Чемпионат мира по мотокроссу
Несомненно, главнейшим и самым желанным событием, однажды стать частью которого мечтает каждый профессиональный кроссмен, является Чемпионат мира по мотокроссу. Высокий статус подчеркивается и тем, что его организацией занимается сама FIM – Международная Мотоциклетная Федерация.
Впервые гонка получила официальный статус Чемпионата мира в 1957 году, но на самом деле она существовала еще с 1952, просто была не столь масштабной, поэтому носила статус Чемпионата Европы. Первый же ЧМ проводился в самый разгар мотосезона – с мая по август и состоял из 9 этапов, каждый из которых проходил в новой стране. Победитель каждого этапа награждался «главным призом» страны, в которой проводилась гонка. Первым же официальным Чемпионом мира стал швед Билл Нильссон. Вместе с Чемпионатом в том году также проводился дополнительное первенство для мотоциклов с двигателем 250 см3. Оно было реализовано в виде отдельных заездов, проходивших на каждом этапе. А уже в следующем году первенство было полноценно включено в чемпионат в виде отдельного класса. Сам же ЧМ разросся и стал насчитывать уже 12 этапов.
Весьма интересно, что, несмотря на официальный статус, правила первых чемпионатов были весьма условны и размыты. Фактически 2 главных требования к трассам заключались в том, что общая дина всех кругов должна превышать 20 км, а сложность рельефа не должна позволять пройти дистанцию быстрее, чем за 1 час 20 минут. Была определенная свобода и в организационном плане. Этап мог проходить в виде:
- 2 квалификаций + 1 финального заезда,
- 2 заездов с суммой результатов,
- 1 заезда.
К слову, один из этапов Чемпионата Мира даже проводился в СССР, в Москве, и советские спортсмены достаточно быстро заявили о себе. Так уже в 1963 году Игорю Григорьеву удалось завоевать бронзовую медаль Чемпионата, а в 1965 выступавший в классе 250 см3 Виктор Арбеков одержал победы на 5 этапах и стал первым советским гонщиком, получившим титул чемпиона мира. Но вернемся к самому соревнованию.
В начале 90-х бывший на тот момент основным класс 500 см3 стал постепенно терять популярность. Пожалуй, настоящим переломом в этом плане стал отказ японских производителей от выпуска соответствующих мотоциклов – они как один переключились на производство 250-кубовых машин. В итоге именно этот класс, некогда бывший лишь дополнением к основному Чемпионату, встал во главу соревнования и продержался на этой позиции вплоть до начала 2000-х.
В 2003 году в мотокроссе наметились очередные весомые изменения. На первый план начали выходить более современные 4-тактные мотоциклы, что не могло не сказаться на правилах главного кроссового события мира. Уже в 2004 году классы из 125сс и 250сс были переименованы в MX2, где допускалось участие 125-кубовых 2т и 250-кубовых 4т мотоциклов, и MX1, включавший двухтактные модели с мотором 250 см3 и 4-тактные 450-кубовые машины. Класс 500сс, соответственно, переименовали в MX3, допустив к гонкам мотоциклы 500сс 2т и 600сс 4т.
В 2014 году список классов еще раз поменялся:
- MX1 был переименован в MXGP,
- MX3 из-за низкой популярности был упразднен.
В настоящий момент «основной» Чемпионат мира по мотокроссу проводится в 3 классах:
- MXGP – «королевский» класс,
- MX2 – 250cc,
- WMX – Чемпионат мира по мотокроссу среди женщин. Впервые был проведен в 2008 году. Несмотря на статус отдельного чемпионата, всегда проводится вместе с основным ЧМ.
Кроме того, также существует отдельный Чемпионат мира среди юниоров – FIM Motocross Junior World Championship. В отличие от женского соревнования, это отдельное мероприятие, проходящее в 1 этап. Официально оно существует с 2007 года и включает 3 класса:
- 65 см3 (введен в 2010),
- 85 см3,
- 125 см
Что касается самого Чемпионата мира по мотокроссу, то сейчас – это масштабное мероприятие, растянувшееся на весь мотосезон. В частности в 2022 году (2020 с его серией отмен из-за пандемии сложно брать в качестве примера) он состоял из 20 этапов в разных частях света. Каждый этап проводился по стандартной, регламентированной схеме: квалификация в субботу и 2 основных заезда по 35 мин + 2 круга в воскресенье.
Лидеры производства
На сегодня мировой рынок окончательно определился с топ-списком компаний, выпускающих технику для мотокросса. Из пяти лидеров, четыре – родом из Японии.
Это Судзуки, Кавасаки, Хонда и Ямаха. Но это вовсе не означает, что остальной мир стоит в сторонке, лишь наблюдая за гонкой лидеров. Кроссовый мотоцикл Хонда, или Ямаха – мечта любого современного гонщика.
От Европы стоит отметить такие компании, как BMW (Husqvarna теперь часть концерна), Aprilia (Италия), Ossa (Испания), Praga (Чехия).
К сожалению, в этом списке нет уже легендарного Цундаппа и DKW. Первая компания упразднена в 80-е и досталась китайцам, а вторая прекратила существование в 1966.
Эти кроссовые мотоциклы фото которых украшают музеи мотоспорта, сейчас стали примером для многих производителей.
Чемпионат Европы
Чемпионат Европы, по крайней мере, для спортсменов из европейских стран и из России в том числе – второе по значимости и престижности мероприятие в мире мотокросса. Но, несмотря на высокий статус соревнования, после переименования исходного ЧЕ в ЧМ его долгий период не существовало. Возродился он лишь в 1988 году.
Как и чемпионат мира, он проводится в несколько этапов и включает несколько классов. Для примера, в 2022 году общее число гонок достигло 15, а проходили они в серии европейских стран также на протяжении всего сезона – с 24 марта по 22 сентября.
Актуальный список классов выглядит следующим образом:
- EMX250 – 4-тактные мотоциклы с объемом двигателя 175-250 см3 (8 этапов в 2019).
- EMX125 – 2-тактные мотоциклы с двигателем 125 см3 (8 этапов),
- EMX2T – 2-тактные, 250 см3 (7 этапов),
- EMX85 – 2-тактные, 85 см3 (1 этап),
- EMX65 – 2-тактные, 65 см3 (1 этап).
К слову, класс EMX2T появился именно в 2022 году. Ранее вместо него существовал EMX300, включавший 2т и 4т машины. Кроме того, в 2020 году FIM совместно с компанией-организатором Youthstream анонсировали появление дополнительного класса – EMX Open, в котором могут участвовать кроссмены в возрасте от 16 до 50 лет, управляющие двух- или четырехтактными мотоциклами с двигателями 175-450 см3. Всего было запланировано 6 этапов, часть которых проводилась совместно с этапами ЧМ.
Оборудование
Мотокросс мотоцикл
Основные производители
|
|
|
Незначительный
|
|
|
- (Италия), TM занимает самую большую долю рынка мотокроссовых велосипедов, не считая основных шести.
Нишевые производители на рынке
|
|
|
Китайские производители
|
|
Производители, прекратившие производство
|
|
|
AMA Motocross Championship
Несмотря на то, что само спортивное направление в США развито очень хорошо, в ЧЕ кроссмены из Америки традиционно не принимают участия. Вместо него они предпочитают собственное соревнование – AMA Motocross Championship. Впрочем, помимо граждан США в нем присутствуют и спортсмены из других стран, правда, в сравнении с общим числом участников их количество остается весьма небольшим.
Сам же чемпионат был основан в 1972 году Американской мотоциклетной ассоциацией (AMA). Изначально событие включало лишь 2 класса – 500сс и 250сс, однако уже через 2 года, в 1974, был открыт еще один – 125сс. Подобная классификация сохранялась достаточно долго, но в 1993 АМА, основываясь на технологических достижениях в области создания кроссовых мотоциклов, решила отказаться от использования 500-кубовых моделей, сочтя их чересчур мощными и опасными для среднестатистического гонщика. Так ведущим стал класс 250-кубовых 2-тактных моделей. Класс 125сс продолжил существовать в неизменном виде.
Следующее важное изменение было внесено в регламент в 1996. Класс 125-кубовых байков был разделен на два отдельных – для мужчин и для женщин. Таким образом, AMA Motocross Championship стал едва ли не первым соревнованием подобного масштаба, представившим отдельный женский класс.
И, наконец, тот вид, в котором она существует по сей день, классификация приняла в 2006 году. Причиной, как и в случае с ЧМ, вновь стало «давление» технологических изменений, в связи с которым 2-тактные мотоциклы были полностью заменены на 4-тактные – 450сс и 2 класса 250сс для женщин и мужчин.
Органы управления
Эта секция использует сокращения это может быть запутанный или неоднозначный. Возможно обсуждение этого вопроса на страница обсуждения. Пожалуйста улучшить этот раздел если вы можете. |
Мотокросс регулируется во всем мире Fédération Internationale de Motocyclisme (FIM), с федерациями во многих странах.
- Австралия — Мотоспорт Австралия (MA)
- Австрия — Osterreichische Automobil, Motorrad und Touring Club (OAMTC)
- Бельгия — Бельгийская федерация мотоциклистов (FMB)
- Бразилия — Бразильская конфедерация мотоклизма (CBM)
- Канада — Canadian Motorsport Racing Corp. (CMRC) и Канадская мотоциклетная ассоциация (CMA)
- Чешская Республика — Autoklub České republiky (ACCR)
- Дания — Danmarks Motor Union (DMU)
- Эстония — Eesti Motorrattaspordi Föderatsioon (EMF)
- Финляндия — Suomen Moottoriliitto (SML)
- Франция — Французская федерация мотоциклов (FFM)
- Германия — Deutscher Motor Sport Bund (DMSB)
- Индия — Федерация мотоспортивных клубов Индии (FMSCI)
- Ирландия — Союз мотоциклистов Ирландии (MCUI) — NB охватывает весь остров
- Италия — Federazione Motociclistica Italiana (FMI)
- Латвия — Latvijas Motosporta Federācija[22] (LaMSF)
- Литва — Lietuvos Motociklų Sporto Federacija (LMSF)
- Нидерланды — Koninklijke Nederlandse Motorrijdersvereniging (KNMV), Motorsport Organisatie Nederland (MON)
- Новая Зеландия — Мотоспорт Новой Зеландии (MNZ) и Федерация мотоциклов грязи Новой Зеландии
- Норвегия — Norges Motorsportforbund (NMF)
- Польша — Polski Związek Motorowy (PZM)
- Португалия — Federação Motociclismo Portugal (FMP)
- Россия — Мотоциклетная Федерация России (МФР)
- ЮАР — Motorsport South Africa (MSA)
- Испания — Real Federación Motociclista Española (RFME)
- Словения — Союз автоциклов Словении (AMZS)
- Швеция — SVEMO
- Швейцария — Федерация мотоциклистов Швейцарии (FMS)
- Таиланд — Федерация мотоспортивных клубов Таиланда (FMSCT)
- Объединенное Королевство — Auto-Cycle Union (ACU), с другими отдельными органами, такими как Ассоциация любительского мотоспорта (AMCA), ORPA, BSMA, и YSMA.
- Соединенные Штаты — Американская ассоциация мотоциклистов (AMA)
Motocross des Nations
AMA Motocross Championship, даже несмотря на масштаб, все равно остается достаточно локальным событием, и Motocross des Nations (он же Motocross of Nations, «Мотокросс Наций» или просто MXON) гораздо ближе к гонкам уровня ЧМ и ЧЕ, поскольку является по-настоящему международным соревнованием. Более того, «международность» в нем играет ключевую роль, поскольку за главный приз здесь борются сборные различных стран, в которые входят победители локальных чемпионатов. По этой причине его иногда называют «олимпийскими играми от мотокросса».
Первый MXON был проведен в 1947 году и завершился победой сборной Великобритании. С тех пор событие проходит ежегодно, в сентябре или октябре, а место для проведения меняется год от года. В основном лучших гонщиков со всего мира принимают европейские страны, однако за последнее десятилетие состязание уже дважды проводилось в США. Единственный год, когда престижная гонка не состоялась – 2022.
Конечно же, за столь большой промежуток времени не обошлось без изменений в регламенте соревнования. На самом деле, тот вид, в каком он существует сейчас, «Мотокросс Наций» принял достаточно недавно. Изначально он представлял собой «набор» из 3 похожих, но практически несвязанных гонок, проводившихся в разное время в разных местах:
- Motocross des Nations – гонка на 500-кубовых мотоциклах,
- Trophée des Nations – соревнование байков с двигателем 250 см3,
- Coupe des Nations – заезд легких 125-кубовых моделей.
Лишь в 1984 они были объединены в одно событие под одним общим названием, полученным от ведущего класса. К слову о названии. С 2004 года официальным наименованием из-за ряда правовых аспектов считается именно Motocross of Nations, хотя более привычный болельщикам исходный французский вариант и его сокращение в MXDN все еще иногда используются.
Что касается классов, то к настоящему моменту они также изменились, и сейчас практически аналогичны другим современным кроссовым гонкам – MXGP, MX2 и Open.
В дополнение к MXON также проводится 2 отдельных соревнования:
- Motocross of European Nations («Мотокросс европейских наций», MXoEN) – молодежное соревнование в классах 85, 125 и 250 см3,
- Women’s Motocross of European Nations – женский чемпионат.
Рекомендации
- ^ абcd
Сетрайт, Л. Дж. К. (1979),
Книга рекордов Гиннесса о мотоциклах
, Guinness Superlatives, стр. 202, 211, ISBN 0-85112-200-0 - ^ абcdе
«История индивидуальных чемпионатов мира по суперкроссу» (PDF). Fédération Internationale de Motocyclisme. Архивировано из оригинал (PDF) 4 марта 2016 г.. Получено 11 октября 2011. - «Рождение мотокросса: с 1924 по 1939 год». pigtailpals.com. Получено 18 октября 2022.
- ^ абcdежграммчася
«Мотокросс становится международным с 1947 по 1965 год». pigtailpals.com. Получено 19 октября 2022. - Брайан Стили (2008). The Powerhouse MX Nations: США, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Франция и Германия.
. Издательство Крэбтри. п. 14. ISBN 978-0-7787-3990-6 . - «Эдисон Дай и его летающий цирк». pigtailpals.com. Получено 19 октября 2022.
- «Мотоциклетные гонки в Корриганвилле / Хоптауне». Сотрудники.oxy.edu. Архивировано из оригинал 27 сентября 2011 г.. Получено 12 октября 2011.
- «Время бума: американский мотокросс 1970-х». pigtailpals.com. Получено 18 октября 2022.
- «Жоэль Роберт в Зале славы мотоциклов». Motorcyclemuseum.org. Получено 12 октября 2011.
- «Первый суперкросс». motorcyclistonline.com. Получено 12 октября 2011.
- ^ аб
«Молодые американцы». pigtailpals.com. Получено 18 октября 2019. - Билл Вуд (июнь 1997 г.). «Подсчет штрихов». Американский мотоциклист
. American Motorcyclist Assoc. п. 28. - «Винтажный мотокросс». Американская ассоциация исторических гоночных мотоциклов
. Архивировано из оригинал 24 сентября 2011 г.. Получено 18 апреля 2013. - «Расписание гонок MXGP 2016».
- «Книга правил мотокросса» (PDF). AMA. Получено 15 марта 2010.
- «Справочник ACU 2010» (PDF). Архивировано из оригинал (PDF) 29 сентября 2011 г.. Получено 9 октября 2010.
- Паэтов, Стефан (10 марта 2008 г.). «Солнце сияет на открытии чемпионата Великобритании по мотокроссу Maxxis». Архивировано из оригинал 2 декабря 2010 г.. Получено 9 октября 2010.
- «Класс ветеранов такой же горячий, как MX1 и MX2!». 27 сентября 2010 г.. Получено 9 октября 2010.
- «Мотокросс на квадроциклах». ATV Мотокросс. 1 января 2013 г.. Получено 6 февраля 2013.
- «Чемпионат по грязевым гонкам». Чемпионат по грязевым гонкам. 29 октября 2012 г.. Получено 6 февраля 2013.
- «Thumpstar Australia». thumpstar.com.au
. - «Яунуми». LaMSF.lv
.
ADAC MX Masters
В сравнении с вышеназванными мировыми соревнованиями серия ADAC MX Masters (она же «Открытый чемпионат Германии») не так известна, однако для спортсменов она имеет достаточно большую ценность. Дело в том, что основная цель соревнования, запущенного ADAC – крупнейшим европейским автомобильным клубом Европы – продвижение и развитие профессионального спорта и поиск молодых талантов. Говоря более простым языком, гонка является своеобразным трамплином, который помогает молодым кроссменам не только испытать свои силы в состязании с сильнейшими гонщиками из разных стран, но и получить пропуск в мир «большого» профессионального мотокросса.
Ровно по этой причине правила заезда точно такие же, как и у ЧМ, а соревнования изначально, с 1996 года проводились только среди юниоров. Тогда гонка носила название ADAC MX Junior Cup и устраивалась ежегодно, причем участие в ней принимали не только юниоры из Германии, но и из других стран. Например, уже в 1999 году главный приз достался гонщику из Бельгии. К слову, несколько раз участвовали в ней и российские юниоры, например в 2007 победителем оказался Александр Тонков.
Впрочем, к 2005 из одной гонки ADAC MX Masters превратилась в серию – в ней появился дополнительный одноименный премьер-класс для взрослых кроссменов. А уже в 2006 – второй молодежный – ADAC MX Youngster Cup. Сейчас же общее количество классов – 4:
- ADAC MX Master – для гонщиков старше 21 года. Соревнование проводится в виде 2 гонок по 30 минут + 2 круга каждая.
- ADAC MX Youngster Cup – пилоты в возрасте от 14 до 21 года. 2 гонки по 25 минут + 2 круга.
- ADAC MX Junior Cup 125 – подростки от 13 до 18 лет. 2 гонки по 20 минут + 2 круга.
- ADAC MX Junior Cup 85 – дети от 10 до 15 лет. 2 гонки по 20 минут + 2 круга.
Также в каждом классе предусмотрена «гонка последнего шанса» для спортсменов, не прошедших в финал.
Что нужно для начала занятий – организация безопасности
Учитывая, что мотокросс, это один из травма-опасных видов спорта, перед началом занятий необходимо уделить особое внимание организации безопасности. В первую очередь ребенок должен понять, что техника безопасности стоит на первом месте, и она гораздо важнее, чем победа в соревнованиях, восхищение сверстников или ощущение собственного величия. Эти простые истины, конечно, расскажут в школе мотокросса, но и родители должны донести до ребенка важность соблюдения правил. Важна и страховка ребенку, в полисе должно быть указано, что эта страховка именно для занятий мотокроссом, а страховая сумма должна быть не менее 100 000 руб. Также потребуется медицинский допуск, который можно получить при отсутствии противопоказаний у участкового врача и согласие обоих родителей на запись ребенка в секцию. Когда собраны все документы, можно приступать к выбору экипировки.
Как выбрать школу мотоспорта для детей
В нашей стране мотоспорт не является популярным видом спорта, а значит, все школы и клубы находятся на самообеспечении. Всего есть два вида школ, найти их можно в нашем каталоге – частные с собственной материально-технической базой и общественные – с минимальными взносами, но не имеющие своих машин.
Выбирая школу мотокросса для ребенка лучше отдать предпочтение частному клубу, ведь здесь ребенок будет заниматься на хороших трассах, а вам не придется тратиться на мотоцикл, его ремонт, аренду места в гараже, топливо и т.д. Из минусов занятий в частной школе можно выделить высокую стоимость, в среднем 3500-5000 руб. за занятие.
Занятия в общественных клубах обойдутся дешевле. Обычно сумма ежемесячного взноса составляет в среднем 1000-2000 руб. Но в этом случае будьте готовы к дополнительным тратам на покупку и обслуживание мотоцикла.
Независимо от того, какой клуб вы выберите, соберите подробную информацию о тренере. Он должен иметь достаточный опыт работы с детьми и соответствующее образование.
Мотокросс для детей — польза и вред, советы родителям
Мотокросс для детей – это увлекательное хобби и серьезная физическая подготовка. В школе большое внимание уделяется физическому развитию, ведь спортсмен должен быть сильным как велосипедист, выносливым как легкоатлет и ловким как гимнаст.
Для подростков мотоспорт нередко становится настоящим смыслом жизни, ведь здесь они находят верных друзей, учатся преодолевать препятствия и побеждать свои страхи. В целом мотокросс можно назвать отличным выбором для ребенка, который не привык сидеть на месте, стремится познавать новое, имеет интерес к технике и не боится скорости.
Из минусов мотокросса можно выделить высокую стоимость, особенно при сборах в секцию и сложность совмещения занятий с учебой (особенно в период соревнований). По поводу страхов многих родителей о повышенной травмоопасности мотокросса, тренеры заявляют, что для детей этот спорт практически безопасен. Риск травматизма здесь не выше, чем в любом другом виде спорта, ведь ребенка не подпустят к байку, пока он не освоит технику безопасности и основные приемы управления мотоциклом.
Родителям же тренеры советуют не отказывать ребенку в записи в секцию, если он сам этого хочет. Но если ребенок не проявляет интереса к технике, боится скорости, предпочитает спокойные игры, лучше выбрать для него другой вид спорта, где он будет чувствовать себя более комфортно.
Подводя итог можно сказать, что родителям не стоит бояться отдавать ребенка в мотокросс. Этот спорт принесет много пользы и разовьет те качества, которые пригодятся во взрослой жизни. Но самое главное, мотокросс для детей – это не только спорт, это любимое дело, которое поможет воспитать настоящего мужчину и даст те жизненный навыки, которые необходимы для успешного будущего.