ИЖ «Планета-спорт» против Японцев.


«Планета-Спорт» — один из лучших советских мотоциклов, с которым наша промышленность вышла в зенит. Яркий и оригинальный дизайн, достойные «цифры» и импортные комплектующие позволяли ему на равных конкурировать с «иномарками» даже на внешних рынках – немыслимый по сегодняшним меркам успех.

Этот текст написан для сентябрьского номера журнала «МОТО», который не вышел, также, как октябрьский и ноябрьский. Пережив «проклятые 90-е», вставание с колен 00-х и стабильность начала 10-х, нынешнее положение дел журнал, судя по задержке, не выдержал. Сегодня хорошо отреставрированный «ПС» один из немногих отечественных мотоциклов, действительно представляющих ценность для фанатов, а ценники растут с каждым годом. Спрос тащит цены и на запчасти, к которым все чаще приклеивают десяток ярлыков – «раритет», «дефицит», «ранний» и «японский». Для красного угла в гараже – да, но не больше.

В качестве мотоцикла на «эвридей» куда лучше подойдет японская некроклассика, лицом которой стала Yamaha SR400. Появившаяся в 1978 году, она может считаться ровесницей «Планеты-Спорт», дебютировавшей в 1973, и куда более успешной – на некоторых рынках ее продают до сих пор. Чем не основа для рестомода?

Объединение двух бабушек в этом любовном экстазе не казалось проблемой в теории, но на деле заняло много времени. Главная проблема – бак от ПС, который отказывался усаживаться на толстую трубу ямаховской рамы, выполняющую роль маслобака. На помощь пришел друг, пожертвовавший нижнюю часть своего старого бака от SR и приваривший к ней верх от «ПС».

Крылья и светотехника встали без особых проблем, а вот с седлом и «флажками» вилки в сервисе пришлось повозиться, сварив кронштейны и выточив переходники. На ранние «ПС» клеились наклейки, но им предпочел поздние увесистые металлические шильдики, такие украшательства выглядят убедительнее.

Самым дорогим приобретением стал ранний спидометр с «обратной» оранжевой стрелкой, его удалось «подружить» с ямаховским приводом спидометра. А вот пульты и рычаги остались родными, японскими, очень уж органично вся эта старорежимная фурнитура вписалась в облик рестомода.

Единственное, что выдает в нем реплику: выхлоп, расположенный с «неправильной» стороны, и крупный 4-тактный мотор. Режет не только глаз, но и нос – в купаже выхлопа никаких сладких ноток сахара-рафинада и сгущенки, поэтому назвать этот мотоцикл ненастоящим могут даже слепые.

upd 14:12 А тут к посту и видеоролик подоспел с участием сабжа.

ИЖ «Планета-спорт» против Японцев.

Появление нового мотоцикла в СССР было важным событием для всей огромной страны. В условиях плановой экономики даже модернизации были редкими и привлекали внимание, что уж говорить о принципиально новой модели, занявшей нишу дорожно-спортивных мотоциклов, которая до этого и вовсе отсутствовала. В 1973 году случилось нечто странное, но безусловно позитивное — Ижевский завод начал серийное производство первого в истории Советского Союза спортбайка ИЖ «Планета-спорт», как оказалось, единственного… и не только в СССР, но и в РФ.

Но, давайте, не будем о грустном! Предлагаю открыть январский журнал «За рулем» 1974 года и почитать большую статью-презентацию «Открытие новой планеты», наполненную гордостью (нужно признать её небезосновательной) за новый советский мотоцикл:

Это событие знаменательно не только для завода, но и для отечественного мотоциклостроения — у нас появился мотоцикл нового типа, причем не уступающий большинству зарубежных образцов. Его называют дорожно-спортивным, потому что он обладает качествами и дорожной и спортивной машины. Время покажет, насколько велик спрос на эти машины, более дорогие по сравнению с обычными дорожными. Но уже сейчас можно сказать: мотоциклостроители сделали шаг вперед в создании принципиально новой для нас конструкции машины.

Пришлось создать практически новый мотоцикл, начиная от внешних форм и компоновки и кончая конструкцией узлов и деталей. «Планета-спорт» — первый отечественный мотоцикл, снабженный раздельной системой смазки двигателя. Она разработана советскими специалистами. Большой запас мощности двигателя и удачно подобранные передаточные отношения четырехступенчатой коробки обеспечивают высокие динамические качества мотоцикла. Его скорость 140км/ч. До 100 км/ч он разгоняется за 11 секунд.

Что же это за большинство зарубежных образцов? Может техническое совершенство «ПСа» — это популистский совко-ностальгический миф, простите за грубое определение?

Возьмем конкурентов того же возраста от основных японских мотозаводов и сравним.

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..340 см2 Тип двигателя…………………2х тактный Число цилиндров……………….1 Диаметр цилиндра………………76 мм Ход поршня……………………75 мм Степень сжатия………………. 10-10,5:1 Мощность двигателя…………….32 л.с. Крутящий момент……………….34 Нм при 5800 Карбюратор……………………1 х Mikuni VM32-89 Коробка передач……………….4 скорости Сухая масса…………………..135 кг Максимальная скорость………….140 км/час Время разгона до 100 км/час…….11 сек

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..326 см2 Тип двигателя…………………четырехтактный Число цилиндров……………….2 Диаметр цилиндра………………64 мм Ход поршня……………………50.6 мм Степень сжатия………………. 9.5:1 Мощность двигателя…………….36 л.с. Крутящий момент……………….25 Нм при 9500 Карбюратор……………………2 Коробка передач……………….5 скоростей Сухая масса…………………..149 кг Максимальная скорость………….170 км/час Четверть мили…………………13.8 сек

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..326 см2 Тип двигателя…………………двухтактный Число цилиндров……………….2 Диаметр цилиндра………………62 мм Ход поршня……………………56 мм Степень сжатия………………. ? Мощность двигателя…………….42 л.с. Крутящий момент……………….38 Нм при 7000 Карбюратор……………………2 x Mikuni VM 26 Коробка передач……………….5 скоростей Сухая масса…………………..158 кг Максимальная скорость………….160+ км/час Четверть мили…………………13.8 сек

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..347 см2 Тип двигателя…………………двухтактный Число цилиндров……………….2 Диаметр цилиндра………………64 мм Ход поршня……………………54 мм Степень сжатия………………. 6.9:1 Мощность двигателя…………….36 л.с. Крутящий момент……………….38 Нм при 6500 Карбюратор……………………2 Коробка передач……………….5 скоростей Сухая масса…………………..139 кг Максимальная скорость………….160+ км/час Четверть мили…………………?

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..247 см2 Тип двигателя…………………двухтактный Число цилиндров……………….2 Диаметр цилиндра………………54 мм Ход поршня……………………54 мм Степень сжатия………………. 7.3:1 Мощность двигателя…………….29 л.с. Крутящий момент……………….27.5 Нм при 7000 Карбюратор……………………2 x Mikuni VM 24 SH Коробка передач……………….6 скоростей Сухая масса…………………..138 кг Максимальная скорость………….152 км/час Четверть мили…………………15.1 сек

Внимательно сравнивая характеристики ИЖа с референсными мотоциклами, мы видим, что никого «Планета-спорт» не превзошла, что неудивительно — японская школа мотоциклостроения к 60м уже успела сформироваться, а отечественная… ее нет и сейчас. Тем интереснее выглядит «ПС»! Никаких позорных или провальных цифр нет, все на достаточно хорошем, для своего времени, уровне. Проигрыш по скорости, очевидно, возник из-за применения 4х ступенчатой коробки — пятой просто не хватило для реализации ресурса двигателя. Плюс к этому, обратите внимание на цифры крутящего момента — хорошие 34 Нм при самых низких оборотах. «Планета-Спорт» создавалась как бы с оглядкой на Великое Советское Бездорожье. Это не спортбайк, скорее легкий туристический мотоцикл (чувствуется оглядка на эндуро) с брутальным одноцилиндровым двухтактником, что на твоей «Планете-3». По своей сути «ПС» ближе всего к Ямахе, по динамическим характеристикам — к 250 кубовой Suzuki.

В воздухе остался висеть вопрос: «Планету-спорт» сняли с производства в 1984. Это хороший жизненный цикл. Если бы было продолжение. Почему у легендарного «ПСа» не было наследника?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]