Первый советский чемпион мира по мотокроссу Виктор Арбеков покончил с собой

18 февраля в Москве скончался легендарный советский мотогонщик Виктор Арбеков

. Онкологический больной выбросился из окна своей квартиры на восьмом этаже, не оставив даже посмертной записки. Он очень хотел посмотреть финал чемпионата мира по футболу 2022 года, а 8 марта мог отпраздновать 75-летие. Арбеков первым из советских мотогонщиков выиграл чемпионат мира по мотокроссу, и это стало настоящей сенсацией.

«Оставьте его в роддоме»

Виктор Арбеков родился 8 марта 1942 года в Подольске. В тяжёлое военное время он родился настолько слабым и маленьким, что врачи предложили маме будущего чемпиона оставить его в роддоме. «Он всё равно не выживет», — таков был их вердикт. Но женщина отказалась от такого предложения, забрала сына домой и выходила его, несмотря ни на что.

Для этого в военное время пришлось продавать личные вещи или обменивать их на продукты, но Елене Ивановне нужно было нормально питаться, чтобы и ребёнок получал вместе с молоком всё необходимое. Спустя пару лет выяснилось, что у маленького Виктора проблема с лёгкими, которая могла сказаться на здоровье. Точного диагноза уже никто не помнит. Врачи говорили про «какое-то затемнение в лёгких».

Особенности мотоциклов

Вместе с правилами менялась и используемая в соревнованиях техника. Изначально это были обычные серийные модели мотоциклов. Чуть позже, когда мотокросс начал обретать более современные формы, стало понятно, что такие мотоциклы слишком тяжелы и неповоротливы для быстрого, уверенного маневрирования по сложным трассам, поэтому гонщики начали сами модифицировать их, избавляясь от всего «лишнего» (фар, багажника) и дорабатывая ходовую часть.

Чуть позже, когда индустрия шагнула вперед, стали появляться и первые серийные модели, изначально предназначенные для кросса. Все вносимые в них изменения были основаны на наблюдениях за поведением машин и гонщиков на трассе. Помимо общего облегчения конструкции, они коснулись и уменьшения ширины руля, что делало машину более управляемой, увеличения хода вилки, а также подъему выхлопной трубы, которая раньше постоянно получала повреждения. Но наиболее важное изменение было связано с двигателем: на место распространенных, но тяжелых 4-тактных пришли более компактные, легкие и оборотистые 2-тактные одноцилиндровые моторы, сделавшие всю конструкцию гораздо более управляемой и легкой.

Современные серийные модели кроссовых мотоциклов продолжают эти идеи: в них отсутствует аккумулятор и электростартер (по крайней мере, в большинстве моделей его заменяет кикстартер), фары, стоп-сигнал, зеркала и приборная панель. Кроме того, за счет использования более современных сплавов и ряда технологических решений, к примеру, отказа от барабанного тормоза в пользу дискового, их конструкцию удалось облегчить еще сильнее. Это позволило вновь устанавливать 4-тактные двигатели.

Сейчас все модели мотоциклов подразделяются на классы в соответствии с объемом двигателя: 50, 65, 85, 125, 350 и 500. По понятным причинам, соревнования проводятся между машинами одного класса.

Выбитые зубы, сутки без сознания

Виктор выжил, но рос очень слабеньким и худым. Всё изменилось, когда он увидел, как живший на соседней улице молодой парень Юрий Комаров

гоняет на мотоцикле. Арбеков, которому тогда было пять или шесть лет, почти всё время проводил в гараже Комарова, а тот мальчишку не прогонял, а привлекал в качестве помощника. А также заставлял заниматься спортом, чтобы были силы для механических работ, не говоря о том, чтобы управлять техникой.

В тяжёлое военное время он родился настолько слабым и маленьким, что врачи предложили маме будущего чемпиона оставить его в роддоме.

Тогда же Виктору разрешили сесть на мотоцикл с выключенным мотором. В 10 лет Арбеков уже ездил на стареньком мотоцикле. Вернее, пытался ездить. Во время одной из таких поездок он не удержал руль и свалился в канаву. Сильно ударился, потерял сознание. Соседские пацаны в таком состоянии притащили его в какой-то барак и почти сутки выхаживали, ничего не сказав маме Виктора. Он отделался сотрясением мозга и выбитыми передними зубами, и после этого начал ходить на занятия в автоклуб ДОСААФ в Подольске.

Оборудование [ править ]

Мотоцикл для мотокросса [ править ]

Основные производители

  • Honda (Япония)
  • Husqvarna (Австрия)
  • Кавасаки (Япония)
  • KTM (Австрия)
  • Suzuki (Япония)
  • Yamaha (Япония)

Незначительный

  • Бета (Италия)
  • Газ Газ (Испания)
  • Sherco (Франция и Испания)
  • TM (Италия), TM занимает наибольшую долю рынка мотоциклов для мотокросса, не считая основных шести.

Нишевые рыночные производства

  • AJP (Португалия)
  • Априлия (Италия)
  • Benelli (Италия) 2008 — первый внедорожный байк объемом 450 куб.
  • BMW Motorrad (Германия)
  • Кагива (Италия)
  • АТК (США)
  • СКК (Великобритания)
  • Кобра (США)
  • Демак (Малайзия)
  • Дерби (Испания)
  • GPX Racing (Таиланд)
  • Минск (Беларусь)
  • Мотоциклы Mojo (Австралия)
  • Монтеса (Испания)
  • Осса (Испания)
  • Полини (Италия)
  • Pitster Pro (США)
  • Жеребцы (Таиланд)
  • Thumpstar (Австралия)
  • Виар (Индонезия)

Китайские производители

  • Аполлон (Китай)
  • SSR Motorsports (Китай)
  • TaoTao (Китай)
  • Coolster (Китай)

Производители, прекратившие производство

  • BSA (Великобритания) — внедорожник стал CCM
  • Бултако (Испания)
  • Can-Am (Канада)
  • Cannondale
  • Casal (Португалия)
  • СКК (Великобритания)
  • Купер (Мексика)
  • CZ (Чехословакия)
  • DKW (Восточная Германия)
  • FAMEL (Португалия)
  • Fabrique Nationale (Бельгия)
  • Гривс (Великобритания)
  • Ходака (Япония)
  • Harley-Davidson (США)
  • Хусаберг (Швеция)
  • Майко (Германия)
  • Монарк (Швеция)
  • Пентон (США)
  • Пух (Австрия)
  • Рикман (Великобритания)
  • SWM (Италия)
  • Zündapp (Германия)
  • Wilcomoto (Великобритания)

Первый чемпион из СССР

Спортивные успехи к нему пришли рано – в своём возрасте Арбеков был безоговорочно сильнейшим в СССР. В 21 год он дебютировал в чемпионате мира по мотокроссу на «Ковровце» и на московском этапе стал четвёртым в классе машин до 250 «кубиков». Спустя год советский мотогонщик уже на чешском мотоцикле CZ стал бронзовым призёром чемпионата мира, а в 1965 году сенсационно завоевал титул в борьбе с бельгийцем Жоэлем Робером

, шведом
Торстеном Хольманом
и британцем
Дэйвом Бикерсом
.

Арбеков выиграл пять Гран-при и на четыре очка опередил Робера в общем зачёте, хотя титул завоевал досрочно. Но больше таких успехов советский гонщик не добивался. Он дважды был четвёртым в общем зачёте, выиграл в общей сложности 10 Гран-при (девять – в классе 250 куб.см., один в 1966 году в Германии– в классе 500 куб.см.) В 1968 году Арбеков провёл последний сезон в чемпионате мира. После этого он ещё выступал на менее престижных гонках, а затем работал тренером.

Ни один из соперников никогда не говорил про Арбекова с какой-то обидой, как и он про тех, с кем боролся на трассах. Но самые тёплые отношения у него сохранились с Робером – Арбеков не раз ездил в Бельгию, где встречался со своим другом-соперником.

За победу на чемпионате мира Арбеков получил солидные призовые – более 10 тысяч в рублёвом эквиваленте. Но эти деньги ему пришлось отдать.

Мотокросс в двух словах

В современном понятии мотокросс (также иногда именуемый MotoX или просто MX) – это гонка на замкнутой трассе, пролегающей по пересеченной местности вне дорог общего пользования. Основная задача каждого гонщика – первым пройти определенное количество кругов за отведенное время. В профессиональных заездах оно обычно ограничивается 30 минутами плюс 1-2 дополнительных круга.

В отличие от других видов спорта, где во главу ставится высокая скорость, здесь не меньшее значение имеет физическая подготовка и мастерство гонщиков, поскольку на пути к финишу им приходится преодолевать большое количество различных препятствий. Среди них и изменения дорожного покрытия на грязь и песок, и крутые подъемы и спуски, и даже искусственно установленные небольшие трамплины. Все это делает мотокросс одним из самых зрелищных и от того популярных соревнований. Однако было так далеко не всегда.

Красная «Шкода», отданные призовые

За победу на чемпионате мира Арбеков получил солидные призовые – более 10 тысяч в рублёвом эквиваленте. Но эти деньги ему пришлось отдать. Подробности всей истории знал только сам Виктор Михайлович, который говорил, что ему «позвонили и настоятельно попросили передать призовые на развитие «Лужников». Сопротивляться он не стал. Время было такое. А вот подаренную «Шкоду» у него никто не отбирал. Арбеков продал её сам. Чешский автомобиль советский мотогонщик получил за рекламу марки CZ в мире – именно на этом мотоцикле он и стал чемпионом мира. На красной «Шкоде» — диковинке даже для Москвы по тем временам – хотели покататься все многочисленные друзья спортсмена, а он никому не отказывал.


Фото: idrottonline.se

В общем, за пять лет машина пришла в печальное состояние. По словам супруги Арбекова Светланы Яковлевны, «когда мы познакомились, в неё было страшно садиться». По её настоянию машина была продана и больше ни у коллекционеров, ни на каких-то аукционах не «всплывала».

Кстати, после 1968 года на несколько лет Арбеков стал невыездным. Он об этой истории не распространялся, но «бан» через несколько лет был снят. Его сын Александр рассказал, что всю сознательную жизнь, что себя помнит, «отец ездил в зарубежные поездки и привозил оттуда подарки, жвачки, одежду; финансово мы всегда жили хорошо, жаловаться было не на что». Александр Арбеков родился в 1975-м.

Руководящие органы [ править ]

В этом разделе используются сокращения, которые могут сбивать с толку или быть двусмысленными .

На странице обсуждения может быть обсуждение этого вопроса . Пожалуйста, улучшите этот раздел, если можете.
( Ноябрь 2011 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Мотокросс регулируется во всем мире Международной федерацией мотоциклистов (FIM), имеющей федерации во многих странах.

  • Австралия — Мотоциклетная Австралия (Массачусетс)
  • Австрия — Osterreichische Automobil, Motorrad und Touring Club (OAMTC)
  • Бельгия — Бельгийская федерация мотоциклистов (FMB)
  • Бразилия — Бразильская конфедерация мотоклизма (CBM)
  • Канада — Canadian Motorsport Racing Corp. (CMRC) и Канадская ассоциация мотоциклистов (CMA)
  • Чешская Республика — Autoklub České republiky (ACCR)
  • Дания — Danmarks Motor Union (DMU)
  • Эстония — Eesti Motorrattaspordi Föderatsioon (EMF)
  • Финляндия — Suomen Moottoriliitto (SML)
  • Франция — Французская федерация мотоциклистов (FFM)
  • Германия — Deutscher Motor Sport Bund (DMSB)
  • Индия — Федерация мотоспортивных клубов Индии (FMSCI)
  • Ирландия — Союз мотоциклистов Ирландии (MCUI) — NB охватывает весь остров
  • Италия — Federazione Motociclistica Italiana (FMI)
  • Латвия — Latvijas Motosporta Federācija [23] (LaMSF)
  • Литва — Lietuvos Motociklų Sporto Federacija (LMSF)
  • Нидерланды — Koninklijke Nederlandse Motorrijdersvereniging (KNMV), Motorsport Organisatie Nederland (MON)
  • Новая Зеландия — Новая Зеландия по мотоспорту (MNZ) и Федерация мотоциклов по грязи Новой Зеландии
  • Норвегия — Norges Motorsportforbund (NMF)
  • Польша — Polski Związek Motorowy ( PZM )
  • Португалия — Federação Motociclismo Portugal (FMP)
  • Россия — Мотоциклетная Федерация России (МФР)
  • ЮАР — Motorsport South Africa (MSA)
  • Испания — Real Federación Motociclista Española (RFME)
  • Словения — Союз автоциклов Словении (AMZS)
  • Швеция — SVEMO
  • Швейцария — Федерация мотоциклистов Швейцарии (FMS)
  • Таиланд — Федерация мотоспортивных клубов Таиланда (FMSCT)
  • Великобритания — Auto-Cycle Union (ACU), с другими отдельными органами , как Любительский мотоспорт ассоциация (AMCA), Орф , BSMA и YSMA .
  • США — Американская ассоциация мотоциклистов (AMA)

Двум смертям не бывать

Диагноз «рак лёгких» ему был поставлен в 2013 году, а через два года он пережил клиническую смерть. В это время Виктору Арбекову была сделана операция – он лежал в НИИ онкологии имени Герцена. Операция прошла успешно, и врачи даже решили отпустить его домой на выходные. За Арбековым должен был заехать сын.

«Я созвонился с отцом, который сказал, что будет ждать меня в коридоре отделения. Подъехал к зданию НИИ и попытался оплатить парковку – просто так у нас ведь машину не поставишь. И в это время начались сбои с Интернетом. Минут 10 я потратил на то, чтобы заплатить, а когда поднялся в отделение, отца не было. Мне сказали, что его срочно увезли в реанимацию», — рассказал Александр Арбеков.

У Виктора Арбекова случился сердечный приступ и наступили клиническая смерть. Врачам удалось запустить сердце бывшего мотогонщика и подарить ему еще почти два года жизни. На боли он не жаловался, необходимые лекарства ему были положены бесплатно, а дополнительные семья Арбекова покупала на собственные деньги.

Виктор Арбеков в последние годы жил от одной временной цели до другой. Последняя – дожить до финала чемпионата мира по футболу 2018 года и посмотреть его на трибунах «Лужников», в развитие которых он вложил свой чемпионский гонорар. Никаких предпосылок к тому, что случилось в ночь на 18 февраля 2022 года, не было. Он не оставил посмертной записки. «Папа просто ушёл. Что повлияло на его решение – он унёс с собой, мы об этом никогда не узнаем», — сказал Александр Арбеков.

Отечественные мотоциклы и новые виды спорта

Участие мотоциклистов в соревнованиях государственного уровня и интерес со стороны зрителей к началу 1930-х, наконец, привели к появлению отечественной мотоциклетной промышленности. Было построено сразу несколько заводов (в Ленинграде, Ижевске, Таганроге, и Подольске) и начался полноценный промышленный выпуск советских моделей. Испытание первых 6 машин, выступавших наравне с обкатанными решениями зарубежных конструкторов, были проведены уже в 1931 году.

Вместе с развитием промышленности началось расширение и списка дисциплин. Тогда как первые гонки в Советском Союзе представляли собой практически исключительно заезды на длинные дистанции, с выпуском мотоциклов собственного производства появилась возможность сделать заезды разнообразнее. В частности, начали организовываться кроссы, мотобол, гонки на ледяных дорожках и другие зимние состязания.

Однако для развития профессиональный спорт требовал не только новой техники, но и людей, которые умели бы ей управлять. А их, в свою очередь, кто-то должен был этому обучить. С этой целью в конце 30-х годов при Московском институте физкультуры были открыты отдельные курсы, на которых велась подготовка инструкторов.

Вторая мировая и послевоенные годы

Второй серьезный удар по развитию направления, да и по всей стране в целом, нанесла Великая Отечественная война. Ни о каких соревнованиях в те годы не могло быть и речи: бывшие спортсмены ушли на фронт, а промышленность, быстро переоборудованная под выпуск мотоциклов для нужд армии, не справлялась с поставленными планами.

Так или иначе, война завершилась, но от ее последствий страна не могла оправиться еще долгие 9 лет. Первые серьезные состязания мотоциклистов послевоенного времени прошли лишь в 1954 году. Это были международные соревнования по мотокроссу, в которых помимо советских спортсменов принимали участие гонщики из Чехословакии, Польши и ГДР. Впоследствии они стали ежегодными.

В целом, 50-е годы ознаменовали собой постепенный отход от линейных гонок в пользу более зрелищных соревнований на короткие дистанции, гонок на льду и начавшего набирать обороты спидвея. Но, несомненно, самым важным событием десятилетия стало вступление Центрального автомотоклуба Советского Союза в ФИМ, произошедшее в 1956 году. В том же году была организована кольцевая гонка, в которой приняли участие гонщики из советских республик, а в 1959-м – первые международные гонки по ледяной дорожке и первый чемпионат СССР по спидвею.

В 1960-м на смену автомотоклубу пришла новая, самостоятельная организация – федерация мотоциклетного спорта СССР (ФМС). Именно под ее эгидой проводились все последующие крупные отечественные и международные соревнования и добивались успехов советские мотогонщики.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]