Обзор наушников Etymotic ER-4 — четверть века на рынке IEM


Как и в любой другой технике, в мире наушников есть свои легенды, завоевавшие мировое признание и проданные большими тиражами (либо, наоборот, оставшиеся штучным и редким явлением). Легенды бывают дутые, выехавшие на рекламе, такие как Beats, а бывают и те, кто всю свою популярность реально заслужил. Сегодня я расскажу про, пожалуй, самые знаменитые внутриканальные мониторы — Etymotic ER-4.

Как-то часто последнее время я пишу подобное вступление, но компания Etymotic Research начинала с изготовления устройств для слухопротезирования и аудиометрии. Основанная в 1983 году, уже в 1984 компания представила первые внутриканальные наушники, явившись фактически изобретателем подобного формфактора. Модели ER с индексами от 1 до 3 предназначались для аудиометрии и лабораторных исследований слуха, музыку слушать в них было спорным удовольствием, но в 1991 году все изменилось, были представлены Etymotic ER-4, ставшие эталоном IEM на многие годы.


Первые Etymotic ER-4 были без буквенного индекса, но они соответствуют нынешним ER-4B, они предназначались в первую очередь для прослушивания речи (буква B в индексе от слова binaural), но для остальной музыки в них было многовато ВЧ. Исправить это была призвана модель ER-4S (от слова stereo), именно ей и суждено было стать эталоном линейки. Позже, по мере роста популярности портативных аудиоустройств, в Etymotic выпустили модель ER-4P («portable»), которая отличалась меньшим количеством ВЧ и пониженным импедансом. Фанаты марки обычно считают версию P «не каноничной», хотя на самом деле вы можете иметь обе версии сразу.

Одной из интересных особенностей ER-4 является то, что модели P и S легко превращаются друг в друга, вся их разница состоит в резисторах, установленных в кабеле, так что простой сменой последнего можно тюнинговать их звук. Etymotic даже предлагают 75Ω переходник, позволяющий превратить версию P в S. Так как «фирменный» переходник стоит очень дорого, на рынке полно решений от народных умельцев, да и на eBay можно отыскать множество вариантов по весьма скромным ценам. К сожалению, версия B не поддается такой модификации, так как использует еще и конденсаторы, установленные в самих корпусах наушников.


В ходе развития изменения претерпевал и внешний вид. Самые первые модификации отличались цветными вилками сменного кабеля, а их комплектный провод был прямым. Потом кабель сделали витым, для борьбы с микрофонным эффектом, а современные модификации уже выпускаются полностью в черном цвете. Это, кстати, единственные изменения, которые претерпела модель. Только вдумайтесь, наушники выпускаются 24 года, в следующем году отметят юбилей в четверть века, а все, что в них менялось — это кабель. При этом они остаются актуальными даже в наш век многодрайверов, гибридов, трехмерной печати, мембран из нанополимеров и прочих достижений хайтек.

Розничная цена Etymotic ER-4 уже много лет составляет 300 долларов. В 1991 году это была огромная сумма, расстаться с которой могли себе позволить в основном профессионалы, работающие со звуком и совсем уж отъявленные меломаны. В наше время это уже вполне себе средняя цена для хороших наушников. Например, вот тут можно приобрести модель ER-4PT (P-версия с адаптером для превращения в S вариант) всего за 17 000 рублей.

Для кого

Такой мотоцикл подойдет, вероятно, тем, кому вовсе не нужна высокая скорость, но прельщает нечто спортивное в экстерьере байка. Если нравятся современные стильные двухколёсные мотоциклы, а перемещаться нужно лишь по городу, вряд ли может быть лучший вариант, чем вот такой нейкед.

Основными достоинствами Кавасаки ЕР-4 являются:

  • стильный облик под стать своему классу;
  • хорошие данные, делающие его одним из быстрейших в классе;
  • сбалансированность элементов и комфорт при езде.

Kawasaki ER-4 – воплощение дизайнерского гения, ведь нет в экстерьере машины ни одной мелочи, к которой можно было бы придраться. Вряд ли можно подыскать лучший байк, если хочется разъезжать на красивом и мощном мотоцикле в городской черте.

Упаковка и комплект поставки

Мне моя пара Etymotic досталась прямиком со вторичного рынка, так что внешний вид коробки и комплект поставки немного потеряли свою новизну, но в целом упаковка ER-4 просто отличная. Они продаются в пластиковом боксе, поверх которого надета картонная «суперобложка». Внутри коробки находится вставка, в прорезях которой аккуратно разложены все аксессуары. Помимо самих наушников, в комплекте с ними вы получите:

  • чехольчик на змейке для транспортировки
  • две пары больших трехфланцевых насадок
  • пару мелких трехфланцевых насадок
  • две пары цилиндрических пенных насадок
  • две пары пенных насадок грибообразной формы
  • переходник на 6,3 мм
  • прищепку для крепления кабеля к одежде
  • инструмент для смены фильтров и сами сменные фильтры
  • инструкцию


Как видите, комплект поставки шикарный, хотя насадки сильно нестандартные. Все они направлены на обеспечение максимального качества музыки и высокой звукоизоляции.

Технические характеристики

По своим техническим параметрам мотоцикл опережает многих представителей своего класса. Он способен демонстрировать мощь и скорость, присущие скорее спортивным байкам, нежели нейкедам вроде этого.

Также хороша модель и тем, что все компоненты прекрасно сочетаются один с другим, и нет никакой дисгармонии между ними. В меру мощный двигатель, прекрасно подобранная трансмиссия, соответствующие тормоза и ходовая часть – всё это есть в ЕР-4.

Рестайлинг

Процедура обновления BMW 4-Series проведена в 2022 году. Снаружи изменилась конфигурация оптики головного освещения (светодиоды вместо биксенона), бамперы, дизайн колесных дисков. Внутри обновились отделочные материалы, щиток панели приборов, рулевое колесо, а также система iDrive.

В частности, интегрирована новая система навигации Professional. Интерфейс iDrive стал более оптимизированным и понятным с точки зрения ее использования. Что касается «железа», то технические характеристики изменений не претерпели за тем исключением, что из дизельной гаммы двигателей исчезла 184-х сильная установка.

Двигатель

Мотоцикл обладает довольно мощным мотором, который по типу своему рядный, четырехтактный, двухцилиндровый. Рабочий объём его составляет 399 кубических сантиметров. Двигатель показывает впечатляющие результаты как при ускорении мотоцикла, так и по максимальному значению скорости.

Всего за 5,5 секунд байк разгоняется до 100 километров в час. Максимальная скорость мотоцикла достигает 170 километров в один час. Это немалый показатель для машины этого класса. Если бы двигатель был еще более мощным, то байк бы уже выходил за рамки своего класса, и это могло бы стать серьёзным его недостатком.

Такие данные байк показывает за счёт хороших двух основных характеристик двигателя. Его крутящий момент на пике своём составляет 37 ньютон-метров. При этом число оборотов – 7500 в минуту. Максимальная же мощность составляет 44 лошадиных силы при 9500 оборотов в минуту.

История создания и производства

Самолёт спроектирован в ОКБ-240 под руководством В. Г. Ермолаева. он стал развитием пассажирского самолёта «Сталь-7», сконструированного в НИИ ГВФ авиаконструктором Р. Л. Бартини. Один из немногих дальних бомбардировщиков своего времени с дизельным авиационным двигателем АЧ-30 конструкции А. Д. Чаромского[2].

Опытный ДБ-240 впервые поднялся в воздух 14 мая 1940 года.

Серийное производство начато в октябре 1940 года. Ер-2 выпускался на заводах № 18 в Воронеже и № 39 в Иркутске.
Производство Ер-2 (по данным заводов)

Производитель1941194319441945Всего
№ 18 (Воронеж)7171
№ 39 (Иркутск)2148241391

Из 71 самолета, выпущенного в Воронеже в 1941 году, 7 были сделаны в апреле, 10 в мае, 25 в июне и последние 29 в июле.
Производство в 1945 году

КварталIIIIIIВсего
Ер-21089835241
Этот раздел не завершён.

Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Стоимость

Самолёт Ер-2 (2АЧ-30Б) производства завода №39, отпускался по цене за одно изделие 875 тысяч рублей (это за планер с оборудованием без моторов, цены за второй квартал 1945 года)[3].

Размеры и масса

По снаряжённому весу своему байк составляет 199 килограмм, однако если в модель встроена ABS, то вес будет 203 килограмма. Это сравнительно небольшая разница. Достаточно весомый, но и не слишком тяжёлый. Таким и должен быть городской мотоцикл.

В длину байк достигает 2100 миллиметров. Это средний параметр; такой длиной могут обладать как городские байки и круизеры, так и спортивные мотоциклы. Ширина его составляет 760 миллиметров, а высота – 1100 миллиметров. Высота мотоцикла по седлу – 785 миллиметров.

Емкость бака достигает 15 литров. На 100 километров дороги байк расходует всего лишь 2,66 литров топлива, то есть без подзаправки можно прокатиться целых 500 километров, а это впечатляет. Габариты удовлетворяют потребностям целевой аудитории этой модели и класса мотоциклов в целом.

Дизайн и удобство ношения

Внешний вид ER-4 весьма спартанский и по нынешним временам не поражает воображение. Сами наушники — это небольшой толщины черные цилиндры, в одном торце которых расположен тонкий звуковод, а с другой — гнезда для подключения кабеля. Внутренняя конструкция наушников — максимально проста, один излучатель на канал, плюс фильтр в звуководе.

Фильтры в ER-4 сменные, по мере их загрязнения ушной серой вы можете с легкостью осуществить замену, используя комплектный инструмент. Заказать же новые фильтры можно на сайте самих Etymotic (народные умельцы промывают фильтры, используя шприц, но я предпочитаю просто покупать новые, тем более менять их надо не так часто).


Данные наушники стали не только первыми универсальными арматурными IEM, но и первыми наушниками со сменным кабелем. Используется собственный, ни с чем не совместимый разъем с двумя пинами разной толщины (чтобы исключить неправильное подключение и проблемы с несовпадением фазы излучателей). Несмотря на витую конструкцию, стоковый кабель наушников достаточно сильно шумит от трения об одежду, да и твердеет на морозе весьма ощутимо, поэтому многие заказывают для данной модели сменные провода. Я так же заказал изготовление кабеля в Era-in-ear, и использую ER-4 с продуктом их изготовления. При заушной посадке микрофонный эффект практически отсутствует, а легкость кабеля добавляет удобства при ношении.

Для получения того звука, который задуман инженерами Etymotic, ER-4 необходимо разместить очень глубоко в ушах, эти наушники, пожалуй, рекордсмены по глубине посадки. Комплектные насадки не сильно способствуют этому процессу, поэтому данные наушники подойдут далеко не всем, многие просто не могут их носить. Если же ваши уши с ними сдружились, взамен вы получите звукоизоляцию, близкую к максимально возможной. Комплектные серые трехфланцевые насадки, называемые обычно «елками» позволяют наслаждаться музыкой ER-4 где угодно, начиная с поезда метро и заканчивая турбиной самолета. В зависимости от насадок, звукоизоляция составляет от 35 до 42 дБ.

В Интернете я встречал совет использовать детское масло для размягчения трехфланцевой насадки, надо аккуратно нанести его на сами фланцы, стараясь избегать попадания на центральную трубку насадки (она должна остаться жесткой для надежности фиксации). Я этим не заморачивался, где-то за 3 дня то ли уши привыкли, то ли насадка размягчилась сама по себе.

Ходовая часть и тормоза

Мотоцикл имеет стальную раму, которая выполнена именно в таком дизайне, который наиболее подходит для городского байка. Она стильная, но в то же время не выглядит слишком уж броско. Байк не вызывает того трепетного чувства, которое может возникнуть при взгляде на ретро-классику; однако он и не взывает к тем эмоциям, которые могут нахлынуть при созерцании яркого спортивного байка.

В роли задней подвески выступает моноамортизатор, имеющий ход в 130 миллиметров. В роли передней же подвески тут телескопическая вилка габаритами в 41 миллиметр и с ходом в 125 миллиметров. Этого достаточно для такого нейкеда. Вероятно, лучших подвесок было бы и не подобрать.

Диски у мотоцикла литые, но сложно назвать их спортивными. Нет, это просто стильные современные колёсные диски без намёка на спорт или, тем более, на классику. Впрочем, есть мнение, что классике к лицу спицованные диски. С этой точки зрения ЕР-4, конечно же, больше похож на классический байк.

Средних размеров руль позволяет прекрасно управлять машиной на разных скоростях. Очень стильными выглядят ручки, под стать общему дизайну мотоцикла. Таким рулём весьма комфортно пользоваться.

Задние тормоза представлены одним диском диаметром в 220 миллиметров, а также однопоршневым суппортом. Передние тормоза – два диска, по 300 миллиметров каждый, а также двухпоршневые суппорты.

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование:

  • Yulong DA8 в роли ЦАП и усилителя
  • CEntrance Mini-M8 в роли ЦАП и усилителя
  • Apple MacBook Pro Retina 2013 в роли источника
  • Fidelia в роли плеера
  • Fiio X3-2 и QLS QA360 в роли портативных плееров
  • VSonic Gr01 и HiFiMan Re600 в роли наушников для сравнения
  • Записи высокого разрешения в Lossless-форматах (Dr. Chesky The Ultimate Headphone Demonstration Disc и другие)

Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 48 часов.

Звук ER-4 очень сильно зависит от используемых насадок, поэтому описание звука ниже сделано для версии S (100Ω) с большими серыми трехфланцевыми насадками.


В общем-то, по звуку продукт Etymotic не похож практически ни на что. Использование одного единственного излучателя со сбалансированным якорем на канал привело к тому, что они обладают абсолютно невероятной скоростью и разрешением, но при этом их звук легковесен, особенно на НЧ ему не хватает телесности. Но главная цель, которую ставили перед собой разработчики, ими все же достигнута — естественность и натуральность ER-4 не знает равных.

Бас великолепен по разрешению, скорости и очерченности, если позволяет источник, он здорово контролируется и абсолютно четко остается на своем месте. Более чем достаточно его и в количественном отношении, глубина также не заставляет желать большего. В то же время ему не хватает плотности и напора, маленький арматурный драйвер просто не может «прокачать» через тонкий звуковод достаточно воздуха для создания нужного давления. Ситуация с басом чем-то напоминает историю с Sennheiser HD-800. Для улучшения ситуации рекомендуется как можно глубже размещать ER-4 в ушах.

Средние частоты — настолько идеальны, насколько они вообще могут быть у наушников подобного форм-фактора. Благодаря великолепному разрешению и скорости они запредельно четко передают малейшие нюансы записи, треки, ориентированные на СЧ звучат очень живо и натурально. Объем передается очень хорошо, как по ширине, так и по высоте. Треки с объемными эффектами (типа тех же Yello) поражают воображение, записи с большим количеством инструментов и объемными помещениями — также откроются с новой стороны. Очень хороши ER-4 и в передаче вокала, но тут уже надо следить за тем, чтобы записи были качественными.

Верхние частоты достаточно ровные, без излишних акцентов и резкости, хотя по современным меркам ER-4 все-таки являются наушниками яркими. Последние годы производители наушников очень часто «заваливают» ВЧ-диапазон для достижения расслабленного и мягкого звучания, это привело к появлению отдельного движения ВЧ-фобов, панически боящихся любого проявления верхнечастотного диапазона. В то же время верхние частоты — неотъемлемая часть звука, и на некоторых записях они просто должны быть. Например, великая «Seventh Son of a Seventh Son» Iron Maiden записана ярко, и голос Диккенсона там порой почти срывается в откровенные сибилянты, а наушники, которые этого не отыгрывают, — фактически не справляются с корректной передачей ВЧ.


В общем, ER-4S наушники откровенно мониторные, созданные для любителей естественной и неискаженной передачи.

ER-4P с уменьшенным импедансом и немного приглушенными ВЧ котируется среди любителей звука меньше, поскольку количественно уменьшенные ВЧ приводят к ухудшению объемности звука и наушники теряют в натуральности. Кроме того, акцентируется НЧ диапазон, и недостаток его телесности становится более заметным.

Состоял на вооружении

Дальний бомбардировщик состоял на вооружении в формированиях авиации РККА и РККФ ВС Союза ССР:

  • 16-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия 326-й бомбардировочный авиационный полк
  • 18-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия
      327-й бомбардировочный авиационный полк
  • 328-й бомбардировочный авиационный полк
  • 329-й бомбардировочный авиационный полк
  • 332-й бомбардировочный авиационный полк
  • 50-я авиационная дивизия дальнего действия
      333-й бомбардировочный авиационный полк
  • 81-я дальняя бомбардировочная авиационная дивизия
      420-й дальнебомбардировочный авиационный полк
  • 421-й дальнебомбардировочный авиационный полк
  • Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]