и включатель 23 поступает к лампе 2 стоп-сигнала, а через вторую клемму 30/51 — к звуковому сигналу 13. При торможении заднего колеса срабатывает включатель 23 и загорается лампа 2 стоп-сигнала, а при нажатии на кнопку 12 замыкается цепь, соединяющая звуковой сигнал с массой и он включается. Контакты реле обратного тока (реле-регулятора) разомкнуты, и ток к генератору не поступает.

Положение II (рис. 89) применяется при езде днем. Ключ вставлен и повернут вправо. Клеммы 30/51 и 15 соединяются, и ток от батареи идет к катушке зажигания 14 (см. рис. 85) и к лампе 6 указателя нейтральной передачи и контрольной лампе 7 генератора. Эта лампа включена параллельно контактам реле обратного тока и горит, когда они разомкнуты, указывая на то, что питание поступает от батареи.

При этом положении ключа зажигания двигатель можно пустить. При числе оборотов коленчатого вала примерно 1500 в минуту напряжение генератора достигает 6 в, и в тот момент, когда оно станет больше, чем у аккумуляторной батареи, контакты реле обратного тока замкнутся, вследствие чего ток от генератора пойдет к системе электрооборудования (подходящий к аккумуляторной батарее ток будет заряжать ее).

Контрольная лампа погаснет, поскольку сопротивление ее нити больше, чем сопротивление контактов реле.

Положение III (рис. 89) включается для пуска двигателя без аккумуляторной батареи.

Ключ повернут влево. Соединяются клеммы 61 и 15. Ток от генератора поступает непосредственно к катушке зажигания. Этим положением пользуются при неисправной батарее или ее отсутствии. Для пуска двигателя включают вторую передачу, выключают сцепление и разгоняют мотоцикл. Когда он наберет достаточную скорость, включают сцепление и, если двигатель сразу не начал работать, продолжают увеличивать скорость мотоцикла. Как правило, двигатель нормально отрегулированного мотоцикла пускается очень быстро.

Положение IV соответствует езде ночью по освещенной дороге.

Ключ вставлен, переключатель света повернут в первое положение. При этом соединяются клеммы 30/51 и 58 замка зажигания. Питание от аккумуляторной батареи или генератора поступает к лампе заднего фонаря и к лампам 18 (см. рис. 85) освещения спидометра и лампе 11. Такое освещение используется ночью при стоянке или движении по хорошо освещенным дорогам.

Положение V (рис. 89) применяется при езде ночью по неосвещенной дороге. Ключ вставлен, переключатель света повернут в положение II. Замыкаются клеммы 30/51, 58 и 56. Дополнительно к потребителям, включенным при установке ключа в положение IV, ток от клеммы 56 поступает через переключатель 8 (см. рис. 85) к лампе 10 фары 9.

Подобно рассмотренной схеме работают системы электрооборудования других мотоциклов.

Знание схемы электрооборудования мотоцикла облегчает нахождение неисправности.

Рис. 85. Схемы электрооборудования мотоцикла: а — «Ява-250» модель 354/04; б — «Ява-350» модель 354/04; в — «Ява-250» моделей 559/02, 559/04, 559/07; г — «Ява-350» моделей 354/06, 360/00 1 — задний фонарь; 2 — лампа стоп-сигнала (6 в, 15 вт); 3 — лампа освещения номерного знака (6 в, 5 вт); 4 — соединительные муфты; 5 — центральный переключатель с замком зажигания; 6 — лампа указателя нейтральной передачи (6 в, 1,5 вт); 7 — контрольная лампа генератора; 8 — переключатель ближнего и дальнего света; 9 — фара; 10 — лампа ближнего и дальнего света (6 в; 25 + 25 вт); 11 — лампа стояночного (городского) света (6 в; 1,5 вт); 12 — кнопка включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 — катушка зажигания; 15 — провод высокого напряжения; 16 — свеча зажигания; 17 — контакт включения лампы указателя нейтральной передачи; 18 — лампы освещения спидометра; 19 — генератор; 20 — реле-регулятор; 21 — предохранитель (15 а); 22 — аккумуляторная батарея; 23 — включатель лампы стоп-сигнала. Условные обозначения цвета проводов: Б — белый; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; С — синий; Ч — черный

Рис. 86. Схема электрооборудования мотоцикла «Ява-638»: 1 — реле-прерыватель указателей поворота; 2 — включатель аварийной остановки двигателя; 3 — генератор (12 В); 4 — обмотка возбуждения; 5 — щетки; 6 — статорные обмотки; 7 — контакты прерывателя зажигания; 9 — включатель лампы нейтральной передачи; 10 — выпрямитель; 11 — аккумуляторная батарея; 12 -предохранитель; 13 — реле включения контрольной лампы работы генератора; 14 -реле-регулятор напряжения; 15 — задние фонари указателей поворота; 16 — задний фонарь; 17 — лампа (21 Вт) стоп-сигнала; 18 — лампы подсветки (4 Вт); 19- наконечники проводов высокого напряжения; 20 — свечи зажигания; 21 — катушки зажигания; 22 — включатель стоп-сигнала; 23 — переключатель указателей поворота, ближнего-дальнего света, включатель звукового сигнала; 24 -звуковой сигнал; 25 — контрольная лампа нейтрали в коробке передач; 26 — контрольная лампа работы генератора; 27 — замок зажигания; 28 — передние фонари указателей поворота; 29, 33 — лампа подсветки спидометра; 30 — лампа стояночного света; 31 — лампа главного света; 32 -фара; 34 — контрольная лампа включения дальнего света; 35 — контрольная лампа указателей поворотов.

Рис. 87. Схема электрооборудования мотоцикла Ява-50″ типа «634»: 1 — передние указатели поворотов с лампами 6 В, 21 Вт; 2 — лампа подсвета шкалы тахометра 6 В, 2 Вт; 3 — лампа головного света фары 6 В, 30/35 Вт; 4 — лампа стояночного света фары 6 В, 4 Вт; 5 — лампа подсвета шкалы спидометра 6 В, 2 Вт; 6 — аварийный выключатель зажигания; 7 — реле-прерывательуказателей поворотов; 8 — одиночные разъемы; 9- контрольная лампа дальнего света 6 В, 2 Вт (синяя); 10 — контрольная лампа указателей поворотов 6 В, 2 Вт (оранжевая); 11 — замок зажигания; 12-контрольная лампа нейтрали 6 В, 2 Вт (зеленая); 15 — контрольная лампа работы генератора 6 В, 2 Вт (красная); 14 — разъемная колодка; 15 — звуковой сигнал; 16 — блок переключателей света, указателей поворотов с кнопками звукового и светового сигналов; 17 — генератор 6 В, 75 Вт; 18 — реле регулятор; 19 — включатель стоп-сигнала; 20 — включатель контрольной лампы нейтрали; 21 — катушки зажигания; 22 — аккумулятор 6 В, 14 А. ч.; 23 — задние указатели поворотов с лампами 6В, 15Вт (стоп-стоп сигнал) и 6В, 2Вт (стояночный свет).

Рис. 88. Принципиальная схема электрооборудования мотоциклов «Ява-250» моделей 559/02, 559/04, 559/07 и «Ява-350» моделей 354/06, 360/00: 1 — генератор; 2 — обмотка возбуждения; 3 — добавочный резистор; 4 — пружина регулятора напряжения; 5 — обмотка реле обратного тока; 6 — контакт второй ступения регулировки; 7 — подвижный контакт регулятора напряжения; 8 — контакт первой ступени регулирования; 9 — ярмо; 10 — обмотка регулятора напряжения; 11 — подвижный контакт реле обратного тока; 12 -неподвижный контакт реле обратного тока; 13 — предохранитель (15 а); 14 — аккумуляторная батарея (6 в); 15 — звуковой сигнал; 16 — кнопка включения сигнала; 17 — лампа стоп-сигнала; 18 — центральный переключатель; 19 — включатель стоп-сигнала; 20 — переключатель дальнего и ближнего света; 21 — лампа дальнего и ближнего света; 22 — лампы освещения шкалы спидометра; 23 — лампа стояночного (городского) света фары; 24 — лампа освещения номерного знака; 25 — включатель (контакт) лампы нейтральной передачи; 26 — контрольная лампа генератора; 27 — лампа нейтральной передачи; 28 — первичная обмотка катушки зажигания; 29 — конденсатор (260 в; 0,27 мкф); 30 — вторичная обмотка катушки зажигания; 31 — кулачок прерывателя; 32 — контакты прерывателя; 33 — свеча зажигания. Штриховой линией обведены цепи, относящиеся к мотоциклу «Ява-350»

Рис. 89. Положения ключа зажигания и переключателя света и соответствующие им соединения цепей в центральном переключателе мотоцикла «Ява-250» модели 559/07: I — ключ вставлен (или не вставлен); II — ключ повернут вправо — включено зажигание; III — ключ повернут влево — пуск двигателя без аккумуляторной батареи; IV — переключатель повернут вправо, в первое положение — включены лампы стояночного света фары и освещения номерного знака; V — переключатель повернут вправо, во второе положение — включена дополнительно лампа фары

Особенности электрооборудования

По многим параметрам узлы и агрегаты чешского мотоцикла были схожи с отечественными изделиями, но при этом отличались:

  1. высоким качеством;
  2. поразительной износостойкостью;
  3. ремонтопригодностью и длительным ресурсом.

Совет: обслуживая мотоцикл своими руками, владельцы нередко сталкиваются с дефицитом оригинальных запчастей. При необходимости использования неоригинальных электроприборов следует тщательно подбирать их технические параметры.

В те годы мотоциклы Ява были в дефиците, поэтому нередко продавались с рук. И при этом, цена оставалась достаточно высокой. Новые владельцы могли тут же садиться за руль и эксплуатировать технику без всяких ограничений, поскольку:

  1. проводка на Яву не требовала ухода;
  2. двигатель имел значительный моторесурс;
  3. амортизаторы и подвеска имели достаточно высокий запас прочности;
  4. расходные материалы требовались не чаще, чем предусмотрено техническим регламентом.

Однако, производитель постоянно модернизировал свои модели мотоциклов, и каждый раз вносил изменения в узлы и агрегаты. В частности, в разные годы на территорию СССР поставлялись:

  1. модель 559-07 выпускалась с 1969 года под именем «JAWA 250» и представляла собой вариант с 250 кубовым мотором, выдававшим мощность в 12 л.с. с 6В оборудованием;
  2. модель 634 (01-04) выпускалась с 1973 года под именем «JAWA 350» и представляла вариант с увеличенным до 350 куб. см мотором мощностью 16 л.с., рассчитанным на работу с 6В оборудованием;
  3. модель 634 (01-08) выпускалась с 1977 года под именем «JAWA 350», но уже в исполнении с 12-ти вольтовым оборудованием и на 16-ти дюймовых колесах;
  4. модель 638 выпускалась с 1986 года под именем «JAWA 350». Имела лишь визуальные отличия по форме рамы и оснащалась 18-ти дюймовыми колесами ();
  5. модель 640 представляла собой последнюю модификацию, которая официально поставлялась в нашу страну. Также была рассчитана на работу 12-ти вольтового оборудования и имела отличия в дизайне и подвеске.

Оборудование 6W

Первые 8 лет поставок из Чехословакии, мотоциклы JAWA укомплектовывались оборудованием, рассчитанным на ток в 6В.

На представленной выше схеме есть отличия, связанные с модификацией. В частности, у модели JAWA 634.8.00 отсутствуют:

  1. контрольная лампа указателей поворотов;
  2. контрольная лампа нейтрали в коробке передач;
  3. конденсаторы с прерывателями.

На последующих мотоциклах эти электрические детали устанавливались в заводских условиях. А отечественные умельцы самостоятельно доукомплектовывали своих «железных коней», используя новую схему.

Справочно: неоценимую помощь мотоциклистам оказывал журнал «За рулем», публиковавший цветные схемы электрооборудования с учетом вносимых поправок, получаемых официально от чешского производителя.

Различия в вольтаже не являлись препятствием для владельцев, которые нередко самостоятельно переоборудовали электропитание мотоцикла с 6В на 12В. При этом требовалось:

  1. заменить генератор на новый шестиполюсный с системой самовозбуждения электрического тока, позволявшей эксплуатировать мотоцикл с полностью разряженной аккумуляторной батареей;
  2. заменить лампы накаливания на более мощные;
  3. установить бесконтактное электронное зажигание;
  4. заменить высоковольтные провода.

Оборудование 12W

Позже производитель признал перспективность 12-ти вольтового оборудования и стал комплектовать им свои изделия. Благодаря этому:

  1. на мотоциклах появилось электронное зажигание;
  2. изменение схемы генератора позволяло эксплуатировать транспортное средство без аккумуляторной батареи (в дневное время суток);
  3. увеличился световой поток головного освещения и повысилась яркость габаритных огней.

К особенностям 12 вольтового оборудования можно отнести двухполярное реле поворотов, ранее не встречавшееся на мотоциклах. Схема его работы построена на принципе разности токов потребления контрольной лампы (6Вт) и лампами указателей поворотов (21Вт):

  • при включении правого поворота «+» с генератора или АКБ попадает в правую цепь поворотов, проходя через выводы двухполярного реле;

Справочно: роль проводника в реле играет тонкая нихромовая нить, особенностью которой является способность растягиваться при нагревании и восстанавливаться при охлаждении, что приводит к цикличности процесса прерывания цепи.

  • при этом ток подается на правую переднюю и заднюю правую лампу поворотов;
  • непосредственно контрольная лампа одним контактом подключена к правой цепи поворотов, а другим — к левой цепи поворотов. При включении правого поворота на контрольную лампу подается «+», а в левой цепи контрольной лампы для другого контакта появляется «-», поступающий через нить накаливания левой лампы цепи поворотов (см. также ).

Справочно: контрольная лампа загорается одновременно при включении лампы правой или левой цепи, поскольку ток ее включения почти в 10 раз меньше, чем у пары ламп поворотов.

Электрооборудование мотоцикла

Несмотря на высокое качество сборки и долговечность основных узлов и агрегатов, за техническим состоянием мотоцикла необходимо было постоянно следить.

В частности, требовалось регулярное техническое обслуживание:

  • Аккумуляторной батареи;
  • Системы зажигания;
  • Системы подачи топлива;
  • Системы смазки.


Производитель наглядно указывал в документации на узлы, требующие постоянного внимания

Аккумулятор

На мотоциклах чехословацкого производства устанавливалась фирменная АКБ TREPCHA 6А5. Ее обслуживание сводилось к:

  • Проверке уровня электролита в каждом элементе;
  • Проверке его плотности (номинальная величина — 1,26 г/см3);
  • Зарядке АКБ при снижении разряда на клеммах ниже допустимых (в полностью заряженой напряжение составляет 7,8—8,1 вольт). Зарядку аккумулятора производят током 0,6 А.


Аккумулятор TREPCHA 6А5 устанавливался под сиденьем

Проводка

Схема проводки Ява 634 6в также требовала пристального внимания от владельцев.

В частности:

  • Все провода необходимо осматривать время от времени, и в случае обрыва или повреждения изоляции отремонтировать либо заменить.
  • Проверять свечной провод. При появлении трещин в изоляции или на защитных колпачках провод следовало заменить.

Справочно: в трещинах изоляции скапливалась грязь и служила мостиком утечки тока, что влияло на искрообразование системы зажигания.

  • Проверять работу выключателя стоп-сигнала, привод которого расположен довольно низко к дорожному полотну.
  • Проверять состояние контактов плавкого предохранителя на 15 А;
  • Проверять работу фары головного света.


За проводами мотоцикла следовало тщательно следить

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]