«Все будут ездить на эндуро». Разбираемся, какие мотоциклы подходят для поездки на рыбалку или в дальнее путешествие


Цитата, вынесенная в заголовок, известна многим мотоциклистам. Но она совсем не поясняет, куда ездить и почему именно на этой технике. Мотопутешественник Александр Дежкунов, накатавший на таких мотоциклах не один десяток километров, попробует объяснить, что может подтолкнуть к покупке эндуро и какой кубатуре отдать предпочтение.

Эти мотоциклы принято делить на три группы, но классификация достаточно условная. В общем подход достаточно прост: чем выше масса мотоцикла, тем меньше в нем эндуро и внедорожности. Ключевыми параметрами для выбора подходящего мотоцикла будут ответы на вопросы: куда (где), кто и зачем. Несомненно, можно и на хард эндуро по шоссе 1000 км за день махнуть или на литровом турэндуро прорываться через лесовозные колеи – как известно, слабоумие и отвага не знают границ. Но мы все-таки о том, как использовать технику рационально и с наибольшим удовольствием.

Хард эндуро. Для самых «диких»

Это мотоциклы для агрессивной езды преимущественно в стойке и исключительно на бездорожье. Основной диапазон кубатуры одноцилиндровых двигателей – 125-450 куб. см. На большинстве моделей нет «поворотников», их нельзя использовать на дорогах общего пользования (да и проблематично в силу конструкции).

Если вы любитель экстрима и живете в местности, где за воротами начинаются лесные дороги с оврагами, либо в хозяйстве есть большой пикап, микроавтобус или автомобиль с прицепом, на которых «хард» можно довезти до подходящей местности и «отжечь», – это ваш вариант. Хард эндуро – из названия и так все понятно.

Выбор как объема, так и типа двигателя (двухтактный или четырехтактный) – отдельная большая тема без очевидного верного ответа. Можно лишь с учетом тяжести условий, уровня навыков и величины финансов варьировать выбор от достаточно «народных» японцев до недешевых спортивных КTM.

Honda CRF250X
Yamaha WR250F
KTM 350 EXC-F
Husqvarna FE350
SUZUKI RMX450Z

Kayo K6 250 ENDURO (модельный ряд 2022 года)

В своем модельном ряду мотоцикл «Кайо» является флагманом. Он создан, чтобы преодолевать километры дорог с любым покрытием. Однако даже базовая комплектация идет с колесами с глубоким протектором, свидетельствуя о его истинном предназначении.

Благодаря 250 кубикам и малому весу мотоцикл Kayo K6 250 легко поддается управлению и ровно держит дорогу. А за свою среднюю цену этот эндуро обладает достойным техническим оснащением. О надежности «Кайо К6» говорит его внешнее оснащение: наличие дуплексной стальной рамы позволяет гонщику выполнять любые свои каскадерские задумки, а мотоцикл прекрасно все выдержит.

Технические данные:

  • 4-тактный двигатель;
  • объем двигателя – 250 кубов;
  • мощность на максимальных оборотах – 25,8 л. с.;
  • МКПП – 6-ступенчатая;
  • габариты: 2190/820/1260 мм;
  • вес – 115 кг;
  • объем топливного резервуара – 7,5 литров;
  • инжекторная система подачи топлива;
  • максимальная скорость разгона – 120 км/ч.

Реализуется представленная модель эндуро по цене в 260 000 рублей как у официальных представителей, так и у партнеров.

Все плюсы и минусы этого эндуро представлены в этом обзоре:

Софт эндуро. Нежнее, еще нежнее

На них можно передвигаться и по бездорожью, и по дорогам общего пользования. Кубатура моторов в основном такая же, как у «хардов». Главное отличие – более «гражданская» конструкция с чуть меньшим запасом прочности, не такие энергоемкие подвески и «зажатые» двигатели, наличие «поворотников» и более удобное сиденье.

Эта группа уже позволяет не только получить удовольствие от преодоления бездорожья, но и выполнять вполне конкретные задачи: передвигаться по сельской местности, ездить на рыбалку и охоту, а также отправляться в небольшие путешествия по достаточно глухим местам.

В принципе, софт эндуро подходят и для езды по городу – высокая посадка обеспечивает неплохой обзор, а мощности двигателя достаточно для уверенного маневрирования в потоке. На борт «софта» теоретически можно брать и пассажира, но практически лишь при сильной необходимости – второй человек на мотоцикле будет чувствовать себя как бедный родственник.

YamahaTTR250
Yamaha WR250R
Suzuki DR250 Djebel
Honda XR250 Baja
Suzuki DRZ400S

И если «внедорожников» объемом 250-400 куб. см на рынке достаточно, то вот «шестисотки» софт эндуро вещь крайне редкая – модели можно пересчитать по пальцам одной руки.

Yamaha TTR 600

Есть еще один аппарат от австрийского производителя, который при официальном позиционировании как туристический эндуро в силу серьезной энерговооруженности, наличия спартанского сиденья и с учетом требовательности к пилоту уместнее отнести к софт эндуро. Это 690 Enduro R от KTM. Очень редкий пример современной «честной» внедорожной техники.

КТМ 690 Enduro R

STELS 400 Enduro

Это 400 кубовый китайский кроссер, который главным образом создан для прыжков по кочкам и трамплинам, а также для разбрызгивания грязи по бездорожью.

Внешний дизайн мотобайка собирательный, поскольку для его разработки китайские инженеры позаимствовали идеи у многих японских коллег. В целом «Стелс 400» получился спортивным, дерзким и в положительном плане несерьезным. Он легко поддается управлению даже новичкам. О выборе подходящего эндуро для новичка больше написано тут.

Технические характеристики:

  • 1-цилиндровый 4-тактовый двигатель;
  • объем мотора – 386,8 кубов;
  • мощность – 19 л. с.;
  • 5-ступенчатая МКПП;
  • габариты: 2210/860/1215 мм;
  • объем бензобака – 9 литров;
  • снаряженный вес – 132 кг;
  • система запуска – электростартер.

Для хулиганских выходок в условиях отсутствия дороги «Стелс 400» подойдет как нельзя лучше.

Эта модель эндуро «Стелс» стоит от 143 000 рублей.

Смотрите видеообзор и тест-драйв этого эндуро:

Туристические эндуро. Сел и катись

Самые популярные эндуро, а потому и выбрать есть из чего. Именно к этой группе относится цитата из заголовка. Туристический эндуро можно использовать и как повседневный мотоцикл, и как средство для путешествий. Их разберем более подробно.

Но для начала немного горькой правды: турэндуро – это мир противоречий и компромиссов. Заранее невыполнимая установка – сделать мотоцикл, идеально подходящий и для бездорожья, и для шоссе. Можно лишь построить универсальную технику. И тут вспоминается фраза, которую когда-то прочитал на форуме клуба владельцев Honda Transalp: универсальная вещь одинакова плоха для всего. И в этом своя правда. У универсального турэндуро слабый двигатель на шоссе, а на бездорожье он слишком тяжел.

Туристический эндуро – мотоцикл для дорог с любым качеством покрытия. Но именно дорог. Я бы все многообразие моделей турэндуро вместил в интервал от 50% асфальта/50% гравийки до 95% асфальта/5% гравийки.

Смысл выбора правильного мотоцикла под конкретные условия применения (допустим, путешествия) – это не просто доехать до конкретного места, но еще и получать максимум удовольствия в процессе езды.

Условно все турэндуро я бы разделил на четыре подгруппы. О них поговорим дальше.

Одноцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 600-800 куб. см. Эти мотоциклы лучше всего подходят под определение «турэндуро», на таких аппаратах можно далеко уехать от асфальтовых дорог. Многие не согласятся, но я бы рекомендовал использование одноцилиндровых турэндуро без пассажира. Только без второго номера «одностволки» полностью раскроют свой потенциал за пределами асфальта и подарят удовольствие при посещении красивых мест.

Выбор здесь богат: более «туристические» Suzuki XF 650 Freewind, Aprilia Pegaso 650, BMW F650 GS и более «внедорожные» Suzuki DR 800 Big, BMW F650 GS Dakar, Yamaha XTZ 660 Tenere. «Внедорожные» одноцилиндровые турэндуро наиболее интересны как мотоциклы для покорения всех уголков мира на двух колесах. Для формулы 50% асфальта/50% гравийки лучше всего подойдут BMW F650 GS Dakar и Yamaha XTZ 660 Tenere.

Aprilia Pegaso 650
Suzuki DR 800 Big
BMW F650GS Dakar
Yamaha XTZ 660 Tenere

Двухцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 400-750 куб. см – с этой группы начинаются модели, наиболее подходящие для поездок с пассажиром. Меньшая вибронагруженность и большая эластичность двухцилиндрового мотора – выбор райдеров, которым важнее комфорт при езде по дорогам, чем красоты удаленных уголков. При этом мощности двигателя недостаточно для быстрых прохватов по хорошей трассе и уверенных обгонов, особенно при наличии пассажира.

Это отличная техника, если вы планируете загрузить багаж, водрузить «+1» и в спокойном размеренном ритме со скоростью 100-110 км/ч отправиться в дальние края со съездами на гравий и хорошие грунтовые дороги. Но заранее нужно быть готовым к тому, что особого удовольствия от вождения на хорошем асфальте мотоцикл не доставит. Как, в принципе, и на гравийке (при наличии пассажира). Как и в случае с «одностволками», есть более «туристические» и более свежие Suzuki DL 650 V-Strom, Honda XL700 Transalp и довольно возрастные «внедорожные» Honda XL600/650 Transalp, Honda XRV750 Africa Twin, Yamaha XTZ750 Super Tenere.

Отдельного упоминания заслуживают две легендарные модели Honda – Transalp 600 и Africa Twin 750. Феноменальная надежность и сочетание потребительских качеств позволяют этим немолодым мотоциклам древней конструкции быть актуальными до сих пор. «Туристить» по удаленным локациям на них можно довольно долго.

Для двоих предпочтительнее «Африка». Подобные мотоциклы с карбюратором интересны для поездок в страны с низким и нестабильным качеством топлива. Правда, стоимость аппаратов в хорошем состоянии демократичной никак не назовешь.

Если не ставить целью конкретно путешествия, то я бы рассматривал тот же Transalp как мотоцикл «съездить на рыбалку за 100 км по шоссе и дальше по полевым и лесным дорожкам до реки». Для долгих поездок нужно мудрить с сиденьем – уже через час езды на «Трансальпе» чувствуется дискомфорт. Если же хочется посадить пассажира, загрузить максимум скарба и отправиться «на дальняк» преимущественно по асфальтовым дорогам, то в плане комфорта и при относительно невысокой цене в сегменте 650-к оптимальным выбором видится Suzuki DL650.

Honda XL600 Transalp
Honda XRV750 AfricaTwin
Yamaha XTZ750 Super Tenere
Suzuki DL650V-Strom

Двух- и трехцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 800 куб. см. В этой категории упомяну всего пару мотоциклов. Теоретически можно было бы не выделять их в отдельную подгруппу. Но два современных аппарата – BMW F800GS и Triumph Tiger 800 – занимают свою нишу. Это мотоциклы для достаточно азартных водителей – наряду с отличными подвесками они обладают достаточно веселыми мощными двигателями, позволяющими при должном умении откручивать ручку «газа» на гравийках и грунтовках. Быстро, весело, задорно и желательно без пассажира. Главным минусом можно назвать разве что высокую стоимость аппаратов.

BMW F800GS
Triumph Tiger 800XС

Турэндуро с объемом двигателя 1000+ куб. см – это настоящая находка для длительных путешествий вдвоем по дорогам с твердым покрытием. Но для литровых «слонов» в термине «туристический эндуро» второе слово практически теряет свой смысл. Виной всему «сухая» масса за 200 кг, которая после заправки жидкостями и загрузки мотоцикла скарбом приближается к 300 кг. Фактически это «дорожники» с более всеядной подвеской и увеличенным клиренсом. Желание «поэндурить» пропадает, как правило, после первого же падения – груженый мотоцикл с высоким центром тяжести поднять в одиночку на рыхлых покрытиях практически нереально.

Но если изначально рассматривать мотоциклы исключительно как туристические аппараты с мощными моторами, прямой посадкой, комфортным сиденьем (в том числе и для пассажира), отличной ветрозащитой, удовольствие от езды будет дополнять удовольствие от окружающих видов. Наиболее популярные литровые турэндуро начального ценового диапазона (и самые возрастные соответственно) – Aprilia ETV1000 Caponord, Honda XL1000 Varadero, Suzuki DL1000V-Strom, и конечно же, иконы и законодатели класса – BMWR1100GS и BMWR1150GS. Из свежего: BMW R1200GS и R1250GS, Triumph Tiger 1200, Honda CRF1000 Africa Twin, Yamaha XT1200Z SuperTenere.

Из наиболее удачных попыток добавить эндуро к туризму следует отметить свежую литровую Africa Twin. И естественно, куда же без самых азартных «внедорожников» – спортивных KTM. 990, 1090, 1190 и 1290 не для масс и не для спокойного туризма, эти мотоциклы предназначены для динамичной езды в режиме ралли, что предполагает серьезные требования к пилоту. Да и кощунство на такой продуманной технике просто ездить. Так что желающим «летать на литре» прямая дорога к австрийцам.

Кардан или цепь, литые колеса или спицованные, V-образный, рядный двигатель или «оппозит» – выбрать есть из чего. Откровенно неудачных моделей в этом списке нет, разве что от ранних карбюраторных Varadero стоит отказаться по причине высокого расхода топлива при больших пробегах.

Honda XL1000 Varadero
BMW R1150GS
Triumph TigerExplorer 1200
Honda CRF 1000 AfricaTwin
Yamaha XT1200Z Super Tenere
KTM 990 Adventure

Есть также целый ряд прекрасных аппаратов вроде Yamaha TDM 850/900, Kawasaki Versys 650/1000, Honda VFR800X Crossrunner и VFR1200X Crosstourer, Ducati Multistrada 1200 и т.д. Де-юре они позиционируются как туристические эндуро. Но в силу своей абсолютной паркетности даже для частичного использования на гравии я бы их не рассматривал. Это отличные мотоциклы, но для асфальта любой степени убитости.

Небольшая ремарка для тех, кто однозначно планирует открывать для себя красивые места, путешествуя вдвоем. Если хочется забираться подальше, а «второй номер» предрасположен к самостоятельному вождению, то лучше путешествовать на двух подходящих мотоциклах. Даже если вместо свежего условного «литра» за 8-10 тысяч долларов купить две более возрастные одноствольные 650-ки – количество полученных положительных эмоций на живописных дорожках будет в разы больше.

Моя мотоистория или как я разбился

Когда-то, я, как и многие, подошел к выбору своего первого железного коня, поддавшись романтическим идеям мотоциклизма, таким как например чувство свободы, романтика дорог и так далее. Бюджет был ограничен, да и не известно было, зайдет мне эта тема или нет, так что технику решил приобретать в рамках 100 тыс. рублей с учётом экипировки (благо, на покупку экипа, ума хватило). Даже несколько лет назад, на 100 тыс. рублей, было особо не разгуляться. За этот бюджет, светил или Б/У-шный ёбрик (Yamaha YBR125) или новый китаец. Конечно же я рассматривал красивый и модный дорожник! Грязные кроссачи, совсем не круто! (кроссач и эндуро, для меня тогда было одно и тоже). Выбор пал на Stels Flex 250, о чем, кстати, я в последствии ни разу не пожалел. Правда есть варианты и получше, но об этом позже

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]