Мотоцикл ИЖ Юпитер 3 — характеристики и особенности


Российские мотоциклыМотоциклы «ИЖ»

Среди отечественных мотоциклов среднего класса лидером являлась серия «ИЖ Юпитер».

Особенностью этих мотоциклов являлся двухцилиндровый мотор, что обеспечивало некоторое преимущество перед другим мотоциклом Ижевского машиностроительным .

Серийно «ИЖ Юпитер» начал производиться с 1961 года, данная серия включала пять поколений и производилась она до 2008 года.

Сейчас же рассмотрим модель третьего поколения «ИЖ Юпитер 3».

Выбрали эту модель неслучайно, поскольку в свое время на эти мотоциклы стали устанавливать совершенно переработанные моторы, у которых значительно возросла мощность по сравнению с предшественниками, поэтому «ИЖ Юпитер 3» уже являлся первой моделью новой генерации мотоциклов.

Следует указать и то, что этот мотоцикл производился очень длительное время – 10 лет (с 1971 по 1981 года) и по данному показателю его превосходит только «ИЖ-Юпитер 5».

Описание конструкции

Итак, впервые показан был этот мотоцикл в 1971 году.

Производился он в двух версиях – «ИЖ Юпитер 3» и «ИЖ Юпитер 3К».

Отличались они тем, что «3К» дополнительно оснащался боковой коляской, но она имела возможность отсоединятся от мотоцикла.

На то время «Юпитер 3» обладал современной внешностью и был хорошо сделан, хотя за основу и был взят предшественник. Все элементы мотоцикла крепились к трубчатой раме.

Чтобы увеличить комфортабельность, увеличили ход передней подвески и сделали более мягкими задние амортизаторы.

Изменили форму бака, он перестал быть каплевидным. А вот передняя фара не изменилась, в корпусе ее продолжал размещаться спидометр, замок зажигания и контрольные лампы.

Сиденье – нераздельное, двухместное. К корпусу сиденья снизу крепилось заднее крыло с размещенным на нем стоп-сигналом, поворотниками и номерной площадкой.

Поворотники на семействе «ИЖ Юпитер» начали ставиться именно с третьей модели.

Под сиденьем с обоих боков мотоцикла размещались бардачки, левый был предназначен для установки АКБ, а правый – для хранения ключей.

Двигатель располагался под баком, что обеспечивало поступление топлива в карбюратор самотеком. Чтобы не происходило самопроизвольного вытекания бензина, на баку размещался краник.

Цилиндры имели рядное расположение. При проектировании нового двигателя для этого мотоцикла пересмотрели положение ребер цилиндров, что в дальнейшем обеспечило лучшее их охлаждение.

От каждого из цилиндров выходило по одному колену, к которым прикручивались две выхлопные трубы, закрепленные по бокам мотоцикла под подножками.

Система питания состояла из одного карбюратора, расположенного за цилиндрами и соединенная с ними патрубком с двойным выходом. В базе к мотоциклу шли защитные крышки, прикрывающие карбюратор.

За счет переработки мотора конструкторам удалось увеличить его мощность на 6 л.с., что сказалось на скорости движения, она возросла до отметки в 120 км/ч.

Коробка передач была выполнена заодно с мотором. Крутящий момент передавался посредством многодискового сцепления. Привод на заднее колесо осуществлялся цепью.

Задняя приводная звездочка располагалась в алюминиевом корпусе.

Передняя подвеска была выполнена в виде телескопической вилки, а задняя подвеска была маятниковой с двумя амортизаторами.

Тормоза на обоих колесах – барабанные с механическим приводом.

В свое время этому мотоциклу был присвоен Государственный знак качества, поскольку он был надежен, легко ремонтируем, обладал легким пуском, по сравнению с «ИЖ Планета».

Единственным слабым местом у него являлась контактная система зажигания. Она практически состояла из двух контактных систем, по одной на каждый цилиндр.

Это сказывалось на удобстве установки зажигания, трудно было добиться одинакового угла опережения на цилиндрах.

Отличным спутником в длительных путешествиях станет Kawasaki Versys 650, технические характеристики его найдете в нашем обзоре.

Байк получивший статус «легендарного» мотоцикла:

В этом сарае мотоцикл простоял 38 лет


0
Коляска хранилась в перевернутом виде: чтобы не занимать много места


0

Данный аппарат в свое время государство выделило одному леснику в Черкасской области — для объезда территорий лесного хозяйства. Однако, для этих целей у него уже был более старый Иж Юпитер-2 в неплохом состоянии, поэтому человек решил поберечь новую технику до лучших времен и на долгие годы запер его в сухом сарае. Его даже на учет в ГАИ не поставили!


0

В этом сарае мотоцикл и простоял аж до 2014-го года, когда внук владельца решил все-таки достать из под завалов хлама советскую технику, которая за 38 лет уже успела стать раритетом. А тем более в таком состоянии!


0

Пробег на спидометре — 3 километра, причем он зафиксирован в сопроводительной документации, которая шла с мотоциклом. Эти километры он проехал еще по заводскому полигону: тестовая обкатка для выявления брака и дефектов сборки.

Технические характеристики

Подробные характеристики этого мотоцикла сведены в таблицу:

Характеристики и показатели мотоцикла ИЖ Юпитер 3
ПараметрЕд. изм.Показатель
Длинамм2170
Ширинамм780
Высотамм1175
База колеснаямм1430
Вес сухойкг162
Просвет дорожныймм135
Силовая установкатип2-цилиндр., 2-тактн.,
Система смазкитипсовместно с топливом
Система охлаждениятипвоздушная
Система запускатипкикстартер
Система питаниятипкарбюраторная, 1-карб.,
Рабочий объемкуб. см347
Мощностьл.с.25
Сцеплениетипмногодисковое
Коробка передачтипМех., 4-ступ., с ножным переключением
ПриводтипЦепной
Скорость максимальнаякм/ч120
Объем бакал18

Главные недостатки

Все модификации маркировались знаком качества и были в целом надёжны. Головную боль владельцам техники, сделанной на Ижевском машиностроительном заводе, доставляли:

  • Слабый генератор, мощности которого для обеспечения питанием всех электроприборов в ночное время было недостаточно.
  • Система зажигания, выполненная по раздельной для каждого цилиндра схеме. В целом она достаточно надёжна, но равномерно настроить зажигание на Иж Юпитер 3 – непростая задача.
  • Электропроводка не вполне удовлетворительного качества. Владельцы новых машин часто жаловались, что провода перепутаны ещё на заводе.

Тем не менее, популярность модели была велика, и если что и останавливало потенциальных покупателей, так это достаточно высокая цена. За год завод выпускал свыше 250 000 машин, поступавших в открытую продажу. Удачная конструкция стала базой для создания следующих модификаций, последней из которых стал Иж Юпитер-5.

Ориентировочная cтоимость

Хоть производство «Юпитер 3» давно закончено, его еще можно приобрести, но только на вторичном рынке и часто уже несколько переделанным.

Дополнительно можно отметить, что этот мотоцикл может служить хорошим началом для любителей переделок и тюнинга.

Стоит этот мотоцикл очень дешево, предлагается он на вторичном рынке по цене от 7 до 19 тыс. руб.

Несмотря на довольно преклонный возраст Кавасаки GPZ 900 R является культовым супербайком с огромным числом почитателей и фанатов, что говорит о его качестве и уникальных характеристиках.

Теперь при должном оснащении этого мотоцикла аэродинамическим обвесом можно попытаться преодолеть рубеж в 200 км/час.

Цена ИЖ Юпитер 3 на сегодняшний день

Эти мотоциклы уже давно не выпускают, поэтому остается искать эти мотоциклы на вторичном рынке, но можно найти в плохом состоянии, или после переделок. Кстати, Юпитер 3 отлично подходит для тюнинга, из него можно сделать интересный боббер или другой кастом.

Цена ИЖ Юпитер 3 варьируется в пределах от 7 000 до 19 000 рублей. Но это отличный вариант для тех, кто хочет начать свой пусть в мотодвижении. Юпитер 3 надежный, недорогой, компактный, простой в ремонте, поэтому своих денег он стоит.

А далее видео о том, как ИЖ Планета 3 едет по трассе:

Фотогалерея

ИЖ Юпитер 3 — это советский дорожный мотоцикл, среднего класса. Конструкторы отлично поработали над его соданием, в результате у них получился удобный, надёжный и простой в эксплуатации мотоцикл. А его внешние данные можете оценить в нашей небольшой подборке.

Дополнительные модификации

В ходе производства машина дважды модифицировалась. С 1977 по 1980 год выпускался Иж Юпитер 3 01, имевший ряд отличий от базовой версии. Модель получила:

  • Возможность регулировки зазора между грязезащитным щитком и колесом. При эксплуатации на просёлочных дорогах это было важно.
  • Противоугонный замок. В связи с этим изменилась схема замка зажигания.
  • Дуги безопасности.
  • Штатное зеркало заднего вида.
  • Задние амортизаторы новой конструкции с тремя позициями регулировки жёсткости.
  • Изменённую конструкцию глушителей.
  • Блокировку заднего тормоза, облегчавшую установку на стояночный упор.

Был и ещё ряд мелких изменений, но они касались, в основном, внешнего вида. Что до ТТХ, то они остались на прежнем уровне.С 1979 по 1981 год производился Иж Юпитер 3 02, главным отличием которого был топливный бак новой конструкции и формы.

Приобрёл я сей аппарат у мужика с соседнего гаража. Привлекло то, что он был первым и единственным хозяином этого мотоцикла. История эксплуатации такова: купил он его в военторге в соседнем городе, ездил – ездил пока не решился таки коляску к мотоциклу присобачить. Так в документах появилась ещё одна буква – К, т.е. Иж-Ю3К. Потом снова ездил и в итоге пробег по спидометру около 23300 км. Меня это не испугало,. так как кое-какой опыт ремонта двухцилиндровых двигателей имелся. Короче взял я его. Двигатель работал идеально, пока я не снял с него цилиндры и то, что я там увидел, повергло в шок — зазор между поршнем и цилиндром -1мм!+ следы задиров и прихватов поршней в обоих цилиндрах. И это всё работало. Не считая шлейфа дыма после 100 км/ч))).

В тот же год мне подвернулся точно такой же Юпитер, того же года, и даже такого же цвета и самое главное с пробегом 3100 км. На него отсутствовали документы. Зато цена – 500 руб. за агрегат с минимальным пробегом и с оригинальным обвесом казалась смешной. Вообщем купил, разобрал, лишнее выкинул(рама, бардачки, седло, крылья и пр.)

Поставил цилиндры и поршня на свой первый, легальный аппарат, и весь 2006 год гонял не зная проблем. Только были небольшие проблемы с дымом после 100 км/ч. Да и то, проблемы были не у меня, а у тех, кто ехал следом за мной Наверняка, увидев такой туман, перед собой люди думали о том, что они приехали в Лондон, известный своим адским туманом. Так вот, приехал на каникулы мой друган из Питера(у которого теперь Хонда CB750) и две недели я катался с ним. И на одной из прямых я выжал из Ижа 130 км/ч. Всё бы ничего, так ведь, мы ехали вдвоём, а это около 150 кг, помимо веса самого мотоцикла. Итого 310 кг. Короче на отметке 130 км/ч стал вилять руль и я от греха подальше скинул скорость до положенных 70 км/ч.

Затем я лишил мотоцикл того, без чего, по мнению многих мужиков и дедов мотоцикл можно выкидывать, вообщем я удалил коляску. Точнее я её выкинул, а затем сходил в ГИБДД где и оформил все соответствующие документы. Самое любопытное в том, что по документам мотоцикл так и остался Иж-Ю3К, а рядышком мелким шрифтом написана заветная надпись кол.хххххх выбракована.

После я разобрал его до винтика и занялся покраской. Потратил уйму времени, но работа того стоила. Поставил бак от ИЖ — Ю2, фару от какого-то древнего Ижа. Также один знакомый плотник сделал мне кофры из 9-ти мм фанеры, затем я отнёс их в мебельную мастерскую, где мне их обтянули чёрной винилискожей и врезали замки. Также поставил небольшое стёклышко и глушители от Иж-Ю4, обтянул рукоятки руля кожей, поставил новые хромированные зеркала.

Далее мною была приобретены лицензионная орионовская вилка, литые колёса и гидравлический тормоз. Все это было установлено без особых проблем на штатные места. Одновременно с этим перевёл мотоцикл с 6 вольт на 12 путём установки план-шайбы. Ещё установил на кофры фонари от какого-то трактора smile:)

Итог: 3 года неторопливых переделок стоили полученного результата. Теперь я точно знаю, что подобных аппаратов не существует.

При переделке я не старался скопировать конкретный импортный аппарат, просто сделал мотоцикл таким, каким, на мой взгляд, он должен быть :)

Где найти и купить Юпитер 3?

Мотоцикл ИЖ Юпитер 3 – это один из первых мотоциклов, получивших двухцилиндровый двигатель. В свое время он стал неким олицетворением мощности, комфорта и красоты. Уникальный дизайн, наличие бокового прицепа и другие факторы делают этот мотоцикл очень узнаваемым и особенным, среди реставраторов старой техники. К сожалению, найти рабочий и хорошо сохранившийся Юпитер 3 в наше время практически нереально. Как правило, без ремонта и реставрирования не обойтись. К тому же, спустя 30 лет достаточно непросто найти мотоцикл с документами.

Но если вы загорелись желанием стать владельцем старой доброй «тройки», то вы можете попробовать поискать объявления о продаже в интернете. Большинство мотоциклов находиться загородом, в каких-нибудь селах и деревнях. Как правило, мотоциклы стоят в гараже у какого-нибудь дедушки. Если вы истинный мотолюбитель и можете приобрести и качественно отреставрировать Юпитер 3, вы получите практически коллекционный байк, с большой историей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]