Мотоциклы Иж, от первых моделей до наших дней
Иж берут начало своей истории в далёких 30-х годах прошлого века. В 1928-1929 годах были разработаны чертежи и опытные образцы первых моделей мотоциклов: Иж-1, Иж-2, Иж-3, Иж-4 и Иж-5.
Первые модели мотоциклов Иж
Д
анные модели производились в специальном цеху ижевского оружейного завода. Всего за несколько месяцев до начала Всесоюзного мотопробега, инженерам и конструкторам удалось разработать целых пять моделей мотоциклов для участия в этом мотопробеге.
В отличие от различных моделей того времени, конструкция и устройство первых мотоциклов иж были достаточно оригинальны и инновационны. Трёхступенчатая коробка передач, преимущественно V-образные двигатели с рабочими объёмами 500, 750 и 1200 кубических сантиметров, тяга на ведущее колесо передавалась по средству коленчатого вала, за исключением модели Иж-3, тяга на котором передавалась цепью. Крепкая штампованная рама, нижняя часть которой служила защитным корпусом для глушителя (эта черта присуща всем моделям первых прототипов мотоциклов ижевского завода), передняя вилка сочетала в себе конструкции параллелограмной и рычажной одновременно.
Все пять мотоциклов учавствовали во 2-м Всесоюзном мотопробеге, проходившем в период с сентября по октябрь в 1929 году. Удивителен тот факт, что в своём первом пробеге мотоциклы иж без труда преодолели планку в 3000 километров.
Однако продолжение данная история получила не сразу, так как после окончания мотопробега, ижевский завод получил очень крупный заказ. Это привело к тому, что главный инженер П.В. Можаров, разработавший чертежи и общую конструкцию для всех пяти первых моделей мотоциклов иж перебрался в Ленинград. Там он начал вести разработку нового мотоцикла, получившего название Л-300. Новую разработку он основывал на чертежах немецкой компании, которые он привёз из Германии, после прохождения практики за рубежом.
Начало серийного производства мотоциклов Иж
Ключевым моментом в истории мотоциклов ижевского завода стало решение экспертов из Президиума ВСНХ СССР о том, что крупный отечественный мотоциклетный завод следует построить именно в Ижевске. В городе для этого были все необходимые мощности и специалисты, имеющие высокую квалификацию.
Спустя некоторое время, на основе оружейной фабрики на улице Базарной началось создание Опытного мотоциклетного завода. К началу мая 1933 года, на построенном заводе было произведено 4 мотоцикла НАТИ-А-750, разработанный всё тем же Можаровым. В то же время велась работа над продолжением линейки мотоциклов иж, первым шагом к которому стал мотоцикл Иж-7, основанный на документах и чертежах, привезённых из Ленинграда. Это были практически копии модели Л-300, с 2-х тактным 1-о цилиндровым двигателем, трёхступенчатой коробкой передач, цепной передачей и уже привычная штампованная рама. В конечном итоге Иж-7 оказался одной из самых удачных моделей разработанных за период старта завода и был избран флагманом, предназначенным для серийного производства. В 1934 году, мотоциклетный завод набрал обороты и выпустил уже 111 мотоциклов.
Четыре года подряд, вплоть до 1938 года, мотоцикл Иж-7 был фаворитом. Однако на смену пришла новая модель в лице Иж-8. Улучшили систему зажигания и устройство электропроводки, улучшили также и технические характеристики 300 кубового двигателя, за счёт чего выросла его мощность до 8-и л.с. Через два года, в 1940-м году началось производство модели Иж-9, мощность двигателя которого составляла уже 9 л.с. В том же году из Ленинграда пришли документы и чертежи мотоцикла Л-8, который оснащался уже 4-х тактным двигателем с рабочим объемом в 348 кубиков и мощностью в 13, 5 лошадиных сил. Мотоциклы иж получили новое дыхание и для разработки новой модели решили использовать ходовую от модели Иж-9. Получившийся в результате мотоцикл получил название Иж-12, производство которого должно было начаться летом в 1941 году. Однако развернувшаяся война остановила дальнейшее развитие мотоциклетной промышленности.
Послевоенный период в истории мотоциклов Иж
В 1946 году завод восстанавливает работу и свои мощности, получив немецкие чертежи, технологии и оборудование, вывезенные из Германии после её поражения. Начинается работа по производству новой модели Иж-350, основанной на немецкой модели мотоцикла DKW-350. После адаптации под советские электроприборы и оборудование, мотоцикл получился современным и в то же время достаточно простым для того времени. Мотоцикл начали собирать на оружейном заводе.
С 40-х по 60-е года, советские конструкторы сделали ощутимый скачок в создании спортивных мотоциклов. Даже несмотря на то, что они основывались на полностью дорожных и заводских моделях, результаты восхищали. Так, в 1948 году был разработан и произведён мотоцикл Иж-350С, который получил вилку телескоп, в отличие от уже устаревшей параллелограмной вилки. Улучшились так же подвеска и технические характеристики двигателя, что дало прирост мощности, которая увеличилась и дошла до 14 лошадиных сил. Пятидесятые года были богаты на новшества в разработках, так были разработаны модели Иж-49, Иж-50, Иж-54 и Иж-55. Росла и мощность мотоциклов иж, вплоть до 18 лошадиных сил.
В 1962 году начинается производство мотоцикла иж планета, который был максимально унифицирован с моделью Иж-Юпитер. Нововведения в использовании материалов и конструкции деталей поршневой группы, при помощи контактно-масляного воздухоочистителя, увеличили срок работы цилиндра и деталей поршневой группы более чем в полтора раза. В течение 70х годов, были разработаны мотоциклы Иж Планета-2, Иж Юпитер-2, Иж Планета-3, Иж Юпитер-3, Иж Юпитер-3К и Иж Планета Спорт. Самым ярким достижением конструкторов стал мотоцикл Иж Юпитер-3, мощность которого в сравнении с его предшественниками возросла практически на 40%. Модели Иж Планета-3, Иж Юпитер-3 получили государственный знак качества СССР и в 1975 году их выпускали уже по 250 тысяч мотоциклов в год.
В течение следующих двадцати пяти лет, мотоциклетный Ижевский завод наращивал мощности, улучшая уже существующие модели и разрабатывая новые. В 2000 году в заводском исполнении появился первый мотоцикл иж в стиле чоппер. Это был Иж 6.113-05 Юнкер.
Позже, в 2008 году, из-за больших экономических трудностей предприятие ИЖМото было законсервировано, большая часть мощностей завода была распродана в помощь по уплате задолженностей перед кредиторами.
P.S. В 2009 году, а именно в сентябре у ИЖМото была крупная дата. Ровно 80 лет с момента выпуска первого мотоцикла Иж-1.
Полная история мотоциклов «ИЖ»
Источник
История мотоциклов ИЖ
В 1929 году, на базе предприятия «Ижсталь», было принято решение о создании экспериментальных мастерских, где были произведены 5 мотоциклов марки «ИЖ».
Во главе коллектива мастеров был поставлен талантливый инженер П.В.Мажаров, прошедший до этого стажировку в Германии. Именно его можно называть крестным отцом линейки мотоциклов ИЖ советского производства.
Всего за несколько месяцев до старта мотопробега по территории Советского Союза, инженеры смогли разработать пять моделей мотоциклов для участия в нем. Отличием от уже существующих моделей была оригинальность и неповторимость конструкции устройств на них.
Мотоцикл ИЖ советского производства
Технические параметры. В качестве силовой установки на них использовался V-образный двигатель, объем различных вариаций которого составлял 500, 750 или 1200 куб.см. Эта модель имела крепкую цепную штампованную раму, выполнявшую роль глушителя. Все 5 созданных единиц принимали участие во всесоюзном мотопробеге, который проходил с сентября по октябрь 1929 года.
Интересным является тот факт, что уже в первом своем пробеге мотоциклы смогли с легкостью преодолеть дистанцию в 3 тысячи километров. Спустя немного времени Мажаров перебрался в Ленинград, где принялся за разработку новой модели, получившей название L300.
Успехи создателя мотоциклов привели к тому, что модель привлекла внимание членов совета народных комиссаров. Но постройку предприятия было решено начать именно в Ижевске, так как на этом настаивал сам Сталин. Будущему предприятию было дано название «Опытный мотоциклетный завод».
Уже в 1933 году на нем были собраны первые модели мотоциклов ПМЗ А 750.
ИЖ7. Запуск производства этого мотоцикла был осуществлен в том же году. Он представлял собой практически точную копию мотоцикла L300. В качестве силовой установки на нем использовался двухтактный двигатель, объемом 300 куб. см, и трехскоростной коробкой передач. Впоследствии были выпущены модели «ИЖ-8» и «ИЖ-9», особенностью которых была увеличенная мощность до 8, а затем до 13,5 л.с.
ИЖ-56
Золотые годы. После окончания Второй мировой войны, в 50-60 годы, началась золотая эпоха производства мотоциклов на Ижевском заводе. Были выпушены ИЖ 49, ставший самой популярной моделью советской молодежи, а позже ИЖ 50, ИЖ 54 и ИЖ 55. Начиная с 1962 года, стартовал выпуск моделей «ИЖ Юпитер» и «ИЖ Планета», общее число произведенных единиц которых составило порядка 7 миллионов штук. Новые решения конструкторов позволили почти в два раза повысить срок службы силовой установки, а также общую надежность.
ИЖ-Планета 5
В 70-е годы появились модели ИЖ Планета 2 ИЖ, планета-3, Иж Юпитер -2 и ИЖ Юпитер -3. Позже с конвейера выходит первый спортивный мотоцикл Планета Спорт, получивший статус легендарного. Общий объем выпускаемых мотоциклов превышает 250 тысяч в год.
ИЖ-Планета Спорт
Заключение. Для модели ИЖ этот период стал началом кризиса, проявление которого только усилилось в 80-е годы, когда завод уже не мог составлять конкуренцию набравшему ход автопрому. В 90-2000 года кризис предприятия только затянулся, и в 2009 году оно окончательно было признано банкротом.