До сих пор подлинно неизвестно, как в СССР появился образец немецкого мотоцикла BMW R35, который стал прообразом легендарной советской оппозитной техники марки «Урал». Первая модель Ирбитского мотоциклетного завода получила название М-72, и выпускалась исключительно для нужд разведывательных и мотострелковых дивизий Красной Армии, которая в те годы ожесточенно сражалась с немецко – фашистскими захватчиками.
Двигатель мотоцикла Урал был практически полностью скопирован с оригинала, однако наши конструкторы все же внесли некоторые изменения. Шли годы, постепенно менялись компоновка двигателя и внешний облик мотоцикла Урал, но после развала СССР Ирбитский мотоциклетный завод едва не прекратил свое существование, и лишь поставки продукции за рубеж спасли предприятие от разорения.
В послеперестроечные годы был выпущен ряд современных моделей, среди которых был и Урал – Ретро, унаследовавший все характерные признаки отечественных мотоциклов середины прошлого столетия: бензобак в форме капли, ручка переключения передач, окраска в классическом черном цвете, глушители «под старину», стандартная ретро – коляска, обшитая изнутри велюром для большего шика. Кроме этого, на Урале – Ретро установлены
- руль с низкой посадкой.
- классическая фара с винтажным спидометром.
- Хромированные колеса и детали рамы.
Конструкторы ИМЗ постарались на славу, и поэтому данная модель очень напоминает стандартные модели мотоцклов ушедшего столетия, однако по техническим характеристика Урал – Ретро ничуть не уступает современным образцам мотоциклостроения.
000_moto_0312_014
Теперь — да. Хотя это была уже вторая встреча с Виталием Боровским и его мотоциклом. Во время первой «Урал» только проходил обкатку в режиме «соло» и требовал нежного обращения. Тогда все знакомство ограничилось какими-то сотнями метров, которых в принципе хватило для того, чтобы сделать один-единственный вывод.
Знаю, он не понравится ортодоксальным фанатам «ирбитского металла». Но… Эксплуатировать «Ретро» в «одиночном» исполнении, несмотря на пройденную сертификацию для эксплуатации с боковым прицепом и без него, я бы не рискнул. И тому есть несколько причин.
ЧЕРНОЕ… К своеобразной для классического мотоцикла эргономике я приноровился через несколько минут. Ноги поджаты, передачи включаются смачным пинком, педаль механического тормоза смещена вправо и требует приложения усилий, одноместное «ураловское» седло, даром что обернуто в стильный чехол, вслед за подвесками отрабатывает каждую трещину и раскачивается с постепенно утихающей амплитудой… Казалось бы, пустяк. Однако все в комплексе здорово отвлекает и мешает наладить связь с двухколесной машиной. Не помогает в наведении мостов дружбы и жесткая рама, в основе которой лежит давно известная конструкция от «Волка». Уменьшенный до 30 градусов угол наклона рулевой колонки избавил мотоцикл от«волчьей» склонности к заваливанию в поворотах, но другая наследственная черта сохранилась — скромный дорожный просвет. Даже небольшой наклон при повороте налево отзывается скрежетом стачивающегося металла — это цепляет асфальт торчащая из-под глушителя центральная подставка. Да и нелепое расположение боковой подставки также внесло свой вклад в сложившееся мнение — мало того, что она не фиксируется в открытом положении,так еще,чтобы ее откинуть, нога должна иметь довольно странную форму и размер не меньше 50-го.
Нет-нет, все-таки правильно сделали, что немного подождали, пока мотоцикл пройдет процедуру обкатки, а боковой прицеп вернется на свое законное место. И как только это случилось…
Вот она, мечта! Почти 350 кг настоящего металла безо всяких пластмассовых имитаций. То, что раздражало во время поездки без коляски, теперь кажется вполне естественным!
Маленький клиренс? Вместе с низкой рамой бокового прицепа он обеспечивает низкий центр тяжести, что способствует устойчивости в поворотах. Передачи включаются размашистыми движениями, а тормоза заднего колеса и коляски требуют твердой ноги? На таком аппарате — в самый раз!
Бросаю рычаг сцепления — и заднее колесо шлифует асфальт, пытаясь стронуть с места весь этот «хэви металл». Вторая передача, третья — каждое переключение отзывается пробуксовкой и уверенным рывком вперед. Настолько уверенным, насколько можно ожидать от 40-сильного мотора. Новый «Урал» не поразит динамикой, но хорошо уже то, что в городском потоке больше не чувствуешь себя ущербным.
Силовой агрегат, кстати, претерпел очередные эволюционные преобразования. Наконец-то задняя опора распредвала обзавелась роликовым подшипником, как и коромысла привода клапанов. В головках установлены немецкие клапаны в паре с коническими пружинами и уменьшенными верхними тарелками. Седла и направляющие втулки с маслосъемными колпачками тоже немецкие. В результате — о, чудо! — двигатель перестал пожирать масло. Да и в целом он больше не кажется полуфабрикатом; отклик на поворот ручки газа полностью соответствует ожиданиям, а знакомые фамильные подвывания генератора и усиливающийся с каждым километром стрекот клапанов почти сошли на нет. Вместе с новым способом крепления выпускных патрубков к головкам цилиндров ушла в прошлое еще одна фича ирбитских мотоциклов — их ненадежная фиксация. Помнится, как ни закручивай хомуты, все одно — рано или поздно патрубки слетали с насиженных мест, о чем двигатель громогласным бульканьем извещал всю округу.
Короткая поездка по городским улицам лишний раз подтвердила, что «Урал» остался «Уралом» по духу. Конечно, вилка Paioli и амортизаторы Sachs облагородили повадки, а передний дисковый тормоз Brembo добавил уверенности, но истинный, неотесанный ирбитский характер никуда не делся.
Похоже, шоковая терапия радикальных реформ последних лет и активная работа с поставщиками комплектующих дали свои плоды: при покупке «Урала» больше не нужно брать второй на запчасти. И мотоцикл, что попал к нам на тест, может служить тому доказательством: с хозяином он исколесил половину стран Европы без поломок! Скажи такое лет 10 назад — никто б не поверил!
Правда, ценник недвусмысленно намекает, что даром в этом мире ничего не дается. Карбюраторы Keihin, шестерни Herzog, генератор Denso, зажигание Ducati Energia (не путать с Ducati Motor Holding), вилка Paioli (в этом году ее заменили на Marzocchi), амортизаторы Sachs, тормоза Brembo, импортные пульты, тросы, сальники и подшипники довели стоимость самого современного «Урала» до 340 тыс. рублей, что фактически поставило крест на прежде многотысячном внутреннем сбыте, сведя его к единичным продажам. А вернее, ожидаемо перевело «Урал» из категории «транспорт на селе» в разновидность «рекреационной техники». И жаль, что при такой немалой цене качество лакокрасочного покрытия все-таки далеко от идеала. Время от времени требуется подкраска, несмотря на декларируемую двухслойную технологию с промежуточной и финальной полировками.
Сейчас завод на подъеме. Цивилизованный мир, наевшись псевдохромом и прочими пластиками «ценных пород», вновь обратился к настоящему и неиспорченному. И этот рост интереса к ретротеме потянул за собой продажи «железных» «Уралов»: на североамериканском рынке ирбитчане два года подряд демонстрировали 39%-ный рост, что позволило им восстановиться почти до докризисных показателей. Грех не воспользоваться такой волной интереса к марке. Так что в этом году «Урал-Ретро» имеет сразу два исполнения: обычное черное с цировками и переключателем заднего хода на баке, а также упрощенное — матового оливкового окраса в стиле модели М70, но лишенное юбилейных значков и турели.
Однако мода непостоянна. Что будет делать ИМЗ, когда ветер предпочтений подует в другую сторону? Если верить первым лицам завода, ради экологии вскоре перейдут на впрыск, а для пущей безопасности дисковыми тормозами обзаведутся все колеса, а не только переднее. А дальше что? Продолжать выжимать по капле советское наследие? Пока ответа нет.
…И БЕЛОЕ. Удивительно, но нам удалось найти сразу два новых «Урала-Ретро» 2011-го модельного года: черный и белый. Но если первый был стандартным, то второй заметно отличался, прежде всего мотором. Его нынешний владелец, желая избавиться от характерного подвывания штатных шестерен генератора, решил проблему радикально — перенес генератор со штатного места на переднюю коренную шейку коленвала. Само собой, это потребовало серьезного вмешательства в конструкцию двигателя: при участии мастерской «ТруЪ МоторЪ» была изготовлена новая передняя крышка двигателя и заменена шестерня привода ГРМ на текстолитовую. Попутно для получения более низовых характеристик вместо стандартного распредвала установлен иной — от старого 650-кубового мотора, для чего пришлось его доработать под заднюю подшипниковую опору. Кроме того, ради пущей ремонтопригодности японские карбюраторы Keihin уступили место проверенным «Пекарам» К-68Т.
Стало ли лучше? Пожалуй, на фоне творений некоторых умельцев доработки удались. Но недвусмысленный ответ дать сложно. С одной стороны, да, звук мотора стал более причесанным, появилось некое подобие бархатистости, а тяги на низах немного, но прибавилось. С другой — не настолько улучшились характеристики, чтобы можно было говорить о техническом прорыве и безоговорочно рекомендовать их всем и каждому. Поэтому модернизировать или нет, пусть каждый решает для себя сам.
«Урал — Ретро» — байк для иностранцев
У разработчиков Ирбитского мотоциклетного завода была особая страсть к стилизации своих моделей под мотоциклы 1950-х годов, результатом чего стал мотоцикл Урал «Соло-Классик»
и, модель Урал «Ретро» , название которой изначально определило концепцию этого мотоцикла.
Классика актуальна всегда, поэтому и в новом тысячелетии Урал «Ретро» отлично смотрелся на фоне современных мотоциклов. При разработке модели «Ретро» конструкторы завода позаимствовали у серийных мотоциклов Урал двигатель с электростартером, коробку передач, колеса и кузов коляски, а остальные детали либо усовершенствовали, либо сконструировали заново. Более того, на Урал «Ретро»
установили комплектующие импортного производства: зеркала заднего вида, некоторые детали тормозной системы, светотехнику, аккумуляторную батарею, мощный генератор и карбюратор. Внешнему виду мотоциклов Урал с коляской в былые годы нередко отводилась второстепенная роль, однако в непростые времена падения спроса на эти мотоциклы специалисты ИМЗ пересмотрели свой подход к дизайну.
В результате всех модернизаций мотоцикл Урал «Ретро»
не только стал одним из самых стильных мотоциклов модельной линейки, но и прошел сертификацию для рынка Европы и Америки. Мотоцикл с коляской Урал «Ретро» оснащен оппозитным четырехтактным двухцилиндровым двигателем объемом 750 куб. см и мощностью 45 л.с., который установлен и на других моделях .
В базовой комплектации
мотоцикла – четырехступенчатая коробка передач с задним ходом, передние дисковые гидротормоза, задние барабанные тормоза, передняя телескопическая и задняя маятниковая подвески, спицованные хромированные колеса и топливный бак на 22 литра. Первоначально мотоцикл Урал «Ретро» укомплектовали передними барабанными гидравлическими тормозами, что упрощало взаимозаменяемость колес, однако для реализации на европейском и американском рынке на экспортных моделях стали устанавливать дисковые тормоза. Модель демонстрирует хорошую устойчивость и управляемость, чего удалось добиться благодаря низкому центру тяжести, характерному для мотоциклов с оппозитным двигателем, 18-дюймовым колесами и «классической» геометрии ходовой части.
Мотоцикл
разгоняется до 120 км/час и демонстрирует уверенное поведение как на асфальтовом покрытии, так и на бездорожье. Сухая масса мотоцикла с коляской Урал «Ретро» составляет 343 кг, а габариты — 2224x1630x1020 мм. Если говорить о стиле, то ретро-концепцию этого мотоцикла подчеркивают круглый задний фонарь, габаритный фонарь на крыле, форма руля, ящик для инструментов под сиденьем и каплевидный бак – детали, характерные для моделей прошлых лет. При этом классику 1950-х весьма эффектно «разбавляет» сверкающая черная полировка по контрасту с двойной белой цировкой, обивка пассажирского сидения из натуральной черной кожи с пуговицами и коляска с обшитыми велюром боковыми панелями. Ключевым элементом дизайна стала рукоятка рычага переключения скорости с деревянным набалдашником на баке. Все это придает модели особый шик, поэтому
Урал «Ретро»
предпочитают как любители мотоциклов прошлого, так и те, кто комфортнее себя чувствует на мотоцикле с элементами современной стилистики. В качестве дополнительного оборудования предлагаются влагостойкий чехол для мотоцикла, кожаное пассажирское кресло, ветровое стекло коляски, стояночный тормоз и дуги безопасности.
«Уралы»
с коляской популярны за рубежом, особенно в США, поэтому с рынком сбыта у Ирбитского завода проблем не возникало. В 2001-м году завод выпустил модификацию Урал «Ретро» без коляски, а несколько позже для демонстрации в автомобильном музее Haynes International Motor Museum в Англии была разработана уникальная модель мотоцикла Урал «Ретро» с правым рулем. Кстати сказать, праворульная версия пришлась по душе и японцам, которые закупили несколько моделей.
В России «Ретро» обычно не покупали, он стоил дорого, от 12 до 14 тысяч долларов. Его покупали состоятельные люди, любители мотоциклов, коллекционеры мототехники.
005_moto_0312_014
Конструкцию 749-кубового «боксера» существенно переработали в 2010 г. Распредвал теперь имеет заднюю опору на подшипнике. На подшипниках же качаются коромысла привода клапанов. В головках цилиндров установлены немецкие клапаны со стержнем Ø7 мм в паре с коническими пружинами и уменьшенными верхними тарелками. Впускные и выпускные каналы шлифуются. Вместо резины при изготовлении демпфера карданного привода (он же муфта) используется эластичный полимер.
Конструкцию 749-кубового «боксера» существенно переработали в 2010 г. Распредвал теперь имеет заднюю опору на подшипнике. На подшипниках же качаются коромысла привода клапанов. В головках цилиндров установлены немецкие клапаны со стержнем Ø7 мм в паре с коническими пружинами и уменьшенными верхними тарелками. Впускные и выпускные каналы шлифуются. Вместо резины при изготовлении демпфера карданного привода (он же муфта) используется эластичный полимер.
017_moto_0312_014
ИТОГ. Это было трудно. Временами даже слишком рискованно. Но ИМЗ, похоже, добился именно того, чего хотел и во что не верил никто. «Урал» больше не ассоциируется с колхозом и пионерией. Сегодня его вполне можно считать полноценным мотоциклом.
«Урал-Ретро» (данные производителя) | |
ОБЩИЕ ДАННЫЕ | |
Модельный год | 2011 |
Сухая масса, кг | 325 |
Длина × ширина × высота, мм | 2224 × 1630 × 1020 |
База, мм | 1570 |
Дорожный просвет, мм | 125 |
Высота по седлу, мм | 750 |
Объем бензобака, л | 22 |
Угол наклона рулевой колонки, град. | 30 |
Вылет, мм | 66 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип | B2, 4Т |
ГРМ | OHV, 2 клапана на цилиндр |
Рабочий объем, см³ | 749 |
Диаметр цилиндра × ход поршня, мм | 78 × 78 |
Степень сжатия | 8,6:1 |
Система питания | карбюраторы Keihin L 22 AA, диффузор Ø32 мм |
Мощность, л.с. при об/мин | 40/5600 |
Крутящий момент, Нм при об/мин | 51,5/4500 |
Система охлаждения | воздушная |
Система запуска | электростартер |
ТРАНСМИССИЯ | |
Сцепление | двухдисковое, сухое |
Коробка передач | 4-ступенчатая, задняя передача |
Главная передача | карданный вал |
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ | |
Рама | трубчатая, стальная |
Передняя подвеска | телескопическая вилка Paioli |
Диаметр труб, мм | 40 |
Ход колеса, мм | 125 |
Задняя подвеска | маятниковая с двумя амортизаторами Sachs, регулировка преднатяга пружины |
Ход колеса, мм | 80 |
Тормозная система | раздельная |
Передний тормоз | диск, Ø295мм,4-поршневаяскобаBrembo |
Задний тормоз и тормоз бокового прицепа | барабанный |
Колеса | спицованные, алюм. обода |
Передняя шина | 4×18 |
Задняя шина | 4×18 |
МНЕНИЕ ВЛАДЕЛЬЦА. Виталий «Бордо» Боровский: «Ретро» — мой второй «Урал». Первый — классический колясочник модели «Тройка» верой и правдой прослужил мне семь сезонов и проехал 40 тыс. км по дорогам 24 стран. Он ни разу меня не подвел и показал себя надежным и вполне современным мотоциклом. Поэтому приобретение «Ретро» с коляской было полностью осознанным и целенаправленным решением, а основным его назначением, как и прежде, стали поездки по асфальту на несколько тысяч километров — «Ретро» идеально подходит для этих целей.
У нового мотоцикла другая рама, существенно ниже классической. В результате «Ретро» кажется мне низким, изящным и легким. Рулится гораздо легче, крены практически отсутствуют, прямую держит как по рельсам, а эффект правого поворота с задиранием люльки наступает несравнимо позже. Там, где на обычном «Урале» я максимально свешивался вправо, вынося пятую точку в коляску, на «Ретро» проезжаю, не отрываясь от сиденья. Управление теперь доставляет еще больше удовольствия и требует гораздо меньше физических усилий: даже после тысячи километров я не чувствую себя разгрузившим вагон угля. Другие впечатления более субъективны, но от этого не менее устойчивы. Если мой первый «Урал» казался все-таки советским мотоциклом с характерными скрипами и дребезжаниями, то «Ретро» создает ощущение какой-то иномарочной солидности и надежности. А как элегантно маячит перед глазами большая фара с замком зажигания, из которого, словно прицел, торчит ключ!
Еще одно большое преимущество «Ретро» — возможность сольного использования, ведь он уже на заводе укомплектован всем необходимым: боковой подставкой, полным комплектом поворотников и разъемом электропроводки бокового прицепа. Являясь также владельцем мотоцикла Harley-Davidson, не могу удержаться от сравнения. «Ретро» показался мне легким, маленьким и юрким (и это «тяжелый российский мотоцикл»!). В пробках ощущал себя как на скутере: лез во все щели, рулил одними пальцами. Эргономика привычна и удобна в отличие от харлеевской схемы с раздельными поворотниками, которые к тому же сами отключаются. Подвески мягки и комфортны. Дорога знакома до кочки — там, где на «Харлее» меня страшно трясло, я заранее инстинктивно напрягался, но ничего не происходило. Так, «блям-блям», а я и не колыхнусь. Во время поездок под проливным дождем мотоцикл ни разу не чихнул — новый воздушный фильтр теперь не заливает. Только на снятом асфальте из-за тонких колес мотоцикл ведет себя довольно нервно. А вот глушители я, наверное, поменяю: родные — совсем тихие.
В итоге мой «Ретро» — это два замечательных мотоцикла в одном. С коляской он не только идеален для дальних путешествий с пассажиром и багажом, но и способен подарить море особого кайфа искушенному пилоту сайдкара — тому, кто понимает. В сольном же варианте я получил динамичный, маневренный и изящный мотоцикл «старой школы», на котором хоть на работу по пробкам, хоть вечером покрасоваться на Смотровой.
Экипировка Rev’It!, Motto и Marushin предоставлена магазином «ПРО Мото».
Черное и белое: «Урал-Ретро»
Параметры мотоцикла Урал Соло СТ
Плавно перейдя к машинным характеристикам, нужно заметить, что особенных отличий от стандартных свойств моделей ИМЗ нет. Он имеет хороший двух цилиндровый двигатель, чей объём 745 куб. см. Актуальная система зажигания позволит просто и оперативно запустить двигатель. Оборудована КПП из четырех ступеней. Заднее колесо двигается за счёт карданного вала. Расход топлива на 100 км движения по городу — 5-6 л.