Схема проводки на мопед Альфа: особенности отечественной эксплуатации


Схема электрооборудования мопедов Альфа (Alpha), Дельта, Орион

1 — модуль зажигания (CDI); 2 — катушка зажигания;3 — свеча зажигания; 4 — генератор; 5 — регулятор напряжения; 6 — батарея; 7 — предохранитель; 8 — стартёр; 9 — кнопка «Пуск»; 10 — пусковое реле; 11 — тахометр; 12 -замок зажигания; 13- стоп-сигнал; 14 — индикатор нейтрали КПП; 15 — подсветка приборов; 16 — фара; 17 — индикатор дальнего света; 18 — задний габарит; 19 — индикатор левого поворота; 20 — указатель левого поворота; 21 — индикатор правого оборота; 22 — указатель правого поворота; 23 — переключатель указателей поворота; 24 — реле-прерыватель; 25 — кнопка включения звукового сигнала; 26 — выключатель стоп-сигнала ручного тормоза; 27 — выключатель стоп-сигнала ножного тормоза; 28 — цифровой индикатор скорости КПП; 29 — переключатель света; 30 — выключатель освещения; 31 — охранная сигнализация; 32 — переключатель цифрового индикатора скорости; 33 — звуковой сигнал; 34 — передний габарит

Беда китайского мотоцикла «Альфа» в нескольких вещах: амортизаторах, металле и проводке. Остальное заменяется хозяином достаточно быстро (масло, бензин, заводские шины). Именно проводка имеет достаточно много вариантов поломок и заставляет владельцев китайских мопедов потратить много нервов в попытках ее починить. В результате проводка мопеда «Альфа» очень скоро начинает выглядеть как гнездо какой-нибудь птицы и без схемы тут не обойтись. Как разобраться в путанных проводах?

Основные понятия

Для того чтобы разобраться в проводке, нужно немного понимать в видах тока. Постоянным называют тот, который не изменяет своего направления и величины. Переменный же – это тот, где напряжение и сила тока меняют величину через некоторое время, или ток идет в обратную сторону. Часто постоянный ток, как видно в схеме проводки мопеда «Альфа», нужен для лампочек: фаре, поворотникам, стопу. Есть такие модели, где мотоцикл полностью переведен на постоянный ток, но это старые модели и встречаются они довольно редко.

Переменный ток должен где-то выпрямляться и сделать это призван выпрямитель со стабилизацией напряжения. По-простому – регулятор напряжения. Зачем он нужен? С генератора выходит 40 В, но от этого количества лампочки быстро перегорают. Поэтому выпрямитель уменьшает эту цифру до 13,8 В. В «Альфе» есть две линии питания: первая — это питание бортовой сети электростартера, фары, поворотников, габаритов, реле, сигнала и стопа. Вторая – линия питания генератора, катушки зажигания и свечи.

Рекомендуем прочитать:

В скутере используется свеча типа А7ТС. При правом повороте, напряжение течет по синему проводу, который отвечает за соответствующие лампы.

Передним тормозом следует пользоваться совместно с задним ножным тормозом. Стартер Прибор служит для облегченного запуска двигателя скутера, без использования кик-педали. Лакированные и хромированные части промойте водой и протрите сухой мягкой тканью.

При выполнении сварочных работ следует помнить, что, не отсоединив коммутатор можно запросто уничтожить все электрооборудование. Бензокраник имеет три положения: открыто, резерв, за-крыто. Лакированные и хромированные части промойте водой и протрите сухой мягкой тканью.

Рекомендуем прочитать:. Полоски просовываются под кольцо одна посередине, две — под концы замка кольца. Обкатка мокика Обкатка производится в течение первых км пробега. Для замены поршневых колец снимите кольца с поршня при помощи трех стальных полосок.

На скутере он расположен возле реле-ограничителя. Очистите от нагара головку цилиндра, выхлопное окно, поршень и глушитель.

Сильно дергать за провод не стоит — колпачок может оторваться. Если сопротивления нет или оно очень низкое, виноват в неполадках генератор. При вывертывании упора свободный ход рычага уменьшается, при завертывании — увеличивается.

Выявление неисправностей и ремонт электрооборудования мопеда Дельта

Не допускайте перегрева двигателя, движение мокика с перегретым двигателем может привести к заклиниванию двигателя, поломке поршневых колец. Во избежание перегрева двигателя, особенно летом, через каждые 15—20 км делайте остановку на 10—15 минут, двигатель выключайте. Не следует длительное время ездить на первой пере-даче, так как двигатель перегревается, быстро изнашивается и перерасходуется топливо. Сильно дергать за провод не стоит — колпачок может оторваться. Резиновый уплотнитель защищает контакт от случайного электрического пробоя.

Регулировку момента включения лампы производите путем перемещения выключателя сигнала торможения вперед или назад. Затем проверяется сопротивление на выводах блока зажигания. Как проверить реле зарядки, регулятор напряжения

Ценные советы

Не секрет, что изоляция проводов сделана из дешевого пластика и лучше изоляцию заменить на резиновую до того, как она посыплется через несколько дождей. Две сети в китайских мотоциклах не пересекаются, поэтому, разбирая питание бортовой сети электростартера, фары, поворотников и стопа, следует помнить о нескольких моментах:

  • Зеленый провод – это всегда масса или как его еще называют, земля.
  • Розовый и желтый (два желтых) идут от генератора, где еще присутствует переменный ток.
  • Синий тянется от импульса с магнитного датчика.
  • Черно-красный – питание аккумулятора.

Полезная информация

Чтобы предохранить клеммы от окисления и появления белого налёта, их нужно зачистить, надёжно закрепить и только потом смазать пластичной смазкой (технический вазелин, Литол, Солидол и пр.) или защитить специальной кислотостойкой мастикой. У обслуживаемого аккумулятора должна быть специальная трубочка для отвода газов, её нужно обязательно выводить наружу мотоцикла и не закрывать, она служит для отвода газов и конденсата во время работы. Можно вставить аккумулятор в резиновый или пластмассовый ящик, который чуть выше аккумулятора. Тогда если электролит вдруг выльется, он не попадёт на раму и другие части мотоцикла.

Работа проводки

Большой черный провод соединяет в себе: 2 желтых, зеленый и красный, где течет постоянный ток. Красный уходит в замок зажигания, от которого поворотом ключа можно замкнуть систему и заставить работать. С обратной стороны жгут уходит к пульту, где подсоединяется к переключателям. Если было потеряно напряжение, то как раз следует посмотреть работу этого жгута – выходит ли напряжение с замка зажигания в этот черный жгут.

Вторая линия служит для питания аккумулятора (черно-красный), импульса с магнитного датчика (сине-белый) и имеет массу (зеленый). К аккумулятору идет большое напряжение, а потому прикасаться к проводам можно только на заглушенном двигателе. Если возник вопрос о том, как подключить проводку на мопеде «Альфа» при проблемах с этой линией, то следует обратить внимание на бронепровод – большой черный провод, идущий на свечу с катушки зажигания. А довольно опасный симптом позволяет заподозрить обрыв черно-желтого провода: если мопед не глохнет, а будет работать до тех пор, пока не закончится бензин. Этот провод переходит в желтый посередине и идет на катушку зажигания.

Элементы цепи зажигания.

Замок зажигания. Шував, г.

Она показана упрощённой, но достаточной для понимания принципа его работы в составе системы.

Напряжение питания звукового сигнала — постоянное. Появилась идея задействовать в работе системы оба импульса, причём так, чтобы при малых оборотах двигателя зажигание было более поздним, а при повышенных становилось ранним.

Катушка зажигания 2. Несмотря на то, что у замка зажигания 3 положения, в электрической схеме используется всего 2.

Большую популярность в России и странах СНГ мопед приобрел в первую очередь из-за смешной цены. Элементы цепи зажигания.

Схема электропроводки мопеда Альфа 72 куб с тахометром

Разница между ними в количестве намотанных проводов и в цветах. Замок зажигания представляет собой не что иное, как обычный многопозиционный переключатель. Изображение откроется в новом окне. Система зажигания мопеда «Альфа» весьма проста и надёжна.

Как проверить, заменить

Проверка осуществляется с помощью мультиметра. Этот прибор используется в электромеханике и продается в строительных магазинах. Существуют модели без звукового сигнала – они не отличаются по внешним признакам, а потому приходится спрашивать у продавцов. Без звукового сигнала или «прозвона» неудобно постоянно смотреть на панель, но осуществить проверку реально. Последовательно, начиная от аккумулятора до цепи зажигания и генератора, проверяется вся проводка мопеда «Альфа». На мультиметре есть два щупа: красный и черный. Красным нужно касаться плюса, а черным – массы или земли.

Таким образом, проводка мопеда «Альфа» является сложным и уязвимым местом для этого транспорта. Однако именно это поможет закалить хозяина мотоцикла в вечных поломках и сделать его настоящим асом в электричестве своего мотоцикла.

Типы зарядных устройств

Для восстановления заряда мопедных аккумуляторов используют такие виды устройств:

  1. Простые. Требуемые характеристики подаваемого приборами электричества задает пользователь. Необходимо постоянное отслеживание состояния изделия с использованием универсального тестера. Если мультиметр отсутствует, удаляют пробки и замеряют плотность кислотного раствора. Другие характеристики простого ЗУ мало чем отличаются от свойств более дорогих моделей.
  2. Автоматические. В этом случае устройство самостоятельно контролирует процесс, выбирая подходящие параметры. Автоматические приборы хорошо подходят для восстановления мощности мотоаккумуляторов в домашних условиях.
  3. Автомобильные. Используются редко, что объясняется разницей в емкостях батарей для машин и мотоциклов. Автомобильное ЗУ выдает ток высокой силы, что приводит к кипению электролита и разрушению пластин. Часто заряжаемые такими приборами АКБ приходят в негодность. Автомобильные ЗУ использовать можно, если они имеют функцию регулировки параметров.

Особенности обслуживания

К сожалению, поставщики мототехники не всегда учитывают особенности исполнения того или иного вида транспортного средства, предполагая, что низкая цена – главнее. В частности, большинство поступающих под брендом ALPHA мопедов в Россию, не рассчитаны на наши климатические и дорожные условия.

Проявляется это в следующем:

  1. Большинство мопедов эксплуатируется по бездорожью (в сельской местности, для поездок на природу, рыбалку и т.п.). А заводские шины, литые обода, пружины и амортизаторы не рассчитаны на подобные нагрузки;
  2. Качество бензина и масла также далеко от идеального, что влияет на эксплуатационные параметры мопеда;
  3. Мопед не предусматривает эксплуатацию при минусовых температурах.

Совет: От сурового климата особенно страдает проводка мопеда Альфа, поскольку ее изоляция выполнена из дешевого пластика. При отрицательных температурах она становится хрупкой и разрушается. Опытные владельцы после покупки заменяют ее на проводку с резиновой изоляцией.

Таким же путем, как и проводка на мопед Альфа, с помощью замены излечиваются и другие «болезни» мопедов Альфа. В частности:

  1. Заводские шины заменяются более износоустойчивыми;
  2. Литые диски заменяются традиционными ободами со спицами;
  3. Амортизаторы переустанавливаются с отечественных мотоциклов.

Разборка коробки передач

Разбирать коробку передач необходимо для того, чтобы осуществить замену отработанных деталей. Производится это после того, как были демонтированы следующие детали:

  1. ротор;
  2. цилиндр;
  3. блок сцепления.


Разборка коробки передач

Ремонт этой части двигателя осуществляется следующим образом:

  1. при помощи отвертки или лезвия снять стопорное кольцо и ведущую шестерню передачи;
  2. аккуратно открутить фиксирующий передачу болт и удалить механизм переключения скоростей;
  3. извлечь вилку переключения передачи и вал;
  4. извлечь коленвал и барабан (включая сердцевину);
  5. после замены изношенной детали на новую, осуществить сборку (в обратном порядке).

Особенности электрооборудования

В отличие от отечественных мотоциклов и мопедов, Альфа уже в базовом исполнении имеет ряд преимуществ:

  1. Электронное 12В зажигание;
  2. Электрический стартер;
  3. Электронный тахометр на панели приборов.

Справочно: электронное зажигание обеспечивает беспроблемный пуск двигателя и его устойчивую работу во всех режимах эксплуатации. Простая схема и легкость замены своими руками вышедших из строя компонентов существенно упрощают пользование транспортным средством.

Источники энергии

На мопеде применена схема с аккумуляторным источником электроэнергии. Изготовителем не рекомендуется его эксплуатация без АКБ, а схема электропроводки на мопед Альфа дополнительно оснащена реле-регулятором (см. также схему электропроводки УАЗ 31512).

Шестикатушечный генератор также хорошо справляется со своими обязанностями:

  1. Поддерживает напряжение во всем диапазоне оборотов двигателя;
  2. Обеспечивает работу головного света и габаритов во время движения.

Справочно: заводская инструкция не разрешает установку дополнительных осветительных проборов. Также запрещается использовать на мопеде лампы головного света больше указанной в технической документации мощности.

Органы контроля и управления

Наличие информативных приборов делает эксплуатацию мопеда достаточно простой, что и привлекает многих покупателей. Причем, что характерно, достаточно большое количество новичков решается на покупку двухколесного транспортного средства, выбирая именно мопеды Альфа.

Столь же простое управление мопедом также способствует его популярности. Все основные функции транспортного средства вынесены на руль, а их состояние отображается на панели приборов:

  1. Скоростной режим;
  2. Обороты двигателя;
  3. Состояние заряда АКБ;
  4. Суточный и общий пробег (см. также схему проводки мотоцикла Урал).

Racer Alpha RC50: дёшево и сердито

Большая часть китайских мотоциклов выпускается по принципу «чем дешевле, тем лучше». Не миновала эта участь и лёгкий мопед Alpla от компании Racer, который претендует на звание одного из самых доступных байков для новичков.


Что обычно выбирают новички, желающие приобщиться к миру двухколёсной техники с мотором? Правильно — что-нибудь недорогое. Это разумный подход, существенно снижающий шансы завершить первый же мотосезон в каком-нибудь ДТП, что, к сожалению, нередко случается с теми, кто в качестве первого мотоцикла выбирает что-нибудь запредельно мощное. Мопед Racer RC50 Alpha предназначен именно для новичков. Стоит он недорого, весит мало, навыкам работы с МКПП обучить вполне способен. Другим немаловажным преимуществом является его кубатура — при всех минусах столь маленького моторчика есть и плюс, ведь для управления Racer Alpha достаточно прав категории «М». Конечно, на него распространяются и ограничения вроде запрета на выезд на автомагистрали, но это уже нюансы.

Первый взгляд


Для многих мотоциклистов родом ещё из СССР слово «мопед» означает что-то совсем слабенькое, архаичное и несимпатичное. Но времена мопедов «Рига», «Карпаты» и иже с ними давно прошли, и современные лёгкие 50-кубовые байки выглядят почти как мотоциклы. Технические характеристики Racer Alpha 50 тоже на голову выше, чем у его советских предшественников. Конечно, при проектировании и производстве этой модели китайцы явно поставили во главу угла снижение себестоимости, но, тем не менее, мопед получился сносным. Более-менее.


Первое поколение Рейсер Альфа выглядело гостем из прошлого, но после небольшого рестайлинга его внешний вид заметно улучшился. Мопед посвежел, обзавёлся более гармоничной внешностью и при этом почти не подорожал. Что же до технической составляющей Racer Alpha, то тут всё ожидаемо просто. Двигатель Рейсер Альфа 50, как следует из названия модели, обладает рабочим объёмом в 50 куб см. Охлаждение — воздушное, максимальная мощность — 3 л.с. При этом максимальная скорость Racer Alpha составляет 75 км/ч — неплохо для мопеда. Стоит отметить, что развить заявленную скорость он действительно способен. Как способен и научить обращаться с коробкой передач — Alpha RC50 оснащается 4-ступенчатой трансмиссией. При этом используется стандартная схема 1-N-2-3-4, а не 4-3-2-1-N, как на некоторых китайских байках того же класса. Это весомый плюс, который пригодится в будущем, если мотоциклист надумает пересесть на полноценный мотоцикл. Двигатель надо «крутить», чтобы была какая-то динамика, так как пик мощности приходится на отметку в 8500 об/мин.

Обслуживание мопеда

Как и всякое транспортное средство, мопеды Альфа нуждаются в регламентных работах, суть которых сводится к:

  1. Замене деталей и узлов, чей ресурс выработался;
  2. Настройке и восстановлении заводских параметров работы основных узлов и агрегатов;
  3. Визуальном осмотре мопеда на предмет выявления поломок.

Китайские двигатели достаточно уверенно «отхаживают» по 20 000 км на наших отечественных ГСМ без поломок и переборки поршневой группы. Главное – своевременно заменять масло, особенно в период обкатки.

Если не эксплуатировать мопед в суровых условиях (зима, кросс по пересеченной местности и т.п.), то все сальники и резиновые уплотнения также прослужат долго.

Совет: почаще меняйте воздушный фильтр. Это сбережет карбюратор и облегчит пуск двигателя на всех режимах эксплуатации.

Коммутатор

Для проверки коммутатора нам потребуется контрольная лампа — это обычная лампочка на 12 Вольт с выведенными проводками для удобства подключения. Контрольную лампочку и подключаем ее одним концом к проводу массы, вторым к проводу катушки зажигания. Крутим стартером двигатель.

Если лампочка загорится — коммутатор и его проводка исправны. Если лампочка гореть не будет, значит неисправен коммутатор, либо проводка коммутатора. Для того чтобы быть на 100% уверенным, что дело не в коммутаторе — я рекомендую его заменить на заведомо исправный. Коммутатор для китайских мопедов стоит недорого, если вдруг окажется что старый коммутатор исправен — пусть лежит у вас до «прозапас» до следующей проверки.

Что учесть при эксплуатации

В процессе обкатки может быть сильное нагревание двигателя, большой расход топлива, появление темного нагара на запальной свече и, в дальнейшем, неисправность свечи зажигания. Но это не является поводом для того, чтобы паниковать, и не нужно спешить делать калибровку карбюратора. Надо попробовать сделать настройку зажигания (такой тип двигателя имеет нерегулируемое электронное зажигание с подстройкой опережения искры в автоматическом режиме). Стоит обратиться в сервис для того, чтобы пройти техническое обслуживание, и прочитать руководство. Применять запасные части и материалы, для расхода оригинального типа применять бензин лишь высокого качества.

Причины неисправности

Китайский мопед Альфа, цена которого отличается демократичностью, не доставляет владельцам много проблем. Перебои в двигателе мопеда имеют несколько причин, разобравшись с которыми, можно быстро устранить поломку.


Разборка двигателя мопеда

Итак, если двигатель запускается с большим трудом, глушитель «стреляет», а из трубы идет дым, значит, мопед «капризничает» по причине проблем с карбюратором. Для того чтобы решить эту проблему мопеда Альфа, необходимо:

  • почистить карбюратор;
  • тщательно очистить воздушный фильтр мопеда;
  • затянуть винты;
  • настроить карбюратор мопеда.

Если Альфа медленно набирает скорость, а его двигатель не способен развить заявленную мощность, то причина заключается в некорректной работе клапанов мопеда. Также он может «заболеть» ввиду зазоров и некорректной фазы ГРМ. Для того, чтобы заставить мопед Альфа нормально функционировать, необходимо заменить отработавшие клапаны новыми.

Если мопед Альфа не способен развить нужную скорость, несмотря на рев двигателя и солидные обороты, остановить крутящееся колесо невозможно, а переключение передач происходит с перебоями, то причина неисправности заключается в износе сцепления.


Детали сцепления мопеда

Для устранения поломки необходимо проделать следующие манипуляции:

  • снять двигатель;
  • снять пластиковую крышку;
  • открутить поджимающий винт;
  • открутить механизм регулировки и плотно закрутить винт;
  • завести мопед;
  • включить первую скорость и проехать несколько метров.

Еще одной причиной неисправности двигателя мопеда может быть износ ведущих звезд. Если они сильно износились, необходимо заменить их новыми.

Вы можете столкнуться с проблемой перегрева двигателя. Исправить ситуацию можно после доливания масла. Если масло вытекает, необходимо срочно обратиться в профессиональный сервис.


Перегрев двигателя мопеда Альфа

Разборка двигателя

Разобрать двигатель Альфа достаточно просто. Для этого необходимо:

  • «вооружиться» ключом;
  • произвести откручивание болтов на впускном коллекторе (на 10);
  • открутить крышки цилиндра и находящиеся там болты (4 штуки);
  • снять головку цилиндра.

После осуществления необходимых манипуляций надо правильно собрать двигатель, установив на место все детали.

Помочь разобраться с нюансами может схема. Также немало полезных советов относительно ремонта важнейшего «органа» мопеда Альфа содержатся в обучающем видео.

Примечания

  1. » «Spriditis» (англ.). mopedmuseum.ru. Дата обращения 28 января 2018.
  2. Мопед «Рига-13»
  3. Мопед «Рига-13»
  4. Немного статистики (неопр.)
    .

    «За рулём», №9, 1989

    (сентябрь 1989). Дата обращения 7 января 2022.

  5. Пятидесяткубовые кольцевые (неопр.)
    .

    «За рулём», №11, 1976

    (Ноябрь 1976). Дата обращения 12 декабря 2022.

  6. Мопед «Рига-16» 1976 года
  7. В.Клейнберг.
    «Рига-17С»

    (неопр.)

    «За рулём», №3, 1983

    (Март 1983). Дата обращения 3 января 2022.

  8. Рига-20Ю (неопр.)
    . ЗР (№ 4, 1984). Дата обращения 18 марта 2022.
  9. В.Клейнберг.
    Наш первый мини-мокик

    (неопр.)

    «За рулём», №9, 1984

    (сентябрь 1984). Дата обращения 4 января 2022.

  10. Союз Риги и Коларова (неопр.)
    .

    «За рулём», №1, 1988

    (январь 1988). Дата обращения 6 января 2022.

  11. В.Сиперковский.
    Первенцы семейства «Дельта»

    (неопр.)

    «За рулём», №2, 1986

    (февраль 1986). Дата обращения 5 января 2022.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]