Устройство и работа комплектующих частей Бурана
У желающих приобрести эту машину, часто возникают вопросы по устройству российского снегохода Буран. В нем используются следующие комплектующие:
- устройство силового агрегата;
- трансмиссия;
- механизмы и органы управления;
- корпус;
- электронное оборудование.
Перед началом работы рекомендуется прочитать руководство по эксплуатации, изучить подробно устройство ходовой части снегохода Буран и принцип функционирования узлов и каждой системы машины.
Устройство двигателя
На устройстве снегохода монтирован двухтактный, двухцилиндровый карбюраторный силовой агрегат принудительного воздушного охлаждения. Аппарат имеет петлевую кривошипно-камерную продувку. Ознакомьтесь с компонентами на чертеже (рис.1).
Таблица элементов двигателя
Компоненты устройства двигателя | Описание |
Коленчатый вал | На силовом агрегате монтирован коленчатый вал с 3-я опорами. На правой крайней части коленвала установлен ротор магдино, на левой – центробежный регулятор вариатора. |
Шатун | В каждом отверстии головок (верхней и нижней) шатуна 12 монтированы игольчатые подшипники разные размером: 16 и 9. Радиальный зазор в пределах от 0,012 до 0,024 мм. Зазор можно обеспечить сортировкой по размеру на размерные группы роликов подшипников, а также пальцев поршневых и кривошипных, которые соответствуют отверстиям шатунов. Маркировка отверстий сделана на стержне под всеми головками. |
Поршневое кольцо | На поршнях монтировано по 2 кольца 17. Замок включает тепловой зазор. После установки колец в цилиндр (ЦЛ) мотора зазор должен быть в пределах 0,25 мм (не меньше). Чтобы получить указанные зазоры можно подпилить торцы замка. Зазор между концами кольца и канавами во время сжатия должен оставлять до 0,115 мм. |
Поршень | На моторе имеются поршни: левый 19 и правый 22. Элемент установлен в ЦЛ с зазором, который между юбкой поршня и ЦЛ составляет 0,16 мм. При перегреве двигателя поршень будет заедать в цилиндре. Поршни есть 3-х групп: М, С, Б (наименьший, средний и наибольший). Обозначение группы с размерами нанесено на внутреннем поясе юбки поршня. |
Поршневой палец | В процессе сборки поршневые пальцы сортируются по внешнему диаметру на 2 группы. Группа маркируется светлой или темной цветами краски на конце пальца. В процессе сборки палец с поршнем подбирают 1-й группы. |
Головка цилиндра | Две головки ЦЛ размерами 20 и 23 изготовлены из Al сплава. Чтобы предотвратить изменение структуры головки и цилиндра, гайки шпилек следует затянуть крест-накрест в 2 шага: поначалу предварительно, а потом окончательно с затяжкой до 2,5 кгс/м. Сначала должны быть затянуты гайки крепления коллектора. Затягивать их нужно на не прогретом силовом агрегате. |
Цилиндр | 13 и 21 ЦЛ не являются взаимозаменяемыми. Для обеспечения селективной сборки сопряжения гильза-поршень, цилиндры производятся 3-х размерных групп. Размерные группы отмечены буквами: М, С, Б и ударным методом нанесены на поясе нижнего фланца цилиндра. При смене ЦЛ должен быть установлен новый соответствующей группы. ЦЛ монтируется на картер мотора, на верхний устанавливается головка. Между головкой и цилиндром имеется прокладка 18. Также имеется прокладка 11, находящаяся в центре между фланцем и опорной плоскостью. |
Картер | Эта деталь состоит из 2-х половин. Они соединены шпилями, ввернутыми в его верхнюю часть; гайки крепления затянуты с моментом 3 кгс/м. Для герметичности под головками болтов 73, ввернутых в данные изделия, монтированы прокладки из меди. |
Охлаждение двигателя | У включённого мотора температура должна быть до 200 °С. Чтобы поддержать температуру мотора в нормальных пределах, требуется использование системы воздушного охлаждения, включающая осевой нагнетательный вентилятор и дополнительные кожухи обдува. Основа вентилятора — крыльчатка 24, запускающаяся клиновым ремнем 30 от ведущего шкива 36, установленного на роторе маховика. На торце валика крыльчатки есть ведомый шкив, включающий два диска-полушкива 29. Гайка крепления затянута с моментом 5 кгс⋅м. Во входной части вентилятора имеется воздухозаборник 31. |
На рисунке обозначены цифрами детали устройства силового агрегата, про которых было описано выше.
Двигатель
При включении силового агрегата нужно иногда проверять качество натяжения вентиляторного ремня. Если оно слабое, то возможно проявление эффекта пробуксовки ремня на больших оборотах, его расслоение от нагрева. Если натяжение сильное, то ломаются подшипники крыльчатки. При попадании смазки на ремень возможно его разрушение. Не допускайте этого и вовремя заменяйте деталь.
Двигатель Буран оборудован механическим устройством, кроме Буран 4Т, 4ТД, на других моделях ставится электрический стартер. Ручной установлен на корпусе вентиляторе 4-мя вентиляторами. В корпусной части размещен шкив стартера с элементами храпового механизма. Возвратная пружина сделана спиральной, её концы выгнуты. Наружный конец пружины закреплен за литой отступ шкива, внутренний – за выступ.
Если выйдет из строя ручной стартер, есть возможность аварийного пуска мотора. Осуществляйте его согласно указаниям руководства по эксплуатации, подраздела 3.3.
Назначения других компонентов, предназначенных для работы мотора и его управления:
- Система питания.
- Топливный бак.
- Фильтр-отстойник.
- Ручной насос.
- Воздухоочиститель.
- Карбюратор.
- Топливный насос.
- Система выпуска.
- Подвеска силового агрегата. Упругие опоры этой части мотора состоят из прорезиненных амортизаторов, которые надеты на гайки. Последние же установлены на болты, которые вставлены в отверстия рамы.
К основанию мотор монтируется при помощи 4-х болтов. Для регулировки расстояния промеж шкивов вариатора осуществляется установка колец.
Подвеска силового агрегата Буран
На раме Буран двигатель с подмоторным основанием закреплен в 4-х точках. Упругая подвеска снижает передачу вибрации, функционирующего мотора на раму, и толчков, которые появляются во время движения.
Трансмиссия (привод)
Трансмиссию устройства ходовой части снегохода Буран составляют два элемента: клиноременный тип вариатора и коробка реверса цепного типа. Вариатор (рис. 2) является клиноременной передачей с автоматическим изменением функциональных свойств шкивов (главного и ведомого) через центробежный регулятор при изменении оборотов мотора и кулачковой муфты при перемене сопротивления движению аппарата.
Основные части вариатора: ведущее фрикционное колесо с ободом (шкив) с центробежным регулятором, который установлен на оси мотора, и ведомое с кулачковой муфтой на головном валу коробки реверса, а также ремень.
Ведомое фрикционное колесо с ободом включает:
- неподвижный диск (НД) 21;
- подвижный (ПД) 1;
- возвратный тип пружины 22;
- полумуфта (ПФ) 3.
Последняя деталь шкива ведомого держится на оси от проворота шпонкой 2. В процессе работы вариатора, вкладыши 5 ПФ перемещаются по верху винта ПД. Пружина находится между двумя деталями – полумуфтой и ПД, и она имеет предварительное поджатие и закрутку на 120 градусов. Разрезное кольцо (РК) 28, которое установлено на оси пружинным кольцом 29, является ограничительной деталью, а именно останавливает движение ПД к НД и является одновременно упором для неподвижного, установленного на оси пружинным кольцом (ПК) 29, и упором для НД, установленного на валу при помощи шпонки 23, шайбы (Ш) 26, Ш контровочной 25, болта 24. Между деталями 28 и 21 есть регулировочные кольца 27 для получения нужного размера ведомого шкива. Для демонтажа НД есть 3 отверстия с резьбой.
Вариатор
Коробка реверса
Коробка реверса (КР) снегохода предназначена для того, чтобы передавать крутящий момент от головного вала к осям основных звездочек гусениц, осуществления движения назад и разъединения мотора с ходовой частью.
Коробка (рис. 3а) включает валы: ведущий, для начала движения заднего хода, механизма переключения и цепной передачи, куда входят звездочки переднего и заднего хода, а также ведомая, механизм натяжения цепи и приводная цепочка (всего 98 звеньев).
Управление КР выполняется ручным образом, то есть приводом, который состоит из рукоятки переключения и тяги, соединяющей рукоятку вместе с рычагом механизма.
Ходовая часть
Состоит из гусеницы и лыжи. Разберем их строение подробнее:
- Гусеничный движитель содержит гусеницы, оси направляющего и ведущего типа со звёздами и балансиры катков. Гусеницы устанавливаются так, чтобы прямой угол грунтозацепов был направлен вперед, потому что они подминают снег под себя, не захватывая его.
- Скобы из стали, монтированные между окнами, созданы для точного вхождения в зацепление головных зубьев и звездочек направляющих. Езда с выпавшими скобами приводит к быстрому износу зубьев и гусениц из-за повреждения и разрыва перемычек между окнами.
Ведущая ось гусениц
Ведущая ось (рис. 4) расположена впереди рамы машина и включает в себя стальной полый вал 5 с приделанными ступицами 4, 2 и монтированными между ними звёздочками 3. Каждая из них может быть прикреплена к ступицам болтами и гайками. На концах вала находятся подшипники 10 и манжеты 9. Между опорой вала и манжетой стопорное кольцо 13.
Направляющий вал
Направляющий вал (рис. 5) содержит полный вал 23 с приделанными к нему ступицами 22, 17, которые поставлены между частями звездочек 19, подшипников и манжет: стопорное кольцо 12 и шайба 11 расположены между манжетой и подшипником.
Смазка опор осей осуществляется при сборке компонента и при обслуживании через отверстие в щеке балансира, которое закрыто заглушкой 13. Направляющий вал поставлен в важной части рамы на балансирах 24.
Другие компоненты ходовой части:
- Лыжа и ее подвеска. Рулевая лыжа сделана из стали, он штампованная. В нижней части лыжи монтирован полоз 16, который предохраняет ее от износа.
- Рулевое управление. Оно состоит из других компонентов: колонка руля, поворотный рычаг, шкворень, амортизатор.
Колонка руля устанавливается через втулки, которые выполняют действие подшипников скольжения, к кронштейнам стойки и коробки специальными крышками 13. Руль присоединён крышкой и болтиками с корпусной частью колонки.
Корпус
Является базой для установки каждого механизма и узла. Главные компоненты корпуса:
- рама;
- кожух;
- сиденье;
- капот;
- приборный щит.
Рама несущая, она жёсткая и сварная. Элементы рамы произведены из листа стали. Жесткость конструкции обеспечена каркасом из углов и труб. Рама сделана из трубы, капот из стеклопластика закрывает отделение, состоящее из мотора и трансмиссии. Со стороны, где находится сиденье, двигатель закрыт кожухом и приборным щитом. На нем установлены приборы и элемент органов управления аппаратом. Откидное сидение, рассчитанное на 2 места, расположено на раме на петлях шарнирного типа.
В задней половине рамы находится грузовая площадка. По запросу потребителя, снегоходы марки Буран дополнительно оборудуются комплектом для установки лыж.
Механизмы управления и приборы
Расположение приборов управления показано на рис. 6.
Органы управления
Рычаг тормоза находится слева на руле. При нажатии на рычаг включается тормозной механизм, а при отпускании рычаг автоматом возвращается в первоначальное состояние. Замедление движения снегохода будет зависеть от качества снежного покрова.
Быстрое и частое торможение аппарата, передвигающегося на большой скорости, может вызвать перегрев механизма тормоза, — это приводит к сильному снижению эффективности торможения.
Выключатель элемента стоп-сигнала ручного тормоза. При задействовании рычага тормоза, шток замыкает контакты, при этом включается лампа стоп-сигнала, которая установлена в фонаре сзади. После отпускания рычага, шток выключателя полностью размыкает контакты, при этом лампа гаснет.
Другие органы управления и механизмы:
- переключатель света;
- выключатель элементов нагревателей рычага газа (ВНРГ);
- выключатель зажигания (ВЗ);
- индикатор масла (ИМ);
- аварийный выключатель (АВ);
- спидометр;
- рычаг газа;
- ограничитель устройства стояночного тормоза;
- руль;
- замок зажигания;
- рукоятки стартера и переключения передач коробки реверса;
- рычаги топливных корректоров устройств карбюраторов;
- ручка сброса показания суточного счетчика;
- ручка насоса;
- выключатель прожектора (опционально):
- розетка (опционально):
- привод управления элементом карбюратора.
Фиксация тормоза должна производиться при задействованной передаче коробки реверса.
Электрооборудование
На устройстве снегохода используется комбинированная система электронного оборудования (ЭО) напряжением 12 В; один провод для заднего фонаря, для другого ЭО — два провода.
Электронная система зажигания, работающая бесконтактным способом, создаётся разными производителями:
- ФГУП «УАПО», г. Уфа;
- ООО «Компания Флэймз», г. Москва.
Система зажигания должна ставиться на транспорт только в комплектах, при использовании отдельного элемента системы зажигания (кроме устройства маховика) может произойти повреждение мотора.
Другие элементы электрооборудования:
- статор;
- основание магдино;
- ротор;
- катушка системы зажигания;
- коммутатор;
- наконечник свечного типа;
- свеча;
- электростартер;
- реле стартера;
- фонарь сзади;
- предохранитель;
- фара;
- выключатель «стоп-сигнал»;
- регулятор напряжения;
- аккумулятор;
- электронная проводка;
- электронные разъемные соединители.
На некоторых модификациях Буран установлена система с электроблоком, который при получении информации с датчиков, находящихся на моторе, управляет форсунками и катушками системы зажигания.
Тест-драйв снегохода «Буран» на зимнике: север ошибок не прощает
Место: зимник между Салехардом и Надымом.
Время: март-апрель 2012 года.
Работа: геофизические изыскания по строительству автодороги между этими городами.
Проблема: двадцать первый век, а расстояние в триста километров можно было преодолеть только зимой, по утрамбованной снежной дороге, что было сопряжено с достаточным риском. Или авиацией, по цене билета, как до Москвы (!).
Было принято решение строить нормальную автомагистраль. В этом году её уже должны сдать в эксплуатацию. Но тогда, три года назад, был только зимник. И нашей изыскательской партии предстояло на нём работать. Три базы были равномерно расположены между городами. 70-150-200 км от Салехарда.
А ездить до рабочих точек бригадам предстояло на «Буранах». Ещё, на подстраховке, была «буханка». «Буранов» с санями-прицепами было три. Оранжевый и красный – помоложе, восьмидесятых годов. Мне достался белый. Весь побитый, в «шрамах»… Семьдесят шестого года выпуска.
Их купили оптом. Восемьдесят тысяч за всё, вместе с санями. А привезли на первую, дальнюю базу в кузове грузового Урала. Там и состоялось первое знакомство с техникой.
Заправлять её надо было бензином с добавлением масла в пропорции 1:50, как и любой двухтактник. Чтобы завести «Буран» в мороз с утра, надо было оттянуть корпус простейшего воздушного фильтра, по виду напоминающего пластмассовую насадку от садовой лейки, плеснуть в карбюратор бензина, дёрнуть за верёвочку, как у бензопилы, и подгазовать. Тогда, выплюнув струю белёсого дыма, двигатель с характерным звоном заводился.
Через минуту можно было ехать. Вариаторная трансмиссия бренчала, но схватывала прилично, унося машину вдаль. Держаться за руль надо было крепко, чтобы не слететь с сиденья.
Сзади у снегохода предусмотрено сцепное устройство, к которому присоединялись сани. Что касается технической части, то с собой надо было возить комплект ключей и приводные ремни. Они имели обыкновение рваться.
По «Мертвой дороге»
Ощущения от езды на старом снегоходе с прицепом были незабываемые. Для движения по рыхлому снегу он вообще-то приспособлен неплохо. Две широкие гусеницы сзади уплотняют снег, не давая машине проваливаться – надо только следить, чтобы при остановке не подрезать кромку, наклонив снегоход, иначе он тут же утопает в пушистой белой массе. А вытащить тяжеленную (230 кг) машину становится не так просто – надо встать на подножки и раскачивать «Буран» вправо-влево, чтобы утрамбовать покрытие под ним, а потом аккуратно выехать.
Застрять под старым мостом, в полутора километрах от твёрдой дороги – удовольствие ниже среднего, места там гиблые. При Сталине через Салехард и Надым была построена железная дорога – знаменитые 501-я и 503-я стройки, «Мёртвая дорога». Строили её, как водится, заключённые, но были и вольнонаёмные специалисты. Зимой страшный холод, летом – жара и гнус. Условия жёсткие. Из трёхсот тысяч человек погибло больше восьмидесяти – там до сих пор стоят остатки лагерей. Потом, после смерти «отца народов», дорогу забросили. Но ореол места остался. Местные говорят, что сувениров оттуда брать нельзя. На беду.
А мы и не будем – поедем лучше дальше. Если по снегу было ехать ещё ничего, то по накатанному до состояния льда зимнику рулить было надо очень аккуратно. Гладкая лыжа с полукруглым профилем совсем не добавляла управляемости. Другими словами, при повороте руля снегоход продолжал ехать прямо.
Не знаю, как управлялся полугусеничный немецкий мотоцикл SdKfz 2 (Kettenkrad HK 101) фирмы NSU времён войны, но в моём представлении, должно быть, так же. Из-за этого мы не раз вылетали на обочину, заваливаясь в снег, теряли прицепленные сани, а раз чуть не влетели под встречный «Урал», выехавший из-за поворота. Тормозили всем, чем только могли – скорости разбиться нам бы хватило.
Ветровое стекло, конечно, защищало от встречного потока воздуха, но всё равно приходилось надевать лыжную маску и очки. Большой палец правой руки постоянно затекал, держа гашетку – не самая удобная конструкция. Мотоциклетный вариант, на мой взгляд, подошёл бы удачнее. Но тем не менее, это было круто.
Если оценивать сухо, то водить его оказалось достаточно просто. Даже для неподготовленного водителя не требуется особой подготовки. Сам «Буран» в целом надёжный, а ремонт простой. Из неудобств – конструкция ручки газа и плохая управляемость на укатанном снегу. Но после того, как рулевая лыжа была заменена на другую, с более острым профилем, ситуация улучшилась. Ехать достаточно комфортно… и чертовски весело. Не зря «Бураны» так полюбили не только рыбаки, охотники, оленеводы и организаторы соревнований, прокладывающие лыжню, но и любители зимнего мотокросса.
А в Салехарде и Рыбинске до сих пор устраивают традиционные соревнования на классических снегоходах. Такая она, народная любовь.
Прощание
До конца работ дожил только один снегоход, наш – самый старый. Оранжевый сломался первым. Его пустили на запчасти красному, который вышел из строя чуть позже. С одной стороны, это подтверждает хорошую ремонтопригодность техники, но надёжность у сильно побегавших экземпляров оставляет желать лучшего. Не зря местные стараются не ездить на дальние расстояния «в одну машину». Север ошибок не прощает.
В нашем случае, в итоге все «Бураны», вместе с санями, остались на последней стоянке. В апреле вскрылись ручьи, и «Урал» уже не мог проехать по зимнику, а в гусеничном вездеходе грузить их было некуда. Да и вывезти стоило дороже, чем купить другие. Так и закончилось наше недолгое знакомство.
Возможные поломки и способы их устранения
В процессе езды возможно появление неисправностей, которые вызваны износом, нарушением регулировки и правил техобслуживания. При быстром их устранении будут исключены дальнейшие опасные для устройства аппарата последствия и гарантирована нормальная работа.
- Двигатель. Если он не запускается, то одной из причин может быть засор суфлирующего отверстия крышки топливного бака. Прочистите это отверстие.
- Трансмиссия. Если не переключается коробка реверса, то причиной может быть неисправность механизма переключения — отрегулируйте его.
- Ходовая часть. Частый симптом неисправности может, это люфт опорного катка на валу и биение его в боковой поверхности. Возможные причины: износ подшипника или изменение формы оси. Для решения проблем замените подшипник, осмотрите ось, при необходимости поменяйте ее.
- Механизм управления снегоходом. Признак поломки: тугое вращение руля. Причинами неполадки могут быть заедание рулевой оси,шкворня лыжи, или неисправность рулевого привода. Для решения первой проблемы смажьте подшипники, для второй рабочие поверхности.
- Электрооборудование. При наличии перебоев системы зажигания, слабой искре или отсутствии искры возможной причиной неисправности может быть нерабочая свеча (она замасливается, загрязняется). Способ устранения: очистите от нагара, промойте в бензине и хорошо протрите. Определите и устраните причины появления нагара (неверный состав горючей смеси – нарушение регулировки карбюратора). Также могут быть проблемы с проводом – замените его при пробое.
Если на снегоходе работает стартер, но при этом ось двигателя не вращается, то могут быть следующие причины неисправности: забоины на зубьях шестерни, отсутствие зацепления, пробуксовывание муфты свободного хода. Устраните забоины путём заправки повреждённых зубьев или замены изношенных элементов. Если пробуксовывает муфта, то её нужно отремонтировать в мастерской.
Как подтянуть гусеницы на снегоходе Буран
Перед каждым выездом на снегоходе желательно проверять натяжение гусеницы, часто именно от этого зависит безопасность самого водители и пассажира. В большинстве случаев требуется подтянуть гусеницу.
Как же подтянуть гусеницу своими руками?
Натяжка гусеницы на снегоходе Буран проводится в таком порядке:
- прежде всего необходимо поднять агрегат так, чтоб гусеница могла свободно вращаться;
- далее проверяют натяжение, между входящим в зацепление зубом и соответствующим окном гусеницы должен быть зазор не менее 0,5 мм;
- если же гусеница натянута недостаточно и показатель значительно выше необходимо ослабит гайки осей балансиров валов направляющих звездочек;
- вращают ключом регулировочные болты по часовой стрелке до необходимого натяжения.
Для ослабления натяжения, если показатель зазора менее 0,5 мм, необходимо уменьшить натяжение, для этого предыдущую процедуру проводят с точностью до наоборот, то есть вращают регулировочные болты против часовой стрелки.
После этого можно отправляться на снегоходе, не боясь за свою жизнь и не опасаясь поломок.
Система холостого хода
Работа системы холостого хода отвечает за то, чтобы двигатель не глох при выключенном сцеплении и отпущенном газе. В то же время требуется отрегулировать её так, чтобы потребление топлива на морозе при этом было минимальным. Регулировка осуществляется при помощи двух винтов — количества и качества смеси.
Хорошим признаком является то, что двигатель уверенно заводится из холодного состояния и не глохнет, при разогреве мотора обороты чуть возрастают, а когда дают газ — они быстро подскакивают до максимального значения. При этом, как и везде, есть золотая середина. Приходится выбрать — либо быстро газовать с места, либо расходовать меньше топлива.
Карбюраторный двигатель снегохода: почему на силовом агрегате заливает свечи?
На снегоходах часто можно встретить и карбюраторные двигатели. У них подобная проблема встречается реже, но все же владельцам мототехники приходится с ней сталкиваться. Какой-то сложной электроники в таких моторах нет, а заливает в них свечи по ряду причин. В частности, это может быть активная работа газом при заводке, длительное использование «подсоса», либо слабая компрессия.
Данная проблема, зачастую, возникает еще и вследствие медленной езды по пересеченной местности. Несгорающие при «переливе» топливные остатки в таком случае налипают на электроды свечей, не давая двигателю заводиться.