Производство мотоцикорв в Германии началось еще в довоенное время. После подписания мирного контракта немцам было запрещено выпускать различного рода оружие, однако мототехника в этот список не входила. Это послужило рассветом мотоиндустрии в Германии. В то время автомобиль считался предметом роскоши, а вот обычной мопед мог купить себе любой желающий. Активное участие в создании двухколесных агрегатов приняли такие компании как BMW и Zundapp.
Первое время оппозитный мотор ничем не выделялся на фоне зарубежных агрегатов. Однако уже в 24-ом году компанией самостоятельно был собран первый серийный байк BMW R32. Правда время мотоциклов для общего пользования быстро исчерпало свою надобность, и уже в 30-х года концерн стал выпускать военную мототехнику. Первым аппаратом, специализировавшимся на армейских потребностях, стал BMW R35. Это был первый немецкий военный мотоцикл баварской фирмы, имевший телескопическую вилку впереди и мотор объемом в 398 см.куб. Малый износ при эксплуатации сделал этот байк незаменимым для военных целей. Производство длилось порядка 10 лет, после чего уступило место узкой специализации.
Кроме 35-ой модели была также 12-я. Она представляла собой улучшенную версию с более объемным двигателем в 750 см.куб. и гидравлическую подвеску. Удаление одного карбюратора снизило мощность на 2 лошадиные силы. В 35-ом году с конвейера сошло 35 тысяч таких агрегатов. Небольшая стоимость и хорошие показатели обеспечили популярность этой модели. Кроме того, возможность установки коляски удовлетворяла потребностям многих владельцев. Помимо стандартных модификаций были установлены рессоры для перевозки людей, раненых в бою.
Затем вышла 71-я модель, ставшая основой для создания советских мотоциклов Урал и Днепр. Выпуск начался в 38-ом году и был активен пару лет, после чего неоправданность затрат вынудила владельцев закрыть проект. Не менее популярная компания Zundapp создавала более дешевые байки с колясками. За счет своей цены и проходимости они стали основой вооружения немецкой армии. Самая популярная модель К800 была единственной моделью с двигателем, содержащим четыре цилиндра. Такая система была скорее проблемной, поскольку не обеспечивала достаточного охлаждения на последние два цилиндра. Это делало использование байка длительное время невозможным, кроме того свечи зажигания часто замасливались и заклинивали во время работы.
Великая Отечественная война и военные мотоциклы
Немецкие мотоциклы второй мировой войны представляли собой ассортимент лишь из двух моделей – BMW R75 и Zundapp KS750. Они отлично проходили по бездорожью и выдавали неплохую мощность. Оба агрегата обладали полным приводом, выводим на колесо коляски. Вот только стоимость этих моделей не позволяла использовать технику на территории Германии. Поэтому вся выпускаемая техника с конвейера отправлялась в заграничные корпуса. Так продолжалось с 40-го по 42-ой год. Затем появилось решения выпустить доработанную версию KS750 с прицепом от BMW. Правда модель так и не выпускалась в массовом производстве, поскольку предыдущий заказ от государства на 40 000 экземпляров моделей с коляской не был выполнен в полной мере, остановившись на выпуске примерно 17 000 мопедов.
На протяжении всего военного времени немцами выпускался мотоцикл на гусеничном ходу. Такое новшество было удивительно не только для противников, но и для самой Германии. Модель получила название Kettenkrad и выпускалась в течение пяти лет, за которые было создано около 8,5 тысяч таких аппаратов. За счет установленных гусениц была значительно повышена проходимость байка в самых сложных условиях. Правда при поворотах техника частенько переворачивалась, в то время как водитель не успевал спрыгнуть из-за сложностей посадки. Более того значительный вес агрегата не позволял подниматься по склонам диагональной траекторией.
Так же как и все немецкие мотоциклы второй мировой, Kettenkrad имел большой двигатель объемом в полтора литра. Правда, внешним видом такой аппарат скорее напоминал боевую машину пехоту малых размеров, нежели мотоцикл. На нем удобно было перевозить людей. Также радовала легкость управления, пусть и с небольшими недочетами, однако для байка с такими габаритами задумка была очень неплохой. Гусеничный мотоцикл вермахта, при всем обилии железного покрова, весил довольно немного – всего 325 килограмм. Для двигателя объемом в 1,4 литра, выдававшего 26 лошадиных сил, такая масса не доставляла особых проблем.
Немецкие агрегаты произвели большое впечатление не только на советских производителей. После войны было создано много зарубежных аналогов модели BMW R71. Например, Харлей позаимствовал у БМВ четырехступенчатую КПП и привод карданного вала на заднюю часть мотоцикла.
Мотоциклы Победы – фотогалерея
12 архивных фотографий мотоциклов, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Не секрет, что тяжелый советский мотоцикл М-72 был «подсмотрен» у врага – это практически точная копия немецкого R71 от ]BMW[/anchor]. Промышленный шпионаж был вполне оправданным решением в условиях военного времени: во-первых появилась острая необходимость срочно наладить сборку специальных армейских мотоциклов, а подходящих наработок в СССР тогда не было, во-вторых BMW R71 был крайне популярен в Вермахте и победил по надежности, выносливости и характеристикам в государственных межведомственных испытаниях, проведенных Главным автобронетанковым управлением Красной армии среди 15 мотоциклов различных классов и моделей.
1. Первые мотоциклы М-72, изготовленные в Москве, отправляются на фронт. Конец 1941 года.
5 тайно закупленных в Швеции R71 дали старт производству более чем 8500 машин серии М-72, выпускавшихся с 1941 по 1960 год и не поступавших в свободную продажу до середины 50-х годов. Мотоцикл производился как в одиночном варианте, так и с коляской. Модель активно оснащалась различным допоборудованием и выпускалась в самых разных модификациях.
2. М-72 с крупнокалиберным пулемётом ДШК, установленным на коляске
Производство было развернуто в кратчайшие сроки и неоднократно переносилось – наступление захватчиков заставляло эвакуировать целые заводы с оборудованием и незавершенными узлами мотоциклов, а также использовать все доступные людские ресурсы – женщин, стариков и школьников.
Одна смена на заводе длилась в среднем по 10-12 часов, производство работало круглосуточно.
3. Мотоцикл М-72, оснащенный специальным кронштейном под пулемёт ППШ. Судя по форме, фото сделано до 1943 года.
Импортные мотоциклы военным тоже были очень нужны – советская промышленность в 1941–1942 годах совершенно не отвечала реальным нуждам Красной Армии. В срочном порядке были закуплены более 20 000 мотоциклов с колясками, состоявших на вооружении этих стран. В основном это были мотоциклы марки Harley-Davidson и Indian.
4. Harley-Davidson WLA-42 с миномётом
Советские специалисты отмечали несовершенство конструкции и повышенный расход топлива на «Харлеях», а также малую, по сравнению с BMW R71, мощность двигателей «Индианов».
5. Бойцы Красной Армии осматривают трофейные DKW RT350 – предка ИЖ-350.
Отряды мотоциклистов играли важную роль в театре военных действий. В большой войне мелочей не бывает – мотоциклетные части, обладая большой подвижностью, огневой мощью и проходимостью, способны решать самые различные задачи на передовой.
6. Мотоцикл ТИЗ АМ-600 и бронеавтомобиль БА-10 – мотоциклист доставляет пакет в период Финской войны.
Подразделения мотоциклистов совместно с танковыми войсками наносили серьезные удары по противнику, нарушая коммуникации и ослабляя активность врага на важных участках фронта.
7. Марш-бросок танковой дивизии и мотоциклетного отряда.
В октябре 1941 года, когда гитлеровцы рвались к Москве, на одном из направлений для наших частей создалась опасная обстановка.
Для ликвидации прорыва противника был вызван 36-й мотоциклетный полк, прошедший более 500 километров за 19 часов без остановок и отдыха. В течении четырёх дней, до прихода подкрепления, полк держал оборону и остановил яростные атаки немецких войск.
8. Зимний марш мотоциклетного отряда
После прорыва танками обороны противника под Сталинградом, 8-й мотоциклетный полк, действуя в качестве передового отряда крупного танкового соединения, совершил рейд вглубь наступающих немецких войск и парализовал тылы противника, «обескровив» нападение.
9. Советские дети и солдаты мотоциклетных войск Красной Армии.
Мотоциклы были незаменимым средством передвижения, связи, разведки, а также помогали войскам удерживать захваченную у противника местность и действовали как отдельные боевые единицы.
10. Разведывательный мотоотряд.
Поставленный на конвейер всего за год, М-72 зарекомендовал себя самым лучшим образом в максимально тяжелых условиях. Вплоть до 1943 года запрещалось вносить изменения в конструкцию, заимствованную у БМВ Р-71.
11. Глубокий снег и жидкая грязь – одни из немногих напастей, серьезно мешавших проезду тяжелых мотоциклов с коляской. За годы войны в Советский союз было ввезено около 30 тысяч мотоциклов из-за рубежа – почти в два раза больше, чем произвели своих М-72. Но, несмотря на трудности освоения нового производства и наспех заимствованную конструкцию М-72, мотоцикл сыграл огромную роль в великой Победе. Этот опыт серьезно продвинул вперед мотоциклетную технику страны и«потомки» М-72 пережили СССР, до сих пор выпускаясь в России под маркой Урал.
Самыми аутентичными пращуру моделями Урал являются M70 с коляской и Ретро-Соло.
12. Мотоциклы воинов-освободителей на улицах Бухареста.
В начале 50-х М-72 часто модернизировали, причем если на Уральском заводе мотоцикл «Урал» пришел на смену М-72 уже в 1961 году, то Киевский «оппозит» дожил на конвейере до 80-х годов.
Видеообзор мотоцикла М-72:
BMW R75
Немецкий гусеничный мотоцикл являлся не самым ярким транспортом второй мировой. Это звание по праву досталось агрегату BMW R75. Оппозитный мотор с двумя цилиндрами и расположением клапанов в верхней части произвел фурор в моторопроизводстве. Система зажигания была оснащена автоматической стабилизацией угла опережения подачи искры. При своем немалом весе байк был достаточно маневренным и проходимым. Кроме того, отличные показатели характеристик, выдаваемые двигателем объемом в 750 см.куб. позволяли мотоциклу легко ускоряться и набирать скорость до 90 км/ч.
Причина легкости управления заключалась в приводе не только на заднюю часть мотоцикла, но и на колесо коляски. Более того, для комфортного передвижения в холодных климатических условиях, пол коляски был оборудован системой отопления. Водителя грела система подачи воздуха от мотора.
В то время мобильные операции, выполняемые немецкой армией, не представлялись без этого агрегата. BMW R75 стоял на вооружении у различных соединений вермахта. На них ездили все – от пехотных войск до десантуры.
Кроме отличной проходимости агрегат мог похвастаться хорошей грузоподъемностью. Даже с пассажирами аппарат мог тянуть за собой 450-ти килограммовый прицеп, например, противотанковые установки или минометы. Можно сказать, что BMW R75 – универсальный немецкий мотоцикл 2-й мировой войны. Он служил не только для перевозки офицеров и техники, но также использовался как машина связи или разведки. Существовали мотоциклетные роты, состоявшие почти на 65% из таких агрегатов.
Аппарат весил порядка 660 килограмм с прицепленной коляской. Это делало его одним из самых тяжелых мотоциклов того времени. Как ни странно, такой вес мало влиял на проходимость. Кроме того, во время движения он был очень устойчивым и маневренным. Удивлял и расход топлива. В стандартной комплектации без установки дополнительного бензобака R75 мог проехать 340 километров без дозаправки.
В заключение можно сказать, что системы, установленные на военные немецкие мотоциклы, стали пользоваться огромным спросом. Советские аналоги Bmw R75 до сих пор используются в сельских районах нашей страны и даже на улицах города.
М-72
Легендарный, самый известный и узнаваемый мотоцикл среди советской техники. Нашим войскам отчаянно требовалась мотоединица, способная уравновешивать немецкие BMW и Zundapp. Да, позже союзники поделились мотоциклами, которые тут же разошлись по фронту, но своим родным и любимым трудоголиком стал именно М-72.
По большому счету, это копия BMW R71. Тут можно углядеть магию чисел и множество мелких параллелей, которые читаются между строк. Немецкие мотоциклы имеют маркировки “R“ и “K”, так как общее название «силовое колесо» на немецком звучит как «KraftRad». В нашей же маркировке от немецкого R71, получилось М-72, где «М» обозначение от «Москва».
Американцы тоже засмотрелись на удачный проект BMW и совместили базу Harlley-Davidson с двигателем и карданом R71, а позже выпустили полноценную модель под индексом WLA42, который выдали нам в качестве помощи в 1943 году.
Вот и получается, что оба прототипа М-72 и WLA42 боролись против своего первоисточника BMW R71 на общем фронте.
Наш М-72 заступил на передовую в 1941 году с . Низкий центр тяжести, добавляющий максимум устойчивости при езде «соло», нижнеклапанное строение с питанием каждого котла (цилиндра) от своего карбюратора, привод на коляску и передняя вилка с гидравлической амортизацией — чем не достойный ответ фашистской Германии?
Об этих мотоциклах и их последующих разработках ходят легенды, начиная от удачного центра тяжести, который находится чуть ли не в пятом измерении (с такой нагрузкой, с какой ездят М-72, уму не постижимо, как он не переворачивается и преодолевает бездорожье) и до потрясающей живучести, а главное удивительной работо/ремонтоспособности. Сколько шуток о ремонте двигателя из ничего, буквально из подручных средств. Маневренность и уровень проходимости несомненно делают честь этому мотоциклу. Да, он не шибко скоростной, развивает не больше 90 км/ч, но глотает ямы с завидным успехом.
Последующие разработки, даже в послевоенное время, ушли на гражданку с расчетом на возможное возвращение на фронт.
Вторым витком развития мотоиндустрии в СССР становится период Холодной войны.
Это не шутка, Холодная война реально подстегнула использовать максимум опыта в мотопроектировании. Мотоциклы во время войны и после победы стали огромной помощью населению в восстановлении страны. Новые модели вышли в мир так, чтобы при первой необходимости хозяин мотоцикла мог быстро превратиться из колхозника в боевую единицу.
Единственным реальным минусом в этом мотоцикле можно считать его вес — 380 кг, это очень много. Если поломка мотоцикла сложна или он просто увяз в бездорожье, вытащить его в одиночку практически невозможно.
Мотоциклы союзников
Страны союзники выделили советской армии скромное число мотоциклов таких как Harley-Davidson WLA45 и 741 Military Scott, даже Indian. Нужно заметить, что наиболее серьезные мотоциклы разошлись по старшим чинам, а более простые были адаптированы и часто совмещены с нашими колясками от М-72.
Вывод: мотоциклы в Советской истории за время Второй мировой войны плотно вошли в жизнь населения нашей страны, позже заняв важное место в жизни людей. Мотоциклы были не только способом передвижения и доставки боеприпасов, но и заменяли собой гужевой транспорт. Именно развитие мотоиндустрии военного времени создало основную систему мотоциклетного производства в СССР.
Другие разработки Советского военного мотопрома
В тени М-72 можно обнаружить более ранние разработки, часть из которых снова тянется от Harley-Davidson. Наиболее удачным личным проектом СССР можно считать Л-8, 350 кубов двигателя, при верхнеклапанном строении. И все бы хорошо, мотоцикл зарекомендовал себя не плохо, вот только выпускался он на разных заводах, где стандарты соблюдались не так четко, как у немецкого противника. По итогу солдаты сталкивались с настоящей бедой во время ремонта, так как комплектации модели хоть и имели одинаковое строение, но по деталям могли не подходить в отношении размеров и зазоров. Другими словами, запчасть от одного мотоцикла могла не подойти на все 100 к такому же мотоциклу сошедшего с другого завода.
Эта же проблема встала и при выпуске М-72. Мотоциклы собирались на разных заводах страны и не имели 100% точности соблюдения чертежей в размерах деталей до мм.
Военные разработки в хронологической последовательности:
- Л300
- ХМЗ 350
- ТИЗ-АМ600
- Иж-8
- Иж-9
- Л-8