Triumph Tiger Sport 660 2022
В последние годы вышла целая волна новых и обновлённых дорожных моделей, ориентированных на массовый рынок — среднекубатурных, средних по оснащённости и по цене тоже. Большинство этих мотоциклов, от Aprilia Tuono 660 и до обновлённого Kawasaki Versys 650, оснащены рядными двойками, за исключением разве что старого доброго Suzuki V-Strom на 650-кубовом V-твине. А недавно эта категория пополнилась новой моделью, и сразу — самой мощной в классе, да ещё и на рядной тройке. Знакомьтесь: Triumph Tiger Sport 660 2022.
Triumph Tiger Sport 660 2022
Позиционируется этот мотоцикл как универсальный дорожник. При этом цену базовой модели в 9300 долларов может побить разве что только Trident, стоящий 8200, с которым Tiger Sport роднит набор бортовых ассистентов, некоторые элементы шасси, а также 660-кубовая рядная тройка, восходящая ещё к славной Triumph Daytona 675 2006 года (но больше похожая на перенастроенную версию, стоявшую в Street Triple образца 2008). Мотор Triumph Tiger Sport 660 выдаёт заявленные 80лс на 10250об/мин и почти 64Нм тяги на 6250об/мин. Довольно крепкий костяк, стоит признать.
Во всём остальном, кроме сходной ценовой категории, моторов и пары общих особенностей, Tiger Sport 660 достаточно сильно отличается от дорожника Trident — в первую очередь потому, что его создавали целенаправленно как конкурентоспособный универсальный среднекубатурный мотоцикл. Весит Tiger Sport 660 в снаряжённом состоянии 206кг, а его стальное шасси унаследовано от шустрого Trident-а. Однако, угол выноса рулевой колонки Tiger равен 23,1 градусам — для агрессивного и острого руления. Кроме того, это единственный Tiger на 17-х колёсах и в условно спортивной облицовке.
Мотоцикл штатно оснащён трекшн-контролем, два 310-х тормозных диска спереди сжимают двухцилиндровые суппорта от Nissin, а в моторе стоит проскальзывающее сцепление лёгкого выжима. Кроме того, опционально Tiger Sport может быть оснащён квикшифтером, так что по характеристикам выходит, что эта модель должна отлично себя чувствовать на извилистых дорогах, как и подсказывает название. А что насчёт дальнобойного туризма?
Передний обтекатель и регулируемое ветровое стекло защищают от дождя и ветра. Бак на 17 литров даёт запас хода свыше 300км — на 20% больше, чем у Trident. Сужение солидного седла ближе к баку помогает коротконогим доставать до земли, а его более высокая задняя часть удобна как для пассажира, так и для размещения багажа. Подрамник в расчёте на это длиннее и прочнее, чем на Trident, а в хвосте встроены крепления для заводской багажной системы Triumph. Для устойчивости на дороге маятник был удлинён на 15мм по сравнению с Trident. Более длинноходные, чем на Trident, подвески призваны сделать езду комфортнее. Звучит приятно, а как на деле?
Triumph Tiger Sport 660 2022
Triumph Tiger 850 Sport На ходу
Первое, чем удивляет Triumph Tiger 850 Sport — это звуком выхлопа. Звучит он совершенно не так, как Street Triple или старый Tiger 800 — всё потому, что двигатель 850 Sport оснащён новым Т-образным коленвалом со своим особым порядком вспышек, заставляющим его звучать скорей как рядная двойка. Или, пожалуй, как большая рядная четвёрка с одним нерабочим цилиндром. Басовитый и приятный сам по себе, звук 888-кубовой тройки лишён привычного гула старых троек на открытии газа — поэтому вызывает двоякие ощущения.
Вместо пяти режимов езды, как на 900 Pro, Tiger 850 Sport оснащён всего двумя — Дорожным и Дождевым. Этот аспект настроек мне показался бесполезным, хотя сам интерфейс удобный, навигация по меню простая, но со сменой режима характер мотоцикла не меняется. При такой тяговитости Дождевой режим стоило сделать с менее острым откликом и с более приглушенной пиковой мощностью. По сути, режим езды меняет характер работы трекшн-контроля, а не двигателя. Кстати, трекшн-контроль и ABS завязаны только на датчики скорости на колёсах, устройства измерения инерции или датчиков наклона на Triumph Tiger 850 Sport нет.
Я ещё раз подчеркну: мотоцикл оказался интереснее и лучше, чем я ожидал. Вокруг этой модели были довольно жаркие обсуждения, и почему-то диванные критики настаивали на её ущербности, поэтому в моей голове отложилось, что 850 Sport скучный и вялый. Оказалось, вовсе нет: почти с холостых отличный запас тяги, при этом двигатель охотно раскручивается. Это второй мотоцикл на моей памяти (после Suzuki V-Strom 1000), который по ощущениям мощнее, чем на бумаге.
Triumph Tiger 850 Sport
Дошло до меня не сразу, а только мы взвесили снаряжённый мотоцикл. Сейчас ребята из Хинкли почему-то публикуют сухой вес, но ездим-то мы на снаряжённом, с залитым бензином, антифризом, маслом — так что реальный вес приходится выяснять самостоятельно. Так вот, он составил 217кг — не Дюймовочка, но и не рядом с литровыми слонами. Например, мы как-то взвесили Triumph Tiger 800, и он показал 270 кило — представляете себе разницу в управляемости и манёвренности этих двух? И это при том, что 800-й был на спицованных колёсах и нёс несколько меньше топлива!
К Triumph Tiger 850 Sport я как-то сразу привык — и это в первую очередь потому, что он очень многое делает на отлично. Пусть он не первый по бодрости среди Triumph, но двигатель отзывчив на газ и работает очень ровно. Прибавьте к этому совершенно естественную работу сцепления — линейную и понятную, да и вся трансмиссия в целом работает чётко. Отличные тормоза — немудрено, учитывая красную надпись на них. Всякие мелочи отлично продуманы и подкрепляют приятные впечатления — зеркала чёткие и удобно расположены, пульты эргономичные и интуитивно понятные, ветровик регулируется просто, пусть и не в широких пределах. Сиденье, в конце концов, тоже неплохое — даже пассажирское, а подножки расположены удобно даже для длинноногой пассажирки (завидуйте молча!). Мне даже не пришлось затягивать пружину задней подвески — с завода всё настроено идеально для меня.
Во время испытаний я почти не делал заметок об управляемости, и по одной простой причине — мотоцикл управляется естественно и интуитивно, без каких-то запоминающихся особенностей. Центр масс довольно низкий, благодаря чему Triumph Tiger 850 Sport вполне шустро рулится, но при этом он не слишком подстрекает заложить его посильнее, несмотря на довольно уверенное прохождение поворотов. Некоторое рысканье и валкость всё же есть, и учитывая вошедшую в легенды отличную управляемость Triumph-ов, я вынужден винить в этом штатные шины с «овальным» профилем. Думаю, что-нибудь с более круглым и высоким профилем обеспечит лучшую управляемость.
В целом Triumph Tiger 850 Sport ощущается цельным и плотно сбитым мотоцыклом во всех смыслах, и главным образом благодаря отличному двигателю, который кажется крепким и увесистым, как дорогой фонарик. В хорошем смысле. И так же уверенно и хорошо, как дорогой фонарик, выполняет свою задачу — светит, кстати, тоже вполне прилично.
Triumph Tiger 850 Sport
Triumph Tiger Sport 660 На ходу
Да, 83 сантиметра по седлу — не каждому будет удобно, но в целом компактнее и комфортнее, чем на больших Triumph. Простая приборная панель радует взгляд из-под ветровика. Такие же незатейливые пульты на руле переменного сечения позволяют ходить по меню, настраивать бортовую электронику (трекшн-контроль, ABS, режимы езды), не слишком удорожая мотоцикл. По современным меркам 80лс с равномерной, управляемой тягой не требуют слишком уж замудрёной электроники, тем более при наличии трекшн-контроля. Два базовых режима езды — Дорожный и Дождевой — переключаются отдельной кнопкой на левом пульте. Трекшн-контроль отключается из меню и включается каждый раз при перезапуске мотоцикла. В общем, необходимый минимум, тщательно подобранный и продуманный. Жаль только, что нет даже опционального круиз-контроля — он был бы более востребован, чем квикшифтер, а уж вместе они бы вообще украсили этот мотоцикл.
А что же Tiger 850? Как у него с оснащением?
Покажи его любому олдфагу и скажи, что эта модель — самая простая, у того глаза на лоб полезут. Армированные сталью тормозные магистрали и суппорта Brembo Stylema на двух 320-х дисках — это вам как? Уровень Ducati Streetfighter и Aprilia RSV4 Factory, между прочим. Рычаги регулируются, сиденье и ветровик — тоже. Поворот ключа — и зажигается яркая, чёткая пятидюймовая TFT-панель, управляемая пятипозиционным джойстиком на левом пульте. Неслабо для базового и относительно бюджетного мотоцикла? Ну да, 12 тысяч долларов — это не совсем уж дёшево, но смотря с чем сравнивать.
Двигатель и рама Triumph Tiger Sport 660
Мотор моментально запускается и выходит на легендарное урчание Triumph-овской тройки, очень напоминающее звук первого поколения Street Triple. Кстати, сходство не ограничивается холостым ходом: мотор без возражений пыхтит на низких оборотах, но охотно раскручивается до средних, на которых ему комфортнее всего, а за городом — и весело доходит до отсечки. Открываешь газ — и ни с чем не сравнимый звук раскручивающейся тройки, слегка приглушённый Euro5 глушителем, украшает поездку.
Острый угол выноса рулевой колонки вместе с высоким и широким рулём делают Tiger Sport 660 весьма ловким и шустрым в поворотах, при этом инженеры сумели избежать дёрганности и нервности переднего колеса на неровностях. Так что и без того лёгкое шасси в новой редакции управляется ещё веселее, и это одно из лучших качеств этого мотоцикла.
Отклик мотора на электронный газ ровный и гладкий по всему диапазону оборотов, без провалов и рывков, вибрации почти отсутствуют до самых высоких оборотов. 110км/ч он идёт на 5000 оборотов, имея под рукой отличный запас для уверенных обгонов. Вибраций при этом практически незаметно, а вот ветровик в верхнем положении на такой скорости немного дребезжит.
Triumph Tiger Sport 660 2022
Подвески и тормоза Triumph Tiger Sport 660
В обычной асфальтовой езде подвески Showa отрабатывают неровности неплохо, но ничего фееричного. Подвески Triumph Tiger Sport 660 позволяют проезжать среднего размера неровности сидя, и при этом достаточно отзывчивы и чётко, без ёрзания, отслеживают дорогу в наклоне. При езде с пассажиром или большой кучей багажа не стоит пренебрегать регулятором преднатяга задней пружины. А вот вилка не регулируется совсем, так что под тяжёлым райдером наверняка выберет часть своего хода. Увы, бюджетный мотоцикл требует бюджетных решений.
Ещё одно очевидно бюджетное решение — это тормоза Triumph Tiger Sport 660. О заднем суппорте говорить особо нечего, а передние двухпоршневые Nissin со своей задачей справляются, но установлены они аксиально, а не радиально, как на Tiger 850 Sport (почему, блин, у них разный порядок в названиях?!), и это чувствуется под нагрузкой. Приятно, что рычаг тормоза регулируется, что позволяет несколько повысить информативность.
Опытным райдерам скорей всего не понравится энтузиазм, с которым вмешивается трекшн-контроль. А вот для начинающих райдеров это скорее благо, ну а если кому мешает, его можно выключить в меню.
На серпантине Triumph Tiger Sport 660 в своей среде: точное, острое управление, вертикальная посадка, отличный двигатель делают его прекрасным способом развеяться и развлечься. Даже несмотря на то, что тормоза и подвески ничем особым не блещут, они вполне справляются, а перекладывается он с боку на бок просто превосходно, даже несмотря на широкую 180-ю заднюю шину. Словом, всё сбалансировано и продумано. Более того, мотоцикл не кажется громоздким или неловким, он всегда справляется с самыми сложными поворотами, включая настоящие шпильки, поворачивающие на 180 градусов. Отличное место для воя тройки и на удивление острой управляемости: просто держите двигатель в его излюбленном диапазоне между 4000 и 8750 оборотами в минуту. Он линейный, плавный, охотно крутится, притом работает настолько ровно и отзывчиво, что никакая рядная двойка с ним в этом не сравнится.
Приятный контраст между Triumph Tiger Sport 660 и каким-нибудь спортбайком состоит в том, что на Triumph чрезвычайно комфортно ехать медленно, с экскурсионной скоростью. Он совершенно спокойно гудит на низких оборотах, не дёргаясь и не пытаясь заглохнуть, и остаётся только вертеть головой, наслаждаясь пейзажами. Так что там, где на спортбайке возникнет мысль обогнать какого-нибудь дорожного чудилу, решившего погоняться, Tiger Sport оставляет за собой право дать дорогу дураку, приотстать и сохранить себе нервы. Впрочем, если уж надо обогнать — шикарная тройка делает это без напряжения и с внушающим уважение звуком.
Triumph Tiger Sport 660 2022
Triumph Tiger 850 Sport
Да, Triumph определённо сыграл на чужом поле. Но это же как раз потому, что своих игроков там нет: между шикарным, но дорогим Versys 1000 и отличным за свои деньги Versys 650 зияла такая прореха, что грешно было не выпустить что-нибудь чуть более премиальное, чем бюджетная 650-ка — Versys 650 или Suzuki V-Strom 650 за 10 тысяч баксов, но не настолько люксовое, как полноразмерные и полнокубатурные турэндуро с ценой, перевалившей за двадцатку.
Девять десятых Тигра
Тут полагается объяснить концепцию модели, задачи конструкторского бюро и моменты, на которые инженеры обратили особое внимание. Но для тех, кто знаком с продукцией Triumph, с первого взгляда очевидно, что 850 Sport — это тот же Tiger 900 GT, чуть удешевлённый и упрощённый. Если же Tiger 900 для вас — тёмный лес, извините за каламбур, то вот тут о них рассказано, со всеми интимными подробностями типа режимов езды, особенностей подвесок и порядка вспышек мотора с Т-образным коленвалом.
Так что давайте сойдёмся на том, что Triumph просто сделал базовую версию Tiger 900 и назвал её 850 Sport, чтобы те, кто уже целились на 900-ки, не вздумали купить себе вариант подешевле. Кому-то такой маркетинг может не понравиться, но как по мне, так их не в чем особо упрекнуть: они ничего не скрывают и к тому же выкатили отличную базовую модель. Которых, кстати, не так-то много осталось на современном рынке — те же маркетологи давно пытаются убедить нас, что любой более-менее кубатурный мотоцикл обязан быть оснащён по высшему разряду, и стоить соответственно.
Triumph Tiger 850 Sport