Мотоциклы, вперед! Двухколесная конница Красной армии
Двухколесная конница Красной армии / Фото: img-fotki.yandex.ru
В годы Великой Отечественной войны мотоциклы активно использовали немецкие войска. Но не многие знают о том, что в составе Красной армии действовал 41 мотоциклетный полк, шесть из которых стали гвардейскими.
Фото art16.ru
В Подмосковье, наряду с образцами современной боевой техники, можно было ознакомиться с большим количеством экспонатов ретро-техники. Многие посетители 20 павильона наверняка не прошли мимо уникальной экспозиции военных мотоциклов времен Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Здесь можно было увидеть мотоциклы известных марок BSA WM-20 и ИМЗ М-72, Harley Davidson WLA-42 и BMV R-75, Zundap RS-750 и МВ-750 (К-750 «Днепр») отечественного и зарубежного производства. Неизменный интерес вызывали мотоциклы необычного дизайна в стиле стимпанк и созданные по мотивам игры «Война миров».
Мотоцикл стиля стимпанк / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
Мотоцикл по мотивам игры «Война престолов» / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
В «мотоциклетной» ретро-экспозиции был представлен и редкий экспонат из коллекции мотоклуба «Ночные волки» – мотоцикл-кабелеукладчик из состава 8 отдельного мотоциклетного полка.
Интерес к этой экспозиции неудивителен и вполне объясним. Ведь почти в каждом фильме о второй мировой войне есть сюжеты, в которых немцы действуют на мотоциклах. Однако сегодня далеко не многие знают о том, что против немцев в составе Красной Армии действовал 41 мотоциклетный полк, 6 из которых стали гвардейскими. Одним из них был 8 отдельный мотоциклетный полк (омп) под командованием Петра Алексеевича Белика
.
Фото: yandex.ru
Полк был сформирован в Забайкалье (Манчжурка) и в августе 1940 г. под командованием майора Белика вошел в состав 5 механизированного корпуса. В мае-июне 1941 г. полк в составе 16 армии Киевского военного округа принял боевое крещение в первые дни войны. В августе 1941 г. полк вошел в состав сводного отряда 22 армии, а в последующем — сводной бригады (дивизии) 29 армии. В дальнейшем полк участвовал в Смоленском сражении и в битве под Москвой. В октябре 1941 — августе 1942 гг. полк восстанавливал боеспособность в районе Байгуши (Владимирский район). В августе 1942 г. 8 омп убыл на фронт в составе 5 танковой армии и находился в действующей армии по 9 мая 1945 года.
Мотоцикл 8 отдельного мотоциклетного полка типа BMW R-75 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
Прославился 8 омп на Юго-Западном фронте в ходе операции по разгрому немецких войск под Сталинградом. В первый же день советского наступления полк с ротой танков Т-34 и истребительно-противотанковой артиллерией вошел в прорыв и с 19 по 28 ноября 1942 г. при полном отрыве от главных сил в глубоком тылу противника уничтожал его штабы, связь и подходящие резервы.
В результате его действий за 8 дней было убито до 800 и взято в плен 1100 солдат и офицеров противника, уничтожено 7 складов с боеприпасами и продовольствием, 247 автомашин, 14 танков, 16 самоходных и 15 противотанковых орудий, 11 самолетов, выведена из строя железная дорога и линия связи на перегоне Сталинград — Лихая. Полк освободил из плена 850 человек и сформировал 8 партизанских отрядов в составе 30-50 человек каждый.
Фото / img-fotki.yandex.ru
При этом 8 омп потерял всего 26 человек и 3 мотоцикла. На девятые сутки полк соединился с наступавшими частями фронта. За этот рейд 18 декабря 1942 г. полк был преобразован в 3 отдельный гвардейский мотоциклетный полк, а в феврале 1943 г. его командир подполковник Петр Белик был удостоен звания Героя Советского Союза.
Генерал Петр Белик / Фото yandex.ru
Белик Петр Алексеевич
(6.10.1909-12.06.1980) уроженец с. Жуковицы Киевской обл., Украина. Генерал армии, Герой Советского Союза. Окончил Киевскую пехотную школу (1930), Московские бронетанковые курсы (1932), Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба (1953). В Красной Армии с 1927 года, на фронте — с июня 1941 г. В 1943 г. участвовал в сражениях под Харьковом и битве за Днепр. После окончания краткосрочных Высших академических курсов при Военной академии бронетанковых войск РККА (1944) вернулся в полк и участвовал в освобождении Белоруссии и Восточно-Прусской наступательной операции. В послевоенный период служил на должностях первого заместителя главкома ГСВГ и командующий войсками ЗабВО (1966-1979), а затем в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Награжден орденами Ленина (3), Октябрьской Революции, Красного Знамени (4), «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени, медалями и иностранными орденами.
Отдельный мотоциклетный полк времен войны предназначался для ведения разведки, развития успеха и решения других задач. Для этого он был оснащен новейшими по тем временам оружием и техникой. Состав и количество подразделений полка определялись решаемыми задачами и были непостоянны. Штат мотоциклетного полка РККА от 22 июня 1941 г. предусматривал наличие 1417 человек, 389 и 45 мотоциклов с коляской и без нее соответственно, 17 бронеавтомобилей, шесть 45-мм противотанковых орудий и 24 (50-мм) минометов. На каждом мотоцикле с коляской размещались, как правило, 3 бойца с карабинами (автоматами) и ручным пулеметом.
Тяжелый мотоцикл МВ-750 (впоследствии К-750 «Днепр») с коляской. Состоял на вооружении войск связи / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
Техническая справка
BSA
WM-20
– британский армейский мотоцикл, который по ленд-лизу поставлялся Красной Армии. Кроме того, он состоял на вооружении австралийских, британских и новозеландских войск. За период 1937-1955 гг. выпущено 126000 единиц. При массе 176 кг и мощности двигателя 13 л.с. мог двигаться с максимальной скоростью 90 км/ч.
Мотоцикл BSA WM-20 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
ИМЗ М-72
– отечественный тяжелый мотоцикл. В период с 1941 по 1960 гг. выпущено (г. Ирбит) 330000 единиц. С 1941 г. поступал в армию, с 1954 г. — в народное хозяйство. Двигатель мощностью 22 л.с. обеспечивал движение мотоцикла массой 110 кг с максимальной скоростью 110 км/ч.
Тяжелый отечественный мотоцикл ИМЗ М-72. Дошел до Берлина и Праги / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
Harley
DavidsonWLA-42
– армейский вариант американского гражданского мотоцикла серии WL. От гражданской модели отличается наличием мощного заднего багажника для перевозки радиостанции и чехла для автомата «Томпсон», а также фонарями со светомаскировкой. Выпускался в США с 1942 по 1945 гг. При массе 230 кг двигатель мощностью 24 л.с. обеспечивал максимальную скорость 110 км/ч.
Американский мотоцикл Harley Davidson WLA-42 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
BMVR-75
– мотоцикл с коляской повышенной проходимости немецкого производства. В период с 1941 по 1946 гг. выпущено 18000 машин. Создан с учетом опыта военных действий 1940 г. на Балканах и Ближнем Востоке. Имел запасное колесо, отсеки для хранения снаряжения и боеприпасов, вертлюг на коляске для пулемета. Экипаж – 2-3 человека. При массе 420 кг двигатель мощностью 26 л.с. обеспечивал движение со скоростью до 95 км/ч.
Мотоцикл BMV R-75 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
Мотоцикл Zundapp KS-750 / Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Анатолий Соколов
Zundap
RS-750
– немецкий мотоцикл для применения в условиях тяжелого бездорожья. Производился в Германии и за период с 1940 по 1948 гг. произведено 18695 единиц. Поставлялся для корпуса Роммеля в Африку и на другие театры военных действий. Двигатель мощностью 25 л.с. обеспечивал движение мотоцикла массой 420 кг со скоростью до 95 км/ч.
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Анатолий Соколов www.arms-expo.ru 1
Benelli 250 TN — мотоциклы военных лет
Это итальянские двухколесные, что серийно выпускались, начиная с далекого 1936 года одноименным создавали не только военные мото, но и гражданские. Этот же железный конь активно применялся во Второй Мировой. С движком в 246,79 куб.см. рабочего объема данный транспорт попал на вооружение в армию благодаря топливной экономичности и практической надежности. Его двойная трубчатая рама из стали прекрасно справлялась со всевозможными боевыми нагрузками.
Одноцилиндровый четырёхтактный мотор, обустроенный 3-ступенчастой КПП позволял отдельным родам войск быть более мобильными. На боевой мотоцикл Benelli 250 TN устанавливали барабанные тормоза и механизм ручного переключения передач. Последний размещался в непосредственной близости к бензобаку.
К-750
Военный мотоцикл «Днепр» этой серии стал усовершенствованной версией М-72 и выпускался в Киеве с 1958 года. Машина оснащалась «движком» объемом 750 «кубов», как и остальные аналоги этой серии от других производителей.
Особенности и характеристики:
- Мощность мотора – 26 л. с.
- Улучшенный показатель комфортабельности и надежности.
- Ходовая часть сделана с амортизаторами с гидравликой.
- Коляска оснащалась резиновыми рессорами и специальной подвеской.
- Повышенная проходимость военного мотоцикла «К-750» обеспечивалась усовершенствованным механизмом привода на колесо люльки.
- При повышении мощности двигателя, потребление горючего сократилось почти на один литр.
Немецкий военный мотоцикл DKW RT 125
Немецкий мотоцикл военных временБоевой железный конь «DKW RT-125» считается пожалуй наиболее клонированным мото в истории человечества. Его попировали повсеместно. Это и не удивительно, учитывая то, что двухколесный располагал очень надежным двухтактным двигателем, производства Германии. Его массово производили, начиная с 1939 года и заканчивая далеким 1965-м. сделала из данной линейки стальных скакунов по-истине национальную немецкую модель механического двухколесного транспорта.
Внешность этого боевого мотоцикла из Германии разработал Герман Вебер. Он предал самому романтическому типу транспорта еще большей грациозности. Байк был обустроен очень мощным, как на то время 123-кубовым движком, способным выдавать 6,5 лошадок. Этот железный конь имел в своем распоряжении надежную систему электроники, включающую АКБ (аккумулятор). Бензин подавался в смеси с машинным маслом прямиком в бак. Расход же топлива составлял примерно два с половиной литра на 100 километров пройденного пути.
Другие оригинальные модели
Оригинальную модель военного мотоцикла разработали в Италии. Компания Guzzi представила трицикл с пулеметом и бронированным щитком. Особенностью этой модификации стало «мертвое» размещения пулемета, направленного назад.
Бельгийские конструкторы также пытались создать нечто уникальное в этом плане. В 1935 году фирма FN презентовала упрощенную модель М-86. По сравнению с остальными европейскими аналогами того времени, машина получила ряд преимуществ:
- Форсированный мотор объемом 600 «кубов».
- Усиленную раму.
- Бронированные фронтальные и боковые листы.
- Возможность транспортирования бронированной коляски с пулеметом «Браунинга».
За время серийного выпуска было выпущено свыше 100 подобных экземпляров, эксплуатируемых армиями Румынии, Бразилии, Китая и Венесуэлы.
Особенности «Урала»
Высокая динамика военного мотоцикла, фото которого приведено выше, проходимость и маневренность обеспечивает мощный «движок», трансмиссия и ходовая часть. Байк имеет укороченную до 1,5 метров базу, большие 19-дюймовые колеса с вездеходным узором протектора.
Конструкция и компоновка рабочих элементов сделана по автомобильному принципу:
- Система смазки мотора.
- КПП в отдельном блоке.
- Карданный трансмиссионный вал.
Указанные особенности гарантируют высокий показатель надежности и ремонтопригодности. Рабочий ресурс увеличивается при соблюдении применения подходящих моторных и трансмиссионных масел автомобильного типа.
Боевой мотоцикл «Урал» с прицепом имеет особо важный для выполнения боевых заданий параметр – возможность преодоления препятствий, которые неподвластны большинству автомобилей. С поднятой коляской техника может двигаться по одной колее, сохраняя равновесие. Это позволяет миновать глубокие ямы и препятствия высотой до 70 сантиметров. Вес мотоцикла составляет 315 килограмм, что дает возможность перекантовать агрегат силами экипажа через упавшее дерево или заградительную конструкцию. Скорость до 100 км/ч обеспечивает высокий запас времени для совершения маневра, при этом эксплуатация рассматриваемого байка возможна в различных климатических поясах (от – 40 до + 50 градусов).
«Восход»
Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, что во Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед за «Восходом» его модернизированные версии, такие как «Восход-2», «Восход-3», «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с. Из-за своей надежности мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. И по сей день там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.
Послевоенная активизация
В 1928 году был презентован французский военный мотоцикл Mercier. Оригинальности этому творению добавляла переднее гусеничное колесо. Через 10 лет инженером Леэтром был создан модернизированный аналог указанной машины, получивший название Tractorcycle, полностью оснащенный гусеничным ходом.
Предполагалось, что отличная проходимость и легкая броня должна была обеспечить модели признание и успех в армейской сфере. Однако байк обладал рядом существенных недостатков:
- Большой массой (свыше 400 кг).
- Низким параметром скорости (до 30 км/ч).
- Плохой управляемостью.
- Неустойчивостью на дорогах.
Несмотря на то, что вскоре конструкторы дополнили конструкцию боковыми колесами, армия так и не заинтересовалась указанной разработкой.
Harley-Davidson
Также популярностью в последние годы пользуется армейский мотоцикл «Харлей Дэвидсон» с двухтактным одноцилиндровым мотором «Ротакс» объемом 350 «кубов». Указанная модификация распространена в различных странах мира, эксплуатируется как транспорт для разведки или сопровождения. Среди недостатков данной модели – использование горючего J-8, которое по составу больше напоминает смесь солярки и авиационного керосина. Это делает его непригодным для эксплуатации на бензиновых моторах. Имеются исключения, например модель HDT M103M1. Средняя скорость аппарата составляет 55 миль в час.