NR-Labs — зажигание Сарумана. Установка на jawa фуоз саруман Принципиальная схема фуоз саруман на 4т скутер


Тюнинг ява 350, иж, чз, урал, днепр

Что такое ФУОЗ и зачем он нужен

ФУОЗ — формирователь угла опережения зажигания на любой мотоцикл с электронной системой зажигания на датчике Холла или оптодатчике: Иж, Ява, Днепр, Урал, BMW и т.д. Так же возможно изготовление на карбюраторные автомобили с 4х цилиндровыми двигателями.

Устанавливается между датчиком и коммутатором на сигнальном проводе.

Для правильной работы мотора необходимо что бы топливо-воздушная смесь полностью сгорела когда поршень достигнет ВМТ (верхней мертвой точки). В этот момент давление газов максимально и они толкают поршень вниз.

Если разобраться, то сгорание рабочей смеси происходит не мгновенно. От момента появления искры до момента, когда вся смесь загорится и давление газов достигнет максимальной величины проходит некоторое время. Этот отрезок времени очень мал, но даже за это время поршень успевает пройти некоторый путь от того положения, при котором началось воспламенение смеси.

Соответственно поджигать смесь надо в некоторый соответствующий момент. Опережение зажигания – это угол поворота коленвала двигателя между подачей напряжения на свечу и верхней мертвой точкой.

Если смесь воспламенить позже, например когда поршень будет уже в ВМТ, тогда максимальное давление газов будет достигнуто позже, когда поршень прошел уже какое-то расстояние от ВМТ вниз. Теряется энергия газов и мощность падает. Если смесь воспламенить раньше чем надо, поршень еще не достиг ВМТ, а топливо уже полностью сгорело и давление газов достигает максимального значения еще до ВМТ и мешает поршню двигаться вверх, растет нагрузка на двигатель, возникает детонация, мощность падает, мотор перегревается и его ресурс уменьшается.

Угол опережения зажигания — очень важный параметр, который очень существенно влияет на правильность работы мотора. Он в первую очередь зависит от оборотов двигателя: чем больше обороты тем больше должен быть угол опережения зажигания, потому что для максимальной мощности смесь нужно зажечь раньше.

В штатных системах зажигания мотоциклов советских времен зажигания выставлялось на некоторое конкретное опережение до ВМТ (например 3.2мм для Явы). При таких раскладах правильная работа двигателя достигалась только на определенных оборотах: или на низких или на средних или на высоких оборотах двигателя.

Формирователь угла опережения зажигания (ФУОЗ) позволяет автоматически изменять угол опережения зажигания в зависимости от оборотов двигателя. Тем самым при любых режимах движения достигается максимальный крутящий момент и максимальная мощность двигателя, смесь сгорает значительно лучше, предотвращается образование нагара на поршне и в глушителе, мотор быстрее набирает обороты. Одним словом – оживает.

На самом деле автоматическое изменение УОЗ не есть новинкой на сегодняшний день. Микропроцесорний ФУОЗ — ето уже пятое поколение автоматических регуляторов угла опережения зажигания и сейчас уже даже считается не тюнингом, а необходимостью. Он подключается в разрыв сигнального провода датчика холла или оптодатчика. При етом начальный угол опережения зажигания для двухтактних двигателей должен измениться и составлять 0.7-1.2 мм до ВМТ и

0мм если ето оппозит (Урал, МТ, К-750). Речь идет о широкоизвестном ФУОЗе Сарумана. Он поддерживает три разных графика опережения и две дополнительные функции на вибор:

— ПРОГРЕВ СВЕЧЕЙ — когда двигатель заглушен (нет сигнала с датчика) и включена данная функция, контроллер непрерывно даёт искру с частотой примерно соответствующей 1500 об/мин, если двигатель запущен эта функция не работает;

— ЗАЩИТА 1500 или 2000 ОБ/МИН — в этом режиме двигатель может работать только на низких оборотах, при превышении некоторого числа оборотов (1500 или 2000 об/мин) коленвала, двигатель отключается, индикаторный светодиод при этом постоянно горит, после срабатывания защиты вновь запустить двигатель можно только выключив и включив зажигание;

Современная замена

Такая система считается устаревшей уже почти полвека. Владельцы мотоциклов часто жалуются на окисляющиеся и подгорающие контакты, образование масляной плёнки, необходимость постоянно чистить и перенастраивать систему зажигания. Разумеется, пытливые умы уже нашли решение этой проблемы, поэтому установка электронного зажигания на «Урал» в настоящее время не является чем-то экстраординарным.

Электронное зажигание на мотоцикл «Урал» производится сейчас несколькими компаниями. Самые распространённые модели — микропроцессорная бесконтактная система зажигания «СовеК», система зажигания «Саруман», система зажигания «Старый Оскол» и микропроцессорное зажигание УКТУС-2. К сожалению, последние две системы довольно сильно устарели, хотя всё ещё пользуются популярностью. Кроме того, есть огромное количество вариантов самодельных систем. Многие владельцы мотоциклов этой марки сами мастерят зажигание на «Урал». Электронное (или бесконтактное) по всем параметрам превосходит старую механическую модель, приверженцами которой остаются лишь сторонники постулата «чем древнее — тем лучше».

ВАЖНОЕ ОТЛИЧИЕ ОТ ПРЕДЫДУЩИХ ВЕРСИЙ ПРОГРАММЫ

Ниже приведена таблица формирования времени замыкания ключа. Красным цветом в таблице обозначено время накопления, недостаточное для надёжного поджига смеси. Под «МК не нормир.» подразумевается время накопления, формируемое версиями программ с QRZ.RU (03.2008 г.) и FTP журнала «Радио» (11.2008 г.).

Эффект формирования времени замыкания ключа.

Из таблицы видно, что старые версии с прерывателем в качестве датчика ВМТ и катушкой Б117А могут формировать искру с достаточной энергией только при Угле Замкнутого Состояния (УЗС) контактов прерывателя, равном 65 градусов.

Сообщений [ с 1 по 20 из 25 ]

1↑ Тема от RaaF37rus 09-03-2014 16:36:24

  • RaaF37rus
  • Профи
  • Неактивен
  • Имя: Сергей
  • Откуда: Ивановская обл. пос.Каменка
  • Зарегистрирован: 27-07-2013
  • Сообщений: 568
  • Репутация: 66
  • Мотоцикл: ИМЗ 8-103-10

Тема: Зажигание саруман

Ребята, привет всем! Заказал зажигалку в Виктора Павлика — саруман. Вообщем поделитесь опытом может кто ставил такое, что куда лучше подвесить, фуоз, комутатор, рекомендуют с БСЗ катушку от Оки, и провода силиконовые, влезает ли оковская катушка в стандартное место? Много видео о самой работе сарумана, а что как кто куда подвесил нет. Я знаю что BOSS такое приобрел, если прочитаешь дружище, поделись что да как.

ФУОЗ БСЗ САРУМАН Заводское изгот-ние ORIGINAL

*** КУПИТЬ Напишите руководителю группы https://vk.com/id132344405 или нажмите кнопку купить (вверху)

1. Фамилия, Имя, Отчество 2. Ваш адрес 3. Почтовый индекс 4. Ваш мотоцикл Отправка Почтой России (срок доставки 5-9 дней) или ТК СДЭК. Стоимость доставки почтой по России 250-350 рублей. Доставка до ТК СДЭК 100 рублей. Оплата на карту сбербанка. После отправки пишем трек номер отправления. Отправка через 1-2 дня после оплаты. Наложенным платежом временно не отправляем. Отправляем в другие страны. Беларусь, Казахстан, Прибалтику и т.д.

Подходит для 12 и 6 вольтовой борт сети. Диапазон рабочего напряжения 5…16. В Диапазон рабочих температур: -40…+85 град.С

Блок зажигания (на фото), включает ФУОЗ+ функции коммутатора. В зажигание записывается сразу 3 графика УОЗ

2 Функции на выбор ДВИГАТЕЛЬ-СТОП — при включении функции двигатель глохнет, когда функция отключена двигатель работает; ПРОГРЕВ СВЕЧЕЙ — когда двигатель заглушен (нет сигнала с датчика) и включена данная функция, контроллер непрерывно даёт искру с частотой примерно соответствующей 1500 об/мин, если двигатель запущен эта функция не работает; ЗАЩИТА 1500 или 2000 ОБ/МИН — в этом режиме двигатель может работать только на низких оборотах, при превышении некоторого числа оборотов (1500 или 2000 об/мин) коленвала, двигатель отключается, индикаторный светодиод при этом постоянно горит, после срабатывания защиты вновь запустить двигатель можно только выключив и включив зажигание; ОГРАНИЧЕНИЕ ОБОРОТОВ 3000 или 3500 или 4000 или 5000 или 6000 ОБ/МИН — при включении данной функции контроллер ограничивает обороты двигателя на соответствующей частоте, причем двигатель не глохнет, а за счет пропуска искры перестает набирать обороты. Эта функция может использоваться при обкатке.

МБСЗ «СовеК»

ООО «Совек» разработало и успешно реализует микропроцессорную бесконтактную систему зажигания для тяжёлых мотоциклов типа «Урал». Этот вариант подойдёт тем, кто не хочет возиться с самодельными агрегатами. Производитель обещает улучшение запуска в холодное время, повышение стабильности работы двигателя за счёт уменьшения асинхронности искрообразования и оптимизации угла опережения зажигания, снижение токсичности выхлопа, расхода топлива, устойчивого запуска даже при батарее, разряженной до напряжения в 6 вольт, а также предотвращение перегрева катушки зажигания, что было одной из основных проблем старых систем. Основные узлы — модулятор и датчик Холла. Установка зажигания «СовеК» довольно проста, подробно описана в инструкции и займёт не более получаса.

Создание собственного ФУОЗ, фаза первая. Сбор данных.

И тут Остапа понесло… Я на планету себе собирал на Attyni2313, идею слямзил у вуфера, писал на асме, обычный быдлокод. Сперва сделал с таблицей, но с ней угол скачками меняется если без интерполяции делать. Если формулой задержку вычислять, и взять точек например 3-4 перегибов, то нужно только будет повозиться с подбором формулы под каждый участок, так как я в асме только на двухкратным делением владею в силу своей дремучести, т.е. мне приходилось например умножить на 5 потом поделить на 4, если не прокатывало умножал на 11 или 9 а делил на 8, то есть играл числителем (подбирал в обычном экселе). Датчик делал из мышки, по причине шестивольтовости ижа56, но мне кажется лучше холла промышленный взять, или индуктивный, оптика слишком экзотично(если массово производить, тогда базара нет), Считать скорость лучше непосредственно перед крайним ранним моментом зажигания, т.к. коленвал крутится очень неравномерно(у вуфера так). Если писать на асме как я выше написал и без таблиц, с головой хватает даже 13 тиньки. На атмеге можно еще параметров ввести например дад поставить под ускорительный насос, температуру воздуха, а просто угол от оборотов атмегой вычислять это как гвозди сапожные свайной машиной заколачимать ИМХО.

Вот например прога под тринадцатую тиньку с двумя углами до 4000 тыс и после, высокоомная катушка принцип Вуфера: .include «tn13def.inc» .list

.def temp=r16

.cseg .org 0

rjmp reset reti reti reti reti reti reti reti reti reti

reset: in temp, mcusr andi temp, 247 out mcusr, temp ;очистка бита wdrf регистра mcusr для охранного таймера in temp, wdtcr ori temp, 24 out wdtcr, temp ;инициализация охранног таймера ldi temp, 11 out wdtcr, temp ;коэффициент деления охранного таймера ldi temp,low(RAMEND) ;выбор вершины стека out spl,temp ldi temp,0x80 ;выключение компаратора out ACSR,temp ldi temp,47 out ddrb,temp ;порт b на вывод ddrb4 на ввод

rjmp zdem1 ;переход на проверку ожидания шторки; zdem: wdr ;здесь и далее сброс сторожевого таймера sbic pinb,4 ;ожидание шторки rjmp zdem

rcall nul ;счетчик в 0 rcall zapusk ;запуск счетчика, деление по тактам на 64 clr xh

provmax: cpi xh,20 brcs dalse ;на выход если минимальные обороты, т.е если sh>20 то переход на zdem1

zdem1: wdr ;процедура ожидания пока шторка не выйдет из датчика при запуске и при оборотах меньше минимума sbis pinb,4 rjmp zdem1 rjmp zdem

dalse: wdr in temp,tifr0 sbrs temp,1 rjmp dalse1 rcall plus ;вызов процедуры увеличения SH при переполнении таймера счетчика dalse1: sbis pinb,4 ;выход из цикла подсчета тактов rjmp provmax ;переход на проверку минимальных оборотов оборотов clr temp out tccr0b,temp ;остановка счетчика in xl,tcnt0 cpi xl,30 cpc xh,temp brcs zdem ;на выход еси максимальные обороты

ras4et: wdr mov yl,xl mov yh,xh mov zl,xl mov zh,xh cpi xl,$c9 cpc xh,temp brcs beta ;переход на угол бета если обороты меньше 4000

alfa: subi xl,80 sbci xh,0 rjmp iskra ;вычисление задержки при оборотах меньше 4000

beta: add xl,yl ;вычисление задержки при оборотах больше 4000 adc xh,yh add xl,yl adc xh,yh add xl,yl adc xh,yh add xl,yl adc xh,yh ldi temp,3

delenie: wdr lsr xl lsr xh brcc propusk ori xl,128 propusk: dec temp brne delenie

subi xl,10 sbci xh,0

mov yl,xl mov yh,xh

iskra: wdr rcall nul rcall zapusk rcall zaderzka sbi portb,3 mov yh,zh mov yl,zl rcall nul rcall zapusk rcall zaderzka cbi portb,3 rcall nul rjmp zdem

nul: clr temp out TCCR0B,temp out TCNT0,temp ldi temp,3 out tifr0,temp ret

zapusk: ldi temp,3 out tccr0b,temp ret

zaderzka: ldi xh,0 zaderzka1: wdr in temp,tifr0 sbrs temp,1 rjmp dalse2 rcall plus

dalse2: in temp,TCNT0 cp yl,temp cpc yh,xh brsh zaderzka1 ret

plus: inc xh ldi temp,3 out tifr0,temp ret

вот ссылка на екселевский файл: https://exfile.ru/444237

Кстати когда пытался декомпилировать вуферовскую прогу почему-то получилось совсем не то что в его исходниках, наверно в силу моей криворукости. За сарумана не скажу ничего так как не встречался ни разу. P.s. силовой и управляющий транзисторы надо использовать вч или свч, чтобы фронт искры быстрее нарастал. P.p.s Лучше перейти на cdi так как расчитать момент начала заряда низкоомной катушки до полного тока без перехода ее в резисторный режим, при разных оборотах до ее разряда в искру великий гемор есть, и для меня например является чем-то из области предсказаний вероятностей будущего. С CDI этой проблемы нет вообще.

Описание лота

МПСЗ зажигание Саруман на мотоцикл Урал.

Покупалось в группе ВК «ФУОЗ БСЗ САРУМАН Заводское изгот-ние ORIGINAL», у Sayga Surax.

Комплект, — проводка, коммутатор, шторка, оптодатчик.

Прошивка, — «прогрев свечей + отсечка на 4х тысячах».

У меня нормально так и не заработало. Переписка к автором и исполнение его советов, никак положительно не повлияли.

Возможно это мои кривые руки + мой кривой урал.

Проблема, — хаотичные отказы то одной то другой свечи (свечи менялись раз 5, от импортных NGK и Denso, до А11 и А14. Да, я знаю что система зажигания на урале с «холостой» искрой, т.е одновременно на обе свечи, но тем не менее, искра спонтанно-хаотично пропадала то на одном то на втором цилиндре, и с новыми и со старыми свечками). Что делалось по советам автора зажигания, — зарядка аккума до «13.8», проверка массплюса (кинул напрямую отдельно), замена катушки (менял на ОКУшную). Никаких положительных результатов. То нормально работает, то еле заводится и работает на одном цилиндре.

«Психанул», пошел купил микропроцессорный Совек, поставил, — заводится с первой же ножки, работает ровно, стабильно, искра никуда не пропадает.

Так что Саруман, кто желает, может приобрести. Возможно у кого то более прямые руки, и у него все получится =)

Электронное зажигание «Саруман»

Микропроцессорная система зажигания «Саруман» — ещё один способ быстро и без особых хлопот заменить устаревшее контактное зажигание «Урала». Производители обещают тот же набор преимуществ, что и у предыдущей системы. Есть два варианта комплектации: с датчиком Холла и с оптическим датчиком. Второй вариант несколько дороже, но обычно рекомендуют именно его, так как оптический датчик точнее и надёжнее. Впрочем, отзывы владельцев мотоциклов не так хороши, как хотелось бы, в основном претензии высказывают к качеству сборки деталей. Еще одна претензия — в комплекте не идёт катушка зажигания.

Установка

Следует отметить, что способов того, как установить электронное зажигание на «Урал», довольно много. Все зависит от модели. Начинать нужно с демонтажа старого прерывателя и коммутатора, расположенного под седлом. Иногда требуется заменить катушку зажигания. Далее на распредвал монтируется модулятор, на крышку крепится датчик и устанавливается новый коммутатор. Остаётся лишь отрегулировать момент зажигания.

Самодельная система электронного зажигания

Зажигание на «Урал», электронное или бесконтактное, может быть собрано своими руками. Подобные системы собираются умельцами из подручных средств. Основные компоненты, необходимые для работы, приобретаются на ближайшем авторынке — коммутатор, к примеру, от ВАЗ 2108, датчик Холла и катушку зажигания. Последнюю часто берут от «Оки». Дополнительно собирается модулятор прерывания. Надёжность этих систем оставляет желать лучшего, так как в них не всегда верно отрегулирован угол опережения зажигания.

Качество изготовления модулятора прерываний очень важно для подобных систем, но поскольку многим умельцам недоступны высокоточные инструменты, это негативно сказывается на результате. Поскольку для многих владельцев «Уралов» их мотоцикл — не столько транспортное средство, сколько объект для технических экспериментов, иногда на свет появляются весьма достойные образцы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]