Чем водяное охлаждение лучше воздушного у мотоцикла

Моторы-водянки получили распространение совершенно не зря. Сейчас практически все моторы делются с водяным охлаждением, и лишь единицы выпускаются с воздушным.

В данном посту к водяному охлаждению я приравниваю двигатели со специально выделенной системой охлаждения, собственным теплоносителем (антифризом), насосом (помпой) и радиаторами. Достоинств у них много, и любой воздушник просто не выдерживает конкуренции. А о многих плюсах водяного охлаждения некоторые так и не знают.

На первый взгляд — взгляд потребителя, владельца разъездного мотоцикла (не гоночного кроссового или шоссейно-кольцевого) — преимущества двигателей с водяным охлаждением лежат на поверхности:

водяное охлаждение не дает перегреться двигателю практически в любых режимах

с мотора водяного охлаждения можно снимать больше мощности при том же рабочем обьеме и меньшем весе

он не ломучее

он не дороже в эксплуатации

О минусах водяного охлаждения все тоже как будто наслышаны, и напомнить о них здесь стоило бы лишь для соблюдения баланса аргументов. Но на самом деле есть только один значимый для потребителя недостаток (и недостаток ли?) мотора с водяным охлаждением:

Наличие дополнительной системы охлаждения, обслуживание которой сводится к замене, далеко не самой дорогой, жидкости раз в 2 года, в то время как воздушные аналоги куда требовательнее к качеству недешевого масла, работа которого у них сложнее.

Все остальные минусы или давно потеряли актуальность, или всегда были досужими сказками.

Да, было время, 30 лет назад, когда говорили мотоцикл с водяным охлаждением, воображение рисовало фантастические картины. Никто даже представить не мог, что это станет возможным и доступным каждому.

Suzuki GT750 — Первый японский мотоцикл с водяным охлаждением

1. У водянки ниже температура — правда

Представьте себе простую ситуацию. Вы стоите на светофоре, загорается зеленый и вы ускоряетесь.

Коэффициент теплоотдачи для стенки-воздуха, даже при вынужденной конвекции и значительном оребрении намного меньше, аналогичного для пары стенка-жидкость. А учитывая что помпа связана с коленвалом, и скорость омывания цилиндров растет пропорционально оборотам, мотор с водяным охлаждением гораздо эффективнее охлаждается воздушного аналога. Отсюда и увеличенный ресурс и большая мощность. Добавьте сюда аллюминиевый блок, и вы получите почти неперегреваемый аппарат.

2. Водянка ломучее — неправда

На самом деле надежность, в глобальном понимании этого слова, не прямо связана с типом охлаждения мотоцикла или количеством узлов. 80% отказов двигателей вообще не связаны с системой охлаждения. Приведу простой пример, вот вам мотор с 1 цилиндром, и вот с 4мя. Обьем — одинаковый. Казалось бы, рядная четверка — в 4 раза больше узлов чем в одностволке. Но почему проехать до капиталки 100 ккм на дорожной рядной 4ке — это норма, а на какой-бы то ни было одностволке — почти недостижимый результат? В моем дорожнике в 4 раза больше деталей узлов, иной раз и мощности, а ездит он дольше, и ремонтируется реже. Так может не в этом дело?

3. Звучит как рисомолка — неправда

«Рисомолка» — DRZ400

Давайте будем честны, это куда больше зависит от других факторов, чем от типа охлаждения. Водяной DRZ400 с басистым прямотоком звучит куда солиднее V-шек со стоковыми глушителями. Все еще думаете что дело в охлаждении?

4. Больший ресурс — правда

Более высокие тепловые режимы накладывают ряд ограничений к эксплуатации мотоцикла, а также более высокие требования к маслу мотора и интервалам его замены. С увеличением температуры — вязкость масла падает, а его старение происходит интенсивнее. На БП уже было бурное обсуждение, о влиянии температуры двигателя на ресурс — тут. Готовы ли вы менять масло чаще, и подбирать его тщательнее? А сможете ли покатать по картодрому, если захочется? А как насчет дальняка в страны, где +45 это норма? Или все таки, стоит сказать технологиям да?

5. Водянка хилая — неправда

Давно ли вы видели воздушные двигатели в мотоспорте? В ситуации, когда действительно на счету каждый грамм, когда каждая лошадь в моторе — это минус секунда к времени круга, нет места маркетологам, которых все так боятся. Здесь остаются только лучшие технические решения, которые удалось наработать производителям, и знаете что. Воздушек тут нет…

PS. Пост несет дружелюбный и позитивный характер) Харизма и стиль воздушников зачастую очень к месту, на классических мотоциклах смотрятся круто. Но порой, мне кажется, что люди так сильно запуганы «злыми маркетологами», что вот вот пересядут с авто и мото на лошадей.

Плюсы и минусы…

Люди объясните в чем отличие водяного охлаждения от воздушного. Я имею ввиду в чем плюсы и минусы в одном и в другом…

Subaru Forester SHJ 2.0 2011г. Пруль))))

  • 22.10.2010 15:24 #2

    Водянка лучше охлаждает, именно поэтому ее ставят на высокофорсированные двигатели, минус — конструктивно сложнее устроена, имеет больший вес. Воздушка менее эффективна, но зато проще и легче.

  • 22.10.2010 18:59 #3

    Адрес: город без метро Сообщений 6,983

    Чем отличается воздушно-масляное от воздушного?

  • 22.10.2010 19:08 #4

    Отъездил всю недавнюю московскую жару на воздушно-маслянной Ямахе — никаких проблем, да жар от двигла идет, но не настолько сильный, чтобы доставлять дискомфорт при езде…

  • 23.10.2010 02:19 #5

    Адрес: Владивосток Сообщений 354

    А как воздушное охлаждение сказывается на особом бездорожье?

    Subaru Forester SHJ 2.0 2011г. Пруль))))

  • 23.10.2010 06:26 #6

    Сообщение от Ogr1sh

    А как воздушное охлаждение сказывается на особом бездорожье?

    Есть как минимум один плюс — если ты уронишь мотоцикл, не надо бояться, что ты пробьешь систему охлаждения и выведешь мотоцикл из строя.

  • 23.10.2010 06:30 #7

    Сообщение от KaLLinoZZ

    Чем отличается воздушно-масляное от воздушного?

    Воздушное охлаждение охлаждает двигатель с помощью набегающего воздуха исключительно на цилиндры, а воздушно-масляное — имеет дополнительно радиатор, через который циркулирует масло.

  • 23.10.2010 07:30 #8

    Адрес: Владивосток Сообщений 354

    Ну и с воздушным охлаждение наверное по грязюки особо не поездеш? В плане когда большие нагрузки на двиги. Или я ошибаюсь?

    Subaru Forester SHJ 2.0 2011г. Пруль))))

  • 23.10.2010 14:12 #9

    Адрес: Сургут Сообщений 6,731

    Сообщение от Ogr1sh

    Ну и с воздушным охлаждение наверное по грязюки особо не поездеш? В плане когда большие нагрузки на двиги. Или я ошибаюсь?

    По большой грязюке и с водяным тоже не особо поездишь :-))))

    Или на эндуриках вентиляторы есть? (а то на кроссе их нету).

    Я думаю, что не могу больше думать…

  • 23.10.2010 15:42 #10

    Адрес: Владивосток Сообщений 354

    Ну у меня стоит за радиатором маленький такой… =)

    Subaru Forester SHJ 2.0 2011г. Пруль))))

  • 24.10.2010 15:23 #11

    Адрес: Находка Сообщений 386

    Лично я предпочитаю воздушники(сейчас имею два мота, с тем и другим охлаждением), как уже сказали выше:

    1. Конструктивно проще.

    2. Нет риска повреждения радиаторов при падении.

    Ездил и на тех и на других. Перегреть мот получилось один раз, вклинил термостат в закрытом положении на XR650R (правда без последстаий, вовремя заметил).

    Водянка правда не так боится бродов (нет риска «прихвата» поршня при резком оклаждении)

  • Текущее время: 03:29. Часовой пояс GMT +3.

    ТАТРА ВАС ДОСТАВИТ ДАЛЬШЕ

    TATRA сегодня

    История TATRA

    Информация

    Видео и Фото

    Самое новое исполнение

    С апреля этого года следующее поколение успешных грузовиков TATRA PHOENIX Евро-6 «2018» отправится к своим заказчикам. Наша весенняя новинка старейшего, а сегодня уже единственного, чешского автопроизводителя, предложит заказчикам еще более эффективные решения их транспортных задач.

    ГРУЗОВИКИ ДЛЯ ИНДУСТРИИ

    • Оборона
    • Строительство
    • Горное дело
    • Лесозаготовка
    • Cельское хозяйство
    • Добыча нефти и газа
    • Коммунальное хозяйство
    • Пожаротушение

    Каталог продукта

    • TATRA PHOENIX
    • TERRN°1
    • TATRA FORCE
    • TATRA TACTIC
    НОВЫЙ TATRA PHOENIX

    Новейшая разработка нашей компании. Этот новый автомобиль, разработанный совместно с компанией DAF, способен увезти вас гораздо дальше.

    Центр по работе с клиентами

    • Cервисный центр
    • Консультации и обучение

    другой

    • Коммерческо-техническая документация
    • Закупка и Поставщики — Процедуры отбора
    • Тестовые площадки TATRA

    Оригинальные запасные части

    • Специальные предложения
    • Заказ запасных частей
    • Продажа запасных частей
    • Контакты

    СПЕЦТЕХНИКА TATRA

    • Спецтехника
    Сеть дилеров и сервисных центров

    За исключением Антарктики, вы найдете TATRA на всех континентах. Мы предлагаем крупнейшую сеть партнеров в Европе.

    Воздушное

    Мотор мотоцикла охлаждается встречным воздухом. Поскольку отвод тепла происходит через поверхность двигателя, её увеличивают с помощью оребрения в наиболее теплонагруженных местах. Рёбра охлаждения располагают на головке цилиндра и цилиндре, а вот на картере, где температуры не такие высокие, они могут отсутствовать.

    Если двигатель расположен таким образом, что на него не попадает встречный поток воздуха, для охлаждения используют дефлекторы, перенаправляющие набегающий поток холодного воздуха на двигатель.

    Широко применяется практика использования масляных радиаторов, охлаждающих моторное масло, одной из функцией которого является охлаждение деталей двигателя.

    Достоинства

    • Простота и надежность;
    • Не требует обслуживания;
    • Воздушная система дешевле жидкостной, что позволяет снизить стоимость мотоцикла.

    Недостатки

    • Возможен перегрев двигателя при долгом простое мотоцикла в пробке и длительном движении с низкой скоростью в жаркую погоду.
    • Двигатель с воздушной системой охлаждения менее эффективен.
    • Масло и фильтры придётся менять чаще, чем в случае с водяным охлаждением.
    • Двигатель с воздушной системой охлаждения обладает меньшим ресурсом.

    Типы двигателей для мотоциклов

    Перед тем, как разобраться с подбором моторного масла для мотоцикла, имеет смысл какие двигатели устанавливают на современные двухколесные машины. Именно это и окажет решающее влияние на выбор смазки.

    Двухтактные двигатели со сцеплением в масляной ванне

    Такие двигатели нашли свое применение на технике, которая изготовлена на предприятиях, разбросанных по территории бывшего СССР. В качестве примера можно назвать такие агрегаты, как ИЖ, Минск и многие другие.

    Двигатели изготовленные за пределами страны эксплуатируются такие модели как кроссовые мотоциклы, мопеды, скутеры и пр. В таких моторах использована раздельная система смазки. То есть, детали поршневой группы получают необходимую смазку за счет масла, предварительно добавленного в топливо.

    Смазка растворяется в топливе и через окна попадает в цилиндр вместе топливной смесью.

    Поршень соединён с игольчатым подшипником, так же, как шатун связан с коленчатым валом. Смазка в эти места, закладывается ещё на стадии сборки. В коробке передач и в сцеплении смазку обеспечивает трансмиссионная смазка.

    Четырехтактный двигатель с сухим сцеплением

    Расположение узлов этого двигателя предельное похоже на двигатели, которые устанавливают на автомобили. Отличие заключено в единой схеме смазывания двигателя и коробки передач.

    Во всем остальном все ключевые узлы идентичны тем, которые установлены на автомобильные двигатели. В комплект мотора входит насос для подачи масла, фильтр, маслопроводы и индикатор давления в системе. Смазка в коробке передач осуществляется путем его разбрызгивания из общей с поршневой группой масляной ванны.

    Жидкостное

    Принцип охлаждения двигателей мотоциклов по этой схеме такой же, как и у автомобилей. В качестве теплоносителя выступает охлаждающая жидкость — антифриз. Антифриз одновременно оказывает антикоррозионное и смазывающее действие. Воду в системе охлаждения используют только в случае возникновения неисправности и острой необходимости продолжить движение при отсутствии охлаждающей жидкости. При этом в воде не должно быть примесей, и ее необходимо заменить на рекомендованную охлаждающую жидкость в кратчайшие сроки.

    Охлаждающая жидкость прокачивается насосом через каналы в стенках цилиндров и головках цилиндров двигателя, забирает от них тепло и отдаёт его радиатору. Между пластин радиатора проходит набегающий поток холодного воздуха и охлаждает радиатор.

    Один из важнейших элементов системы — термостат. Он делит систему охлаждения на два контура — малый и большой. Когда двигатель холодный, клапан термостата закрыт. Циркулирующая при этом охлаждающая жидкость движется по малому контуру. Это позволяет отсечь большой объем охлаждающей жидкости, обеспечивая более быстрый прогрев двигателя. При температуре приблизительно 90° клапан открывается, обеспечивая циркуляцию жидкости по большому контуру и более эффективное охлаждение двигателя.

    На радиаторе, как правило, устанавливается вентилятор с электроприводом. Он включается при повышении температуры охлаждающей жидкости. Например, когда мотоцикл движется с низкой скоростью, когда набегающего потока воздуха недостаточно.

    Достоинства

    • Позволяет уменьшить тепловые зазоры и получить более высокую удельную мощность.
    • Необходимо реже менять масло и фильтры, чем в случае с воздушным охлаждением.
    • Обеспечивает более высокий ресурс двигателя.
    • Более легкий запуск двигателя при низких температурах охлаждающей жидкости.

    Недостатки

    • Жидкостная система охлаждения состоит из большего количества деталей, поэтому вероятность её поломки выше.
    • Жидкостное охлаждение утяжеляет мотоцикл по сравнению с воздушным.
    • Жидкостная система дороже воздушной, что повышает стоимость мотоцикла.
    • Жидкостную систему необходимо периодически обслуживать.

    Какой вид охлаждения?

    Жидкостное охлаждение обязательно для высокотехнологичных двигателей. Это безальтернативный тип охлаждения для спортивных мотоциклов. Для дальних поездок, когда обеспечивается хороший обдув двигателя, может подойти и воздушное охлаждение. В то же время температура двигателей с воздушным охлаждением менее стабильна, она сильно зависит от условий движения и режимов работы, а это увеличивает их износ.

    МАСЛЯНАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ТРАНСФОРМАТОРОВ

    Данная технология распространена в нашей стране в силу надежности, приемлемого срока эксплуатации и относительной дешевизны. Маслонаполненные трансформаторы без дутья воздуха и с естественной конвекцией масла применяются в устройстве распределительных систем – на подстанциях.

    Подобный вид охлаждения подходит для силовых трансформаторов с номинальной мощностью до 16МВ*А и маркируется как М.

    Тепло, выделяемое магнитопроводом, обмоткой и другими рабочими элементами устройства, передается охладителю – трансформаторному маслу. Оно циркулирует по системе кожух – бак охладителя и охлаждается воздухом атмосферы посредством ребер радиатора.

    Масло для четырехтактных двигателей


    Вязкость смазки определяет уровень защиты двигателя от износа
    Если речь идет о смазке для четырехтактных моторов, то ключевым параметром будет вязкость, в общем, как и для автомобильных двигателей. Вязкость определяет уровень защиты двигателя от износа. Нагрузки в мотоциклетном двигатели существенно выше чем в автомобильном и масло довольно быстро вытесняется из трущихся пар именно это и определило то, что использование жидких масел недопустимо. Японские производители мотоциклетной настоятельно рекомендуют использовать такое масло как SAE 10w40. Его относят к всесезонным маркам. Опыт говорит о том, что такая смазка может быть использована в технике, которая эксплуатируется от оттепели до первого снега.

    Но у такого мотомасла, есть существенный недостаток – при резком падении температуры на улице оно может быстро загустеть, высокая температура, приведет к его разжижению, до не допустимого предела.

    Как к нам добраться?

    При движении от ул. Профсоюзная в сторону Ленинского проспекта. Вам необходимо пересечь перекресток с ул. Академика Волгина прямо и проехать до пешеходного светофора, за светофором через 50 метров будет поворот направо под шлагбаум (при въезде будет необходимо сказать охране, что Вы едете в Автотехцентр Авангард), далее движетесь прямо 150 метров и Вы приехали, Добро пожаловать!

    При движении от Ленинского просп. по ул. Миклухо-Маклая в сторону ул. Профсоюзная. Перед пешеходным светофором (это первый светофор от Ленинского в сторону Профсоюзная) не доезжая до него 50 метров будет поворот налево под шлагбаум (при въезде будет необходимо сказать охране, что Вы едете в Автотехцентр Авангард), далее движетесь прямо 150 метров и Вы приехали, Добро пожаловать! Тел.

    Установка датчиков температуры в головку двигателя, общие рекомендации

    Установка датчиков температуры в головки двигателя — не сложна. Для установки датчиков без снятия головок цилиндра с двигателя, необходимо заранее определить места подготовки углублений. К примеру, осмотрев аналог головки в магазине. При сверливании углубления под датчик, применяйте сверло диаметром на 2-3 сотки больше диаметра датчика и не сверлите головку насквозь! Минимальным считается углубление, в которое датчик помещается на высоту не менее 7 мм (относится к датчику кит набора). При этом на выступающую часть датчиков, следует одеть кембрик — лишив датчики обдува воздушным потоком. Идеальный вариант — датчики полностью погружены в тело головки и не выступают наружу. Плюс такой установки — один раз установил и забыл! В дальнейшем нет необходимости демонтировать датчики, к примеру, при замене свечей зажигания, а значит, нет риска повреждения. Чем ближе датчики располагаются к центру головок, тем точнее показания и оперативнее их смена. Устанавливать датчики в головку двигателя, со стороны выхлопного коллектора не рекомендуем — температура будет завышена.

    Толщина головки в месте монтажа свечи зажигания, обычно равна длине резьбы свечи. Достаточно часто, углубление под датчик сверлят вблизи свечи, таким образом, что бы свеча находилась между датчиком и вентилятором. Такой способ правильный — датчик максимально приближен к центру головки. Если используете такой метод, учитывайте, что бы при монтаже свечи, ключ не касался датчика.

    Перед установкой датчика в углубление, углубление обязательно наполняется термопастой КПТ 8 или аналогичной. Термопаста заполняет воздушные прослойки и способствует 99,9% передачи тепла от головки на датчик. Установив датчик, края углублений немного деформируются керном (деформировать датчики не допустимо). Таким образом датчик фиксируется от выпадения.

    Установка датчика температуры в головку снегохода Буран

    На наш взгляд не самое удачное место для установки. При такой установке датчика (со стороны выхлопа) показания будут более высокими. Ведь понятно, что выхлопные газы имеют значительные температуры. К тому же, провода датчиков остались не защищены и очень скоро, от вибрации потеряют изоляцию от замкнут. О том как работает кит набор Мото термометр на снегоходе Буран

    Установка датчиков в головку двигателя снегохода Тайга

    Место установки датчика выбрано в ребре жёсткости головки двигателя, проходящем крест на крест, от шпильки к шпильке. Толщина металла в этом месте около 26 мм

    Полезные советы

    Обратите внимание, не всегда снижение уровня антифриза или тосола указывает на проблемы именно с системой охлаждения. Охлаждающая жидкость может уходить прямо в цилиндры в том случае, если имеется повреждение прокладки ГБЦ, в головке или в блоке возникли трещины и т.д

    В подобной ситуации двигатель часто дымит белым дымом, так как ОЖ в виде пара выходит через выпуск. В этом случае головку или блок необходимо снимать, в рамках диагностики производится опрессовка головки блока. Затем принимается решение о ремонте ГБЦ или замене элемента. Также антифриз или тосол может течь в том случае, если проблемы возникли с заглушками блока двигателя. Течи через заглушки укажут на необходимость замены заглушек двигателя.

    Еще следует добавить, что с наступлением холодного времени года очень важно не только наличие ОЖ, залитой строго по уровню, но и плотность антифриза. Помните, если в процессе эксплуатации приходилось доливать дистиллированную воду, плотность раствора понижается

    Простыми словами, при понижении температуры жидкость может замерзнуть. Результатом замерзания часто становятся как повреждения элементов системы охлаждения, так и самого ДВС.

    Плотность ОЖ измеряется ареометром, при необходимости концентрацию антифриза следует повысить путем доливки концентрата. При этом смешивать антифризы и тосолы разных марок настоятельно не рекомендуется.

    Также важно помнить, что концентрат ОЖ является сильнейшим ядом! Не допускайте попадания вещества на кожу, в глаза, не принимайте внутрь!

    Еще раз отметим, что тосолы или антифризы на основе этиленгликоля имеют в своем составе пакет активных присадок, которые препятствуют образованию коррозии, обладают антиокислительными и противовспенивающими свойствами. Однако со временем присадки срабатываются и перестают работать.

    В результате разрушается крыльчатка помпы, радиатор «разъедает» изнутри, ржавеют каналы в БЦ и ГБЦ. Также продукты распада ОЖ в совокупности с общим загрязнением могут закупорить каналы системы, нарушить работу термостата и т.д. По этой причине работа системы охлаждения ухудшается, значительно сокращается ресурс ее составных элементов. В отдельных случаях коррозия разрушает каналы рубашки охлаждения двигателя, тосол или антифриз попадает в цилиндры или в систему смазки.

    Чтобы не допустить возможных последствий и избежать целого ряда проблем, охлаждающую жидкость нужно менять один раз в 2 года. Особенно это справедливо, если речь идет о ТОСОЛе. Замену желательно производить с промывкой системы охлаждения. Также сегодня существуют антифризы нового поколения типа G12+, которые рассчитаны на 3-4 года службы.

    Если возникли сомнения в эффективности работы системы, а также под подозрением термостат и т.д., при первичной диагностике измерить температуру шлангов и патрубков позволяет инфракрасный термометр. Для быстрой проверки достаточно включить печку в салоне, затем замеряется температура подводящего и отводящего шлангов отопителя. Температура должна быть практически на одинаковой отметке. Если заметны явные отклонения, это может указывать на необходимость ремонта.

    Напоследок отметим, что шланги при размещении в подкапотном пространстве следует обязательно проверять на отсутствие перегиба. Прежде всего, например, после замены патрубков, следует убедиться, что шланг не перегибается

    Также важно, чтобы шланг не касался горячих поверхностей, не задевал за движущиеся элементы или острые кромки

    Перегибы ухудшают циркуляцию ОЖ, что под нагрузкой может стать причиной перегревов. Что касается механический повреждений, движущиеся детали могут перетереть шланг, острые края вызывают порезы, контакт с нагретыми поверхностями становится причиной ускоренного растрескивания патрубков. Результат — утечка охлаждающей жидкости, которая может стать причиной перегрева ДВС.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]