Мотоциклетная коляска: происхождение и почему она перестала быть популярной

В современном мире мотоциклы с коляской исчезающе редки. Они, конечно, пользуются популярностью у небольшой группы энтузиастов, но этим всё и ограничивается. В России же встречаются в основном советские оппозиты с люлькой, а вот импортных моделей практически нет. Впрочем, их и так нет – они практически нигде не выпускаются, и это основная причина, почему российские «Уралы» поставляются в США. пока не догадалась наладить выпуск серийных байков с люлькой, хотя отдельно, в виде тюнинга, боковой прицеп купить можно.

Появление коляски

Однажды у мотоциклистов возник вопрос: как перевезти больше груза и больше пассажиров? Первые решения были не слишком удачными: к передней части мотоцикла была прикреплена тележка, а это означало, что в случае аварии пассажир принимал на себя основной удар; затем к задней части мотоцикла была прикреплена тележка – пассажиру приходилось дышать выхлопными газами мотоцикла. Затем, наконец, было найдено долгосрочное решение: коляска.

На заре мотоспорта мотоциклы с коляской переживали подъем, но вскоре коляски перестали быть популярными как в бизнесе, так и в личных целях.

Технические характеристики мотоциклов К-750 и К-750М

Они следующие:

  • число мест — в двухколесном варианте 2 места, с коляской — 3 места;
  • габариты в двухколесном варианте: длина 2430, высота 825, ширина 1100 мм;
  • с коляской — ширина 1700 мм, колея 1200 мм;
  • база колесная — 1450 мм;
  • двигатель — оппозитный, карбюраторный, бензиновый, двухцилиндровый, четырехтактный;
  • диаметр цилиндра — 78 мм;
  • степень сжатия — 6;
  • ход поршня — 78 мм;
  • частота вращения коленвала — 4600-4800 оборотов в минуту;
  • рабочий суммарный объем цилиндров — 746 куб/см;
  • мощность — 26 л. с.;
  • полная масса — 240 кг;
  • максимальная скорость мотоцикла — 90 км/час;
  • расход топлива — 6,0 литра на 100 километров;
  • марка карбюратора — К-37А;
  • вместимость топливного бака — 21 литра;
  • дорожный просвет — 120 мм;
  • нагрузка максимальная — 300 килограммов.

Технические характеристики мотоциклов могли незначительно меняться в процессе производства.

Первые коляски

В Соединенных Штатах первым производителем мотоциклов с коляской стал Thor в 1903 году. К сожалению, через четыре года компания закрылась, как и многие другие компании в те времена. Мотоциклы «Харлей-Дэвидсон» предлагались с креплениями для коляски еще в 1905 году, но боковая коляска не появлялась в каталогах компании до 1914 года, когда появилась коляска, произведенная компанией Rogers. Пожалуй, самым известным является то, что «Харлей-Дэвидсон» выполнил заказ в 1916 году на дюжину мотоциклов с коляской с установленными пулеметами для генерала Першинга, который затем использовал их в Панчо-Вилья, на южной границе Соединенных Штатов Америки с Мексикой.

Матча и водоросли: что едят японцы для поддержания иммунитета в период Covid-19

«Не делите себя на части»: Тина Канделаки о том, как найти своего мужчину

Книга была возвращена в библиотеку на 72 года позже

После этого коляски широко использовались военными, часто медиками или курьерами, которые теперь могли быстрее перемещаться с грузом между позициями в окопах Первой мировой войны.

Расцвет времен использования коляски

После войны популярность мотоциклов с коляской в Соединенных Штатах немного снизилась, но через некоторое время они снова стали популярны благодаря широкому коммерческому использованию. Они часто использовались чтобы помочь застрявшим автомобилистам, перевозившим бензин и масло на платформе. Кроме того, компании часто отправляли мотоциклистов на уборку мест происшествий. Уцелевшие музейные экспонаты демонстрируют дальнейшее использование коляски для доставки конфет, пиломатериалов, почты, молока, яиц и всего, что могло вместиться в коляску.

Малые индивидуальные предприниматели были очарованы коляской. Великая депрессия сделала большинство автомобилей недоступной роскошью, а низкая стоимость коляски значительно снизила начальные накладные расходы при открытии бизнеса; ее небольшой вес и широкая маневренность позволили легко перемещаться по городу по маршрутам доставки.

После Великой депрессии коляска снова нашла широкое применение в армии во время Второй мировой войны. Из-за популярности такого транспорта во время войны вернувшиеся солдаты любили коляски и использовали их в основном в развлекательных целях. Однако примерно в это же время коляска начала терять популярность у коммерсантов.

Водолеям — слушать интуицию: прогноз для всех знаков на весеннее равноденствие

Выбираем стрижку по возрасту: как стричься в 30, 40, 50, 60 лет

Сдержанно, но со вкусом: несколько идей жемчужного маникюра на весну

Модернизация

Через некоторое время модель К-750 была модернизирована и стала называться К-750М. Различие наблюдалось значительное. Переднюю рычажную вилку заменили на телескопическую, более современную. Установили новую коробку передач с ножным механизмом переключения закрытого типа, модернизированный карданный вал можно было регулировать по длине.

Дальнейшее усовершенствование мотоцикла касалось двигателя, нижнеклапанная конструкция которого не позволяла повышать мощность за счет увеличения камеры сгорания. Конструкция мотора была изменена кардинально, клапаны переместились наверх, объем цилиндров при этом остался прежним, а мощность двигателя возросла до 32 л. с. Стабильную мощность обеспечивали 5200 оборотов в минуту, что является относительно невысоким показателем.

Одновременно была повышена долговечность и надежность мотора. Сборный коленвал заменили цельнолитым, шатунные роликовые подшипники поменяли на баббитовые владыши от «Москвича-407». Ресурс кривошипно-шатунного узла возрос до 40 тысяч километров, а ремонт стал намного проще, поскольку заменить вкладыши на следующий ремонтный размер достаточно просто. В процессе модернизации двигателя на поршни добавили по два маслосъемных кольца. Позже были заменены головки цилиндров, новые стали более ребристыми, увеличилась степень охлаждения. В результате получился мощный, эффективный двигатель. Мотоцикл К-750 стал более скоростным и маневренным.

Скорость мотоцикла возросла до 105 километров в час. Расход топлива уменьшился на 200 грамов и составил 5,8 литра на сто километров при скорости 60 км/час. Экономичность мотора стала стабильно-постоянной, благодаря установленной автоматической системе опережения зажигания.

Упадок коляски

Настоящая причина снижения популярности мотоциклов с коляской совершенно очевидна: это падение цен на автомобили. Когда автомобили сравнялись в цене или даже стали более дешевыми, чем мотоциклы с коляской, для бизнеса стало невыгодно инвестировать в коляску, когда автомобиль, который был намного безопаснее и мог быть значительно модифицирован, стал более доступным. Без коммерческого использования коляски, как это было в межвоенный период, продажи резко упали. Семейная поездка на автомобиле означала большую безопасность перемещения для детей и родителей. Коляски утратили свое предназначение как средство для перевозки грузов и стали слишком дорогими для отдыха по сравнению с мотоциклами без коляски.

Постепенно они начали исчезать. После того как «Харлей-Дэвидсон» адаптировал маятниковую подвеску, коляски стали абсолютной редкостью на моделях этого производителя мотоциклов, хотя некоторые модели все еще встречались. В 2011 году компания полностью прекратила производство мотоциклов с коляской в гражданских целях, хотя до сих пор производит их для Секретной службы, поэтому обычно можно встретить несколько таких мотоциклов в кортеже президента Соединенных Штатов Америки.

Город

При езде в городе, в плотном потоке автомобилей и иных транспортных средств, старайтесь избегать ненужных перестроений, а уж тем более «игры в пятнашки». Довольно острая управляемость колясочника, в принципе, позволяет это делать, но данная агрессивная манера езды, во-первых, раздражает окружающих водителей, а во-вторых, создаёт аварийные ситуации хотя бы потому, что мотоциклист может не успеть среагировать на внезапно появившееся препятствие, а высокая масса и более инертные, нежели у одиночки, тормоза способны только усугубить последствия. Лучше всего двигаться в крайнем правом ряду, особенно на дорогах, где нет специальной полосы для движения маршрутных транспортных средств. Как показывает практика, это самый безопасный способ передвижения по большому городу с широкими дорогами. Тем не менее, не забывайте на всякий случай визуально «сканировать» пространство справа и справа-сзади вашего колясочника, оттуда может совершенно внезапно и непредсказуемо выскочить скутерист, а при медленно идущем потоке даже велосипедист. Всегда просматривайте это пространство при повороте направо по той же самой причине (причём эту рекомендацию автор дал бы вообще любому водителю, так как сам иногда ездит на скутере там, где и предписано ПДД – правее всего потока и не далее 1 метра от края проезжей части, и нередко едва успевал оттормозиться перед автомобилями, водители которых не считают нужным при повороте направо занять крайнее правое положение на проезжей части).

Современные коляски

Автономные коляски по-прежнему доступны для покупки в нескольких компаниях в Соединенных Штатах, но вам придется внести значительные изменения в свой мотоцикл, чтобы подогнать его под такое дополнение.

Есть, конечно, много используемых опций, хотя подавляющее большинство из них сейчас являются коллекционными и выходят далеко за рамки среднего потребительского ценового диапазона начального уровня.

Мотоциклы «Урал»

Если вы ищете новый мотоцикл с коляской, единственный реальный вариант — это «Урал», российская мотоциклетная компания. Они производят мотоциклы с коляской со времен Второй мировой войны, когда Советский Союз модифицировал боковую платформу «БМВ» для использования в зимней войне Красной Армии с Финляндией. С конца 1950-х годов «Урал» производит мотоциклы для гражданского использования, и современные версии стремятся соответствовать их суровому происхождению, а модель Ural Gear Up предназначена для интенсивного использования на бездорожье.

Хотя мы, возможно, никогда не увидим такого широкого использования коляски, как в начале двадцатого века, но мотоцикл с коляской на современной дороге по-прежнему вызывает чувство ностальгии, а езда в коляске заставляет вас почувствовать себя участником мотогонок первой половины 20-го века.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание


Харли-Дэвидсон 1915 года выпуска с первой оригинальной харлеевской коляской. Любопытная машина — мотоцикл с коляской. Мало из нас кто ездил в коляске или на заднем сиденье, еще меньше кто за рулём. Но есть небольшое количество энтузиастов-колясочников, которые любят свои трехколесные машины, иногда называемые боковой прицеп или коляска, и значительное число компаний, которые пытаются снабдить своей продукцией своих истинных ценителей. Происхождение коляски является предметов споров, но с появлением патента на роликовую цепь в 1880 и приходом популярности «безопасного» велосипеда (с двумя одинакового размера колесами с приводом цепью на заднее), творчески одаренные натуры разработали очень лёгкую коляску, чтобы энергичные молодые велосипедисты могли перевозить своих дам на стиле. Когда на велосипеды стали ставить моторчики, возникла идея возить пассажира. В Викторианскую эпоху уважающую себя женщину нельзя было увидеть на заднем сиденье, не говоря уже о том, что старые задние сиденья были ужасно неудобными. Первое упоминание о мотоцикле с коляской, которое я нашел, был конкурс 1893 года, учрежденный французской газетой, обещавшей награду тому, кто предложит лучший способ перевозить пассажира с комфортом и элегантностью. Были представлены три сильно отличающихся способа: спереди, сзади на прицепе и сбоку в коляске.


Классический английский экипаж. Ariel square four 1953 года с коляской Ватсониал сквайр Перевозка пассажира спереди была трициклом наоборот, с двумя колёсами и пассажирским сиденьем спереди и водителем сидящим сзади. Любой, кто имел удовольствие быть в 1960 году в Сайгоне, возможно ездил на такой штуке со вьетконговским лихачем социопатом за рулём. Основная проблема заключалось в том, что пассажир, буквально, «принимал удар на себя» при любом столкновении. Идея прицепа сзади. Поднятое дышло, идущее над задним колесом и прикрепленное к раме мотоцикла, как правило, под сиденьем. Это двухколесный прицеп мог бы обеспечить достаточно много места, но пассажирке доставался бы весь шум и выхлопные газы, что было не популярно среди грациозных леди. Третий и последний вариант это коляска Самое первое фото мотоцикла с коляской, которое я видел, был мотоцикл Тор с коляской, которое американская компания включила в свой каталог. Коляска была очень презентабельная, плетеная сделанная из прутьев. Что хорошо из-за малого веса.


Пять лет спустя производители мотоциклов начали предлагать заводские коляски, и не только люльки, но и грузовые кузова для развозных машин. Мотоцикл с коляской был дешевле по сравнению с автомобилями, и для плохих американских дорог, застрявшие в грязи, их было легче вытаскивать.


БМВ Р75 1943 года как пример военного мотоцикла с коляской времен Второй Мировой войны

Рамы для колясок были достаточно простыми, обычно трубчатые из стали, с коляской или грузовым контейнером, прикрепленной болтами В 1913 году конструкторы колясок выбирали 2, 3 или 4 точки крепления коляски к мотоциклу. Двухточечные крепления быстро исчезли, наверное, из-за того, что большинство колясок самостоятельно отваливалось на скорости. Большинство колясок не имело подвесок, но уже начали появляться листовые рессоры. В 1913 году Эрл Джонсон из Харлана, Айова, запатентовал экипажную часть с колесом коляски, которое может наклоняться вместе с мотоциклом, предвидя конструкции Flexi-Flyer (колесо коляски наклоняется при горизонтальной люльке) и Equa-Lean (колесо стоит по центру отклоняющейся люльки).


Коляска сама по себе могла быть одно- двухместной, грузовой, с пожарным оборудованием, трубочистным. Харли Девидсон был готов выйти на золотой рынок колясок. Их первая каталожная коляска появилась в 1914 году, на самом деле она была сделана компанией Роджерс. В 1915 году Харли Дэвидсон начал изготавливать свои коляски сам. В 1916 году армия США заказала несколько харлеев с колясками, чтобы бороться с войсками Панчо Вилльи в пустынях вдоль мексиканской границы, и Билл Харли разработал крепление пулемёта к коляске. Во время Первой мировой войны на Западный фронт было поставлено много мотоциклов с коляской, но они в больше степени использовались посыльными и для перевозки офицеров, чем для атак вражеских позиций пулеметным огнём. После войны автомобили стали довольно недорогими и колясок становилось всё меньше. По-прежнему процветала торговля у таких фирм как английский Ватсониан (продает коляски с 1912 года), немецкий Штайб (начал в 1914) и австрало-американский Джим Гудлинг. Они были весьма активными, пусть и ограниченными. Великая депрессия немного помогла индустрии, потому что мотоцикл с коляской был самым дешевым средством транспорта.


Третье колесо полезно на мокрой грунтовой дороге, коляска Чемпион Дайтона 2+2 После второй мировой война американское общество потребления жаждало огромных машин, а никак не мотоциклов с колясками. В Европе из-за низкого налогообложения для двух- и трехколесных транспортных средств и малого количества автомобилей разразился еще один шквал интереса к коляскам. Однако к концу 1950-х годов благодаря дешевым автомобилям, таким как британский Ford Popular и немецкий VW Жук, малолитражки снова победили колясычей. Индустрия упала, осознавая, что с практической точки зрения, мотоцикл с коляской стал бесполезен. Единственные заводы, выпускающие их как утилитарные транспортные средства, находились в восточном блоке, такие как чехословацкий Велорекс в сотрудничестве с Явой, Урал и Днепр в Советской союзе [автор или ничего не знает про мотоциклы Иж с колясками вятско-полянского завода, или не считает их за мотоциклы совсем] и китайцы. И Харлей, конечно, но больше для парадного использования. Но энтузиасты вдохнули в легенду жизнь. Калифорниец Даг Бинхам, известный также как мистер Колясочник из Side Strider Inc начал строить и продавать мотоциклы с колясками в 1969 году. Он учредил ежегодный слет колясочников в Гриффин Парке в Лос-Анжелесе на десятилетия перед уходом из жизни в 2016 году. Полдюжины других американских компаний, таких как Champion и Motorvation, а также Texas и California (сделанные в Вирджинии), производят коляски, с большим списком опций и сопутствующих товаров.


Не надо бояться упасть на мокрой траве на урале с коляской В Европе есть спрос на специализированные мотоциклы с коляской со сложными системами подвески, предназначенными для улучшения управляемости, как правило, громоздкой конструкции. Я хорошо помню тот день, когда я ехал в Альпах и далеко впереди я видел мотоцикл с коляской. Едва я думал его догнать, как он, наверное, увидел меня в зеркале заднего вида и прибавил газу, и всё что мне оставалось это держаться за ним. И только в плотном дорожном движении я смог поравняться с ним. Это был БМВ К100 с наклоняемой коляской, с женой и ребёнком в ней. Сейчас в этой стране есть только одна компания, которая продает мотоциклы с коляской: русский Урал. И дюжина американских компаний производящих или импортирующих коляски, затраты на покупку которых могут сильно различаться.


Работник Урала Альберт Менци едет с поднятой коляской с женой Рут Последнее замечание: хотя мотоциклы с коляской есть в коллекциях многих автомобильных музеев, есть только один музей, который, как я знаю, посвящен только истории мотоциклов с коляской, это международный музей мотоциклов с колясками Константино Фронталини рядом с Чиньоли в итальянской провинции Марчелата. Посетите сайт, sidecar.it, и вы не будете разочарованы — знание итальянского языка будет полезно, хотя картинки всё-таки нуждаются в небольшом объяснении.

Прикрепление коляски Если вы думаете о том, чтобы закрепить третье колесо на своем мотоцикле, вам лучше узнать все о схождении и развале и смещении колеса коляски относительно заднего колеса мотоцикла и о многих других измерениях. Относительно просто прицепить коляску, но непросто сделать это правильно. И если сделать всё неправильно, вы будете думать, почему эта чертова вещь так плохо едет. В этой стране коляску прикрепляют с правой стороны мотоцикла, позволяя водителю выглядывать вперед из-за грузовика и видеть, что там происходит. В Англии и других правосторонних странах, коляску крепят слева. Бедная английская девушка, чей бойфренд хочет проехать по континенту, потому что сейчас коляска с неправильной стороны, насколько водителю придётся высовываться увидеть, что за грузовиком.


Коляска типа equa-lean на повороте в долине Смерти в Калифорнии 1983 год Естественная физика мотоциклетного управления включая наклон, отменяется когда прикреплена коляска. Если только конечно у вас будет наклоняемая коляска, но не думаю, что кто-нибудь из производителей еще делает эту систему. Я прошел тысячу миль с коляской типа equa-lean 20 лет назад и мне очень понравилось. Но это, наверное, потому что в душе я больше мотоциклист, чем колясочник. Как только третье колесо прикреплено, фактор наклона уходит, и управление происходит поворотом переднего колеса. Поэтому мотоцикл с коляской управляется более по-автомобильному чем по-мотоциклетному.

Покупка или прикрепление коляски Серьёзно подумайте. Водить мотоцикл с коляской совсем другое, чем водить одиночку. На самом деле, вероятно, нет совсем ничего общего. Колясочники, как правило, приветливы и дружелюбны, поэтому я искренне советую новичку попытаться найти опытного наставника в окрестности и внимательно прислушаться к его советам. Самое большое собрание колясочников можно найти при помощи Американской Ассоциации Колясочников, которая устраивает ежегодные слеты и выпускает выходящий один раз в два месяца журнал Sidecarist. Связаться с ней можно через сайт sidecar.com Оставайтесь на связи и смотрите, если какой либо класс колясочников будет продаваться в вашей области. Подчеркну особенно: вы должны получить нужные инструкции.


БМВ с коляской Штайб Однако, насколько это возможно, я буду вам премного благодарен если вы начнете своё обучение без резких действий, и не будете переоценивать свои возможности. Самой большой проблемой является «подъем» коляски, который может произойти при движении в правом повороте или дуге. Простая физика объясняет то, что коляска поднимется вверх, а мотоцикл наклоняется в противоположном направлении от того, куда водитель хочет повернуть. Это весело для опытного колясочника и страшно для новичка, и его пассажиров. В 1997 году программа безопасности USCA Sidecar опубликовала 120-страничный фолиант, написанный в основном гениальным колясочником Дэвидом Хогом, названным «Вождение мотоцикла с коляской», 2-е издание.


Мотоцикл с коляской делает выезд на природу более приятным

оригинал статьи ridermagazine.com/2011/05/13/a-short-history-of-sidecars/

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]