Мотоцикл Ява (Jawa): почему его покупали, и чем он был хорош

Rate this post

В послевоенное время Европа нуждалась в простом и дешевом транспорте. Там появились малолитражные автомобили, а вот в СССР активно развивалось производство мотоциклетной техники. Мотоциклетная промышленность в Союзе была неплохо развита еще до войны: с 1928 года велось производство довольно интересных моделей «ИЖ», передовые по тем временам крупные модели «ИЖ-1» и «ИЖ-2» с V-образными «двойками» на 1 200 куб.см. Особенность советских мотолюбителей в том, что в селах преимущественно эксплуатировали мотоциклы, которые, часто катали до тех пор, пока что-либо не отвалится.

То есть основная ставка была сделана на то, чтобы по возможности не обслуживать мотоцикл, от слова совсем. В городе же наоборот предпочитали мотоциклы импортного производства. Как известно, такая техника более прихотливая, требует любви и, конечно же, регулярного сервисного обслуживания. Из основных предложений следует отметить MZ производства ГДР, Pannonia из Венгрии и чешскую Jawa. О последнем мотоцикле и пойдет дальше речь. Расскажем, почему «Яву» покупали, и чем она была примечательна.

Почему его покупали

Этот мотоцикл известен своими скоростными показателями: «Яву» покупали те, кто не мог жить без ощущения, когда адреналин вбрасывается в кровь, возникает чувство эйфории. Мотоцикл дарил невероятные впечатления от поездок. Причем, когда мимо владельцев «Юпитера», «Восхода» или «ИЖа» проезжала Jawa, без внимания она не оставалась. Данная техника была известна всем по хорошим эксплуатационным качествам, к тому же притягивал взгляды изящный дизайн мотоцикла, приятный звук работы двигателя. Что касается модельного ряда, то сразу после окончания войны появилась Jawa 250, а спустя еще три года Jawa 350. Эти модели в СССР продавались быстрей горячих пирожков. Не отпугивала мотолюбителей и высокая стоимость – 650 рублей деньги большие для того времени. Но все прекрасно понимали, за что отдавали такие средства, и имели представление, что получат взамен. Данный бренд символизировал надежность, престижность и высокий статус.

Модельный ряд включает такие позиции – Jawa 50, 125, 350, 650 и так далее. Здесь можно найти подходящую мототехнику как для начинающих любителей скорости, так и опытных мотолюбителей. Такая техника, как Jawa 650 Dakar/Sportard оснащена 650-кубовым двигателем. Есть Jawa 650 Style – сбалансированный по своим характеристикам мотоцикл. Он разработан специально для комфортабельных путешествий на большие дистанции. Закат производства Jawa пришелся на распад Советского Союза. Предприятие осталось с устаревшими моделями, были правда патенты на различные технологии, которые придумали чешские инженеры, но их использовали совсем другие компании. Именно за счет патентов в дальнейшем Ява продолжила существование, но мировым производителем так и не стала. Стали производить бюджетные мотоциклы, способные конкурировать в своем сегменте, но уровень интереса к новым моделям заметно ниже, чем раньше. Современная «Ява» строится на собственном шасси и оснащена моторами иностранного производства, ходовая часть, как и прежде, довольно надежная.

Мотоцикл в СССР[ | ]

СССР был основным импортёром «Явы». Только в период с 1963 по 1983 год в Советский Союз было поставлено 1,5 миллиона мотоциклов разных моделей[7].

Постоянная проблема с приобретением запчастей в некоторой степени решалась с помощью заказов через «Посылторг».

Последняя модель «Яв», поставлявшаяся в СССР в конце 1980-х, начале 1990-х годов — «Ява 350—638». Первая «Ява 638» появилась в 1984 году и носила индекс 5. Она была схожа с моделью «634-7». Отличиями были новый двигатель, электрика с напряжением 12 вольт, новая передняя вилка. Переднее крыло окрашивалось в красный цвет, а заднее — в чёрный. У «634»-й модели крылья окрашивались в светло-серый цвет. Также на комбинации приборов лампочка нейтральной передачи получила зелёный цвет. Тахометр получил зелёную шкалу (Economic).

В 1986 году появилась «Ява 350-638-00», за характерную форму задней части её ещё называли «Пенал». Ещё её называли «Банан» или «Белка» из-за заднего спойлера. В 1989 году появилась «Ява 350—638» с индексом 1-03, которая получила народное название «Люкс», «Супер» и «Обрубок». Она отличалась выпускными трубами большей длины, а соответственно и большего радиуса изгиба, что привело за собой эффект задранных глушителей. Сами же глушители стали короче по длине (как у модели «634») и получили с внутренней стороны вмятины в районе установки амортизаторов, изменилось верхнее крепление задних амортизаторов на раме. Также место металлических шильдиков, расположенных на бензобаке и боковых крышках, заняли наклейки. В том же году появилась модель «638-1-04» (Twin Sport), с другими наклейками и амортизаторами Cezet.

С 1971 года до конца 1980-х годов в Советском Союзе регулярно проводились «Слёты друзей Явы

». Они проходили в самых разных городах страны, первый слёт прошёл в Одессе, потом были Кишинёв, Рига, Москва, Баку, Тбилиси, Харьков, Полтава и другие. На слёты съезжались владельцы мотоциклов «Ява» со всей страны. Некоторые слёты проходили непосредственно в Чехословакии, с участием советских мотолюбителей. В рамках слётов всегда проводились соревнования. Одно из них дало толчок к началу проведения чемпионатов СССР по мототриалу[8][9].

Новые стандарты

В 1984 году в производство пошла новая модификация – тип 638. Изменения коснулись силового агрегата. Изменили профиль и проходное сечение каналов впуска и выпуска, улучшив продувку цилиндров. Двигатель Ява 350 получил алюминиевый блок цилиндров и облегчённые поршни. Мощность возросла до 27 л. с., а расход топлива снизился до 4,2 литра. Максимальная скорость осталась без изменений.

Важным нововведением стала установка электрооборудования, работающего при напряжении 12 вольт. Новая 12-и вольтовая система позволила существенно уменьшить массу генератора и других электрических компонентов. Предпринятые меры привели к снижению веса до 149 кг. Именно по мотивам этой модели сегодня выпускается Jawa 350 Replica.

За время производства дизайн на этих явах несколько раз корректировался. Изменялась форма и отделка топливного бака. На руль был установлен небольшой обтекатель. Каким бы изменениям ни подвергалась Ява 350, технические характеристики находились на высоком уровне.

Технические характеристики

Максимальная мощность – 26 л.с. Рабочий объем двухтактного двигателя – 343 куб. см. Он имеет упрощенный механизм распределения топливной смеси. 4 передачи обеспечивают плавный ход и синхронный переход к увеличению скорости.

Данная модель устойчива на плохих дорогах. Максимальная скорость, указанная в паспорте – 120 км/час (фактически мотоцикл может разгоняться до 130 км/час). Расход топлива 6-7 литров на 100 км.

Тип по предназначениюклассический мотоцикл
Число цилиндров2
Число тактов2
Система охлажденияохлаждение потоком набегающего воздуха
Диаметр цилиндров, мм58
Ход поршня, мм65
Рабочий объем двигателя, куб. см343,5
Максимальная мощность двигателя, л.с.27
Максимальная мощность двигателя, кВт18 (при об/мин 5500)
Максимальный крутящий момент, H*м32 (при об/мин 4750)
Диаметр диффузора, мм1х28
Число передач4
Тип приводана заднее колесо цепью
Переднее колесо3,25
Заднее колесо3,5
Тип подвески переднего колесателескопическая вилка обычного типа
Тип подвески заднего колесамаятниковая с двумя аммортизаторами
Тип тормоза переднего колесабарабнный
Тип тормоза заднего колесабарабанный
База, мм1370
Высота по седлу, мм820
Сухая масса, кг.149
Максимальная скорость км/ч125 (написано в мануале)
Объем бензобака, л17

Мотоспорт[ | ]

Jawa 350 typ 361 Sport
Мотоциклы «Ява» успешно выступали в спорте, в частности в мотокроссе и шестидневных соревнованиях Эндуро. Особенно значительные успехи были достигнуты в спидвее и спидвее на льду. В 1960-70-х годах мотоциклы «Ява» с четырёхтактными двигателями были одними из лучших в мире мотоциклов для спидвея. На них выступали многократные чемпионы мира по спидвею Барри Бриггс (en:Barry Briggs), Айвен Мейджер (en:Ivan Mauger), Оле Ольсен (Ole Olsen) и многие другие спортсмены. На мотоциклах «Ява» неоднократно становились чемпионами мира по спидвею на льду советские и российские гонщики Габдрахман Кадыров, Сергей Тарабанько, Анатолий Бондаренко, Николай Красников и другие. Российская сборная команда по спидвею на льду продолжает использовать мотоциклы «Ява».

Технические характеристики JAWA 250/559 (350/360)

Мотор

: двухтактный с воздушным охлаждением
Количество цилиндров
: 1 (2)
Количество клапанов на цилиндр
: нет
Размеры цилиндра (mm)
: 65 (58) х 75 (65)
Рабочий объем см3:
249 (344)
Степень сжатия:
7.7:1 (8:1)
Максимальная мощность:
14 (18) л.с. при 5000 (5250) об/мин
Крутящий момент:
? Нм при ? об/мин
Запуск:
кикстартер
Карбюратор:
Jikov 2620SD (2626 SBD) — 26мм
Количество скоростей:
4
Размеры (mm)
: 1960*650*1025
Высота по седлу (mm):
750
База (mm):
1355
Дорожный просвет (mm):
180
Объём бака (л):
13,5
Колёса:
3.25x 16“ — 3.5 x 16“
Передняя подвеска:
телескопическая вилка
Задняя подвеска:
маятниковая
Ход передней подвески (mm)
: 150
Ход задней подвески (mm)
: 100
Передний тормоз:
барабанный
Задний тормоз:
барабанный
Сухая масса (кг):
128 (139)
Максимальная скорость (км/ч):
105 (115)
Контрольный расход топлива (л/100км):
3,2 (3,6)
Время прохождения 400м (c):
?

Примечания[ | ]

  1. Музей Авторевю — Мотоциклы ЯВА (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 9 июля 2009. Архивировано 7 июля 2009 года.
  2. 123456
    Энциклопедия мотоциклов (Фирмы , Модели , Конструкции) /
    А. Е. Воронцов, Е. В. Певзнер, Д. В. Дольников, А. Г. Попов, Р. М. Сазонов
    . — М: Издательство «За рулём», 2003.
  3. В мире моторов (неопр.)
    . За рулём, № 2, 1984 (февраль 1984). Дата обращения: 7 января 2020.
  4. Ян Бузек.
    Семинар в Чертанове
    (неопр.)
    . За рулём, № 10, 1984 (октябрь 1984). Дата обращения: 7 января 2020.
  5. представлены три новых мотоцикла укомплектованные антиблокировочной системой ABS
  6. Как и в Индии в Европе JAWA будет представлена тремя моделями
  7. Наш партнер «Мотоков» (неопр.)
    . За рулём, № 11, 1983 (ноябрь 1983). Дата обращения: 7 января 2020.
  8. Е. Ковриженко.
    Встреча друзей
    (неопр.)
    . За рулём, № 9, 1985 (сентябрь 1985). Дата обращения: 7 января 2020.
  9. Б. Синельников.
    Неперспективное направление
    (неопр.)
    . За рулём, № 8, 1987 (август 1987). Дата обращения: 7 января 2020.
  10. История мопедов «Ява»

Доработка и тюнинг

Так как новая ява 638 пользуется огромной популярностью и спрос на этот мотоцикл не утихает, умельцы продолжают дорабатывать как внешний вид мотоцикла, так и его характеристики. В интернете можно найти множество отзывов и интересных технических решений по тюнингу этого мотоцикла.

Изменение внешнего вида порой настолько кардинальное, что сложно поверить в то, что этот мотоцикл когда-то был классической явой. Меняются колесные дики на литые легкосплавные, старая вилка переднего рулевого колеса заменяется более усовершенствованную, удлиненную, меняются сиденья и фара. Фантазии изобретателей просто нет предела.

Для улучшения ходовых характеристик производят замену барабанных тормозов на более качественные дисковые. Для увеличения срока службы двигателя меняются посадочные гнезда подшипников, тем самым улучшая их смазку.

Предыдущая запись Ява 350 – параметры и особые свойства легенды Следующая запись Технические характеристики мотоцикла Планета Иж 4

Jawa 250 или 350? Много ли дают 2 цилиндра?

Сегодня я заказал новое (!) седло на нашу красавицу-Явушку 350/360. Такое приятное чувство возникло. Получается, хозяин Явы обладает машиной, которая актуальна, не смотря на свой возраст. Если проводить аналогию с миром автомобилей, то что-то подобное испытываешь, когда приобретаешь новые запчасти на сороколетний Mercedes W123 в коробочке Mercedes Original Teile.

На волне приятных эмоций мне вспомнился вопрос из юных времён: намного ли мощнее и быстрее двухцилиндровая Ява-350 по сравнению с одноцилиндровой Явой-250? Так как информации в сети о замечательных чехословацких мотоциклах сейчас много, есть возможность всё разузнать и сравнить их. хотя бы цифрами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]