Мотоциклы кросс и эндуро — разная техника, разный кайф


Эндуро и кроссовый мотоцикл, безусловно, братья, разницу между которыми «не вооружённым» глазом увидеть сложно. Новички и вовсе не замечают между ними принципиальных отличий, что в итоге может вылиться в неверный подбор байка. Однако если два внешне похожих двухколёсника назвали по-разному, значит, что-то отличное в них точно есть. И это не только фары и стоп-сигналы, которые у эндуро есть, а у кросс-байков, как правило, нет. Начнём со сферы применения, ведь эти мотоциклы созданы для разных условий.

Где используют кроссы и эндуро

Итак, дисциплин в мотоспорте существует немало, и все отличаются разными условиями и задачами для райдера. Разумеется, для преодоления конкретной трассы нужен «заточенный» под это мотоцикл. Например, мотокросс — это скоростная закольцованная трасса, на которой нет сложных препятствий или труднопроходимых рельефов местности, но есть трамплины. С этих трамплинов райдеры подлетают достаточно высоко, соответственно мягким приземлением здесь и не пахнет. Вывод напрашивается сам собой: главное в мотокроссовой технике — крепкие подвески и мощный движок, который будет быстро разгонять байк.

Режим езды на мотокроссе — это постоянное ускорение, причём резкое, и эффективное торможение перед поворотами. Мотокросс проходит в дневное время на улице или на специальных крытых аренах с искусственным освещением. Поэтому наличие светотехники для мотоциклов здесь лишнее. Это ненужный элемент конструкции, который будет только дополнительно утяжелять байк, ухудшая его возможности на трамплинах и при разгоне.

Соответственно для мотокросса оптимальный вариант — кроссовый мотоцикл. Лёгкий, надёжный, прочный с высоким ходом подвесок и мощным двигателем, созданным для работы на высоких оборотах.

С эндуро всё немного сложнее. Эта категория двухколёсников делится на несколько видов: хард-эндуро, соф-эндуро и т.д. Однако общие моменты в особенностях эксплуатации разных подвидов эндуро всё же есть. Эти мотоциклы рассчитаны на использование в «естественных» условиях. То есть райдер колесит не по знакомому кольцу, а по неизвестной или малоизвестной трассе со сложным рельефом, препятствиями и т.д. В таких условиях райдеру требуется постоянно то ускоряться, то сбрасывать обороты и проходить некоторые участки на «низах».

Поэтому движок эндуро — более мощный и выносливый, способен одинаково хорошо тянуть на высоких и низких оборотах. Препятствия могут быть разными: грязь, камни, брёвна, мостики и т.д. Кроме того, соревнования могут проводиться и в тёмное время суток, поэтому техника должна быть оснащена светом. За счёт более мощного движка, крепкой конструкции, дополнительных элементов освещения эндуро становится тяжелее кроссового мотоцикла.

Таким образом, главные отличия определяются сферой использования этих байков. Каждая трасса требует особой техники, поэтому не стоит думать, что на мотокросс можно прийти с эндуро, потому что разницы нет. Она есть и довольно существенная. Подробнее об отличиях поговорим далее.

Эндуро

Часто слышу и употребляю фразу: «все будут ездить на эндуро». И вижу что «off-road болезнь» успешно косит наши ряды Но к сожалению классический «инфицированный» не может сформулировать что ему нужно от аппарата. Он хочет «все и сразу». В итоге люди перегревают кроссачи в грязи, высоко прыгают на старых эндуриках, и штурмуют бревна на «туристах». Результат — потерянный кайф, время, деньги, а то и здоровье.

В этом посте я постараюсь дать систему координат для осознанного выбора внедорожной техники. Я типологизирую внедорожные аппараты и объясню их отличия, продиктованные сферой их применения.

Будет много текста и мало фотографий. Потому что какой смысл ставить много фотографий мотоциклов, которые внешне очень похожи? :)

Начнем с того что все внедорожные мотоциклы можно условно разделить на:

  • Туристические эндуро
  • Софт эндуро (Универсальные / dual purpose эндуро
  • Хард эндуро (Спортивныt эндуро)
  • Кроссовые мотоциклы

C «турындами», пожалуй, все понятно. Это мотоциклы для путешествий по хорошим или плохим, но дорогам. Именно поэтому многие полагают такие мотоциклы лучшей мото-техникой «для жизни». В промо-роликах мы увидим как люди сигают на них с барханов и носятся по лесным дорожкам. И я видел на БП ролик, где человек прыгает на Транс-альпе. Но это не значит что это их основное предназначение. На легковесах заниматься этим гораздо легче, приятнее, да и безопаснее :)

Однако основная проблема возникает когда новичек в мире внедорожных мотоциклов начинает выбирать между софт эндуро, хард эндуро, и кроссовыми мотоциклами. Потому что если говорить о модельном ряде одного производителя, то внешняя разница обычно сводится к менее зубастой резине и наличию поворотников/хвоста (под номер) у софт эндуро. ну и отсутствию светотехники как таковой у кроссача.

Но истинная разница гораздо глубже. Давайте в ней разберемся.

Универсальные эндуро

Как следует из названия, dual purpose мотоциклы универсальны. Они уверенно чувствуют себя как на асфальте, так и на бездорожье. Скоростное преодоление препятствий не их конек, и к спорту они имеют опосредованное отношение. Но проехать они способны практически везде. А подготовленный пилот на «чекушке» этой категории будет успешно штурмовать бревна и ездить по кроссовой трассе. Не быстро, не высоко, но уверенно :)
Определяющими факторами этой категории являются

  • Приемлимый вес для прохождения «сложных» участков, который впрочем все равно ощутимо больше чем у «боевых» аппаратов.
  • «Гражданский» моторесурс, и как следствие, меньшая мощность.

Всю кагорту универсальных эндуро можно разделить на 2 части:

2.1 Действительно универсальные мотоциклы, на некоторых из них с небольшими доработками можно даже отправляться в длительные путешествия. Яркими примерами универсальных мотоциклов являются Suzuki DRZ400S, Yamaha TTR250

2.2 Внедорожные мотоциклы, на которых можно ездить по дорогам Ярким примером является Honda серии XR (250сс, 400сс, 600сс)

В этот сегмент входят как легкие мотоциклы, идеальные для покатушек в лесу, так и тяжелые снаряды, изначально разработанные для ралли-рейдов.

Ключевым отличем «более внедорожных» dual purpose является эргономика и управляемость. Их эргономика не рассчитана на длительную езду сидя, а стабильность на дороге принесена в жертву управляемости. Стоит также заметить что этот сегмент фактически вымирает.

Хард эндуро и кроссовые мотоциклы

Хард эндуро и «кроссачи» схожи. Более того, часто хард эндуро разрабатывается на базе кроссача. Но это не значит что хард эндуро, это «кросс со светом, стартером, и ПТСом».

У них действительно много общего.

Во-первых они ощутимо мощнее «дуал спортов», но ресурс как кросса, так и хард эндуро измеряется в мото-часах. Как вам например смена масла и инспекция с частичной разборкой двигателя каждые 10 мото-часов? А замена поршня каждые 100 мото-часов? (Речь идет именно о регламенте ТО по мануалу, а не о реалиях «лесного тошнилова»)
Во-вторых они ощутимо легче. Поверьте, на бездорожье разница в 10 кг, это более чем ощутимо.

В-третьих в коплект к такому мотоциклу нужен прицеп. А лучше микроавтобус. Потому что даже если вы купите хард эндуро с ПТС… Ездить на нем по асфальту а) опасно (в основном из-за грязевой резины) б) очень накладно (моторесурс и грязевая резина на асфальте «съедаются» очень-очень быстро)

Различия между кроссовым и хард-эндуро мотоциклами обусловлены сферой их применения.

Кроссовые мотоциклы рассчитаны на максимально острую управляемость, высокие прыжки, и езду по известной траектории в режиме «максимальной мощности» (в районе отсечки) без остановок.
Поэтому их рулевые колонки имеют максимально острый угол. Их подвески имеют дубовые настройки. Двигатель настроен так что-бы выдавать максимальную мощность на высоких оборотах в ущерб «моменту» внизу. Передачи КПП сближены. Система охлаждения облегчена по минимуму. А по седлу они высоки так, что даже я со своими 190 см роста не всегда могу встать на землю обеими ступнями.

Светотехника им не нужна потому что на стадионе есть искусственное освещение, а кик-стартера более чем достаточно, ведь мотоцикл заводится один раз перед гонкой, и в идеале до конца гонки гонщик вообще не останавливается. У них даже подножки нет!

Хард эндуро несколько более универсальны. Они чуть стабильнее на прямой за счет немного иной геометрии. Подвеска также энергоемка, но имеет более мягкие настройки. Двигатель имеет хоть какие то «низы» (особенно у 450сс). Передачи КПП более «растянутые» Радиаторы больше и зачастую имеют вентиляторы принудительного охлаждения (очень актуально при медленной езде «внатяг» и грязекопании). Кроме того они часто заметно ниже по седлу. Как результат они обычно ощутимо дороже

Но пусть вас не вводит в заблуждения рассуждения об «относительно спокойном нраве». Любой современный хард эндуро это опасный для новичка спортивный аппарат. И даже «чекушка» в руках новичка не менее опасна чем 600сс спорт в руках первосезонника.

Что же выбрать?

Если вам нужно путешествовать — выбирайте тур-эндуро :)
Если вам нужен универсальный мотоцикл, на котором можно доехать до леса, «повеселиться» там и вернуться обратно своим ходом — берите софт эндуро. При этом если вы берете аппарат в дополнение к тому что уже есть в гараже, или просто не планируете ездить по асфальту дальше пары десятков км, имеет смысл остановиться на более «внедорожном» варианте (пункт 2.2). При этом надо понимать что кубатурные аппараты (400сс и более) требуют в обращении недюженной физической силы и «стальных яиц» :)

Кроме того вы обнаружите что на данный момент софт эндуро мало кто производит. Разве что Kawasaki KLX250, Yamaha WR250R (не путать с Yamaha WR250F — полноценный хард эндуро аппарат)

Если вы новичек и хотите «кроссач» или хард эндуро… Либо купите софт эндуро, либо идите в специализированную школу, занимайтесь с тренером, и храните там мотоцикл. А если вы не новичек, то вы сами все знаете :)

И напоследок хочу предостеречь от двух «классических» ошибок.

«Куплю кроссач на даче гонять — он ощутимо дешевле эндуры» На безрыбье конечно и рак рыба. Но классический сценарий понимания своей ошибки такой:

  • Заглох в грязи потому что низов у кроссача нет
  • С грехом пополам завелся по колено в грязи киком
  • Добавил газу и сразу закопался
  • Снова завелся с помощью акробатических приемов и такой то матери
  • Перегрел движок и попал на деньги потому что система охлаждения двигателя не предназначена для работы на высоких оборотах на малой скорости

И даже если все будет ок, вы просто недополучите возможное удовольствие :)
«Да я вообще меньше чем 600 кубов за мотоцикл не считаю!» Тут 2 варианта.

Вариант№1: человек покупает кубатурный софт эндуро. Обычно мотоцикл у него единственный. Он едет в лес кататься с группой на «чекушках». И проклинает все. Потому что на бездорожье вес и шасси гораздо важнее мощности.

Приведу аналогию. Мотоциклист это канатоходец. Мотоцикл движется по пересеченной местности и канат под эквилибристом раскачивается. Его задача — удержать равновесие. Вот это эндурист на чекушке. Теперь представьте что вам к поясу привязали утюг. Это эндурист на 400СС А теперь представьте себе что вы проглотили кувалду… Это Honda XR600R или Yamaha TT600

Вариант 2: человек с ходу идет и покупает внедорожную спортивную технику о 450сс. Это как новичка на спорт-литр посадить. Можно конечно сначала чуть придушить двигатель. Но это совсем другая история…

Особенности кроссового мотоцикла

А теперь конкретно: кросс-байки имеют следующие характеристики:

  • Энергоёмкие подвески, созданные для прыжков и приземлений. Такие подвески достаточно жёсткие, зажаты, чтобы по прямой байк шёл ровно, не делал лишних движений. При этом они рассчитаны на максимальное гашение энергии при приземлении. Перемещаться на таком мотоцикле по неровным трассам с кочками и ухабами — всё равно что ехать на велосипеде, подвески плохо гасят неровности, в результате каждая кочка отдаётся в руль и седло.
  • Высокооборотистый двигатель. Про это мы уже упоминали, на «низах» кроссовые байки тянут плохо, но на «верхах» равных им нет. Задача байка — максимально быстро разогнаться, поэтому они работают на высоком крутящем моменте. Такие движки созданы для относительно ровных трасс, без переменчивых рельефов, где не приходится постоянно сбрасывать или набирать обороты. Мотоцикл чувствителен к газу и, что называется, рвёт с места.
  • Короткие передачи. Необходимость быстрого разгона отразилась и на коробке передач. Максимальная скорость, на которой райдер проходит мотокроссовую трассу, в среднем составляет 100 км/ч. Несмотря на относительную ровность, дорога включает трамплины, повороты, поэтому гнать быстрее просто невозможно. Тем не менее, байк должен быстро набирать даже эти 100 км/ч, поэтому передачи здесь максимально сближены. Это необходимо для моментальной смены ступени при скоростном разгоне.
  • Небольшой бензобак. Даже модели с большой кубатурой имеют маленький бак для топлива. Обычно его объём не превышает 6-7 литров. Этого хватает на несколько заездов, а вот отправиться в длительное путешествие не получится.
  • Электростартер и кик. Раньше электростартеров у кроссовых мото вообще не существовало. Дело всё в том же — в стремлении к малому весу. А электростартер вместе с аккумулятором значительно утяжеляли конструкцию. Но время на месте не стоит, инженеры придумали лёгкие системы электрозапуска мотора, поэтому современные кросс-байки оснащены обоими стартерами.
  • Нет светотехники. Про это мы говорили. В конструкции этих аппаратов она не нужна.
  • Большой вынос вилки. Если визуально сравнить кроссовый мото и эндуро, можно заметить, что переднее колесо у кросса выдаётся вперёд. Это позволяет сделать двухколёсник более устойчивым на высоких скоростях, так как маневренность на низких оборотах ему ни к чему.
  • Нет подножки. Да, и это тоже отличительная черта. Всё возвращается к тому же — к облегчению веса. Подножка — ненужный балласт, кроссовые байки на соревнованиях ставят на специальные подставки.

Туристические эндуро

Туристические эндуро предназначены в первую очередь для туристов, путешествующих по бездорожью.

Отличая туристического эндуро от кросс байков:

  • более мягкая подвеска;
  • длинные передачи;
  • не форсированный двигатель;
  • вместительный бак для длительных путешествий;
  • комбинированная резина;
  • наличие глушителя;
  • багажник;
  • имеется световая техника и дополнительные зеркала;
  • двойное сиденье.

Соответственно, за счет многих элементов, необходимых для длительных путешествий, такие мотоциклы гораздо тяжелее кросс байков. Кроме того, их обязательно нужно регистрировать в ГАИ.

Особенности эндуро

А теперь поговорим о характеристиках этого типа мотоциклов:

  • Более мягкие подвески. Эндуро не прыгают так высоко, как кроссы, но умеют поглощать неровности местности, кочки, ямы, ухабы. Их подвески можно отрегулировать, в зависимости от условий конкретной трассы.
  • Более «низовые» движки. Так как эндуро используют на сложных трассах, он должен хорошо идти на низах там, где нет возможности разогнаться. Поэтому их моторы считаются более выносливыми и ресурсными.
  • КПП, которая позволяет комфортно ехать на любых оборотах. Конечно, эти байки не так легко разгоняются, но зато без проблем идут на первой передаче по сложному участку или на пятой по прямой.
  • Большой топливный бак. Эндуро созданы для длительных заездов. Недаром именно их выбирают для туризма. Они не только могут долгое время работать в режиме максимальной мощности, но и проезжают большие расстояния без дозаправки. Именно поэтому им необходим объёмный бензобак.
  • Электростартер всегда есть у всех моделей эндуро. Конечно, наряду с киком. Если мотоцикл застрянет в грязи, завести киком его будет нереально, а вот электростартер справится. То же самое касается ситуации, если разрядится аккумулятор, — на помощь придёт кик. В условиях длительных заездов эти элементы необходимы для подстраховки друг друга.
  • Угол вилки, который позволяет без проблем маневрировать на «низах».

Нередко эндуро поставляются с ПТС. Поэтому они считаются мотоциклами двойного назначения. Их можно использовать за городом или в качестве средства передвижения в городском трафике. Помимо светотехники у них уже с завода стоят зеркала заднего вида, клаксон, подножки для пассажира. Но эти модели принадлежат к классу «дуал спорт», то есть больше для любителей. Для профессионального спортивного эндуро «хард» они не подойдут.

Эндуро – виды и применение

В случае эндуро существует четыре типа мотоциклов. Наиболее спортивный представитель этого класса – Hard Enduro, спортивная машина с очень простой, но прочной конструкцией. Иногда при описании его говорят о “кроссе” с большими отражателями. На практике он меньше других эндуро отличается от кроссовых мотоциклов. Это самый простой, но в то же время самый “капризный” тип эндуро.

Гораздо проще в управлении, несомненно, будет Dual Enduro, оснащенный всем необходимым для езды по дороге. В нем даже найдется место для пассажира, что в случае спортивного типа неосуществимо или, по крайней мере, очень сложно.

Двоюродный брат этих машин – тип, известный как Funduro. Это дает возможность намного комфортнее путешествовать по дорогам, особенно по городу. Однако это оплачивается значительным весом машины и ограничениями, которые возникают, когда мы хотим использовать такой мотоцикл в условиях бездорожья. Его полевой дух будет ограничен лесными тропами, а не напряженной ездой по труднопроходимой местности.

Последний тип, так называемый «Tourist Enduro» – это мотоциклы, подходящие для дальних поездок, тяжелые и гораздо более напоминающие все остальные туристические машины. От спортивного эндуро здесь остается только внешний вид, такие мотоциклы уже не подходят для езды в сложных условиях. На дорогах, однако, комфорт от вождения такой машины значительно улучшается.

Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что эндуро больше подходит для комбинированной езды, то есть по дорогам общего пользования и естественным, природным тропам, в то время как “кросс” гораздо лучше приспособлен для езды по сельской местности. Хотя все сказанное сильно упрощенно, просто эти два типа мотоциклов принято разделять.


Эндуро Yamaha WR250X

Стоит также обратить внимание на тот факт, что, хотя на первый взгляд кажущаяся более простой конструкция и более дешевый “кросс” может показаться привлекательным для новичков, начинающим стоит все же начинать с более “спокойной” машины, более напоминающей обычные мотоциклы. На агрессивные и более быстрые байки нужно пересаживаться только, когда вы для них созреете. В этом смысле эндуро кажется гораздо лучшим выбором для человека с небольшим опытом.

Post Views: 33 135

Что выбрать?

Итак, вот мы и дошли до самого главного вопроса. Что же в итоге выбрать — лёгкий быстрый кросс или мощный выносливый эндуро? Кажется, ответ очевиден — выбирайте то, что подходит для ваших задач. Если вы не планируете пускаться во все тяжкие по непроходимым лесам, грязи, оврагам, а просто хотите в своё удовольствие гонять по пересечёнке, относительно ровным трассам или хотите просто испытать драйв от скорости — выбирайте кросс. Если ваша цель длительные заезды по местам, где ещё не ступала нога человека, экстремальный туризм или преодоление сложных рельефов — вам понадобится эндуро.

Объём мотора подбирайте тоже исходя из целей и ваших навыков. Для новичков мы не рекомендуем брать слишком мощные байки, 250 кубов будет вполне достаточно. Позднее, с приобретение опыта, можно присматриваться к более мощным моделям. Самыми простыми в обслуживании считаются карбюраторные движки, поэтому для начинающих они ― самое то. Однако инжекторные тоже имеют свои плюсы, например, зимой их можно завести без проблем. Если хотите кататься круглый год и не знать, что такое прогревание, — ваш выбор инжектор.

Нюансов при подборе техники существует немало, однако лучшим выбором будет — посоветоваться со специалистом. Вы можете позвонить нам, чтобы получить развёрнутую консультацию, или приехать в магазин «Авантис» в Москве, чтобы пообщаться с сотрудниками лично.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]