Иж «Планета-Спорт» с мотором от «Ямахи»: уникальный мотоцикл, построенный в единственном экземпляре

В Советском Союзе особенно востребованы и популярны были мотоциклы собственного производства, поэтому некоторые заводы выпускали несколько моделей, ставших в дальнейшем легендами. Одним из них считается Иж Планета Спорт.

Модель позиционировалась как спортивный советский мотоцикл с отличными техническими характеристиками. В то время как СССР покорял мотоцикла Ява производства Чехии, Иж Планета Спорт набирал свои обороты, став отличным конкурентом Яве. Выпускали этого спортивного коня с 1873 по 1984 года, и за это время завод Ижмаш выпустил не одну тысячу моделей, сохранившихся до сегодня.

Плюсы:

  • один из самых быстрых советских мотоциклов;
  • стильная внешность;
  • небольшой вес;
  • удобная подставка;
  • универсальная и удобная посадка.

Минусы:

  • не подойдет как первый мотоцикл;
  • имеет много шума;
  • двухтактная система
  • бывают проблемы с передним тормозом.

Предыстория мотоциклов ИЖ

Все семейство мотоциклов ИЖ ведет свою родословную непосредственно от довоенной немецкой модели компании DKW – NZ-350. Эта надежная техника стала во время Великой Отечественной войны одним из основных видов мотоциклов Вермахта в условиях бездорожья Восточного фронта. В 1944 году один из заводов в городе Цшопау фирмы DKW оказался в зоне оккупации советских войск. В качестве репарации из Германии было вывезено оборудование, техническая документация и специалисты. После завершения военных действий правительством СССР было решено начать выпуск советских мотоциклов на Ижевском заводе, раннее производившем оружие. Так в Удмуртии стали делать копии немецкой мототехники под маркой ИЖ. И эти мотоциклы не уступают своим немецким “родителям”. ИЖ Планета 3, как и его модификации, а также следующие модели 4 и 5 пользуются неизменным спросом.

Двигатель Иж Планета Спорт

Как вы знаете, завод Ижмаш выпускал и другие модели планеты, но все они на то время имели слабые характеристики. Планета Спорт стала самой мощной на то время планетой, получив 349 см. куб. объема и 32 лошадки. Единственной взятой у иностранцев деталью был карбюратор Микуни, принадлежавший японским инженерам. Вскоре они взяли у них еще электрооборудование и оптику. В итоге при таких неслабых характеристиках и весе в 135 кг планета получила 237 л.с. на 1 тонну веса. Результатом стали отличные динамические характеристики — мотоцикл развивал 100 км/час всего за 11 секунд. Вскоре новые модификации были существенно изменены, производитель решил отказаться от импортных элементов, и установил советский спидометр и электрооборудование. Также появилась модификация с карбюратором К-62М собственного производства, но с ним мотоцикл выдавал всего 28 л.с.

Отзывы

Выпуск серийного спортивного мотоцикла в Советском Союзе стал настоящей новостью для граждан, неравнодушных к автопромышленности СССР. В самом начале изготовления «ИЖ Планета Спорт» народ поговаривал об экспортном назначении байка. Первые полтысячи экземпляров комплектовали сервисной книжкой с уникальным номером для заказа запчастей с завода.

Владельцы утверждают, что качество мотоцикла было непривычно высоким, что казалось несколько странным для мотовладельцев. Тем, кому удалось приобрести этот мотоцикл, посчастливилось убедиться в его отличных характеристиках.

Помимо прекрасных технических данных — скорости, безопасности и комфорта — оказалось что «пёс» (именно так его называла молодёжь того времени) еще и очень надежный. Мотоцикл мог запросто пройти 50 000 км без значительного износа деталей.

Made in USSR + Japan

Интересно, что все основные узлы и агрегаты были отечественными (разве что кроме японского карбюратора), то есть собственные технологии позволяли воплощать в жизнь любые современные конструкции – и делать это в массовом производстве и в расчете на долговременную эксплуатацию. Что, собственно, неудивительно, ведь “ИжМаш” в то время был предприятием оборонного комплекса. За границей закупались только второстепенные комплектующие ИЖ ПС – светотехника и электроприборы.

На рекламном плакате “Автоэкспорта” запечатлен опытный мотоцикл, он отличался двигателем и деталями облицовки.

Импортные детали обеспечивали новинке товарный вид: стиль, дизайн, аккуратность отделки – то, с чем у нас действительно были проблемы. По воспоминаниям ветеранов “ИжМаша”, на первый год производства (1973 – 1974) было закуплено в Японии 30 тыс. комплектов из 12 единиц комплектующих каждый.

На второй год, к слову, японцы подняли цену в 2, 5 раза, запчасти снова закупили, но в конце концов это сыграло свою роль и поздние “ПэЭсы” лишились импортных деталей, потеряв не только “нездешнюю” отделку, но и 4 л.с. мощности.

История мотоцикла

В 1973 году был осуществлен настоящий прорыв: с конвеера сошел первый мотоцикл спортивного назначения. Им оказался байк «Иж Планета Спорт». По своему внешнему виду «Иж ПС» был вовсе не похож на остальные мотоциклы линейки «Иж». Его дизайн, скорее всего, был позаимствован у японских коллег, ведь мотоцикл «Иж-350 Спорт» напоминает некоторые модели Yamaha, Suzuki, Kawasaki.


На то время мотоцикл выглядел достаточно современно. Не менее хорошим было качество изготовления деталей и уровень сборки самого агрегата. Благодаря этому «Иж Планета Спорт» пользовался популярностью не только в СССР, но и за его пределами. Экспорт «Иж-350 Планета Спорт» осуществлялся в ближайшие страны — Великобританию, Нидерланды и др.

ПС мог запросто конкурировать с чешскими CZ или Jawa той же категории (350 кубических сантиметров).

Стоимость «ПС Иж-350» в первые годы его производства составляла 1050 рублей. На то время это были огромные деньги. Лишь немного позже цена байка снизилась на 50 рублей. Выпуск мотоцикла продолжался до 1984 года, далее он был снят с производства.

Считается, что именно первые модели «Иж Планета Спорт» отличаются высоким качеством производства деталей и сборки самой конструкции. Это неудивительно, ведь было необходимо продемонстрировать высокое качество продукта для его успешной реализации как внутри страны, так и за ее пределами.

Техническое обслуживание и ремонт мотоцикла

В целом конструкция ижевского мотоцикла не изменялась с 1956 года (тогда с конвейера сошла первая модель ИЖ-56 «Планета»), поэтому запасные части и комплектующие взаимозаменяемы с последующими моделями Планеты – 4 и 5. Некоторые трудности в адаптации будут, но не существенные. ИЖ Планета 3 ремонт требует стандартный, не представляющий собой ничего сложного. Процессы монтажа и демонтажа основных агрегатов и узлов полностью совпадает со всеми моделями мотоциклов Ижевского завода. Если двигатель был обкатан правильно, то проблем с ним будет крайне мало. Литература по ремонту ИЖ Планета 3 многочисленна – это в случае решения «покопаться в гараже самостоятельно». Также на сегодня, в виду большой популярности данной модели многие сервисы осуществляют техобслуживание мотоцикла и другие работы.

Технические параметры мотоцикла

ИЖ Планета 3 имеет двигатель, объемом в 346 см3, но может развивать скорость до 110 км/час. Двигатель имеет мощность в 18 лошадиных сил при 5 тысячах оборотов в минуту. На маршрут в 100 километров мотоцикл потребляет около 5 литров смеси масла и бензина на скорости 90 км/час. При движении с меньшей скоростью расход топлива значительно снижается, например, на скорости 60 км/час будет израсходовано около 3,7 литра. Бензобак ИЭ Планета 3 может вместить 18 литров бензина. Техника имеет 2 глушителя. Мотоцикл в базовой комплектации весил 168 килограммов, такой же вес способен транспортировать на себе. На переднем колесе расположена телескопическая вилка, заднее имеет пружинную подвеску. ИЖ Планета 3 – это первый мотоцикл в СССР, который оборудовали указателями поворотов.

Последние изменения в истории Иж Планета Спорт

1979 год внес некоторые, не самые лучшие, изменения в создание мотоциклов. Производители стремились полностью избавиться от иностранных частей и деталей, которые были более качественными, нежели запчасти отечественного производства. Цена на запчасти к мотоциклам соответственно была снижена.

Уже в апреле 1975 на основе столь популярного и любимого людьми Планеты Спорт было запущено производство новых моделей:

  • спортивный Иж М-15
  • кроссовый Иж-К-15

«Пес» – именно таким прозвищем советские мотоциклисты наградили Планету Спорт. Он был популярен и востребован на протяжении долгих лет, благодаря чему неоднократно подвергался моторному тюнингу. Цилиндр Пса затачивался, как правило, под поршень «ЧеЗет» или М-412 Москвича.

Вот таким был путь рождения Планеты Спорт 500. Его можно назвать поистине великим произведением искусства советским тюнингистов.

Планета 3 тюнинг

Безусловно, многие владельцы ИЖ Планета 3 тюнингуют мотоцикл. Но далеко не все полезно, что хочется. Так, например, форсирование двигателя приводит агрегат к быстрому износу и неизбежному ремонту, поскольку просто не рассчитан на такие мощности. А вот переделка системы электропитания из контактной в бесконтактную, усиление рамы, установка скользящего контакта с соответствующей платой – вполне переносимы данной техникой. Хотя современные владельцы недолго думают, поскольку ИЖ Планета 3 сегодня иногда доступен даром. Они смело экспериментируют. Зато раритетный и надежный мотоцикл живет до сих пор полноценной жизнью. И весьма востребован любителями металлической мототехники.

Интересные особенности модификаций

Модель 1974 года:

  • оборудована японским карбюратором «Микуни»;

  • хромированные указатели поворотов (подобные «Иж Юпитер-3» и «Иж Планета-3»);
  • иностранное электрооборудование и светотехника;
  • самоклеящиеся надписи на боках и бардачках;
  • замок зажигания Jawa.

Модель 1975 года:

  • переключатели на руле и замок зажигания от мотоцикла Yamaha;
  • импортные указатели поворотов.

Модель 1978 года:

  • жесткое крепление двигателя;
  • установка замка с функцией противоугона.

История особенностей комплектации

1974

  • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
  • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
  • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
  • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
  • Глушитель прямой
  • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
  • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
  • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
  • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
  • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
  • Зарубежное электрооборудование и светотехника: Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
  • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
  • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
  • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
  • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
  • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
  • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
  • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
  • 1975

    • Карбюратор «Микуни» VM32-89
    • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
    • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
    • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
    • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
    • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке

    1976

    • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
    • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
    • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)

    1977

    • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают: Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
  • 1978

    • Упраздняется мягкое крепление двигателя
    • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
    • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
    • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
    • Начало установки противоугонного замка замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь

    1979

    • Изменение конструкции задней подвески:
    • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)

    1980
    1981

    • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
    • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

    Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла

    «Иж Планета-Спорт» — это, пожалуй, самый необычный советский мотоцикл. О нем мечтали все парни СССР. Он был словно глоток воздуха свободы — современный, яркий, быстрый… И спортивный. За то, что он часто попадал в сводки ДТП, его даже называли «Иж Планета-Смерть». На легендарной технике, рискуя жизнью, ездил Юрий Гладчук.

    Рок-н-ролл в чистом виде

    I’m back in the USSR, you don’t know how lucky you are, boys. Back in the USSR.

    Чтобы понять этот мотоцикл, нужно включить известную песню «битлов» Back in the USSR. Потому что «Иж Планета-Спорт» — это рок-н-ролл в чистом виде. Не читайте этот текст, не включив фоном эту музыку. Включили? Тогда поехали!

    Сегодня загнивающие капиталистические технологии GoPro позволяют вернуться в бывший СССР — сняли для вас атмосферную поездку по деревне на «Спорте» от первого лица

    Не знаю, как было в 70-х и 80-х, потому что родился в последние годы существования Советского Союза, но, думаю, все было здорово. Особенно здорово было тем, кто долго-долго под Back in the USSR мечтал о самом быстром советском мотоцикле, а затем осуществил свою мечту. А если у тебя к «Ижу» были еще и джинсы — все, ты первый парень на деревне. Хотя и с «Планетой-Спорт» девушки должны «вестись», на что недвусмысленно намекала старая советская реклама. И была права.

    Красивый мотоцикл. Совершенно непонятно, как идеологический отдел партии допустил его к выпуску. Ведь очевидно, что создан он для стиляг, тунеядцев и прочих хулиганов. Любителей джаза и рок-н-ролла. А ведь говорили, что если слушаешь ты джаз, значит, родину продашь.

    Пять интересных фактов о «Иж Планета-Спорт»

    1. В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 руб., последующие партии стали продаваться по 1000 руб., так что не каждый тунеядец мог его себе позволить. При этом в те годы «Москвич-412» стоил около 5000 рублей.

    2. Советские мотоциклисты дали мотоциклу прозвище «пёс» (от сокращенного «Иж ПС»), «пээска» и «спортак».

    3. Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Он действительно уходил на экспорт, особенно полюбился мотоциклистам Великобритании, Нидерландов и Финляндии.

    4. «Спорты» были ярко-желтыми и оранжевыми, что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей смотрелось по-настоящему спортивно.

    5. «Иж Планета-Спорт» выдерживал 50-60 тысяч км без заметного износа основных узлов. Очень неплохо для советской мототехники.

    Ходят легенды, что якобы на этот мотоцикл жаловались главному идеологу партии Михаилу Суслову и тот пытался запретить его продажу. Но производство «Спорта» одобрил Брежнев, который лично проехал на мотоцикле. Поговаривают, что Леонид Ильич сам любил быструю езду, вероятно, поэтому «Иж Планета-Спорт» все же пошел в продажу. Не факт, что все так и было на самом деле, но мотоцикл действительно получился хулиганский.

    Внешне «пёс» был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов вроде Suzuki T250 Super Six, Yamaha 350R5 и Kawasaki A1 Samurai. Стилягам он подходил, поскольку действительно был стильным. Чего только стоят черные круглые накладки на баке! Стремительный легкий силуэт мотоцикла сразу давал понять, что аппарат предназначен не для перевозки картошки, а для скоростных »отжигов». Даже в наши дни, когда в кастомайзинге популярна ретротематика, «пээска» выглядит круто.

    До появления «Планеты-Спорт» в 1974 году хулиганы, тунеядцы и стиляги ездили на чешских Jawa. Но «пёс» тут же потеснил «чехов» на второе место. По сравнению с прямым конкурентом Jawa 350-634 новый «Иж» лучше разгонялся и тормозил, у него была выше максимальная скорость. Все-таки вес был меньше, а лошадиных сил — больше. Опять же стиль, стиль и еще раз стиль. Хотя между любителями «яв» и «псов» шли ожесточенные споры, чей мотоцикл круче, но мне по душе больше именно «Иж» — в нем больше рок-н-ролла!

    Порочащие связи с Западом

    Подходишь к мотоциклу — и удивляешься. Подписи к кнопкам на пультах и лампочках — на иностранном языке! Наклоняешься к карбюратору — видишь магическое слово JAPAN. Подавляющее большинство надписей не на русском, а на английском. Представляете, насколько в то время это было круто? Есть даже кнопка экстренного выключения двигателя и лампочка, которая загорается, когда находишь «нейтраль». Причем все кнопки расположены так, как у любого современного мотоцикла, — пульты ведь японские.

    И это не «колхоз». Ранние мотоциклы штатно оснащались японским электрооборудованием, оптикой и карбюратором. Некоторые детали ставились от европейских мотоциклов, например, у первых «Ижей» был чешский замок зажигания, итальянский спидометр. Даже аккумулятор вначале ставился импортный.

    А еще у ранней «Планеты-Спорт» была система раздельной смазки. Обычно двухтактные моторы смазываются маслом, которое смешивают с топливом в том или ином соотношении. Поэтому количество масла, попадающее в двигатель, зависит только от количества поступающего бензина. Но в ранних «пээсках» стоял насос, производительность которого росла при увеличении оборотов или нагрузки на двигатель.

    Воспоминания одного владельца «Иж Планета-Спорт» (взято отсюда)

    «Избыточная тяговооруженность позволяла «Спорту» легко вставать на заднее колесо, чем я часто пользовался перед скучающими барышнями. И однажды этот трюк приобрел особый шик. Ремень седла я умышленно убрал, чтобы пассажирки плотнее и чувственнее обнимали водителя. Мой товарищ, оказавшись пассажиром, беспечно сидел сзади и обнимать меня совсем не стремился — я был не против. Остановившись возле девчонок, мы небрежно поздоровались с ними, и я откручиваю ручку «газа», бросая сцепление.

    Отрыв переднего колеса происходит штатно — мотоцикл «выстреливает» почти за горизонт. Притормаживаю, оглядываюсь — и ужасаюсь: мой товарищ в клубах пыли на карачках продолжает затухающее движение за мной! Джинсы и рукава — в дыры, колени и локти — в кровь… Но друг был оптимистом, причем пьяным оптимистом, поэтому этюд договорились считать постановочным, а выступление перед публикой — успешным. Больше он пассажиром не ездил, «Спорт» стал уважительно называть «пээсом», а меня — бешеным, особенно после гонок по перрону и ступенькам железнодорожного вокзала».

    Со временем «Иж Планета-Спорт» растерял и импортные комплектующие, и систему раздельной смазки. Из-за замены карбюратора «Микуни» на отечественный К-62М максимальная мощность снизилась с 32 до 28 л.с. Поэтому особенно ценились мотоциклы первых лет выпуска, где все это было. И стоили ранние «псы» дорого даже в десятилетнем возрасте. Более подробно историю изменений в технической части можно почитать здесь.

    К примеру, у нас в гостях прекрасно сохранившийся мотоцикл 1978 г.в. с пробегом всего 15.000 км и в «родной» краске. Карбюратор предыдущий владелец сам поменял с советского на японский. Задний фонарь уже советский. Но «поворотники», фара и пульты импортные. Системы раздельной смазки уже нет, как нет и резиновых подушек двигателя ранних экземпляров. Не тот уже пирог, конечно, но тоже очень крутой мотоцикл. Почему? Сейчас заведемся, и расскажу.

    Мотоцикл тройного назначения

    Поколдуешь с лапкой, заведешь этот чудо-мотоцикл — и улыбка до ушей. Даже у меня, чье детство прошло в 90-х, включается режим ностальгии, потому что звук работы двухтактного мотора — это звук моего детства!

    Поговаривают, что завести его было не так просто, как чешского конкурента. Да, есть такой нюанс, особенно на «холодную». Еще и отдачу получишь от «кика», чай, не современный электростартер. Но зато когда заведешь — восторга полные штаны!

    Для СССР того времени это очень быстрый мотоцикл. 340-кубовый «одноствольный» двухтактник ведет свою родословную от кроссовых байков, поэтому легко крутится, «взрывается» на средних оборотах и весело едет на «верхах». Несмотря на возраст, он довольно быстро набрал 120 км/ч, причем запас для разгона до официальных 140 км/ч еще оставался.

    Да, «сотню» по паспорту «пээска» набирает за 11 секунд, но субъективно мотоцикл разгоняется быстрее. В условиях современного городского потока среди машин точно будешь первым. На трассе 100-110 км/ч идет без особого «напряга», разве что ветром сдувает как мотоцикл (сказывается легкий вес), так и мотоциклиста (нет ветровика). Но ничего в этом плохого не вижу — все вместе добавляет остроты ощущениям.

    Если мысленно перенестись на нем в Советский Союз 1970-х годов, вспомнить, на какой технике передвигались советские люди, то понимаешь, что «Иж Планета-Спорт» — это реально «Иж Планета-Смерть». Слишком много дури и слишком мало веса: шайтан-арба, а не мотоцикл!

    При этом экипировки толком нет, хороших дорог мало, куцые зеркала стоят не на всех автомобилях, а если и стоят, то только слева. Хорошо хоть этих машин было в разы меньше, чем сегодня. Но в любом случае «Иж Планета-Спорт» для Советского Союза убийственно быстрый мотоцикл.

    А по нынешним временам 32 силы — ничто. Современные спортбайки «разжирели» и стали в разы мощнее, поэтому легкий «Иж» на их фоне ощущается велосипедом. Им очень просто управлять. На низких оборотах не огонек, конечно, но едет мотоцикл — можно садиться и новичку.

    Сидеть удобно: посадка прямая — все в самый раз. Единственное, не совсем удобно прижимать коленями такой тонкий бак, но это дело привычки. Также все советские мотоциклисты дружно жаловались на вибрации, мол, в Jawa их не было. Но я часто езжу на «одностволках», поэтому особого дискомфорта не ощутил.

    Тормоза? Они немного есть — это все, что я могу о них сказать. Задний еще что-то собой представляет, но на передний нужно давить изо всех сил. Переключения передач не самые четкие. Но я сравниваю с современной техникой, а для тех времен все было хорошо и с тормозами, и с переключением передач.

    Сегодня удивляешься другому — универсальности. И в городе на нем покрасуешься, и по асфальту едешь быстро, и при отсутствии дорог нет проблем. Легкий вес, короткая первая передача, крепкая вилка, короткая база — ездить легко и по пересеченной местности. Да, задняя подвеска жестковата, просвет невелик — все-таки это далеко не современный эндуро. Но в свое время в полях и лесах на «Планета-Спорт» отжигали еще как!

    При этом едешь по кочкам, едешь быстро, но ничего не гремит и не отваливается, как в некоторых современных «китайцах». Вообще на ямах посторонних звуков нет. Никаких. «Иж» не «гуляет» под тобой, в нем чувствуется прочность и основательность. В общем, для советской техники это очень качественный мотоцикл.

    «Иж Планета-Спорт» — мотоцикл не то что двойного, а тройного назначения!

    1. «Понты кидать». Надел джинсы, сел на модный байк, поехал в сельский клуб — все Маши твои. Главное, чтобы не настучали по хлипкому на вид и ощупь шлему, — «мажоров» не любили никогда.

    2. Хорош на асфальте. Учитывая динамические характеристики автомобилей и мотоциклов СССР, «Иж Планета-Спорт» на их фоне самый что ни есть спортбайк.

    3. В мотоцикле чувствуется мотокроссовое наследие «Иж-55» — он не боится пересеченной местности. Способствует этому и очень низкий вес — всего 135 кг «сухой» массы. На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975-го начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15».

    Но недолго музыка играла — в 1985 году мотоцикл был снят с производства. Почему сняли — непонятно. Одни говорят, что из-за низкого спроса, мол, качество стало ниже, а цена осталась прежней, другие ссылаются на высокую смертность пилотов, третьи — на то, что Госавтоинспекция не могла догнать. Байки и легенды всегда окружали этот мотоцикл.

    Кто хочет Back in the USSR, сегодня это можно осуществить с помощью машины времени «Иж Планета-Спорт» — в объявлениях они еще мелькают. Смешать бензин с маслом, лапкой не с первого раза завести — и в поле, на закат, вдыхая полной грудью лета аромат.

    Что может быть лучше? Нет ничего лучше.

    Юрий ГЛАДЧУК Фото и видео Антона ШЕЛКОВИЧА ABW.BY

    Редакция благодарит Николая Мельникова за предоставленный для теста «Иж Планета-Спорт»

    Заметки на полях

    Все прогрессивно в «Планета-Спорт», но боковой подножки нет. Еще и «ушко» центральной подножки почему-то находится с правой стороны.

    Для советского мотоцикла — лампочек громадьё. Все надписи — на иностранном языке. В детстве большое значение имело, до какой скорости расчерчен спидометр того или иного вида транспорта. В «Планета-Спорт» все по-честному: на спидометре максимум 140 км/ч — едет мотоцикл 140 км/ч. Для начинающих мотоциклистов незамысловатым образом указано, на какой скорости переключать следующую передачу.

    Единственная видимая на мотоцикле русская надпись — «Иж», все остальное на английском, в том числе и название модели PLANETA-SPORT 350.

    Боковины откручиваются простой «крутелкой», седло, под которым находился дефицитный импортный аккумулятор, не запиралось на замок. Блокировка руля появилась только в конце 1978 года. До этого бери — не хочу.

    В распоряжении байка — бортовая сеть напряжением 12 вольт. Чешский конкурент в то время мог похвастать только 6 вольтами.

    Официальный запас хода — 400 км, что очень неплохо. В реальности не проверял. Объем бака — 14 л, в то время как документально расход топлива составлял от 3,5 до 6,5 л в зависимости от скорости и стиля езды.

    Разные по размеру колеса (19 дюймов спереди, 18 сзади) и тормозные барабаны — в то время это было очень необычно.

    По случаю приглашаем вас на крупнейший в Восточной Европе ретромотофестиваль «Кола Часу». Возможно, туда приедет и «Планета-Спорт» — сегодня это редкий и эксклюзивный мотоцикл. В любом случае в одном месте соберется около 200 единиц раритетной техники — будет на что посмотреть. И не только посмотреть. На фестивале будет зона отдыха, фудкорт, беговелоплощадка для детей, прокат катамаранов и лодок, тир, тест-драйв мотоцикла M1NSK и другие развлечения. Кроме того, будет возможность приобрести как старинные вещи или даже ретротехнику, так и современные мотоциклы. Итак, Гребной канал на Заславском водохранилище, 25 июня. Приходите всей семьей — будет интересно! Более подробную информацию о фестивале можно найти здесь.

    Вывод

    В современном мире реставрация ретро-мотоциклов остаётся уделом энтузиастов, которые готовы потратить на любимое дело не только массу времени, но и кучу денег. Если вы из их числа, то Иж ПС может занять своё место в вашем гараже. Но покупать его именно для езды смысла нет, если только вы не фанат ретро-техники.

    Технические характеристики

    Мощность:32 л. с. при 6700 об. мин Л.с.
    Тип Двигателя (расположение цилиндров):одноцилиндровый, двухтактный, с тремя каналами и пятью окнами продувки
    Количество цилиндров:1
    Объем двигателя:340 см3
    Тип охлаждения:Воздушное
    Трансмиссия:Механическая 4-ступенчатая
    Привод:Цепь
    Рама:Стальная
    Вес:135 кг
    Емкость бака:14 л.
    Максимальная скорость:140 км/ч
    Колесная база:1390 мм

    Внешний дизайн спортивного мотоцикла

    Внешний вид этого аппарата очень напоминает японские аппараты середины 60-х, это видно по форме переднего крыла, элегантной передней ступице, динамичному заднему крылу. Сразу чувствуется ветер с востока, ведь Иж Планета Спорт очень похож на Suzuki T250 Super Six 66 года, Yamaha 350R5 1970 и Kawasaki A1 Samurai 1966 года.

    Байк получился очень современным и сразу дал понять что, он предназначен для скоростной езды, а не для поездок на дачу. И даже сегодня Планета Спорт выглядит достойно, как настоящий классический байк. Цветовая гамма еще больше добавляла спортивности внешнему виду мотоцикла, самые первые Планеты Спорт выпускались в ярко-желтом и оранжевом цветах. Сочетая эти яркие цвета с черной рамой и блестящими никелированными крыльями, траверсами, крышкой двигателя и ободком фары, получался очень крутой мотоцикл. Многие девушки на мотоциклах начинали именно с этого спортивного байта от ИЖ.

    Также будет интересно: Самые известные дорожные мотоциклы

    Характеристики спортивного советского мотоцикла

    Иж ПС не только внешне был современным байком, технические составляющие были тоже другие и серьезно отличались от остальных мотоциклов ИЖ, кроме цепи и деталей КПП, конечно.

    Одной из самых главных инноваций было то, что Планета Спорт оснащался раздельной системой смазки мотора, по тем временам, такой технический замысел казался нереальным. Установленный в «Спорт» мотор на 350 кубиков с японским карбюратором Mikuni, позволял мотоциклу развивать мощность в 32 л. с. при 6700 об/мин.

    Вес Планеты Спорт составлял 135 кг, а по тем временам, это очень хорошие показатели. Для примера, популярная в те годы Jawa-350/634 с мощностью в 22 лошадки весила 155 кг. То есть понятно, что у Явы не было шансов в скорости против спортивного Ижа. Еще одним новшеством было то, что мотор ПС закреплялся в раме при помощи подушек из резины.

    Самые первые Иж Планета Спорт 350 были оснащены таким же японским электрооборудованием Denso, как на Ямахе. Именно поэтому впервые советский мотоцикл удовлетворял требования ЕЭК ООН по светотехнике.

    Динамические показатели нового Ижа были на высоком уровне даже по меркам СССР — максимальная скорость равна 140 км/ч, а разгон с нуля до сотни всего за 10 секунд казались фантастикой.

    Позднее стали выпускать ИЖи Планета Спорт с отечественным карбюратором, у которого был меньший диффузор, после чего мощность ПСа уменьшилась и стала 28 лошадок. Отличить поздние версии от ранних можно по удлиненному заднему крылу и слегка изогнутой выхлопной трубе, хотя в ранних версиях она была прямой.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]