История бурана интересна сама по себе. Несмотря на то, что разработали первую версию бурана еще в СССР, а выпускать снегоход буран начали с 1971 года, данная техника до сих пор пользуется большим спросом причем, не только у северян.
Это изначально гражданская модель. Именно таким его и по сей день производят и успешно продают. Причем, несмотря на доработки с импортными запчастями, конструктивно буран не так уж изменился.
История снегохода Буран
Первый двигатель РМЗ
На борту «Бурана» был установлен силовой агрегат от «ИЖ-Юпитер-3». Однако двигатель от мотоцикла «не вытягивал» по мощности, поэтому было принято решение создать новый мотор. Так появилась первая модель РМЗ-640, которая за время существования претерпела не одну модификацию. И по сей день инженеры РМ используют этот двигатель в своей технике.
Завод по сборке авиадвигателей превращается в ведущего производителя снегоходов
Ранее предприятие носило название «Рыбинские Моторы» и занималось выпуском двигателей для самолетов, но начальство не хотело останавливаться на этом. Инженерам-конструкторам была поставлена задача создать такую технику, которая была бы доступна широкому кругу покупателей и пользовалась спросом.
Главной специализацией предприятия является разработка и производство снегоходной техники. Однако рыбинский завод также выпускает несколько моделей квадроциклов, мотобуксировщики. Среди жителей северных районов нашей страны продукция РМ пользуется большим спросом. В качестве отечественные снегоходы могут поспорить с зарубежными аналогами. «Русская Механика» − это не просто цех по сборке китайской техники, а полноценная компания, контролирующая производство на всех этапах, начиная с разработки.
«Поларис Вайдтрек»
Указанная модель считается самой популярной среди утилитарных представителей. Известность обусловлена надежностью конструкции и высоким качеством сборки. Среди достоинств также отмечают уверенный пуск мотора, который способен эффективно работать при критически низкой температуре. Двухтактный «движок» гарантирует требуемый показатель тяги, не перегревается на повышенных оборотах, поскольку функционирует жидкостная рубашка охлаждения. К прочим плюсам причисляют простоту в обслуживании и эксплуатации большинства узлов.
Мощность мотора составляет 85 «лошадок», два цилиндра оснащены отдельным карбюратором. Система смазки – раздельной конфигурации. Хорошее управление обеспечивает фронтальная рычажная подвеска, отлично ведущая себя даже на скорости 100 км/ч. Задний аналог представляет собой торсионный амортизатор.
Параметры и размеры снегохода:
- объем мотора – 488 «кубов»;
- трансмиссия – вариатор с пониженной передачей и реверсом;
- масса буксируемого прицепа – 300 кг;
- сухой вес – 278 кг;
- длина/ширина/высота – 3,25/1,10/1,29 м;
- габариты гусеницы – 3,45/0,5 м.
Описание и технические характеристики снегохода «Буран»
Снегоход «Буран» − старый, проверенный временем снегоходный трак. Его выбирают охотники и рыболовы, благодаря его стоимости, а также хорошей проходимости и возможности тянуть крупный груз. Вездеход стал настоящей легендой отечественного сегоходного производства, и сейчас, спустя более сорока лет с начала производства, его продолжают выпускать. Модель имеет более сорока лет истории, за которые претерпела немало изменений. За все время с конвейера завода сошло свыше четырехсот единиц техники.
Данный снегоходный трак, в соответствие с классической конструкцией производителя, имеет одну направляющую лыжу. Новые модели снегохода РМ «Буран» отличаются современным дизайном, плавными формами. Однако это все те же «рабочие лошадки», способные тянуть груженые сани весом до полтонны.
Современный модельный ряд включает машины:
- «Буран А/АЕ»;
- «Буран АД/АДЕ»;
- «Буран 4Т/4ТД».
Модификация А/АЕ: основные характеристики
Сноубайк «Буран А» получил двухтактный двигатель с двумя цилиндрами и мощностью 34 лошадиных силы. Охлаждение мотора происходит при помощи воздуха. Трак имеет хорошую тягу, способен развивать скорость до 60 км/ч.
Данная модель не имеет электрического стартера.
Следующий вариант вездехода имеет модифицированный капот. В качестве основы производитель взял литьевой пластик. Материал отличает ударопрочность, выдерживает сильные морозы. В отличие от предшественника, имеет электростартер. Модель с длинной платформой будет весить немного больше.
Чем отличается вторая модель
Технические параметры этого снегоходного трака практически не отличаются от предыдущего. Обе модификации имеют на борту электростартер, длинную платформу и лыжную базу.
Новый четырехтактный Buran
Последняя модификация снегохода «Буран» получила кардинально отличающиеся характеристики. Это уже не просто надежный, но и экономный тягач.
Благодаря установки четырехтактного двигателя производителю удалось уменьшить расход топлива. При этом модель отличается комфортом и высокой проходимостью. Главное отличие модификаций 4Т и 4ТД состоит в том, что во втором случае трак имеет удлиненную платформу.
Даниила Рукин
Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Глушитель снегохода крепится на раме снизу, где также расположена выхлопная труба. Это позволяет уменьшить уровень шума и вибрацию.
Габариты
Сиденье вездехода рассчитано на двух человек − водителя и одного пассажира. Габариты снегохода «Буран» зависят от модификации:
Параметр (в метрах) | Модель | |
4Т | 4ТД | |
Длина | 2,7 | 3,1 |
Ширина | 0,91 | 0,91 |
Полная высота | 1,44 | 1,44 |
Грузоподъемность трака и размеры прицепа
Сноубайк имеет вместительный багажный отсек, который расположен под сидением. Помимо этого модель снабжена прочным фаркопом, благодаря которому можно транспортировать грузы.
Габаритные показатели прицепа:
Длина | 2,42 м |
Ширина | 106 см |
Высота | 113 см |
Подвеска
Модель не имеет амортизаторов. Впереди установлена рессора эллиптического типа, а сзади − независимая катковая пружинно-блуждающая подвеска.
Ход обоих подвесок составляет 5 см.
Движитель
В качестве движителя используются две парных резинотканевые армированные гусеницы с передним расположением ведущих звездочек. Для натяжения используется винтовой механизм.
Длина | 2,878 м |
Ширина | 38 см |
Высота грунтозацепов | 1,75 см |
Удлиненная модель, с литерой «Д» в маркировке, имеет более длинную гусеничную ленту − 3,685 метров.
Трансмиссия
Коробка передач представлена трехступенчатым вариатором с клиноременной передачей и автоматическим изменение ведущего и ведомого шкивов.
Набор скоростей:
- передняя повышенная;
- передняя пониженная;
- нейтральная.
Как и все современные снегоходы, «Буран» имеет также реверсивную передачу.
Даниила Рукин
Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Для управления коробкой используется ручной привод. При этом рукоятка и механизм переключения соединены автоматическим натяжительным механизмом.
Тормоза
Основу шасси трака совместно с вариатором образует механический тормоз дискового типа. Тут ничего нового − большинство современных снегоходов, в том числе производства РМ имеют такой же.
Эксплуатационные параметры, максимальная скорость и грузоподъемность
Снегоход можно запустить при помощи ручного или электрического стартера. При этом на борту установлен бесконтактный тип системы зажигания. Модель не имеет отдельного масляного бака, емкость топливного составляет 28 литров. Удлиненная и укороченная версии трака имеет некоторые эксплуатационные различия:
Параметр | 4Т | 4ТД |
Сухой вес (кг) | 289 | 314 |
Масса буксируемого груза (макс. кг) | 250 | 500 |
Максимальная скорость | 60 | 55 |
Базовая комплектация
В базовую комплектацию этого четырехтактного утилитарника входит:
- элестростартер и реверс;
- ветровое стекло;
- аварийный тормоз;
- одометр;
- спидометр;
- фаркоп;
- вместительный багажник.
Чтобы увеличить комфортабельность модели, конструкторы добавили подогрев курка газа и рукояток, а также спинку пассажирского сидения.
Светотехника
Спереди установлена яркая галогеновая фара, мощностью 55/60 ватт. Задняя фара состоит из светодиодов. Удлиненная модель дополнительно оснащена фарой-прожектором.
Двигатель
На модели установлен надежный американский двигатель Kohler с двумя цилиндрами. Силовой агрегат имеет следующие технические характеристики:
Общий объем цилиндров | 0,747 л |
Тип топливной системы | впрыск |
Мощность | 29 л. с. |
Тип | 4т |
Ход поршня | 6,9 см |
Диаметр цилиндра | 8,3 см |
Система смазки | в картере, механический насос |
Мотор имеет воздушное охлаждение. На впуске установлен фильтр, а на выпуске − глушитель.
«Рысь-119»
Эта модификация причисляется к туристической категории, выпускается с 1991 года. Техника ориентирована на эксплуатацию в самых суровых условиях. «Сердцем» машины является двухтактный мотор с парой цилиндров. При этом он создает довольно много шума и имеет завидный «аппетит». К плюсам «движка» относят неприхотливость в обслуживании и надежность. Мощности вполне хватает для резвого преодоления снежных трасс.
Стоит отметить, что посадка для пассажира не совсем удобная. Ему не за что держаться, кроме багажника, что не очень комфортно. Среди достоинств – наличие вместительных ступеней для ног. Сидение мягкое, но имеет скользящее покрытие.
Технические характеристики и размеры снегохода «Рысь»:
- объем мотора – 431 куб. см;
- тип охлаждения – воздушная система;
- параметр мощности – 46 л. с.;
- вместимость бака для горючего – 24 л;
- среднее потребления топлива на 100 км – 18 л;
- скоростной предел – 110 км/ч;
- масса – 250 кг;
- длина/ширина/высота – 3,24/1,08/1,22 м;
- ширина гусеницы – 38 см.
Инструкция по эксплуатации снегохода
Как и вся прочая продукция , снегоход «Буран» имеет подробное руководство по эксплуатации. В нем собраны инструкции по техническому обслуживанию всех важных узлов трака, указана периодичность.
Виды и периодичность технического обслуживания
Ежедневное ТО проводят каждый раз перед и после поездки. Кроме этого проводят более тщательное обслуживание:
Тип | Предельно допустимый пробег (км) |
После обкатки | 250-300 |
ТО-1 | 950-1050 |
ТО-2 | 1950-2050 |
Кроме этого после длительного простоя перед вводом в эксплуатацию проводят сезонное обслуживание техники.
Органы управления
Также в прилагаемой инструкции владелец найдет понятные схемы расположения важных частей машины. Это поможет существенно облегчить мелкий ремонт и обслуживание узлов.
Управляющие элементы левой ручки:
- тормоз;
- выключатель стартера;
- ограничитель (стояночный тормоз).
На правой рукоятке находится руль и рычаг газа. Остальные органы управления собраны на приборной панели:
- экстренный тормоз;
- спидометр;
- одометр и кнопка сброса суточного пробега;
- замок зажигания;
- экстренная система торможения (со шнурком);
- переключатель передач;
- индикатор масляного давления;
- переключатель режима головной фары.
Некоторые управляющие элементы отсутствуют у укороченной модели. Помимо перечисленных выше версия 4ТД предусматривает наличие тумблера фары-прожектора, а также индикатор поломки силового агрегата.
«Стелс Мороз»
Уникальный снегоход имеет современный дизайн и достойные технические характеристики. В оснащении предусмотрена всего одна лыжа, с ориентиром на северные районы страны. Данная техника выпускается в двух модификациях, параметры которых идентичны между собой. Отличие заключается в удлиненной базе и весе (320 и 295 кг).
В движение машину приводит двухтактный мотор с парой цилиндров со своими карбюраторами. Система зажигания разработана на основе специального программирования, от перегрева агрегат защищен принудительным атмосферным охлаждением. Усиленная рулевая колонка – регулируемой конфигурации, рукоятки и курок газа подогреваются. За остановку отвечает гидравлический тормоз. Сидение водителя мягкое, комфортное, не скользит. На современном капоте предусмотрены специальные отверстия, служащие для перенаправления воздушного потока на мотор.
Поломки и особенности ремонта
В мануале по эксплуатации данной машины владельцы найдут подробный список неисправностей трака, их описание, а также рекомендации по устранению.
Некоторые неисправности:
Где возникла проблема | Характерные признаки | Возможная причина | Как устранить |
Двигатель | Не заводится | Отсутствует подача топлива; в бензин попала вода; низкое качество топлива. | В первом случае почистить, в других − заменить топливо |
Перебои в работе | Провод плохо сидит на свече; загрязнения; нарушение контакта | Очистить свечи. Лучше закрепить колпачок | |
Появился стук | Перегрев. Износ колец, поршней, коленвала и т.п. | В первом случае немедленно остановить двигатель и деть ему остыть. В случае износа расходников − отремонтировать | |
Нет тяги | Плохое топливо; перегрев; дроссель открыт не полностью; топливный фильтр загрязнен | Заменить топливо; промыть фильтр; Отрегулировать дроссель | |
Трансмиссия | Самопроизвольная остановка | Обрыв ремня или цепи | Установить новый |
Скорости не переключаются | Неисправность механизма переключения | Отрегулировать | |
Ходовка | Стук в регуляторе | Износ подшипника | Заменить |
Гусеницы не держатся на звездочках | Слабое натяжение цепи | Отрегулировать гусеницу | |
Управляющие механизмы | Тугое вращение руля | Заедание в подшипниках и приводе руля | Смазать |
Стрелка спидометра перестала двигаться | Оборвался гибкий валик. Неисправен механизм спидометра | Поставить новый. Во втором случае обратиться в сервисный центр |
Пересечение дорог. Рисунок 2 двигатель
Снегоход «Буран»: техническая характеристика, расход топлива, цена и фото Скорость движения должна быть такой, чтобы Вы успевали оценивать обстановку за ближайшим поворотом трассы или за переломом продольного профиля трассы. Гусеницы должны быть установлены таким образом, чтобы прямой угол грунтозацепов на нижней ветви гусениц был обращен вперед, так как гусеницы подминают снег под себя, а не захватывают его. |
- несколько технически исправных снегоходов (желательно проверенных на соответствие контрольного расхода топлива данным таблицы 1) полностью заправить топливом;
- зафиксировать (или обнулить) исходные показания одометра (счетчика пройденного пути) каждого из снегоходов;
- осуществить подконтрольную эксплуатацию снегоходов (без дозаправки) с выполнением реальных задач и функций, с обычной для данных работ скоростью и нагрузкой в характерных для данного региона дорожных условиях;
- зафиксировать показания одометра каждого из снегоходов по завершении подконтрольной эксплуатации, вычислить величину выполненного пробега (S, км);
- методом долива топлива мерной емкостью в топливные баки установить величину фактически израсходованного топлива каждым снегоходом (V, л);
- рассчитать величину эксплуатационного расхода топлива для каждого снегохода по формуле:
Внешний вид и тюнинг снегохода
Данный сноубайк получил свое название в честь снежного бурана, поэтому и капот у него неизменно белый. Машина пользуется большим спросом благодаря своей сравнительно невысокой стоимости, проходимым и тяговым свойствам. Цена нового снегохода версии 4Т у официального дилера составляет 355 тыс. руб. Модель с длинной платформой будет стоить дороже на 20 тысяч.
В интернете можно найти немало положительных отзывов владельцев, посмотреть обзоры и тест-драйвы. Кроме этого, «Буран» отлично поддается модернизации. Конечно, превратить бюджетный утилитарник в гоночный трак не получится, но улучшить эксплуатационные характеристики вполне можно.
Чтобы снизить уровень шума устанавливают закрытые подшипники. Увеличить количество оборотов двигателя помогает регулятор «Сафари», который устанавливают с завода на мотоснегоходы линейки «Тайга». Если установить бортовой компьютер, вездеход будет выглядеть не хуже дорогих зарубежных аналогов.
Полный тюнинг
Существует ряд фирм, которые предлагают собранные комплекты для полной модернизации данного вездехода. Однако каждый владелец может сам собрать такой набор и сэкономить при этом деньги. Стандартный комплект включает:
- мотор Honda (22 л. с., 2 цилиндра);
- регулятор «Арктик» с четырьмя позициями;
- АКБ емкостью 24 ампер-часа;
- трос крепления для силового агрегата;
- шумоизолированный капот;
- отбойник для бампера.
Кроме этого можно установить облегченную пружину на тормозной механизм. Это позволит сделать процесс остановки комфортнее.
Цена на рынке
В настоящее время можно приобрести как новый, так и подержанный снегоходный байк «Буран Лидер». Стоимость машин с пробегом будет зависеть от года выпуска, наличия сопутствующей документации, заводской гарантии и общего техническо состояния трака. На официальном сайте производителя указана рекомендуемая розничная цена, которая составляет 317 000 и 337 650 рублей. В зависимости от региона стоимость нового снегохода может отличаться, быть немного выше, в районе 245-255 тыс. руб. Поэтому окончательную цену следует уточнять о дилеров.
Более ранние модели в состоянии б/у стоят дешевле. Так, трак 2018 года в хорошем техническом состоянии обойдется в 240 тыс. руб., а 2022 года − в 280 тыс. руб.