Приветствую всех любителей экстремальных путешествий на мото.
В этой статье мы поговорим о мотоциклах для людей, которые ценят природу и предпочитают путешествовать на своем двухколесном коне по небольшим горам, проселочным и лесным дорогам. Это один из распространенных вариантов активного отдыха на природе. Чтобы не испортить себе поездку нужно быть самому физически подготовленным и иметь соответствующий байк, который не подведет в походных условиях.
К таким надежным мото относится класс эндуро. Эти мотоциклы предназначены для езды по off-road местности, то есть по бездорожью.
Понятие эндуро: откуда произошло
Эндуро происходит от латинского слова indurare, что в переводе означает неутомимый, стойкий, живучий.
Класс Эндуро появился в результате проведения с начала ХХ века мировых командных шестидневных мотосоревнований International Six Day Trial по пересеченной местности. Целью этих соревнований было испытать на прочность и выявить лучшие мотоциклы участвующих команд. Со временем менялись правила гонок и требования к мотоциклам. После каждых гонок командам приходилось постоянно дорабатывать технику, благодаря чему внешний вид мотоциклов эндуро стал своеобразным и сегодня его уже ни с каким другим классом мото не спутаешь.
Существует много видов мотоциклов этого класса, но мы возьмем три основных. Давайте разберемся в них.
Большинство людей рано или поздно ломают голову выбирая мотоцикл, будь то бывалый или только желающий стать мотоциклистом. Сам я уже давно езжу на мото и в моем пользовании был не один мотоцикл. Я перепробовал множество классов мотоциклов и пришел к выводу, что мне нужен универсальный мот, отвечающий большому количеству моих требований. Рассмотрев все классы мотоциклов я выбрал легкие эндуро. Оставалось только определиться с фирмой и моделью мотоцикла. А их было много; четыре фирмы и у каждой по два-три, а иногда и больше представителей легких эндуриков. Вот тут и была самая трудная ситуация. Как и большинство, я начал рыть нэт, читая все что мог найти про эти мотоциклы, выбирая из них самый универсальный. Универсальность! это главный критерий в моем выборе мотоцикла. Универсальность обречена на ущербность и как все универсальное подлежит осуждениям и пориканиям. Всем известно, что в мире техники всегда приходится выбирать между двух противоположностей, между тягой и скоростью, между экономичностью и мощностью, между, между. Все задают себе вопрос при выборе мотоцикла какой лучше? Проводят множество сравнений, ищут плюсы и минусы, достоинства и недостатки, читают тесты и отзывы владельцев, смотрят испытания. Этим занимался и я, я долго выбирал и благодаря большому количеству друзей у меня была возможность протестировать на ходу все мотоциклы данного класса и соответственно подробно рассмотреть и сравнить. С большим трудом я выбрал себе подходящий мотоцикл, он был не идеален, но я выбрал себе лучшую на мой взгляд заготовку, для постройки своего идеального мотоцикла. Углубившись в тему легких эндуро, я обнаружил множество несовпадений того, что писали в нэте и то что есть на самом деле. Именно это и побудило меня написать данный пост. Мой совет при выборе мотоцикла, это в первую очередь не воспринимайте всерьез чужие советы, читайте, слушаете для общего развития и создания своего собственного мнения о мотоцикле. Не видитесь на похвалы и «разукрашивания» какого-либо мотоцикла, многие люди не умеют объективно судить о достоинствах своего мотоцикла и как правило хвалят его даже если он не сильно хорош и имеет кучу недостатков. Во вторых, зачастую мнение людей одностороннее из-за ряда причин, это может быть просто потому, что не с чем сравнить, у них мало опыта и свой первый или даже второй мотоцикл для них лучший, а зачастую лучшим становится тот мот, к которой марки мотоцикла человек имеет предрасположенность и тогда все остальные автоматически становятся худшими. К тому-же у человека есть такая черта, как говорить только хорошее, а все плохое сознательно умалчивать. А бывают еще такие, которые любят добавить и обосрать другие мотоциклы, чтобы выгодней преподнести свой выбор. Поэтому читая обзоры мотоциклов или слушая советы бывалых, вы редко услышите о недостатках того мотоцикла который вам советуют. Например, из больших плюсов которым ужасно гордятся во всех обзорах указывают, что самый лучший свет среди класса 250 это у бахи, но почему они не говорят, а умалчиваю, про то что эти шикарные фары не поворачиваются вместе с рулем, а стоят неподвижно с рамой, что ужасно неудобно при езде по бездорожью. Я бы даже сказал, что это гигантский минус и поставил бы такое освещение на последнее место. Не пользуйтесь чужими советами как отче нашим, вы выбираете мотоцикл для себя, выбирайте сами, прислушивайтесь к своим потребностям и желаниям, которые вы хотите получать от мотоцикла. Все мотоциклы этого класса шикарные и имеют больше плюсов чем недостатков. К недостаткам среди них можно отнести только их комплектацию в которой они выпускаются с завода, но опять же для кого-то это плюс, а для кого-то минус. Чем же все-таки так хороши все мотоциклы категории эндуро? Тем что они очень схожи между собой и при грамотном подходе и при наличии рук растущих от туда от куда надо, можно построить мотоцикл любой комплектации которая вам нравиться. Причем даже взятую не только с разных моделей, но и с разных фирм производителей. Так, например, если вам всем подходит опен, но хочется большой бак, поставьте с рэйда на 16л. Мало? Легко устанавливается родной бак с хонда XR650 на 25л. Можно взять понравившиеся фары, например, с той же бахи и поставить на любой мот, причем уже убрать заводской недостаток и получить по истине лучший свет в своем классе. Конечно многим такое занятие не по душе, хочется просто купить и пользоваться уже изначально подходящим мотоциклом. Для таких людей и создала четверка японских производителей внедорожных мотоциклов класса 250, которые предназначены для активного отдыха-туризма, но очень отличающихся друг от друга. Это сделано сознательно, что бы потребитель выбрал наиболее подходящий для него мотоцикл и не занимался долгими переделками. Вы заметили, что никто из четверки не сделал лучший туристический мотоцикл? А не сделал потому, что лучшего не бывает. Кто-то любит попутешествовать спокойно на большие расстояния, кто-то недалеко, но со спортивным оттенком, а кому-то по душе покатиться по труднопроходимым местам. Каждый хорош в своем направлении, но проигрывает в другом. Зато они оставили нам возможность построить себе на основе любого из этих мотоциклов свой самый лучший. И напоследок, все это и так знают, но не перестают вестись на это и все чаще и чаще слышишь такие высказывания; «я там проехал потому что это (например) ктм, а не твой дохлый ослик». Не забывайте, что на пересеченке едет и преодолевает препятствия не техника, а умение и опытность наездника.
Счастливых дорог вам и вашему любимцу.
Hard эндуро
Данный вид предназначен для соревнований.
Они сделаны из кроссовых мотоциклов. К ним добавлены приборная панель, фары, задний стоп сигнал. Изменены настройки двигателя – максимальная мощность на более низких оборотах. Трансмиссия с длинными передачами и чуть более мягкой подвеской. Мотоцикл спортивный, поэтому его необходимо обслуживать постоянно, точно так же, как и кроссовый. По соотношению мощности и веса хард эндуро однозначно выигрывает по сравнению с другими видами. Он самый мощный и самый легкий из всех видов данного класса.
Основные представители японских брендов: Хонда CRF250 (450) X, Ямаха WR250 (450) f, Кавасаки KLX450R, Сузуки RMX450Z.
Софт (Dual) эндуро
Это универсальные мотоциклы для прогулок за городом и езды по городу, так сказать двойного назначения. Они без каких-либо выдающихся характеристик. Все детали сделаны на максимальную долговечность и требуют минимального обслуживания. Подвески на мотоцикле мягкие, при переезде неровностей с сиденья мото можно даже не привставать.
Это самые востребованные, экономичные и недорогие байки среди своего класса.
Наиболее распространенные модели: Ямаха TTR-250, Сузуки Djeble, Хонда XR, кавасаки KLX.
Туристический эндуро
Это мотоциклы для путешествий. Основным отличием их является наличие ветрозащиты — не слишком большой, но эффективный передний обтекатель. Он дает преимущество в поездках на дальние расстояния, а переднее ветровое стекло защищает водителя от мелких камней на трассе, встречного ветра, дождя и насекомых.
Из данного вида хотел бы отметить Kawasaki KLE 250 Anhelo. Для туристических поездок он не совсем подходит из-за небольшой мощности двигателя, что не позволяет полноценно чувствовать себя на трассе. Действительно считаются хорошими туристическими эндуро байки с мощным двигателем и большим весом, что обеспечивает достаточную грузоподъемность для перевозки всего необходимого в дороге.
Опытным мотоциклистам можно обратить внимание на довольно дорогую и свежую литровую Хонду Africa Twin adventure sport с автоматической трансмиссией, которая позволяет комфортно ездить по трассе и плохой дороге.
Какие они бывают
- Бюджетные эндуро мотоциклы, обычно китайского производства. Стоят они недорого, какими-то современными технологиями не отличаются, а потому они хорошо подходят для обучения новичков. Благодаря простой, порой даже архаичной, конструкции они отличаются высокой ремонтопригодностью и низкой стоимостью эксплуатации. Купить легкий эндуро, произведённый в КНР, можно за 100 тысяч рублей и даже меньше, поэтому популярность этого класса остаётся стабильно высокой. Не стоит ожидать от этих байков впечатляющих технических характеристик, но за свою цену они очень даже хороши. Это отличный выбор для начинающих мотоциклистов.
- Софт эндуро иногда называются мотоциклами двойного назначения. Они обычно относятся к двухместной мототехнике, и подходят как для городской езды, так и для бездорожья. В чём-то уступая своим более узкоспециализированным конкурентам, эти байки выигрывают в универсальности области их применения. Они бывают самого разного производства – китайского, японского и даже европейского. Их основное преимущество заключается в том, что такой эндуро в городе чувствует себя так же уверенно, как и за пределами асфальтовых дорог.
- Тяжелые эндуро представляю собой примерно то же самое, но отличаются большей мощностью. А рука об руку с более мощным двигателем идёт и увеличенный вес, и справиться с подобным мотоциклом нелегко, особенно когда ноги разъезжаются в грязи. Иногда к классу тяжелой внедорожной мототехники относят модели с моторами от 400 кубов, хотя в других классах «четырехсотки» остаются уделом новичков. Однако, мотоциклы класса эндуро выходят за рамки этой привычной всем классификации. Многие новички начинают с 125 кубов, и этого им хватает на долгие годы, так как на менее мощном, но намного более лёгком байке можно вытворять такое, что более тяжелым моделям и не снилось. А большинству опытных покорителей бездорожья и вовсе кажется, что enduro 250 кубов – оптимальный объём двигателя на все случаи жизни.
- Спортивные эндуро, они же hard-enduro. Отличающийся наибольшей внедорожной направленностью подвид в этом классе, во многом схожий с кроссовой мототехникой. В этих моделях всё сделано для того, чтобы они как можно лучше справлялись с пересеченной местностью, без оглядки на эксплуатационные качества на асфальте. Так что если вы задаётесь вопросами вроде «какой эндуро выбрать новичку» или «что такое эндуро мотоцикл», в сторону этой категории лучше даже не смотреть, пока вы не обзаведётесь солидным опытом езды.