Предложение проехать 5 000 км по Казахстану на KTM 1190 Adventure R поступило неожиданно за неделю до старта редакционной автомобильной экспедиции. Разговорились, заболтались, я поделился своими мыслями и мечтами, и уже через несколько часов участники будущего трипа обновляли план поездки с учётом прибавки к нему двухколёсного транспорта. Для меня и для редакции такой марафон на мотоцикле был впервые, от того и интереснее — надо ведь когда-нибудь начинать!
Карта нашего путешествия
О мотоцикле этом я был наслышан ранее, и периодически задумываясь о дальних путешествиях на чём-то подобном, смотрел тест-драйвы и обзоры про него. Но тут выпал шанс проверить «Адвенчер» лично. И сегодня, когда тысячи километров позади, можно с полной уверенностью сказать, что мотоцикл стоит внимания. Но есть особенности, которые стоит учитывать, покупая этот мотоцикл для дальних поездок, и именно о них я расскажу поподробнее.
Первая практика сбора вещей в дальнюю поездку прошла успешно. Все пожитки и запчасти были загружены на KTM. Машину в качестве помощника даже не рассматривали
Вес мотоцикла
Ни много, ни мало — за 250 кг с бензином и багажом. Но стоит мотоциклу тронуться, он демонстрирует невероятную лёгкость — превращается в пушинку, как верно заметил Александр в своём обзоре этого же «Адвенчера». Тем не менее поначалу каждая остановка требует определённых усилий — достаточно совсем небольшого угла наклона мотоцикла, после которого при неудачной опоре или наклоне поверхности удержать его совсем непросто. Что, собственно, и произошло в первый же день экспедиции: я остановился на асфальте, покрытом песком, неудачно выставил правую ногу и начал скользить… Какое-то время пытался удержать двухколёсную махину своим весом (а вешу я 80 кг) и вернуть мотоцикл в горизонтальное положение, но через секунд десять всё же положил мотоцикл как мог аккуратно на асфальт. Нестрашно, заодно можно протестировать, как поднимать «Адвенчер» одному, так как падения в дальних путешествиях случаются абсолютно у всех. Несмотря на высокий центр тяжести, мотоцикл поднимается «в одного». Не без усилий, конечно же, но сделать это вполне реально.
Это были первые 30 км на незнакомой мне технике, и курьёз такой произошёл единственный раз за всю поездку, когда мотоцикл делал не то, что я хотел. На второй день, после первых 600–700 км, привыкаешь к мотоциклу и ошибки первого дня кажутся смешными и банальными. Мой совет будущим владельцам тяжёлого Adventure: покатайтесь первую тысячу по асфальту, почувствуйте мотоцикл, углы наклона при малых скоростях и только потом пробуйте грунт и прочие внедорожные условия.
Со своей стороны могу отметить, что после 5 000 км я уже вообще не ощущал его веса и возвращал мотоцикл в гараж играючи, передвигаясь по городу как на эндурике весом 120 кг.
Поездили, попрыгали
Отдельно хотелось бы отметить просто отменную работу ходовой части. Она прощала практически всё! На бездорожье, правда, главное, газу не бояться поддавать, чтобы не загрузить переднее колесо и не потерять равновесие. Вот где, кстати, особенно пригодилась точная настройка дроссельной заслонки. При высокой мощности двигателя и невероятном росте мотоцикла чувствительная газулька точно натворила бы бед. Но здесь же всё отстроено иначе. Проваливается в песок переднее колесо — добавь газу. Не вписываешься в разворот на бездорожье — опять прибавь газу. В виражах даже на зыбкой поверхности и на дорожной резине достаточно открыть дроссель и задняя часть мотоцикла очень плавно разворачивается. Двигатель благодаря электронике получит столько тяги, сколько нужно, а дальше всё станет понятно и прогнозируемо. Не приходится переживать и за целостность мотоцикла снизу. Рама в форме клетки надёжно защищает двигатель, кроме того, установлена убедительная защита картера и выхлопной трубы из листа алюминия толщиной 5–7 мм.
Конечно, не надо забывать, что заправленный мотоцикл весит почти два с половиной центнера, к тому же центр тяжести расположен очень высоко. Короче говоря, вручную развернуть литровый спортбайк даже на песке или гравии мне показалось задачей куда более простой, нежели возиться с этим верзилой, который постоянно пытается тебя раздавить.
Отдельно выводятся данные о давлении в шинах
Цифры, которыми делится борткомпьютер: температура окружающей среды, дата, одометр, заряд батареи и температура масла в двигателе
Можно вести бортжурнал поездки или путешествия: пробег, средние скорость и расход топлива, время в пути и запас пробега до следующей заправки. Как в современных автомобилях
Если какая-то информация не нужна водителю, то выборку легко изменить под себя
Скорость и сцепление с дорогой
Я ехал без боковых кофр, и это оказалось плюсом с точки зрения аэродинамики. Комфортная скорость 130–150 км/ч. При такой скорости мотоцикл показывает минимальный расход топлива в районе 4.7–4.8 литра на сотню, двигатель работает на комфортных оборотах, а ветровое стекло эффективно отводит потоки воздуха от райдера.
Adventure не сильно требователен к качеству топлива. Рассказывали, что ездили и на узбекском 80-м топливе — и ничего, главное, не напрягать мотор. Производитель рекомендует лить всё же 95-й. У нас в пути проблем с горючкой не было
Отдельно стоит отметить повороты, в которых Adventure ведёт себя подобно спортбайку, сильно наклоняясь, сохраняя превосходное сцепление с дорогой. Да и со стороны смотрится это очень эффектно!
К сожалению, не удалось заснять в дороге, как ложится в повороте наш «Адвенчер», поэтому заимствуем фото у коллег
Казахстан, как известно, «славится» своими ветрами, что в некоторых областях не даёт расслабиться. Иной раз боковой ветер был такой силы, что угол наклона мотоцикла составлял почти 45 градусов! Особенно при обгонах длинных фур в момент выхода из «воздушного мешка». Вот в этих случаях и нужна KTM Adventure его мощность, сцепление с дорогой, подвеска и вес. Об этом не напишут после тестов на полдня за городом.
Перечисленное выше относилось к асфальту, и ехал я на дорожной резине, которая, в принципе, позволяла двигаться комфортно на 100 км/ч по грунту, пыли, разбитой дороге и прочим прелестям. Но я бы рекомендовал везти с собой сменную резину или ставить резину с более злым протектором, если больше 30 % маршрута предполагается пройти по грунту, просёлочным или горным дорогам.
Это позволит более уверенно ехать, вероятность прокола об острые камни меньше, хотя при этом потеряется сцепление с дорогой на асфальте. В нашем случае плохих дорог, объездов и грунта было меньше 10 %, и выбор дорожных шин был очевиден. Они плохо себя показали только на песке, но это нормально, не для него такие покрышки.
У нас был навигатор, но бумажный аналог никогда в дальней дороге не повредит. Карта удачно разместилась в прозрачном окне на сумке
На объездных дорогах KTM оказывается в своей стихии
Не один раз приходилось ехать и под дождём
Вот она, свобода!
Экстерьер
Пока я таранил километры городского трафика, начал ощущать всю теплоту души австрийских инженеров. В буквальном смысле. Тёплый воздух из-под сиденья так отапливал мои бёдра, что даже в сентябрьский денёк это может показаться грилем. Остановился, осмотрелся. Выхлопуха вроде далеко от пятой точки, но греет от этого не меньше. Судя по всему, горячий поток от радиатора направляется именно под сиденье. Выходит, «подогрев» сидушки идёт в любой комплектации и не отключается.
Передвигаясь по городу, «Адвенчеру» вполне достаточно первых трёх передач. Уже на третьей ступени на самых средних оборотах спидометр показывает 70-80 км/ч. А двигатель при этом работает очень мягко и ровно, даже слишком мягко. Иной раз возникает ощущение, что необходимо понизить передачу для лучшего подхвата. Но нет, этого не требуется. Достаточно интенсивно дёрнуть газ, как тут же осознаёшь, что запас тяги у этого двигателя колоссальный. Думаю, на шестой крейсерская скорость составит около 150 км/ч, что очень комфортно в дальних поездках. Движок при этом будет работать в режиме средних оборотов, это положительно скажется на расходе топлива. KTM, к слову, заявляет о среднем расходе 5.5 л на 100 км, жаль, проверить это мы не успели.
Приборка очень внятная и информативная. Также можно подключить навигационное устройство — путешественникам на «Адвенчере» оно не помешает
Левый блок переключателей очень удобный и функциональный. Сверху аварийка, спереди лапка моргания и переключения света фар, в самом низу, под переключателем указателя поворота, расположена кнопка клаксона…
…а четыре кнопки управления системами мотоцикла расположены, пожалуй, в самом удачном месте, да и управлять режимами работы двигателя и систем безопасности можно прямо на ходу
В передней части обтекателя есть небольшой отсек с крышкой для всякой мелочовки
12-вольтовая розетка — вещь незаменимая в дальних путешествиях
Рукоятки за сидушкой удобны как для пассажира во время движения, так и для перекатывания тяжёлого мотоцикла с места на место
Зубастые опоры для ног — прерогатива внедорожной техники
Помимо заднего кофра можно дополнительно установить и боковые, увеличив багажное пространство
Комфорт для райдера
На второй день экспедиции, после того как привык к мотоциклу и успел оценить посадку, я иначе разместил багаж, чтобы образовалась спинка позади меня. И ехать стало веселее. Но к самому сиденью так и не привык за все 8 дней путешествия. Оно как у классического эндуро, только немного шире. После восьми часов в седле думаешь только о том, как болит пятая точка. Покупателям «Адвенчера», которые соберутся в длительные поездки, я рекомендую приобрести совсем недорогой чехол, который сделает сиденье мягче. Хотя, возможно, это уже мои индивидуальные дополнения. Есть ведь люди, которые и на велосипеде по полгода путешествуют.
Этот велосипедист едет из Сербии в Японию (Google только от Белграда до Владивостока насчитал около 11 000 км) и на момент нашей встречи находился в пути 54 дня! Сколько ему ещё предстоит ехать, он даже не смог ответить. На какие-то неудобства он, скорее всего, уже не жалуется. Смирился
Бортовой компьютер
У KTM превосходная система оповещения! Когда вы едете далеко, осмотр мотоцикла делается обычно один раз в день, утром. Но за 700–1 000 км в пути может произойти всё что угодно, начиная от банальных неявных проколов, когда колесо спускается постепенно, заканчивая перегревами двигателя. С KTM Adventure ты всегда знаешь, что с мотоциклом не так. За время путешествия я видел три оповещения. Самое частое это, конечно же, низкий уровень топлива в баке, и с этим всё понятно. На четвёртый день сильно упала температура воздуха, сжался воздух, борткомпьютер сигнализировал о низком давлении в шинах. В моём случае это не было проблемой. Но если бы это был прокол, колесо медленно спускалось бы, а я бы узнал об этом на скорости 150 км/ч? И третье оповещение, самое неприятное, это температура масла в двигателе. Об этом подробнее ниже.
Преимущества модели
- Надежный мощный v-образный двигатель.
- Все системы контролируются электроникой, что, с одной стороны, упрощает управление, но, с другой стороны, делает управление предсказуемым и немного скучным.
- Возможность выбрать один из четырех режимов управления, в которых результативность работы основных систем будет разной.
- Хорошая управляемость и маневренность.
- Легкая надежная рама и мощная подвеска, которая регулируется электроникой в зависимости от выбранного режима вождения.
- Возможность регулировать посадку в диапазоне 860-875 мм.
- Надежная тормозная система от фирмы Brembo, оборудована ABS. Это способствует высокой безопасности езды.
- Примечательный внешний вид.
- Комфортная посадка – удобное сидение, правильно расположенные рычаги, широкий руль.
- В туристических поездках есть возможность установить багажные отсеки сзади и по бокам.
KTM 1190 Adventure R в городе
Большинство людей, тестировавших мотоцикл, пишут об универсальности «Адвенчера» так, что хочется на работу на нём ездить каждый день. Моё мнение: не создан этот мотоцикл для пробок и городской суеты. Он сильно греется при долгих остановках на жаре. Он высокий даже для меня с ростом 186 см. Он широкий, что лишает возможности сквозить между рядов, а этому мотоциклу нужна свобода, плохая дорога, плохая погода и высокая скорость. Есть очень много более подходящих типов мотоциклов для города, типа street или supermoto в конце концов. Не запирайте KTM 1190 Adventure R в светофорную тюрьму. Только в путешествии он раскрывается полностью.
Недостатки модели
- Широкий бак создает неудобства при езде стоя.
- Высокая стоимость мотоцикла и его обслуживания.
- При отключении электроники мотоцикл превращается в агрессивного, мощного монстра.
- Данные на левом дисплее при езде на высокой скорости читаются плохо.
- Сложность конструкции создает определенные проблемы при поломке в туристической поездке. Обилие деталей и элементов приводит к тому, что часто выявить неисправность очень быстро не получается.
Отзывы о ktm adventure 1190 преимущественно положительные. Универсальный мотоцикл позволяет разнообразить жизнь, испытывая байк в разных условиях. Мотоцикл выпускается в двух вариациях – Adventure и Adventure R. Первый вариант больше ориентирован на езду по асфальту, а второй – на бездорожье. Разница между ними состоит в диаметре колес и ходе подвески.
Особенность мотоцикла состоит в том, что, используя электронику, его освоит начинающий водитель, а отключив борткомпьютер, появляется возможность ощутить все прелести езды профессионалу. Мотоцикл задумывался на все случаи жизни и под разные аудитории. Именно это делает его особенным.
Надёжность
Для этого мотоцикла 5 000 км, конечно, не расстояние, но всё же стоит отметить, что за всё время ничего не сломалось, не отвалилось, не открутилось и не разболталось. После приезда было ощущение, что так можно проехать и все 50 000 км. Многие говорят о том, что в новом Adventure есть тысяча и одна деталь, которая может выйти из строя в дороге и которую невозможно починить. Но многие забывают, что большинство этих фишек позволяют без проблем ехать дальше. Adventure просто превратится в обычный мотоцикл и всё равно вывезет вас из любой передряги.
Мы решили не устанавливать боковые кофры, но кронштейны для них попросили всё-таки прикрутить. И не зря — они стали защитой при падении мотоцикла
Задний кофр вместил зип: туда положил две камеры, моторное масло, пару баллонов со смазкой для цепи, компрессор, пару фомок, свечку зажигания и прочую мелочь
Дополнительные фары нам не потребовались — ночью мы отдыхали, темнело поздно, а светало рано. Фары только собирали мошкару
Боковые обтекатели, покрытые дорожным колоритом…
… впрочем, как и всё остальное
По моему мнению, 2 баллона со смазкой, как рекомендовал нам KTM на 5 000 км, многовато — всё вокруг извазюкалось, и полбаллона у нас ещё осталось. Хотя, конечно, кашу маслом не испортишь
5 204 км или 57 часов и 1 минута за рулём «Адвенчера» пролетели как одно мгновенье, как бы странно это ни звучало
А теперь про путешествие
Все мы любим путешествовать. Кто-то любит это делать с комфортом на самолёте, кто-то едет на машине в горы, на море или просто из города в город. Но есть люди, которые выбирают своим транспортом мотоцикл. И практически все производители мотоциклов имеют в своей линейке одну, а то и несколько моделей для туризма.
Любой, кто хоть раз попробовал проехать пару тысяч километров, скажет, что это самый лучший способ узнать людей, особенности местности и всё самое лучшее в тех краях, где проезжаешь. Стоит остановиться на заправку, рядом с магазином или просто у обочины в городе или ауле, как через 5 минут вокруг тебя появляются люди с вопросами и готовые помочь. Нужно только быть открытым миру и готовым рассказывать. KTM 1190 Adventure R — большой и красивый мотоцикл. И, конечно же, публика в него влюбляется с первого взгляда. За день можно поговорить с двадцатью–тридцатью людьми.
Пока ребята, сидя в машине, ищут гостиницу в своих смартфонах, мне уже местные советуют, где остановиться на ночлег: где подешевле, где со стоянкой и недалеко. Общаясь с людьми в городах и сёлах, я уже знал, какая дорога ждёт нас впереди, где обычно прячется полиция, а куда лучше не заезжать на обед. А каждый пятый такой встречный может пригласить к себе домой и накормить ужином.
Первые вопросы обычно простые, чтобы завязать разговор: откуда едешь? сколько стоит? можно сфотографироваться? Но далее, когда люди получают информацию, начинается практически всегда очень интересный диалог. Так, на одной из заправок парни после разговора со мной открыли багажник, а внутри аккуратно лежал мотоцикл, который они везли домой из соседней страны.
В одном из аулов разговаривал с парнишкой — он на казахском, я на русском, но друг друга полностью поняли, — он поведал мне, что заправки в ауле нет, но бензин есть и продаётся в доме через дорогу. И таких подробностей и деталей вы никогда не узнаете и не почувствуете, проезжая мимо на машине с закрытыми окнами и включённым кондиционером.
Если вы соберётесь стать счастливым обладателем KTM 1190 Adventure R, то готовьтесь, что вас всегда будут тревожить два вопроса: куда? когда? Наша экспедиция была незабываемым приключением, которое хочется переживать раз за разом.
Специально для этой поездки я купил новый шлем Acerbis Active. Уж больно цена была привлекательная
Из плюсов стоит отметить отличный обзор и встроенные «очки» от солнца, вдобавок стекло не запотевает, что говорит о хорошей вентиляции шлема
Улучшить обдув стекла можно при помощи открывания этой заслонки на скуле шлема
После трёх часов лишь одно желание — поскорее снять гермак. У него глобальный минус — неудобное место под уши. Поэтому в следующую поездку, которая займёт больше двух дней, возьму другой шлем
В этом месте шлем натёр мне ухо до крови. А ещё на большой скорости задувает под визор, и сам по себе шлем шумный
Кстати, козырёк снимать не пришлось, хотя многие утверждали, что из-за него будут сильные колебания на скорости. Положительно поспособствовали большие отверстия в нём, да и ветровое стекло у «Адвенчера» эффективно отводило потоки
Кросс/эндуро мотоботы Forma Terrain TX — проверенная временем обувь, которой не страшны ни злые подножки «Адвенчера», ни отлетающие камни. Минусы — в них жарко и ходить не очень удобно. Но ходить нам и не пришлось. Перчатки брал с собой эндурячие и кроссовые в качестве запасных. В итоге всю дорогу проехал в кроссовых — очень удобно. И на «Адвенчере» стоит защита рук
Куртку и штаны покупал фирменные — KTM Rally. Благодаря встроенной защите в куртке можно было не надевать «черепаху». Эффективная вентиляция на молниях, ткань «держит» дождь, но только в первый час, после промокает. Но практически всегда такой защиты было достаточно
Из плюсов хочу отметить яркую расцветку — меня видно издалека, что очень важно на трассе. Штаны надёжно закрывают ботинки, и в дождь вода не затекает внутрь. Из минусов только то, что в этом «мундире» очень жарко на остановках. Но обычно, если остановка дольше 15 минут, куртку я просто снимал
За рулём KTM
Регулируемое ветровое стекло весьма кстати. Оно вроде компактное, но в самом верхнем положении отлично отводит поток ветра. Съезжая на бездорожье, я опустил лобовик до конца вниз — для лучшего обзора перед собой, диапазон его регулировки в пределах десяти сантиметров.
Если уж говорить о парковке, то мотоцикл оснащён двумя упорными подножками — боковой и центральной. Несмотря на немалую массу, выставить мотоцикл на центральную подножку довольно просто. Заднее колесо вывешивается, и если слегка загрузить заднюю часть, то можно вывесить переднее колесо. Это, безусловно, обеспечивает более лёгкую ремонтопригодность в дорожных условиях.
Рама-клетка надёжно оберегает двигатель и пластик от повреждений при опрокидывании
Эта крутилка позволяет быстро изменять жёсткость заднего амортизатора, не прибегая к помощи инструментов
Как остановить три центнера (мотоцикл + водитель) с характеристиками спортбайка? Тормозами Brembo!
Колпачок ниппеля имеет встроенный датчик давления в шинах и передаёт данные на дисплей щитка приборов
Что касается режимов работы двигателя Sport, Street, Rain и Off Road, то мне второй показался даже более экстремальным, чем первый — спортивный. Крутить до отсечки практически не пришлось, самая лучшая тяга на оборотах выше средних — от 6 000 до 9 000 об/мин. И переднее колесо в этом режиме задирается куда охотнее. Этакий городской хулиган. В режиме же Sport двигатель можно выкручивать хоть наизнанку, а при переключении не сбрасывать газ даже в виражах. Проскальзывающее сцепление не позволит сорвать заднее колесо, как бы вы ни старались, и перед не задирается выше 30 см, не считая того, что вилка вытянется ещё на десяток. В обоих этих режимах задействован весь табун из 150 лошадей, но в режиме Sport, как показалось, он более обузданный и оставляет право на ошибку.
Несмотря на выраженную шоссейность шин, они неплохо себя чувствовали и на бездорожье — песочек, камни, по речке проехаться…
А режим Off Road делал всё, что нужно на бездорожье. Газ плавный, тяга тракторная с низов, при этом двигатель не взрывается лавиной мощности, а аккуратно вывозит из ловушек, которые могут встретиться за пределами асфальтовых трасс. И для этого практически не требуется травить сцепление. Электроника вполне управляется с избытком мощности, которая во внедорожном режиме ограничена 100 силами. Трэкшн-контроль отключается, что допускает пробуксовку колеса, но ABS на передке работает всегда, и это хорошо, учитывая массу мотоцикла. А вот ABS заднего колеса, как мне показалось, отключить полностью так и не удалось. Хотя по идее он не должен работать в этом режиме.
Конечно, резина на мотоцикле была исключительно дорожная, и ни о каком полноценном тесте по бездорожью не могло идти и речи. Но мотоцикл проявлял себя настолько хорошо, что буквально провоцировал на подвиги. И на крутые каменистые подъёмы, и в речку.
Защита и одежда — дело индивидуальное. Каким был мой выбор в этом путешествии?
Набор экипировки вполне стандартен — шлем, ботинки, наколенники, куртка, штаны, перчатки, майка и снуд на шею, чтобы не продуло. Но наколенники я снял уже на третий день, так как очень жарко и на скорости 150 км/ч в случае чего они мне особо не помогут. Со мной также ехало два рюкзака за спиной, сумка на баке, кстати очень удобная для таких поездок.
Технические характеристики
Мотоцикл
Марка, модель | KTM Adventure |
Версия | 1190 R |
Сборка | Австрия |
Год выпуска | 2014 |
Тип | спорт-турист |
Рама | стальная трубчатая |
Количество мест | 2 |
Двигатель
Модель | V-Twin |
Тип | бензиновый V-образный 4-тактный DOHC |
Система питания | многоточечный впрыск топлива |
Система охлаждения | жидкостная |
Число цилиндров/клапанов | 2/8 |
Рабочий объём, см куб. | 1 195 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт)/об/мин | 150(110)/9 500 |
Максимальный крутящий момент, Нм/об/мин | 125/7 500 |
Трансмиссия
Привод | цепной |
Коробка передач | механическая 6-ступенчатая |
Подвеска
Передняя/ход, мм | вилка перевёрнутого типа, 220 |
Задняя/ход, мм | моноамортизатор, 220 |
Тормоза
Передний/размер, мм | двухдисковый перфорированный/320 |
Задний/размер, мм | дисковый перфорированный/267 |
Шины
Передняя | 90/90 ZR21 |
Задняя | 150/70 ZR18 |
Диски | спицованные |
Размеры и вес
Клиренс, мм | 250 |
Высота седла, мм | 890 |
Колёсная база, мм | 1 580 |
Сухая масса, кг | 217 |