«Эндуристы сезон не закрывают» — мы часто слышим этот слоган, но мало кто применяет его в действие. Если обобщить, то сезон мы конечно закрываем, но сразу приоткрываем следующий, не менее захватывающий и интересный.
Несмотря на аномально теплую погоду, природа в конце января нас порадовала и прошли обильные снегопады. Мы решили воспользоваться ситуацией и устроить эндуро катание в зимнем лесу. Да не простое, а в полной темноте, под светом фонарей, установленных на наши шлема. Дух приключений и авантюризма погнал нас в прекрасные леса Владимирской области навстречу приближающейся ночи.
Красота вечернего зимнего леса и эндуро мотоциклы
Про фару эндуро мотоциклов
Все знают, что фары эндуро мотоциклов светят откровенно плохо. У старых мотоциклов еще терпимо, все таки стекло и размеры дают о себе знать. А вот у современных эндуро мотоциклов свет оставляет желать лучшего.
Небольшая пластиковая фара выполняет свою роль, но очень скромно. Световой пучок не широкий и не яркий. Поэтому кататься в лесу с одной такой фарой было бы опасно. Необходимо видеть не только дорогу, но и торчащие со всех сторон острые ветки.
Свет от фонарей и красивый зимний лес
Дополнительный фонарь на шлем
В моем случае без дополнительного света также не обошлось. Еще пару лет назад я приобрел на GearBest велофонарь NiteFighter BT 40S (ссылка на фонарь). Он оказался как никогда кстати, его компактный размер, низкий вес и удобное подключение идеально подошли для моего шлема. Он выполняет роль мощного света для велосипедов, маунтинбайка, мото и всего, проще говоря для всего. В городе, при катании на велосипеде он дает сильную засветку идущим навстречу, поэтому я использую минимальные режимы яркости, даже их хватает с лихвой.
Закрепленный на шлеме фонарь Nitefighter BT40S
Изначально я крепил фонарь на крепеж от Gopro и купленный переходник, но этот вариант оказался не очень удобным, потому что переходник был металлический и плохо зажимался болтом. Ситуация изменилась, когда я приобрел копеечные крепления для вело фонарей на голову (ссылка на крепление). Я даже не использовал стандартные ремни, а просто продел 4 пластиковых стяжки через площадку и закрепил на козырьке моего шлема, получилось хорошо.
Отличный фонарь для крепления на шлем NiteFighter BT-40S
Стоит этот фонарь конечно не дешево (около 46$ на распродажах, либо около 70$, если без), но поверьте, оно того стоит. Ни один из китайских фонарей не идет ни в какое сравнение, вы это поймете, как только нажмете кнопку включения. 4 мощных диода покрывают равномерным светом все, на что вы смотрите.
Свет от фонаря Nitefighter BT-40S. Яркий, мощный, теплый, заполняющий. На ходу одно удовольствие.
Четыре режима яркости, две линзы: для дальнего света и для рассеянного. Кататься советую с «чистой» линзой для дальняка. Пучок получается очень равномерный и видно абсолютно все окружение. Линза для ближнего света рассеивает свет вблизи, но вдали не хватает, на скорости это может сыграть злую шутку. Подойдет для неспешных прогулок на велосипеде.
Китайский велофонарь с линзой. Светит довольно ярко, но пучок узкий и отдает в синеву.
Цвет светового потока белый, ближе к теплому. На глаз примерно 4500-5000 кельвинов, очень приятный, хорошо освещает и не напрягает глаза. Сразу замечаешь разницу с китайскими фонарями, бьющими «синим» светом. Но учтите, что до галогена спектру еще далеко, поэтому если у вас мощная фара, скорее всего будет видна разница по цвету между основной фарой и фонарем, это может причинять дискомфорт. В моем случае свет фонаря сильно перебивает фару и света от нее почти не остаётся.
Также рекомендую выкрутить линзу и промазать дополнительно термопастой место крепления диодов к корпусу фонаря. Он прилично греется на полной яркости и дополнительный проводник тепла не помешает.
Экипировка для зимнего катания
Изначально, мы оделись как следует, все таки зима, хоть на улице и было около нуля. Как же мы ошиблись, езда по снегу заставляет активно работать всем телом и изрядно напрягаться. Пришлось в первую же остановку снимать с себя кофту и все лишнее, а вместо теплых зимних перчаток одевать облегченные флисовые из декатлона.
Пока еще не стемнело. Одна из первых остановок.
Экипироваться стоит исходя из условий, чем холоднее, тем больше на себя лучше надеть. Главное, чтобы было место в рюкзаке. Все таки проще с себя снять, чем замерзнуть в холода. Также не стоит забывать о внештатных ситуациях. В случае, если придется встать на одном месте из-за поломки или других неприятных моментов, легкая экипировка вас едва ли согреет. Поэтому флисовая кофта в рюкзаке — дело обязательное.
Как ездить на мотоцикле зимой: мои советы
Зимние путешествие на мотоцикле – звучит как асбурд, и тем не менее, есть масса людей, практикующих подобный вид отдыха. Как правильно подготовится к нему и с чего начать?
Редакция
Для начала – о способах не закрывать сезон. Самый простой – покупка внедорожного мотоцикла. Кросс или эндуро – не важно, зимой можно потренироваться как на кроссовой трассе, так и принять участие в любительских внедорожных соревнованиях. Ралли «Медведь-Шатун» или мотослет «Лев Николаевич» станут отличным поводом прокатиться по снегу в компании единомышленников.
Заканчивать сезон с наступлением холодов не хочется никому, но лишь единицы продолжают ездить после первого снега. Разумеется, это опасно и не всегда приятно, и все же, подготовившись правильно, можно получить от этого удовольствие.
А если хочется асфальта? С этим чуть сложнее, ведь в отличие от внедорожных мотоциклов, «дорожник» и себя самого придется готовить. Первым делом – определиться с самим мотоциклом, ведь после зимовки на улице любимый байк моментально покроется окислами и ржавчиной.
Хорошая мойка после каждого зимнего прохвата не входит в ваши планы? Смотрите на бюджетные модели, вроде Yamaha YBR 125, которые можно превратить именно в зимние мотоциклы. А если бюджет не жмет – можно посмотреть на трехклесники, вроде Piaggio MP3 или Gilera Fuco.
Для этих аппаратов есть и зимняя резина, и высокие ветровые стекла. А главное – в качестве оригинального аксессуара производители предлагают и накидку, полностью закрывающую ноги пилота от грязи, снега и воды. С ними комфорт зимних поездок выходит на принципиально иной уровень!
На вершине «пищевой цепочки» мотоциклов для зимы стоят сайдкары. Мотоцикл с коляской изначально задумывался как всесезонный, однако выбор их не велик – сегодня серийно мотоциклы с колясками есть лишь у Jawa и Ural. Последний предлагает еще и привод на колесо коляски, который здорово расширяет внедорожный потенциал.
И все же, на вторичном рынке мотоциклы с колясками всплывают. В частности, серийные колясычи выпускал как Harley-Davidson, так и Royal Enfield, да и добротные самоделки всплывают. На таких можно смело отправляться в дальнее путешествие, при чем как по России, так и за ее границы.
Например, только в Германии проходит два зимних слета владельцев мотоциклов с коляской. Элефенттреффен, а именно так называется один из них, проводится уже несколько десятилетий к ряду и собирает фанатов сайдкаров со всего мира. Любители покататься на мотоцикле под снегом есть не только в России!
В любом случае, главное – как следует утеплиться. Лучше всего подойдет комбинезон, рассчитанный на максимально низкую температуру. Размер лучше выбирать с запасом, чтобы была возможность надеть под него максимум теплых вещей и комплект мотоциклетной экипировки.
Это же касается и обуви, ноги мерзнут сильнее всего, поэтому сапоги нужно выбирать максимально высокие и теплые. А вот с перчатками проще – в продаже есть зимние варианты с обогревом, которые можно дополнить обогреваемыми рукоятками руля и специальными текстильными кожухами, изолирующими руки на руле от набегающего потока воздуха.
Обычный мотоциклетный шлем для зимы не подойдет, вместо него лучше найти снегоходный, с электрическим обогревом визора, который спасет стекло от запотевания. Главное – учесть возросшую нагрузку на генератор мотоцикла, ведь со всевозможными обогревами нагрузка на него возрастет ощутимо.
Но главное – сохранить голову «холодной», ведь зимой мотоцикл максимально неустойчив и уязвим, поэтому все маневры нужно выполнять максимально аккуратно, сбавляя скорость настолько, насколько это вообще возможно. И все же, задумываясь о зимнем мотопутешествии стоит взвесить все за и против, возможно проще отправиться к югу и взять мотоцикл напрокат там, где не бывает снега.
В этой статье мы составили рейтинг лучших мест в России и за границей, где можно гонять на мотоцикле зимой.
Редакция рекомендует:
Викторина! Видеорегистратор Blackvue за знание ПДД
Когда снизятся цены на автомобили: ждать осталось недолго
Российский авторынок рухнул на 20%
Российские автодилеры переплюнули итальянских
Альтернатива скребку: как очистить и не поцарапать стекла автомобиля
Обсуждение Отменить
Хочу получать самые интересные статьи
Резина с шипами или без?
Компания собралась разношерстная, кто-то на заводских шипах, кто-то на дюбелях. А я и еще пару человек на обычной кроссовой резине рассекали по сугробам.
Нельзя однозначно сказать как вам подойдет.. С шипами однозначно лучше и уверенно держит, но нет момента постоянного обучения экстремальной езде. На летней покрышке постоянно приходится контролировать газ и свои движения, аккуратно обращаться с передним тормозом. Стоит только сделать неверное движение и вас куда-нибудь выкидывает. Зато это дает неоценимый опыт, который пригодится вам летом при езде по скользким грунтам.
Поэтому рекомендуем попробовать сначала на летних покрышках и если покажется слишком экстремально, переходить на петрошину «пятеру», либо сразу на шипы.
Опыт езды зимой на эндуро в лесу
С первых же метров мы поняли, что это «покатушка» не будет легкой прогулкой по зимнему лесу. Пока вы едете по полю, на котором десяток с лишним сантиметров снега и вы сами прокладываете себе след — нет никаких проблем. Открываешь газ на полную и едешь, словно глиссирующий катер по волнам, выкидывая фонтан снега задним колесом. Но стоило нам свернуть в лес и пропал масштаб и свобода выбора пути, пришлось ехать по следам своих друзей.
И вот тут мы начали серьезно огребать, особенно те кто были без шипов. Езда по колее впереди идущих мотоциклов — это почти тоже самое, что ехать в грязевой колее. Стоит только отклониться чуть влево или вправо, руль начинает складывать. Казалось бы, стоит дать газу и мотоцикл в любом случае уедет прямо, но не совсем. Во-первых сильно открывать газ страшно, во-вторых неизвестно как мотоцикл переставит на скорости. Поэтому так и приходится ехать, сначала со страхом открываешь газ, периодически падаешь, а когда устаешь, просто едешь максимально медленно, чтобы не залетать на края колеи.
Колеса моментально забиваются снегом. От обода до ступиц.
Если едешь первым, проблемы такой просто не существует, ты сам себе прокладываешь путь. Но если под снегом неровная дорога или небольшой уклон, есть вероятность что мотоцикл будет стаскивать или разворачивать, к этому тоже нужно быть готовым.
Неприятность в виде ручья
На обратном пути мы уже изрядно нападались и устали от этого веселья, благо падения в снежную подушку проблем не доставляют. На обратном пути, где это было возможно, я ехал не по чужим следам, а где-нибудь сбоку. Это упростило мне задачу и сэкономило кучу сил.
Зима без шипов!
Зимняя езда на мотоцикле обычно ассоциируется с редкими оригиналами, выезжающими по покрытой льдом, снегом и химикатами дороге. Общепринятым нормам это не соответствует, так что большая часть мотоциклистов томится мототоксикозом по домам, меньшая – выезжает в тёплые страны. А особо избранные умудряются получать удовольствие по месту жительства. Нужно для этого не так много: функционирующая зимой кроссовая трасса, эндуро или кроссовый мотоцикл и комплект покрышек.
Последний пункт обычно вызывает самые напряжённые споры. Если отмести не проходящий по спортивным регламентам самопал вроде шиповки саморезами или автомобильными шипами, остаются баллоны заводской ошиповки Mitas-Trelleborg и их клоны либо мягкие покрышки без шипов. Для каждого из этих вариантов в мотокроссе есть свой класс и масса поклонников, споры между которыми временами напоминают интернет-войны “Apple против Android”, “Windows против Linux” и «2Т против 4Т».
Время шипов ещё придёт, а пока мы выбрали для теста принадлежащий одному из сотрудников Yamaha YZ450F, обутый в нешипованную резину. Богатого шинного выбора у приверженцев этого класса нет: десятилетиями поисков выявлено, что нормальный зацеп даёт только сочетание покрышек «Петрошина» Л-266 3.00–21 спереди и Л-275 5.00–18 сзади. Существует в природе и 19-дюймовый задний баллон, но легендарной «пятёре» он заметно уступает. Так что самая сложная часть подготовки к зиме для обладателя кроссового мотоцикла – переделка заднего колеса под меньший размер или покупка нового. А на большинство эндуро баллон встаёт без проблем.
Испытуемый мотоцикл – один из последних карбюраторных представителей старшего кроссового класса. Yamaha YZ450F 2009 модельного года, несмотря на некоторую технологическую архаичность, отлично подходит для зимней езды. Во-первых, карбюратору не требуется программаторов: поменял жиклёр, и смесь идеально соответствует погоде. Во-вторых, спокойный набор мощности отлично подходит для аккуратной езды по скользкой поверхности. В-третьих, мягкая подвеска неплохо работает даже в замёрзшем состоянии.
Зимняя езда требует небольшого тюнинга: металлической защиты руля, спасающей ручки при постоянных падениях, защиты радиатора и подножек с острыми шипами и большими отверстиями, через которые будет проваливаться снег. Некоторые ставят на руль «рукава», чтобы не мёрзли руки, но чаще всего бывает достаточно хороших перчаток и пластиковых «лопухов».
тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 185 см, водительский стаж – 12 лет, ездит на Suzuki GSX-R1000 и Yamaha YZ450F
К недоумению многих, к зимней езде без шипов я испытываю многолетнюю пламенную любовь. И не просто так. Во-первых, это требует минимума затрат. Если точнее, комплект стоит около 4000 рублей, то есть в пять раз дешевле приличных «шиповок». При этом время жизни у «пятёры» в два-три раза больше. Стёр разгонами острые углы шашек – перевернул, стер с другой стороны – обрезал края. На пару сезонов заднего баллона хватает с запасом, передний вообще практически вечен. Во-вторых, в нашем переменчивом климате весьма актуальным становится использование в самых разных погодных условиях. В оттепель «шипованные» с ужасом вглядываются в проступающий грунт и начинают гадать, «залягут» их драгоценные железяки или нет. Ты же просто едешь на тренировку. Когда снег и лёд протирается шипами до грунта, большая часть коллег снова остаётся в гараже, а для тебя начинается самое счастье. Поздней осенью и ранней весной – та же история.
Ездовые ощущения от «пятёры» трудно с чем-то сравнивать, немного напоминает разве что грунтовые участки супермото. Если на шипах ты едешь как летом, то здесь техника езды отличается принципиально. В некоторых местах, особенно на слегка утрамбованном снегу, покрышки тоже работают великолепно, мотоцикл даже поднимается на заднее колесо. Но после нескольких заездов на трассе появляются полосы голого льда, а через пару дней – настоящий каток. Местами даже не удаётся тронуться с места, приходится отталкиваться ногами. И вот тут ты начинаешь всеми силами искать «зацеп». На обочинах, в упорах поворотов, между ледяными колеями. Ситуация меняется каждый круг: упоры рушатся, островки снега перемещаются, ледяные полосы становятся шире. Как нетрудно догадаться, таким образом вырабатывается масса навыков, полезных в том числе и летом. На грунте скорости станут выше, но при езде на грани ты точно так же будешь цепляться за каждую едва видимую колейку, отталкиваться от бугров и искать подходящую дорожку.
Говорят, мотокросс – это постоянное скольжение. Но летний мотокросс по сравнению с зимним выглядит как езда по асфальту. Здесь ты скользишь постоянно, во всех направлениях и всеми колёсами. Тебя несёт на разгонах, торможениях и в поворотах, так что со временем к этому привыкаешь как к необходимому элементу езды. Привыкаешь и к острой, максимализированной реакции мотоцикла на любые действия водителя. Здесь сразу начинаешь понимать, как разгружается заднее колесо при сбросе «газа», как блокируются покрышки и подламывается вилка на торможении, как теряется контакт с поверхностью при чрезмерном наклоне.
Многие жалуются, что без шипов теряется ощущение скорости. В этом есть доля истины, и на адаптацию к летней езде потребуется на несколько тренировок больше, чем шипованным. Зато, прочувствовав «зацеп», ты начинаешь использовать его до последней капли.
Езда без шипов редко цепляет с первого выезда. Даже если человек ездит много лет, ему приходится учиться управлять мотоциклом заново. Ты можешь неделю или даже месяц проклинать скользкую дорогу, падать по десять раз на дню, но в какой-то момент внутри как будто щёлкает рубильник, и ты начинаешь класть мотоцикл до ручек в упорных поворотах, долетать огромные трамплины и обгонять чайников на шипах. Главное – набраться терпения.
тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 190 см, водительский стаж – 11 лет, ездит на Suzuki GSX1300R Hayabusa
Погонять по кроссовой трассе в приличный мороз на заботливо припасённом в личном гараже Николая Богомолова мотоцикле Yamaha YZ450F в лимитированной белой раскраске на злых покрышках для меня авантюра похлеще засовывания головы тигру в пасть. Из того, что могу подметить и затем членораздельно произнести про конкретно взятый комплект спортинвентаря после покатушек: ни в коем случае не стоит начинать своё знакомство с мотокроссом с подобного гоночного снаряда, но уж если занесла нелёгкая, то комплект покрышек «Петрошина» для зимы будет в самый раз. Резина действительно держит (каким-то чудом я умудрился ни разу не завалиться). Торчащие в разные стороны ряды крупных шашек самым положительным образом сказываются на тормозной динамике, единожды с силой схватив рычаг переднего тормоза, я в дальнейшем старался к нему без надобности не обращаться.
У огромной задней покрышки, размерам которой позавидует иной трактор, есть ряд существенных недостатков. Это я уяснил ещё по детским экспериментам, когда водрузил монструозный задний баллон неизвестного происхождения с крупными грунтозацепами на мотоцикл «ЗИД-200 Курьер». Помимо повысившейся проходимости и брутального внешнего вида (по крайней мере, так мне казалось в 16 лет) я получил массу проблем в виде упавшей на 40 км/ч максимальной скорости и значительно возросшей высоты по сидению. В случае с переобутой Yamaha YZ450F ситуация повторилась – полностью поставить на землю я мог только одну ногу, при этом маневрирование на ограниченной площадке давалось с трудом. Провести замер максимальной скорости в дополнение к инстинкту самосохранения мешало полное отсутствие измерительных приборов (исключение – приклеенные скотчем к рулю часы).
Мотор «450-ки» в моих привыкших к дорожным мотоциклам руках оказался не то чтобы в самый раз, а с огромным запасом по всем параметрам. Пронаблюдав, как Николай большую часть трассы проводит в воздухе, свои робкие потуги открыть «газ» я осуществлял лишь на прямых участках. Под тонким слоем снега практически везде был лёд, сцепных свойств покрышек при этом было предостаточно. При ровной работе «газом» паразитической пробуксовки заднего колеса было не намного больше, чем летом по рыхлому грунту.
До определённого уровня подготовки райдера отлично сбалансированный мотоцикл Yamaha YZ450F дарит исключительно полезный опыт, положительные эмоции и сопутствующий терапевтический эффект – если в вас зимой бурлит неизрасходованная энергия, и вы не знаете, куда её приложить, купите кроссовый мотоцикл и запишитесь в мотошколу. Помимо физического изнеможения, которое не предоставит ни один спортивный зал, ещё и пощекочите нервы, узнав, сколько стоит удовольствие регулярно проводить подобные тренировки.
тест-редактор «Мотоэксперт», рост – 176 см, водительский стаж – 24 года, ездит на Husqvarna Nuda 900
Зимний мотокросс придумали не русские, как это ни прискорбно. Всякие норвежцы с финнами вынуждены им заниматься, не имея иной альтернативы в силу своей географической расположенности страны, а у шведов даже было две собственных мотоциклетных компании, выпускающих кроссовые мотоциклы: Husqvarna и Husaberg , жаль, марки не удалось сохранить под национальным жёлто-синим флагом – эмигрировали они в итоге от шведов туда, где теплее.
Но все нормальные скандинавы зимой ездят на шипах. Или на заводской шиповке: Trelleborg (ныне Mitas ), Mefo или сами в гараже шипуют специальным восьмимиллиметровым шипом на клей летнюю кроссовую резину для средних грунтов ( Mitas , Kings Tire , Dunlop , Kenda – у всех свои предпочтения при выборе модели). Те, у кого нет в гараже специального оборудования, обходятся специальными саморезами с калёными заострёнными шляпками, которые вкручиваются в шашку протектора с помощью обычного шуруповёрта. Дело в том, что им, жителям самой северной Европы, не надо объяснять, что лёд не только скользкий, но ещё и твёрдый, и падать на него больно.
Но наш отечественный мотокросс, допускающий надевать гоночное джерси поверх телогрейки, не признаёт лёгких путей! По какой-то досадной случайности в Санкт-Петербурге на с середины прошлого века производится резина для кроссовых мотоциклов, не дубеющая на морозе. Обычно для достижения такого эффекта в состав резиновой смеси специально обильно добавляют диоксид кремния, но это «там», а «тут», в Питере, скорее всего, не доложили чего-то другого. Как бы там ни было, но это физическое свойство резины сохранять эластичность на морозе закрепилось и остаётся неизменным на протяжении вот уже не одного десятилетия.
Вернёмся к российскому мотокроссу: спортсмены с жилкой исследователей в крови, не боящиеся ставить эксперименты на себе, обнаружили, что мотоцикл, обутый ещё летом в эту самую «Петрошину», вполне себе после наступления зимы едет по снегу, разгоняется, тормозит и даже немного может поворачивать. А стоимость комплекта такой резины (передняя Л-254 3,00–21 и задняя Л-275 5,00–18) от 4000 до 5000 рублей (включая камеры) является весомым поводом купить себе входной билет в мир зимнего кросса и эндуро.
Резкий кроссовый YZ 450 F , на котором мы все по очереди катались, может гораздо больше, чем ему позволяют реализовать умения неопытного водителя в лице меня и сцепные свойства с грунтом в лице питерских покрышек. Вдвое более слабый мотоцикл, к примеру, четырёхтактный 250-кубовый мотоцикл эндуро, выглядел бы в них органичнее, позволяя ехать более свободно. Но не напрягаться не получилось – пришлось быть аккуратнее и при работе с «газом», и при торможении, и в поворотах. Удовольствия никакого, если честно!
Езда зимой на нешипованной резине в любом случае улучшит ваши навыки управления мотоциклом, особенно если они изначально не очень высокие, потому что недостаточность коэффициента сцепления с поверхностью земли не даст расслабиться вашим «булкам» во время езды ни на миг, а организм, постоянно находящийся в тонусе, становится сильнее и крепче. И для мозга это будет полезно – ему придётся более тщательно выбирать траектории, избегая не только коварных неровностей, но и чистого льда, на котором сцепления нет вообще. Физкультурная составляющая тренировки получится разнообразной и интенсивной, с точки зрения фитнеса такая езда – чистое здоровье! Плюс поднимать упавший мотоцикл – это элемент пауэрлифтинга, не часто встречающийся в технических видах спорта.
Постоянные сносы заднего колеса, к которым очень быстро привыкаешь, не будут доставлять беспокойства, что тоже позитивно – когда наступит лето, срывы в дождь на дорожной разметке абсолютно перестанут пугать. Ваш стиль езды на дорожном мотоцикле станет более задорным и расслабленным. А вот с точки зрения профессионального спорта езда без шипов не даст вам прогрессировать, потому что сцепных свойств этой древней резине и летом-то не хватает, чтобы ехать уверенно, а зимой их не хватает просто катастрофически. Вы будете постоянно бороться со сносами обоих колёс и сильно уставать от этого. Не будьте скупердяем, купите комплект шипованной резины. Его бюджет 20000–30000 рублей – не такая большая цифра, чтобы попытаться сэкономить. В итоге ведь экономии может и не получиться: можете потерять деньги на замене пластика, ремонте мотоцикла и медицине.
Есть ещё и третий путь, предназначенный для очень жадных, но не очень смелых. Такую «Петрошину» можно ошиповать обычным стальным шипом, таким же, как используется в зимней дорожной автомобильной резине, в шиномонтажах, которые этим занимаются. Бюджет операции – порядка 1500 рублей за два колеса. Получится не бог знает что, но пятиметровую лужу, застывшую ледяным зеркалом, удастся преодолеть без падений. Мало того, по льду водохранилища, присыпанному 5–10-сантиметровым слоем снега, мне на такой шипованной задней «пятёре» удавалось ехать на пятой передаче на полностью открытом «газу» и при этом ещё и маневрировать и выписывать гигантские круги и восьмёрки в управляемом заносе – сцепления маленьких шипов со льдом для этого вполне хватало. Но спереди стояло колесо, шипованное спортивным шипом, чего и вам желаю. Берегите себя, накопите хотя бы на шипованный перед! Героизм, основанный на жадности, – это признак глупости.
заместитель главного редактора «Мотоэксперт», рост – 193 см, водительский стаж – 17 лет, ездит на Yamaha TDM900
Скажу сразу – я не любитель зимнего досуга. Категорически никакого! Никогда мне душу не грели покатушки на коньках, санках, лыжах, картонках и прочее. Организм патологически не выносит температурных встрясок ниже минуса. И даже дальнейшие попытки заставить его привыкнуть к езде зимой на снегоходах и ATV ни к чему хорошему не привели. Видимо, мои далёкие предки были из тех краёв, где всегда благоухает зелень и температура хорошо за +20 °С. Всё это к тому, что к идее провести очередной экспресс-тест на кроссовой трассе в один хорошо морозный январский денёк отнёсся с откровенным негативом. Ну ладно ещё на снегоходе или квадрике, а тут на обычном эндуро, да ещё без шипованных покрышек! Авантюра! Но оказалось не совсем так, во всяком случае, порадовался за других и побывал на съёмках нового шоу «Коровы на люду»…
В роли режиссёра-продюсера выступил, как вы уже поняли, наш Николай, который не тестировал мототехнику разве что только в условиях Северного полюса. Да, думаю, и там бы справился… То, что для него это привычный порядок вещей, стало ясно уже на первом круге, когда Богомолов не проехал кроссовые бугры, а просто их пролетел. Из всей дистанции только треть была пройдена на колёсах. Видимо, знал уже, что его хвалёная «Петрошина» на льду, покрытому снежком, держит… Точнее, вообще не держит.
Летом я с удовольствием катаюсь иногда на эндуро по подобного рода трассам. Чувствуешь сильнейшую физическую нагрузку, адреналин впрыскивается в кровь, как будто первый раз на мотоцикле, ну и совершенствуешь ездовую школу. В этот раз всё это тоже имелось, только появляется тотальная неуверенность ни в себе, ни в мотоцикле, ни в резине. На первом круге в этом месте прошёл успешно, а на втором тут оказался лёд… Сдвинул траекторию, а там ещё хуже… В общем, не езда, а ёрзанье – тихо ехать статус не позволяет, а медленно и печально… Тоже он не даёт.
Во время перекуров народ деловито обсуждал особенности шашек покрышки, но сдаётся мне, что на льду даже самая «липкая» покрышка рядом не станет по ездовым качествам с самой дешёвой шиповкой. На последней ездил в своё время и мне понравилось, а вот в чём смысл обычный эндуро «одеть» в «Петрошину» так и не понял. Хотя, как известно, плохому танцору всегда что-нибудь мешает…
Гидравлика сзади > 18 Февраля 2013 13:58