Снегоходы: От Рыбинска до Тикси — по буранной тайге

В 2009 году предприятие ОАО «Русская механика» открыло продажи снегохода легкого класса Tiksy 250. Модель представляла собой переходный вариант между детским и взрослым снегоходом. Одноместная вариация довольно быстро набрала популярность у отечественных потребителей благодаря современным характеристикам, надежности и интересному дизайну. Новинку оценили любители рыбалки, зимней природы и семейного отдыха, поскольку Тикси 250 обладал множеством преимуществ, основным из которых была низкая стоимость. Вес модели составлял всего 180 кг (на 100 кг легче, чем у Тайги), что положительно сказывалось на маневренности и экономичности. При этом снегоход мог буксировать грузы большой массы и оснащался мощным и надежным мотором, построенным на базе двигателя Тайги. Передняя фара давала хорошее освещение, позволяя двигаться в темное время суток.

Первая модификация Tiksy 250 не была лишена недостатков. Ветровое стекло отлично защищало от встречного ветра, но вот подогрева рулевых ручек у модели не было. Другим минусом стало наличие исключительно ручного стартера. В сильные морозы с одного рывка завести мотор не получалось, на это уходило много времени.

Односкоростная коробка передач и отсутствие реверса сокращали возможности маневрирования. Определенные неудобства вызывало и программируемое электронное зажигание, по окончании обкатки приходилось возвращать снегоход к дилеру для изменения программы, которая на время притирки узлов автоматически ограничивала количество оборотов агрегата.

200911061800_16

«Тайга» атакует. Семейство утилитарных машин утилитарного класса «Тайга» уже разменяло второй десяток лет, а к новому сезону оно кардинально обновлено и дополнено. Двухтактные моторы мощностью от 38 до 65 л.с. — теперь не только с воздушным, но и с жидкостным охлаждением. Помимо «телескопа» в подвеске лыж рыбинцы применяют и рычажную переднюю подвеску, устанавливают гусеницы шириной 500 или 600 мм, предназначенные для глубокого снега. Понижающая передача в трансмиссии позволяет буксировать сотни килограммов груза и подниматься на заснеженные склоны.

Видео

На рынках Тикси 250 не имеет аналогичных моделей. В процессе разработки было позаимствовано большое количество различных узлов и агрегатов от Тайги, однако, по техническим и эксплуатационным характеристикам модель является полноценной новой машиной. То же самое касается и внедорожных свойств, управления и эргономичности.

Конструкционная масса снегохода положительно сказывается не только на проходимости снегохода, но также и на его маневренности, которая была значительно повышена еще и благодаря передней подвеске рычажного типа, узкой гусеничной лентой шириной в 380 миллиметров, ну и ширине передней колеи в 875 миллиметров.

TIKSY 250 ЛЮКС вышел очень удобной машиной, которой можно управлять как стоя, так и сидя, что объясняется высоким расположением руля и сидения. Также данная модель является идеальным вариантом для осваивания начальных этапов бундокинга и совершения первых шагов к пониманию базовых принципов управления горным снегоходом.

Европейская сертификация для снегохода TIKSY 250 ЛЮКС была успешно пройдена, а также было подтверждено соответствие европейскому техническому законодательству и требования по безопасности. Данная модель снегохода получила сертификат соответствия CE, что расшифровывается как Certificate of Conformity. Этот сертификат позволил производителю поставлять машину на внутренний рынок Европейского Союза.

рычаг переключения


Из левой облицовки сиротливо торчит рычаг переключения. Куда что включать (пониженную, обычную вперед, реверс и нейтраль), можно определить лишь опытным путем.
Из левой облицовки сиротливо торчит рычаг переключения. Куда что включать (пониженную, обычную вперед, реверс и нейтраль), можно определить лишь опытным путем.

Конечно, искушенные сноубайкеры воспримут как должное электростартер, раздельную подачу масла, подогрев рукояток руля и курка газа. Оптимальную работу силового агрегата обеспечивает программируемая система зажигания от Ducati Energia (это не мотоциклетная компания, а просто однофамилец, хотя тоже из Италии). Применяемые с недавних пор легкие пластиковые лыжи канадского производства позволили уменьшить неподрессоренные массы, что лучшим образом сказалось на управляемости снегохода. Объем бензобака увеличен до 50 литров, установлены новые сдвоенные фары (вместо одной) и задний светодиодный фонарь — яркий, устойчивый к вибрациям и долговечный. По желанию заказчика снегоходы «таежного» семейства могут оснащаться: тормозом с гидроприводом, ЖК-приборкой, термодатчиком KOSO, зеркалами заднего вида.

Tungus: приборы


На электронной панели приборов впервые для рыбинских машин появился тахометр. Крупные цифры показывают скорость; есть возможность выводить разные показатели на ЖК-дисплей.
На электронной панели приборов впервые для рыбинских машин появился тахометр. Крупные цифры показывают скорость; есть возможность выводить разные показатели на ЖК-дисплей.

Уже в ноябре в продаже в магазинах официальных дилеров ОАО «Русская механика» появятся и новинки: снегоходы «Тайга-Люкс II» СТ550 ДР и «Тайга-Атака II» СТ 551 ДР. На модели «Люкс II» модернизирована задняя подвеска, при этом корма снегохода немного приподнялась, что улучшило удобство посадки и геометрическую проходимость, а также плавность хода. В передней подвеске применена рычажная схема, установлен двигатель РМЗ-550 большей кубатуры и, впервые на рыбинских машинах, с лепестковыми клапанами на впуске. Модернизация мотора позволила снять с него 55 л.с. и улучшила характеристику крутящего момента (по-простому, «тягу на низах»). Щиток приборов, как и у другой новинки — «Атака II» — оснащен электронным одометром.

Отзывы владельцев

  • В прошлом году купил тикси 250 второго поколения. Внешне интересный, чем-то похож на скидошку. Сразу решил проверить его проходимость и выносливость в суровых северных условиях. После Бурана впечатления крайне положительные, подвеска мягкая, поворачивает без усилий, комфортный. Ездил и на дальяк, но не рекомендую этого делать в одиночку. Я проехал 80 километров и у меня посыпались кольца, а дом в 50 км от места поломки, благо был с друзьями, отбуксировали меня. Заменил колечки и летаю снова. Единственный минус на большой скорости можно улететь со снегохода из-за ширины гусянки. В целом доволен, буду ездить и дальше.
  • Мой Тикси изготовлен в декабре 2012 года. Слабое место только то, что разболтался, но эту проблему я решиз за час, протянул все гайки… Кому охота покататься на новом снегоходе и не потрать кучу бабок, вариант то что надо, шумноват правда, но это косяк всех двухтактных движков.
  • В эксплуатации третий сезон, доволен. Есть НО. Поменял уже три шнура, рвутся как не знаю что. Крепление глушака слабовато. Карбюратор не особо нравится. Обороты скакали, а после регулировки вообще стал хуже заводиться и глох на холостых , а так в целом доволен. Брал с расчетом чтобы ездить как разведка, иду первым по таким местам, где обычные утилитарники сядут а меня вытащить намного проще.

Tungus: мотор


Двухцилиндровый мотор 4Т установлен поперек, перед ним — радиатор, охлаждаемый встречным потоком и электровентилятором.
Двухцилиндровый мотор 4Т установлен поперек, перед ним — радиатор, охлаждаемый встречным потоком и электровентилятором.

Однако модернизацией приборки отличия «Атаки II» от прочих снегоходов «Тайга» не заканчиваются. Улучшена рычажная передняя подвеска — выгнутая форма ее рычагов увеличивает ход лыж, а значит, и комфорт. Рычаги закреплены через сайлент-блоки, что сглаживает передаваемые на корпус снегохода удары. Увеличенная колея лыж существенно улучшила устойчивость снегохода на больших скоростях и придала легкость при маневрировании. Для удобства посадки на полике установлены упоры для ног. Выражение пластикового «лица» стало более агрессивным. И, наконец, «Атака II» получила двигатель РМЗ-551 жидкостного охлаждения с термостатом и снеговыми радиаторами. Поршни и коленчатый вал защищены антифрикционным покрытием, настроенная система впуска — с обратными пластинчатыми клапанами и ресивером, при этом используется пятиканальная продувка цилиндров. Двигатель снабжен микропроцессорной системой зажигания с возможностью программирования, а привод агрегатов — поперечным валом.

Снегоход «Тунгус»


Перспективный снегоход «Тунгус» ждет лучших времен.
Перспективный снегоход «Тунгус» ждет лучших времен.

«Тикси» — ответ кризису. Легкий одноместный Тiksy СТ 250 — другого поля ягода. На снегоходе установлен одноцилиндровый двухтактный двигатель РМЗ-250 мощностью 22 л.с. (топливо — бензин А-92, объем топливного бака 28 литров). Для упрощения и облегчения машины конструкторы отказались от раздельной системы смазки. Съемные боковины обеспечивают легкий доступ к агрегатам. Компактная однорычажная передняя подвеска — с двумя легкими пластиковыми лыжами. В подвеске армированной стержнями гусеницы (3170х380 мм) — пневмогидравлический амортизатор. Старания инженеров не пропали даром: существенно снижена масса машины, а значит, и давление на единицу площади, поэтому снегоход способен идти по снегу любой глубины и плотности. Грузоподъемность «Тикси» — 120 кг, масса буксируемого прицепа 150 кг, аппарат серийно комплектуется тягово-сцепным устройством для буксировки саней. Новинку выгодно отличает от остальных машин компании (не говоря уже о зарубежных «одноклассниках») умеренная цена (около 125 000 руб.) и экономичность эксплуатации.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина (без лыж) – 2600 мм;
  • ширина (с лыжами) – 1060 мм;
  • высота со стеклом – 1380 мм;
  • база лыж – 715 мм.

Размеры гусеницы:

  • длина – 3170 мм;
  • ширина – 380 мм.

Максимальная скорость снегохода составляет 70 км/час. Сухая масса техники – 190 кг, полная масса – 320 кг. Грузоподъемность модели равняется 120 кг, предельная масса буксируемых саней – 150 кг. Максимальный угол въезда – 22 градуса. Давление на поверхность – 0,061 кПа/кв.см.

Снегоход «Тикси»


Легкий и дешевый снегоход «Тикси» — наш ответ кризису.
Легкий и дешевый снегоход «Тикси» — наш ответ кризису.

Вообще, опыт разработки машин такого класса у предприятия есть. Ещё в 2002 году состоялась презентация модели «Тайга-250» («Мото» №2–2002). Но в серийное производство она не пошла — казалось, такие «бюджетные» машины уже не ко двору. Теперь другие времена, и легкий и дешевый мотовездеход пришлось создавать фактически заново. Опытная партия (пять штук) снегоходов «Тикси» выпущена еще в 2008 году. Испытатели по долгу службы пытались их «убить», да так и не смогли; а пробег каждой машины перевалил за 4000 км. За лето конструкторы устранили выявленные недоработки, и сейчас на подходе первая в этом году партия: 250 шт. Показательно, что часть ее уже заказана ввиду демократичной цены на снегоход. Так что встречайте «Тикси» в ноябре в магазинах дилеров.

Цена

Стоимость нового снегохода Тикси 250 напрямую зависит от следующих факторов: год производства, версия (базовая или же модифицированная), ну и, конечно же, комплектация. Цена базовой версии в стандартной комплектации начинается, как правило, от 169 тысяч российских рублей. Стоимость модифицированной версии Тикси 250 Люкс начинается от 199 тысяч российских рублей.

Техника, бывшая в употреблении, может обойтись по цене в пределах от 145 тысяч рублей и до 180 тысяч российских рублей. В данном случае на конечную цену снегохода влияет год производства, общее техническое состояние, ну и количество пройденных километров.

Тайга

«Тунгус» опередил время? Однако самая амбициозная разработка «Русской механики» — Tungus, машина пятого поколения (как ее называют по аналогии с авиатехникой, доминирующей у НПО «Сатурн», в состав которого входит РМ). Сейчас построено несколько опытных образцов. Они продефилировали на прошедшем зимой 2009 года этапе Кубка мира по лыжным гонкам в Демино Ярославской области. Ну, а европейский дебют прошел на престижной специализированной выставке альпийских технологий INTERALPIN-2009 в конце апреля в Инсбруке. К слову, в австрийском шоу приняли участие все мировые производители снегоходов, и появление российской компании привело зарубежных производителей если не в шок, то в замешательство. И было от чего: машина с необычным дизайном оборудована одним из самых современных четырехтактных моторов, не уступающим по своим параметрам такому лидеру, как Polaris. Поставщик агрегата — компания Weber. Двухцилиндровая 850-кубовая инжекторная «водянка» у «Тунгуса» выдает внушительные 80 л.с. Система охлаждения — двухконтурная: помимо обычно применяющихся снеговых теплообменников под капотом установлен воздушный радиатор с электровентилятором. Это позволяет снять все проблемы с охлаждением при движении по льду или плотному снегу и при буксировке тяжёлых саней с малой скоростью. Или, наоборот, при реализации мощи всего «табуна» — движении со скоростью до 160 км/ч.

Двигатель

Снегоход Тикси 250 Люкс укомплектован бензиновым двигателем марки РМЗ-250. Этот силовой агрегат имеет только один цилиндр, рабочий объем которого обладает значением в 0.249 литра. Используется карбюратор модели Mikuni, который встречается практически во всех моделях производителя Русская Механика. Номинальная мощность на выходе у данной силовой установки достигает отметку в 16.18 киловатт, что в переводе составляет 22 лошадиные силы. Показатель, конечно, довольно мал, однако, при конструкционной массе снегохода, динамика и тяговое усилие вполне отличные. Система охлаждения исключительно воздушного типа, из-за чего исправная эксплуатация машины возможна только при низких температурах окружающей среды. Агрегат работает на бензине не ниже АИ-92. Система смазки совместная, а именно используется смесь бензина и масла.

Вариатор «Тикси»


Узел вариатора «Тикси» разработан «сновья», тормоз с механическим при- водом перекочевал на вал гусеницы.
Узел вариатора «Тикси» разработан «сновья», тормоз с механическим при- водом перекочевал на вал гусеницы.

Однако, учитывая экономический кризис, руководство РМ приняло непростое решение: в сезоне 2009–2010 годов ожидаемо недешевый «Тунгус» не выпускать. Возможно, при улучшении экономической ситуации он «встанет в строй» в следующем сезоне.

Гусеница снегохода


Применены облегченная тележка и самая узкая из возможных гусеница: для легкого снегохода — разумные решения.
Применены облегченная тележка и самая узкая из возможных гусеница: для легкого снегохода — разумные решения.

Тем не менее мы постараемся, как только выпадет снег, опробовать все новинки — и перспективный «Тунгус», и приземленный «Тикси», и новые модификации «Тайги». Следите за публикациями!

P.S. Предвидим резонный вопрос: «Ну, а что с»Бураном«? Жив ли курилка?». Эта модель — особая тема, так сказать «Буран» — forever! Его производство (а это целых пять моделей) составляет ¾ всех машин РМ. Год назад аппарат в очередной раз модернизировали, и в обозримом будущем сворачивать выпуск «работяги» не собираются…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]