Рейтинг RU-MOTO
- Надежность
- Ходовая
- Внешний вид
- Комфорт
4.5
Вердикт
Рассматривая такие мотоциклы понимаешь, с каким подходом создавалась техника. Доминантой было создание прочной, рабочей лошадки, а такие понятия как комфорт, внешний вид и динамика отходили на задний план. Сейчас такая идея не найдет своего потребителя. Поэтому Днепр уже стал интересной страницей нашей истории.
Мотоцикл Днепр — дитя киевского мотоциклетного завода. При его характеристиках не приходится говорить о ярком пластмассовом обтекателе, разгоне до ста или шумных прострелах по проспекту. Это не про него, да ему и не надо, его стезя в другом — он настоящий работяга.
Мотоциклы этой марки появились сразу после войны, и прошли тернистый путь в столь трудные для промышленности годы. Сейчас мы привыкли воспринимать мотоцикл как предмет роскоши, тогда же, при автомобильном дефиците, это была незаменимая вещь. Днепр мог использоваться не просто как мотоцикл с коляской для семьи, а как трактор и грузовой автомобиль, вывозя на своих плечах трудный быт советского человека.
Прототип Днепр М-72 — немецкий BMW R-71
Интересно и то, что первенец в линейке — мотоцикл М-72 — стал советским воплощением немецкого представителя BMW R-71.
Далее модельный ряд выглядел так:
- 1952 — модель М72;
Днепр М-72
- 1958 — модель К750;
Мотоцикл Днепр К-750
- 1963 — модель К750М;
Мотоцикл Днепр К-750М
Читай другие мото обзоры HONDA CBR1100XX – быстрый мотоцикл для смелых людей
- 1968 — модель К650 «Днепр» (мт-8);
Мотоцикл Днепр К-650
- 1971 — модель МТ-9;
Мотоцикл Днепр МТ-9
- 1974 — модель МТ-10;
Мотоцикл Днепр МТ-10
- 1976 — модель МТ-10-36;
- 1978 — модель МТ-12;
Мотоцикл Днепр МТ-12
- 1985 — модель МТ-11;
Мотоцикл Днепр МТ-11
- 1986 — модель МТ-16;
Мотоцикл Днепр МТ-16
- 1991 — модель Днепр КМЗ 8.157.01 «Соло»;
Мотоцикл Днепр КМЗ 8.157.01 «Соло»
Читай другие мото обзоры Обзор мотоцикла Минск D4 125
- 1991 — модель Днепр КМЗ 8.157.02.
Мотоцикл Днепр КМЗ 8.157.02
Были и другие модели, но они встречались реже и были узкоспециализированными. А как пример для изучения, мы решили взять модель МТ-10-36.
Технические характеристики
Приводить в движение всю эту нелегкую штуковину приходилось оппозитному, четырехтактному двигателю объемом 650 см.куб. Этим мотоцикл сильно отличался от большинства советского мотопрома, представленного двухтактными малокубатурными моделями. Выдавал агрегат 36 л.с на 335 кг массы и мог разогнать этот «танк» до 105 км/ч.
Ранее сайт Ru-moto.com публиковал обзор мотоцикла Восход 3М
Мотоцикл имел воздушное охлаждение, но расположение цилиндров позволяло неплохо ловить воздушный поток. При такой конструкции, можно было приспособиться и сушить обувь при езде (имеются данные, что этим пользовались немецкие солдаты на своих BMW).
Особенностью и главным преимуществом является большая грузоподъемность в 260 кг (согласно заявленному заводом-изготовителем). Конечно, это мало кем учитывалось, мотоцикл перегружался в два, а то и три раза. При этом многие из этих экземпляров до сих пор живы и продолжают работать в сельской местности. Можете сделать вывод о былой мощности конструкции сами.
Оборудован четырехступенчатой коробкой переключения передач и, как полагается тяжелому мотоциклу, одной задней передачей.
Мотоцикл Днепр МТ-10-36
Рама мотоцикла однозначно показала себя как прочный агрегат. Удостовериться можно, если посмотреть на то, какие грузы может перевезти этот мотоцикл. Такая прочность обусловлена наличием коляски, поскольку при постоянной езде с ней, рама испытывает однонаправленные нагрузки и деформируется. Это можно заметить на более легких мотоциклах с коляской, таких как Ява, Иж.
Подвеска мотоцикла состояла из телескопической вилки на гидравлическом амортизаторе спереди, и маятника на амортизаторах сзади. Днепр можно назвать вполне комфортным. Проходимость, несмотря на вес и габариты, была тоже удовлетворительной — мотоциклу приходилось ездить везде.
Все что касается электрооборудования осталось довольно архаичным, единственным серьезным шагов в этой модели стал переход на 12 в. Запуск двигателя осуществлялся кикстартером.
Расход по паспорту составлял 8 л, а в действительности, при суровых условиях эксплуатации, выходило далеко за 10 л, но тогда это мало кого беспокоило. В бак влезало порядка 19 литров.
Общие данные | |
Макс база (длина между оси переднего и заднего колеса) | 1500 мм |
Мин просвет между землей и нижней точкой шасси (клиренс) | 125 мм |
Макс длина с коляской | 2430 мм |
Макс высота с коляской | 1080 мм |
Макс ширина с коляской | 1680 мм |
Макс сухая масса: | |
с коляской | 335 кг |
без коляски | 220 кг |
Макс грузоподъемность (с массу водителя и двух пассажиров) | 260 кг |
Макс скорость | 105 км/ч |
Макс путь торможения со скорости | 60 км/ч 30 м |
Макс расход топлива на 100 км пути | 8 л |
Макс расход масла на 100 км | 0,15 л |
Макс уровень шума | 86 дБ |
Двигатель | |
Тип двигателя | четырехтактный, карбюраторный, с верхним расположением клапанов, двухцилиндровый |
Рабочий объем цилиндров | 649 см3 |
Степень сжатия | 7,5 |
Диаметр цилиндра | 78 мм |
Ход поршня | 68 мм |
Макс мощность | 26,5 (36) кВт (л.с.) |
Число оборотов, соответствующее максимальной мощности | 5600–5900 об/мин |
Макс крутящий момент | 47 (4,8) Н•м (кгс•м) |
Число оборотов, соответствующее максимальному крутящему моменту | 4900–5200 об/мин |
Тип карбюратора | K301Д |
Топливо | бензин А-76 или А-72 |
Воздухоочиститель | комбинированный – инерционный и контактно-масляный |
Охлаждение | воздушное |
Силовая передача | |
Сцепление | сухое, двухдисковое; ведомые диски с накладками из фрикционного материала с обеих сторон. Привод выключения муфты сцепления двойной: ручной — от рычага на руле; ножной — сблокирован с механизмом переключения коробки передач |
Коробка передач | четырехступенчатая, c передачи заднего хода |
Переключение передач | ножная педаль для включения четырех основных передач; ручной рычаг включения заднего хода |
Передаточные числа в коробке передач: | |
I передача | 3,6 |
II передача | 2,28 |
III передача | 1,7 |
IV передача | 1,3 |
задний ход | 3,67 |
Главная передача | спирально-коническая |
Передаточное число главной передачи | 4,62 |
Ходовая часть | |
Рама | трубчатая, сварная |
Подвеска заднего колеса | рычажная на пружинно-гидравлических амортизаторах двухстороннего действия |
Передняя вилка | телескопическая, с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия |
Колеса | взаимозаменяемые, легкосъемные, с литыми корпусами, регулируемыми коническими роликоподшипниками |
Тормоза | колодочные, регулируемые на переднее и заднее колеса мотоцикла |
Шины | 95–484 (3,75–19) мм (дюймов) |
Коляска | одноместная, кузов пассажирского типа, подресссоренный резиновыми рессорами; колесо на рычажной подвеске с пружинно-гидравлическим амортизатором |
Рама коляски | трубчатая, сварная |
Электрооборудование | |
Аккумуляторная батарея | 3MT6 – 2 шт. (или 6MTC9 – 1 шт.) |
Генератор переменного тока | 12 В, 150 Вт Г424 |
Реле-регулятор | PP330 |
Система зажигания | батарейная, 12 В с автоматическим регулированием угла опережения зажигания |
Катушка зажигания | Б204 |
Прерыватель | ПМ302-01 |
Свечи | А10HT или A11H |
Звуковой сигнал | C38 |
Спидометр | СП102 |
Гибкий вал спидометра | ГВ127 |
Выключатель сигнала торможения | ВК854 |
Переключатель света | П25-A |
Переключатель указателя поворотов | П201 |
Реле указателя поворотов | PC427 |
Датчик аварийного давления масла | ММ126 |
Фонарь-сигнализатор | ПД20Е, ПД20Д |
Фара | ФГ137 |
Задний фонарь | ФП246 |
Задний фонарь коляски | ФП219Б |
Передний фонарь коляски | ПФ232Б |
Фонарь-указатель поворотов | УП223Б |
Центральный переключатель | ВК857 |
Ёмкости | |
Топливный бак | 19 л |
Картер двигателя | 2,2 л |
Картер коробки передач | 1,5 л |
Картер главной передачи | 0,11 л |
Перо передней вилки | 0,13 л |
Амортизатор | 0,105 л |
Основные данные для регулировки и контроля | |
Зазор между коромыслом и клапаном на холодном двигателе (при 15–20°C) | 0,07 мм |
Зазор между контактами прерывателя | 0,4–0,6 мм |
Зазор между электродами свечи | 0,6–0,75 мм |
Давление в шинах колес: | |
коляски и переднего | 0,15–0,16 (1,5–1,6) МПа (кгс/см2) |
заднего | 0,26–0,27 (2,6–2,7) МПа (кгс/см2) |
Зазор между разрядником и клеммой катушки зажигания | 8-9 мм |
Слабые места двигателя мотоцикла «Днепр»
Контактное зажигание. Большинство владельцев указывало на то, что существуют проблемы с зажиганием. Мотор работает неравномерно, перебивается. Проблема решается установкой электронного зажигания.
КПП. По отзывам некоторых владельцев, коробка переключения передач не отличается высокой надежностью, но в большей степени проблемы связаны с неправильной эксплуатацией и несвоевременным обслуживанием.
Причины и решения наиболее частых неисправностей возникающих в коробке передач:
- Сложное переключение передач — часто из-за низкого уровня масла в коробке передач. Даже небольшой дефект может привести к проблемам с переключением передач. Масло отвечает за смазывание всех частей коробки, но следует помнить, что через некоторое время оно теряет свои смазывающие свойства. В этом случае замените масло немедленно.
- Шлифование при переключении передач — как правило, является результатом заедания или износа синхронизаторов — металлических колец, размещенных на главном валу редуктора, которые должны выровнять частоту вращения зубчатых колес. Именно синхронизаторы отвечают за плавную активацию передач. Каждая шестерня имеет свой собственный синхронизатор.
- Шумная работа коробки передач — наиболее распространенная причина — износ подшипника или зубчатых колес. Это не следует недооценивать, так как повреждение подшипников может даже привести к разрыву корпуса.
Поршни. Слабость поршней заключается в прогорании днища. При 5-10 минут работы двигателя с углом опережения зажигания более 45°. При перегреве двигатель начинает работать с повышенным шумом, потерей мощности и не глохнет при отключении зажигания (в следствие перегрева происходит калильное зажигание). Для исключения прогорания поршней необходимо установить угол опережения в рамках 32—36° до верхней мертвой точки поршня.
Наиболее частые проблемы моторов мотоциклов «Днепр»:
Двигатель не запускается.
- Система подачи топлива засорена;
- Свечи зажигания вышли из строя (отложения углерода и т. д.);
- Недостаточная компрессия в цилиндрах (зазор клапанов, кольца и т. д.);
- Блок питания работает с перебоями;
- Неравномерная подача топлива;
- Вода в двигателе или топливо;
- Забиты жиклеры;
- Неисправные свечи зажигания;
- Целостность проводки нарушена;
- Топливно-воздушная смесь слишком обогащена.
Стук в двигателе.
- Требуется отрегулировать зажигание;
- Перегрев;
- Проблемы с поршнями и кольцами (свободная посадка и т. д.).
Ремонт
Конечно, не о каком обслуживании в сервисе говорить не приходится. И при владении таким мотоциклом немаловажную роль играет опыт, ведь вся боль ремонта падает на ваши плечи.
Ремонт и обслуживание Днепр МТ-10-36
Уже с момента обкатки приходится приложить руки. В этот период клапана требуют регулировки каждые 350-500 км, далее эта процедура повторяется через 1-1.5 тыс. км.
При всем грамотном обслуживании цилиндропоршневая группа имеет невысокий, по современным меркам, ресурс, и это стоит учитывать.
Так же, постоянная течь масла не вызывает удивления, качество изготовления посадочных мест сальников оставляет желать лучшего.
Прогорание прокладки под ГБЦ, также не редко встречалось. Важным при эксплуатации является содержание датчика масла в постоянной исправности, любая причина, ведущая к масляному голоданию, быстро убьет мотор, а вероятность возникновения такой причины высока.
Тюнинг
В советское время небольшое изобилие техники провоцировало людей на индивидуализацию своего мотоцикла, и Днепр за годы жизни повидал немало разных переделок.
Переделка Днепра МТ-10-36 под боббер
Читай другие мото обзоры BMW S1000 RR: подробный обзор
Изначально стоит подойти к доработке заводских косяков:
- доработки системы смазки;
- замена карбюраторов на японские;
- установка автомобильных колец и поршней;
- доработка ГБЦ и установка автомобильных клапанов.
Но зачастую, Днепр подвергается не только улучшением компонентов двигателя, а служит базой для постройки совершенно нового, кастомного мотоцикла. В большинстве случаев Днепры переделывают в чоппер или боббер, так как тяжелый мотоцикл наиболее подходящий вариант для этого. Но встречаются спортивные и кафе-рейсеры на базе Днепра.
Отзывы владельцев
AwN
Днепр мне достался в наследство от деда, который был хорошим механиком и инженером. С пеленок я поводил все свободное время в гараже около мотоцикла и многому научился. Не только хорошо управлять и ездить на железном коне, но и разбирать и тюнинговать Днепр. Я считаю что творение Киевского мотоциклетного завода есть одним из лучших советских мотоциклов. Днепр был построен для эксплуатации (в основном) в сельськой месности. Так как имея огромную тяговитость и мощность двигателя он незаменим для любого фермера, как для перевозки груза так и для простых поездок. Благодаря своим характеристикам, на юге Украины этот мотоцикл широко использовался мелиораторами и агрономами. Днепр известный своей надежностью и долголетием. За 25 лет на моем мотоцикле были заменены лишь несколько мелких деталей. Максимальная грузоподьемность составляет 460 кг (это вместе с пасажирами и водителем), хотя это не предел например я загружал и 550кг и ничего не происходило, только резко уменшалась управляемость Днепра. Апетиты мотоцикла в плане бензина умеренные, на сотню километров он жрет 6-7 литров, в зависимости от езды. Еще одним плюсом МТ есть присутствие задней передачи что выделяет его от остальных марок мотоциклов, а также улучшает его проходимость и маневриность на мокрых и узких дорогах. А мягкая подвеска колес с амортизаторами, надежная тормозная система, удобное седло и простота управления создают условия для комфортабельной езды по любым дорогам.AwN
sasis
Если вы взяли этот мотто то вы не пожалеете . Настоящая машина, уходит из под себя… эх… ласточка, это хороший мотоцикл! Часто мотто любители говорят что быстро вкладыши проворачивает… Сказал бы я им как их проворачивает… без масла меньше ездить надо… по собственному опыту это знаю… ему много не дашь ну стандартному мт-10… но если мост скоростной… да коробка прошита … та 160 идёт без б… его главное подделать под себя если ты в нём конечно шаришь… а если нет то лучше не советую… Лучше в авто сервис… там его от делают. Сам этим занимаюсь и в гараже тоже 10 стоит… и всё таки это хороший мотто…! даже если будешь его брать не думай он тебе пригодится в любой ситуации.sasis
retro0000
Здравствуйте! Хочу поделиться с вами личным опытом по эксплуатации мотоцыкла Днепр МТ-10. Производитель данного транспорта Киевский мотоциклетный завод. Мотоцыкл еще покупал мой отец 1988 году, потом он постепено перешел в мое пользование. Почему называют этот мотоцыкл «тяжелым», потому что вес его 350 кг, он идеально подходит для сельской местности, проходимость у этого мотоцыкла превосходныя, а тем более если еще и есть привод на коляску(кузов мотоцыкла), ведь все таки движок на 32 лошадки. По расходу топлива скажу, что на 100км/8-9литров бензина-это больше, чем расход у жигулей при хорошо отрегулированых клапанах. И я не верю тем кто говорит, что расход 5-6 литров-этого не может быть. Одно плохо, что метал коляски мотоцыкла МТ-10 не очень прочный, чем допустим у Урала»К-700″, а именно по сварочным швам очень быстро прогнил . Но в целом я очень довольный мотоцыклом, еще по сей день ездит, правда пришлось уже за 26 лет многое менять. Совет -у кого остались еще мотоцыклы МТ-10 не продавайте ни за какую цену, это техника»старой закалки».retro0000
Недостатки двигателя
У двигателя «Днепра» в отличие от двигателя «Урала» есть несколько критических недостатков:
- Отсутствие масляного фильтра в двигателе, не обеспечивает очистку масла в системе смазки;
- Имеет воздушное охлаждение. Часто, такого охлаждения для обеспечения заданного температурного режима может не хватать, особенно в условиях бездорожья.
- Предрасположен к перегреву. Требует постоянного контроля уровня масла, которое он любит расходовать или «выплевывать» в сапун;
- По конструктивным решениям «днепровский» двигатель имеет ряд недоработок. Суть заключается в том, что по непонятным причинам масляного фильтра в двигателе нет, взамен неё стоит так называемая центрифуга (центробежный фильтр). При применении центробежным масляных фильтров в двигателях автомобилей их устанавливают после фильтров грубой очистки масла, где они выполняют роль фильтров тонкой очистки. Если коротко и понятно — это деталь круглой формы, которая стоит в двигателе, она вращается и в нее попадает масло, там по задумке инженеров и законам физики, вся грязь по инерции должна оставаться на стенках этой центрифуги и отфильтрованное чистое масло должно подаваться дальше масляную систему. На практике, некоторая часть грязи все же попадает в систему смазки, сокращая срок службы двигателя. Так как масляные каналы забиваются, в частности в самом коленчатом вале, препятствуя попаданию масла к вкладышам коленвала и все это чревато критическими поломками. Масляная система «Днепра» нуждается в доработке, что и делают мотовладельцы самостоятельно, иначе вас просто ждет проворачивание вкладышей коленвала. В связи с чем, масло в движке рекомендуется заменять чаще;
- Также, по сообщениям владельцев, бывают производственные дефекты в виде зазора между передней крышкой двигателя и коленвалом. Данный дефект приводит к отводу большей части масла в поддон, соответственно к вкладышам коленвала его поступает меньше;
- Коробка передач не отличается превосходной мягкостью и четкостью переключений передач. Надо очень аккуратно переключать передачи, иначе можно просто не заметив с одной скорости перещелкнуть на другую;
- Нельзя не отметить и такой важный недостаток в наше время как относительно большой расход топлива. Если не доработать систему питания это будет «бить по карману», так как во времена в СССР, когда топливо стоило действительно копейки, такие мелочи как расход бензина вообще мало кого волновали;
- Требует частого обслуживания. Моторы мотоциклов «Днепр» требуют более частого технического обслуживания в отличие от автомобильных моторов. Список работ, которые необходимо выполнить при ТО мотора: проверка и регулировка клапанов (тепловых зазоров), замена моторного масла и масляного фильтра, контроль состояния свечей зажигания;
- Сложность в обслуживании и достаточно низкая надежность всей системы будут являться основными недостатками данного двигателя;
- Редукционный клапан, установленный в насосе, находящийся в картере выше уровня масла, само заполнение маслом не представляется возможным в случае засорения, т.к. клапан не плотно прилегает к седлу. Очистка клапана занимает много времени, поскольку она также включает в себя разборку двигателя;
- Более того, он имеет на выходе относительно небольшие показатели: 26 и 32 лошадиных силы, в зависимости от модели ДВС;
- Кроме того, двигатель часто страдает от слишком плотной посадки штифтов в поршне, что приводит к перегреву цилиндров и головок.
Вывод. В настоящее время завод прекратил производство мотоциклов, из-за чего последовал некоторый дефицит запчастей. Это было связано с банальным экономическим спадом. ДВС мотоцикла «Днепр», технические характеристики которого могут успешно конкурировать с мотоциклами следующего поколения, подвержен быстрому износу, вместе с тем и частым ремонтам. Оценка надежности: «удовлетворительно».
P.S. Уважаемые мотоциклисты! Через форму отправки комментариев, Вы можете оставить отзыв по слабым местам и недостаткам моторов мотоциклов «ДНЕПР» или по поиску неисправности, обслуживания и ремонту.