Модель нейкеда Honda CB300R
была представлена в 2022 году в роли преемника Honda CB300F и младшей версии в новой линейке дорожных мотоциклов Neo Sports Café, где в роли флагмана выступала модель Honda CB1000R. Эта линейка отличается общим классическим стилем с круглой фарой, но в современной интерпретации — LED-оптика, вилка перевернутого типа, ЖК приборная панель и др. Таким образом, к 2022 году Honda заменила дорожные мотоциклы серии CB-F новой CB-R, назвав её Neo Sports Café.
В отличие от CB300F, новая модель CB300R получила ряд отличий:
- Внешний вид
. Много общего с Honda CB1000R. Единый для всей линейки Neo Sports Café. - Подвеска
. Классическая вилка с диаметром перьев 37 мм была заменена на вилку перевернутого типа 41 мм. - Тормоза
. Простой 2-поршневой суппорт был заменен на 4-поршневой радиального крепления. Кроме того, версии без ABS больше не производятся. - Топливный бак
. Был значительно уменьшен (с 13 до 10 л). - Размерность колес
. Задняя покрышка стала на 10 мм шире (150 мм, вместо 140 мм) и на 10 мм ниже (профиль 60 мм, вместо 70 мм).
За основу Honda CB300R был взят 1-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения, объемом 286 см³, выдающий 31 л.с. мощности и 27,5 Нм крутящего момента. Данный мотор практически ничем не отличается от того, что ставился на другие 300-кубовые модели — Honda CBR300R, Honda CB300F.
В настоящее время модель Honda CB300R доступна на всех основных рынках — Европа, Северная Америка, Азия и Австралия. На внутреннем японском рынке и некоторых других странах (Малайзия, Турция) представлена 250-кубовая версия мотоцикла — Honda CB250R.
Модель также известна под названием — Honda CBF300N
.
Основные конкуренты Honda CB300R в классе:
- Kawasaki Z300
- Yamaha MT-03 2016
Особенности байка
Вот основные особенности Хонда СБР 300 Р:
- стильный дизайн;
- небольшой относительно двигателя вес;
- удобная посадка.
Модель и не пытается хватать звезд с неба, при этом являясь прекрасным мотоциклом в рамках своей тренировочной ниши. Впрочем, далеко не все любят спортивные мотоциклы за огромную производительность. Кому-то нравится дизайн и ощущения от езды и посадки, а скорость для них вообще на втором плане. Для таких людей Honda CBR 300 R, вероятно, покажется очень привлекательным байком.
Краткая история модели
- 2018 г. — начало производства и продаж.
Модель
: Honda CB300R (CBF300N) (Европа, Азия).
Заводское обозначение
: CBF300NAJ, CB300RAJ.
- 2019 г. — без существенных изменений.
Модель
: Honda CB300R (CBF300N) (Северная Америка, Австралия, Европа, Азия).
Заводское обозначение
: CBF300NAK, CB300RAK.
- 2020 г. — без существенных изменений.
Модель
: Honda CB300R (CBF300N) (Северная Америка, Австралия, Европа, Азия).
Заводское обозначение
: CBF300NAL, CB300RAL.
- 2021 г. — без существенных изменений.
Модель
: Honda CB300R (CBF300N) (Северная Америка, Австралия, Европа, Азия).
Заводское обозначение
: CBF300NAM, CB300RAM.
- 2022 г. — без существенных изменений.
Модель
: Honda CB300R (CBF300N) (Северная Америка, Австралия, Азия).
Заводское обозначение
: CB300RAN.
Размеры и масса
Машина имеет средние габариты: высота по седлу здесь 780 мм, колесная база – 1380 мм, в длину он – 2035 мм, в ширину – 720 мм, а в высоту – 1125 мм. Сухой вес этого мотоцикла около 160 кг. CBR 300 R обладает баком всего в 13 л, однако средний расход топлива небольшой – 3,31 л на сотню.
Honda CRF300L На асфальте
В качестве дорожного мотоцикла CRF300L намного лучше предшественника: улучшилось и ускорение, и комфорт на крейсерской скорости. Конечно, это не быстрый мотоцикл, и его вполне может замедлить не самый крутой подъём, сильный встречный ветер или плотный завтрак. Он вряд ли поставит рекорд на соляных озёрах (разве что в классе газонокосилок, и то это не точно), но он безусловно быстрее, чем 250L — а именно этой новости ждали многие. Он спокойно едет свою честную сотню, набирая её без километрового спуска, и держит её примерно на 6500об/мин, практически не вибрируя. На 110 возникает мелкая, но проникновенная тряска, не причиняющая особого дискомфорта, но заметная. Тем не менее, для внедорожной одностволки это очень приятный и комфортный мотоцикл.
Новая приборная панель яркая, с большими знаками, оснащена шкалой уровня топлива и индикатором передачи. Разумеется, труЪ-эндуристам это всё не нужно, но для нас, простых смертных, эти маленькие фичи весьма ценны. Приборка отлично организована, управляется двумя кнопками, и достаточно мимолётного взгляда, чтобы считать скорость, пробег, уровень топлива и номер воткнутой передачи.
Не могу, впрочем, сказать, что Honda CRF300L идеально приспособлен для асфальта. Для моих голенастых 180+см подножки находятся слишком высоко, и ноги согнуты сильнее, чем хотелось бы. Само сиденье — определённо не для длительной езды — оно довольно жёсткое и узкое, и хоть не совсем уж напоминает по текстуре забор, но обязательно оставит о себе недобрую память на филейной части. Тем, у кого в приоритете комфорт на асфальте, стоит рассмотреть CRF300L Rally, но об этом чуть позже.
Тормоза, особенно передний — чрезвычайно вялые. Очень слабый начальный закус, минимальная информативность, и при этом стоит только хотя бы подумать о торможении, как вилка клюёт с каким-то желеобразным ощущением. Возможно, инженеры Honda проектировали тормоза под бездорожье, где лишний энтузиазм вреден, но на асфальте ватные тормоза скорее пугают и раздражают. Купившему такой мотоцикл рекомендую найти свободную парковку и до полного просветления тренировать торможение на твёрдом покрытии, чтобы понять, как сильно можно и нужно выжимать ручку тормоза, насколько плавно это делать, и главное — к какой силе торможения это приведёт.
Но за вычетом тормозов и сиденья CRF300L — хороший, весёлый лёгкий мотоцикл, абсолютно приемлемый и приятный на асфальте. Новой модели очень на пользу пошла добавленная мощность, она неплохо рулится и расходует в среднем 3,5 литра на сотню. А возможность приобрести её с отключаемой ABS — особенный плюс в ракурсе именно асфальтовой езды.
Ходовая часть и тормоза
Рама у модели диагональная, выполнена из прочной стали. Вместе с литыми колесными дисками и изящным рулем она придает мотоциклу классический спортивный облик, который многие узнают за версту. Экстерьер довольно яркий, что не может не являться достоинством для представителя этого класса.
Подвески типичные: сзади это маятниковый вариант с моноамортизатором, а спереди телескопическая вилка в 37 мм. Тормоза представлены сзади – одним диском в 220 мм наряду с однопоршневым суппортом, а спереди – диском в 296 мм в комплекте с двухпоршневым суппортом.
Honda CRF300L
К чести Honda, новая CRF300L была создана на крепком костяке. Предшественница этой модели, CRF250L, появилась в 2013 году и с годами стала бестселлером Honda в этой категории: было продано 35000 единиц. Но чем выше продажи, тем больше недовольных: очень многие отмечали недостаток мощности CRF250L.
К радости и удивлению многих, Honda решила эту проблему. Взяв двигатель от CBR300R, его поставили в доработанное шасси, затем улучшили подвеску, трансмиссию, эргономику, приборную панель, выбрали довольно вменяемую по нынешним меркам цену, и новая CRF300L готова. Что ж, Honda вроде как знает, что делает?
Поездка выдалась насыщенной. За вычетом довольно короткой остановки для фотосессии и перерыва на обед, мы практически весь день ехали: асфальт, грунт, гравийка, сингл-трек, и так до самого заката. А перед этим нас ознакомили с перечнем изменений и доработок модели 2022 года, и перечень этот оказался довольно внушительным.
Это и уже упомянутый новый двигатель, подросший с 249 до 286 кубиков благодаря увеличенному на 8мм ходу поршня. Одноцилиндровый мотор жидкостного охлаждения получил доработанные фазы клапанов, увеличившие тягу на низах и средних оборотах. Всё вместе обеспечило прирост мощности на 10% и крутящего момента на 18% — правда, точных цифр нам не сообщили, но учитывая, что характеристики CBR300R хорошо известны, стоит предположить мощность в районе 27лс и тягу в районе 26Нм.
Но кроме двигателя, есть и другие приятные доработки: новая рама стала легче и гибче, приборная панель теперь отображает индикатор передачи, проскальзывающее сцепление лёгкого выжима требует на 20% меньшего усилия на рычаге, а подвески получили дополнительный ход как спереди, так и сзади. Более того, клиренс мотоцикла был увеличен на 3см и теперь составляет 28,5см, а сиденье при этом стало выше лишь на 7мм, высота его теперь составляет 88см.
Более того, Honda CRF300L легче предшественника на 5кг благодаря планомерному снижению массы каждого элемента начиная с приборки, маятника, осей, рамы, траверс, выхлопа и так далее. Полностью снаряжённая CRF300L весит 140кг (правда, версия с ABS чуть тяжелее) — не самый лёгкий вездеходный мотоцикл, но весьма неплохо для допущенной на дороги модели со стальной рамой.
Ещё порадовала доработанная трансмиссия: Honda сблизили с первой по пятую передачи для удобства езды по бездорожью, а шестую растянули для экономной езды на крейсерской скорости по асфальту.
Что ж, на словах всё это хорошо. Но чего доработки и обновления стоят в реальном мире?
Honda CRF300L против CRF300L Rally
Rally — это собрат CRF300L с более высококачественными компонентами, но и он является жертвой компромисса между дорожными и внедорожными качествами: он лучше на асфальте и хуже на бездоре. Вкратце об их отличиях:
Раллийный вариант CRF обойдётся примерно в 6000 долларов (+300 за ABS) (цены для рынка США указаны для ориентира). У него будет ветровик, увеличенный бак (13 литров против 8), чуть увеличенный передний тормозной диск (296мм против 256), грузики на руле, резиновые вставки в подножках, и чуть более толстое и широкое седло на резиновых проставках. Мне сказали, что подвески Rally слегка отличаются, и в вилке стоит более длинная пружина, но ходы подвесок идентичны базовой модели, а клиренс даже меньше (27,6см против 28,5см). По седлу Rally чуть выше — но скорей из-за толщины сиденья, а не из-за подвесок, а весит он 151кг в снаряжённом состоянии.
Всё это делает Honda CRF300L Rally более дорожным мотоциклом, чем Honda CRF300L. Он практически не вибрирует благодаря резинкам и грузикам, комфортнее за счёт ветровика и увеличенного сиденья, а «раллийный» бак обеспечит больший запас хода — более 300км, между прочим. С другой стороны, больший вес подчёркивает ограничения подвесок, и их я сумел пару раз пробить, даже особо не стараясь. Кроме того, он козлит, колышется и клюёт, а увеличенный бак (особенно в наполненном виде) ухудшает манёвренность на сложной местности.
Honda CRF300L Rally
В теории Honda CRF300L Rally должен быть лучше, но лично мне эта версия совсем не зашла. Он интересно выглядит и будто бы более сбалансирован между дорожными и внедорожными особенностями, но по факту подвески — его ахиллесова пята. Разумеется, можно вложиться ещё и в компоненты подвесок и этим изрядно улучшить его, но за пределами такого бюджета выбор мотоциклов изрядно шире.
Можно взять более дорожные Kawasaki Versys 300-X или Honda CB500X, или более вездеходный Suzuki DR650S, не говоря уж о серьёзных внедорожных вариантах на вторичном рынке.
Если б Honda заменили подвески Rally на более сбалансированные и серьёзные — я бы и себе такой мотоцикл рассмотрел, и наверное именно поэтому я так сильно разочарован. Он настолько близок к тому, чего я хочу: я живу в 100 километрах от эндуро-трассы и ненавижу возить мотоцикл в прицепе, поэтому возможность прокатиться своим ходом до места тренировки для меня очень ценна. Ничто не жалит больнее, чем несовершенство.