Мотоцикл ИЖ Юпитер 3 — советский мотоцикл за доступные деньги

Мотоциклы Иж уже давно появились на российском рынке, и все еще пользуются популярностью. В прошлом он завоевывал сердца своим внешним видом, универсальностью и мощным двигателем. На данный момент все эти преимущества уже порядком устарели и потому его часто используют в качестве донора для кастомайзинга.

Почему выбирают Иж для переделки?

  • Низкая стоимость мотоцикла.
  • Легко найти запчасти.
  • Он удобен для езды по городу.
  • Достаточно неплохой двигатель.

За последние годы мотоцикл претерпел множество изменений и его выбирали в качестве основы для различных стилей кастомов из Ижа. Расскажем о наиболее популярных.

История [ править | править код ]

В 1973 году Ижевский завод удивил советских мотоциклистов первым серийным спортивным мотоциклом «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие страны мира. Особенно популярны они были в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами СZ.

В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 рублей, последующие партии стали продаваться по 1000 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1984 года, после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились «Иж ПС» первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.

Ремонт и тюнинг

Надёжностью продукция Ижевского завода никогда не славилась. Но есть в этом и преимущество — будучи первым мотоциклом у начинающего байкера, какой-нибудь “Ижак” выступал в роли “учебной парты”, помогая обучиться не только вождению, но и самостоятельному обслуживанию с ремонтом.

Запчасти

Найти их труда не составляет, потому что в своё время Ижевский завод наклепал изрядное количество мотоциклов. Цены низкие, но в ряде случаев дешевле и проще купить “донора”, с которого и снимать всё необходимое по мере надобности.

Тюнинг

Как-то модифицировать советский байк непросто. Обычно владельцы сводят все вносимые изменения к визуальному тюнингу. Иногда карбюратор заменяется на японский или китайский — эта относительно недорогая операция помогает избежать множества потенциальных проблем.

Конструкция [ править | править код ]

Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной.

Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки (ИЖ-МАМИ), хотя первые 500 мотоциклов с раздельной смазкой были выпущены в 1974 году, эту партию реализовали только в 1975 году. Раздельную смазку устанавливали вплоть до конца выпуска «Иж ПС», с 1976 года двигатель с раздельной смазкой можно было отличить по дополнительной букве «М» в номере. Единственное, что после 1980 года их общее количество снизилось и основная масса поставлялась на экспорт [1] . Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75 мм), оснащался японским карбюратором Микуни

, что позволяло ему развивать 32 л. с. при 6 700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л. с./т (весьма популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л. с./т). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами: время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода. Первые годы мотоциклы оснащались японским электрооборудованием и оптикой западно-германской , благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0 × 19
.

Примечания

  1. 12345В.Бонштедт.
    «ЮПИТЕР» новый дорожный мотоцикл // «За Рулём» : журнал. — 1961. — № 8. — С. 16-17.
  2. М. Г. Гинцбург.
    Устройство и обслуживание мотоциклов. — издание второе, переработанное. — Москва: Машгиз, 1963. — 319 с. — 215 000 экз.
  3. Б.Ф.Демченко, Г.С.Микрюков.
    Мотоциклы с маркой Иж. — Москва: ДОСААФ СССР, 1982. — 160 с.
  4. 12
    Сколько и каких Ижей? // «За рулём» : журнал. — 1986. — № 10. — С. 8.
  5. М.П.Исаев, В.А.Забелин.
    Мотоциклы Иж-Юпитер и Иж-ЮК. Инструкция по уходу и эксплуатации. — Ижевск: Машиностроительный завод, 1964. — 158 с.
  6. Л.Комзиков.
    Боковой прицеп БП-62 // «За Рулём» : журнал. — 1961. — № 8. — С. 17.

Технические характеристики [ править | править код ]

Общие данные

согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия в скобках) .

  • База мотоцикла 1 390 (1 440) мм
  • Длина: 2 070 (2 150) мм
  • Ширина: 790 (810) мм
  • Высота: 1 150 мм
  • Дорожный просвет: 135 мм
  • Сухая масса: 135 (155) кг
  • Максимальная скорость: 140 (135) км/час
  • Расход топлива на 100 км пути:
  • при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.)
  • контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.)
Система смазкираздельная
Технические характеристики
Максимальная скорость, км/ч140
Расход топлива, л на 100 км
при скорости 60 км/ч4,5
при скорости 90 км/ч6,5
Габариты
Длина, мм2 050
Ширина, мм730
Высота, мм1 100
База мотоцикла, мм1 350
Дорожный просвет, мм147
  • Время разгона до 100 км/час: 11 сек
  • Тормозной путь:
  • со скорости 60 км/час: 16 (18) м
  • со скорости 30 км/час: 7 м
  • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять)
  • Число цилиндров: 1
  • Диаметр цилиндра: 76 мм
  • Ход поршня: 75 мм
  • Рабочий объём: 340 см³
  • Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2) (степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра.)
  • Номинальная мощность двигателя:
  • при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.)
  • при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.)
  • Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных)
  • Система охлаждения — потоком встречного воздуха
  • Система питания:
  • Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
  • Карбюратор «Микуни» (К-62М)
  • Диаметр диффузора: 32 мм
  • Производительность главного жиклёра: 270 см³/мин
  • Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190»
    • Моторная передача косозубыми шестернями
    • Сцепление многодисковое в масляной ванне
    • Коробка передач: четырёхступенчатая
    • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой
    • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью
    • Передаточное число первичной передачи: 2,18
    • Передаточное число задней передачи: 2,47
    • Передаточные числа коробки передач:
    • I передачи: 3,17
    • II передачи: 1,81
    • III передачи: 1,26
    • IV передачи: 1,0
    • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная
    • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка
    • Вертикальный ход оси переднего колеса не менее: 150 (160) мм
  • Задняя подвеска — маятниковая
  • Вертикальный ход оси заднего колеса не менее: 95 (105) мм
  • Размеры шин:
  • переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170
  • заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74
  • Диаметр тормозного барабана:
  • переднего колеса: 190 мм
  • заднего колеса: 170 мм
    • Напряжение бортовой сети: 12 вольт
    • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
    • Напряжение генератора: 14 вольт
    • Номинальная мощность генератора: 100 Вт
    • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9

    На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи:

    • 12N7-3B
    • 12N7-4А
    • 12N7-4В
    • 12N9-3А
    • 12N9-3В
    • 12N9-4В
    • 12N9-4В (Н)
    • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
    • Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра)

    Заправочные ёмкости и ГСМ

    • Топливный бак — 14 л, бензин АИ-93 [1]
    • Масляный бак — 1,5 л, авиационное масло МС-20
    • Коробка передач — 0,8 л, зимой — АС-6 или М-6Б, летом — АС-10 или М-10Б
    • Амортизаторы телескопической вилки (в каждом пере) — 0,2 л, МГП—10 (заменитель — масло веретенное АУ)
    • Амортизаторы подвески заднего колеса (в каждом) — 0,06 (0,065) л, МГП-10 (заменитель — масло веретенное АУ)

    Послевоенный прорыв

    В период военных действий Ижевский мотоциклетный завод был ориентирован на выпуск пулеметов, стрелкового оружия. Возрождение мотоциклостроения началось практически сразу после Победы, в 1946 году. По закону о репарациях из Германии в Ижевск доставили чертежи и оборудование немецких заводов, что дало мощный толчок для развития. На предприятии было создано новое конструкторское бюро, и началась подготовка к производству новой модели мотоцикла ИЖ-350, в основу конструкции был заложен немецкий образец DKW-350.

    Прототип германской промышленности был адаптирован под советские требования и возможности сопутствующих производств. Сборка мотоциклов ИЖ началась на оружейном заводе. С этого момента Ижевский мотоциклетный завод становится лидером по производству мотоциклов в Советском Союзе.

    История особенностей комплектации [ править | править код ]

    • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
    • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
    • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
    • Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
    • Глушитель прямой
    • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
    • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
    • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиляМосквич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
    • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
    • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
    • Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
    • Зарубежное электрооборудование и светотехника:
    • Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
    • Задний фонарь «Stanley» (Япония)
    • Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
    • Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
    • Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
    • Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
    • Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)
    • Карбюратор «Микуни» VM32-89
    • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
    • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
    • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
    • Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
    • Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке
    • Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
    • Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
    • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
    • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:
    • Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    • Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)
    • Упраздняется мягкое крепление двигателя
    • Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
    • Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
    • Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
    • Начало установки противоугонного замка
    • замок зажигания ВК105
    • комбинированные переключатели на руле
    • задний фонарь
    • Изменение конструкции задней подвески:
    • удлинена маятниковая вилка
  • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)
    • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
    • Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)

    Мотоциклы Иж уже давно появились на российском рынке, и все еще пользуются популярностью. В прошлом он завоевывал сердца своим внешним видом, универсальностью и мощным двигателем. На данный момент все эти преимущества уже порядком устарели и потому его часто используют в качестве донора для кастомайзинга.

    Почему выбирают Иж для переделки?

    • Низкая стоимость мотоцикла.
    • Легко найти запчасти.
    • Он удобен для езды по городу.
    • Достаточно неплохой двигатель.

    За последние годы мотоцикл претерпел множество изменений и его выбирали в качестве основы для различных стилей кастомов из Ижа. Расскажем о наиболее популярных.

    Главные недостатки

    Все модификации маркировались знаком качества и были в целом надёжны. Головную боль владельцам техники, сделанной на Ижевском машиностроительном заводе, доставляли:

    • Слабый генератор, мощности которого для обеспечения питанием всех электроприборов в ночное время было недостаточно.
    • Система зажигания, выполненная по раздельной для каждого цилиндра схеме. В целом она достаточно надёжна, но равномерно настроить зажигание на Иж Юпитер 3 – непростая задача.
    • Электропроводка не вполне удовлетворительного качества. Владельцы новых машин часто жаловались, что провода перепутаны ещё на заводе.

    Тем не менее, популярность модели была велика, и если что и останавливало потенциальных покупателей, так это достаточно высокая цена. За год завод выпускал свыше 250 000 машин, поступавших в открытую продажу. Удачная конструкция стала базой для создания следующих модификаций, последней из которых стал Иж Юпитер-5.

    Популярные направления кастомизации

    Ретростиль

    Старинные автомобили и мотоциклы сейчас снова в моде, владельцы достают их из сараев и пытаются восстановить внешнее состояние и ходовые качества.

    Наиболее популярна для изготовления ретро кастомов Иж Планета 5. Восстановить его до заводского вида задача непростая, потому что достаточно сложно найти оригинальные приборные панели, которые из-за хрупкости часто ломаются. А также в дефиците оригинальные кофры и немятые бензобаки.

    Наиболее дорогостоящей и трудозатратной задачей будет восстановить советский хром и окрасить все сколы и трещины.

    Кафе рейсер

    Это также разновидность ретростиля только уже Британского, времен 60-70-х годов. Основными переделками для стиля кафе-рейсер являются:

    • Плоское сиденье,
    • Оригинальная хвостовина,
    • Обтекаемый бак,
    • Круглые зеркала,
    • Вместо приборной панели, один круглый датчик,
    • Однотонный темный окрас,
    • Множество хромированных элементов.

    Конструкционные нюансы

    Стоит отметить, что модель от конструкторов Ижевского машиностроительного завода в свое время считалась одной из самых современных. Разработчики внедрили в модификацию новый корпус, модернизировали мотор и воплотили лучшие наработки в сфере создания двухцилиндровых «железных коней».

    Если учесть, что на основе старой рамы была смонтирована абсолютно новая противовибрационная система и принципиально другая конфигурация топливного бака, рассматриваемый байк стал настоящим прорывом в сегменте отечественной двухколесной моторизированной техники. Более мощное многодисковое сцепление также можно отнести к преимуществам модели.

    Транспортное средство «Иж Юпитер-4», характеристики которого приведены выше, получило обновленную амортизационную систему и электронное оснащение. Последний узел очень похож на аналог, используемый в легендарном спортивном варианте «Планета-Спорт». Именно с этой вариации позаимствована аккумуляторная батарея и большинство прочих элементов, относящихся к электрическому оборудованию, включая генератор и катушку.

    Самые крутые Иж Кастомы

    Кастом Dirt Tracker Иж Планета 3

    Стиль: Dirt Tracker. Основа: Иж Планета 3.

    Для этого кастом мотоцикла была переработана рама и маятник, который позволяет наклонить амортизаторы. Установлен немного разваренный бензобак и генератор от Минска. Произведен полный капитальный ремонт двигателя, упрощена проводка и полностью убран АКБ, отполировано ЦГП, а также доработаны тормоза.

    Специально для кастома изготовлены самодельные крылья, хвост, выхлоп, сиденье, стойки, руль, корпус спидометра, воздухофильтр, поворотники, подножки и крепление фары.

    Из заимствованных деталей был взят кик-стартер от Иж К-16, фара от старого мотоцикла производства ГДР, вилка от советского мотоцикла и боковая подставка от Иж 56.

    А также установлены новые: сцепление, моторная цепь, карбюратор Микуни, мягкие ручки ProGrip, карбоновые грязе-отбойники. На переднее колесо установлена резина 100х80х18, а на заднее 120х80х18 с разваренным на 20 мм ободом.

    Кастом каферейсер Beckman из Иж Юпитер

    Стиль: Каферейсер. Донор: Иж Юпитер 4 1982 года. Изготовлен: Iron Custom Motorcycles, для чемпионата мира по кастомайзингу 2016 AMD World & European Championship of Custombike Building.

    Проект сделан в стиле 70-80-х годов, и при его создании использовались только доступные в России запчасти прошлых лет, а также самодельные детали.

    Что сделали?

    • Изготовили трехцилиндровый двигатель.
    • Переделали раму с вилкой от мотоцикла К-750.
    • Колеса взяли от Иж Ш-12 с резиной размером 450-18.
    • Мотоцикл покрасили в винтажные цвета и отполировали множество деталей.
    • Сделали самодельную выхлопную систему из нержавейки.
    • Демонтировали все приборы, оставили только замок зажигания и установили спидометр от Иж-49.
    • Хвост сделали в стиле каферейсера и на него установили световой сигнал ГАЗ-51.
    • Передний и нижний обтекатели сделали вручную.
    • Бак квадратно округлённой формы также был изготовлен своими руками.
    • Сидение, ручки, подножки, ножку кик-стартера и курки обтянули термовинилом.
    • А также демонтировали все лишние детали для облегчения конструкции и внешнего вида.

    Кафе рейсер из Ижа от MJ Custom Company

    Стиль: Кафе-рейсер. Донор: ИЖ-Юпитер 5. Автор: Андрей из компании MJ Custom Company. Бюджет: 200 долларов.

    Этапы работы:

    • Наброс рисунка мотоцикла.
    • Сделан классический руль.
    • Бак установлен от Явы 634 и такой же взят для изготовления заднего горба.
    • Изготовлены ребра жесткости.
    • Переднее крыло изготовлено частично из остатков старого крыла и доработано другими элементами.
    • Номер был закреплен в качестве дополнительной защиты от грязи и также на нем закрепили подсветку и стоп-сигнал.
    • Спидометр также взят от старой Явы.
    • Замок зажигания размещен на коробке с электрикой, а аккумулятор закреплен на оси мотоцикла.
    • Набивка сиденья сделана из каремата и обтянута искусственной кожей.
    • После этого мотоцикл был покрашен и собран.

    Шиф Планета Спорт: пес-скрэмблер

    Стиль: Скремблер. Донор: Иж Планета Спорт. Автор проекта: Yuri Shif Custom.

    Скрэмблер – это смесь уличного мотоцикла и эндуро, со спицованными колесами, мощной резиной, задранным вверх выхлопом, узким сиденьем, широким рулем и облегченным дизайном.

    Этот кастом был собран практически из кучи деталей и внешне очень похож на Иж Планету Спорт, но по сути оригинальных запчастей осталось мало.

    Бензобак сохранил фирменный внешний вид, но сделан своими руками. То же самое с приборами.

    Установлены дисковые тормоза, новый руль и вилка, а также доработана подвеска.

    Двигатель остался старый, но был основательно доработан и настроен, в результате чего увеличил мощность и крутящий момент.

    Иж борд-трекер Железный Феникс

    Стиль: борд-трекер. Донор для кастома: Иж-49.

    Что было сделано?

    Рама была перепилена болгаркой и сварена. Задний маятник удлинен, а подвеска осталась старой, лишь модернизированы амортизаторы. Заднее колесо сделано шире за счет новых ребордов.

    В передней части мотоцикла установлена рычажная вилка с обратной тягой, пружины взяты от Урала и Ижа. Самодельная опора для амортизаторов приварена к нижней траверсе. Сверху размещен самодельный руль, через который продеты тросы управления. Стандартный бак от Ижа был переварен и удлинен.

    Двигатель модернизирован путем установки карбюратора Микни от Иж-ПС, увеличения степени сжатия и расширения впускного канала. Генератор был установлен от Совы. Выпускные трубы были изготовлены вручную, а глушитель взят родной и немного доработан.

    Модификации мотоцикла


    Базовая модель имела индекс ИЖ 6.113 – 010 – 01, а версия с боковой коляской — 6114 – 010 – 01. Выпускались также модификации “Люкс” (люлька, запасное колесо, зубастая резина, обтекатель, защитные дуги, багажник) и “Турист” (то же самое, но без обтекателя, багажника и дуг). Впоследствии байк много раз модернизировался, получив другой карбюратор, дисковый передний тормоз, более энергоёмкую вилку с пневматической регулировкой. Существует также версия и с грузовым боковым прицепом, но в наши дни встречается она исчезающе редко. В продаже попадается и Юпитер 5 переходной модели, но под этим определением обычно скрывается просто одна из ранних модификаций.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]