Jawa 350 OHC Prima — современная интерпретация той самой Явы

Количество поклонников мотоцикла Ява в нашей стране неисчислимо. Что греха таить, первым моим байком была Jawa 350 638. После того пришлось покататься на разных вариантах, но теплые воспоминания о «чешке» остались по сей день. Признаться, одно время я считал, что производство в Чехии давно свернули. Пока мне на глаза не попалась 350 OHC Prima. Вначале показалось, что это реинкарнация той самой техники, потом глаз зацепился за очертания двигателя, до боли напоминающего хондовский агрегат с модели CB400SS. Тогда я подумал, что это хитрые китайцы решили сыграть на ностальгических чувствах российских мужиков. И снова просчитался. Оказалось, что производство организовано чехами, правда и без Китая не обошлось.


Если вы ездили на Яве, разобраться с органами управления не составит труда. Фото: youtube.com

Экстерьер

Сегодня рынок наводнен дешевыми байками азиатского происхождения, которые и смотрятся не очень, и едут так себе. Безликая масса, выполняющая чисто утилитарные функции и доставляющая человека из пункта А в пункт Б. С Явой все иначе — она выглядит потрясающе. Это харизматичное ретро, притягивающее внимание и приносящее эстетическое удовольствие.
Бак оригинальной формы с массивными хромированными накладками по сторонам и нигрипсами (так называют резиновые вставки) — деталь, которая сразу дает понять, что аутентичности уделено пристальное внимание. Переднее и заднее крылья также сделаны по классике, они металлические. В этой модели очень мало пластика, что по достоинству оценят те, кто любит стилистику 80-90-х годов прошлого века.


Хромированные накладки с нигрипсами на баке — фирменная особенность Явы. Фото: youtube.com

Боковые облицовки из штампованной стали с наклейкой, указывающей модель. А над ними сиденье до боли знакомой формы. Оно требует внимания — полоски на кожзаме не прошиты, а сделаны методом тиснения. Это не только обеспечивает историческую точность, но и намного практичнее ниток. Влага не будет проникать в наполнитель, при необходимости поверхность можно даже сполоснуть из шланга.


Полоски на сиденье сделаны методом тиснения. Фото: youtube.com

Передняя вилка все такая же, задняя подвеска тоже на вид не отличается. Багажник добавили из практических соображений, но если хочется добиться аутентичности, его лучше снять. Хромированные зеркала, приборы и корпус фары вписываются в экстерьер.

Форма выхлопных труб не присуща Яве, такие «банки» с обтекаемыми обводами применяли на многих моделях, но чехи обычно ставили прямые, немного расширяющиеся к задней части, варианты. Стоит отметить, что это решение тоже вписалось, хотя и выпадает из концепции исторической точности.


Выхлопная труба не совсем характерна, но вписалась неплохо. Фото: youtube.com

Поворотники китайские, но стилистика неплохая, работают нормально. Нарекания вызывает разве что задний фонарь — он не очень хорошо выглядит на Яве, так как даже отдаленно не напоминает оригинал.

Если не придираться слишком сильно, внешний вид получился аутентичным. Все таки Jawa — один из старейших брендов в мире, с узнаваемым стилем, за который его и любит большинство почитателей.

Семейные ценности: мотоцикл Jawa-350 «Капелька» (фото, видео)

«И все же, красный или черный?» — с этой мыслью Владислав Гапанович в далеком 1966 году в магазине «Спорттовары» выбирал своему сыну мотоцикл. Удивительно, как выбор человека в дальнейшем определяет судьбу целых поколений! А что, если бы Владислав выбрал черную Pannonia, быть может, не было бы этого материала. Может, тогда не состоялся бы в Беларуси международный ретромотофестиваль «Кола часу», кто знает… Но выбор пал на красную Jawa.

В СССР обладать «Явой» означало входить в мотоэлиту. В мире мотоциклов «Минск», «Восход», «Урал» и «Иж» импортная чехословацкая «Капелька» выгодно выделялась прогрессивным дизайном и неплохими характеристиками. Мотоцикл восхищает и сегодня: обилие хрома, округлые формы, полуавтоматическое сцепление, полукруглый спидометр, работающий в другую сторону. Кик-стартер и лапка переключения передач — одна деталь. «Сердце» Jawa — 18-сильный 350-кубовый двухтактный мотор, неплохо разгонявший мотоцикл по тем временам.

Сегодня у нас в гостях внук Владислава Виталий Гапанович, владелец Jawa-350 мод. 360, а также один из идейных вдохновителей и организаторов международного ретромотофестиваля «Кола часу». Небольшой рассказ владельца о своем отреставрированном мотоцикле — в видеосюжете.

— Мотоцикл в своем роде уникальный, был очень популярен в советское время и сегодня является одним из интереснейших экземпляров мирового мотоциклостроения. Моя «Ява» 1973 года выпуска — именно в этом году было прекращено производство модели, которая была разработана еще в 50-х годах.

Дизайн просто восхитителен. Фара, бак, двигатель, коляска сделаны в одном стиле с плавными переходами и гибкими линиями. Что характерно, руль, фара, панель приборов и замок зажигания соединены в одном блоке. Есть также подсветка шкалы спидометра. Продумана и система зажигания: если аккумулятор вышел из строя, ключ поворачивается в левую сторону, зажигание осуществляется непосредственно от генератора — так мотоцикл можно завести с «толкача».

— Дедушка купил Jawa-250 моему отцу после того, как тот окончил университет и устроился на работу, — продолжает рассказ Виталий. — Отцу нужно было ездить каждый день за 25 километров. Поэтому все средства, которые имела семья, собрали для покупки мотоцикла и поехали в Минск. Дед мой не сильно разбирался в технике, но человеком был творческим — хорошим мастером по дереву. Зашли с родственником в магазин «Спорттовары», где тогда продавались мотоциклы. А там стояли черная венгерская Pannonia и одноцилиндровая Jawa-250. Черный или красный? Дед Владислав без тени сомнения показал пальцем на красный мотоцикл, настолько завораживающе он выглядел в то время. И вот как-то этот мотоцикл со мной через всю жизнь в моей душе. И папа меня всегда брал на рыбалку, по грибы… Сейчас эта «Ява» стоит у меня в гараже и ждет восстановления. Дал себе обещание, что дойдут руки и до отцовского мотоцикла, и это уже будет отдельная история.

Конкретно этот экземпляр Виталий приобрел в начале 2000-х годов. По его словам, сил и средств в него было вложено соразмерно стоимости покупки среднего подержанного автомобиля. Много времени ушло на поиск деталей — найти запчасти на мотоцикл полувековой давности сегодня отнюдь не просто. — Была поставлена задача на 100 процентов восстановить первоначальный облика Jawa-350. Двигатель прошел капитальный ремонт, сам мотоцикл перекрашен, некоторые детали пришлось никелировать заново. Сложно было найти в хорошем состоянии кокпит коляски, поскольку для данной модели он сделан из стеклопластика в целях облегчения веса. Коляска весит всего 70 килограммов, но в случае контакта, например, с бордюром ее корпус легко лопается. Поэтому и осталось их немного. Если посчитать все время и средства на восстановление такого мотоцикла, понимаешь, что это дорогое удовольствие. Рыночная цена на подобные экземпляры сегодня достаточно высокая.

Пару слов о технических характеристиках. Максимальная скорость «Капельки» — 120 км/ч, расход топлива при средней скорости 60 км/ч — около 3,6 л/100 км. Вес — всего 139 кг. В плюсы запишем продуманную конструкцию, надежность и простоту обслуживания. В любых поездках «Ява» дарит только приятные впечатления. А починить в случае чего можно и «на коленке». — Постоянно просят меня мотоцикл продать: «О, класс! Это же мечта моя, мечта детства, продай!» Для кого-то это была юность, и у этого человека очень много жизненных историй связано с «Капелькой». Но мотоцикл продавать точно не собираюсь. Я его восстановил, чтобы радовать себя и окружающих.

Четыре передачи, между каждыми двумя есть «нейтраль», что достаточно удобно. Сцепление полуавтоматическое — при переключениях «вверх» выжимать его не требуется. Динамика, конечно же, не сравнится с современными мотоциклами, но в прежние времена Jawa-350 была одной из самых быстрых в СССР.

— Я уже привык к тому, что мотоцикл замечают. Практически все в городе обращают на него внимание. Мне приятно, что люди улыбаются. По-человечески приятно, что кому-то мой мотоцикл поднимает настроение.

Качество покрытия деталей хромом, аккуратная сборка — все говорит о том, что сделан он качественно и с любовью. Отдельное спасибо дизайнерам, наделившим мотоцикл неподвластной времени красотой. А приобретя первоначальный вид благодаря современным реставраторам, «Ява» снова влюбляет в себя новые поколения. Все же очень приятен этот «вишневый плод» — плод любви талантливых чешских инженеров.

Юрий ГЛАДЧУК Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ Видео Антона ШЕЛКОВИЧА ABW.BY

Заметки на полях

Разумеется, «поворотники» в этом мотоцикле не предусмотрены. Сигналы подаются по старинке, руками.

Инженеры предусмотрели возможность установки левого зеркала заднего вида, так как мотоцикл им не комплектовался. Но найти его в годы советского дефицита было сложно. Еще сложнее было отыскать ветровое стекло, коляску и боковые дуги.

Произведение искусства! Обратите внимание, как заботливо укрыт от посторонних глаз карбюратор.

По личным наблюдениям собаки особенно «любят» двухтактные мотоциклы.

Спидометр, световой индикатор разряда аккумулятора и световой индикатор нейтрали, указатель пробега, подсветка панели приборов — в Jawa все по-взрослому.

Мотоцикл Виталия заводится исключительно с одного «тыка». Кик-стартер и лапка переключения передач выполнены в виде одной детали. Особым пижонством в те годы считалось завести мотоцикл не ногой, а рукой. Попробуйте проделать такое с «Восходом»!

Найдется здесь место и для инструментов. В отличие от некоторых советских мотоциклов доступ к боковинам осуществляется только с ключа.

Задняя подвеска — маятникового типа. Задние амортизаторы регулируются по высоте и соответственно по жесткости.

Коляска к Jawa-350 вещь сегодня очень редкая. Под замком имеется место для поклажи.

Чешские инженеры предусмотрели возможность блокировки руля с помощью замка.

«Кола часу» — международный ретромотофестиваль

— Придумали мы его с Олегом, моим братом, — рассказывает о мероприятии Виталий Гапанович. — Идея у нас родилась давно, лет семь назад. Философия фестиваля заключается в том, чтобы объединить людей, которые увлечены ретромототехникой, ведь сейчас их становится все больше. В прошлом году мы организовали первый международный ретромотофестиваль «Кола часу». В этом году фестиваль будет проходить 19 июля на базе . К нам приезжают участники из Польши, Чехии, Литвы, Латвии, Венгрии, России, Украины и всех уголков Беларуси на мотоциклах от начала ХХ века до 1984 года. Хорошее настроение, ретроатмосфера и яркие впечатления гарантирую. А если по окончании фестиваля вам захочется приобрести ретромотоцикл или даже восстановить его — будем считать, что мы сделали фестиваль не зря!

Программа фестиваля «Кола часу 2014»:

  • выставка ретромотоциклов;
  • ретромоторалли «Сябры»;
  • 18-й слет друзей «Явы»;
  • любительский показ ретромоды и конкурс «RETRO FASHION» (участвуют зрители, пришедшие на фестиваль в ретронарядах);
  • номинации фестиваля: «Дзед» (самый старший участник на мотоцикле), «Унук» (самый юный участник на мотоцикле), «Пан шляху» (самое дальнее расстояние до ретромотофестиваля «Кола часу 2014», которое проехал участник на мотоцикле до 1984 года выпуска), «MОТА-Панна» (девушка на мотоцикле), «Кола часу» (самый старший мотоцикл), «Лепшая рэстаўрацыя» (лучшая реставрация мотоцикла), «Турыст» (лучшее оснащение мотоцикла для мотопоходов), «Рэтрасiмпатыя» (от мастерской Yuri Shif Custom), «Рэтрашык» (самое оригинальное соответствие образа владельца/водителя эпохе своего мотоцикла);
  • разнообразные аттракционы для детей и взрослых от ЦЭТ «Станьково» и партнеров фестиваля.

Специальные гости фестиваля:

  • Yuri Shif Custom;
  • автомобиль Ford model T 1924 года выпуска;
  • Владимир Ярец — легендарный мотопутешественник из Беларуси;
  • ветераны мотодвижения Беларуси (БССР/СССР);
  • Sunny Bus (ретроавтобус; модель 1968 г.).

О том, как проехать в Станьково, написано здесь.

Техническая часть

Даже если 350 OHC Prima вызвала прилив ностальгии, никто не купит ее, не разобравшись с «техничкой». А тут много нюансов, которые следует знать. Начать стоит с того, что проблемы с продажами мотоциклов у Явы на территории Европы появились после ужесточения экологических стандартов. Традиционные двухтактники никак не вписывались в нормы, что и привело к упадку производства.
На предприятии решили, что разрабатывать свой мотор с нуля нерационально и дорого и стали искать готовый движок. Лучше всех подошел вариант с Honda CB400SS. Точнее, его копия, так как японский бренд продал технологию изготовления одной китайской компании, которая и производит их.

Двигатель отличается от Хонды только надписями на крышках картера. Фото: youtube.com

Двигатель был несколько доработан, теперь вместо классического карбюратора на нем используют инжектор, что упростило эксплуатацию и обеспечило соблюдение экологических стандартов.

Пусть вас не обманывает надпись «350» на облицовке, это скорее дань истории. На самом деле объем двигателя 397 куб. см.

Четырехтактный силовой агрегат с цепным приводом ГРМ, одним цилиндром и четырьмя клапанами выдает 28 л.с. В оригинале было 29, но скорее всего одна «лошадка» утеряна при настройках. Раздвоенный, не пересекающийся выхлоп обеспечивает беспрепятственное удаление отработанных газов.


Двойная система выхлопа. Фото: youtube.com

В качестве основы используется стальная дуплексная рама, которую применяют на многих моделях ретро-направления, маятник из того же материала. Передняя вилка телескопическая, с простой конструкцией без каких-либо настроек.

Спереди колесо имеет диаметр 19 дюймов, сзади — 18, это также классическое решение, используемое на старых Явах. Сзади установлен барабанный тормоз, традиционная система, но считается устаревшей. Работает нормально, правда, нажимать нужно сильно, чтобы трос через прямой привод развел колодки внутри ступицы.


Барабанные тормоза с приводом на тросике. Фото: youtube.com

Спереди использована дисковая система с 2-поршневым плавающим суппортом. Конечно, обеспечить четкое торможение при конструкции с резиновым шлангом и одним диском сложно, но для Явы этого хватает.

В Jawa 350 OHC Prima есть ABS, установлены датчики и магнитные кольца. Система реализована только для переднего контура, так как сложно реализовать антипробуксовку в барабанном тормозе с приводом от тросика. Этого достаточно для того, чтобы сделать вождение намного комфортнее.

Инжектор работает нормально, претензий к нему нет. Разве что иногда сбиваются холостые обороты. В этом случае нужно заглушить мотор, выключить зажигание и нажать рукоятку газа до упора, задержать на пару секунд. Это позволяет сбросить ошибку и нормализовать холостой ход.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]