Конструкция Планеты Спорт от Ижмото
Технические характеристики ПС поражали. Это был первый серийный стальной конь в СССР с системой раздельной смазки мотора. При чем последняя являлась собственной разработкой конструкторов Ижевского мотозавода. Такой особенностью могли похвастаться байки, спущенные с конвейера в 1974 году. Характерный признак наличия подобного ноу-хау у мотоцикла ИЖ Планета Спорт – наличие буквы«М» в его номере.
Двигатель ПС от Ижмото имел несколько увеличенный рабочим объёмом в сравнении с предыдущими моделями из Ижевска. Он составлял 349 см³. Примечательно, что железный конь получил с завода японский карбюратор «Микуни». Это позволило байку выдавать заветные 32 л.с. и 6 700 оборотов в минуту.
При сухой массе мото в 135 кг., он мог похвастаться завидными техническими характеристиками (237 лошадок на тонну веса). Это почти вдвое превысило подобный показатель Jawa 350 «634».
100 км/ч Иж ПС набирал за 11 секунд. Мотор этого коня крепился нав раму при помощи резиновых подушек. Для 1970-х — это было настоящее техническое новшество. Кроме того, байк активно оснащался японским электрооборудованием и даже оптикой. Те же модели мотоцикла ИЖ ПС, что оснащались отечественным карбюратором (К 62М) могли развивать несколько меньшую мощность в 28 лошадок. С 1978 года на этого железного коня устанавливалось советское электрооборудование и отечественный спидометр. У этих байков увеличивался диаметр спиц.
Технические характеристики ИЖ Планета Спорт
На протяжении 1975-1983 гг. байк часто проходил конструкционные изменения. Его модернизировали и совершенствовали. По этому, одинаковых технических характеристик все мотоциклы Иж ПС не имеют. Все же отдельные из них не изменялись.
Длина байка составляет 207 см. Ширина его достигает 79-81 см. При этом, высота мото – 115 см.
Максимальная рекомендованная скорость мотоцикла Иж ПС – 140 км/час. На 100 км этот байк расходует 3,5 литра топлива (при скорости в 60 км/ч). По городу расход несколько увеличивается и достигает 7 л.
Тормозной путь мотоцикла Иж Планета Спорт все же значителен и составляет 16 метров при скорости в 60 км/час. На скорости в 30 км/час для полной остановки мотоциклу потребуется всего 7 метров.
Технические характеристики двигателя ПС Ижмото тоже впечатляют. Мотор этого двухколесного спортбайка имеет двухтактный тип работы. Трёхканальная его продувка неплохо себя зарекомендовала.
Одного цилиндра этому байку более чем достаточно для развития немалой мощности. Диаметр последнего составляет 76 мм.Мотоцикл Иж Планета Спорт имеет силовой агрегат, который обладает достаточно-таки высокой степенью сжатия (10,5).Система охлаждения активно использует встречные воздушные потоки. Фильтр для очистки воздуха перед его подачей в смесь исполнен в сухом типе. Его дополнили бумажным элементом.
Мотоцикл ИЖ ПС удивлял
В первую очередь вызывают восторг передаточные числа КПП этого байка. В подарок от конструкторов, к тому же, мото получил усовершенствованную амортизацию. Электрооборудование, как для такой старинной модели «Планеты» у ПС Ижмото удивляет. В распоряжении байка бортовая сеть с напряжением в 12 вольт. Трёхфазный генератор переменного тока способен выдавать 14 вольт и мощность в 100 Вт.
Отметим, что самые первые железные кони данной серии оснащались зарубежными аккумуляторными батареями.
В комплект к самым первым ПС Иж прилагались итальянские свечи зажигания «Магнетти-Марелли». Нередко это были и свечи «NGK», что рекомендованы для использовать на высоких скоростях (от 100 км/ч). При этом, снималась прокладка с головки цилиндра.
Топливный бак мотоцикла Иж Планета Спорт располагал объемом в 14 литров. Бензин марки «АИ-93» считался наиболее приемлемым для заправки этого байка. Масляный же бак железного коня вмещал 1,5 литра.
Как сделать воздушное охлаждение двигателя иж планета
Сообщение uvat » 12 дек 2009, 15:41
В разных темах отвечал на вопросы по поводу переделки двигателя Планета на водяное охлаждение, вот решился собрать всё в кучу. Минимальный набор для переделки: Цилиндр ПД-10, головка цилиндра ПД-10, шпильки с гайками от ПД-10, прокладка головки, прокладка выпускного коллектора, прокладки под патрубки на цилиндр и головку, продувочный краник на головку ПД-10(можно просто болт в качестве заглушки). Переходник под карбюратор самодельный. Выпускной коллектор самодельный. Датчик и прибор температуры, есть два варианта : от Ваз-06 и Уаз, датчик врезается в головку цилиндра или в верхний патрубок, последний вариант удобней.
Убираем все шероховатости литья в каналах цилиндра с помощью полукруглого и круглого напильника, можно удалить язычок из впускного окна(с помощью электролобзика). Поршень поршневой палец и кольца всё планетовское, поршень подбираем по цилиндру ПД-10.
Электропомпу используем от Газели.
Выхлопной коллектор полностью самодельный, в моём варианте фланец изготовлен из металла 6мм, сам корпус из квадратного профиля 50502, в него под необходимым углом( в зависимости от компоновки) в варена труба, но можно использовать заводской глушитель ПД-10 перекроив его.
Я использовал радиатор от Ваз 10ки, но могут быть и другие варианты(в идеале медный радиатор от Ваз-2121 или Газели). Принудительный обдув осуществляется с помощью штатного электровентилятора или сделав самодельный кожух и установив моторчик с крыльчаткой от автомобильной печки салона(Ваз, Уаз). Выбор моторчика и радиатора во многом зависит от условий эксплуатации и температуры окружающего воздуха. Например: при движении по тяжёлому болоту с грузом на пневматиках на 1300 лучше установить штатный электрообдув радиатора, а при эксплуатации караката на Бел-79 и в менее суровых условиях будет достаточно моторчика от печки отопителя салона. Для включения элетровентилятора используем штатный датчик, расположенный в радиаторе.
Мотоциклы «Ява»
Еще один легендарный мотоцикл Jawa ведет свою историю с 1929 года. Это марка дорожного транспорта принадлежала чехословацкой компании и была мечтой многих советских мотолюбителей. Мотоциклы использовались не только в повседневных разъездах, но и участвовали в различных гоночных соревнованиях. В 21 веке производство «Явы» не прекратилось, некоторые модели пользуются спросом до сих пор.
Jawa 350 Classic
В основу мотоцикла легла 2-цилиндровая 2-тактатная система с 4-ступенчатой коробкой передач. Нет соединения бензина с маслом благодаря раздельной смазочной системе. Рама мотоцикла крепкая, что позволяет нагружать мототранспорт до 200 кг. Есть возможность присоединить автолюльку.
Если сравнивать модель Jаwa 350 Classic 638 с другими, более дорогостоящими и оборудованными, то она выигрывает по нескольким параметрам: обслуживание простое и недорогостоящее, расход топлива небольшой, запасные детали доступны в продаже по небольшой цене.
Технические характеристики «Ява» 350 классик:
- габариты – 2110×750×1070;
- объем двигателя – 343,5 куб. см;
- мощность – 23,1 л. с.;
- максимальная скорость – 125 км/ч;
- расход бензина на 100 км – 4 литра;
- механическая коробка переключения передач.
Jawa 350 Classic Sport
«Классик Спорт» – это усовершенствованная версия Jаwa 350 Classic. Она была представлена в 2022 году на московской выставке «Мотопарк». Отличить модель среди других мотоциклов «Ява» можно по «устаревшему» дизайну Лондона 60-х годов, когда уличные мотогонщики переоборудовали неудобные и громоздкие мотоциклы под себя, убирая все лишнее. Двухколесный транспорт получился легким и маневренным, с обтекаемыми элементами.
Jawa 350 Classic Sport создан для одиночной поездки, оборудован одним удобным сидением. Руль низкого расположения позволяет удобно занять положения гонщика, полноценно сконцентрировавшись на поездке. О «раритетности» мотоцикла напоминают его классические элементы: широкая хромированная выхлопная труба, круглая передняя фара и традиционная красная расцветка корпуса.
Мотоцикл обладает массой достоинств, располагающих к комфортной и маневренной езде: двигатель объемом 343 кубов, раздельная система смазки, надежная тормозная система дискового типа, лаконичная приборная панель и стартер автоматического типа.
Технические характеристики:
- объем двигателя – 343,5 куб.с м;
- число цилиндров – 2;
- количество тактов – 2;
- мощность – 23 л. с.;
- предельная скорость разгона – 125 км/ч;
- расход бензина на 100 км – 4 литра;
- воздушная система охлаждения.
Jawa 350 Lux
Представленная модель – классический вариант дорожного мотоцикла класса «стрит». Он сочетает в себе элементы более старых моделей, но имеет и индивидуальные современные особенности. Спереди мотоцикла встроена классическая одинарная фара, электронная приборная панель проста и понятна даже начинающим мотоциклистам.
Основа двухколесной конструкции – крепкая рама из стального сплава. Ее жесткость улучшает проходимость на неровных дорогах, делает транспорт маневренным и увеличивает грузоподъемность. Целостный вид «Явы 350 Люкс» явно напоминает «классику».
Технические характеристики:
- габариты – 2110×750×1070 мм;
- объем двигателя – 343 куб. см;
- количество тактов – 2;
- число цилиндров – 2;
- мощность – 23,1 л. с.;
- максимальная скорость – 125 км/ч;
- расход топлива на 100 км – 4 литра.
Jawa 660 Sportard
Самая мощная по техническому оснащению модель «Ява» – именно 660 Sportard. Объем двигателя в 600 кубов сказывается на возможности развивать скорость до 250 км/ч. Расстояния по трассе мотоцикл преодолевает легко и маневренно. Для начинающих мотобайкеров это отличное средство – покладистое и резвое. Да и внешне 660 Sportard выглядит более агрессивно и современно, нежели классические варианты.
В технических характеристиках есть свои особенности: силовая установка – «одноствольная», оснащена электронной системой впрыска – EFI
Каркас рамы обладает высокой степенью жесткости, а это немаловажное условие для езды по бездорожью – мотоцикл не дергается, послушный в управлении. Модернизированная подвеска байка позволяет проходить повороты на одной скорости, не выжимая педаль тормоза
Технические характеристики следующие:
- габариты – 2100×760×1250 мм;
- цилиндры – 1;
- количество тактов – 4;
- объем двигателя – 651,9 куб. см;
- мощность – 48 л. с.;
- объем бензобака – 17 литров;
- МКПП – 5-ступенчатая.
Экспериментальный мотоцикл ИЖ Планета-6 с жидкостным охлаждением, о котором вы не знали
Рассказываем про малоизвестный мотоцикл ИЖ, который так и не пошел в серию
Уверен, практически многие из вас слышали про ИЖ Планета-3, Планета-4 и, конечно же, Планета-5. Считается, что именно пятая Планета стала последней моделью в ряду, но это не совсем так. Существовал также ИЖ Планета-6, который массово не выпускался, а поэтому про него мало кто знает.
Фактически новый двигатель представлял собой модернизацию предыдущего ИЖ-П5-01. Но он получил жидкостную систему охлаждения, бесконтактное зажигание, раздельную систему смазки и пятиступенчатую коробку передач. Вот схема этого двигателя в одной из книг по ремонту:
Российская пресса почему-то обошла вниманием появление новой модели мотоцикла. Видимо, никто не верил в возможность организации массового производства в сложное экономическое и политическое время. Журнал МОТО сделал лишь небольшую заметку про него:
Образец, фотографии которого опубликовал журнал, позже был куплен одним из российских мотоколлекционеров и восстановлен в аутентичное состояние. Так выглядел мотоцикл до начала восстановления:
А таким красавцем стал после проведения всех работ:
Историю восстановления одного такого мотоцикла рассказал в своём блоге Aleksei43RUS. Ему удалось совершенно случайно купить совершенно новый двигатель П-6 (да, просто нашел объявление на Авито). Получив его транспортной компанией, Алексей провел все необходимые работы по его реанимации и установил его на свой мотоцикл.
Вот как он описывает свои ощущения от первой пробной поездки:
Пришло время первого выезда. Было не особо тепло, немного было грязно. Ну уж очень хотелось испробовать двигатель. Настроив сцепление, поехал на объездную. Чувствуется поршень от ИЖ-ПС, тянет как сумасшедший. Ну по сравнению с обычным двигателем от Планеты этот показался мне бодрее.
Пять случайных мотоциклов:
Triumph Street Triple 675 10th Grey Anniversary S.E. 2017
127 000р.*
Yamaha TW 200 2016
Maico Supermoto 380 2001
Maico GS 350 / 360 1991
246 000р.*
Kawasaki E N 500C Vulcan Classic 1996
Три усовершенствования Явы 634 для мототуристов
Три предложения На мотоцикле ЯВА-634 для более удобного обслуживания я ввел ряд усовершенствований, которые, может быть, заинтересуют мототуристов. Вот три из них.1.Чтобы при поездках по грунтовым дорогам грязь не забивала зазор между колесом и щитком, я поднял щиток, установив удлинитель (фото 1) из листовой стали. 1. Так выглядит удлинитель кронштейна щитка. 2.Под седлом закрепил панель (фото 2). на которой разместил выключатель 2 «массы» (тумблер), колодку 3 с предохранителем, два гнезда 4 для подключения аккумулятора, гнездо 5 для подключения светильника, вмонтированного в основание седла (он освещает подседельное пространство), и два гнезда 6, от которых можно взять питание для переносной лампы, приемника, вулканизатора и т. п. 2. Подседельное пространство: 1 — панель: 2 — тумблер; 3 — колодка с предохранителем; 4 — гнезда для подключения батареи; 5 — гнездо для подключения светильника, вделанного в основание седл…
Устранение разбалтывания педали тормоза у мотоцикла ИЖ с коляской
Надежное крепление У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски. г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ 1987N09P33
Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета
Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с.
Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности дви…
Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)
Уроки Юпитера 4 Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк…
Mcl007 › Блог › Установка жидкостного охлаждения на ИЖ Юпитер 5
Всем привет! Участились случаи когда у меня спрашивают «о! а как ты сделал водяное охлаждение на юпитер?». Поэтому было решено написать сию заметку, в которой вкратце описать процесс установки жидкостного охлаждения на мотоцикл ИЖ Юпитер 5К.
По документам у меня мотоцикл ИЖ 6.114, модели Юпитер 5К 1988 года выпуска. Приставка «К» обозначает что к мотоциклу прилагается боковой прицеп ВМЗ, в простонародии люлька или коляска.
В моих руках мотоцикл с 2007 года и за это время претерпел множество изменений. Об одном из них ниже.
Глава 1. Как всё начиналось
Проснувшись одним прекрасным утром я понял, руки чешутся не от того что грязные, а от дикого желания сотворить со своим конём какое нибудь чудо и полез я в великий и могучий интернет читать инфу и впитывать её как губка боб. Начитавшись теории, переходим к практике забиваем болт на это дело ибо очень сложно и денег не меряно. Но руки покоя не дают. Поехали мы как то с товарищем в Биробиджан и случилось у нас великое горе, перегрелся и заклинил двигатель ((( Стоим мы значит на трассе, километров 10-15 до города, километров 70 до дома, заклинивший двигатель, печаль в глазах. Отдохнув, остынув, выпив сочку начинаем ремонт. Скинули головки. Поршни ободраны, зеркало цилиндра тоже. Делать нечего, собираем обратно. Ради смеха пытаемся завести. Хм, коленвал стал проворачиваться, и даже схватывает, и даже завелся! правда ехать хотел максимум 60 км\ч =(( но этого хватило доехать до города (да, мы не стали возвращаться сразу домой, а поехали дальше). По возвращению домой первым делом раскидал двигатель по гаражу и понял, что момент настал и пора бы заняться установкой водяного охлаждения. Был сентябрь, впереди долгие зимние вечера, вот он момент истины!
Итак, всё что нам нужно знать:
двигатели были следующих серий:
картеры ИЖ Ю5 сб.1 — сб.1-05 воздушного охлаждения (мой вариант) картеры ИЖ Ю5 сб.1-07 воздушного охлаждения, но допускают установку жидкостного охлаждения картеры ИЖ Ю5 сб.1-08 жидкостного охлаждения
марку картера можно узнать на переднем креплении двигателя к раме, недалеко от его заводского номера.
Установить «водяные» цилиндры в картеры 07 и 08 — дело не хитрое, по сути это один и тот же картер, который имеет более глубокую кривошипно-шатунную камеру. А вот в 05 картер это целая история. Всё дело в том, что конструктивно цилиндро-поршневая группа в двигателе 07-08 смещена ниже, смещены юбки цилиндров, юбка поршня, картер глубже. При этом ход поршня и размеры шатуна остаются прежними. Зачем? спросите у конструкторов))
Выходов как обычно несколько:
1. Фрезернуть КШК и установить комплект «водяной» ЦПГ 2. Сделать 7 мм проставку из алюминия и тем самым поднять «водяной» цилиндр над картером и оставить «воздушный» поршень. При этом необходимо изготовить удлиненные шпильки крепления головки 3. Отрезать лишнее и установить «водяную» ЦПГ в «воздушную» КШК
Первый вариант не рассматривался впринципе, ручной фрезер? где б его взять… А если запорю КШК? новый картер искать… точно не подходит. Проставку изготовить? ну по форме прокладки можно было бы сделать проставочку и дело в шляпе, но подгонка степени сжатия, зависящей от толщины этой прокладки меня не вдохновила, тем более цилиндров два. Решено — режем!
Тюнинг Иж Планета Спорт
Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:
- Ресурс многих узлов и агрегатов невелик. По этой причине улучшить их характеристики, не нанеся ущерба, практически невозможно.
- Отреставрированный до оригинального состояния Иж Планета Спорт 350 цениться значительно выше, чем его тюнингованные версии.
Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения. Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора.
Тюнинг(форсировка) двигателя
Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска. Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма.
Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов.
Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками. Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу.
Тюнинг своими руками
Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм.
Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени.
Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.
Как сделать воздушное охлаждение на иж планету
Сообщение uvat » 12 дек 2009, 15:41
В разных темах отвечал на вопросы по поводу переделки двигателя Планета на водяное охлаждение, вот решился собрать всё в кучу. Минимальный набор для переделки: Цилиндр ПД-10, головка цилиндра ПД-10, шпильки с гайками от ПД-10, прокладка головки, прокладка выпускного коллектора, прокладки под патрубки на цилиндр и головку, продувочный краник на головку ПД-10(можно просто болт в качестве заглушки). Переходник под карбюратор самодельный. Выпускной коллектор самодельный. Датчик и прибор температуры, есть два варианта : от Ваз-06 и Уаз, датчик врезается в головку цилиндра или в верхний патрубок, последний вариант удобней.
Убираем все шероховатости литья в каналах цилиндра с помощью полукруглого и круглого напильника, можно удалить язычок из впускного окна(с помощью электролобзика). Поршень поршневой палец и кольца всё планетовское, поршень подбираем по цилиндру ПД-10.
Электропомпу используем от Газели.
Выхлопной коллектор полностью самодельный, в моём варианте фланец изготовлен из металла 6мм, сам корпус из квадратного профиля 50502, в него под необходимым углом( в зависимости от компоновки) в варена труба, но можно использовать заводской глушитель ПД-10 перекроив его.
Я использовал радиатор от Ваз 10ки, но могут быть и другие варианты(в идеале медный радиатор от Ваз-2121 или Газели). Принудительный обдув осуществляется с помощью штатного электровентилятора или сделав самодельный кожух и установив моторчик с крыльчаткой от автомобильной печки салона(Ваз, Уаз). Выбор моторчика и радиатора во многом зависит от условий эксплуатации и температуры окружающего воздуха. Например: при движении по тяжёлому болоту с грузом на пневматиках на 1300 лучше установить штатный электрообдув радиатора, а при эксплуатации караката на Бел-79 и в менее суровых условиях будет достаточно моторчика от печки отопителя салона. Для включения элетровентилятора используем штатный датчик, расположенный в радиаторе.
Электропомпа приводится в действие от датчика установленного в верхний патрубок радиатора, можно на аварийный случай установить тумблер принудительного включения помпы и сделать контрольную лампочку на панели приборов, сигнализирующую о включении помпы. Помпа подключена в водяной контур параллельно нижнему патрубку радиатора, для того, чтобы в полной мере использовать возможности термосифонной системы охлаждения. Характеристики помпы: Конструкторское обозначение 32.3780 Номинальное напряжение 12 В Максимальный ток 4,0 А Создаваемое давление 0,15 кг/см2 Масса 1,15 кг Датчики включения помпы и электровентилятора включаются через реле и защищены предохранителями. Температуру срабатывания датчиков подбираем индивидуально, в зависимости от условий эксплуатации. Использование водяной системы охлаждения на каракате, значительно увеличивает ресурс двигателя. Имеет место не значительная потеря мощности(теоретически), а на практике это не заметно за счёт большого понижения в трансмиссии. Эта статья писалась в большей мере применительно к каракатам, переделка на мотоцикле будет иметь некоторые нюансы.
Внешний дизайн спортивного мотоцикла
Внешний вид этого аппарата очень напоминает японские аппараты середины 60-х, это видно по форме переднего крыла, элегантной передней ступице, динамичному заднему крылу. Сразу чувствуется ветер с востока, ведь Иж Планета Спорт очень похож на Suzuki T250 Super Six 66 года, Yamaha 350R5 1970 и Kawasaki A1 Samurai 1966 года.
Байк получился очень современным и сразу дал понять что, он предназначен для скоростной езды, а не для поездок на дачу. И даже сегодня Планета Спорт выглядит достойно, как настоящий классический байк. Цветовая гамма еще больше добавляла спортивности внешнему виду мотоцикла, самые первые Планеты Спорт выпускались в ярко-желтом и оранжевом цветах. Сочетая эти яркие цвета с черной рамой и блестящими никелированными крыльями, траверсами, крышкой двигателя и ободком фары, получался очень крутой мотоцикл. Многие девушки на мотоциклах начинали именно с этого спортивного байта от ИЖ.
Характеристики спортивного советского мотоцикла
Иж ПС не только внешне был современным байком, технические составляющие были тоже другие и серьезно отличались от остальных мотоциклов ИЖ, кроме цепи и деталей КПП, конечно.
Одной из самых главных инноваций было то, что Планета Спорт оснащался раздельной системой смазки мотора, по тем временам, такой технический замысел казался нереальным. Установленный в «Спорт» мотор на 350 кубиков с японским карбюратором Mikuni, позволял мотоциклу развивать мощность в 32 л. с. при 6700 об/мин.
Вес Планеты Спорт составлял 135 кг, а по тем временам, это очень хорошие показатели. Для примера, популярная в те годы Jawa-350/634 с мощностью в 22 лошадки весила 155 кг. То есть понятно, что у Явы не было шансов в скорости против спортивного Ижа. Еще одним новшеством было то, что мотор ПС закреплялся в раме при помощи подушек из резины.
Самые первые Иж Планета Спорт 350 были оснащены таким же японским электрооборудованием Denso, как на Ямахе. Именно поэтому впервые советский мотоцикл удовлетворял требования ЕЭК ООН по светотехнике.
Динамические показатели нового Ижа были на высоком уровне даже по меркам СССР — максимальная скорость равна 140 км/ч, а разгон с нуля до сотни всего за 10 секунд казались фантастикой.
Позднее стали выпускать ИЖи Планета Спорт с отечественным карбюратором, у которого был меньший диффузор, после чего мощность ПСа уменьшилась и стала 28 лошадок. Отличить поздние версии от ранних можно по удлиненному заднему крылу и слегка изогнутой выхлопной трубе, хотя в ранних версиях она была прямой.
Десять лет выпускался спортивный ИЖ
Серийное производство данного мотоцикла началось в 1974 году. Первая партия в 500 машин была продана в СССР за лето 1975 года. Все мотоциклы первой партии были оснащены японским электрооборудованием и раздельной системой смазки. К 1979 году Планета Спорт перестал комплектоваться импортными комплектующими и даже немного ухудшилось качество основных деталей.
Именно поэтому советские мотоциклисты лучше всего ценили мотоциклы первых годов выпуска, цена на ранние «спорты» была выше чем на поздние даже спустя 10 лет.
Спортивные ИЖи выпускались до 1985 года, а затем были сняты с конвеера. В наши дни очень сложно найти ”спорт”, который хорошо сохранился. В России за рабочий мотоцикл ранних моделей просят около 1000 бакинских рублей, а иногда и больше. Но он стоит этих денег, так как считается эксклюзивным советским мотоциклом.
А вот и видео тест драйв:
Авто самоделки
Самодельное водяное охлаждение на ИЖ Планета-5, сделанное из цилиндра с головкой от пускового двигателя ПД-10 трактора МТЗ-80.
Приветствую всех любителей мото техники! В этой статье, речь пойдёт о простом и эффективном методе изготовления водяного охлаждения на мотоцикл ИЖ. Иж Планета-5 в своё время, считался хорошим мотоциклом советского и постсоветского периода. Аппарат был неприхотливым, надёжным и простым в эксплуатации.
Но, техника была далеко не идеальной. Двигатель с воздушным охлаждением не сложно перегреть. В данной статье напишу, как решить проблему с перегревом, установив систему водяного охлаждения на ИЖ Планета 5.
Хочу отметить, что этот метод не является инновацией 21 века. Так делали еще во времена СССР. Это проверенная и рабочая схема. Для установки цилиндра от “пускача” ПД-10, на картер ИЖа, нужно изготовить переходную плиту. Поршневая же остаётся от Планеты, но шатун толще, чем изначально в цилиндре ПД-10. Для того, чтобы шатун не задевал стенки цилиндра, нужно расширить нижнюю часть гильзы. Толщины стенок гильзы достаточно для проведения такой работы.
Охлаждающая жидкость подаётся электрической помпой от “газели” в нижнюю часть цилиндра. Затем тосол выходит из верхней части цилиндра и поступает в ГБЦ, из ГБЦ дальше движется в радиатор охлаждения, а из радиатора, обратно в помпу.
В качестве радиатора охлаждения, использован трёхрядный медный радиатор печки отопителя ВАЗ-2106.
Его производительности более чем достаточно для этого маленького двигателя. Правда система работает без термостата, не знаю насколько это правильно. На руле установлен маленький расширительный бачок, сделанный из банки для краски.
В бачок “лишняя” жидкость подаётся через штуцер. В крышке сделан пружинный клапан, который сбрасывает лишнее давление по резьбе крышки. Расширительный бачок выглядит примитивно, но со своей задачей он справляется.
После установки цилиндра МТ-10, двигатель начал звучать как трактор. Пришлось переделать выпускной тракт и установить второй глушитель, как это было на предыдущих “планетах”.
В целом, после всего этого тюнинга, была решена проблема с перегревом двигателя. Мотор можно крутить до 8500 об\мин не боясь его перегреть.
Советский мотоцикл обрёл возможность существовать в наши дни, динамично передвигаясь по дорогам общего пользования.
Видео обзор Иж Юпитер-5 с водяным охлаждением:
Автор самоделки: Матвей Синеков.
Поделиться в соц. сетях
Популярные самоделки на нашем сайте
- Самодельный трицикл из мотоцикла
- Квадроцикл из мотоцикла Урал
- Самодельный трицикл из Иж Планета 5
- Самодельный гусеничный вездеход своими руками
- Самодельный минитрактор с двигателем ПД-10
- Вездеход на шинах низкого давления
- Восстановление мотороллера Турист
- Сделал самодельный вездеход с двигателем от трактора
- Зарядное устройство из блока питания компьютера:…
- Снегоход своими руками
- Самодельный квадроцикл сделанный из Урала
- Восстановление мотоцикла ИЖ Планета-5 (33 фото)
- Катамаран своими руками
- Самодельный компрессор
- Самодельный вездеход каракат: фото и описание конструкции
- Реставрация мотоцикла Ява (Jawa 350 typ 634-01)
История особенностей комплектации
1974
- Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
- Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
- Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
- Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
- Глушитель прямой
- Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
- На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
- Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
- Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
- Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
- Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
- Зарубежное электрооборудование и светотехника: Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
- Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
- Задний фонарь «Stanley» (Япония)
- Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
- Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
- Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
- Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
- Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
1975
- Карбюратор «Микуни» VM32-89
- Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
- Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
- Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
- Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
- Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
- Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке
1976
- Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
- Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
- Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
1977
- Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают: Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
- Реле напряжения под топливный бак
1978
- Упраздняется мягкое крепление двигателя
- Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
- Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
- Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
- Начало установки противоугонного замка замок зажигания ВК105
- комбинированные переключатели на руле
- задний фонарь
1979
- Изменение конструкции задней подвески:
- Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)
1980
1981
- Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
- Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)
Мотоциклы «Минск»
Мотоциклы белорусской марки «Минск» начали выпускать с 1951 года, а в 2007 году завод-изготовитель из государственного стал частным.
Минск D4 125
Эта модель проста и экономична, но вместе с тем полноценно адаптирована к дорогам России и стран СНГ. Современный дизайн отлично вписывается в дорожный поток ТС. Мотоцикл легкий и маневренный, с хорошей и плавной амортизацией.
Транспорт обладает двигателем с объемом в 125 куб. см и мощностью в 10,2 л. с. Встроенный электростартер мгновенно реагирует на запуск. Внешний дизайн индивидуален. Габариты – 2100х1110х770 мм.
Минск С4 125
Минск С4 125 выпущен в 2008 году. Легкий как по весу, так и по управлению, маневренный, недорогой – этот транспорт выбирает молодежь и дачники. Он станет хорошим первым мотоциклом для начинающих гонщиков, хотя его сдержанный внешний вид на первый взгляд может некоторых оттолкнуть.
У модели С4 125 есть ряд преимуществ:
- небольшая стоимость;
- малый расход топлива;
- незначительные габариты и вес;
- адаптация к температурным перепадам.
Есть и недостатки:
- крепления ненадежные;
- маленькие зеркала способствуют неполноценному обзору;
- идущий в комплекте набор инструментов не подходит к мотоциклу;
- кнопка электрозапуска двигателя располагается на неудобном уровне;
- небольшой обтекатель.
Минск TRX 300i (тур-эндуро)
Более осовремененный по дизайну «Минск» TRX 300i привлекает внимание своим ярким и спортивным видом. Он воплотил в себе качества эндуро европейских производителей, что существенно отличает его от белорусских соотечественников
Этот мотоцикл создан для длительных поездок по самым различным дорожным покрытиям.
4-тактный двигатель запускается при помощи электростартера. Движение осуществляется 6-ступенчатой МКП. Транспорт рассчитан для перевозки 2 людей.
Характеристики:
- габариты – 2080/825/1230 мм;
- вес – 155 кг;
- передняя подвеска – телескопическая вилка;
- задняя подвеска – моно амортизатор.
МИНСК RX 250 (кроссовый)
Кроссовый «белорус» – последняя разработка минского производителя. Особенностью мотоцикла является то, что он собран из деталей ведущих фирм:
- органы управления Domino;
- пластик Acerbis;
- глушитель Leo Vince;
- карбюратор Dell’Orto;
- профессиональная подвеска Fast Ace;
- цепь D.I.D.
Колеса оснащены алюминиевыми дисками со спицами из прочных металлических сплавов. Внешность RX 250 дерзкая и спортивная. Модель заинтересовала заядлых кроссеров, поэтому в сезоне 2011-2012 года мотоцикл принял участие в «Чемпионате Белоруссии по мотокросу» и проявил себя как надежный и серьезный гонщик.
Технические характеристики
Большая часть комплектующих Иж Спорт производилась в СССР, хотя некоторые детали были импортными: японский карбюратор Mikuni, венгерская оптика от “Паннонии”, итальянский спидометр Veglia Borletti и кое-какие другие мелочи. У Иж Планета Спорт 350 технические характеристики были на высоте, тяговооружённость мотоцикла превосходила таковую у сверхпопулярной Jawa 350 почти вдвое, обеспечивая разгон с 0 до 100 км/ч за 11 секунд! Мотоцикл отличался такой надёжностью, что среди советских байкеров ходили слухи, будто он изначально был разработан исключительно в качестве экспортной модели. Ресурс ЦПГ, по отзывам, достигал 50-60 тысяч километров, что для 2-тактного мотора является рекордом. Максимальная скорость Иж Планета Спорт – 140 км/ч.
Двигатель
На Иж Спорт первых лет выпуска мощность достигала 32 лошадиных сил, но впоследствии она была уменьшена до 28 л.с. в угоду экономичности и ресурсу движка (объем – 340 см³). Реализованные в этой модели раздельная система смазки и крепление двигателя на резиновых подушках были оригинальными новшествами, благодаря которым байк успешно конкурировал с японскими и европейскими моделями на рынках Великобритании, Финляндии и других стран. Отличные характеристики двигателя в сочетании с высоким качеством сборки сделали этот байк невероятно востребованным.
Трансмиссия
Байк оснащен классической 4-ступенчатой коробкой передач, простой и надежной. Передачи переключаются привычным образом, 1-N-2-3-4. Передаточное число верхней, четвёртой передачи равно 1,0, и на неё можно смело переключаться уже на 70 км/ч – она обеспечит ровный разгон.
Ходовая часть и тормоза
Несмотря на некоторые инновационные решения, у Иж Планета Спорт характеристики соответствовали своему времени. Поэтому и рама мотоциклу досталась обычная, сварная, а вилка представляет собой простой бесштоковый телескоп со свободным ходом в 150 мм. Сзади установлен маятник с ходом 95 мм, так что подвеску мягкой не назовёшь. Тормоза барабанные, не слишком эффективные, и заявленный тормозной путь на скорости в 60 км/ч составляет не менее 16 метров.
Электроника
Электронная начинка этой модели была частично импортной. Так, звуковой сигнал производился на японском предприятии “Nikko”, замок зажигания был позаимствован у Jawa, оригинальные свечи Magneti Marelli приезжали в Советский Союз из солнечной Италии, а не менее оригинальные аккумуляторы – из Страны восходящего Солнца. Но в целом электросхема мотоцикла проста, и разобраться в ней несложно.
Вес и габариты
Сухая масса Иж ПС – всего 135 кг. Благодаря этому байк отличается хорошей динамикой и не возбраняет некоторого лихачества, за что, собственно, его и полюбили советские мотоциклисты. Габариты у него соответствующие, эта модель более компактна, чем Иж Юпитер 5 или Планета 3.
Управляемость
Привыкшим к современной мототехнике байкерам езда на Иж ПС может показаться непривычной. Байк управляется неплохо, но углы поворота руля велики, и уронить мотоцикл можно легко, особенно в повороте на малой скорости. Эту его особенность стоит иметь в виду.
Мотоциклы ИЖ с водяным охлаждением и раздельной системой смазки
Автор темы Vityok, 31.5.2010, 14:49
#1 Vityok
Сообщение добавлено 31.5.2010, 14:49
Просто любопытно стало.
Кто-нибудь юзал ИЖи с двигателями с водяным охлаждением или с раздельной системой смазки?
Для человека нет ничего невозможного, но цель должна оправдывать средства.
За дверью, в курилке, слышны голоса Васи Кравченко и Панина, Вася пытается пересказать какой-то сюжет, связывая слова и предложения союзом «бля». Д. Корецкий, «Секретные поручения»
#2 Rust
Сообщение добавлено 31.5.2010, 15:14
Водянка реально хорошо помогает ижу, но только говорят помпа иногда бежит, но в целом мотор работает тише. температура стабильная, ресурс больше, вообщем плюсов больше чем минусов.
Насчет раздельной системы смазки, видел такую на ПСе (Планета Спорт), мотоцикл хороший, но отказов этой системы полно, многие сами ее отключали и мешали бензин по старинке в бак
#3 Vityok
Сообщение добавлено 31.5.2010, 15:19
Для человека нет ничего невозможного, но цель должна оправдывать средства.