Легендарные мотоциклы, сражавшиеся во Второй мировой войне


Легендарные мотоциклы, сражавшиеся во Второй мировой войне

Едва ли не все транспортные средства, изобретённые человеком, сразу после своего появления привлекали к себе пристальное внимание со стороны военных. Это утверждение вполне справедливо и в отношении мотоциклов. В 1885 году в Германии появились первые мотоциклы с двигателями внутреннего сгорания, а уже в 1898 году британский инженер Фредерик Симмс построил вооружённый пулемётом «максим» Motor Scout. Эта машина имела велосипедные раму, седло и руль. Несмотря на свои четыре колеса (тоже велосипедные), она гораздо больше напоминала мотоцикл, чем автомобиль.

В ходе Первой мировой войны и после её окончания мотоциклы уверенно обосновались в вооружённых силах разных стран. Они охотно использовались разведчиками, связистами, медиками и снабженцами. Особое значение мотоциклы имели для вооружённых сил военной Германии, поскольку оказались одним их немногих видов военной техники, не попавших под ограничения, наложенные на страну Версальским договором. А к началу следующей мировой войны мотоциклами — самым доступным средством моторизации — обзавелись вооружённые силы всех её ключевых участников.

В этом обзоре представлены фотографии двадцати мотоциклов, состоявших на вооружении армий, сражавшихся во Второй мировой войне.

Sokół 1000, Польша. На фотографии – с коляской и зенитной версией 7,9-мм пулемёта Ckm wz. 30. В производстве с 1934 года. Объём двигателя 995 см³, мощность 18 л.с. Масса (без коляски) 230 кг, максимальная скорость – 100 км/ч

Посмотреть статью: 10 лучших автомобилей-амфибий

Norton WD16H, Великобритания. В производстве с 1935 года. Двигатель 490 см³, мощность 16,5 л.с. Масса 176 кг, скорость до 110 км/ч

ТИЗ АМ-600, СССР. В производстве с 1935 года. Двигатель 595 см³, мощность 14 л.с. Масса 185 кг, скорость до 95 км/ч

BMW R12, Германия. В производстве с 1935 года. Объём двигателя – 745 см³, мощность – 18–20 л.с. Масса 162 кг, скорость до 120 км/ч

Gnome-Rhône AX II, Франция. В производстве с 1936 года. Объём двигателя – 804 см³, мощность – 18,5 л.с. Масса 316 кг (с коляской), скорость до 85 км/ч

Rikuo Type 97, Япония. В производстве с 1937 года. Объём двигателя 1274 см³, мощность 24 л.с. Масса 500 кг, скорость до 96 км/ч

BSA M20, Великобритания. В производстве с 1937 года. Объём двигателя – 496 см³, мощность – 13 л.с.

FN M12, Бельгия. В производстве с 1937 года. Объём двигателя 992 см³, мощность – 22 л.с. Масса (без коляски) 240 кг, скорость до 100 км/ч

Посмотреть статью: Super 73 – умный стильный электробайк

Moto Guzzi Alce, Италия. В производстве с 1938 года. Объём двигателя 498 см³, мощность – 13,2 л.с. Масса 178 кг, скорость до 90 км/ч

Matchless G3, Великобритания. На вооружении состоял в модификациях G3-WO (на фотографии) и G3/L. В производстве с 1939 года. Объём двигателя 349 см³, мощность – 16 л.с. Масса 170 (G3-WO ) и 110 (G3/L )кг, скорость до 110 км/ч

FN 12T-3, Бельгия. Трицикл, созданный с использованием узлов и агрегатов мотоцикла FN M12. В производстве с 1939 года. Объём двигателя 992 см³, мощность – 22 л.с. Масса 425 кг, максимальная скорость 75 км/ч

Norton WD Big 4, Великобритания. В производстве 1939 года. Объём двигателя 633 см³, мощность – 14,5 л.с. Масса с коляской – около 500 кг

Harley-Davidson WLA, США. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 740 см³, мощность 23 л.с. Масса 255 кг, максимальная скорость 110 км/ч

Zündapp KS 750, Германия. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 751 см³, мощность 26 л.с. Масса 420 кг (с коляской), скорость до 92 км/ч

Посмотреть статью: Машины военного времени. Война моторов. Грузовики войны.

Ariel W/NG 350, Великобритания. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 346 см³, мощность – 17 л.с. Масса 169 кг

Indian 841, США. В производстве с 1941 года. Объём двигателя 737 см³, мощность 25 л.с. Масса 240 кг, максимальная скорость 113 км/ч

М-72, СССР. В серийном производстве с 1941 года. Объём двигателя 746 см³, мощность 22 л.с. Масса без коляски 225 кг, с коляской – 350 кг, скорость до 110 км/ч

BMW R75, Германия. В производстве с 1941 года. Объём двигателя 745 см³, мощность – 26 л.с. Масса 420 кг (с коляской), скорость до 92 км/ч

Welbike, Великобритания. Мотоцикл для спецподразделений, в сложенном состоянии помещающийся в стандартный парашютный десантный контейнер (Central Landing Establishment) Королевских ВВС. В производстве с 1942 года. Объём двигателя 98 см³, масса 32 кг, скорость до 48 км/ч

Harley-Davidson XA, США. В производстве с 1942 года. Объём двигателя 740 см³, мощность 23 л.с. Максимальная скорость 105 км/ч

Документальные фильмы12+

Первая серия

Благодаря 30-летней работе Кима Филби на разведку СССР мир стал таким, каким мы знаем его сегодня. Филби «отметился» почти во всех эпохальных событиях первой половины 20 века, главное из которых — победа союзников над фашистской Германией. Среди десятков операций — передача данных, которые позволили советским войскам одержать победу на Курской дуге. Многие геополитические процессы после 45 года — результат переданной разведчиком информации о политических планах Великобритании и США.

Отражение фигуры Филби в судьбах мира, подробности, детали и последствия самых крупных его операций — в нашем «шпионском детективе». В фильме использованы мемуары Кима Филби «Моя тайная война». Вдова Руфина Пухова-Филби впервые рассказала о ранее неизвестных обстоятельствах жизни «разведчика № 1». Впервые прозвучит запись выступления Кима Филби в Штази в 1981г., предоставленная Архивом Штази (Bundesbeauftragter für die Stasi-Unterlagen). Уникальная запись найдена специально для этого фильма.

Руфина Пухова и Ким Филби познакомились в 71-ом. Руфине — 38, Киму — почти 60. Еще в 67-ом году в «Известиях» вышла статья «Здравствуйте, товарищ Филби», которая на Западе произвела эффект разорвавшейся бомбы — сомнений, где скрывается «супершпион КГБ», таинственно исчезнувший из Бейрута в 63-м, больше ни у кого не осталось! Но кем Филби был на самом деле, Руфина узнает позже, уже после свадьбы…

Еще в 34-м выпускник кембриджского Тринити-колледжа Ким Филби был завербован советским разведчиком Арнольдом Дейчем. В 1936 он в качестве «свободного журналиста» едет в Испанию, в войска генерала Франко. Через несколько месяцев Филби привез в Лондон большую «испанскую» статью. Отнес в «Таймс» и — повезло — его сразу взяли в штат. Он умело скрывает свои истинные чувства — и видимо, так умело, что генерал Франко даже наградил его орденом! Вскоре его принимают на работу в разведку SIS. Так Филби становится двойным агентом. В конце войны он возглавляет отдел SIS, занимавшийся советской и коммунистической деятельностью в Великобритании. За время работы Филби передал советской разведке тысячи бесценных документов. Кстати, он — единственный в мире имел высшую государственную награду за заслуги в разведке от двух разных государств. В 1945 году он получил орден Британской империи от короля Георга VI. В 1947 — орден Красного Знамени от Сталина.

Многие операции Филби проводил с членами «Кембриджской пятерки» — группы, в которую входили его коллеги, также завербованные советской разведкой. Подозрение в предательстве интересов Великбритании падает на Филби, когда информация о западном ядерном проекте попадает в Москву.

Вторая серия

В Лондоне делом Филби занимаются самые лучшие следователи. Его вину так и не удается доказать, но он вынужден уйти в отставку. Вновь занялся журналистикой. Но в 1955 году после публикации «Белой книги» о деле Берджеса — Маклейна скандал вспыхнул с новой силой. Один из членов Парламента запросил премьера Великобритании о роли Филби в деле двух беглецов из Кембриджа. Пресса тут же заклеймила Филби «третьим человеком». И Ким предпринимает решительный — в своем стиле — шаг. Созывает пресс-конференцию, где хладнокровно излагает доказательства своей непричастности. Он настолько убедительно разыгрывает роль оскорбленного клеветой человека, что ему все верят. Министр иностранных дел Великобритании Гарольд Макмиллан, будущий премьер, публично снимает в Парламенте с Филби все обвинения. Более того — и это небывалый случай! — его вновь принимают на службу в SIS!

Все это время Филби продолжает работать на советскую разведку. Карьера Филби закончилась в январе 1963 года. SIS получила неопровержимые данные о его причастности к советской разведке. Ему предложили признать свою вину, выдать всех известных агентов, и за это получить иммунитет от судебного преследования. Несколько дней Филби тянул время, обещал подумать и все взвесить, а 23 января 1963 года просто исчез. На советском торговом судне «Долматов», втайне ото всех — даже жены и детей — Филби бежит в СССР. Через несколько дней, в Одессе его встретили у трапа несколько сотрудников КГБ.

В первые годы пребывания в Москве Филби чувствовал себя не менее важной и востребованной фигурой, чем за все предыдущие годы. Череда встреч и бесед с сотрудниками КГБ, подробные описания каждого работника британской разведслужбы, любой операции, с которой соприкасался, хотя бы косвенно. Но в 67-ом все закончилось. Филби остался совсем один, в чужой, по сути, стране. Начал пить. От неизбежного конца его спасла Руфина…

После женитьбы на Руфине жизнь Кима Филби меняется. Он вновь нужен советской разведке — правда, уже в качестве преподавателя. «Школу Филби» прошли несколько выпускников Академии СВР, будущие резиденты в США и Великобритании. СВР же предлагает ему написать и книгу воспоминаний — и Филби садится за мемуары «Моя тайная война». Кстати, Руфина только тогда узнает некоторые подробности его биографии разведчика. Первое, что она от него услышала — Прохоровка…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]