ТМЗ (Тутачевский Моторный Завов) – предприятие, специализирующееся на производстве двигателей для дорожной техники, грузовиков, самосвалов и т.д. Но кроме моторов компания разрабатывает и выпускает квадроциклы. Самый известный аппарат предприятия – Рысь 2, представленная ещё в 2005 году. Чем же интересен вездеход отечественной компании?
Начать стоит с того, что разработка квадроциклов для предприятия ТМЗ далеко не профильное направление. Но несмотря на это, модель Рысь 2 получилась весьма приличной. Компания выпускает всего два аппарата:
- Рысь 6.903. Модель, представленная ещё в 2003 году, оборудована 350 кубовым двигателем мощностью 21,7 л.с. Двухтактный мотор аппарата оснащён водяной системой охлаждения. По сути, это рабочая лошадка, предназначенная для буксировки грузов, работы в поле и других сельскохозяйственных задач.
- Квадроцикл Рысь 2. Обновлённая модель была представлена в 2004 году. Это облегчённая версия аппарата 6.903, отличающаяся меньшими габаритами и двигателем объёмом 347,6 куб. см. Предназначение аппарата не изменилось, машина всё также может использоваться для рыбалки, охоты и выполнения хозяйственных задач.
Интересная особенность техники ТМЗ – классический советский дизайн. Многие владельцы называют Рысь 2 мотоверсией внедорожника ГАЗ 67Б. Действительно, если присмотреться, у машин есть некоторое сходство. К сожалению, такой устаревший дизайн не добавляет квадроциклу привлекательности.
Общая информация
Квадроцикл является четырехколесным внедорожником. Это транспортное средство сегодня пользуется спросом. Квадроциклы «Рысь» – это отличный тип внедорожников, который стал популярным сразу же после выхода первых моделей отечественной в 2009 году.
В шинах этой модели поддерживается давление до 69 кПа. Квадроцикл имеет сиденья (до двух посадочных мест) и руль мотоциклетного типа. Транспортное средство предназначено для движения по дорогам, которые не относятся к категории общего пользования.
Квадроциклы не нуждаются в обязательной сертификации и относятся к группе внедорожных мотосредств, которые требуют регистрации. Она происходит в органах Гостехнадзора. Там регистрируют и выдают документы к самоходным машинам.
Цена
Квадроцикл RM Рысь 500 на российском рынке мототехники сейчас занимает ценовой диапазон от 240 тысяч рублей и до 300 тысяч российских рублей с учетом таких факторов, как год производства и комплектация квадроцикла, включая различные опции.
На рынке подержанных машин, стоимость данной модели может варьироваться в районе от 165 тысяч рублей и до 230 тысяч российских рублей. Здесь цена зависит не только от года выпуска, но также и от технического состояния и, конечно же, пробега квадроцикла.
Описание модели «Рысь 500»
Квадроцикл «Рысь 500» – это первая собственная модель . Ее технические показатели и характеристики очень заинтересовали службы МЧС и ФСБ. Достоинством этой модели стали следующие особенности:
- Надежность.
- Простота конструкции.
- Легкость в обслуживании.
- Отличная проходимость по грязевым и болотистым участкам, а также по пересеченным лесным массивам и иному бездорожью.
Квадроцикл имеет отличный дизайн и маневренность. Эту модель можно с уверенностью использовать для активного отдыха, хотя ее прямым предназначением является работа в сельском хозяйстве. Также этот механизм применяют в спасательных операциях, для охоты или рыбалки.
Квадроциклы «Рысь» пятисотой модели имеют классическую форму кузова и просторное двухместное сидение. Производитель предусмотрел наличие электронной приборной панели, а также фаркопа и лебедки. В модели имеются несколько багажников и очень широкие крылья, которые отлично зачищают водителя от брызг.
Спроектирован этот внедорожник для перемещения по пересеченной местности. Стоит заметить, что преимуществом модели является возможность эксплуатации в зимний период. Для этого нужно:
- Заменить масло на менее вязкое.
- Залить антифриз.
- Установить зимнюю резину.
Чтобы повысить мощность электрической системы, на зимний период можно заменить аккумулятор на более мощный.
Отзывы владельцев
- Николай, Казань: имел возможность несколько лет ездить на снегоходе Рысь 440 (брал его у брата). Модель была переделена под спортивную. Техника отлично идет по твердому снегу на полях, но в лесу на ней не очень удобно. Из-за большого веса Рысь 440 немного проваливается при большом уровне снега. По целине снегоход подойдет для использования по наезженной траншее. На небольших дистанциях модель выглядит неплохо, но для длительных переездов и охоты это не лучший вариант. У меня несколько раз возникали проблемы прямо в дороге. Ко всему прочему, расход топлива у снегохода уж очень большой
- Омск_500: катался на снегоходе Рысь 440 довольно давно (с 2005 по 2009 год). Технику брал поддержанную (второй владелец). За 4 года эксплуатации понял, что снегоход далеко не так хорош, как мне описывали при покупке:
– на рыхлом и глубоком снеге без лопаты просто не проехать;
– зажигание регулярно выходило из строя;
– в сравнении с серией Буран тяговые качества Рысь 440 намного хуже (сравнивали с приятелем);
– трансмиссия за 4 года ломалась раз 5-6;
– топливные шланги пришлось поменять после первого года эксплуатации;
– отремонтировать Рысь 440 в полевых условиях получится не всегда и не у каждого (тот же Буран спокойно перебирали прямо в лесу).
- Владелец снегохода 1975: Добрый день! Пользовался снегоходом Рысь 440 два года. Перед приобретением смотрел информацию на форумах. Несмотря на наличие претензий, решил купить именно Рысь. В первую же неделю катаний разлетелся ремень. В итоге пришлось менять и перенастраивать вариатор. В конце первого года лопнула пружина подвески, купил новую. По пухляку Рысь 440 едет очень плохо, по пруду или по колее – нормально (разгонял до 100 км/час). Во второй сезон прямо в лесу заклинило коробку передач, до дома добрался с трудом. Это стало последней каплей, которая побудила продать данный агрегат. Рысь 440 – очень проблемный снегоход.
- Nikonor: Достоинства снегохода Рысь 440 понятны. В эксплуатации модель обходится достаточно дешево, российские запчасти всегда остаются доступными, ценник на технику небольшой (не превышает 150000 рублей). При этом у снегохода есть вместительное сиденье, неплохая тяга и задняя скорость. Рысь 440 неприхотлива и достаточно надежна, хотя недоделок в конструкции хватает. Среди минусов отмечу плохие включатели света фар, которые усложняются процесс запуска техники. По характеристикам Рысь 440 напоминает мне отечественный Буран, но по качеству и надежности ему уступает.
Рысь 440 – универсальный снегоход российского производства. Машина создавалась специалистами заводе в Уфе. Разработчики возложили большие надежды на эту модель, которая была впервые представлена в 1991 году. Данный аппарат позиционировалась как снегоход первого класса, предназначенный для езды по снежным равнинам, глубоким сугробам и пересеченной местности. В результате данный снегоход приобрел очень высокую популярность на постсоветском пространстве. Машина оставалась актуальной еще долгих 18 лет. На ее базе выпускали различные модификации с определенными характеристиками. При этом все семейство снегоходов Рысь 440 объединяло высокое качество изготовления, характерное для продукции уфимского предприятия.
Описание модели «Рысь RM 150»
Квадроцикл «Рысь RM 150» отечественного бренда «Русская механика» пользуется спросом в туристических поездках. Модель также подходит в качестве функционального колесного вездехода. Она была выпущена в 2022 г. в России. Объем двигателя составляет 150 см³.
Благодаря отлично сконструированной ходовой части и резине с увеличенным грунтозацепом, машина без особого труда преодолевает весьма трудные для прохождения участки местности. А благодаря установленной принудительной системе охлаждения, о перегреве двигателя при повышенных нагрузках не может быть и речи.
В комплектации транспортного средства предусмотрен съемный багажник и фары светодиодные. Также особенностью является более комфортное расположение рычага для переключения скоростей.
Модельная линейка снегоходов
Основными представителями «семейства» снегоходов «Рысь» являются модели 113, 119, 500 и 440.
Вездеходы «Рысь» производились на протяжении восемнадцати лет, в течение которых не раз модифицировались и видоизменялись. УМПО (производитель снегоходов), начиная с самых первых моделей транспортных средств, старалось отыскать наиболее удачные решения, позволяющие повысить надёжность отечественных вездеходов и улучшить основные характеристики снегоходов «Рысь».
Первой модели в серии считается «Рысь 113». В качестве прообраза вездехода выступил известный и проверенный временем Arctic Cat. С целью снижения веса машины двигатель был выполнен из сплавов лёгких металлов. Алюминиевые цилиндры с кремниевым напылением не справлялись с высокими нагрузками. Отрицательно сказывалось отсутствие гильзы: на первых десятках километров пути мотор могло заклинить, что выводило технику из строя. В итоге копия вездехода получилась не самой лучшей.
Следующая модель – 119 – претерпела значительные изменения, превосходя своего предшественника по техническим характеристикам. Производитель улучшил дизайн вездехода, оснастив его усовершенствованным поддоном и капотом, которые облегчают преодоление снежных преград. Улучшенная система охлаждения и использование гильз позволило понизить количество поломок цилиндров двигателя.
«Рысь-спорт 121» стала следующей моделью, выпущенной УМПО. Благодаря уменьшенной длине корпуса снегоход прибавил в манёвренности.
В модельной линейке уфимских производителей спецтехники считаются машины «Рысь 500». Именно эти модификации стали оснащаться карбюраторами «Микуни». Вездеход получил изменения дизайна и обзавёлся гусеницами шириной 500 мм. Комплектовался шестерёнчатой коробкой переключения передач. Все снегоходы данной модели оснащались подогревом ручек руля.
«Рысь 440» стала улучшенной версией 500-й модели, которая на сегодняшний день находится в широком применении.
Технические отличия моделей
Ассортимент квадроциклов «Рысь» достаточно разнообразный. В продаже представлены модели и для новичков, и для более опытных водителей. «Рысь 150» является более универсальным внедорожником. Он подойдет как для подростка, так и для взрослого. Его рекомендованная нагрузка составляет до 110 кг.
На первый взгляд опытным водителям может показаться, что 150-кубовый мотор, маловат. Но стоит учитывать, что двигатель этой модели четырехтактный. Это является существенным преимуществом перед менее тяговым и более расходным двухтактным мотором.
Благодаря трехступенчатому вариатору можно выбрать подходящий режим передвижения в любых условиях. Также у этой машины есть задняя передача, что делает управление значительно комфортнее. Квадроцикл «Рысь 150» («Русская механика») обладает отличной устойчивостью на пересеченной местности, а также комфортным движением по асфальту. Это заслуга конструкторов, которые наделили квадроцикл отличной подвеской и широкими шинами с хорошо спроектированным рисунком протектора.
В модели предусмотрен небольшой бак на 4,5 литра. Квадроцикл также имеет эффективное торможение, благодаря установленному гидроприводу на всех колесах. С такими характеристиками можно себя чувствовать безопасно и комфортно, управляя этим агрегатом.
Квадроцикл «Рысь 500» отличается от предыдущей модели мощностью, выносливостью, габаритами. В этом внедорожнике установлен карбюраторный двигатель родом из Китая. Объем мотора составляет 493 см³. Он имеет мощность в 32 лошадиные силы. Эта модель является мощным агрегатом, который может преодолеть нагрузки особой сложности.
Без особого труда внедорожник преодолевает водные преграды, так как мотор и воздухозаборник имеет высокое конструктивное расположение. Тормозная система относится к однодисковому типу для передних колес, а для задних — дисковой трансмиссией. Это обеспечивает простоту управления. Как на передних, так и на задних колесах установлен гидравлический тормозной привод.
Также модель имеет усиленную раму, полный привод, вместительный багажник и топливный бак на 17 литров. Это обеспечивает движение до 110 километров без дозаправки.
Ремонт двигателя своими руками
Несмотря на хорошие комплектующие, аппараты Рысь ломаются, и в этом случае им необходим ремонт. Чтобы понять, что делать при поломке, нужно знать комплектующие моторов этих вездеходов.
Двигатель состоит из следующих элементов (в штуках):
- замка зажигания — 1;
- катушки зажигания — 1;
- выпрямителя — 1;
- коммутатора — 1;
- реле — 1;
- основного жгут — 1;
- жгута фары — 1;
- аккумуляторной батареи — 1;
- двигателя — 1;
- рычага переключателя передач — 1;
- звездочки — 1;
- коллектор впускной — 1;
- цепи — 1;
- фильтра воздушного — 1;
- хомута — 1;
- карбюратора — 1;
- глушителя — 1;
- кольца уплотнительного — 1;
- пружины — 1;
- кронштейна батареи аккумуляторной — 1;
- сигнала звукового — 1;
- зажимов ф4 — 4;
- трубопровода L=100mm — 1;
- трубопровода L=200mm — 1;
- фильтра топливного — 1;
- крана топливного — 1;
- боковой крышки двигателя Рысь — 1;
- болта фланцевого M8х115 — 1;
- болтов M6х20 — 2;
- болтов M6х25 — 2;
- болта M6х16 — 1;
- гаек самоконтрящихся M6 — 5;
- гаек самоконтрящихся М8 — 3;
- болта фланцевого М8×20 — 1;
- болта фланцевого М6х16 — 2;
- прокладки 1 — 1;
- прокладки 2 — 1;
- магнита Рысь — 4;
- спидометра Рысь — 1;
- датчика скорости Рысь — 1.
Тем, кто разбирается в устройстве двигателей, починить вездеход будет несложно.
Внимательно изучив инструкцию к четырехколесному аппарату, можно разобраться с его устройством и правилами пользования. Чтобы мотоход прослужил долго, его рекомендуется заправлять бензином с октановым числом не ниже 92.
Вес и габариты
Модель RM 150 отличается мобильностью и удовлетворительными габаритами. Основные ее характеристики следующие:
- Сухой вес – 144 кг.
- Габаритные размеры – 146х88х86 см.
По отзывам, квадроцикл «Рысь 150» славится своим качеством, невысокой стоимостью, удобством при эксплуатации.
Габариты двухместного агрегата RM 500 достаточно массивны, так как эта техника предназначена для серьезных работ:
- Вес аппарата – 344 кг. Это придает ему солидности.
- Габариты – 233х119х133 см.
Эта модель известна своей универсальностью, выносливостью и качеством.
Особенности ухода
Для долгой службы агрегата техническое обслуживание нужно проводить своевременно. Период проведения ТО указан в «Руководстве по эксплуатации» каждого квадроцикла. Соблюдать эти рекомендации советуют все водители-профессионалы.
Чтобы квадроциклы «Рысь» работали безотказно и не подвели в самый нужный момент, после каждой длительной поездки, нужно их внимательно осмотреть на предмет различных повреждений. Другие действия, которые нужно своевременно выполнять:
- Менять покрышки, масло и тормозную жидкость.
- Следить за чистотой резиновых деталей квадроцикла.
- Обрабатывать специально предназначенным спреем тормоза, подвески и бампер.
- Проводить своевременную замену запчастей и их ремонт.
- Хранить квадроцикл в сухом гараже или другом помещении.
- Если агрегат не будет эксплуатироваться долгое время, то нужно провести демонтаж аккумулятора.
Выбор деталей
Рама квадроцикла
В зависимости от «донора» и конструкции квадрика раму либо предстоит изготовить самому, либо можно реконструировать готовую, бывшую в употреблении.
Самое главное, чтобы вдоль рамы надежно крепился болтами к днищу двигатель, который можно расположить как спереди, так и сзади. Также крепко, во избежание люфта, следует присоединить к раме трансмиссию и привод.
Самодельная рама
В качестве материала подойдут обычные водогазопроводные трубы, с толщиной стенки не более 3 мм:
- для лонжеронов — 25-миллиметровые;
- для поперечин и подкосов — 20-мм.
Трубы соединяются с помощью точечной сварки, затем проводится цельная сварка. Ушки для крепления амортизаторов и рычагов привариваются к раме сразу. Кронштейны — в процессе монтажа агрегатов и узлов.
Реконструкция имеющейся рамы
Чтобы реконструировать готовую раму, следует снять всё, оставив каркас, демонтировать заднюю часть и нарастить переднюю. Затем приварить элементы для крепления полного набора узлов и агрегатов квадроцикла. При реконструкции рамы мотоцикла следует на 40 — 45 см отодвинуть подседельные стойки.
Вырезаются из металлического листа и варятся передний и задний багажники, привариваются к раме. В заключение готовая рама красится, покрывать лаком не нужно.
Дополнительно рекомендуем прочитать статью нашего эксперта, посвящённую тому, как выбрать багажник на крышу автомобиля.
Также рекомендуем прочитать статью нашего специалиста, из которой вы узнаете, как выбрать и установить бокс на крышу автомобиля.
Двигатель
Двигатель подойдёт от автомобиля, мотоцикла либо мотороллера. Некоторые «Левши» даже конструируют квадроцикл из мотоблока своими руками, так как более новые модели оснащаются четырёхтактными двигателями, мощность которых у тяжёлых устройств достигает 15 «лошадок» — против 11 л.с. «Муравья».
Двигатель от мотороллера выгодно отличается малым расходом топлива, к тому же, квадрик на базе скутера самый лёгкий, что позволяет легко вытаскивать его при застревании в грязи и песке. Но квадрику для перевозки грузов и/или езды по бездорожью необходим движок помощнее.
Мнения покупателей
Рассматривая отзывы владельцев о квадроцикле «Рысь 150» и «Рысь 500», можно отметить множество положительных высказываний. Пользователи успели оценить преимущества этого агрегата. Отмечаемые достоинства:
- Красивый дизайн.
- Приемлемая цена.
- Маневренность.
- Сравнительно малый вес.
- Высокая проходимость.
- Небольшой расход топлива.
- Скорость до 75 км/ч.
- Хорошие тормоза.
Но у этого квадроцикла покупатели отмечают и такие недостатки:
- Плохая сборка. Все болты даже у новой машины приходится заново подкручивать, а некоторые даже приваривать, чтобы при движении не возникало проблем.
- Слабые фары.
- Ощущается вибрация двигателя.
- На некоторых экземплярах могут отсутствовать хомуты на пыльниках рулевых тяг, из-за чего они могут забиваться песком.
Топливная система
Некорректная подача топлива и увеличенный/сниженный расход топлива сигнализируют о неполадках бензонасоса. Для их устранения достаточно тщательно прочистить деталь.
Преимуществом отечественных снегоходов «Рысь» является простой и дешёвый ремонт, не доставляющий большого количества проблем. Оригинальные запчасти к вездеходам можно приобрести в большинстве автомагазинов, причём некоторые из них сопоставимы с мотоциклетными аналогами.