Здравствуйте.
За всю историю мотоцикла предпринимались попытки массового производства мотоциклов с двигателем Ванкеля, или роторными двигателями. Рассмотрим десятку таких мотоциклов, по версии Visordown.
Роторный двигатель Ванкеля, в плане массового производства, оказался одним из величайших технических провалов XX века. Конструкторы обещали нам революцию в автомобилестроении и производстве мотоциклов, но за десятилетия работы над двигателем этой конструкции так и не смогли решить присущие ему технические проблемы.
Не будем углубляться в подробности крышесносящей и кажущейся не вполне логичной концепции работы роторного двигателя, но отметим, что стремление к моторам такой конструкции, помимо мощности, вызвано еще и отсутствием множества деталей, вроде поршней, шатунов, ГРМ и т.д. К сожалению, эта столь же гениальная, сколько и крышесносящая концепция, зажата в рамки нескольких конструктивных недостатков, не позволяющим ей одержать победу над традиционными поршневыми двигателями.
Мы все знаем о существовании роторных мотоциклов Norton и Suzuki RE5, но также история мотоциклостроения знает и множество других примеров, когда мотоциклы с такими двигателями выходили за рамки прототипов и выходили на рынок. Вот наша подборка:
10: Hercules/DKW W-2000.
Первым в нашем списке будет самый старый мотоцикл с двигателем Ванкеля. Это Hercules, обозначаемый в Великобритании как DKW W-2000. Рекордсмен по продажам среди мотоциклов с роторным двигателем, выдававший 30 лошадиных сил при объеме двигателя в 294 кубических сантиметра (хотя объем роторных двигателей нельзя сравнивать с объемом поршневых).
Этот мотоцикл производился в Германии с 1974 по 1977 годы. Было выпущено 1800 экземпляров. В качестве передачи на колесо кардан, питание карбюратором Bing.
9: Yamaha RZ201.
Не волнуйтесь, это не пробел в ваших знаниях истории мотоцикла. Yamaha действительно так и не запустила массовое производство мотоциклов с роторным двигателем, но уже была на грани этого. В 1972 году, на Tokio Motor Show был показан мотоцикл Yamaha RZ201 c 660-кубовым двигателем Ванкеля мощностью 66 лошадей. К сожалению, было построено всего несколько прототипов, но если этот мотоцикл вам очень понравился, можете обратить свое внимание на Yamaha TX750, с традиционным мотором, но на той же раме и схожим дизайном.
Супербайки СССР: «ИЖ-Лидер» и «ИЖ-Вега»
В конце 80-х годов был создан экспериментальный образец эскортного (для сопровождения кортежей официальных делегаций и патрульной службы) мотоцикла с РПД.
Заниматься данным проектом было поручено специалистам Ижевского мотозавода, причем это был полноценный госзаказ, который предусматривал постановку модели в мелкосерийное производство.
Богатырев Виктор Николаевич и Глухов Герман Яковлевич работают над макетом ИЖ-Лидер
В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб.
Финальный вариант мотоцикла ИЖ-Лидер с РПД
В результате дизайнерского поиска, на свет появилось сразу несколько ходовых макетов «советского супербайка», которые своей внешностью напоминали лучшие образцы тогдашних японских и немецких мотоциклов. Первым стал ИЖ «Лидер» — аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков.
Своими обводами он чем-то напоминает легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год). Как и на «баварце», тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта «Лидера»: первый — с уже упомянутым РПД, а второй — с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла «Урал».
Другой эскортный мотоцикл от «Ижмаша» получил название ИЖ-8.201 или «Вега». Он отличался более изящным и стремительным обликом.
Макеты строились как вокруг шасси с РПД, так и с привычным оппозитным мотором
В отличии от «Лидера», его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.
Итоговый вариант эскортного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем
Современный и привлекательный дизайн, вариант с классическим ДВС
Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например — барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные).
Ничем не хуже тогдашних BMW, Honda и Moto Guzzi
Кроме роторной «Веги», существовала также более приземленная версия данного эскортника, в шасси которого был установлен 650-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла «Днепр».
Задняя передача — карданная, барабанные тормоза тут не в тему
Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу — для нужд полицейских служб в разных странах.
Отлично сохранившийся экземпляр ИЖ-8.201 на одной из современных выставок, жаль, что он так и не попал на конвейер
Однако, перестройка, связанные с ней проблемы в экономике СССР и дальнейший развал страны поставил крест на этих перспективных разработках.
2-секционный роторно-поршневой мотор РД-601 мощностью 52 л.с.
Силовой агрегат был построен специалистами АвтоВАЗа
Тут тоже спицованные колеса
Панель приборов частично унифицирована с Жигулями
8: Norton Interpol II
Компания Norton работала над прототипом роторного мотоцикла в течение 70-х годов прошлого века, но в серию такие мотоциклы пошли только 1984 году. Тем не менее, выпуск был мелкосерийным, это было что-то среднее между прототипом и серийной моделью, поэтому, если пластик вам показался знакомым, вы не ошиблись — весь обвес был взят с мотоцикла BMW R100RT, любимого мотоцикла полиции в те годы.
6: Norton Classic.
Результатом нескончаемых конструкторских изысканий стало производство роторного мотоцикла Norton Classic. Используя тот же двухроторный 588-кубовый мотор воздушного охлаждения, что и на Interpol II, была выпущена ограниченная серия мотоциклов в количестве 100 штук. Это была первая попытка выпуска серийного роторного мотоцикла за 11 лет, с 1987 года, когда мотолюбители смогли увидеть Suzuki RE5.
5: Van Veen OCR1000.
Один из небольших Голландских мотопроизводителей осуществил амбициозный проект по созданию мотоцикла с двигателем Ванкеля. Двухроторный 996-кубовый (разработанный NSU для автомобилей Citroen) мотор выдавал 107 лошадей и мог разгонять мотоцикл до максимальной скорости 135 миль в час (217 км/ч) — очень нехило для 1978 года, в котором и началось массовое производство, после нескольких лет научных изысканий. Мотоцикл имел приятный внешний вид, хотя роторный двигатель изначально не так эстетичен, как поршневой. Покупатели, тем не менее, не были впечатлены, и за годы производства, с 1978 до 1981, удалось продать всего 38 штук. Попытка возродить производство в 2011 году, при неприличной стоимости мотоцикла в 81 000 Евро, прибавила к тому результату еще 10 мотоциклов.
Мотоциклы с РПД — отечественные разработки от ВНИИмотопром
Интересно, что в Советском Союзе существовали разработки в области РПД. И если о роторном автомобиле ВАЗ известно многим, то существование в прошлом отечественных мотоциклов с двигателями, построенными по схеме Ванкеля, до сих пор для многих остается секретом.
Еще в 1970 году начались дорожные испытания двигателя РД-350В, установленного в шасси от Днепр К-650. Динамика машины оказалась удовлетворительной, мощность двигателя была доведена до 30,5 л.с., но очень малый ресурс мотора (всего в 100 часов) не позволил увидеть разработке светлое будущее.
В 1972 году создается новый вариант РПД — РД-500В. Его корпус выполнен из алюминиевого сплава, с хромовым покрытием рабочей поверхности. Двигатель развивал мощность 40 л.с. при 6000 об/мин. Дорожные испытания мотора проводились в шасси мотоцикла Днепр МТ-9. На нем впервые опробовали систему впрыска топлива, но впоследствии отказались от нее из-за затрудненного запуска холодного двигателя (системы впрыска топлива тех времен были далеки от совершенства). Развитием РД-500В стал созданный в 1973 году РД-501, в котором применили износо-жаростойкое никасилевое покрытие алюминиевого корпуса, ротор двигателя был изготовлен из спеченного алюминиевого сплава, а воспламенение бензовоздушной смеси обеспечивалось электронной бесконтактной системой зажигания.
Решительным шагом стал переход на систему жидкостного охлаждения в 1976 году. Такой двигатель, получивший обозначение РД-510, развивал уже 48 л.с. при 6000 об/мин. Дальнейшие работы были направлены на повышение «живучести» двигателя, снижение расхода топлива и токсичности отработавших газов.
Односекционный РД-515, в середине 70-х предполагалось ставить на тяжелые мотоциклы. При весе 38 кг и объеме 491 см куб. он выдавал 38 л.с. (6000 об./мин.) и 51 Нм (3500 об./мин.). Торцевые уплотнители изготовляли из стали или чугуна. Специально для этого мотора разработали технологию нанесения износостойкого жаропрочного никель-кремниевого покрытия «никосил» на алюминиевую основу. Агрегат выхаживал до капитального ремонта 50 тыс. км.
Последними из известных нам проектов в области отечественных мотоциклов с РПД являются разработанные в середине 80-х аппараты РД — 660 и эскортный мотоцикл РД-601 (613 куб.см, мощность 52 л.с. при 6000 об./мин.)
Становится понятным, что к началу «перестройки» 90-х годов институт располагал несколькими отработанными конструкциями РПД. Но дальнейший разворот событий в нашей стране убил все надежды на какое-либо успешное продолжение разработок. На сегодняшний день разработки советских времен в области роторно-поршневых двигателей можно наблюдать в таком состоянии:
Найдено,на просторах интернета.
3: Suzuki RE5.
На самом деле, если вам захочется получить опыт езды на роторном мотоцикле, почти наверняка вы придете к Suzuki RE5. В то время как конкуренты ограничивались выпуском мелких партий, компания Suzuki смогла наладить по-настоящему массовый выпуск роторных мотоциклов. До сих пор на ebay можно найти парочку — и купить. Двигатель однороторный (меньше вероятности, что возникнут какие-то проблемы), 65-сильный, не мог похвастаться мощностью даже в 1975 году, но мотоцикл имеет аккуратный дизайн и своеобразный стиль заднего фонаря и приборной панели.
Приветствую всех, друзья. Копаясь в интересных статьях и журналах, нашёл массу материала, который для кого-нибудь да будет интересен. Снова Ижевские мотоциклы. Здесь встретятся серийные образцы и даже единичные экземпляры. Поехали! Самый первый грузовой мотоцикл ИЖ. Мотоцикл разработан в 1961-1964г Г.М.Моряковцевым на базе ИЖ-Планета.Предназначался для внутризаводской перевозки различных грузов. Производился мотоцикл маленькой серией до 1974 года. Основные технические характеристики: 1. Максимальная скорость: 50 км/ч. 2. Грузоподъёмность: до 500 кг. 3.Сухая масса: 320 кг. В конструкции использовались двигатель Иж «Планета», раздаточная коробка от мотоколяски Серпуховского мотозавода. Передняя подвеска, колесо, тормоз переднего колеса и часть рамы заимствованы у мотоцикла ИЖ «Планета», а задние колёса и тормоза — от мотороллера ВП-150.
А вот это то, что осталось от этих мотоциклов. Отработали своё и стоят никому не нужные.
Так же на базе этого мотоцикла попался во внимание почтовый ИЖ, правда о годах выпуска ничего не нашлось.
Следующее, на что наткнулись — мотоцикл повышенной проходимости. Как видно, мотоцикл сделан на базе ИЖ-Планеты 3 — надёжной машины. Никаких данных найти не получилось. По-видимому это была опытная единица, но было бы интересно испытать её на бездорожье.
Снова грузовой ИЖ на базе Планеты 4. Данных по этому мотоциклу тоже не нашлось, то ли опытный образец, то ли народная солянка — непонятно. Но с виду всё так аккуратно, как с завода. Интересный аппарат. Сам грузовой модуль остался таким же как и на самом первом мотоцикле. То есть, он мог быть прицеплен к любому мотоциклу — одиночке и превратиться в трёхколёсное транспортное средство.
Теперь переносимся в 90-е годы. В это время ИЖМаш создал множество моделей мотоциклов. В это множество вошёл и новый грузовой модуль.
13 января 1993 года прошли приёмочные испытания грузовых модулей ИЖ 9.604 ГР.
О самом модуле: грузовой модуль представляет собой двухколёсную приводную тележку, которая жёстко прицепляется к мотоциклу сзади, образуя единое трёхколёсное грузо-пассажирское транспортное средство. Модуль состоит из рамы, кузова, раздаточной коробки и электрооборудования. Все цепные передачи защищены резиновыми кожухами, унифицированными с мотоцикла. Шестерни и валы раздаточной коробки заимствованы с коробки передач мотоцикла, а детали дифференциала с автомобиля «Москвич — 412». Техническая характеристика: Масса: не более 200кг; Габаритные размеры: 1355х1550х1100; Площадь кузова: 1,4 м2; Раздаточная коробка: 2-ступенчатая с передачей заднего хода и блокируемым дифференциалом; Масло в раздаточной коробке: 0,8л.
Итак, данным модулем комплектовалась Планета 5, Планета 5-01, Юпитер-5-01, Юпитер 5-03. Индексом 9.604 ГР обозначались модули с мотоциклом ИЖ-Планета, с ИЖ 6.920 ГР — Юпитер.
Даже буклеты с грузовым модулем были.
А вот и мотоцикл спец. назначения на базе вышеупомянутой модели. Пожарный мотоцикл ИЖ 6.92001. Создан на базе мотоцикла ИЖ 6.920 ГР. Предназначен как для тушения пожаров экипажем из двух человек, так и для полива и откачки воды. В состав противопожарного оборудования мотоцикла ИЖ 6.92001 входит: мотопомпа ИЖ МП-1, с пожарными столами и рукавами, огнетушители, лом, лопата и ключ от пожарной колонки. Простая в обслуживании, надежная и экономичная мотопомпа ИЖ МП-1, сконструирована на базе двигателя мотоцикла Иж Планета-5. ИЖ МП-1 обеспечивая подачу до 60 кубометров воды в час при напоре в 30 метров, мотопомпа подходит для подачи воды от открытого водоисточника, а также для устройства внутреннего и наружного пожарного водопровода.
А журнал МОТО, даже публиковал статью с этим мотоциклом.
С грузовыми мотоциклами всё стало ясно. Теперь продолжим тему ИЖей спец. назначения. Здесь моделей было не так много)) Начнём с дорожно-постовой службы. Для сотрудников ДПС были изготовлены мотоциклы ИЖ 6.113-026-03 (Юпитер-5) и ИЖ 6.113-040-05 (Юнкер).
Стражам порядка достался самый шик ИЖатников. Дисковый тормоз, гидропневматическая вилка, двигатель жидкостного охлаждения… Дополнительно мотоциклы оборудовались кофрами, соответствующей светотехникой, правда технические показатели двигателей оказались прежними, без изменений. Почему-то представляется весёлая картина, когда по дороге сбилось зажигание и страж порядка сидит настраивает на обочине зажигание))))
Вобщем вот такие модели получились. Правда, большинство из них уже давно разошлись по рукам…
И последнее, что удалось найти — мотоцикл для МЧС на базе ИЖ-Юнкер. Про эту модификацию совсем ничего неизвестно, скорее всего сделались для какой-нибудь выставки, но в дело так и не пошли.
Вот наверное и всё, что удалось найти. Да, не так широко использовались эти модификации. Грузовые модули ещё до сих пор ездят по просторам нашей необъятной Родины. А вот со спец. ИЖами всё по хуже — что-то распродали, что-то умахнули. Конечно, может я что-то упустил и неупомянул, но основное показал. Если у вас будет дополнительная инфа или что-то ещё, выкладывайте в комментариях — пообсуждаем вместе)) Благодарю за внимание!
2: Norton F1.
Принимая во внимание факт успешных гоночных выступлений Norton с двигателями Ванкеля, кажется странным решение установить такой мотор на Commander, являвшийся турером. Но эта странность была устранена в 1990-х годах с выходом Norton F1, практически полноценного спорт-байка, по дизайну похожего на первые поколения CBR600, CBR1000 и Ducati Paso. Было выпущено около 130 мотоциклов.
1: Norton F1 Sport.
Наконец был выпущен настоящий спорт-байк, заслуживший себе порядочную гоночную репутацию на таких гонках, как BSB и TT. По сравнению с предыдущей версией, был изменен боковой пластик, теперь открывавший эстетам вид на изящную раму, изменена форма седла. К сожалению, на тот момент компания Norton уже находилась в состоянии агонии, так что осуществляла сборку F1 Sport скорее ради реализации оставшихся запчастей, нежели ради привлечения потребителя. В любом случае, следующий роторный F2, хотя и был показан публике в 1992 году, уже не вышел на конвейер.
Все.
Поделиться «ТОП-10 мотоциклов с роторными двигателями.»
Эскортные мотоциклы ИЖ с роторными двигателями (20 фото)
Автор: zaMKADpride
22 января 2016 08:11
Метки: СССР иотоцикл мото
56628
20
В конце 80-х годов был создан экспериментальный образец эскортного (для сопровождения кортежей официальных делегаций и патрульной службы) мотоцикла с РПД. Заниматься данным проектом было поручено специалистам Ижевского мотозавода, причем это был полноценный госзаказ, который предусматривал постановку модели в мелкосерийное производство.
0
Смотреть все фото в галерее
Богатырев Виктор Николаевич и Глухов Герман Яковлевич работают над макетом ИЖ-Лидер:
0
В качестве силового агрегата предусматривалась установка 2-секцинного роторно-поршневого мотора РД-601. При рабочем объеме в 613 кубиков, он выдавал мощностью 52 л.с. при 6000 об/мин и максимальный крутящий момент в 51Нм (при 3500 об/мин). Данная установка была разработана в Тольятти и во много унифицирована с ВАЗ-овскими роторными агрегатами, которые в те времена уже начали активно ставить на автомобили для спецслужб. Финальный вариант мотоцикла ИЖ-Лидер с РПД:
×
0
В результате дизайнерского поиска, на свет появилось сразу несколько ходовых макетов «советского супербайка», которые своей внешностью напоминали лучшие образцы тогдашних японских и немецких мотоциклов.
0
Первым стал ИЖ «Лидер» — аппарат с очень развитой капотировкой и массивными пластиковыми обтекателями, которые хорошо защищали водителя от ветра и осадков. Своими обводами он чем-то напоминает мне легендарный спорт-турер BMW K1, появившийся на свет примерно в то же время (1988-й год). В таком состоянии уникальный мотоцикл пребывал в последний раз, когда его видели:
0
Как и на «баварце», тяга мотора передавалась на заднее колесо посредством кардана. Было построено 2 опытных варианта «Лидера»: первый — с уже упомянутым РПД, а второй — с более привычным 2-цилиндровым оппозитным ДВС от серийного мотоцикла «Урал». А это уже останки другого Лидера — с мотором от Урала:
0
Другой эскортный мотоцикл от «Ижмаша» получил название ИЖ-8.201 или «Вега». Он отличался более изящным и стремительным обликом. В отличии от «Лидера», его внешность не вызывала ассоциаций со средневековыми рыцарями.
0
В поисках оптимальной формы… Макеты строились как вокруг шасси с РПД, так и с привычным оппозитным мотором.
0
Дизайн практически соответствовал лучшим западным моделям, хотя отдельные элементы выглядели на таком красавце чужеродными: например — барабанные тормозные механизмы или спицованные колесные диски (хотя проектом также предусматривались и легкосплавные). Итоговый вариант эскортного мотоцикла с роторно-поршневым двигателем:
0
Современный и привлекательный дизайн:
0
Вариант с классическим ДВС:
0
Кроме роторной «Веги», существовала также более приземленная версия данного эскортника, в шасси которого был установлен 650-кубовый оппозитный мотор от мотоцикла «Днепр». Ничем не хуже тогдашних BMW, Honda и Moto Guzzi:
0
Задняя передача — карданная.
0
Барабанные тормоза тут не в тему:
0
Планы создателей были амбициозные: наладить полноценный серийный выпуск таких аппаратов и даже организовать массовые поставки за границу — для нужд полицейских служб в разных странах. Отлично сохранившийся экземпляр ИЖ-8.201 на одной из современных выставок:
0
Жаль, что он так и не попал на конвейер.
0
2-секционный роторно-поршневой мотор РД-601 мощностью 52 л.с.:
0
Однако, перестройка, связанные с ней проблемы в экономике СССР и дальнейший развал страны поставил крест на этих перспективных разработках.
0
Силовой агрегат был построен специалистами АвтоВАЗа.
0
Тут тоже спицованные колеса.
0
Панель приборов частично унифицирована с Жигулями.
Источник:
Ссылки по теме:
- Эпоха мотороллеров в СССР
- Самые необычные мотоциклы
- Легендарные мотоциклы СССР
- Легендарные мотоциклы СССР
- Сделано в СССР: ИЖ
Метки: СССР иотоцикл мото
Любите повспоминать, как всё было раньше? Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:
395 5 390
Понравилось
390 5
75
Новости партнёров