Мотоциклы Второй мировой войны. Образ былого врага.


Мотоциклы Второй мировой

Мотоциклы Второй мировой

25 October ’16

Едва ли не все транспортные средства, изобретённые человеком, сразу после своего появления привлекали к себе пристальное внимание со стороны военных. Это утверждение вполне справедливо и в отношении мотоциклов. В 1885 году в Германии появились первые мотоциклы с двигателями внутреннего сгорания, а уже в 1898 году британский инженер Фредерик Симмс построил вооружённый пулемётом «максим» Motor Scout. Эта машина имела велосипедные раму, седло и руль. Несмотря на свои четыре колеса (тоже велосипедные), она гораздо больше напоминала мотоцикл, чем автомобиль.

В ходе Первой мировой войны и после её окончания мотоциклы уверенно обосновались в вооружённых силах разных стран. Они охотно использовались разведчиками, связистами, медиками и снабженцами. Особое значение мотоциклы имели для вооружённых сил межвоенной Германии, поскольку оказались одним их немногих видов военной техники, не попавших под ограничения, наложенные на страну Версальским договором. А к началу следующей мировой войны мотоциклами — самым доступным средством моторизации — обзавелись вооружённые силы всех её ключевых участников.

В этом обзоре представлены фотографии двадцати мотоциклов, состоявших на вооружении армий, сражавшихся во Второй мировой войне.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи


Sokół 1000, Польша. На фотографии – с коляской и зенитной версией 7,9-мм пулемёта Ckm wz. 30. В производстве с 1934 года. Объём двигателя 995 см³, мощность 18 л.с. Масса (без коляски) 230 кг, максимальная скорость – 100 км/ч


Norton WD16H, Великобритания. В производстве с 1935 года. Двигатель 490 см³, мощность 16,5 л.с. Масса 176 кг, скорость до 110 км/ч


ТИЗ АМ-600, СССР. В производстве с 1935 года. Двигатель 595 см³, мощность 14 л.с. Масса 185 кг, скорость до 95 км/ч


BMW R12, Германия. В производстве с 1935 года. Объём двигателя – 745 см³, мощность – 18–20 л.с. Масса 162 кг, скорость до 120 км/ч


Gnome-Rhône AX II, Франция. В производстве с 1936 года. Объём двигателя – 804 см³, мощность – 18,5 л.с. Масса 316 кг (с коляской), скорость до 85 км/ч


Rikuo Type 97, Япония. В производстве с 1937 года. Объём двигателя 1274 см³, мощность 24 л.с. Масса 500 кг, скорость до 96 км/ч


BSA M20, Великобритания. В производстве с 1937 года. Объём двигателя – 496 см³, мощность – 13 л.с.


FN M12, Бельгия. В производстве с 1937 года. Объём двигателя 992 см³, мощность – 22 л.с. Масса (без коляски) 240 кг, скорость до 100 км/ч


Moto Guzzi Alce, Италия. В производстве с 1938 года. Объём двигателя 498 см³, мощность – 13,2 л.с. Масса 178 кг, скорость до 90 км/ч


Matchless G3, Великобритания. На вооружении состоял в модификациях G3-WO (на фотографии) и G3/L. В производстве с 1939 года. Объём двигателя 349 см³, мощность – 16 л.с. Масса 170 (G3-WO ) и 110 (G3/L )кг, скорость до 110 км/ч matchlesswd.co.uk


FN 12T-3, Бельгия. Трицикл, созданный с использованием узлов и агрегатов мотоцикла FN M12. В производстве с 1939 года. Объём двигателя 992 см³, мощность – 22 л.с. Масса 425 кг, максимальная скорость 75 км/ч


Norton WD Big 4, Великобритания. В производстве 1939 года. Объём двигателя 633 см³, мощность – 14,5 л.с. Масса с коляской – около 500 кг


Harley-Davidson WLA, США. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 740 см³, мощность 23 л.с. Масса 255 кг, максимальная скорость 110 км/ч


Zündapp KS 750, Германия. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 751 см³, мощность 26 л.с. Масса 420 кг (с коляской), скорость до 92 км/ч


Ariel W/NG 350, Великобритания. В производстве с 1940 года. Объём двигателя 346 см³, мощность – 17 л.с. Масса 169 кг


Indian 841, США. В производстве с 1941 года. Объём двигателя 737 см³, мощность 25 л.с. Масса 240 кг, максимальная скорость 113 км/ч


М-72, СССР. В серийном производстве с 1941 года. Объём двигателя 746 см³, мощность 22 л.с. Масса без коляски 225 кг, с коляской – 350 кг, скорость до 110 км/ч


BMW R75, Германия. В производстве с 1941 года. Объём двигателя 745 см³, мощность – 26 л.с. Масса 420 кг (с коляской), скорость до 92 км/ч


Welbike, Великобритания. Мотоцикл для спецподразделений, в сложенном состоянии помещающийся в стандартный парашютный десантный контейнер (Central Landing Establishment) Королевских ВВС. В производстве с 1942 года. Объём двигателя 98 см³, масса 32 кг, скорость до 48 км/ч


Harley-Davidson XA, США. В производстве с 1942 года. Объём двигателя 740 см³, мощность 23 л.с. Максимальная скорость 105 км/ч

Мотоциклы, вперед! Двухколесная конница Красной армии


Двухколесная конница Красной армии / Фото: img-fotki.yandex.ru
В годы Великой Отечественной войны мотоциклы активно использовали немецкие войска. Но не многие знают о том, что в составе Красной армии действовал 41 мотоциклетный полк, шесть из которых стали гвардейскими.

Фото art16.ru

В Подмосковье, наряду с образцами современной боевой техники, можно было ознакомиться с большим количеством экспонатов ретро-техники. Многие посетители 20 павильона наверняка не прошли мимо уникальной экспозиции военных мотоциклов времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь можно было увидеть мотоциклы известных марок BSA WM-20 и ИМЗ М-72, Harley Davidson WLA-42 и BMV R-75, Zundap RS-750 и МВ-750 (К-750 «Днепр») отечественного и зарубежного производства. Неизменный интерес вызывали мотоциклы необычного дизайна в стиле стимпанк и созданные по мотивам игры «Война миров».


Мотоцикл стиля стимпанк / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов


Мотоцикл по мотивам игры «Война престолов» / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

В «мотоциклетной» ретро-экспозиции был представлен и редкий экспонат из коллекции мотоклуба «Ночные волки» – мотоцикл-кабелеукладчик из состава 8 отдельного мотоциклетного полка.

Интерес к этой экспозиции неудивителен и вполне объясним. Ведь почти в каждом фильме о второй мировой войне есть сюжеты, в которых немцы действуют на мотоциклах. Однако сегодня далеко не многие знают о том, что против немцев в составе Красной Армии действовал 41 мотоциклетный полк, 6 из которых стали гвардейскими. Одним из них был 8 отдельный мотоциклетный полк (омп) под командованием Петра Алексеевича Белика

.


Фото: yandex.ru

Полк был сформирован в Забайкалье (Манчжурка) и в августе 1940 г. под командованием майора Белика вошел в состав 5 механизированного корпуса. В мае-июне 1941 г. полк в составе 16 армии Киевского военного округа принял боевое крещение в первые дни войны. В августе 1941 г. полк вошел в состав сводного отряда 22 армии, а в последующем — сводной бригады (дивизии) 29 армии. В дальнейшем полк участвовал в Смоленском сражении и в битве под Москвой. В октябре 1941 — августе 1942 гг. полк восстанавливал боеспособность в районе Байгуши (Владимирский район). В августе 1942 г. 8 омп убыл на фронт в составе 5 танковой армии и находился в действующей армии по 9 мая 1945 года.


Мотоцикл 8 отдельного мотоциклетного полка типа BMW R-75 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

Прославился 8 омп на Юго-Западном фронте в ходе операции по разгрому немецких войск под Сталинградом. В первый же день советского наступления полк с ротой танков Т-34 и истребительно-противотанковой артиллерией вошел в прорыв и с 19 по 28 ноября 1942 г. при полном отрыве от главных сил в глубоком тылу противника уничтожал его штабы, связь и подходящие резервы.

В результате его действий за 8 дней было убито до 800 и взято в плен 1100 солдат и офицеров противника, уничтожено 7 складов с боеприпасами и продовольствием, 247 автомашин, 14 танков, 16 самоходных и 15 противотанковых орудий, 11 самолетов, выведена из строя железная дорога и линия связи на перегоне Сталинград — Лихая. Полк освободил из плена 850 человек и сформировал 8 партизанских отрядов в составе 30-50 человек каждый.


Фото / img-fotki.yandex.ru

При этом 8 омп потерял всего 26 человек и 3 мотоцикла. На девятые сутки полк соединился с наступавшими частями фронта. За этот рейд 18 декабря 1942 г. полк был преобразован в 3 отдельный гвардейский мотоциклетный полк, а в феврале 1943 г. его командир подполковник Петр Белик был удостоен звания Героя Советского Союза.

Генерал Петр Белик / Фото yandex.ru

Белик Петр Алексеевич

(6.10.1909-12.06.1980) уроженец с. Жуковицы Киевской обл., Украина. Генерал армии, Герой Советского Союза. Окончил Киевскую пехотную школу (1930), Московские бронетанковые курсы (1932), Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1953). В Красной Армии с 1927 года, на фронте — с июня 1941 г. В 1943 г. участвовал в сражениях под Харьковом и битве за Днепр. После окончания краткосрочных Высших академических курсов при Военной академии бронетанковых войск РККА (1944) вернулся в полк и участвовал в освобождении Белоруссии и Восточно-Прусской наступательной операции. В послевоенный период служил на должностях первого заместителя главкома ГСВГ и командующий войсками ЗабВО (1966-1979), а затем в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Награжден орденами Ленина (3), Октябрьской Революции, Красного Знамени (4), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени, медалями и иностранными орденами.

Отдельный мотоциклетный полк времен войны предназначался для ведения разведки, развития успеха и решения других задач. Для этого он был оснащен новейшими по тем временам оружием и техникой. Состав и количество подразделений полка определялись решаемыми задачами и были непостоянны. Штат мотоциклетного полка РККА от 22 июня 1941 г. предусматривал наличие 1417 человек, 389 и 45 мотоциклов с коляской и без нее соответственно, 17 бронеавтомобилей, шесть 45-мм противотанковых орудий и 24 (50-мм) минометов. На каждом мотоцикле с коляской размещались, как правило, 3 бойца с карабинами (автоматами) и ручным пулеметом.


Тяжелый мотоцикл МВ-750 (впоследствии К-750 «Днепр») с коляской. Состоял на вооружении войск связи / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
Техническая справка
BSA
WM-20
– британский армейский мотоцикл, который по ленд-лизу поставлялся Красной Армии. Кроме того, он состоял на вооружении австралийских, британских и новозеландских войск. За период 1937-1955 гг. выпущено 126000 единиц. При массе 176 кг и мощности двигателя 13 л.с. мог двигаться с максимальной скоростью 90 км/ч.


Мотоцикл BSA WM-20 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

ИМЗ М-72

– отечественный тяжелый мотоцикл. В период с 1941 по 1960 гг. выпущено (г. Ирбит) 330000 единиц. С 1941 г. поступал в армию, с 1954 г. — в народное хозяйство. Двигатель мощностью 22 л.с. обеспечивал движение мотоцикла массой 110 кг с максимальной скоростью 110 км/ч.


Тяжелый отечественный мотоцикл ИМЗ М-72. Дошел до Берлина и Праги / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

Harley
DavidsonWLA-42
– армейский вариант американского гражданского мотоцикла серии WL. От гражданской модели отличается наличием мощного заднего багажника для перевозки радиостанции и чехла для автомата «Томпсон», а также фонарями со светомаскировкой. Выпускался в США с 1942 по 1945 гг. При массе 230 кг двигатель мощностью 24 л.с. обеспечивал максимальную скорость 110 км/ч.


Американский мотоцикл Harley Davidson WLA-42 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
BMVR-75
– мотоцикл с коляской повышенной проходимости немецкого производства. В период с 1941 по 1946 гг. выпущено 18000 машин. Создан с учетом опыта военных действий 1940 г. на Балканах и Ближнем Востоке. Имел запасное колесо, отсеки для хранения снаряжения и боеприпасов, вертлюг на коляске для пулемета. Экипаж – 2-3 человека. При массе 420 кг двигатель мощностью 26 л.с. обеспечивал движение со скоростью до 95 км/ч.


Мотоцикл BMV R-75 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов


Мотоцикл Zundapp KS-750 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов

Zundap
RS-750
– немецкий мотоцикл для применения в условиях тяжелого бездорожья. Производился в Германии и за период с 1940 по 1948 гг. произведено 18695 единиц. Поставлялся для корпуса Роммеля в Африку и на другие театры военных действий. Двигатель мощностью 25 л.с. обеспечивал движение мотоцикла массой 420 кг со скоростью до 95 км/ч.

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Соколов www.arms-expo.ru 1

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]