Автор: Лан не урчи
24 декабря 2015 11:23
Метки: капсула времени мото мотоцикл юпитер
86038
20
1
Автомобильные «капсулы времени» всегда имеют, пусть небольшой, но все же какой-то пробег, ведь, как минимум, машина должна была доехать от автомагазина до гаража — а это уже несколько десятков километров. Другое дело — мотоциклы: в силу более компактных размеров, в советские годы (да и сейчас) их транспортировали и продавали в заводской упаковке, которая представляла собой деревянный ящик.
0
Смотреть все фото в галерее
0
Именно в такой заводской коробке и был найден этот Иж Юпитер-3: абсолютно новый и ни разу не ездивший по дорогам общего пользования. Мотоцикл сошел с конвейера Ижевского мотозавода в далеком 1976-м году.
В этом сарае мотоцикл простоял 38 лет
0
Коляска хранилась в перевернутом виде: чтобы не занимать много места
0
Данный аппарат в свое время государство выделило одному леснику в Черкасской области — для объезда территорий лесного хозяйства. Однако, для этих целей у него уже был более старый Иж Юпитер-2 в неплохом состоянии, поэтому человек решил поберечь новую технику до лучших времен и на долгие годы запер его в сухом сарае. Его даже на учет в ГАИ не поставили!
0
В этом сарае мотоцикл и простоял аж до 2014-го года, когда внук владельца решил все-таки достать из под завалов хлама советскую технику, которая за 38 лет уже успела стать раритетом. А тем более в таком состоянии!
0
Пробег на спидометре — 3 километра, причем он зафиксирован в сопроводительной документации, которая шла с мотоциклом. Эти километры он проехал еще по заводскому полигону: тестовая обкатка для выявления брака и дефектов сборки.
Бсз на иж юпитер 3 6 вольт
Создание и сборка бесконтактного зажигания для мотоцикла)))
Ну что же преступим, искал я информацию на многих различных ресурсах и наткнулся на очень интересные статьи по адаптации мотоцикла на БСЗ. Цитирую многую информацию из статей.
Установка производится на линию оборудования уже для 12в цепи.
Что нам потребуется:
а). Коммутатор для бесконтактного электронного зажигания переднеприводного автомобиля «ВАЗ». Брать коммутатор только в оригинальной упаковке в АВТОМАГАЗИНЕ и с гарантией не менее года. Средняя цена 400 руб.
б). Оптодатчик(в дальнейшем ОД) и модулятор о них ниже.
П.С. Можно заменить на систему с датчиком «Холла», но эта система будет посложнее и надежнее. Если интересно ищите в интернете, статей много
в). Катушка зажигания двухвыводная, от «Газели», но обязательно с 406-го двигателя. Можно взять с «Оки» для электронного зажигания, разницы между ними абсолютно никакой. (580руб.)
г). Два силиконовых бронепровода с резиновыми колпачками. Цена от 300-500 руб. (у меня были, поэтому не покупал)
е) Мгновенная диагностика МД-1(это мне пришлось поискать по городу, как я понял их выпуск прекратили, поэтому крайне дефицитный товар) . Цены на это устройство в районе 200 руб
П.С. Также возможна установка модуля аварийного запуска АЗ-1, смысл в том что подает постоянную искру при выходе из строя датчика, но его я не стал добавлять в свою статью ибо не вижу в нем особого смысла, так как на плате есть «Горячий» резерв оптодатчика. Если интересно, ищите самостоятельно информацию.
ж) Комплект проводки с разъемами для бесконтактного зажигания ВАЗ цена 170руб.
Общая сумма покупки у меня вышла на 2000р с учетом компонентов платы и модулятора(заказ у токаря)
Ну что, спаяли и купили все, готовы собирать? Поехали.
Старая система зажигания (контакты прерывателя, катушки зажигания, конденсаторы, бронепровода) полностью упраздняется. Коммутатор устанавливается в правом бардачке, катушка зажигания под баком. К сожалению, на катушке нет никаких отверстий или креплений под кронштейн, поэтому я не придумал ничего лучше, как примотать ее к раме на толстый слой медной проволоки.
Устанавливаем модулятор и оптодатчик, устанавливаем все на штатный генератор, как приведено на рисунке:
Надеваем резиновые колпачки на бронепровода, а сами бронепровода (на них должны быть специальные медные наконечники) вставляем в надсвечники и в катушку. Сверху натягиваем вышеупомянутые колпачки. Не сделаете это — при езде в дождь будете пихать мотоцикл пешком. Сразу вставляем в наконечники свечи и обеспечиваем надежный контакт с «массой» мотоцикла.
С помощью проводки просто соединяем коммутатор, оптодатчик, катушку. Причем провода «пакуем» в трубку ПВХ или просто обматываем изолентой. Из всей купленной кучи нам понадобится вывести на «панель» только общий «плюс» системы. Его «ведем» к правому переключателю «Двиг-стоп», предварительно отпаяв с него штатные провода. Второй провод с онного переключателя подключаем на клемму «1» замка зажигания (второй провод с этой же клеммы идет на сигнал).
Вот собственно схема подлючения:
2 замок зажигания
3 свечи зажигания
4 катушка зажигания
6 Оптодатчик(изображен как датчик холла, но не суть важно)
Ну что, вроде все собрали, можно и настраивать.
Проверка работоспособности- кидаем обе свечи на цилиндры, Берем любой продолговатый материал который пройдет в проеме между светодиодом и фоторезистором, вставляем в щель оптодатчика. В этот момент должна быть искра (на обоих свечах).
Сиденье — двухместное с удобной ручкой для пассажира
0
0
Светотехника Юпитера-3 оставляет желать лучшего. Передняя фара очень слабо освещает дорогу, а поставить другие, более сильные, не позволяет малая мощность генератора. Напряжение в системе электрооборудования — 6 Вольт. В период выпуска, ежегодно в СССР производили более 100 тысяч мотоциклов Иж Юпитер-3. Кстати, модель была удостоена государственного знака качества. Родной аккумулятор сохранился, но вряд ли его получится зарядить
0
0
Еще летом сделали несколько фотографий мотоцикла рядом с уже известной Toyota Mark II, которая в свое время была замурована за стеной. О ней я уже писал: почитать можно тут.
0
Мотоцикл ИЖ Юпитер 3 отзывы владельцев
- Александр, Рязань. Это был неплохой мотоцикл для своего времени. У меня модель 1977 года выпуска. У него расход топлива всего 4 литра на сотню. Я сам ремонтирую, все запчасти есть в наличии. Чтобы не бегать по разборкам, я купил еще один такой же мотик, в качестве донора (не на ходу, взял за копейки). Пожалуй, мне повезло – мотоцикл достался от родного дяди, который подарил мне его на день рожденья. На данный момент пробег составляет 10 тысяч километров. Пришлось технику немного доработать – поменял контакты зажигания, бабону, свечи, поменял сальники в коленчатом вале (для этого пришлось разобрать двигатель), установил новые высоковольтные провода. И пожалуй все – дальше я запустил мотоцикл, он завелся с первого раза, я сел и поехал. Двигатель живенько набирает обороты, и не требователен к качеству топлива. Максимальная скорость составляет 100 км/час – дальше я разгоняться не пробовал. На заднем колесе стоят пять перемычек – это очень удобно зимой, я на этом мотоцикле езжу на рыбалку, когда мало снега. Аккумулятор стоит на 6 Вт, благодаря этому мотор заводится с пол оборота.
- Давид, Нижегородская область. Мотоцикл меня приятно впечатлил по всем параметрам. Модель 1986 года выпуска. Сразу отмечу достоинства Юпитера-3 – это проходимость, высокая экономичность, удобная посадка и эргономичные органы управления. В целом, мотоцикл стоит потраченных денег. К сожалению, таких мотиков уже не делают, поэтому периодически возникают проблемы с дефицитом запчастей, некоторые детали подыскиваю на разборках – но они полуживые, и сомнительного качества. Новые запчасти найти большая проблема. А сам мотоцикл идеально подходит для сельскохозяйственных задач, ведь у него высокая грузоподъемность. Кроме того, еще можно просто прокатиться с ветерком, или махнуть на рыбалку, по грибы-ягоды, на природу. Юпитер-3 – очень тяжелый в управлении мотоцикл, но зато руль чувствуется хорошо. Система зажигания постоянно сбивается, это является причиной того, что выходит из строя один цилиндр (порой этого не замечаешь), и мотоцикл начинает ехать на одном цилиндре (двигатель двухцилиндровый), из-за этого повышается расход бензина. Но в исправном состоянии расход бензина не превышает 5 литров на 100 км. На сегодняшний день такую рухлядь покупать не стоит, ну разве что в хорошем состоянии. И обязательно надо купить еще один такой же – в качестве донора, чтобы не возникало нехватки запчастей.
- Дмитрий, Ростовская область. Выносливость, компактные габариты, маневренность, долговечные узлы и агрегаты – все это и многое другое характерно для мотоцикла ИЖ Юпитер 3. Двигатель быстро набирает обороты и просто в ремонте. Пожалуй, это лучший друг моего детства. Я на нем начал кататься с 14 лет. Помню, как мы весело проводили время – умудрялись ездить на этом мотике вшестером, но это конечно издевательство над мотоциклом. Сам аппарат довольно тяжелый, и при высокой грузоподъемности он будет неповоротливым. Да и безопасности никакой нет. Прошли годы, и Юпитер 3 стал дедушкой, но он до сих пор на ходу. Двигатель вполне мощный, идеально подходит для перевозки грузов. Тяги достаточно. Понравилась разгонная динамика, а также звук мотора – он поет, словно соловей. Всю жизнь мотоцикл ломался. Не было и дня, чтобы он не ломался. Модель 1997 года выпуска. К сожалению, в постсоветские годы стали делать гораздо хуже по качеству, во времена СССР за качеством следили. Но при своевременном уходе Юпитер 3 никогда не подведет. К сожалению, таких мотоциклов уже не делают. В городе двухколесник расходует 3-4 литра на 100 км. На легком бездорожье можно уложиться в 4-5 литров.
- Виктор, Ульяновск. Юпитер 3 – превосходный вариант для нетребовательного пользователя. Он даже по современным меркам хорош, и способен дать жару некоторым современным бюджетным моделям. У меня модель 1971 модельного года, я за мотоциклом регулярно слежу и ухаживаю. К сожалению, в наши дни сложно найти экземпляр в хорошем состоянии, но это того стоит. Вряд ли желающий купить Юпитер 3 пожалеет о покупке, если наткнется на подходящий экземпляр. Мой мотоцикл оснащен двухцилиндровым бензиновым мотором на 25 лошадиных сил. Тяги и мощи двигателя предостаточно для быстрого разгона по любым дорогам. Подвеска почти не пробивается. Похвалю Юпитер-3 за удачный дизайн и компактные размеры. Мотоцикл быстро вписывается в повороты, словно он представитель легкого класса мотороллеров. Большинство запчастей можно найти на вторичном рынке, надо иногда мониторить объявления частников. Новые детали найти сложно, что неудивительно – ведь Юпитер 3 уже давно не выпускают. Ценители старой техники наверняка оценят данный мотоцикл, он прослужит несколько лет верой и правдой. У меня он с 1971 года, и до сих пор на ходу – яркий тому пример. В городском цикле потребляет 3 литра в среднем, бывает доходит до 5 л, не больше. Ремонт можно произвести в полевых условиях, с этим проблем возникнуть не должно. По крайней мере, все запчасти есть в наличии, и они довольно надежные.
- Константин, Пермь. Это старый, но очень мощный мотоцикл. Эдакий динозавр, который еще долго будет актуален. Динамика нормальная, мотоцикл уверенно достигает 100 км/час. На сегодняшний день впечатление о Юпитере-3 портят дорогие запчасти, которые постоянно в дефиците. Я покупал эту модель в 2016 году за 4 тысячи рублей. Мотоцикл 1974 года выпуска, езжу на нем больше двух лет. Средний расход бензина составляет 3 литра, заливаю АИ-92. Двигатель выдает 24 лошадиные силы, а максимальная скорость достигает 120 км/час, согласно паспортным данным. Я пробовал гнать и до 130 км/час. Можно и дальше гнать, но на таких скоростях мотику приходиться несладко, да и мне тоже – постоянные рысканья по сторонам порой утомляют. Юпитер-3 является представителем среднего класса, который способен колесить асфальтовым и грунтовым дорогам. Я с удовольствием на нем преодолеваю сельские дорожки, с коляской или без коляски. Этот мотоцикл можно активно эксплуатировать в деревне, где нет любопытных и строгих ГАИшников.
- Алексей, Тверская область. Такую технику в хорошем состоянии в наши времена не достать. А мне повезло, я покупал Юпитер-3 в 1993 году. Мотоцикл поддержанный, 1984 года выпуска, от первого хозяина. При должном уходе техника никогда не подведет, ведь ее строили еще во времена СССР, а тогда делали качественные продукты – на века, так сказать. Похвалю ИЖ Юпитер 3 за высокое качество изготовления и безопасность на небольшой скорости. Мотоцикл работает как по маслу – ничего не ломается в дальней дороге, не скрипит, не вибрирует. Посторонних шумов нет. То, что двигатель шумный, это допустимо для старого мотоцикла. Придет время, поменяю глушитель, и работать будет тише. В городе потребляет 4 литра 92-го бензина, по трассе укладываюсь в 3 литра. Сцепление родное, в полном порядке, как и коробка передач. К качеству изготовления претензий нет. Посадка удобная, сиденье не жмет и не давит.
Обзор Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П
Интересный объектив Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П для обзора прислал Владимир Михайлович.
Обзор Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П
Существует много различных модификаций Юпитер-3, так как сам объектив выпускался на нескольких советских заводах и претерпел ряд модификаций. Номер моего экземпляра N5704933, а значит объектив был выпущен в 1957 году уже с ‘нашего’ советского оптического стекла. Этот обзор очень поверхностный, так как, по некоторым причинам, я не имею сейчас возможности протестировать Юпитер-3 с фокусировкой на бесконечность. Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П – это объектив от дальномерных камер с посадочной резьбой М39. На зеркальных камерах без переделки его можно использовать только как макро объектив. Я использовал Юпитер-3 50/1.5 на камере Canon EOS 350D с помощью самодельной конструкции. Как вообще использовать старые объективы с посадочной резьбой М39 на современных камерах Nikon читайте здесь, а на Canon здесь.
Вид Юпитер-3 50/1.5 на ЦЗК
Сейчас, в 2013 году, Юпитер-3 50/1.5 на барахолках продают по 150-200 у.е. Он считается одним из самых легендарных объективов Советского Союза, хотя первоначально был скопирован с немецкого Зоннара. Советские объективы со светосилой F/1.4, F/1.5 можно пересчитать по пальцам. Интересный обзор переделанного “на бесконечность” Юпитера-3 можете найти здесь.
Вид просветления объектива Юпитер-3 50/1.5
Объектив имеет однослойное просветление, на что указывает красная буква ‘П’ в названии объектива. Кольцо фокусировки вращается на 180 градусов, при фокусировке передняя линза не вращается, а хобот объектива слегка удлиняется. МДФ объектива составляет 1 метр. Юпитер-3 50/1.5 интересен своей 13-ти лепестковой диафрагмой. Диафрагма регулируется плавно, без фиксированных промежуточных значений. Очень мало объективов может похвастаться 13-тью лепестками диафрагмы, которые формируют идеальное ровное отверстие, что создает правильные кружочки нерезкости.
Диафрагма объектива Юпитер-3
Примеры фотографий
Все снято на F/1.5. Объектив имеет шикарный необычный рисунок. Многие просто в восторге от боке объектива. Я использовал Юпитер-3 50/1.5 только в макро-режиме, потому мне сложно судить про качество фото в действительности. Но все же объектив дает сильный желто-зеленый оттенок на фото и имеет ярко выраженные сферические аберрации на F/1.5.
Мой опыт
На Canon 350D я посадил Юпитер-3 50/1.5 не с помощью обычного переходника, а просто утопил объектив в байонетной шахте камеры, после чего закрепил такую конструкцию непрозрачным скотчем. Таким образом я попытался несколько уменьшить макро эффект.
Я не рекомендую выбрасывать столько денег ради Юпитер-3 50/1.5, а вполне достойной заменой ему может служить младший брат объектива – Юпитер-8. Юпитер-8 и Юпитер-3 в моем печатном альбоме ‘бокенаторов’ занимают почетные места. Я был восхищен рисунком Юпитер-3 настолько, что заказал себе кинообъектив Юпитер-8 за 3 у.е. для макро экспериментов хотя давно зарекся “не покупать старую мануальную оптику!”
Размеры двух дальномерных полтинников
Каталог современных объективов марки ‘Zenitar’
и
‘Helios’
можете посмотреть по этой ссылке.
В комментариях можно по теме и вам обязательно ответят, а также можно высказать свое мнение или поделиться своим опытом. Для подбора фототехники я рекомендую большие каталоги, например E-katalog. Много мелочей для фото можно найти на Aliexpress.
Выводы:
Юпитер-3 1:1,5 F=5cm П – маленький, компактный супер-светосильный советский полтинник для дальномерных камер. Имеет очень приятный рисунок, но к сожалению, нет зеркальной версии объектива. В наше время Юпитер-3 50/1.5 стоит дороже многих ‘родных’ зеркальных автофокусных полтинников.
Интересную информацию по ЮПИТЕР-3 еще можете почитать в обзоре ЮПИТЕР-3 1,5/50 с байонетом Contax-Киев RF.
Материал подготовил Аркадий Шаповал. Ищите меня на Youtube | Facebook | | Instagram | Twitter.