Сегмент снегоходов-кроссоверов — крупный, поскольку это универсальная техника. Она подходит для тех, кому нужна и скорость на укатанной трассе, и проходимость на бездорожье. Поэтому сейчас каждый производитель старается выпускать интересные кроссоверы.
Сравним две одноместные модели из ряда 2022 года: Arctic Cat Riot 8000 и Polaris Switchback Assault.
Платформа
Платформа у Riot 8000 — ProCross. По сравнению с новой Polaris Matryx, которая только появилась, это платформа старая: выпускают ее с 2012 года. И это плюс: ProCross давно известна и райдерам, и производитель ее неоднократно дорабатывал и улучшал. Так что вариант добротный и проверенный.
Switchback Assault построен на легкой платформе Matryx из алюминия и углепластика, с низко расположенным центром тяжести и улучшенной (по сравнению с предыдущей Axys) эргономикой. Разработана специально для гоночных снегоходов. По словам производителей — платформа даст райдеру более точный контроль над управлением. Но пока что про нее особо нет уточнений — вышла она только в модельном ряду 2022 года.
Капот и лобовое стекло (кстати, по форме — почти точь-в-точь такое же, как у Riot 8000) резко скошены вперед, и «стоят» чуть ли не вертикально. На аэродинамические показатели это не особо влияет — корпус очень узкий. Но с другой стороны: небольшая ширина корпуса хуже будет закрывать райдера от встречного ветра, особенно при наклонах в стороны (или если за рулем просто окажется крупный и высокий человек).
У Arctic Cat в этом плане все более традиционно: капот более обтекаемый и вытянутый, и с более широкой ветрозащитой.
Размеры и вес
Сравним голые цифры:
Polaris 850 Switchback Assault 146 | Arctic Cat Riot 8000 146 | |
Сухой вес, кг | 216 | 236 |
Общая длина, см | 317.5 | 335.3 |
Высота, см | 138.4 | 121.9 |
Ширина, см | 119.4 | 124.5 |
Что в итоге: снегоход Polaris почти на 10% легче и заметно меньше (кроме высоты). С одной стороны — это делает управление более чутким (но и более резким), и завязнуть в снегу меньше вероятности. Однако снегоход Arctic Cat будет управляться чуть плавнее, в повороты входить увереннее, и высокому крупному райдеру за рулем находиться будет комфортнее.
Снегоход 2022 Polaris 850 SWITCHBACK XCR
Создан для активных райдеров, которые стремятся к преодолению самых тяжелых условий на высокой скорости. Легкое и прочное шасси AXYS® в сочетании с гоночными компонентами Switchback® XCR® обеспечивают экстремальные характеристики снегохода.
Правильное размещение водителя позволит Вам с легкостью маневрировать и при необходимости без труда поднимать переднюю часть снегохода, если необходимо преодолеть препятствия или проехать по рыхлому снегу. Более точная управляемость при движении по трассе и целине.
Конструкция шасси AXYS® является ключом к обеспечению комфорта управления, благодаря сбалансированному положению райдера и отцентрированного веса снегохода. Положение рук райдера вынесено на 10 см вперед, ног – на 5 см, коленей – на 10 см, и сиденье также на 10 см. Таким образом обеспечивается надежный хват для лучшей поворачиваемости при обычном положении тела райдера, и меньший вес передней части при подъеме из снега или движении по кочкам, когда тело отклонено назад.
Задняя подвеска PRO-XC® с переменной жесткостью обеспечивает высочайшие характеристики и отличную управляемость. Благодаря инновационным разработкам Polaris®, эта подвеска стала еще легче и прочнее. Передний маятниковый рычаг повернут назад для контроля продольного наклона, увеличения хода подвески и улучшения качеств профиля направляющей. Для повышения прочности и жесткости модель Switchback® XCR® оснащена дополнительными компонентами в гоночном исполнении, рассчитанными на экстремальные условия: задняя ось из легированной стали, опора FTS, цельный промежуточный вал, передний маятниковый рычаг из легированной стали, усиленные направляющие, цельные ролики и колеса задней оси IQR.
Подвеска PRO-XC® оснащена системой контроля продольного наклона для управления наклоном в продольной плоскости не только благодаря высокой жесткости пружины, но и путем изменения геометрии подвески. Вследствие этого, снегоход меньше реагирует на изменение настроек, однако достигается оптимальное перераспределение нагрузки.
Обеспечивает высокие характеристики и обладает непревзойденной работоспособностью. Гоночный тормозной диск обладает увеличенной площадью поверхности, которая эффективно отводит тепло от тормозных колодок для обеспечения стабильной работы и равномерного износа. Тормозные воздухозаборники повышают степень охлаждения, а тормозные колодки Type 81 выдерживают высокую температуру на еще более высоких скоростях.
Лыжа PRO-STEER обладает новой формой киля и укороченным коньком для снижения усилий на руле. Новая конструкция ребер повышает жесткость лыжи для улучшения управляемости, а бугорки с верхней стороны обеспечивают отличное сцепление с ботинком райдера, когда необходимо встать на лыжу в глубоком снегу.
Благодаря шасси AXYS®, Polaris уменьшил вес снегохода без ущерба для его прочности. Сочетание мощных двигателей и лучшего в классе соотношения мощности и веса обеспечивает непревзойденную проходимость и универсальность моделей Switchback® XCR®.
Мощность и трансмиссия
Двигатели у моделей примерно равной мощности: 165 «лошадей» у модели Arctic Cat и 168 л.с. у Polaris.
У Arctic Cat это инжекторный двухцилиндровый двухтактник с жидкостным охлаждением, прямым впрыском и объемом 800 «кубов». Важный нюанс: к бензину двигатель привередлив, по рекомендации производителя заливать в бак желательно топливо с октановым числом не ниже 91. Сам двигатель — фирменный, и давно ставится на снегоходы Arctic Cat (а значит и с ремонтом проблем не будет, и сам агрегат проверен и известен). Комплектуется вариаторной КПП TEAM с ременным приводом.
Polaris поставили на свой кроссовер сравнительно свежую разработку: 850-кубовый двухтактный Patriot, увидевший свет в 2018 году (но до этого бывший в разработке 4 года). Имеет жидкостное охлаждение, лепестковые клапана из углеродного волокна, электронный блок управления с быстрым процессором, и облегченный коленчатый вал. Короче: двигатель мощный, на газ откликается моментально, а на таком легком и компактном снегоходе его мощь будет ощущаться с первых пройденных метров. КПП тоже вариаторная, но с цепным приводом.
Быстрее ветра
Мотор – 2-цилиндровый двухтактный Cleanfire объемом 795 куб. см – выдает 154 л.с. Именно он создает неимоверное соотношение мощности к массе, благодаря которому в первые секунды нажатия на курок «газа» не хочется думать ни о чем вообще. Генератор чистейшего адреналина, который вдобавок изобилует современнейшими инженерными решениями вроде электрического насоса и электронного выпускного трехрежимного клапана VES.
Впрочем, больше всего радует даже не сумасшедшая мощность, а наличие возможности ее реализовать не только в глубоком снегу. За счет своей необычной задней подвески Polaris 800 Switchback XCR великолепно чувствует себя везде, хоть на заснеженном склоне, хоть в разбитой и обледеневшей снежной колее. Подобной мягкости и стабильности, особенно в малоснежных локациях, найти в других моделях просто невозможно.
Производитель хорошо понимал, что такой снегоход покупают люди с горящими глазами и ездят на них совсем не медленно, поэтому тормоза здесь под стать мотору. Чего стоит один воздухозаборник, подводящий холодный воздух к дисковому механизму: решение, широко распространенное в автоспорте, но на снегоходах встречающееся не часто. Да и ощущения от машины самые приятные – обратной связи достаточно, эффективность на высоте. Кстати, последняя обусловлена в том числе 1,75-дюймовой высотой грунтозацепов гусеницы, обеспечивающей уверенное сцепление со снегом и довольно позднюю блокировку.
Подвеска и гусеница
Передние подвески у обеих моделей одинаковые: независимые рычажные, со сдвоенными рычагами, с ходом почти в 23 см. Только амортизаторы отличаются: у Polaris это Walker Evans Velocity, у Arctic Cat — Fox 1.5 Zero QS3. Обе модели, естественно, регулируются.
Регулируется и ширина лыжной колеи. У Arctic Cat это диапазон от 105.4 до 110.5 см, у Polaris — фиксированные 108 см. Хоть и не огромный, но все-таки плюс в пользу «кэтов».
А вот задняя подвеска отличается: у Polaris ее ход составляет 40.6 см против 34.3 см у Arctic Cat. Разница заметная, но поскольку прыгать по трамплинам на этих снегоходах вы вряд ли будете — хода обеих подвесок с огромным запасом хватит, чтобы смягчать неровности на любом маршруте.
Что касается гусеницы — у Polaris есть четыре варианта с разной длиной грунтозацепов:
- Ice Storm 1.5”;
- Cobra 1.35” или 1.6”;
- Crossover 2”.
У Arctic Cat вырать можно между грунтозацепом 1.35” или 1.6”.
Подведем итог
Оба снегохода явно хороши, и по основным критериям нельзя сказать, что какой-то из них лучше. Однако есть нюанс: у Polaris получилась модель с кучей новинок. С одной стороны — это плюс: производитель это проверенный, и вряд ли выкатит на рынок что-то второсортное. С другой стороны — новые двигатель и платформа еще не обкатаны большим количеством райдеров в разных условиях, поэтому какие-то недочеты еще могут всплыть.
А вот у Arctic Cat получился очередной добротный кроссовер без резких изменений и нововведений (но с очередным набором улучшений по сравнению с прошлогодней версией), поэтому райдеру не придется выступать в роли тестера-первопроходца.
Ценник на модели тоже получился примерно одинаковым: в США разница составляет чуть больше 1000$ (за Polaris просят 15.8$ тысяч, за Arctic Cat — 14.7$ тысяч).
Тест-драйв Polaris800 Switchback Pro-R
Новейший снегоход Polaris 800 Switchback Adventure – это кроссовер или все-таки эндуро?
Новейший снегоход Polaris 800 Switchback Adventure классифицируется производителем как аппарат семейства кроссоверов двойного назначения. Однако, на мой скромный взгляд, это не совсем соответствует действительности. Данный сноумобиль гораздо больше, чем какой-то «паркетный» кроссовер.
Построен 800 Switchback на базе шасси ультимативного кроссового снегохода Polaris Rush. «Изюминка» в том, что задняя спортивная подвеска Pro-Ride, перекочевав на модель Switchback, прошла серьезную техническую адаптацию под нужды и условия эксплуатации аппарата обычным человеком, жизнь которого проходит далеко от суеты спортивного мира.
Особенность задней подвески Pro-Ride, установленной на Switchback, заключается в том, что за счет удлинения туннеля на 17,8 см снегоход оборудован траком длиной 136 дюймов. И это уже не чистый кросс, а заявка на повышение проходимости аппарата на глубоком снегу до уровня туристических машин. В базовой комплектации – гусеница шириной 381 мм. Идет с грунтозацепами высотой 38 мм – отличный задел для беспроблемного вояжа по «пухляку». Алгоритм перенастройки параметров работы подвески стал еще более доступным и удобным. Никаких специальных инструментов и линеек. Под свой вес и манеру управления настроить подвески можно прямо в чистом поле, не снимая рукавиц.
Конечно, из-за удлинения кормовой части 800 Switchback будет не так бодро проходить крутые повороты и ухабы, как это способен делать спортивный Rush. Правда, заметят эту разницу, пожалуй, только профессиональные спортсмены. Обычные пользователи различие между эффективностью работы подвески кроссового Rush и «гражданского» 800 Switchback вряд ли почувствуют. Для них подвеска Pro-Ride в любом виде – всегда возможность двигаться по разбитым трассам и кочкам на максимальной скорости. Технический потенциал подвески Pro-Ride поистине бесконечен. Ну а так как я сам далеко не спортсмен, то появление удлиненного туннеля, на мой вкус, привнесло в аппарат исключительно позитивные моменты.
Увеличился размер так называемой «задней пятки» – появилась дополнительная опора, помогающая живее одолевать крутые на подъемы. Длинный трак – это не только залог внедорожных побед на глубоком снегу, но и отменная курсовая устойчивость на скоростных прямых. Вдоль бортов подножки стали больше – пилоту легче менять положение тела на снегоходе во время маневров. Глиссируя по «пухляку» бундокингом (перманентное заваливание снегохода с одного бока на другой), складывалось впечатление, что подо мной горный «снежик», – настолько он уверенно держался на снежной целине и без лишних пробуксовок брал крутые склоны. Еще один нюанс – принципиальное отсутствие традиционного длиннющего туннеля – сводит к минимуму ситуации, когда кормовая часть «снежика» зажимается в траншее, вырытой гусеницей. Так что 800 Switchback – не просто лайтовый кроссовер туристического толка, а полноценный внедорожный аппарат, в равной степени пригодный для эксплуатации в условиях подготовленных трасс, на глубоком снегу и для скоростных «отжигов» по ухабам и холмам.
Текст: Журнал «Автомобили»