Мотовездеходы производства ОАО «Русская механика» пользуются немалой популярностью среди жителей северных районов не только России, но и других стран. Там, где зима отступает на несколько недолгих месяцев, спрос на такую технику есть всегда. Линейка «Тайга» считается наиболее удачной среди продукции компании. В нее входит около десятка моделей, каждая из которых также имеет несколько вариантов исполнения. «Варяг» представляет многоцелевую машину класса Wide Track, обладающую утилитарными свойствами.
Снегоход «Тайга Варяг 550» отличает комфорт и эргономичность, которых удалось достичь благодаря смещению центра масс. Кроме этого снегоход имеет подогрев рукояток, и яркую фронтальную фару, что позволяет пилотировать спецтехнику в сильные морозы и в темное время суток.
Кроме этого модель получила удобное сидение, которое сделает комфортной даже продолжительную поездку. «Варяг» выбирают не только любители зимнего отдыха, но и жители северных поседений для использования в хозяйственных целях.
Какой завод производит агрегат
Снегоход Tayga считается одной из наиболее удачных линеек производства рыбинского машиностроительного завода. Первый опытный образец был выпущен в 1988 году, но только спустя десять лет, после ряда модификаций, его производство было поставлено на конвейер. Varyag 550 представляет бюджетный тип снегоходной техники мотоциклетного типа, адаптированной под суровые условия нашей страны.
В этой модели инженеры-конструкторы объединили комфорт, удобство пользования и доступность. В первую очередь производитель ориентировался на то, что технику будут использовать в хозяйственных целях.
«Русская механика» ведет свою историю со времен Советского Союза. Изначально предприятие входило в состав ОАО «Рыбинские моторы». Именно с его конвейера сошел первый отечественный снегоход «Буран», который в свое время имел ошеломительный успех. Новое предприятие является полноценным приемником и продолжателем лучших традиций советского машиностроения в области специальной техники.
В настоящее время располагается в Ярославской области в пригороде Рыбинска. Мотовездеходная техника, сошедшая с его конвейера, пользуется популярностью не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Вся продукция завода проходит многоуровневый контроль качества, соответствует европейским стандартам.
Инструкция по эксплуатации
Руководство по использовании снегохода содержит подробную информацию о расположении основных управляющих элементах, индикаторов, предостерегающих наклеек. В мануале даны подробные инструкции по пуску двигателя с помощью электрического и ручного стартера, а также его остановке. Документация идет в комплекте с новым вездеходом, но в случае необходимости ее можно найти в интернете либо скачать с официального сайта производителя.
Техническое обслуживание
Чтобы любая техника служила долго и всегда была в исправном состоянии, за ней необходимо следить. В руководстве даны подробные описание этапов проведения ТО основных узлов вездехода:
- двигателя;
- карбюратора;
- ручного стартера;
- ходовой части;
- трансмиссии;
- управляющих элементов;
- тормозной системы.
Контрольный осмотр, проверку уровня жидкостей, исправность тормоза следует проводить каждый раз до и после поездки. В случае возникновения сложных неполадок в работе, следует обращаться в специализированный сервисный центр, а не пытаться устранить неисправность самостоятельно.
Виды и периодичность ТО
Первое комплексное техобслуживание транспорта необходимо провести после обкатки. Далее периодичность его сокращается:
ТО-1 | выполняется через каждый 950-1050 километров |
ТО-2 | делать через 3000-3050 километров |
Сезонное | ввод в эксплуатацию после длительного хранения |
Рекомендации по обкатке
От того, как будет эксплуатироваться техника в первое время после покупки, зависит ее работа в дальнейшем. Продолжительность этого периода составляет от 250 до 350 километров.
При этом владелец снегохода должен соблюдать некоторые рекомендации:
- ездить без пассажиров;
- выбирать участки с плотным или укатанным снегом;
- не ездить по сильно пересеченной местности, мокрому и рыхлому снегу;
- соблюдать температурный режим от -25 до -3 градусов (большие температуры увеличивают риск перегрева двигателя);
- не допускать полного открытия заслонки двигателя;
- проверять состояние крепежных элементов;
- после 150 км проверить центрирование и натяжение гусеничной ленты;
- заправлять бак смесью топлива и моторного масла в соотношении 50:1.
Также категорически не рекомендуется в период обкатки обучать кого-то управлять новым вездеходом. Это может привести к непредвиденным перегрузкам вариатора и силового агрегата.
Технические характеристики
Модель выходит в двух основных вариациях. Снегоход «Тайга Варяг 550 V» имеет технические характеристики, схожие с модификацией 550 V SE. Имеются некоторые расхождения по комплектации и отдельным параметрам.
Двигатель
В соответствии с маркировкой модели, в качестве главной движущей силы используется мотор собственного производства РМЗ-550. Двухтактный силовой агрегат оснащен двумя цилиндрами. Для питания топливной системы используются два парных карбюратора.
Основные параметры двигателя:
Объем цилиндров | 0,553 литра |
Диаметр | 7,6 см |
Ход поршня | 6,1 см |
Мощность | 55 лошадиных сил |
Тип карбюратора | поплавковый (Mikuni) |
Охлаждение | воздушное |
Мотор «Варяга», как и любой двухтактный двигатель, имеет совместную систему смазки. На системе выпуска установлен традиционный глушитель с резонатором.
Даниила Рукин
Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
На системе впуска установлен лепестковый клапан, который позволяет снизить расход топлива. Поскольку в картере возникает высокое давление, оно выталкивает горючее обратно в карбюратор. Особая конструкция клапана помогает это предотвратить.
Габариты и вес
Конструкционная масса этого снегохода составляет 280 кг для модели 550 V и 295 кг − для 550 V SE. Машина имеет усиленный фаркоп, к которому крепятся грузовые сани. При этом максимальный вес груза может достигать четверти тонны. Этого более чем достаточно, чтобы уместить не только снаряжение, но и большой улов или добычу.
Прочие габаритные характеристики (указаны в метрах):
Ширина | 1, 05 |
Длина (с лыжами) | 2,99 |
Высота (с ветровым стеклом) | 1,42 |
Гусеница
На всех вариациях модели «Варяг 550» установлена гусеничный механизм Composit, который выполняет роль движителя. Ведущие звездочки расположены в передней части агрегата. Длина опорной поверхности гусеничного полотна составляет 50,8 см.
При этом движитель имеет следующие параметры:
Длина | 3,968 м |
Ширина | 50 см |
Высота грунтозацепов | 3 см |
Полная высота модели 550 V SE равна 1,38 метрам, при этом толщина гусеничной ленты − 2,2 см.
Шасси
В основе данного мотовездехода стальная рама, имеющая традиционную пирамидальную конструкцию. Передняя стойка оборудована двумя амортизаторами пневматического типа.
Трансмиссия
Обе вариации «Варяга» получили в качестве трансмиссии обычный для технике мотоциклетного типа упрощенный автомобильный вариатор.
Опционально устанавливаемая трансмиссия имеет две ступени и четыре скорости:
- пониженная;
- повышенная;
- реверс (задний ход);
- нейтраль.
Тормозной механизм
Вместе с трансмиссией на шасси устанавливают дисковый тормоз с гидравлическим управлением. Однако модель «СЕ» получила механическое управление.
Подвеска
«Тайга 550» имеет телескопическую переднюю и склизовую заднюю подвески. При этом расстояние между передними лыжами практически достигает метра (960 сантиметров).
Прочие характеристики:
Название запчастей | Передняя / Задняя | 550V | 550V SE |
Ход подвески | передней | 15 см. | 15 см. |
задней | 38,5 см. | 19 см. | |
Амортизатор движителя | передней | двухтрубный гидропневматический | отсутствует |
задней | однотрубный гидропневматический | однотрубный гидропневматический |
Обе модели имеют амортизирующую однотрубную систему передней подвески. Она также гидропневматического типа.
Электрооборудование
Как и любой другой снегоход подобного класса и ценовой категории, «Варяг 550» имеет стандартный набор электроники. С завода на борту установлены такие элементы:
- емкостное программируемое зажигание;
- электростартер (дублируется ручным запуском, рычаг рядом);
- галогеновая фронтальная фара (с FF-рефлектором) мощностью 55/60;
- система обогрева курка газа и рукояток руля;
- одометр и спидометр;
- реверс.
Даниила Рукин
Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Производитель довольно часто использует в своей технике программируемую систему зажигания итальянского производства DUCATI CDI. Она обеспечивает стабильную работу силового агрегата в различных эксплуатационных условиях.
Расход топлива на 100 км
Заявленный производителем расход топлива составляет порядка 20 литров на сотню километров. Однако владельцы снегохода отмечают, что этот показатель несколько выше номинального. Так, при подъеме в гору силовой агрегат потребляет 25-28 л. То же наблюдается при движении по рыхлому снегу. По гладкой поверхности машина сжигает приблизительно 23-24 литра топлива.
Объем бака и тип топлива
Поскольку снегоход оснащен стандартным двухтактным двигателем со смешанной системой смазки, ему не требуется наличие отдельной емкости для масла. Для питания силового агрегата используют топливную смесь бензина и моторного масла, взятых в соотношении 40 к 1. При этом следует использовать бензин марки АИ-92.
Объем топливного бака составляет 40 литров.
Максимальная скорость
В соответствии с конструктивными особенностями главной силовой установки, способной выдавать мощность в 36,78 киловатт (55 лошадиных сил), максимальная скорость снегохода составляет 80 км/ч. Машина быстро разгоняется на укатанном снегу до 60-70 км/ч. При этом по льду можно выжать и больше.
Обогрев водителя
Поскольку модель относится к бюджетному классу снегоходной техники, по части комфорта здесь установлено не так много приспособлений. Выше говорилось об обогреве курка газа и рукояток руля − на этом и заканчиваются все опции обогрева водителя. В модели отсутствует обогрев сидения, пассажирских ручек и обогрева визора шлема, как в более дорогих аналогах.
Двигатель
Рассматриваемый аппарат получил единственную в моторной гамме силовую установку РМЗ-550, которая зарекомендовала себя как надежная и неприхотливая при длительном пробеге. Агрегат представляет собой двухцилиндровую двухтактную конструкцию рабочим объемом 0.5 литра. В базовой версии используется однокорбюраторная система Mikuni, а опциональный вариант получил два карбюратора. Двигатель развивает мощность 50 лошадиных сил, что на 5 л. с. меньше, чем у форсированной версии (Limited). Охлаждение – воздушного типа, тип запуска – электрический стартер, который можно заменить на ручной стартер (при необходимости). Благодаря перечисленным компонентам двигатель обладает повышенной надежностью, он уверенно запускается в холодную и теплую погоду. За счет этого можно утверждать об отсутствии необходимости менять мотор РМЗ-550 на более современный. Ведь проверенный двигатель до сих пор показывает отличные результаты в плане надежности и выносливости.
Как усилить ходовую
Ходовая часть снегохода напрямую влияет на расход топлива. Низкая проходимость и слабая маневренность добавляют нагрузку на двигатель во время поездки по пересеченной местности. Чтобы улучшить ходовые свойства мотовездехода, можно попробовать отрегулировать заднюю подвеску, схождение лыж. Второй фактор влияет на проходимость техникой сложных участков. Если лыжная база неправильно настроена, то во время езды водитель будет ощущать вибрацию в ветровом стекле и руле.
Регулировка задней подвески
Под тяжестью груза снегоход проседает, как и любой другой механизм. С водителем и пассажиром задняя часть машины неизменно опускается. Для улучшения ходовых качеств машины необходимо отрегулировать пружины таким образом, чтобы этот показатель был в пределах от 5 до 7 сантиметров.
При этом ослабление ленточного ограничителя должно составлять около 3 — 3,5 см. От того, какой вес давит на гусеничную базу, зависит сила сцепления агрегата с дорогой. Меньшая длина ограничителя способствует снижению давления на гусеницу, что в свою очередь позволяет эффективнее управлять транспортом.
Чтобы настроить ленточный ограничитель, нужно:
- надавить на передние пружины;
- открутить гайку кронштейна ограничителя;
- переставить болт, на котором закреплен ремень в нужное положение;
- закрепить гайку.
При этом следует помнить, что для снижения рулевого усиления болт закрепляют в нижнем отверстии. В случае, если лыжи слишком вздернуты, то болт переводят в верхнее положение.
Советы по корректированию задней подвески
Заметно рысканье
Сначала проверить схождение лыж. При необходимости отрегулировать. Уменьшить натяжение пружин сзади.
Ощущается жесткость (или ее недостаток) задней подвески во время движения
Снизить (или увеличить) натяжение пружин.
Гусеничный движитель сильно пробуксовывает при трогании
Пересесть на пассажирское сидение. Переставить болт ограничителя в нижнее отверстие на кронштейне.
Заметны перебои в работе переднего ограничителя
Опять же переставить болт в нижнее положение.
Схождение и регулировка лыж
Чтобы снегоход уверенно вел себя на дороге, необходимо время от времени проверять схождение лыж. Вычислить этот показатель можно путем замера расстояния между передними (А) и задними (В) краями лыжни и нахождения разницы между ними. При этом должно выполняться равенство: А-В=10мм.
Проверка схождения
Следующую манипуляцию следует проводить до и после регулировки лыж. Для нормального функционирования лыжная база должна располагаться прямо и вперед. Проверить это довольно просто − нужно приложить ровный брус сначала у одной, а потом к другой лыжне.
Расстояние между брусом в передним концом каждой из них должно быть ровно 5 мм.
Регулировка
Чтобы отрегулировать схождение лыжни, необходимо выполнить последовательность действий:
- проверить положение руля и установить в положение «прямо-вперед»;
- ослабить контргайки тяг;
- вращать рулевые тяги до тех пор, пока расстояние между передними краями лыж не станет на 10 мм меньше, чем между задними;
- снова затянуть контргайки.
Даниила Рукин
Специалист по снегоходу «Буран». Занимаюсь рыболовством в свободное время.
Задать вопрос
Ни в коем случае нельзя пытаться отрегулировать положение руля с помощью поворота болта на обычной тяге 20,27.
О легкости хода
Мы уже рассматривали в статье и характеристики, и возможности двигателя, и конструктивные особенности ходовой части. Теперь пару слов о лыжах снегохода. От качества лыж зависит скольжение не только по снежному покрытию, но и по другим видам поверхности. К тому же они испытывают большую нагрузку, поскольку этому способствует сам вес снегохода и непрерывное трение с дорогой. Поэтому лыжи довольно часто могут стираться и выходить из строя, несмотря на особую прочность пластика, из которого они сделаны. Поэтому рекомендуется использовать специальные накладки, которые никак не влияют на ухудшение проходимости и скоростных качеств снегохода.
Преимущества и недостатки
Для получения более полной картины о плюсах и минусах, следует посмотреть обзоры, почитать отзывы о снегоходе «Тайга Варяг» 550 − отзывы владельцев, мнения независимых экспертов формируют объективную оценку любого изделия, в том числе и специальной техники.
Какие достоинства имеет Varyag 550
Большинство моделей линейки Tayga способны разгоняться от 60 до 100 километров в час. Причем они одинаково хорошо себя ведут как на дороге с укатанной колеей, плотном снежном покрове, так и на свежевыпавшем мокром или рыхлом снегу. Это их выгодно отличает от старшего брата, также сошедшего с конвейера рыбинского .
Хотя «Варяг 550» позиционируется как бюджетный мотовездеход, он получил довольно мощный двигатель, способный выдерживать большие нагрузки. Это положительно сказывается на его утилитарных качествах. Надежный фаркоп позволяет тянуть груз, весом до четверти тонны. При этом снегоход будет уверенно везти пилота и пассажира.
Среди плюсов можно отметить:
- качество сборки, хорошую отделку;
- мощный силовой агрегат;
- высокие тяговые качества;
- хорошую управляемость;
- простое обслуживание.
Кроме этого вездеход имеет высокую заднюю подвеску и яркую галогеновую лампу. Также данная модификация имеет удобную спинку пассажирского сидения.
Какие минусы были замечены
Если не сильно вдаваться в детали, то можно сказать, что данный снегоход представляет идеальный баланс цены и качества. Однако, как и любая техника, он не лишен недостатков.
К таковым относятся:
- слишком жесткие сидения, которые плохо подходят для длительных поездок;
- сравнительно небольшой запас хода;
- большой расход бензина;
- отсутствие подогрева сидения;
- отсутствует водяной контур для охлаждения;
- длительный период обкатки.
В большинстве своем, владельцы данной модели «Варяга» не жалеют о приобретении. Некоторые отмечают высокую стоимость новой модели у дилеров. Производитель объясняет это просто − в конструкции снегохода используется много импортных деталей (итальянская система зажигания, японский карбюратор), которые намного надежнее отечественных.
Кроме этого даже те элементы, которые собирают в России, зачастую также производят из импортных материалов.
Испытание дальнобоем — длительный тест снегохода «Тайга Варяг 500»
Мы смогли выкроить в нашей несостоявшейся зиме несколько действительно зимних дней и ударно накатали почти тысячу километров за рулем нашего «Варяга». В составе пробега, организованного «Русской Механикой», мы прошли путь от Рыбинска до Великого Устюга
Утилитарный снегоход/2014 г./265 кг/503 см3/43 л.с./199 900 руб.
Пробег на момент публикации — 1100 км
Мы сделали это! Мы смогли выкроить в нашей несостоявшейся зиме несколько действительно зимних дней и ударно накатали почти тысячу километров за рулем нашего «Варяга». В составе пробега, организованного «Русской Механикой», мы прошли путь от Рыбинска до Великого Устюга.
О самой поездке, надо заметить, беспрецедентной в практике заводских тест-драйвов, мы расскажем чуть позже, когда будут готовы фото и видеоматериалы, а сейчас поговорим о том, как показал себя наш испытуемый в пробеге, и вообще, чего хорошего и плохого приключилось с «Варягом» за месяц, прошедший с момента предыдущего отчета.
Начнем, пожалуй, с хорошего. В самом начале теста мы писали, что планируем дооборудовать снегоход до состояния комфортной машины. «Варяг 500» — базовая модель, лишенная очень многих «приятностей» в угоду удешевлению. Однако никто не запрещает «доработать напильником» и «сделать под себя».
Благо, база аппарата полностью идентична более продвинутой модели «Тайга 550 V», велосипед изобретать не пришлось. Мы установили «спортивные» гребенки на водительские подножки. Вроде бы, мелочь, но насколько стало проще «жить»! Вечная проблема соскальзывающих ног при активной езде ушла в небытие! Понятно, что все иномарки, да и более дорогие модели «РМ» оборудованы этой опцией в базе, но на «пятисотке» их не было. «Зубы» можно купить у любого дилера, устанавливаются они за несколько минут на пару вытяжных заклепок.
Второе долгожданное приобретение — пассажирская спинка. Деталь нового образца крепится не к основанию сиденья, как было раньше, а к каркасу багажника. Поскольку отверстия в багажнике уже имеются (узел унифицирован со старшей моделью), прикрутить спинку четырьмя болтами не составляет труда. Дело пяти минут. Зато пассажир сразу обретает комфорт, безопасность и спокойствие. Теперь не нужно судорожно хвататься за пилота, чтобы не свалиться «за борт» при разгоне или на колдобинах. Естественно, спинка оборудована удобными ручками, чтобы держаться. Было бы логичным установить и пассажирские подножки, однако пока особой необходимости в них нет. Пассажиру и так есть куда девать ноги, а вот пилоту они зачастую мешаются, когда приходится перемещаться по подножкам вперед-назад.
Вполне обычная для снегоходчиков практика — ездить с рюкзаком. Термос, перекус, запасные перчатки или маска. в общем, минимальный джентльменский набор всегда с собой. Если на снегоходе появляется пассажир, рюкзак «переезжает» на его спину, чтобы не мешался между седоками. Раньше мы так и ездили, однако «выросшая» спинка плохо уживается с рюкзаком. Поэтому в багажник мы установили кофр.
кофр сшит из морозостойкого и водонепроницаемого материала. Он идеально вписывается в габариты багажника, поскольку создавали его специально для серии «Тайга». Кофр крепится к рамке багажника ремнями, однако береженого Бог бережет, и на всякий случай, мы притягивали кофр резинкой-венгеркой — общепринятая практика. Сумка имеет несколько отделений, регулируется по объему и вмещает в себя какое-то невероятное количество барахла. Входит даже переносной холодильник. Очень, кстати, полезная опция, если выбираешься на пикник. В нем, как в термосе, колбаса, паштет, сыр и прочие продукты, не говоря уже о жидкостях, не превращаются в куски льда, которые приходится грызть или отогревать у костра и на выхлопной трубе. Кроме того, мы, наконец, установили на место новое лобовое стекло, взамен разбитого полтора месяца назад. После этих нехитрых доработок снегоход получился полностью экипированным для дальних поездок.
В какую цену стоит снегоход в 2022 году
Утилитарный «Варяг 550» относится к средней ценовой категории. Если сравнивать его с зарубежными представителями специальной техники, то модель можно скорее назвать бюджетной. В магазинах официальных дилеров можно найти новые машины без пробега 2022 и 2020 года выпуска. Стоят они порядка 350-400 тыс. рублей.
Цена на модели 2022 года несколько выше − от 452 000 рублей за базовую комплектацию. Кроме этого в интернете можно найти немало предложений техники с пробегом. Такие снегоходы будут дешевле, в пределах 200-300 тыс. руб. Сколько будет стоить машина, зависит от года выпуска и общего технического состояния снегохода.
Габаритные данные:. Самостоятельная сборка
Практические отзывы об эксплуатации снегохода Тайг В общем, если сравнивать по цене Российского и Японского производителя, то цена на отечественные снегоходы вполне приемлемая, что нельзя сказать о качестве. Как только мы сменили на заправке бензин, обе Ямахи заработали и я пришел к выводу, что Тайга менее уязвима к качеству горючего, нежели остальные модели снегоходов. |
- «Варяг» — податливый и послушный внедорожник.
- С легкостью преодолевает препятствия и перемещается по различным видам дорожных покрытий.
- При надлежащем уходе после обкатки «Варяг» потребляет порядка 18 л на каждые пройденные 100 км. 40-литрового бака хватает на преодоление 220 км.
- Современный внешний вид, симпатичный дизайн, повышенный комфорт и отличная проходимость.
- Удобная посадка и простое управление машиной.
- Достаточно вместительный и позволяет перевозить немалое количество груза.
- Быстро заводится. Одинаково хорошо тянет как в непролазной грязи, так и в глубоком снегу.
- Заводится электростартером при очень низких температурах (-37 ºС) без предварительного подогрева двигателя.
Название услуги