Из чего состоит полная электросхема на мотороллере Муравей и какие бывают неисправности

Современная молодёжь вряд ли знает, что такое Муравей. Для выходцев из СССР это один из самых популярных помощников на огороде, а также востребованное двухколёсное транспортное средство.

Несмотря на то, что сборка началась ещё в 1959 году, а последние экземпляры выпустили в 1995 году, мотороллеры всё равно пользуются спросом.

Важным преимуществом можно назвать элементарную электросхему. И действительно, среди электрооборудования на мотороллере Муравей с завода не предусмотрено ничего сложного и необычного. Всё стандартно, хоть и достаточно бедно. Зато это в значительной мере упрощает вопрос обслуживания и ремонта без привлечения специалистов.

Схема электрооборудования

Даже если рассматривать полное описание, то имеющаяся электрическая схема для мотороллера типа Муравей 2М, как и других модификаций, выглядит просто на фоне современных мопедов, мотоциклов и мотороллеров.

На Муравьях используется контактная схема зажигания. Если настройки сбиваются, тогда регулировка проводится вручную.

Любой профильный специалист отнесёт электрическую схему на мотороллерах Муравей к категории простых и даже примитивных.

Вы сами можете в этом убедиться. Достаточно лишь взглянуть на то, из чего состоит схема проводки и какие компоненты в себя включает мотороллер Муравей.

Стандартная, то есть заводская электросхема советского мотороллера Муравья, если не учитывать доработки владельцев, будет состоять из:

  • аккумуляторной питающей батареи;

  • спидометра;
  • поворотных указателей (сигналы);
  • лампы подсветки спидометра;
  • свечи зажигания;
  • катушки системы зажигания;

  • конденсатора;
  • переключателя дальнего и ближнего света с клавишей звукового сигнала;
  • лампы стояночного переднего фонаря;
  • лампы дальнего и ближнего света;
  • переключателя поворотных сигналов;

  • звуковой сигнализации;
  • реле-прерывателя для поворотников;
  • коммутационной панели;
  • включателя лампы для ночного времени суток;
  • контрольной лампы проверки генераторного узла;
  • лампы включения нейтральной скорости;
  • датчика выбора нейтральной передачи;
  • муфты;
  • династартера;

  • прерывателя для зажигания;
  • замка системы зажигания;
  • предохранителя номиналом 8 А;
  • включителя для стоп-сигналов;
  • реле-регулятора;

  • лампы стоп сигнала;
  • лампочки заднего стояночного тормоза;
  • коммутаторной колодки.

Именно так выглядит принципиальная стандартная электрическая схема, которая и формирует собой мотороллер Муравей.

Кому-то может показаться, что здесь достаточно много элементов. На самом деле это предельно простая и понятная схема, освоить которую не составит проблем даже новичку.

Вот почему те владельцы мотороллера Муравей, которым знакома схема штатной электропроводки, могут проводить работы по ремонту, настройке и замене элементов своими руками. Здесь не нужны навыки и знания профессионального электрика, который разбирается в современных автомобилях и мототехнике. Достаточно взглянуть на схему, почитать руководство по эксплуатации и можно смело приступать к решению всех проблем своими силами.

Минимальное электрооборудование можно считать преимуществом и недостатком мотороллера Муравей одновременно. Тут уже каждый сам для себя решает, с какой стороны смотреть на эту особенность двухколёсной техники.

Где выгоднее приобрести запчасти на мотороллер «Муравей»

Многие российские компании-поставщики занимаются реализацией деталей и комплектующих для мототехники. Некоторые из них напрямую контактируют с производителями и предлагают действительно достойные запчасти на мотороллер «Муравей». При выборе поставщика учитывайте его репутацию, ассортимент, профессионализм сотрудников. Не все компании работают по всей стране, предпочитая обслуживать только близких клиентов. А, например, интернет-магазин «МотоИмпорт» обеспечивает доставку запчастей в любой регион России. И выбор деталей для мотороллера «Муравей» у них довольно широкий.

Функции и задачи электросхемы

Ознакомившись с электросхемой, актуальной для мотороллеров Муравей, также стоит рассказать о том, какие функции и задачи она выполняет.

Да, компонентов здесь не так много. Фактически производитель использовал лишь самые основные элементы, необходимые для выполнения поставленных перед Муравьём задач.

Поэтому схема ориентирована на 3 задачи:

  • Воспламенение топливовоздушной смеси в цилиндрах. Здесь используется карбюраторный мотор. Когда происходит воспламенение, начинает двигаться поршень. Он передаёт вращательный момент на маховик. Это обеспечивает движение мотороллера.

  • Запуск холодного и прогретого двигателя. Не последнюю роль здесь играет аккумулятор, а также чистая и исправная свеча зажигания.
  • Подача электрического тока потребителям. Это осветительные приборы, лампы приборной панели, а также сигналы и звуковое устройство.

Фактически всё электрооборудование соединяется между собой одним проводом. В качестве второго условного провода выступает металлический кузов мотороллера.

С завода на мотороллере делали очень качественную изоляцию проводки. Это обусловлено тем, что мотороллерам Муравей предстояло работать в тяжёлых условиях.

В обслуживании нет ничего принципиально сложного. Обычно достаточно периодически очищать контактные клеммы, а также проверять электросхему мультиметром.

Если какой-то компонент электросхемы вышел из строя, нужно определить источник неисправности, устранить его и восстановить. Всё это владелец мотороллера Муравей вполне может сделать своими руками.

Самодельный Регулятор Напряжения

добрый день всем! Не думал, что решу написать, но случай заставил это сделать… Суть — самодельный регулятор! Сам лично перепаял штук 10 со схемой на 3х диодных мостах. Ставил на СУЗУКИ GSX-R600. Первое паял и потом связывался с Человеком из Украины, который или придумал эту схему, или является его последователем по первой линии. Перепроверили всЁ и он работал, но ужасно грелся. Вернее, заметно грелся. Но работал. Был внешне неказист, что мне не нравилось. Потом собрал еще в разных вариациях, но они все странно работали. То напряжение было нестабильно на 14,2, то вообще падало ло 12,5 на повышенных оборотах. Стал решать решение. Собрал из трех частей — мосты, симисторы и сопротивления, управление, чтобы можно было найти ошибку и менять, понимая колебания сборки. Всё сводилось к тому, что с высокой долей вероятности принципиальность работы зависела от состояния самой основной схемы. Есть ксенон или нет, обороты, состояние проводки — дождь, сухо, влияние электронных систем мотоцикла на регулятор… В итоге, работало, но не корректно. Связался с людьми, которые занимаются этим уже лет 8-10. И не просто, а программируют и адаптируют. Кроме того, электронщики, понимающие именно допустимость параметров и скорости срабатывания элементов, ампераж и мощности… ИТОГ: купил реде-регулятор на 40 ампер с высокооборотистого мотоцикла (супер-байк BMW S1000RR — штатно устанавливается на ДУКАТИ, КАВАСАКИ и т.д с объемом от 800-1000 и до 1400). Обошлось в 2700 рублей. Поставил. На низах вообще холодное, при 4000-5000 оборотов, пока возможно не оглохнуть в гараже, чуть греется. Это без ближнего света. Работа в пределах 14,2-13,9. На высоких оборотах немного растет — до 14,3-14,4 — показания в цепи, в районе нагрузки освещения. Добавил ближний. Характеристики не поменялись. На аккумуляторе — 14,06-14,2. Добавил дальний. Просто упало напряжение до 12,8 в цепи (но это + 2е лампы на 12 V, 55W). Возможно, что данное реле немного слабовато по силе тока для моего мота, но работает исправно и адекватно. На аккуме всё по-прежнему стабильно, 13,7-14,2. Аккумулятор новый! Это реле-регулятор шунтирующего типа — принято производителем техники, как штатное (есть еще и не шунтирующего — более энерго-тепло адекватное)! ДУМАЙТЕ, ВЫБИРАЙТЕ! Для Простеньких мотов (или аналоговых чопперов) и скутеров без серьезной электроники, возможно, самодельное реле актуально, но если у вас СУПЕР-БАЙК или СПОРТ-БАЙК! Пожалейте свои нервы и своего верного друга! Это мой вам совет! — ФАКТ ИЗ ЛИЧНОГО ОПЫТА!

Ответить

Возможные неисправности

Если говорить об основных возможных неисправностях со стороны электрооборудования мотороллера Муравей, то их можно разделить на несколько категорий.

  • Механические поломки. Это результат естественного износа, перегорания обмоток и разрушения контактных групп. Устраняются неисправности вручную. Требуется заменить компоненты или восстановить контакты методом пайки.
  • Конструкционные. Сюда можно отнести все поломки, связанные с особенностями конструкции электрооборудования.

  • Выход из строя реле-регулятора. Довольно распространённая неисправность, с которой сталкивались практически все владельцы Муравья. Но плюс в том, что устранить её довольно просто.

Наиболее неприятными являются поломки, которые имеют механический характер. Чаще всего на мотороллерах Муравей происходит замыкание между витками, сгорает обмотка, изнашивается или разрушается коллектор.

А вот с износом и зависанием щёток, загрязнением коллектора, обрывом и окислением проводов, как и клемм, удаётся справиться без лишних хлопот.

Это сложная или простая электросхема? Кто сталкивался с поломками электрооборудования на Муравье? Как их устраняли?

Зачем нужно реле зарядки и как его проверить

Реле зарядки отвечает за стабилизацию напряжения в мотороллере. Его неисправность способна создать серьезные проблемы владельцу транспортного средства. Первым признаком поломки является выгорание света — на лампы поступает повышенное напряжение вместо привычных 12 В. В дальнейшем выходит из строя аккумулятор. И даже если вы после этого поменяете реле, изменения, произошедшие в батареи, уже необратимы, и срок ее службы будет существенно сокращен.

Проверка регулятора напряжения производится с помощью мультиметра. Его подключают к разным участкам цепи и изучают показатели тока. Основные моменты:

  • на холостом ходу значение на стабилизаторе должно быть меньше 15 В;
  • на осветительных приборах стандартное напряжение — 12 В;
  • такое же значение характерно для общей сети мотороллера без нагрузки.

Обращайте внимание на тип тока (постоянный или переменный) при выполнении измерений мультиметром — правильно переключайте режимы работы прибора, чтобы быть уверенными в точности полученных данных. Если на контакты аккумуляторной батареи не подается заряд, придется менять реле-регулятор. Сделать это можно и самостоятельно. Главное — использовать качественные запчасти на мотороллер «Муравей».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]