Звезды мирового мотокросса встретились на чемпионате мира в «Орленке»

Чемпионат мира по мотокроссу

Несомненно, главнейшим и самым желанным событием, однажды стать частью которого мечтает каждый профессиональный кроссмен, является Чемпионат мира по мотокроссу. Высокий статус подчеркивается и тем, что его организацией занимается сама FIM – Международная Мотоциклетная Федерация.

Впервые гонка получила официальный статус Чемпионата мира в 1957 году, но на самом деле она существовала еще с 1952, просто была не столь масштабной, поэтому носила статус Чемпионата Европы. Первый же ЧМ проводился в самый разгар мотосезона – с мая по август и состоял из 9 этапов, каждый из которых проходил в новой стране. Победитель каждого этапа награждался «главным призом» страны, в которой проводилась гонка. Первым же официальным Чемпионом мира стал швед Билл Нильссон. Вместе с Чемпионатом в том году также проводился дополнительное первенство для мотоциклов с двигателем 250 см3. Оно было реализовано в виде отдельных заездов, проходивших на каждом этапе. А уже в следующем году первенство было полноценно включено в чемпионат в виде отдельного класса. Сам же ЧМ разросся и стал насчитывать уже 12 этапов.

Весьма интересно, что, несмотря на официальный статус, правила первых чемпионатов были весьма условны и размыты. Фактически 2 главных требования к трассам заключались в том, что общая дина всех кругов должна превышать 20 км, а сложность рельефа не должна позволять пройти дистанцию быстрее, чем за 1 час 20 минут. Была определенная свобода и в организационном плане. Этап мог проходить в виде:

  • 2 квалификаций + 1 финального заезда,
  • 2 заездов с суммой результатов,
  • 1 заезда.

К слову, один из этапов Чемпионата Мира даже проводился в СССР, в Москве, и советские спортсмены достаточно быстро заявили о себе. Так уже в 1963 году Игорю Григорьеву удалось завоевать бронзовую медаль Чемпионата, а в 1965 выступавший в классе 250 см3 Виктор Арбеков одержал победы на 5 этапах и стал первым советским гонщиком, получившим титул чемпиона мира. Но вернемся к самому соревнованию.

В начале 90-х бывший на тот момент основным класс 500 см3 стал постепенно терять популярность. Пожалуй, настоящим переломом в этом плане стал отказ японских производителей от выпуска соответствующих мотоциклов – они как один переключились на производство 250-кубовых машин. В итоге именно этот класс, некогда бывший лишь дополнением к основному Чемпионату, встал во главу соревнования и продержался на этой позиции вплоть до начала 2000-х.

В 2003 году в мотокроссе наметились очередные весомые изменения. На первый план начали выходить более современные 4-тактные мотоциклы, что не могло не сказаться на правилах главного кроссового события мира. Уже в 2004 году классы из 125сс и 250сс были переименованы в MX2, где допускалось участие 125-кубовых 2т и 250-кубовых 4т мотоциклов, и MX1, включавший двухтактные модели с мотором 250 см3 и 4-тактные 450-кубовые машины. Класс 500сс, соответственно, переименовали в MX3, допустив к гонкам мотоциклы 500сс 2т и 600сс 4т.

В 2014 году список классов еще раз поменялся:

  • MX1 был переименован в MXGP,
  • MX3 из-за низкой популярности был упразднен.

В настоящий момент «основной» Чемпионат мира по мотокроссу проводится в 3 классах:

  • MXGP – «королевский» класс,
  • MX2 – 250cc,
  • WMX – Чемпионат мира по мотокроссу среди женщин. Впервые был проведен в 2008 году. Несмотря на статус отдельного чемпионата, всегда проводится вместе с основным ЧМ.

Кроме того, также существует отдельный Чемпионат мира среди юниоров – FIM Motocross Junior World Championship. В отличие от женского соревнования, это отдельное мероприятие, проходящее в 1 этап. Официально оно существует с 2007 года и включает 3 класса:

  • 65 см3 (введен в 2010),
  • 85 см3,
  • 125 см

Что касается самого Чемпионата мира по мотокроссу, то сейчас – это масштабное мероприятие, растянувшееся на весь мотосезон. В частности в 2022 году (2020 с его серией отмен из-за пандемии сложно брать в качестве примера) он состоял из 20 этапов в разных частях света. Каждый этап проводился по стандартной, регламентированной схеме: квалификация в субботу и 2 основных заезда по 35 мин + 2 круга в воскресенье.

Лидеры производства

На сегодня мировой рынок окончательно определился с топ-списком компаний, выпускающих технику для мотокросса. Из пяти лидеров, четыре – родом из Японии.

Это Судзуки, Кавасаки, Хонда и Ямаха. Но это вовсе не означает, что остальной мир стоит в сторонке, лишь наблюдая за гонкой лидеров. Кроссовый мотоцикл Хонда, или Ямаха – мечта любого современного гонщика.

От Европы стоит отметить такие компании, как BMW (Husqvarna теперь часть концерна), Aprilia (Италия), Ossa (Испания), Praga (Чехия).

К сожалению, в этом списке нет уже легендарного Цундаппа и DKW. Первая компания упразднена в 80-е и досталась китайцам, а вторая прекратила существование в 1966.

Эти кроссовые мотоциклы фото которых украшают музеи мотоспорта, сейчас стали примером для многих производителей.

Чемпионат Европы

Чемпионат Европы, по крайней мере, для спортсменов из европейских стран и из России в том числе – второе по значимости и престижности мероприятие в мире мотокросса. Но, несмотря на высокий статус соревнования, после переименования исходного ЧЕ в ЧМ его долгий период не существовало. Возродился он лишь в 1988 году.

Как и чемпионат мира, он проводится в несколько этапов и включает несколько классов. Для примера, в 2022 году общее число гонок достигло 15, а проходили они в серии европейских стран также на протяжении всего сезона – с 24 марта по 22 сентября.

Актуальный список классов выглядит следующим образом:

  • EMX250 – 4-тактные мотоциклы с объемом двигателя 175-250 см3 (8 этапов в 2019).
  • EMX125 – 2-тактные мотоциклы с двигателем 125 см3 (8 этапов),
  • EMX2T – 2-тактные, 250 см3 (7 этапов),
  • EMX85 – 2-тактные, 85 см3 (1 этап),
  • EMX65 – 2-тактные, 65 см3 (1 этап).

К слову, класс EMX2T появился именно в 2022 году. Ранее вместо него существовал EMX300, включавший 2т и 4т машины. Кроме того, в 2020 году FIM совместно с компанией-организатором Youthstream анонсировали появление дополнительного класса – EMX Open, в котором могут участвовать кроссмены в возрасте от 16 до 50 лет, управляющие двух- или четырехтактными мотоциклами с двигателями 175-450 см3. Всего было запланировано 6 этапов, часть которых проводилась совместно с этапами ЧМ.

Оборудование

Мотокросс мотоцикл

Основные производители

  • Honda (Япония)
  • Husqvarna (Австрия)
  • Кавасаки (Япония)
  • KTM (Австрия)
  • Сузуки (Япония)
  • Ямаха (Япония)

Незначительный

  • Бета (Италия)
  • Газ Газ (Испания)
  • Шерко (Франция и Испания)
  • (Италия), TM занимает самую большую долю рынка мотокроссовых велосипедов, не считая основных шести.

Нишевые производители на рынке

  • AJP (Португалия)
  • Априлия (Италия)
  • Benelli (Италия) 2008 первый внедорожный байк объемом 450 куб. См.
  • BMW Motorrad (Германия)
  • Cagiva (Италия)
  • АТК (СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ)
  • СКК (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
  • Кобра (США)
  • Демак (Малайзия)
  • Дерби (Испания)
  • GPX Racing (Таиланд)
  • Минске (Беларусь)
  • Мотоциклы Mojo (Австралия)
  • Монтеса (Испания)
  • Осса (Испания)
  • Полини (Италия)
  • Pitster Pro (США)
  • Жеребцы (Таиланд)
  • Thumpstar (Австралия)
  • Виар (Индонезия)

Китайские производители

  • Аполлон (Китай)
  • ССР Автоспорт (Китай)
  • ТаоТао (Китай)
  • Охладитель (Китай)

Производители, прекратившие производство

  • BSA (Великобритания) — внедорожник стал СКК
  • Bultaco (Испания)
  • Can-Am (Канада)
  • Cannondale
  • Casal (Португалия)
  • СКК (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
  • Купер (Мексика)
  • (Чехословакия)
  • DKW (Восточная Германия)
  • FAMEL (Португалия)
  • Fabrique Nationale (Бельгия)
  • Greeves (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
  • Ходака (Япония)
  • Харли-Девидсон (СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ)
  • Husaberg (Швеция)
  • Майко (Германия)
  • Монарк (Швеция)
  • Пентон (СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ)
  • Пуч (Австрия)
  • Рикман (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
  • SWM (Италия)
  • Zündapp (Германия)
  • Wilcomoto (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

AMA Motocross Championship

Несмотря на то, что само спортивное направление в США развито очень хорошо, в ЧЕ кроссмены из Америки традиционно не принимают участия. Вместо него они предпочитают собственное соревнование – AMA Motocross Championship. Впрочем, помимо граждан США в нем присутствуют и спортсмены из других стран, правда, в сравнении с общим числом участников их количество остается весьма небольшим.

Сам же чемпионат был основан в 1972 году Американской мотоциклетной ассоциацией (AMA). Изначально событие включало лишь 2 класса – 500сс и 250сс, однако уже через 2 года, в 1974, был открыт еще один – 125сс. Подобная классификация сохранялась достаточно долго, но в 1993 АМА, основываясь на технологических достижениях в области создания кроссовых мотоциклов, решила отказаться от использования 500-кубовых моделей, сочтя их чересчур мощными и опасными для среднестатистического гонщика. Так ведущим стал класс 250-кубовых 2-тактных моделей. Класс 125сс продолжил существовать в неизменном виде.

Следующее важное изменение было внесено в регламент в 1996. Класс 125-кубовых байков был разделен на два отдельных – для мужчин и для женщин. Таким образом, AMA Motocross Championship стал едва ли не первым соревнованием подобного масштаба, представившим отдельный женский класс.

И, наконец, тот вид, в котором она существует по сей день, классификация приняла в 2006 году. Причиной, как и в случае с ЧМ, вновь стало «давление» технологических изменений, в связи с которым 2-тактные мотоциклы были полностью заменены на 4-тактные – 450сс и 2 класса 250сс для женщин и мужчин.

Органы управления

Эта секция использует сокращения это может быть запутанный или неоднозначный.

Возможно обсуждение этого вопроса на страница обсуждения. Пожалуйста улучшить этот раздел если вы можете.
(Ноябрь 2011 г.)(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)

Мотокросс регулируется во всем мире Fédération Internationale de Motocyclisme (FIM), с федерациями во многих странах.

  • Австралия — Мотоспорт Австралия (MA)
  • Австрия — Osterreichische Automobil, Motorrad und Touring Club (OAMTC)
  • Бельгия — Бельгийская федерация мотоциклистов (FMB)
  • Бразилия — Бразильская конфедерация мотоклизма (CBM)
  • Канада — Canadian Motorsport Racing Corp. (CMRC) и Канадская мотоциклетная ассоциация (CMA)
  • Чешская Республика — Autoklub České republiky (ACCR)
  • Дания — Danmarks Motor Union (DMU)
  • Эстония — Eesti Motorrattaspordi Föderatsioon (EMF)
  • Финляндия — Suomen Moottoriliitto (SML)
  • Франция — Французская федерация мотоциклов (FFM)
  • Германия — Deutscher Motor Sport Bund (DMSB)
  • Индия — Федерация мотоспортивных клубов Индии (FMSCI)
  • Ирландия — Союз мотоциклистов Ирландии (MCUI) — NB охватывает весь остров
  • Италия — Federazione Motociclistica Italiana (FMI)
  • Латвия — Latvijas Motosporta Federācija[22] (LaMSF)
  • Литва — Lietuvos Motociklų Sporto Federacija (LMSF)
  • Нидерланды — Koninklijke Nederlandse Motorrijdersvereniging (KNMV), Motorsport Organisatie Nederland (MON)
  • Новая Зеландия — Мотоспорт Новой Зеландии (MNZ) и Федерация мотоциклов грязи Новой Зеландии
  • Норвегия — Norges Motorsportforbund (NMF)
  • Польша — Polski Związek Motorowy (PZM)
  • Португалия — Federação Motociclismo Portugal (FMP)
  • Россия — Мотоциклетная Федерация России (МФР)
  • ЮАР — Motorsport South Africa (MSA)
  • Испания — Real Federación Motociclista Española (RFME)
  • Словения — Союз автоциклов Словении (AMZS)
  • Швеция — SVEMO
  • Швейцария — Федерация мотоциклистов Швейцарии (FMS)
  • Таиланд — Федерация мотоспортивных клубов Таиланда (FMSCT)
  • Объединенное Королевство — Auto-Cycle Union (ACU), с другими отдельными органами, такими как Ассоциация любительского мотоспорта (AMCA), ORPA, BSMA, и YSMA.
  • Соединенные Штаты — Американская ассоциация мотоциклистов (AMA)

Motocross des Nations

AMA Motocross Championship, даже несмотря на масштаб, все равно остается достаточно локальным событием, и Motocross des Nations (он же Motocross of Nations, «Мотокросс Наций» или просто MXON) гораздо ближе к гонкам уровня ЧМ и ЧЕ, поскольку является по-настоящему международным соревнованием. Более того, «международность» в нем играет ключевую роль, поскольку за главный приз здесь борются сборные различных стран, в которые входят победители локальных чемпионатов. По этой причине его иногда называют «олимпийскими играми от мотокросса».

Первый MXON был проведен в 1947 году и завершился победой сборной Великобритании. С тех пор событие проходит ежегодно, в сентябре или октябре, а место для проведения меняется год от года. В основном лучших гонщиков со всего мира принимают европейские страны, однако за последнее десятилетие состязание уже дважды проводилось в США. Единственный год, когда престижная гонка не состоялась – 2022.

Конечно же, за столь большой промежуток времени не обошлось без изменений в регламенте соревнования. На самом деле, тот вид, в каком он существует сейчас, «Мотокросс Наций» принял достаточно недавно. Изначально он представлял собой «набор» из 3 похожих, но практически несвязанных гонок, проводившихся в разное время в разных местах:

  • Motocross des Nations – гонка на 500-кубовых мотоциклах,
  • Trophée des Nations – соревнование байков с двигателем 250 см3,
  • Coupe des Nations – заезд легких 125-кубовых моделей.

Лишь в 1984 они были объединены в одно событие под одним общим названием, полученным от ведущего класса. К слову о названии. С 2004 года официальным наименованием из-за ряда правовых аспектов считается именно Motocross of Nations, хотя более привычный болельщикам исходный французский вариант и его сокращение в MXDN все еще иногда используются.

Что касается классов, то к настоящему моменту они также изменились, и сейчас практически аналогичны другим современным кроссовым гонкам – MXGP, MX2 и Open.

В дополнение к MXON также проводится 2 отдельных соревнования:

  • Motocross of European Nations («Мотокросс европейских наций», MXoEN) – молодежное соревнование в классах 85, 125 и 250 см3,
  • Women’s Motocross of European Nations – женский чемпионат.

Рекомендации

  1. ^ абcd
    Сетрайт, Л. Дж. К. (1979),
    Книга рекордов Гиннесса о мотоциклах
    , Guinness Superlatives, стр. 202, 211, ISBN 0-85112-200-0
  2. ^ абcdе
    «История индивидуальных чемпионатов мира по суперкроссу» (PDF). Fédération Internationale de Motocyclisme. Архивировано из оригинал (PDF) 4 марта 2016 г.. Получено 11 октября 2011.
  3. «Рождение мотокросса: с 1924 по 1939 год». pigtailpals.com. Получено 18 октября 2022.
  4. ^ абcdежграммчася
    «Мотокросс становится международным с 1947 по 1965 год». pigtailpals.com. Получено 19 октября 2022.
  5. Брайан Стили (2008). The Powerhouse MX Nations: США, Бельгия, Великобритания, Нидерланды, Франция и Германия.
    . Издательство Крэбтри. п. 14. ISBN 978-0-7787-3990-6 .
  6. «Эдисон Дай и его летающий цирк». pigtailpals.com. Получено 19 октября 2022.
  7. «Мотоциклетные гонки в Корриганвилле / Хоптауне». Сотрудники.oxy.edu. Архивировано из оригинал 27 сентября 2011 г.. Получено 12 октября 2011.
  8. «Время бума: американский мотокросс 1970-х». pigtailpals.com. Получено 18 октября 2022.
  9. «Жоэль Роберт в Зале славы мотоциклов». Motorcyclemuseum.org. Получено 12 октября 2011.
  10. «Первый суперкросс». motorcyclistonline.com. Получено 12 октября 2011.
  11. ^ аб
    «Молодые американцы». pigtailpals.com. Получено 18 октября 2019.
  12. Билл Вуд (июнь 1997 г.). «Подсчет штрихов». Американский мотоциклист
    . American Motorcyclist Assoc. п. 28.
  13. «Винтажный мотокросс». Американская ассоциация исторических гоночных мотоциклов
    . Архивировано из оригинал 24 сентября 2011 г.. Получено 18 апреля 2013.
  14. «Расписание гонок MXGP 2016».
  15. «Книга правил мотокросса» (PDF). AMA. Получено 15 марта 2010.
  16. «Справочник ACU 2010» (PDF). Архивировано из оригинал (PDF) 29 сентября 2011 г.. Получено 9 октября 2010.
  17. Паэтов, Стефан (10 марта 2008 г.). «Солнце сияет на открытии чемпионата Великобритании по мотокроссу Maxxis». Архивировано из оригинал 2 декабря 2010 г.. Получено 9 октября 2010.
  18. «Класс ветеранов такой же горячий, как MX1 и MX2!». 27 сентября 2010 г.. Получено 9 октября 2010.
  19. «Мотокросс на квадроциклах». ATV Мотокросс. 1 января 2013 г.. Получено 6 февраля 2013.
  20. «Чемпионат по грязевым гонкам». Чемпионат по грязевым гонкам. 29 октября 2012 г.. Получено 6 февраля 2013.
  21. «Thumpstar Australia». thumpstar.com.au
    .
  22. «Яунуми». LaMSF.lv
    .

ADAC MX Masters

В сравнении с вышеназванными мировыми соревнованиями серия ADAC MX Masters (она же «Открытый чемпионат Германии») не так известна, однако для спортсменов она имеет достаточно большую ценность. Дело в том, что основная цель соревнования, запущенного ADAC – крупнейшим европейским автомобильным клубом Европы – продвижение и развитие профессионального спорта и поиск молодых талантов. Говоря более простым языком, гонка является своеобразным трамплином, который помогает молодым кроссменам не только испытать свои силы в состязании с сильнейшими гонщиками из разных стран, но и получить пропуск в мир «большого» профессионального мотокросса.

Ровно по этой причине правила заезда точно такие же, как и у ЧМ, а соревнования изначально, с 1996 года проводились только среди юниоров. Тогда гонка носила название ADAC MX Junior Cup и устраивалась ежегодно, причем участие в ней принимали не только юниоры из Германии, но и из других стран. Например, уже в 1999 году главный приз достался гонщику из Бельгии. К слову, несколько раз участвовали в ней и российские юниоры, например в 2007 победителем оказался Александр Тонков.

Впрочем, к 2005 из одной гонки ADAC MX Masters превратилась в серию – в ней появился дополнительный одноименный премьер-класс для взрослых кроссменов. А уже в 2006 – второй молодежный – ADAC MX Youngster Cup. Сейчас же общее количество классов – 4:

  • ADAC MX Master – для гонщиков старше 21 года. Соревнование проводится в виде 2 гонок по 30 минут + 2 круга каждая.
  • ADAC MX Youngster Cup – пилоты в возрасте от 14 до 21 года. 2 гонки по 25 минут + 2 круга.
  • ADAC MX Junior Cup 125 – подростки от 13 до 18 лет. 2 гонки по 20 минут + 2 круга.
  • ADAC MX Junior Cup 85 – дети от 10 до 15 лет. 2 гонки по 20 минут + 2 круга.

Также в каждом классе предусмотрена «гонка последнего шанса» для спортсменов, не прошедших в финал.

Что нужно для начала занятий – организация безопасности

Учитывая, что мотокросс, это один из травма-опасных видов спорта, перед началом занятий необходимо уделить особое внимание организации безопасности. В первую очередь ребенок должен понять, что техника безопасности стоит на первом месте, и она гораздо важнее, чем победа в соревнованиях, восхищение сверстников или ощущение собственного величия. Эти простые истины, конечно, расскажут в школе мотокросса, но и родители должны донести до ребенка важность соблюдения правил. Важна и страховка ребенку, в полисе должно быть указано, что эта страховка именно для занятий мотокроссом, а страховая сумма должна быть не менее 100 000 руб. Также потребуется медицинский допуск, который можно получить при отсутствии противопоказаний у участкового врача и согласие обоих родителей на запись ребенка в секцию. Когда собраны все документы, можно приступать к выбору экипировки.

Как выбрать школу мотоспорта для детей

В нашей стране мотоспорт не является популярным видом спорта, а значит, все школы и клубы находятся на самообеспечении. Всего есть два вида школ, найти их можно в нашем каталоге – частные с собственной материально-технической базой и общественные – с минимальными взносами, но не имеющие своих машин.

Выбирая школу мотокросса для ребенка лучше отдать предпочтение частному клубу, ведь здесь ребенок будет заниматься на хороших трассах, а вам не придется тратиться на мотоцикл, его ремонт, аренду места в гараже, топливо и т.д. Из минусов занятий в частной школе можно выделить высокую стоимость, в среднем 3500-5000 руб. за занятие.

Занятия в общественных клубах обойдутся дешевле. Обычно сумма ежемесячного взноса составляет в среднем 1000-2000 руб. Но в этом случае будьте готовы к дополнительным тратам на покупку и обслуживание мотоцикла.

Независимо от того, какой клуб вы выберите, соберите подробную информацию о тренере. Он должен иметь достаточный опыт работы с детьми и соответствующее образование.

Мотокросс для детей — польза и вред, советы родителям

Мотокросс для детей – это увлекательное хобби и серьезная физическая подготовка. В школе большое внимание уделяется физическому развитию, ведь спортсмен должен быть сильным как велосипедист, выносливым как легкоатлет и ловким как гимнаст.

Для подростков мотоспорт нередко становится настоящим смыслом жизни, ведь здесь они находят верных друзей, учатся преодолевать препятствия и побеждать свои страхи. В целом мотокросс можно назвать отличным выбором для ребенка, который не привык сидеть на месте, стремится познавать новое, имеет интерес к технике и не боится скорости.

Из минусов мотокросса можно выделить высокую стоимость, особенно при сборах в секцию и сложность совмещения занятий с учебой (особенно в период соревнований). По поводу страхов многих родителей о повышенной травмоопасности мотокросса, тренеры заявляют, что для детей этот спорт практически безопасен. Риск травматизма здесь не выше, чем в любом другом виде спорта, ведь ребенка не подпустят к байку, пока он не освоит технику безопасности и основные приемы управления мотоциклом.

Родителям же тренеры советуют не отказывать ребенку в записи в секцию, если он сам этого хочет. Но если ребенок не проявляет интереса к технике, боится скорости, предпочитает спокойные игры, лучше выбрать для него другой вид спорта, где он будет чувствовать себя более комфортно.

Подводя итог можно сказать, что родителям не стоит бояться отдавать ребенка в мотокросс. Этот спорт принесет много пользы и разовьет те качества, которые пригодятся во взрослой жизни. Но самое главное, мотокросс для детей – это не только спорт, это любимое дело, которое поможет воспитать настоящего мужчину и даст те жизненный навыки, которые необходимы для успешного будущего.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]