История Harley-Davidson
Бренд Harley-Davidson известен практически всем, даже людям, весьма далеким от мотоциклов. За 110 лет своего существования название стало нарицательным — практически любой мотоцикл типа чоппер несведущие называют “Харлеем”
Наталья Умнова
Бренд Harley-Davidson известен практически всем, даже людям, весьма далеким от мотоциклов. За 110 лет своего существования название стало нарицательным — практически любой мотоцикл типа чоппер несведущие называют “Харлеем”. Существует даже поверье, что компания была основана выходцами из России, Харламовым и Давыдовым, что, к сожалению, неправда.
Представляем вам ключевые вехи развития бренда. 1901 Уильям Харли (William S. Harley) спроектировал небольшой моторчик для установки в велосипедную раму. 1903 Уильям Харли вместе с другом Артуром Дэвидсоном (Arthur Davidson) собрали первый мотоцикл Harley-Davidson с двигателем объемом 406 см3 и рамой собственной разработки. Сейчас этот мотоцикл стоит в штаб-квартире компании в Милуоки, США.
К двум друзьям на тот момент уже присоединился брат Артура инженер Уолтер Дэвидсон (Walter Davidson). Третий брат Дэвидсон — Уильям — работал в мастерской железнодорожного депо, где молодые предприниматели первое время изготовляли детали для своих мотоциклов. Позже он уволился с работы и присоединился к братьям и Уильяму Харли. Основые же работы проводились в деревянном сарае 3х5 м с надписью «Harley-Davidson Motor Company» на двери. Потом этот сарай поставили в центре уже настоящей фабрики, но через некоторое время он, к сожалению, был снесен по ошибке подрядчика, убиравшего территорию.
1905 Первая победа мотоцикла Harley-Davidson в гонке на 15 миль (чуть больше 24 км) в Чикаго со временем 19 мин 02 сек. 1909 6-летняя компания Harley-Davidson представила первый в мире V-образный двухцилиндровый двигатель — V-Twin — с углом развала цилиндров 45º. Объем — 49,5 кубических дюймов или 811 см3, мощность — 7 л.с.
Благодаря серой цветовой гамме мотоциклов и тихой работе двигателя, владельцы ласково называли их “тихий серый друг” («Silent Gray Fellow»).
1910 Впервые использован знаменитый логотип компании. Его запатентовали через год.
1911 Двигатель “F-head” с головками цилиндров в форме буквы F становится основным для моделей Harley-Davidson вплоть до 1929 года.
1914 H-D начинает выпускать мотоциклы с коляской. А также с двухступенчатой КП и педалями сцепления и тормозов — на гоночных мотоциклах таких тормозов не было еще какое-то время.
1915 Мотоциклы H-D теперь оснащаются 3-ступенчатой КП.
1916 Представлен гоночный мотоцикл Eight-Valve Racer (выпускался до 1928 г.)
За несколько лет гоночная команда H-D и ее главный инженер Уильям Харли выиграли множество соревнований. В сезоне 1921 года команда выиграла все национальные первенства, в основном на Eight-Valve Racer. За такие успехи гонщиков H-D прозвали “Бригадой разрушителей” (“Wrecking Crew”).
1917-1918 До половины всех выпускавшихся мотоциклов Harley-Davidson отправляется в армию США и на фронты Первой мировой войны.
1919 Представлен мотоцикл Sport с двухцилиндровым оппозитным двигателем объемом 606 см3 и необычным расположением цилиндров: горизонтально в одной плоскости. Аппарат получился удивительно тихим.
1920-е Механики гоночной команды H-D держали в качестве талисмана маленького поросенка. Когда выигрывал пилот H-D, он проезжал с этим поросенком круг почета. За это команду прозвали Harley Hogs (hog — кабан, боров). Позже поросенок ушел в небытие, а прозвище HOG осталось. В словаре слэнга за 1960 год есть статья, определяющая Hog как “мотоциклиста”. А клуб владельцев мотоциклов Harley-Davidson (основан в 1983 г.) называется H.O.G. тоже не случайно.
Гонщик команды H-D Лесли «Рыжий» Паркхерст (Leslie «Red» Parkhurst) установил 23 мировых рекорда скорости на мотоцикле Harley-Davidson с литровым мотором.
1921 Для моделей JD и FD представлен новый, 1200-кубовый V-Twin.
1925 Бензобаки всех мотоциклов Harley-Davidson приобрели узнаваемую каплевидную форму. Такими их делают и сегодня.
1928 Первый двигатель с двумя распредвалами установлен на мотоциклы Harley-Davidson серии JD. Аппараты развивали скорость до 160 км/ч.
Все мотоциклы H-D получили передние тормоза.
1929 Новый двигатель объемом 737 см3 устанавливается на модель D. Мотор, получивший “имя” Flathead (“Плоская голова” — опять же по форме головок цилиндров) оказался настолько удачным, что использовался в разных вариациях до 1972 года.
1931 Все конкуренты Harley-Davidson, кроме компании Indian Motorcycles, канули в Лету. H-D и Indian оставались единственными американскими производителями мотоциклов до 1953 года.
1932 Начинается выпуск трайка с 737-кубовым двигателем. На 41 год аппарат становится одном из самых популярных сервисных, коммерческих и полицейских машин.
1935 Harley-Davidson продал японцам лицензию на модель VL по которой начали производство Rikuo Type 97. Так родился японский мотопром.
1936 Представлен Knucklehead — “Кулакоголовый” — новый литровый двигатель с верхним расположением клапанов. Этот мотор устанавливался на модель EL. В переводе Knucklehead также означает “отморозок”.
Компания представила еще один новый двигатель объемом 1310 см3 с боковым расположением клапанов.
1942 Большая часть мотоциклов Harley-Davidson поступает на вооружение Американской армии и армий союзников, участвующих во Второй мировой войне. Среди них — специальная модель ХА 750 с горизонтальным оппозитным двигателем и карданным валом, созданная для использования в пустыне. Было выпущено 1011 мотоциклов этой серии.
1946 Сразу по окончании Второй мировой войны компания вернулась к выпуску гражданских мотоциклов. И уже через год представила новую модель — гоночный аппарат WR с двигателем Flathead. Мотоцикл стал одним из лучших спортивных мотоциклов всех времен.
1947 Harley-Davidson начинает продавать то, что впоследствии станет классической черной байкерской курткой.
1948 Модернизированные двигатели объемом 1000 и 1200 см3 с верхним расположением клапанов получили алюминиевые головки цилиндров, гидравлические толкатели клапанов, а также целиковые хромированные крышки клапанов, напоминающие форму для выпечки кексов (“pan”), — по аналогии с ними и своими предшественниками мотор получил прозвище Panhead.
Начинается выпуск модели S — легкого одноцилиндрового мотоцикла. Он просуществует в различных модификациях до 1966 года.
1949 На модели Hydra-Glide появляется гидравлическая телескопическая передняя вилка.
1952 Представлена модель К, призванная составить конкуренцию более компактным приспортивленным мотоциклам британского производства. Эта серия позднее переродится в семейство Sportster.
1953 Harley-Davidson отмечает 50-летний юбилей. “V” на памятном логотипе символизирует двигатели V-Twin, во многом обеспечившие успех компании.
В этом же году компания Indian надолго прекращает свое существование. Harley-Davidson остается править мотобал в США в одиночестве на целых 46 лет!
1954 С этого год в течение 8 лет мотоциклы Harley-Davidson выиграли все национальные чемпионаты по мотогонкам. А со следующего года — 7 раз становились первыми на гонке Daytona 200.
1957 Рождение первого Sportster — мотоцикла с 900-кубовым мотором. Уже к концу первого года своей жизни аппарат стал известен как “супербайк”.
1958 На модели Duo-Glide впервые появляются задние тормоза и гидравлическая задняя подвеска.
1960 Компания выпускает первый и последний (пока?) скутер Harley-Davidson Topper.
1964 Новый трайк становится первым “Харлеем” с электростартером.
1965 Модель Electra Glide приходит на смену Duo-Glide. Electra — потому что с электростартером.
1966 На Electra Glide меняют двигатель Panhead на новый — Shovelhead (“Лопатоголовый”).
1968 Тем временем, Harley-Davidson KR 750 продолжает вывозить своих пилотов на первые места в гонках Daytona 200.
1971 Рождение класса круизеров — Harley-Davidson представила модель FX 1200 Super Glide.
В этом же году компания начинает выпускать… снегоходы!
1972 Представлен обновленный более мощный и надежный XR 750. Он доминировал на грунтовых треках в течение 30 лет.
1977 Линейка Harley-Davidson пополняется новой моделью — FXS Low Rider, отличающейся более низкой посадкой.
1979 Рождение FXEG Fat Bob. Fat — “толстый” — из-за двойного бензобака, а Bob — из-за крыльев в стиле боббер.
1980 Появление семейства FLT с новым двигателем, монтированным на сайлент-блоках, чтобы уменьшить вибрации, и новой передней вилкой. Мотор агрегатировался 5-ступенчатой трансмиссией.
Кевларовый ремень заменяет цепь в качестве привода. Однако стандартным для мотоциклов Harley-Davidson такой тип привода стал не сразу.
Представлена модель FXWG Wide Glide.
1983 Основан H.O.G. — Harley Owners Group — официальный, поддерживаемый компанией клуб владельцев мотоциклов Harley-Davidson. Сегодня в клубе состоит более миллиона человек.
1984 Миру явлен абсолютно новый двигатель Evolution объемом 1340 см3. Двигатель стал более мощным, более плавно работал и потреблял меньше масла.
Мотор установили сразу на пять моделей, включая абсолютно новую, родоначальницу семейства — Softail. Оно появилось как дань моде на хардтейлы — мотоциклы с “сухой” рамой, то есть без амортизаторов. Но у “Софтейлов” пружины все же есть — “фамилия” и значит “мягкий хвост” — они просто спрятаны, чтобы не портить олдскульный вид.
1986 Выходит новая модель — Heritage Softail.
1990 Представлен сразу после своего рождения ставший легендой мотоциклетного дизайна FLSTF Fat Boy.
1991 Дебютировало новое семейство Dyna. Первый представитель “фамилии” — FXDB Dyna Glide Sturgis.
1993 Новая модель — FLHR Road King.
1994 Harley-Davidson начинает выступления в гонках в классе Супербайк. Для этого выпускается модель VR1000, двигатель которой имел жидкостное охлаждение.
1998 Harley-Davidson выкупает Buell Motorcycle Company (Первый пакет акции был куплен в 1992 г.).
1999 Новый двигатель с двумя распредвалами — Twin Cam 88 — объемом 1442 см3.
Buell выпускает одноцилиндровый мотоцикл Blast.
2000 Представлен FXSTD Softail® Deuce.
2001 Появление самой неоднозначной модели Harley-Davidson V-Rod. Его двигатель, созданный совместно с инженерами немецкой фирмы Porsche, оборудован электронным впрыском топлива, двумя верхними распредвалами и имеет жидкостное охлаждение. Мощность мотора — 115 л.с.
2002 Новый гоночный болид Buell Firebolt выходит на трек.
2003 Еще одна новика от Buell — Lightning XB9S.
2004 Обновление семейства Sportster. Мотоциклы получили двигатель на сайлент-блоках, новую раму, более широкое заднее колесо. На некоторые модели установили новый бензобак.
2005 В Москве на Кутузовском проспекте открывается первый официальный дилерский салон Harley-Davidson. 2006 Появление 6-ступенчатой трансмиссии. Ее сразу установили на модели семейства Dyna, которое в этом же году пополнилось моделью FXDB/I Street Bob.
В этом же году появился туринговый аппарат FLHX/I Street Glide.
2008 Открытие Музея Harley-Davidson в Милуоки. В коллекции музея — сотни мотоциклов, включая редкие и раритетные, серийные и кастомы.
2009 Ради сохранения основного бизнеса в кризисные времена Harley-Davidson пришлось избавиться от побочных активов, в т.ч. компания рассталась с подразделением Buell.
2010 Представлен Sportster XL Forty-Eight, отсылающий к ранней истории семейства.
2011 Новая модель семейства Softail — Blackline. Оснащена двигателем Twin Cam 103 объемом 1690 “кубиков”. g В Москве открывается представительство Harley-Davidson. 2012 Две новые модели Harley-Davidson увидели свет. Sportster Seventy-Two — “Окрашенный в металлик с блестками мотоцикл мечты, возвращение назад в те дни, когда безбашенные парни гоняли по хайвеям, а большие дядьки парковали свои чопперы в ряд у клубов”.
Harley-Davidson Softail Slim выполнен в классическом стиле кастом-бобберов 1950-х годов: “Это время, когда в фокусе был двигатель мотоцикла. Поэтому мы всеми силами постарались уменьшить размеры аппарата, “похудели” его, уменьшили и сузили заднюю шину и крыло, и выставили двигатель на показ”, — поясняли в компании.
2013 Впервые в серию пошел мотоцикл, изначально созданный в официальном тюнинг-ателье Harley-Davidson CVO — мускул-байк Softail Breakout. “С Breakout мы вернулись к самим основам конструирования мотоциклов, что подразумевает акцент на двигателе и колесах, — говорит директор Harley-Davidson по дизайну Кирк Расмуссен. — Двигатель с отделкой из хрома и черной краски сразу бросается в глаза, а для того, чтобы усилить впечатление от шин, мы укоротили крылья. Большое количество открытой резины придает Breakout суровый, мускулистый вид”.
Компания масштабно отмечает 110-летний юбилей. Одно из торжеств состоялось в Риме, Италия. На празднование приехали более 100 тысяч поклонников Harley-Davidson. Несколько тысяч из них собрались в Ватикане, где после праздничного богослужения получили благословение от самого Папы Римского Франциска.
В честь этого события художник Дэвид Уль (David Uhl) с разрешения Ватикана написал эксклюзивную картину “Chance Encounter” (“Случайная встреча”). Картина будет растиражирована на 50 000 открыток.
Праздничные мероприятия, посвященные юбилею Harley-Davidson, проходят в течение года в 11 странах мира на шести континентах и завершатся в августе 2013 года на родине бренда в Милуоки, США.
Редакция рекомендует:
Викторина! Видеорегистратор Blackvue за знание ПДД
Когда снизятся цены на автомобили: ждать осталось недолго
Российский авторынок рухнул на 20%
Российские автодилеры переплюнули итальянских
Альтернатива скребку: как очистить и не поцарапать стекла автомобиля
Обсуждение Отменить
Хочу получать самые интересные статьи
Union Speed & Style
Именно так получилось с Джорданом Диксоном из Union Speed & Style. Их шикарный кастомный Harley Davidson Knucklehead 1947 года по кличке «SourKraut» («квашеная капуста») в шутку назван в честь популярного блюда немецкой кухни. Джордан с командой затеяли проект с простой концепцией: он должен выглядеть как заводской гоночный мотоцикл родом из конца 40-х. В работе ребята из Union придерживаются кредо: производить всё, что только возможно, самостоятельно и из простых материалов.
Я всегда был фанатом ранних заводских гоночных байков, — рассказывает Джордан. -Есть что-то в их максимально облегчённой конструкции, подчинённой одной задаче — и меня всегда это манило.
Особенности и конструкция
Главные особенности данного транспорта – верхний распредвал, новая смазка и инновационный двигатель. Распредвал давал устойчивость и легкое управление, смазка – экономию расхода топлива, а двигатель – скорость и мощность лошадиных сил. Мотоцикл был предназначен для сложных дорожных покрытий, песка и горных дорог. Он достаточно устойчивый, прочный и быстрый.
- Двигатель. Изготовлен из высококачественных материалов, мощный, двухцилиндровый, двухтактный. Объем – 350 см3.
- Трехступенчастая КПП.
- Модернизация – верхний распредвал. Распределяет вес всего транспорта на колеса так, чтобы это не мешало скорости и работе двигателя. Из-за этого скорость и качество поездки улучшилось.
- Новая смазка для двигателя. Если ранее мотору необходимо было вырабатывать специальную жидкость для зажигания, то теперь встроили новую смазку, которая включает зажигание с первых секунд.
- Есть возможность переключать скорости автоматически или вручную. Ручная настройка коробки передач размещена в нижней части телескопической вилки.
- Руль – мощный, из нержавеющего металла, закреплен в середине телескопической вилки. Легко поворачивается на 50 градусов в обе стороны. Слева размещен специальный клапан, который позволяет закрепить руль на нужной для водителя высоте.
- Колеса устойчивые, легко снимаются.
- Грязевой щиток, передние колеса, тормоз – закреплены в нижней части телескопической вилки.
- В нижнем правом углу бензобака закреплен автоматический переключатель скоростей.
- Отполированные клапаны.
- На передней части вилки расположена кривошипная камера. Позволяет делать резкие повороты.
- Коленчатый вал, прессованый, сборного типа.
Винтажный гоночный наклхэд родом из 40-х
Самое волшебное в том, что парни занимались этим проектом после работы и в выходные, в основное время работая над мотоциклами заказчиков. Результат был именно таким, какого они и хотели добиться: красивый винтажный гоночный наклхэд родом из 40-х. В Германии на чемпионате AMD проект привлёк внимание судей. Из 66 участников в классе «Свободный стиль» проект взял 8-е место. По мнению ребят, это великолепный результат, ведь если посмотреть на байки, выставленные на AMD, становится понятно, что конкурировать с ними непросто.
Но «SourKraut» не только засветился в AMD, он ещё и выиграл чемпионат США на J&P Cycles Ultimate Builder Custom Bike Show.