Снегоход Рысь 500 является представителем продукции Уфимского Моторостроительного Производительного Объединения (УМПО). Данный производитель специализируется на серийном выпуске утилитарной техники с 1991 года. В 2009 году Уфимское Моторостроительное Производительное Объединение заявило о полном отказе производства снегоходов. Последней моделью, которая была выпущена УМПО как раз и является снегоход Рысь 500.
Данный снегоход обладает багажником с большой вместимостью, а также имеется и высокий козырек, который защищает от встречного ветра и различных осадков водителя. Все это положительно сказывается на комфорте при эксплуатации.
Эта машина была так названа неспроста, так как она является весьма скоростной и при этом достаточно маневренной. Для того чтобы обеспечить плавность передвижения даже по пересеченным местностям производитель усовершенствовал конструкции задней и передней подвески. Широкая гусеничная лента позволяет снегоходу уверенно передвигаться как по рыхлому и глубокому снегу, так и по насту.
Видео
Снегоход Рысь 500 вышел довольно многоцелевым, обладающим улучшенными эксплуатационными характеристиками с достаточно мощным и в то же время довольно экономичным силовым агрегатом. Данная модель идеально подойдет в качестве рабочей лошадки, поэтому она зачастую применяется на фермах, в лесном хозяйстве, в обслуживании нефтепроводов и газопроводов, а также в патрулировании государственных границ. В условиях снежного бездорожья снегоход способен преодолеть большое расстояние, тащить за собой сани-волокуши, нарты с грузами массой не более 250 килограмм. Еще одной особенностью является возможность эксплуатации при довольно низких температурах окружающей среды, а именно легкий запуск силовой установки может быть произведен даже при морозе в минус 40 градусов. Снегоход отлично показал себя на различных испытаниях, проводимых в Якутии, за Полярным кругом.
Модификации
Выпускался этот снегоход в нескольких модифицированных версиях, а именно это:
- Модификация Рысь 500+. Данная модифицированная версия представляет собой больше туристическую машину, чем рабочую. В ней используется гусеничная лента шириной в 500 миллиметров, что обеспечивает высокую проходимость на любых поверхностях. В базовую комплектацию к данной модификации входит электрический стартер.
- Модификация Рысь 500М. Является базовой версией с видоизмененным капотом. Помимо этого вместо прежнего карбюратора был установлен однокамерный карбюратор японского производства, модели Mikuni. В базовую комплектацию к данной модификации входит электрический стартер.
- Модификация Рысь 500МП. Данная модификация обладает также видоизмененным капотом и однокамерным карбюратором. В этой версии была установлена коробка переключения передач шестеренчатого типа. Внешне снегоход полностью схож с предыдущей модификацией. В базовую комплектацию к данной модификации входит электрический стартер.
В настоящее время данный снегоход пользуется также большой популярностью у рыбаков и охотников, так как позволяет выполнить все необходимые задачи, включая передвижения в труднодоступные места.
Альтернативные модели снегохода Рысь
Как уже упоминалось. Рысь 113 давно снята с производства, и ей на замену пришли другие снегоходы того же бренда. О них стоит поговорить отдельно.
Основными представителями «семейства» снегоходов «Рысь» являются (кроме 113-й) модели:
- 119
- 440
- 500
Они модернизировались, многое менялось, надежность их улучшалась.
Рысь 119
На смену уже известной сто тринадцатой модификации стали впускать Рысь 119. Отличия:
- Новый дизайн капота, а также поддона дна моторного отсека. Вместо ранее используемого хрупкого стекловолокна производители применили пластик.
- Двигатель модернизирован. Объем уменьшили до 432 см3. Цилиндры изготовили с более широкими окнами продувки. Применены гильзы. Все эти новшества улучшили охлаждение мотора и уменьшили вероятность заклинивания поршней на разогретом двигателе.
- Применили широкую гусеницу, что высоко оценили охотники, пограничники и геологи. Это позволило в значительной мере улучшить проходимость на различном типе снега.
Испытания новой (на то время) модели проводили в суровых условиях Якутии, при которых снегоход зарекомендовал себя гораздо лучше предыдущей машины. Ей удобно управлять – руль не задевает колени при самых крутых поворотах, а площадки для ног дают возможность чувствовать себя комфортно. Сиденье мягкое.
Простота конструкции позволяет производить мелкий ремонт в домашних условиях.
Запчасти, а также узлы имеются в продаже в специализированных магазинах. Стоимость их доступна.
Выпуск прекращен в 2009 году, поэтому доступны только подержанные машины.
Технические характеристики:
- Габариты (длина, ширина, высота, в мм.) — 3240×1080×1225
- Гусеница (длина, ширина, в мм) — 3700×380
- Масса (сухая, в кг) – 250
- Вместимость – 2 человека
- Максимальная скорость, км/ч – 90
- Вес груза, буксируемого на санях, в кг. – 250
- Передняя подвеска – классическая, рычажная, пружинно-гидравлическая (с балансированными тележками)
- Задняя подвеска – склизовая
- Тормоз (рабочий) – дисковый, плюс ручной тросовый привод
Комплектация:
- Реверс – механический.
- Подогрев ручек.
- Спидометр.
- Ветровое стекло.
- Фаркоп.
- Электростартер.
- Топливный датчик.
- Багажник.
- Двухтактный двигатель РД-440.02. Охлаждение – принудительное, есть осевой вентилятор.
Объем, см3 | 431 |
Номинальная мощность, в л. с. | 38 |
Цилиндры, колич. | 2 |
Диаметр цилиндра, в мм. | 65 |
Потребляемое топливо — бензин | Аи-92 (смесь с маслом). |
Расход топлива при скорости в 60км/ч, в л/ч | 18-20 |
Система зажигания | Электронная. бесконтактная |
Емкость бака, в л. | 24 |
Система пуска | Ручной стартер |
Система смазки | Совместно с топливом |
Система питания | Карбюратор |
Рысь 440
Технические характеристики:
- Габариты (длина, ширина, высота, в мм.) — 3200×1240×1420
- Гусеница (ширина, в мм) – варьируется от 380 до 500
- Вместимость – 2 человека
- Масса (сухая, в кг) – 280
- Четырехтактный двигатель
- Максимальная скорость, в км/ч. – 90.
Комплектация:
- Ветровое стекло
- Подогрев рукояток
- Тахометр
- Багажник
- Обрезиненные гусеницы имеют армированные стержни
- Подвеска – пружинно-гидравлическая
- Электростартер
- Фара
- АКБ
- Спидометр
- Вариатор – клиноременный, бесступенчатый, автоматический
- Тормоза – дисковые, фрикционного механического типа. Привод – ручной
Характеристики силовой установки:
Объем ДВС, в см3 | 431-440 |
Мощность, в кВт/л. с. | 26,5/38 |
Номинальная частота вращения, в об/мин. | 6000 |
Степень сжатия | 5,8 |
Диаметр цилиндра, в мм. | 65 |
Топливный бак, в л. | 18 |
Применяемые топливо – бензин | АИ-92 |
Цилиндры, колич. | 2 |
Система смазки | Совместно с топливом |
Расход, в л/100 км. | 20 |
Система питания | Карбюратор, Mikuni VM 34-622 |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная |
Рысь 500
Рысь 500 – последняя модель УМПО. Модификации:
- Рысь 500+. Версия представляет собой, скорее, туристическую машину, нежели чем рабочую. Ширина гусеницы – 500мм., это обеспечивает отличную проходимость на любой поверхности. Машина укомплектована электростартером.
- Рысь 500М. Базовая версия с измененным капотом. Имеется однокамерный карбюратор Mikuni (Япония). Электрический стартер.
- Рысь 500МП. Коробка перемены передач шестеренчатого типа. Практически полное внешнее сходство с предыдущей Рысью. Электрический стартер.
Снегоход пользуется немалой популярностью у рыбаков, охотников.
Технические характеристики:
- Габариты (длина, ширина, высота, в мм.) — 3200×1240×1320
- Цепной привод гусеницы (22 звена), шаг – 16мм
- Гусеничная лента – армированная, тканерезиновая, с прорезиненными катками
- Высота грунтозацепов, в м. – 23
- Длина шага ленты – 50.5 мм. винтовой тип натяжения
- Бензиновый четырехтактный ДВС
- Галогеновая фронтальная фара
- Масса машины, в кг – 280
- Тип управления – гидравлический
- Тормоза – механические, дисковые
- Лыжи – опорно-поворотные
- Передняя подвеска – независимая, маятниковая
- Задняя подвеска – катково-склизовая
- Максимальная скорость, в км/ч. – 90
- Максимальная масса транспортируемых саней, в кг. – 250
Объем ДВС, в л. | 0, 431 |
Мощность, в кВт/л. с. | 29,42/40 |
Цилиндры, колич. | 2 |
Топливный бак, в л. | 28 |
Применяемое топливо – бензин | АИ-92 |
Расход, в л/100 км. | 20 |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная |
Система охлаждения | Воздушно-принудительная |
Система смазки | Совместно с топливом |
Технические характеристики
Габаритные данные:
- Конструкционная длина снегохода — 3200 миллиметров.
- Полная ширина — 1240 миллиметров.
- Высота по ветровому стеклу — 1320 миллиметров.
- Высота по сидению — 710 миллиметров.
Эксплуатационные значения:
- Тип движителя — гусеничный с передним расположением ведущих звездочек.
- Привод гусеницы — цепь.
- Количество звеньев цепи — 22 звена.
- Длина шага цепи — 16 миллиметров.
- Тип гусеничной ленты — резинотканевая, армированная.
- Тип катков — прорезиненные.
- Ширина гусеничной ленты — 500 миллиметров.
- Высота грунтозацепов гусеничной ленты — 23 миллиметра.
- Количество окон гусеничной ленты — 43 окна.
- Длина шага гусеничной ленты — 50.5 миллиметров.
- Тип механизма натяжения гусеничной ленты — винтовой.
- Конструкционная масса — 280 килограмм.
- Тип устанавливаемого двигателя — бензиновый.
- Количество тактов двигателя — 4.
- Тип запуска двигателя — ручной (опционально посредством электрического стартера).
- Вместимость топливного бака — 28 литров.
- Максимальная скорость самостоятельного передвижения — 90 километров в час.
- Максимальная масса буксируемых саней — 250 килограмм.
Тормоза:
- Тип управления — гидравлический.
- Тип тормозного механизма — механический дисковый.
Подвеска:
- Тип передних лыж — опорно-поворотный.
- Тип передней подвески — независимая маятниковая подвеска.
- Тип задней подвески — катково-склизовая.
Электрооборудование:
- Тип фронтальной фары — галогеновая.
- Тип системы зажигания — электронная бесконтактная.
Снегоход рысь 113: технические характеристики
На снегоход установлено следующее оборудование:
- Спидометр
- Дисковый тормоз
- Передняя фара
- Задний фонарь с габаритными лампами и стоп-сигналом
- Два боковых катафота
- Ручной стартер
- Кнопка аварийной остановки двигателя
- Подножки с противоскользящей поверхностью
- Защитные кожухи, закрывающие вращающиеся механизмы
- Ветровое стекло с окантовкой (эластичной)
Помимо перечисленной комплектации снегоход Рысь 113 имеет следующие характеристики: двигатель объемом 440 куб. см, двухтактный.
Особенности задней подвески снегохода Рысь 113
Маловероятно, что можно найти снегоход Рысь 113, на котором задняя подвеска с идеальном состоянии.
Однако это вовсе не означает, что ее ремонт или даже полное восстановление невозможно – все узлы и детали есть в продаже в специализированных, а также и в интернет-магазинах.
Двигатель
Снегоход Рысь 500 укомплектован бензиновой двухтактной силовой установкой. Данный агрегат имеет в блоке всего два цилиндра, суммарный рабочий объем которых составляет 0.431 литра. Номинальная мощность на выходе достигает отметку в 29.42 киловатт, что в переводе составляет 40 лошадиных сил. Применена система охлаждения воздушно принудительного типа, которая позволяет эксплуатировать машину не только при низких температурах, но также и в теплых условиях. Система смазки использует специальную смесь, в которую входит бензин и масло. Это обеспечивает смазывающей жидкости морозоустойчивость, что в суровых условиях эксплуатации является одним из необходимых параметров. Двигатель на каждую сотню расходует около 20 литров бензина. К качеству заливаемого топлива он неприхотлив, но стоит отметить, что необходим бензин не ниже АИ-80. Запуск двигателя осуществляется в ручную, однако, в комплектацию может быть включен и электрический стартер. Применена бесконтактная электронная система зажигания, обеспечивающая ровную и стабильную работу агрегата в различных условиях эксплуатации.
Особые требования эксплуатации снегохода Рысь 113
У этой модели есть ряд эксплуатационных особенностей, с коими нужно считаться, ведь данная техника до сих пор эксплуатируется и перепродается пользователями. Что нужно знать:
- Нельзя масло и топливо, указанные в руководстве по эксплуатации менять на другие их виды. Применения бензина с содержанием метанола, например, может негативно повлиять на работу двигателя и в значительной степени уменьшить его пробег до текущего (капитального) ремонта. Кроме того это может ухудшить как рабочие характеристики машины, так и вывести из строя систему питания.
- Если снегоход находится на отстое в теплом боксе, то бак не следует заполнять полностью, поскольку горючее расширяется, и его часть может вылиться наружу.
- Обкатка снегохода Рысь 113 должна составлять не меньше 300км., при которой максимальная скорость передвижения составляет не более 45км/ч. без дополнительного груза и пассажира. Рекомендовано в процессе обкатки с периодичностью в 5-10 км. кратковременно разгонять машину до отметки в 60км/ч.
- В процессе эксплуатации нужно проверять рабочее состояние свечей зажигания на предмет нагара и обгорания электродов. Кроме того необходимо контролировать и выставлять (по необходимости) правильные зазоры между таковыми.
- Если снегоход оборудован 33 миллиметровым ремнем, то максимальная скорость передвижения не должна превышать 90км/ч., а при 28 миллиметровом ремне она допустима не более 75км/ч.
- Нельзя допускать долгой (более пяти минут) работы двигателя на холостом ходу – это приводит к нагарообразованию и закоксовыванию поршневых колец.
Превышение приведенных выше максимальных скоростей, тем более, длительное, ведет к перегреву двигателя, и, как следствие, прогоранию поршней!
Цена
В связи с полным прекращением серийного производства снегохода Рысь 500, найти его в абсолютно новом техническом состоянии является довольно сложной задачей, и то не факт, что такие еще остались. В продаже бывают доступны машины в бывшем употреблении и стоимость на них варьируется в пределах от 80 тысяч рублей и до 150 тысяч российских рублей. Стоимость для данного снегохода довольно низкая, так как по функциональности и по эксплуатационным качествам способен составить сильную конкуренцию и более новым импортным моделям снегоходов.
Отзывы владельцев
Положительные отзывы владельцев:
- Зимой 2005 года мы с отцом продали старый снегоход Буран и решили найти ему более усовершенствованную альтернативу. И нам тогда попался снегоход Рысь 500. Машина не только понравилась по дизайну и эксплуатационным качествам, но и еще одним плюсом оказалось, то, что для эксплуатации можно использовать и 76-й бензин (АИ-80). В общем, мы приобрели снегоход по стоимости в 115 тысяч российских рублей. Первые впечатления от этой модели были положительные, а если ее сравнить с тем же бураном, то заметно, что Рысь превосходит наш первый снегоход практически по всем параметрам: он более мощный, удобный, маневренный и простой. Позже выяснилось, что у машины имеется одно слабое место, а именно это цепь коробки передач, которую очень часто необходимо снова натягивать. Что касается остального, то техникой вполне довольны. Пока что серьезных поломок не случалось.
- Приобрел Рысь 500+ и совсем не пожалел об этом. Снегоход отлично заводится независимо от погодных условий. Лично у меня многократно был произведен успешный и быстрый запуск двигателя при температуре в минус 35 градусов, что не может не радовать. Также снегоход очень устойчив к переворачиванию на склонах, что обусловлено передними широко расставленными лыжами. В моей комплектации имеет подогрев рукояток руля, который не дает рукам замерзнуть. Из недостатков хочу отметить, то, что двигатель немного слабоват, а коробка передач не имеет нейтральной скорости. В эксплуатации техника очень надежна. Один раз развил на нем максимальную скорость в 80 километров в час, и снегоход уверенно держался на поверхности. Но как заявляет производитель о 20-ти литровом расходе на 100 километров, такого не происходило. Расход намного больше даже при эксплуатации в щадящем режиме.
- Купил данный снегоход весной за полцены. Все лето ждал приход зимы, чтобы испытать покупку, и вот, наконец, это случилось. В начале эксплуатации никаких проблем выявлено не было, что на удивление, так как взял б/у с рук 2004 года выпуска. После покупки мной был заменен ремень вариатора на кевларовый. Ездил каждый день по несколько часов в течение месяца, до появления первых проблем. Полетела возвратная пружина в «кик стартере» (электрического стартера не имеется…). Но все же удалось исправить это.
- Плюсы данного снегохода сразу понятны. Доступная для каждого рыночная стоимость (в диапазоне от 80 тысяч рублей и до 150 тысяч российских рублей), не вызовет больших финансовых затрат на техническое обслуживание. Имеется скорость для заднего передвижения, что является уж очень удобной на бездорожье. Также имеется обдув ручек руля и ног, ну и вместительное сидение. Пока заметил следующие недостатки: неудачное расположение регуляторов напряжения, что приводит к окислению клемм и пропаданию искры на свечах, ну и слабые включатели света фар, из-за чего многие соединяют на прямую, но это приводит к более тяжелому пуску двигателя на холодную. В остальном неплохой аппарат, превосходящий по внешнему виду известный каждому снегоход Буран, но немного уступающий ему по техническим характеристикам.