Рейтинг RU-MOTO
- Надежность
- Ходовая
- Внешний вид
- Комфорт
4.3
Вердикт
Этот мотоцикл был мечтой каждого мотолюбителя СССР. Надёжность, красота, скорость — ключевые слова этого мотоцикла. Основную популярность он заработал в 80-х — 90-х годах прошлого века.
В 1929 году Франтишек Яничек приобрел оборудование и лицензию на производство мотоциклов у . От сокращенного имени владельца и названия компании появилось наименование новой марки «Ява».
История модели
Первая модель этой марки имела четырехтактный двигатель объемом 500 см.куб. Мотоцикл не имел успеха, так как был тяжелым, ненадежным и трудно поддавался ремонту. Свою стихию компания нашла в двухтактных двигателях. Которые выпускались как одноцилиндровые, так и двухцилиндровые.
Настоящий же размах компания получила в послевоенные годы. Основным экспортером популярных мотоциклов был Советский Союз. Каждый третий советский мотоциклист был счастливым обладателем «Явы». Первые модели Ява 350/638 появились в 80-х годах прошлого века.
Какой вес мотоцикла Минск?
Технические характеристики мотоцикла ММВЗ-3.112 и его модификаций
Маркировка мотоцикла | ММВЗ-3.112 | ММВЗ-3.112.1 |
Дорожный просвет, мм | 125 | 125 |
Максимальная нагрузка, кг | 160 | 160 |
Сухая масса, кг | 104,5 | 105 |
Макс. скорость, км/ч | 95 | 95 |
Интересные материалы:
Кто поет в фильме Битва за Севастополь? Кто поет в фильме лед 2? Кто поет в холодном сердце 1? Кто поет в клипе Короли ночной Вероны? Кто поёт в мультфильме Бременские музыканты? Кто поет за Шахрукх Кхана в кино? Кто появился первым кроманьонец или неандерталец? Кто получил больше всего звезд Мишлен? Кто получил серебряную брошь пацанки 5? Кто попадает под тунеядство?
Ява 350/638 Люкс
Ява 350/638 появилась в 1985 году, и стала настоящим символом совершенства у советских мотоциклистов. Ява на голову превосходила свой советский аналог — «ИЖ Юпитер-5». И хотя цена была значительно выше, мотоцикл был в дефиците. Возле магазинов выстраивались очереди, чтобы стать счастливым обладателем мечты.
Читай другие мото обзоры Honda CBR600RR: технические характеристики, цены и отзывы
Технические характеристики, для того времени, были прогрессивными. Двухцилиндровый двигатель выдавал 26 л.с, и был довольно оборотистым. Тогда с Явой в динамике мог сравнится только ИЖ «Планета-спорт», но значительно отставал в комфорте. Нельзя не упомянуть, что была версия «Люкс», которая имела отличительные черты внешнего вида, и немного отличалась строением КПП.
Осколки прошлого: обзор Jawa 350 Lux
Когда-то чешские мотоциклы ездили и выглядели ни чуть не хуже немецких: уже в 30-х годах красные мотоциклы со словом Jawa на хромированном баке считались одними из самых современных и прогрессивных в мире. Вторая мировая больно ударила по заводу, а послевоенный мир потребовал других мотоциклов: простых и дешёвых. Однако, простой не значит страшный: первые двухтактные «Явы» отличались от конкурентов в первую очередь стилем и качеством.
Не удивительно, что на фоне всего, что делала советская промышленность, дорогущие чешские иномарки выглядели особенно хорошо: о них мечтали и стояли в очередях, только бы заполучить вожделенную «Яву». 350-ка эволюционировала, но оставалась верной своей двухтактной концепции, «старуха», «полоска», «банан» — каждое поколение получало имя собственное.
Взгляды окружающих «Ява» притягивает сильнее любых «харлеев»
Сгубил завод именно высокий спрос: пока конкурентам из капстран приходилось царапаться за покупателя, искать новые смыслы попутно отвечая на вызовы времени, в Чехии не успевали удовлетворять имевшийся спрос. Зачем придумывать новое, когда и на старое очередь? Оттого и крушение СССР для чешского завода стал настоящим ударом: продавать свои мотоциклы стало некому.
Конкуренты уже давно освоили четырёхтактные моторы и куда более крупные мотоциклы, а на просторы бывшего СССР хлынула малопоношенная японская техника: зачем нужна чахлая «Ява», когда за эти деньги можно найти старый японский «литр», будто сошедший с экрана фантастического фильма? О «Яве» на добрых два десятилетия забыли все, кроме редких истинных фанатов.
Новая фара выглядит не так аутентично, как старая, зато поворотники нарядные, старорежимные
Нужно было накататься на всем японском ширпотребе, набить оскомину итальянскими и американскими деликатесами, чтобы вновь вспомнить о нем, мотоцикле из детства. Удивительно, но в отличие от десятки прочих заводов, Jawa осталась на плаву и продолжила выпускать мотоциклы, те самые, старые, хотя и с некоторыми изменениями. Один из них, Jawa 640.143 Lux и оказался у нас на тесте.
Видеоверсия обзора и тест-драйва Jawa 350 Lux:
Мотоцикл – почти новый, отличающийся от аппаратов нынешнего, 2018 модельного года лишь наличием системы раздельной смазки «ойлмастер» и электростартера. Да, на новых мотоциклах, как и на старых советских, этих опций не будет. Назад, в будущее! К слову, сам мотоцикл, о котором сегодня пойдет речь, появился аж в 1984 году, назывался он Jawa 638-5-00 и фактически был переходной моделью между предыдущим поколением с индексом 634 и новым, получившим иной дизайн оперения и индекс 638-0-00 в 1987 году.
Хромированный выпуск задранный вверх – характерная особенность всех 640-х
Именно ему суждено было стать последней массовой «Явой» на постсоветском пространстве и именно с ним завод вошёл в кризис. Не удивительно, что следующее обновление случилось аж в 1995 году и свелось исключительно к замене дорогого, стального оперения на более дешёвый пластик. Зато мотоцикл получил передний дисковый тормоз и новый индекс 640, с которым и дошёл до наших дней практически без изменений.
В поворотах на Яве не уютно – тонкие колёса и невысокая крутильная жёсткость шасси не способствуют езде на ушах
Разгар моды на ретро и ностальгию подстегнул Jawa к созданию нескольких ностальгических моделей классического вида, досталось и 640-й: в 2013 году появилась «классическая» версия этого мотоцикла, отличавшаяся от базового варианта, с металлическим оперением от модели 634, модной в начале восьмидесятых годов прошлого века. Мотоцикл получился красивым, однако, из-за слишком уж большой цены, на нашем рынке широкого распространения не получил, в то время, как обычная 640-я продается относительно неплохо, хотя и её ценник низким не назвать. Так за что же люди платят вполне себе взрослые 300 тысяч рублей?
Стоимость Явы ниже других олдаймеров, которых сегодня можно купить новыми
Если вы ездили на 638-й «Яве», считайте, что тест вы уже прочитали, по шасси изменений никаких, да и посадка осталась прежней: вертикальной, с близким к пилоту узким рулём и не широким баком. Восьмидесятые, как они есть! И это здорово, ведь конкуренты лишь пытаются скопировать эстетику былых времен и спрятать под блестящими побрякушками новомодную электронику, а Jawa не пытается выглядеть старой, она и есть старая.
Двухтактный мотор на дорожном мотоцикле сегодня выглядит анохронизмом, зато не как у всех
И пусть пластиковое крыло с оперением хвоста выглядит дешевле металла, попытка чехов омолодить облик только подчеркивает его реальный возраст. Это же касается и приборной панели – старорежимная приборка с двумя стаканами и металлическими стрелками выглядела интереснее монохромного монитора. Зато функционал шире – тут тебе и весь набор контрольных ламп, и спидометр с ленточным тахометром, и часики с одометром и двумя суточными счетчиками пробега. Кажется, я нашел в ней даже секундомер!
Цифровая приборная панель не красит Яву, зато куда удобнее аналоговых стрелок
Особенно такие «современности» контрастно выглядят на фоне олдовых пультов, бобышки переключателей которых ходят на стальных ножках, и, хромированной пробки бака, не менявшейся, кажется, с 60-х годов. Это же касается и старых, оригинальных «явских» ручек руля, и рычагов – мелочей, создающих настроение и только обостряющие тактильные ощущения от этой машины времени.
Из седла классика в чистом виде!
А стоит завести мотор… Не всё так просто: для начала открыть топливный кран, выдернуть подсос, и лишь потом выжимать клавишу электростартера. К слову, отдельного кик-стартера у «Явы» нет, вместо него завести мотор можно предварительно перевернув педаль КПП в верхнее положение. Сладкий голубой дым наполняет воздух вокруг, пока не прогреется – дымит особенно, убираем подсос, и, можно ехать! Что, парниковые детки, забыли со своими инжекторами, как нормальные мотоциклы заводятся?!
И дым отчества нам сладок и приятен! Характерный сизый выхлоп – ещё одна фишка Явы.
Главная фишка Jawa 640 – так называемый «полуавтомат». На самом деле обычная механика с неким подобием квикшифтера, позволяющего переключать передачи без участия в процессе довольно тугого рычага сцепления на руле. Фактически, его дублирует педаль КПП, которая, перед тем, как включить передачу, сама выжимает сцепление. Особенно здорово это выглядит в момент старта, когда трогаться с места можно плавно отпуская педаль коробки, а не рычаг сцепления. Оригинально и действительно удобно!
Полуавтоматическое сцепление-предок современных квик-шифтеров
А вот мотора по сегодняшним меркам просто нет: 23 лошадиные силы, которые, по слухам, можно увеличить до 26 просто вынув ограничительную шайбу, расположенную между карбюратором и цилиндром, решительно мало для мотоцикла в двадцать первом веке. Двухцилиндровый двухтактный мотор не спешит раскручиваться и нехотя отзывается на чрезвычайно тугую рукоятку газа, вибрации, переходящие в зуд, характерный звук и запах.
Педаль заднего тормоза не слишком информативна, но вполне эффективна
Если вам близка эстетика моторов прошлого – лучше не придумаешь, а если нет – «Ява» может стать настоящим кошмаром! Динамика разгона вялая, низов у мотора маловато, а основной крутящий момент подходит тысячам к трем-четырем оборотов. Не даром говорят «кто понял жизнь, тот не спешит» – если вы будете слишком быстро ехать на «Яве», насладиться восторгами прохожих, узнавших мотоцикл юности, уже не выйдет.
Эргономика седла далека от современных представлений о комфорте, тем и хороша!
Восьмидесятые царят и в шасси – понятие крутильной жёсткости будто отсутствует, колёса тонкие, отчего про быстрое прохождение поворотов и запиливание слайдеров на гоночном комбинезоне лучше даже не думать. Рама с подвесками играют, да и общая геометрия непривычна – кажется, аппарат сам ложится в поворот, и в отличие от современных мотоциклов, его приходится не заваливать вниз, а наоборот, поднимать вверх, чтобы не уронить на бок.
Динамичным аппарат не назвать, но для мотоцикла выходного дня мотора достаточно
Зато маневренность – сухая масса всего 149 килограмм, мотоцикл узкий, руль поворачивается на довольно широкий угол, отчего протискиваться в междурядье сплошное удовольствие. Приятно удивили и подвески – плотные, даже слишком, задние амортизаторы, не способствуют раскачке, жаль, что вилка несколько мягче и отчаянно клюет на торможениях, но, опять же, в сравнении с современными стандартами.
Тонкая вилка не может похвастать наличием регулировок, но работает достойно
С ними ведь нельзя сравнивать мотоцикл из прошлого? Ведь сразу окажется, что и тормозов тут немного, хотя они и есть: спереди один диск с двухпоршневой плавающей скобой, сзади оригинальный «барабан» с довольно мягкой, но слишком уж высоко поднятой педалью – для того, чтобы нажать на нее, приходится отрывать ногу от подножки. В это же время рычаг переднего тормоза, наоборот, слишком жёсткий и не прозрачный: давить приходится очень и очень сильно, получая в ответ не очень линейное замедление.
Дисковый тормоз не портит вид, да и работает несколько лучше барабана
Впрочем, доработать дисковый механизм, при желании, проще, чем барабанный. Это же касается и подвесок, ведь сегодня ничего не мешает залить в вилку масло погуще. Зато колеса на спицах и хромированных ободах, глушители и олдовые поворотники с блестящими ободками смотрят вверх, цепь, спрятанная в кожух и красивый алюминиевый картер двигателя задают настроение, которого не добиться тюнингом чего-то другого.
С кормы мотоцикл остаётся узнаваем, чешскую харизму ни с чем не спутаешь
Да и вообще, возможность приложить руки к мотоциклу сегодня – не проблема, а, наоборот, фишка, ведь эти мотоциклы покупают вовсе не для того, чтобы ездить на них каждый день. Именно звание мотоцикла «выходного дня» позволяет смотреть сквозь пальцы на динамику и управляемость с иного ракурса, ведь они уже лет десять как перешли из разряда недостатков в разряд особенностей, из которых этот аппарат и состоит. Настоящий, железный, со своим, неповторимым характером.
Фотографии Jawa 350 Lux:
Благодарим мотосалон «Ява на заказ» за предоставленный на тест мотоцикл
Аккредитация и организация тест-драйвов – Денис Соколов | | +7 (999) 851-49-71
Цена на Ява 350/638
10 лет назад модель Ява 350/638 снята с производства, но не перестает пользоваться популярностью у российских мотоциклистов. Цены на б/у мотоциклы в среднем колеблются от 14000 до 35000 рублей. Модель 1988 года выпуска можно купить за 322 доллара, мотоцикл 1991 года за 1500 долларов.
Скриншот цены с сервиса avito
Скриншот цены мотоцикла Ява 350/638 сервиса moto.auto.ru
Электрооборудование
Зажигание ЯВА 638 не отличается от других, более ранних моделей. Однако новый аккумулятор с прозрачными стенками позволяет обеспечить мотоцикл большим напряжением. Так появилась возможность установить боковые световозвратники и задний фонарь, охватывающий больший угол обзора. Кроме того, появились незначительные изменения в приборной панели – установлены более мощные лампочки. Небольшая мощность фары уменьшает нагрузку на электропроводку, что, в свою очередь, обеспечивает дополнительную безопасность. Раньше пазы для проводов были оригинального производства, однако, мотоцикл ЯВА 638 создан по мировым стандартам. Поэтому все штекеры имеют одинаковый, по отношению к другим производителям, вход.
Технические характеристики
Максимальная мощность – 26 л.с. Рабочий объем двухтактного двигателя – 343 куб. см. Он имеет упрощенный механизм распределения топливной смеси. 4 передачи обеспечивают плавный ход и синхронный переход к увеличению скорости.
Данная модель устойчива на плохих дорогах. Максимальная скорость, указанная в паспорте – 120 км/час (фактически мотоцикл может разгоняться до 130 км/час). Расход топлива 6-7 литров на 100 км.
Читай другие мото обзоры Обзор мотоцикла Kawasaki ZZR 400
Тип по предназначению | классический мотоцикл |
Число цилиндров | 2 |
Число тактов | 2 |
Система охлаждения | охлаждение потоком набегающего воздуха |
Диаметр цилиндров, мм | 58 |
Ход поршня, мм | 65 |
Рабочий объем двигателя, куб. см | 343,5 |
Максимальная мощность двигателя, л.с. | 27 |
Максимальная мощность двигателя, кВт | 18 (при об/мин 5500) |
Максимальный крутящий момент, H*м | 32 (при об/мин 4750) |
Диаметр диффузора, мм | 1х28 |
Число передач | 4 |
Тип привода | на заднее колесо цепью |
Переднее колесо | 3,25 |
Заднее колесо | 3,5 |
Тип подвески переднего колеса | телескопическая вилка обычного типа |
Тип подвески заднего колеса | маятниковая с двумя аммортизаторами |
Тип тормоза переднего колеса | барабнный |
Тип тормоза заднего колеса | барабанный |
База, мм | 1370 |
Высота по седлу, мм | 820 |
Сухая масса, кг. | 149 |
Максимальная скорость км/ч | 125 (написано в мануале) |
Объем бензобака, л | 17 |
Эксплуатационные качества
ЯВА 638, характеристики которого полностью соответствовали необходимым для рабочего класса требованиям, получила ряд новшеств. Одним из таких стала вилка переднего колеса. Она является аналогом от мотоцикла ЧЗ-472. Схожесть заключается в улучшенной плотности штоков и габаритах несущих труб. Такая система позволяет добиться необходимой жесткости и избавлению от лишних вибраций во время езды.
Усиленная натяжка пружины на амортизаторе снижает колебания, передающиеся на переднюю часть агрегата и звезду заднего колеса. Такое нововведение увеличивает передаточное число, что облегчает работу при установленном прицепе. Собственно, именно поэтому на байке установлена устойчивая левая подножка и нет защитных дуг.
Примеры тюнинга
За долгие годы своего существования мотоцикл повидал огромное количество вариаций тюнинга. Все это обусловлено малым изобилием техники в советском союзе, поэтому, чтобы выделится, приходилось включать фантазию. Одним из самых популярных вариантов тюнинга внешнего вида, был подъем хвоста мотоцикла, что являлось отсылкой к японским моделям того времени. Также, часто подрезалось переднее крыло. Руль переделывался на спортивные клипоны.
Что касается тюнинга двигателя, то двухтактный мотор имеет для этого большой потенциал. Но доработка двигателя — процедура куда более сложная, и требует специальных навыков. Увеличить мощность двигателя можно было следующим образом:
- установка резонатора;
- установка двух карбюраторов;
- увеличение степени сжатия путем уменьшения объема камеры сгорания;
- распил продувных окон;
- установка жидкостного охлаждения;
- установка лепесткового клапана.
Тюнинг выхлопной трубы
Тюнинг внешнего вида
Тюнинг внешнего вида
Мотор
Впервые цилиндры на мотоциклах Ява стали делаться из алюминия именно на этой модели. Это обеспечило более легкую конструкцию. Также была улучшена система воздушного охлаждения за счет уникального расположения ребер.
Единственное, что осталось без изменения в рабочей системе – карбюратор ЯВА 638. В остальном поменялось даже газораспределение по причине улучшенной продувки и изменения фаз. В свою очередь, это увеличило степень сжатия в цилиндрах и, соответственно, мощность агрегата. После расточки, у цилиндра появилось 4 выпускных канала вместо двух. Такое решение позволило создать дополнительное давление на коленчатый вал.
Мотоцикл ЯВА 638, технические характеристики которого значительно превысили более ранние модели, был доработан не только в механической части. Улучшенное электрооборудование позволило увеличить напряжение сети в два раза. Основой такого изменения стал генератор асинхронного типа. Его мощность была увеличена за счет смены тока на переменный.
Отзывы владельцев
Отзыв №1
Отзыв №2
Отзыв №3
Отзыв №4
Читай другие мото обзоры Мопед Альфа: цена, фото и видеообзор