Новая, шикарная внешность. Более крутильный V4. Новый, более жёсткий маятник. Новая аэродинамика, новое ЭБУ от Marelli с новыми, более инновационными электронными ассистентами, новая цветная 5-дюймовая приборная панель…
Впечатляющий перечень, дополняющий и без того бесспорные достоинства этой модели. И после трек-дня в идеальных условиях на цепких сликах могу сказать, что Aprilia Tuono V4 Factory 2021 лучшая Tuono из всех.
Aprilia Tuono V4 Factory на треке
Итак, диспозиция такая: трек, великолепная летняя погода, новенькая Aprilia Tuono V4 Factory 2022 года стоит на подставках, и грелки готовят её резину к заезду. Смотрится вживую просто шикарно.
Ещё шикарнее звучит её V4 через штатный Akrapovic, издающий пульсирующие вибрации. Выезжаю — тёплые слики цепко хватаются за покрытие, Tuono шикарно ускоряется и оставляет следы слайдеров в каждом повороте.
Атмосфера в седле просто волшебная: тон глушителя, способный посрамить Паваротти, звуки, сопровождающие мягчайший и плавнейший квикшифтер, визг движков опережающих ребят и далёкий гул отстающих… Квикшифтер, кстати, шикарный: переключает моментально, идеально стыкуя обороты, а подножка, лапка и коробка будто специально подобраны. Через пару поворотов освоившись, пытаюсь держаться наравне с толпой более серьёзных гонщиков, а мотоцикл беспрекословно послушен.
Новое ЭБУ
Отклик и характер двигателя не менее идеальны, чем коробка. Aprilia доработала бортовую электронику, поставила новое ЭБУ Magneti Marelli — мозг, контролирующий топливную систему и электронные ассистенты. Новое ЭБУ вчетверо быстрее прошлого, и это означает не только более частый опрос сенсоров, но и идеальную подачу топлива. Должен сказать, что новая Tuono V4 Factory — один из самых правильных мотоциклов в плане реакции на газ. Он не только чётко откликается на самые маленькие движения ручкой газа, но и делает это правильно в зависимости от выбранного режима езды. Казалось бы, Гоночный режим, один из шести доступных, должен быть слишком резким и не слишком подходить для середнячков — но нет, мотоцикл столь же чуток к малейшим изменениям положения ручки газа (электронной, конечно же), просто двигатель работает в полную силу.
Aprilia Tuono V4 Factory 2021
Довольно много ездил на старой Aprilia Tuono, и всегда казалось, что улучшить отклик и электронные ассистенты прошлой версии уже некуда, особенно квикшифтер. Оказывается, есть куда. Но улучшить то, что и без того работало отлично — это серьёзная задача, с которой конструкторы Aprilia успешно справились.
Ко второму кругу настолько освоился и осмелел, что решил погоняться за временем круга. Новая Tuono казалась родной, привычной и любимой (а вы верите в любовь с первого взгляда?), будто всю жизнь были знакомы. А всё потому, что Aprilia Tuono V4 Factory просто делает то, что скажешь: хочешь перекинуть передачу — переключает, добавляешь газу — она ускоряется… Не бывал на этом треке несколько лет, а с мотоциклом познакомился буквально только что, но поехал так, будто провожу здесь каждый уик-энд.
Несмотря на «всего лишь» 175 сил, что вроде как меньше, чем у итальянских конкурентов MV и Ducati, членов клуба «200 сил», каждая лошадь из табуна Aprilia послушна и полезна. Это быстрый мотоцикл, но он полностью управляем, и в этом помогают электронные ассистенты, такие же выверенные и чётко работающие, как коробка и двигатель.
Вилли-контроль ухитряется сочетать мощное ускорение без рывков с полной управляемостью. Трекшн-контроль, как и антивилли, регулируется прямо на ходу, даже на полном газу, когда пытаешься превзойти своё же время круга. Не приходится съезжать в пит-стоп, ковыряться в меню или закрывать газ, как на некоторых других мотоциклах.
Сочетание тяги, электронных ассистентов, коробки, аэродинамики и всего прочего делают Aprilia Tuono V4 Factory идеальным мотоциклом для трека — не только супербыстрым, но и отлично управляемым, а поэтому лёгким и удобным для езды. Конечно, не осилил идти наравне с местными гонщиками, но уяснил главное: для езды на Aprilia Tuono V4 Factory 2022 не обязательно быть профи. Это чрезвычайно удобный и простой в управлении мотоцикл, несмотря опять же на 175 сил.
Характеристики:
Модель TUONO V4 1100 RR
Двигатель Aprilia продольный 65 ° V-образным 4-цилиндровый, 4-тактный, система жидкостного охлаждения, двойные верхние распредвалы (DOHC), четыре клапана на цилиндр
Топливо Неэтилированный бензин
Диаметр и ход поршня 81 x 52.3 мм
Объем двигателя 1077 куб. см
Максимальная мощность 175 л.с. (129 Квт) на 11,000 об. с.
Крутящий момент 121 Нм на 9,000 об. с.
Топливная система Airbox с передними динамическими воздухозаборниками. 4 Marelli дроссельных заслонки 48-мм с 4 форсунками и системой управления двигателем последнего поколения Ride-By-Wire. Несколько карт двигателя, выбираемых мотоциклистом: T (Track), S (Sport), R (Race)
Зажигание Цифровая электронная система зажигания Magneti Marelli интегрирована в систему управления двигателем с одной свечой зажигания на цилиндр.
Стартер электрический
Выхлоп 4 в 2 в 1 схема, два датчика кислорода, один боковой глушитель с ECU-управляемый байпасный клапан и интегрированный трехвалентный каталитический нейтрализатор (Евро-3)
Генератор В генератор переменного тока на 450 Вт установлено маховое колесо с магнитом из редкоземельных металлов
Система смазки
Мокрый картер, масляный радиатор, 2 масляных насоса.
Трансмиссия
6-ступенчатая коробка передач.
1°: 39/15 (2.600); 2°: 33/16 (2,063); 3°: 34/20 (1.700)
4°: 32/22 (1.455); 5°: 34/26 (1.308); 6°: 33/27 (1.222)
Рычаг переключения передач снабжен системой Aprilia Quick Shift (AQS)
Сцепление Многодисковое в масляной ванне, с механическим приводом.
Основной привод
Прямой срез шестерен с интегрированной гибкой связью, передаточное число: 73/44 (1,659)
Второстепенный привод
Цепь. Передаточное число: 42/15 (2.8)
Управление тягой Система APRC (ApriliaPerformanceRideControl), которая включает ATC (антипробуксовочная система), AWC (система контроля заднего колеса для ограничения подъёма переднего в положение максимального ускорения мотоцикла), ALC (система динамического старта). Все из них могут быть настроены и выключены независимо друг от друга.
Шасси Алюминиевые двухлучевой шасси из прессованных и литых элементов.
Sachs амортизатор рулевого механизма.
Передняя подвеска
Перевернутая Sachs вилка, Ø 43 мм подпорки. Кованые алюминиевые ножки для радиального суппорта. Полностью регулируемая предварительно нагрузка пружины и гидравлического сжатия и отбоя. Ход колеса: 110 мм
Задняя подвеска
Двойные кованные алюминиевые маятники с моноамортизатором Sachs; высокотехнологичные. Полностью настраиваемая. Прогрессивная связь с APS. Ход задней подвески, мм: 130.
Тормоза
Передние: Двойные 320 мм плавающие диски из нержавеющей стали с легким ротором из нержавеющей стали с 6-M432 4, 32 шпильки. Brembo M432 моноблочные радиальные суппорты с 4 Ø 32 мм противоположные поршни. Спеченные колодки. Осевой главный цилиндр насоса и металлические плетеные тормозные шланги. Задние: 220 мм – диаметр диска; плавающие суппорты Brembo с двумя 32-мм Ø изолированными поршнями. Спеченные колодки. Насос со встроенным баком и металлической оплеткой. ABS Bosch 9MP, регулируемая в 3 картах, оборудованы RLM и могут быть деактивированы.
Обода Литые алюминиевые диски с 3 спицами. Передние: 3.5 “X 17” Задние: 6.00 “X17”
Шины Радиальные бескамерные.
Передняя: 120/70 ZR 17
Задняя: 190/55 ZR 17 (альтернатива: 190/50 ZR 17; 200/55 ZR 17)
Размеры Высота седла: 825 мм След: 99.7 мм Угол поворота: 24.7°
Сухой вес 184 кг
Полуактивные подвески Aprilia Tuono V4 Factory
К концу первого заезда решал, покрутить ли настройки электронных подвесок Ohlins под свой вес и условия езды, или вообще отказаться от полуактивной их работы и перевести в мануальный режим. Остался в рекомендованном режиме A1 (автоматическом), который без нареканий соответствовал моему весу и стилю езды.
Во втором заезде несколько оголтел и начал делать ошибки в попытке ехать ещё быстрее, но особых причин для волнения не было: Tuono делает жизнь проще. Даже при позднем торможении к апексу поворота приезжаешь с идеальной точностью. Открывайся раньше — и Aprilia Tuono V4 Factory по-прежнему хорошо держит траекторию. Всё под контролем, ничего не пугает, не создаёт ощущения борьбы. Просто едешь быстро — но при этом расслабленно, что позволяет выбирать траекторию, стиль торможения, и просто наслаждаться атмосферой трека.
Разумеется, на прогретых сликах, да по высококачественному покрытию трека вопросов с держаком не возникало вообще. Новый бак позволяет легко переносить вес, при этом на нём есть за что держаться коленями. Углы наклона — отличные, и это особенно приятно, учитывая, что Tuono ложится в повороты охотно и с радостью.
Полуактивные подвески бывают довольно невнятными. Но у Tuono в этом аспекте дела обстоят замечательно: обратная связь просто замечательная. Шасси Aprilia Tuono V4 Factory доверяешь настолько, что заходишь в поворот на пятой передаче и на довольно высокой скорости — и руль едва-едва передаёт небольшие неровности, практически только обозначает их.
Тормоза Aprilia Tuono V4 Factory 2022
Тормоза Aprilia решили оставить прежние — Brembo M50. Трёхуровневая наклонная ABS, разработанная совместо с Bosch, при желании отключается на заднем. Эта система работает в сочетании с системой подавления подъёма заднего колеса (антистоппи), предотвращающей, как понятно из названия, подъём заднего колеса на мощных торможениях.
Новая система управления торможением двигателем Aprilia Engine Brake (AEB) позволяет райдеру настроить поведение мотоцикла на сбросе газа независимо от выбранных карт двигателя. Словом, несмотря на то что механические компоненты тормозной системы остались прежними, алгоритмы её стали ещё точнее и быстрее, в первую очередь речь идёт об ABS.
She Said
My wife and fellow motorcycle writer, Allyn Hinton, says, “Something notable that I don’t see many people talking about is the ride modes all deliver full power, unlike many other bikes that reduce power for a ’Rain’ mode, Aprilia gives you three modes in which the difference is the amount of engine braking. I guess the folks at Aprilia figure you can handle the rain yourself if you have a bike like this, and an awesome beast it is, too, with so much of it derived from, or taken straight from, the RSV4. On an aside note, a point that might matter to some folks is replacing the exhaust, even if you put on the approved Akrapovic slip-on, voids your warranty.”
Дорожный тест Aprilia Tuono V4 Factory
Дальше остаётся только пожаловаться на несправедливость судьбы: на дорожный тест Aprilia Tuono V4 Factory не дали. Так что ничего не могу сказать ни о расходе, ни о комфорте в дальних поездках, но знаю, что прошлые версии Tuono в этом деле были весьма хороши. V4 оснащена штатным круиз-контролем, а новая более чёткая 5-дюймовая TFT-приборка информативна и легко читабельна. Мотоцикл оснащён тремя дорожными режимами езды, Туринговым, Спортивным и Пользовательским (с возможностью настройки), влияющими на характеристики мощности, уровень вмешательства электронных ассистентов и режимы работы полуактивных подвесок. Базовая Tuono оснащена обычными подвесками и более дорожной эргономикой водительского и пассажирского места, но при этом обладает той же производительностью и практически всеми современными технологиями, что и Factory.
Электронные ассистенты Aprilia Tuono V4 Factory
Отдельно отмечу, что все электронные ассистенты установлены штатно, и нет необходимости их докупать или разблокировать. Всем этим делом заведует новое ЭБУ Magneti Marelli, работающее вчетверо быстрее прошлой версии. Данные ему поставляет в том числе шестиосевое устройство измерения от Bosch — в частности, углы наклона, давление в тормозных магистралях, ускорение, скорость вращения колёс и так далее.
Трекшн-контроль ATC обладает восемью ступенями регулировки и управляется на ходу, даже на ускорении. На новых шинах выставил шестую ступень, а проехав круг, освоившись и хорошенько разогнавшись на главном прямике, поставил третью. В итоге ещё спустя круг выставил первую ступень — причём всё это на нормальном ходу и не отвлекаясь от трека. Всё управляется легко и быстро курками на левом пульте.
Вилли-контроль AWC имеет пять уровней вмешательства, и, как и трекшн-контроль, регулируется даже на открытом газу. Это не только снижает время круга, но и делает мотоцикл легче в управлении и веселее: если трек оказывается слишком уж сложным, выставляешь более жёсткий вилли-контроль и продолжаешь ехать быстро без боязни опрокинуться или потерять зад.
Ещё тут есть три карты двигателя (AEM), три уровня торможения двигателем (AEB) и три уровня лаунч-контроля (ALC), плюс ограничитель скорости для пит-лейна (APL), которым можно с удобством пользоваться и на дороге, выставив максимально разрешённую скорость, чтобы не платить штрафы. Плюс ещё круиз-контроль ACC и великолепный квикшифтер AQS, позволяющий переключаться вниз на открытом газу.
Добавьте сюда волшебство наклонной ABS — и получите длинный список электронных ассистентов и средств безопасности, иначе говоря — техномагию космического уровня, доступную через посредство новой TFT-приборки и удобных пультов. Приборная панель и сама по себе является серьёзным шагом по сравнению с предыдущей версией (которая выглядела несколько устаревшей на фоне соперников).
Не бойтесь запутаться в режимах езды — они работают легко и прозрачно, позволяя взять максимум от трека, условий и стиля езды. Да, тест проходил в идеальных условиях, но если бы погода испортилась или ощутил усталость, мог бы повысить уровень вмешательства электронных ассистентов и оставался в безопасности.
Aprilia Tuono V4 Factory 2021
В сегменте двухцилиндровых мотоциклов
В сегменте двухцилиндровых мотоциклов бесспорным лидером является KTM 1290 Super Duke R. В 2015 году данная модель не имела никаких изменений, кроме повышения цены. И это совсем не плохо. Особенно нам нравится то, что этот мотоцикл оборудован мотором с высоким крутящим моментом, подвеской с длинным вертикальным ходом, проглатывающей огромные кочки, и удобным водительским местом, на котором не устанешь даже в самом большом путешествии. Читатели не дождутся сравнения Tuono с оранжевым байком, и мы как раз собираемся это сделать.
После долгого отсутствия в сегменте на арену выходит Suzuki со своей новейшей моделью GSX-S1000 ABS. Серия GSX в течение десяти лет доминировала в сегменте благодаря переделанному силовому агрегату GSX-R1000. Двигатель с более длинным ходом поршня установлен в прямое шасси, оснащенное сенсором трекшн-контроля и ABS.
Мы провели наше соревнование на нашем обычном треке, каждый байк прошел ряд обычных тестов, которые помогли нам выяснить, кто же превосходит остальных. Затем мы свели все данные в финальную таблицу и выявили победителя.