В советское время было немало попыток использовать трофейные чертежи немецкой техники для создания качественного и недорогого отечественного мотоцикла. Но были и случаи, когда инженеры, имея достаточный опыт и багаж знаний, пытались создать что-то своё, лишь опираясь на те технологии, что были получены извне. Такие попытки не всегда были успешными, но некоторым из них удалось пережить «смутное время» и их «потомки» производятся до сих пор.
«Восход» — это торговая марка, принадлежащая Заводу имени Дегтярёва (ЗиД). Производство началось с выпуска техники, повторявшей разработку Ковровского завода. Модель К-175, взятая за основу, производилась серийно, в период с 57 по 65 годы.
Основные характеристики Восхода 3 М
Технические характеристики «Восход З М» приятно радуют, позволяя совершать прогулки как по трассе, так и по просёлочным дорогам.
Протяжённость базы от колеса до колеса, метры 1,3
Внешние показатели размеров (длина/ширина/высота), метры | 2,0/0,76/1,09 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Сухой вес, килограммы | 122 | Движок | Один цилиндр на два такта, ёмкостью 173 см3 | Система охлаждения | Воздух | Предлагаемая мощь на 5600 оборотах в минуту | 15 лошадиных сил | Крутящий момент на 5200 оборотах в минуту | Достигает отметки в 16 Нм | Скоростной максимум | 110 километров в час | Расход горючего, литры | 4,2 на километражную сотню | Генератор | 12 вольт | Передняя подвеска | Вилка-телескоп, ход—1,6 см | Задняя подвеска | Маятник по углом в 20 Градусов давал ход на 8,5 см | Тормозной механизм | Барабаны, с диаметром 16 сантиметров, имел индикатор колодочной выработки | Клиренс | 12,5 сантиметров | Нагрузочный предел | 160 килограмм | Объём топливного бака | 14 литров | КПП | Четырёхступенчатая | Колёса | Спицованные, шины камерные, 16 дюймов |
Мотоцикл Восход-3М: технические и внешние характеристики, плюсы и минусы, варианты тюнинга
Советский дорожный мотоцикл Восход-ЗМ не случайно помнят и ценят до сих пор отечественные мотолюбители. Советские подростки были свидетелями его высокой популярности. Лёгкий вес мотоцикла позволяет ему выдерживать нагрузку в 160 кг. Несмотря на достойное качество и надёжную систему безопасности он снят с производства в 1993 году.
Немного магии
Хотя байк «Восход» сложно превратить, даже самым современным тюнингом, во что-то более современное и сверхмощное, но, тем не менее, истинные фанаты серии всё же не теряют надежд и тюнингуют каждый на свой лад. На многочисленных фото «Восход 3 М» можно наблюдать следующие варианты модификаций:
- приближают к классу «спорт»:
- подняв задние амортизаторы;
- меняют колено выхлопа, перемещая её чуть выше и заменить диаметр трубы на больший;
- позволяет усилить мощность;
- вариация «чоппера» можно увидеть на видео «Восход 3 М»:
- зад опускают, вилку и колесо заменяют на широкие варианты;
- меняют угол наклона передней вилки;
- цилиндровые крышки одевают в хром;
- меняют руль на «чоперовский», а также не забывают о панели приборов, фарах и резине;
- смена воздушного фильтра на поролоновые элементы получаем усиление движка;
- не забывают и об аэродинамике.
Мото-Ковров
«ВОСХОД»
Осуществляя директивы партии по внедрению достижений научно-технического прогресса, ковровские мотоциклостроители приступили к созданию более современной машины. Конструкторы стремились приблизить разрабатываемую модель к лучшим зарубежным образцам. И они этого добились.
12 октября 1964 года был запущен космический корабль «Восход» — первый в мире многоместный аппарат – с экипажем в составе космонавта-пилота Комарова, конструктора Феоктистова и врача Егорова. Пропагандистский эффект нового достижения советской науки и техники был колоссальным. И работники СКБ мотоциклостроения Ковровского завода имени В.А. Дегтярева, которые как раз тогда разрабатывали новую модель мотоцикла, не ломали голову над тем, как ее назвать. Конечно, «Восход»!
Модель мотоцикла «Восход» была спроектирована в 1964 году, и начала свой путь к потребителю с выпуска опытной партии в количестве 298 штук в конце 1965 года. Заводскому дизайнеру Леониду Августовичу Зверюге удалось создать запоминающийся цельный облик – причем не прибегая к копированию зарубежных образцов. Перед этим «Восход-1» (так значился мотоцикл в технической документации) подвергся экзамену в соревнованиях с иностранными мотоциклами.
Моторалли 1965 года проводились в ФРГ в г. Нюрнберге на трассе Нюрбургринг, куда гонщики прибыли без поломок и отставаний. Здесь заводские мотоциклисты добились успеха, завоевав приз ФИМ – «Конь в скачке».
Затем выступление в 1966 году во Франции.
Позже выступая на моторалли 1968 года в Италии, ковровцы заняли почётное второе место и получили приз «Кубок Монако».
По условиям соревнований путь от Коврова до г. Перуджи команда преодолела на мотоциклах.
Так же был организован мотопробег по местам боевой славы по маршруту Ковров – Москва – Минск – Брест – Киев – Ковров.
В основу мотоцикла под новым товарным знаком «Восход» были заложены мероприятия такие как; улучшение внешнего вида, повышение эксплуатационных качеств мотоцикла, повышение надёжности и долговечности, устранение дефектов, имеющих место на предыдущей модели.
Коллектив рабочих и инженеров за творческий труд был отмечен золотой медалью выставочного комитета ВДНХ.
Двигатель
Двигатель сохранил основную конструкцию – одноцилиндровый, двухтактный, короткоходный (61,75х58,0 мм = 173,7 см³), но благодаря увеличению степени сжатия, изменению углов выхода продувочных каналов и уменьшению сопротивления впускного тракта максимальная мощность выросла с 9,5 до 10 л.с. при 5300 об/мин. При этом максимальная скорость мотоцикла возросла с 85 до 90 км/ч, а расход топлива уменьшился на 0,1 л на 100 км. На двигателе мотоцикла «Восход» устанавливался модернизированный механизм переключения передач, позволявший надёжно фиксировать включения соответствующей передачи. Для коробки передач были высчитаны специальные установочные размеры для шестерён с использованием компенсационной шайбы, установленной у левого подшипника первичного вала, вместо устанавливаемой на прежней модели у основной шестерни. Резиновые чехлы задней передачи имели специальные заслонки, которые закрывали два технологических отверстия в правой половине картера, третье технологическое отверстие закрывалось резиновой заглушкой. Эти мероприятия предотвращали доступ пыли, грязи и воды к цепи задней передачи и тем самым повышали срок её службы. Новая конструкция сапуна стала герметичной – в ней полость картера посредством полихлорвиниловой трубки соединялась с ресивером глушителя шума всасывания. Эта конструкция исключала попадание пыли, воды и грязи в картер.
Изменена система очистки воздуха. Ресивер, выполняющий одновременно функцию глушителя шума всасывания был соединён двумя резиновыми патрубками с корпусом воздушного фильтра, а не одной как это было на прежней модели. Фильтрующий элемент, вместо металлического сетчатого, был сделан из эластичного пенополиуретанового поропласта, вследствие чего улучшилась очистка воздуха. Воздушный фильтр состоял из корпуса и крышки, которые изготавливались из капрона, а так же из металлической решётки и фильтрующего элемента пропитанного моторным маслом, смешанным с бензином.
Крышка карбюратора по форме отличалась от крышки прежней модели.
Электрооборудование
На мотоцикле вместо генератора Г-401, устанавливался новый генератор Г-411, мощность которого выше на 10 ватт. Генератор Г-411 имел новый конденсатор, ёмкостью 0,25 мкф. Этот генератор обеспечивал бесперебойное искрообразование в диапазоне 350-6000 об/мин, значительно улучшал освещённость дороги и повышал светотехнические характеристики сигнальных приборов. От статора генератора имелся специальный вывод для стоп-сигнала.
К новому генератору была спроектирована специальная катушка зажигания Б-300.
Вместо фары ФГ-38В1 установлена новая фара ФГ-138.
Ободок фары получил козырёк, также применили рассеиватель новой конструкции и лампу фары с нитями одинаковой мощности. Эти изменения снижали возможность перегорания ламп головного света и ламп заднего фонаря, обеспечивали хорошую асимметричную освещённость дороги.
Задний фонарь ФП-66 прежней конструкции морально устарел и не отвечал требованиям эстетики того времени. По этому на «Восход» был установлен задний фонарь новой конструкции с пластмассовым корпусом. Он имел две лампы, одна из которых работала как сигнальная и освещала номерной знак, а вторая предназначалась для стоп-сигнала. В правом инструментальном ящике двумя винтами М5 крепился включатель стоп-сигнала, приводимый пружиной от педали ножного тормоза.
Провод заднего фонаря имел штекерный разъём, вместо соединения винтом с гайкой через клеммы.
Для улучшения внешнего вида основание переключателя, рычажок и кнопка сигнала были выполнены из пластмассы кремового цвета, а металлический корпус окрашен эмалью цвета слоновой кости.
Экипажная часть
На прежней модели боковые закрытия имели резиновый обортовочный шнур, закреплённый девятью оцинкованными кольцами, позже применялся широкий полихлорвиниловый шнур цвета слоновой кости.
Изменённая конструкция закрытий позволила применить новый профиль полихлорвинилового обортовочного шнура цвета слоновой кости. Внешний вид мотоцикла значительно улучшился.
Откидное сиденье новой конструкции обеспечивало лёгкий доступ к воздушному фильтру и к насосу, закреплённому в кронштейнах на каркасе сидения.
Новая подушка сидения повысила её упругие свойства и улучшила комфортабельность езды, как для водителя, так и для пассажира.
Форма нового двухцветного чехла сидения (верх красный, низ чёрный) с точки зрения эстетики значительно улучшила внешний вид мотоцикла. К сидению с помощью двух винтов М6 крепилась новая полихлорвиниловая ручка пассажира цвета слоновой кости. Конструкторы также усилили конструкцию рамы, увеличив диаметр передней и верхней труб с 32 до 34 мм.
Основные изменения конструкции передней вилки сводились к тому, что был установлен в пружинах отражатель из капрона, который предотвращал вытекание масла при срабатывании вилки через сапунные отверстия в пробках.
Новый топливный бак «Восхода» получил нигрипсы (наколенники) новой формы, закрывавшую сварной шов полихлорвиниловую окантовку цвета слоновой кости, новый логотип в виде горизонтально расположенной стрелы из пластмассы белого цвета и надписи «Восход» из пластмассы коричневого цвета.
Все эти мероприятия значительно улучшили внешний вид и вполне отвечали требованиям эстетики того времени. Пробка топливного бака устанавливалась из пластмассы цвета слоновой кости.
С помощью двух стоек, закреплённых в районе фары и верхней траверсы, и четырёх специальных кронштейнов, на мотоцикле был установлен ветровой щиток из органического стекла.
Учтя многочисленные просьбы потребителей, на новую модель установили небольшой багажник с расчётной нагрузкой 15-18 кг.
Кронштейны руля имели другой внешний вид.
Ручки управления устанавливались новой конструкции и изготавливались из эластичной светлой резины, не пачкавшей руки.
Головка демпфера типа «барашек» и манетка обогатителя изготавливалась из более прочного материала МСН, цвета слоновой кости.
Для предотвращения попадания грязи на одежду водителя, мотоцикл комплектовался наколенными щитками из чёрного или белого капрона.
Крышка ступицы переднего колеса была изменена для облегчения полировки.
Была изменена конструкция основания тормозных колодок переднего колеса, для удобства обработки наружной поверхности основания, кронштейн упора оболочки троса переднего тормоза был съёмным и крепился болтом М6.
Короткие кронштейны крепления заднего щитка на ручке бугеля заменены на удлинённые хромированные, что кроме улучшения внешнего вида, значительно сократило вибрацию заднего щитка и тем самым, устранило возможность появления поперечных трещин. Ручка бугеля на новой модели отсутствовала.
Круглые подножки водителя и пассажира были изменены на более современные квадратные.
Вместо окраски, ступицы колёс, основание переднего и заднего тормоза полировались и глянцевались.
Вместо оцинкования хромом покрывались: рычаги переднего и заднего тормоза, педаль ножного тормоза, натяжки цепи, кронштейны и рычаги управления сцеплением, декомпрессором и передним тормозом, корпуса сальников передней вилки, корпус ручки дросселя, грибок ручки дросселя, так же ряд деталей крепежа: болты, винты, гайки и шайбы.
На мотоцикле «Восход» впервые на руле слева установили зеркало заднего вида.
Изготавливаемые из сплава ЦАМ втулки кожуха передней вилки были заменены на капроновые, что исключило неприятное на слух «дребезжание» кожухов.
Все видовые детали и узлы: топливный бак, щитки переднего и заднего колёс, закрытия (боковые и верхние), крышки инструментальных ящиков, кожуха передней вилки, верхняя и нижняя траверзы – перед покрытием тщательно очищались до глянцевой поверхности по эталонам, затем фосфатировались, грунтовались и окрашивались синтетическими эмалями с последующей полировкой и глянцовкой до зеркальной поверхности. Фара поставлялась предприятием смежником чёрного цвета. Мотоциклы окрашивались в чёрный и голубой цвет.
В 1967 году к празднованию 50-летия великого Октября была собрана ограниченная партия мотоциклов.
На переднем крыле этих мотоциклов устанавливался алюминиевый флажок с изображением «серпа и молота» и надписью на красном фоне «50 лет».
Эта партия мотоциклов окрашивалась в красный цвет. Наколенные щитки устанавливались металлические кремового цвета.
Количество собранных мотоциклов не известно.
В 1969 году была выпущена ещё одна ограниченная партия (юбилейная), к празднованию 100-летней годовщины со дня рождения В.И.Ленина.
На переднем крыле этих мотоциклов устанавливался алюминиевый флажок с надписью на красном фоне «1870-1970 Юбилейный».
Юбилейная партия так же окрашивалась в красный цвет. Металлические наколенники окрашивались в цвет слоновой кости.
Количество собранных мотоциклов не известно.
Обе партии мотоциклов выпускались отменного качества в экспортном исполнении.
С 1965 по 1972 гг. было собрано 1.039.484 мотоцикла марки «Восход».
Мотоциклы собранные к 50-летию Октября и к 100-летию Ленина можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева.
Что такое восход Солнца
Момент появления края Солнца над линией горизонта называется восходом. Солнечные лучи, проходя через атмосферу Земли, преломляются. Поэтому реальный восход светила в умеренных широтах происходит минут на 35 позже визуального. На экваторе это значение равно 4 минутам 40 сек, на полюсах преломление (рефракция) удлиняет день почти на 48 часов.
Красивый рассвет
Редко происходит удивительное явление – восход ложного солнца. Светила еще не видно, а над горизонтом появляется его двойник. Кажется, что перед ним расположена огромная линза. Это миллионы ледяных кристаллов, опускаясь вниз, преломляют световые лучи.
Аналоги
К аналогам мотоцикла Восход-3М относятся:
- Восход – модель с одноцилиндровым двухтактным двигателем, мощностью 10 л. с. и максимальной скоростью 90 км/ч.
- Восход-2 – мотоцикл с мощностью 10,5 л. с. и максимальной скоростью 95 км/ч.
- Восход-2М – в отличие от предыдущих модификаций обладал мощностью в 14 л. с. и максимальной скоростью 105 км/ч при прежнем рабочем объёме цилиндра 173,7 куб. см.
- Восход-3 – увеличен бензобак, скорость 105 км/ч.
- Восход-3М Турист – модификация с новым спортивным рулём.
- Восход-ЗМ-01 – мотоцикл с мощностью 15 л. с. Благодаря новому двигателю с лепестковым клапаном уменьшился расход горючего.
- Восход-Сова – мотоцикл с максимальной скоростью 107 км/ч, рабочим объёмом цилиндра 196,9 куб. см и мощностью двигателя 15 л. с.
- Урал-Волк – двигатель на 40 л. с. с объёмом 745 куб. см, максимальная скорость 140 км/ч.
- Урал Solo sT – ёмкость двигателя 745 куб. см, максимальная скорость 120 км/ч.
Настоящие ценители советских мотоциклов запомнили Восход-3М в качестве надёжного, неприхотливого, а также недорогого мотосредства. Даже сегодня мотолюбители не отказываются от использования этого безотказного советского мотоцикла.
Источник
Преимущества и недостатки
Мотоциклисты отмечают отличное качество сборки мотоцикла, что гарантирует его долговечность. Кроме этого можно выделить следующие достоинства мотоцикла Восход-3М:
- скорость и мощность имеют достойные показатели;
- лёгкость управления и мгновенная реакция на действия водителя;
- неприхотливость в обслуживании;
- невысокая цена.
Среди недостатков можно отметить такие:
- большой шум и вибрации при передвижении делают поездки на мотоцикле не очень комфортными;
- быстрое перегревание из-за отсутствия систем охлаждения;
- не будет работать, если отсутствует масло в бензине;
- непривлекательный дизайн.
Что такое закат Солнца
Момент, когда над кромкой небосвода исчезает верхний край Солнца, называется закатом. Как и восход, фактический закат происходит позже визуального, благодаря рефракции. Если подняться на высокое место, заход светила отодвинется еще на несколько минут.
По мере спуска солнечного диска к линии горизонта, он меняет окраску. Вначале преобладают желтые тона, потом оранжевые, и, наконец, красные.
В таком же порядке меняется окраска небосвода. Наиболее насыщенно-красным небо становится, когда светило уходит за горизонт на 4-5°. Солнечные лучи постепенно угасают и остается тускло освещенная полоска.
Вид на закат с берега моря
После того как волна красного цвета уже не видна, происходит зеленое свечение. Оно длится мгновение. Но при благоприятных погодных условиях человеческий глаз способен уловить эту красоту.
Где восходит и где заходит Солнце
Земной шар вращается вокруг своей оси. Людям кажется, что Солнце движется по направлению с севера на юг. На самом деле, все планеты вращаются вокруг солнца. Ежедневно точки заката и восхода смещаются. Длительность суток тоже меняется со временем года и напрямую зависит от траектории звезды.
Строго на западе Солнце заходит, а встает строго на востоке в дни осеннего и весеннего равноденствия. После мартовского равноденствия восход начинается севернее востока, а закат – севернее запада. После сентябрьского равноденствия дни становятся короче, а солнечный диск перемещается в пределы северного полушария.
В день летнего солнцестояния утренняя заря встает в максимальной точке северо-востока. Это самый длинный день в году.
Схема движения Солнца по небосводу
Интересные факты
- В древности закат символизировал смерть. А его красный цвет считался отблесками ада.
- Восточные мудрецы и сегодня проводят ритуалы медитации на закате. Сбрасывая с себя негатив, они готовятся к новому дню и заряжаются позитивной энергией.
- Поднимаясь над горизонтом и спускаясь за него, солнечный диск увеличивается в размерах. Но это оптический обман.
- За 100 лет наша планета замедлила скорость своего вращения, что стало причиной увеличения продолжительности суток на 1,7 миллисекунды.
Восход и закат Солнца являются мгновениями, определяющими границы светового дня. Ежедневное наблюдение за природой в начале и конце дня улучшает психологическое здоровье, значительно снижает уровень стресса. Это подтверждено научными фактами.
Как отличить восход от заката
Один раз в сутки Солнце появляется на небосклоне и исчезает за горизонтом. Время перед восходом и после заката называются сумерками. В умеренных широтах они длятся примерно 2 часа, на полюсах – 2,5 недели, на экваторе – 20 мин. Между сумерками на Земле господствует ночь.
Закат и восход Солнца – два тождественных явления, происходящих в обратном порядке. Определить, что происходит сейчас можно:
- по цветам солнечного спектра;
- по остроте зрения;
- по перепаду температуры воздуха.
На заходе небо становится насыщенно-оранжевым или красным. Ведь нагретая за день земная поверхность покрывается пылью, которую поднимают вверх воздушные потоки. Через пылевую завесу пробивается красный цвет. Благодаря длинной волне, он плохо рассеивается в атмосфере.
На рассвете оптический эффект окрашивает небосвод в нежные оттенки желтого, розового, голубого цвета. Сквозь них проступает чистейшая голубизна. Первые лучи, скользящие по поверхности нашей планеты, проходят через плотные и влажные слои воздуха, за ночь очистившиеся от пыли.
Визуальное отличие заката и рассвета
Вечером глаза, привыкшие к дневному освещению, устают. Острота зрения притупляется. Утром, отдохнувшие или приспособленные к темноте глаза, способны увидеть малозаметные изменения в природе и рассмотреть более широкий спектр цветов.
По снимку определить восходит Солнце или садиться очень трудно. Нельзя со 100% точностью зафиксировать смену цвета. А местность вносит свои коррективы. Пустыня добавляет коричневых оттенков, лесополоса – зеленых. Особенно красив морской закат.
Перед рассветом наблюдается снижение температуры воздуха.
Особенности
Мотоцикл «3М-Восход» оборудован коробкой передач с четырьмя диапазонами, с ножным переключением. Управление сцеплением размещено на правой рукоятке руля. Скорости переключаются посредством воздействия на педаль, трансмиссионный узел расположен в масляной ванне.
Что касается ходовой части транспортного средства, она выполнена в виде рамы закрытого типа из металлической трубы. Ход подвески составляет 160 миллиметров спереди и 80 сзади. Благодаря наличию барабанных тормозов ножного привода и дополнительного ручного приспособления, эффективность остановки мотоцикла «3М-Восход» обеспечивает безопасность при различных режимах езды.
Колеса со спицами монтируются на шины камерного типа, размером 3,25/15 или 3,50/16. Скомпонованная удачно приборная панель позволяет своевременно считывать и контролировать все важные показания.