Двухколесный мотоцикл ИЖ Планета 5 двигатель, которого развивал только 22 л. с., практически на всем периоде своего выпуска, а это с 1987 по 2008 год считался одним из самых распространенных мотоциклов среднего класса у отечественных покупателей.
Этот мотоцикл был разработан и изготавливался на «Ижевском машиностроительном заводе» (Ижмаш), который расположен в столице Республики Удмуртия.Основными достоинствами, которые обеспечивали популярность ижевских мотоциклов, причем не только в России, следует считать:
- Удобство эксплуатации.
- Простота конструкции и технического обслуживания.
- Высокая общая надежность.
- Экономичные ремонтопригодные моторы.
- Доступные цены.
Кроме того, Ижмаш постоянно стремился производить изменения и улучшения в конструкции своей продукции, в том числе мотоцикла модели Иж Планета 5 и в двигателе ИЖ Планета 5. На самом заводе регулярно проводилась модернизация производства с целью повышения качества. Так сборка силовых агрегатов, в том числе и сборка двигателя ИЖ Планета 5 осуществлялась на специализированном технологическом участке.
Силовая передача
Цепь втулочная двухрядная Передаточное отношение от двигателя на сцепление — 2,17 Сцепление — многодисковое в масляной ванне Коробка передач — четырехступенчатая От коробки на заднее колесо — цепь втулочно-роликовая закрытая Передаточное отношение от коробки на заднее колесо — 2,33 Переключение — ножным рычагом Передаточные отношения коробки: на первой скорости — 3,17 на второй скорости — 1,81 на третьей скорости — 1,26 на четвертой скорости — 1,0 Общие передаточные отношения: на первой — 16,03 на второй — 9,16 на третьей — 6,37 на четвертой передаче — 5,05.
Технические характеристики Иж Планета
Чтобы иметь полное представление о возможностях первого представителя ижевских мотоциклов, обратимся к техническим характеристикам Планеты.
| Внешние параметры (длина/ширина/высота) метры | 2,115/0,78/1,025 |
| База от колёса до колеса, метр | 1,4 |
| Предложенный клиренс, сантиметр | 13,5 |
| Допустимый скоростной лимит | 100 километров в час |
| Сухая масса | 158 килограмм |
| Объём топливного бака, литр | 18 |
| Бензиновый расход при 60 км. в час | До 3,7 литров на километражную сотню |
| Двигательные характеристики «Иж Планета» | Типаж двухтактный на один цилиндр с диаметром 7,2 см и ёмкостью на 346 см3; поршень с ходом в 8,5 см, сжатие на 6,7 |
| Предел мощности | от 4200 до 4600 оборотах в минуту, литр 13 |
| Тип охлаждения | Воздух |
| Механизм смазки | Смешанный с бензином |
| Марка карбюратора | К-28И |
| Допустимое напряжение, вольт | 6 |
| КПП | На четыре ступени и два хода |
| Вилка | Телескоп с гидравликой на пружинах |
| Подвеска сзади | Маятник с гидравликой на пружинах |
| Тормоза | Колодки |
| Колёса | Послушно снимаются, спицевые |
| Шины в дюймах | 3,25х19 |
| Бензобак | 14 литров, марка топлива—АИ-93 |
| Бак для масла | 1,5 литра; марка авиамасла—МС-20 |
На различных видео можно наглядно увидеть, на какие ухищрения и изобретения идут владельцы своих мотосредств, что сделать своего двухколёсного коня лучше, красивее и заметнее.
“Планета занимается спортом”
Заводские модернизации модели «Иж Планета» были многочисленны. И конечно, любая модельная линейка, просто обязана иметь в своих рядах, агрегат, класса «спорт». Одной из самых красивых и скоростных вариаций, считается Иж Спорт.
Модели спорт-класса всегда считались элитными в мотопромышленности. Им уделялось особое внимание, так как они представляли возможности отечественного производства и получала лучшую комплектацию. Спортивный мотокар отличало изящество и заметная худоба, которая видна на фото Иж Планета Спорт и очень напоминает японский тип, производимый в середине двадцатого века.
Переднее крыло, имеющее оригинальное крепление, интересная ступица и иной вариант заднего крыла, рисуют перед глазами образ, полученный миксом из “Suzuki”, “Yamaha” и “Kawasaki Samurai”. Последним отличительным штрихом, стал окрас мотоцикла: от желтого, до оранжевого с чёрными деталями и никелировкой отдельных элементов, вызывали тихий восторг. Мотолюбители, быстро оценив все прелести новенькой модели, ласково нарекли его «пёс», от сокращения «Планета Спорт». До сих пор быть обладателем этого мотораритета считается почётным и вызывает всеобщее уважение знатоков и байкеров.
Массы основных сборочных единиц в килограммах
Рама в сборе – 27,6 кг. Двигатель – 40 кг. Колесо в сборе с шиной – 12,6 кг. Седло – 5,7 кг. Бензобак – 5,2 кг. Вилка телескопическая – 11,9 кг. Коляска В М З 9.203 – 93 кг. Коляска В М З 9.202 – 92 кг.
| Иж 7.107 | |
| Общая информация | |
| Другие названия | Иж Планета-5 |
| Годы выпуска | 1987-2008 |
| Предыдущая модель | Иж Планета-4 |
| Следующая модель | Иж Планета-6 |
| Тип | дорожный, среднего класса |
| Составляющие | |
Основания для ремонта.
Полная разборка двигателя Иж Планета 5 при ремонтных работах выполняется, если произошли повреждения и поломки следующих элементов:
- коленчатого вала;
- подшипников;
- поршня;
- шатуна.
Поломки данных деталей могут происходить по причине заклинивания мотора, общем сильном износе, который сопровождается повышенным гулом при работе, а также различными стуками в картере. Вдобавок, ремонт двигателя Иж Планета с его полной разборкой выполняется при износе сальников коленчатого вала.
О наличии такой поломки показывают следующие моменты: трудный запуск ДВС, падение мощности, повышенная дымность.
На начальном этапе производства силовых агрегатов лепестковый клапан на Иж Планета 5 обладал определенными технологическими недоработками, связанными с низкой прочностью. Поэтому он быстро разрушался, его элементы попадали внутрь цилиндра, что требовало дальнейшей разборки и в большинстве случаях замены поршня Иж Планета 5. По истечении определенного времени производитель устранил указанный недостаток.
Если при эксплуатации двигателя соблюдались все установленные производителем регламентные и технические виды обслуживания, применялись соответствующие технологические материалы и жидкости, то он эксплуатировался долгое время, при этом сохраняя свои технические параметры.
Модернизация [ править | править код ]
Мотоцикл Иж Планета-5-01
является дальнейшей модернизацией мотоцикла «Иж Планета-5» [2] .
Мотоцикл начал выпускаться в 1989 году, производство завершено в 2007 году. Часть технических решений по мотоциклу были лицензионные и изначально предназначались для перспективной модели «Иж-Орион».
В системе электрооборудования применен генератор на постоянных магнитах, с бесконтактной системой зажигания, работающей независимо от аккумуляторной батареи, с автоматически регулируемым опережением зажигания.
Двигатель оборудован насосом раздельной системы смазки, что исключило необходимость подготовки и использования в системе питания мотоцикла смеси бензина с маслом.
Коробка передач четырёхступенчатая с эксцентриковым механизмом выключения муфты сцепления и усиленной моторной цепью.
Тормоз переднего колеса — дисковый с гидроприводом или двухкулачковый с механическим приводом.
В подвесках колес применены амортизаторы с улучшенными характеристиками и пружинами отбоя, рычаг подвески заднего колеса на подшипниках качения или скольжения.
Изменена кинематика привода тормоза заднего колеса.
«Иж Планета-6»
. Дальнейшее развитие «Иж Планета-5-01». Двигатель получил жидкостную систему охлаждения, ЦПГ взята от двигателя «Иж Планета-Спорт» (24,5 л. с.). Изготовлена опытная партия мотоциклов, в серию не запускался.
Двигатель для пятой модели.
Двигатель Иж Планета 5 содержит следующие основные характеристики и показатели:
- тип исполнения – двухтактный с одним цилиндром;
- рабочий объем цилиндра – 345 куб. см;
- диаметр поршня– 72 мм;
- мощность – 22,0 л. с. при 4800 оборотах коленвала в минуту;
- напряжение АКБ – 12 вольт;
- вариант охлаждения – воздушный;
- тип зажигания – бесконтактный;
- соотношение смеси масла и бензина (А 76) – 1/30.
Такие характеристики двигателя придавали ему очень важную особенность, которая заключалась в обеспечении высоких тяговых показателей при малых оборотах, что важно в условиях сельских дорог.
Технические характеристики Иж Планета Спорт
Первые мотовариации получили импортные батареи на аккумумлятор. Это продолжалось пока не освоили и выпустили модель 6 МТС-9. Даже первые характеристики Иж Планета Спорт вызывают уважение к производителю. Нельзя было оставаться равнодушными к резиново-подушечному креплению движка на раме, которое было настоящей инновацией. Разница в размерах колёс в один дюйм, японская электротехника — всё это казалось недостижимым.
Со временем, усовершенствования в сборку привнесли ижевские карбютраторы. У последних, конечно, величина диффузора была меньше и вырабатываемая мощность сразу падала до 28 лошадей. Внешне их можно было узнать по удлинённому крылу заднего колеса и дуговой форме трубы для выхлопа. Эти изменения можно найти на многочисленных видео c Иж Планета Спорт.
| Достоинства двигателя | Один цилиндр на два такта, продувка осуществляется по трём каналам, вместительность 340 см3 |
| Заявленная мощь | 32 лошад.силы на 6700 оборотах в минуту |
| Верхний порого крутящегося момента | 34,3 Нм на 5800 оборотах в минуту |
| Питание | Карбюраторное |
| Охладительный механизм | Воздушный |
| Рекомендуемое топливо | Бензин, марки АИ-93 |
| Тид смазки | Раздельный |
| Скоростной лимит | 140 километров в час |
| Топливная трата на сотню километров | На скорости 60 км: 4,5 литра; На скорости 90 км: 6,5 литра |
| Внешние параметры (длина/ширина/высота) | 2,05/0,73/1,1 метров |
| Протяжённость базы | 1,35 метров |
| Допустимый клиренс | 14,7 сантиметров |
| Трансмиссия | КПП на четыре ступени |
| Рама | Закрытого типа, сварная, прошедшая термообработку |
| Передняя шина | 3,00 – 19 дюймов |
| Задняя шина | 3,50 – 18 дюймов |
| Электрочасти | Бортовое напряжение — 12 вольт; Генератор на три фазы, ток переменный на 14 вольт, мощностью 100 ватт |
В силу своих высоких качественных показателей, мотоцикл Иж Планета Спорт производился исключительно на экспорт, и на его запчасти наблюдался дефицитный спрос. Счастливым обладателям скоростного агрегата ничего не осталось, как собственноручно усовершенствовать своего любимца. Аматорские модификации касались непосредственно:
- расточки поршня М-412 (его подделывали под стандарт, либо делали схожим с поршневой 514 «Чезета»);
- «укрутки» движка – облегчают коленвал за счёт фрезеровки;
- изменениям в подшипниках;
- для лучшей смазки область кривошипной камеры получает соседа в виде сальника со втулкой.
Отзывы о мотициклах Планета в своей массе больше положительные. А на те отрицательные моменты, которые обнаруживаются в комплектации, всегда идёт поправка, что всё можно починить, переделать или заменить. При хорошем обслуживании этому советского качества мотоциклу нет предела ни в модификациях, ни в сроке эксплуатации.
Иж планета спорт характеристика
Мотоцикл Иж Планета спорт начали выпускать в 1973 году, на Ижевском заводе. Это был первый советский спортивный мотоцикл, который стали выпускать серийно. Мотоцикл был снят с производства в 1984 году. Он экспортировался во многие соц. страны, и обладал на то время довольно высокому уровню качества.
На мотоцикле было применено много оригинальных технических решений, в том числе на первых мотоциклах Иж планета спорт была система раздельной смазки двигателя. Кстати здесь она была применена впервые в СССР. На мотоцикле применялись импортные комплектующие, например карбюратор был японский Микуни, что позволило иж планете спорт иметь технические характеристики даже лучшие, чем у популярной тогда Ява 634. Лучшими были удельная мощность:237 л.с. на тонну, динамика: разгон до 100 км/час за 11 секунд. Также на первых мотоциклах японским было также электрооборудование. Поздние выпуски мотоцикла стали оснащать уже карбюраторами К-62М, из –за чего технические характеристики мотоцикла иж планета спорт снизились. Уменьшилась до28 л.с. мощность двигателя. Отличить старые выпуски мотоцикла от новых можно по изогнутой выхлопной трубе, форме заднего фонаря и амортизаторам.
Часто сравнивают мотоцикл иж планета спорт с техническими характеристиками мотоцикла Ява 350. Они различаются даже при запуске двигателя. Ява всегда заводились легко, у ижа проблем при запуске было больше, в чем они конечно проигрывали Явам. Но в разгонной динамике и максимальной скорости равного серийного мотоцикла в СССР тогда не было. Для сравнения максимальная скорость «Иж ПС» до 140 км/час, тогда как Ява по паспорту 120 км/час. Сказывалось то, что иж планета спорт был легче на30 килограммов, при моторе, который был мощнее на 10 л.с.
Мотоцикл иж планета спорт технические характеристики:
| База мотоцикла | 1350 (1390) мм |
| Длина | 2050 (2070) мм |
| Ширина | 730 (810) мм |
| Высота | 1100 (1150) мм |
| Дорожный просвет | 145 (135) мм |
| Сухая масса | 135 (145) кг |
| Максимальная скорость | 140 (130) км/ч |
| Расход топлива: | |
| при скорости 60 км/ч | 3,5 л/100 км |
| при скорости 100 км/ч | 6,5 л/100 км |
| Время разгона до 100 км/ч | 11 сек |
| Тормозной путь со скорости 60 км/час | 12 м |
| Запас хода | около 400 км |
| Тип двигателя | двухтактный, с трехканальной продувкой |
| Число цилиндров | 1 |
| Диаметр цилиндра | 76 мм |
| Ход поршня | 75 мм |
| Рабочий объем | 340 куб.см |
| Степень сжатия | 9,5-10,5 (8,7-9,2) |
| Номинальная мощность двигателя при 5600-6700 об/мин | 32 (28) л.с. |
| Крутящий момент двигателя при 5200-5800 об/мин | |
| Система смазки | раздельная (совместно с топливом 1:25) |
| Система охлаждения | потоком встречного воздуха |
| Воздушный фильтр | сухой, с бумажным элементом |
| Карбюратор | “Микуни” (К-62М) |
| Диаметр диффузора | 32 мм |
| Производительность главного жиклера | 190 куб.см/м |
| Первичная передача | косозубыми шестернями |
| Сцепление | многодисковое в масляной ванне |
| Коробка передач | четырехступенчатая |
| Переключение | ножное |
| Задняя передача | открытая, втулочно-роликовой цепью |
| Передаточное число первичной передачи | 2,18 |
| Передаточное число задней передачи | 2,47 |
| Передаточные числа коробки: | |
| I передачи | 3,17 |
| II | 1,81 |
| III | 1,26 |
| IV | 1,0 |
| Рама | трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная (!) |
| Передняя подвеска | бесштоковая телескопическая вилка |
| Ход подвески | 155 мм |
| Задняя подвеска | маятниковая |
| Ход подвески | 90 мм |
| Размеры шин: | |
| переднего колеса | 3,00-19? |
| заднего колеса | 3,50-18? |
| Тормоза | колодочные |
| Диаметр тормозного барабана: | |
| переднего колеса | 190 мм |
| заднего | 170 мм |
| Напряжение бортовой сети | 12 В |
| Генератор | ИЖ ГП-1, трехфазный, переменного тока |
| Напряжение генератора | 14 В |
| Мощность генератора | 100 Вт |
| Аккумуляторная батарея | 6МТС-9 |
| Регулятор напряжения | ИЖ РН-1 (БПВ 14-10) |
| Свеча зажигания | А-23 |
| Топливный бак | 14 л, бензин АИ-93 |
| Масляный бак | 1,5 л, масло МС-20 |
| Коробка передач | 0,8 л |
| Перо передней вилки | 0,2 л, МГП-10 |
| Амортизатор | 0,065 л, МГП-10 |
| Зазор между контактами прерывателя | 0,35-0,55 мм |
| Зазор между электродами свечи зажигания | 0,6-0,8 мм |
| Свободный ход рычага сцепления | 5-10 мм |
| Свободный ход рычага тормоза переднего колеса | 2-3 мм |
| Свободный ход рычага ножного тормоза | 10-15 мм |
| Опережение зажигания до ВМТ | 2,5-4,2 мм |
| Провисание цепи привода колеса | 20-25 мм |
| Давление в шинах: | |
| переднего колеса | 1,5 кГс/см2 |
| заднего без пассажира | 1,8 кГс/см2 |
| ——- с пассажиром | 2,0 кГс/см2 |
Примечание: технические характеристики в скобках для поздних выпусков.
В заключении, еще один материал по Иж Планете Спорт — видео тест-драйв, посмотрите очень интересно!
Здесь Вы можете пройти бесплатные тесты ПДД.
Ковровец К 175 — история одного мотоцикла.