Лучшие советские мотоциклы, за которые не стыдно: их можно купить и сегодня

Вскоре после начала нового тысячелетия произошли две вещи, которые навсегда изменили ход истории мотоциклов. В 2001 году Triumph перевыпустит свою культовую модель Bonneville, всего за несколько лет до того, как Ducati представил Sport Classic — мотоцикла, разработанного Пьером Тербланшем по образцу модели 750 Sport итальянской фирмы 1973 года. Который отличался современными характеристиками, стандартами безопасности, уровнем выбросов и и надежность в явно винтажном стиле. Идея Ducati Motor объединить современные силовые агрегаты и ходовую часть с безошибочно олдскульной эстетикой в ​​конечном итоге послужит основной формулой, на которой основан весь современный ретро-сегмент мотоциклов.

Перенесемся примерно на два десятилетия вперед до сегодняшнего дня, и сектор современного ретро байков теперь является одним из самых популярных классов во всем двухколесном мире. А предложения, вдохновленные прошлым, теперь производятся подавляющим большинством основных производителей мотоциклов и составляет значительную часть от общего объема продаж. С таким количеством марок, которые все борются за кусок пирога в стиле олд скул, рынок становится все более перенасыщенным мотоциклами, и, хотя это дает покупателям множество вариантов выбора, это также затрудняет сортировку предложений, чтобы найти подходящую модель. Имея это в виду, мы тщательно разбили сегменты, чтобы выяснить, какие качества характеризуют этот тип байков и на что обращать внимание при покупках, а также на наши подборки лучших мотоциклов в стиле ретро, ​​доступных в настоящее время у дилеров.

ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.

В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.

Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.

Первые годы СССР

Первые попытки восстановить работу , фактически являвшегося пионером мотопрома до революции, были предприняты нескоро. В 1918 году предприятие было переименовано в «Государственный авиационный завод №1» и сосредоточился на выпуске авиационных деталей, дрезин и прочих изделий.

Вновь вернуться в привычное русло завод попытался в 1924, когда группа инженеров разработала и построила на нем самый первый советский мотоцикл, получивший символичное название «Союз». В сравнении с выпускаемыми в 1910-14 годах моделями это был уверенный шаг вперед. Во-первых, машина была построена на базе одноцилиндрового 4-тактного 503-«кубового» мотора и даже имела мягкую подвеску обоих колес, многодисковое сцепление и трехступенчатую коробку передач. А, во-вторых, в отличие от предшественников, практически полностью состояла из отечественных деталей. Исключение составляли лишь магнето и карбюратор, но даже двигатель был сконструирован и произведен в Советском Союзе.

В целом, разработка оказалась удачной и даже вполне успешно участвовала во «Втором испытательном автопробеге», проходившем в 1925 году, но по каким-то причинам в серийное производство так и не попала.

Восход. Самый деревенский.

Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с.
Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.

ЗиД

Расположенный в Коврове завод имени Дегтярева десятилетиями выпускал мототехнику. Сперва это были «Ковровцы», затем их сменили «Восходы», которые получили дальнейшее развитие в виде мотоциклов «Сова» и «Курьер». Производились также и 50-кубовые аппараты «Пилот» и «Актив», отличавшихся от мини мопедов вроде «Карпаты» самым выгодным образом. Но позднее ковровский завод постигла та же участь, что и минский – он начал заниматься сборкой китайских мотоциклов, активно сотрудничая с компанией Lifan. А вышеупомянутый «Пилот» за годы выпуска получил практически культовый статус, на голову превосходя все мопеды советских времён. Он был намного технологичнее, да и внешне выглядел куда интереснее, что отлично видно по фото. Производилась на заводе и специальная техника для советских спортсменов, и на звание самого быстрого мотоцикла той эпохи вполне могут претендовать некоторые модели, выпущенные на заводе ЗиД. Технические характеристики её были на высоте, но подробное описание мы здесь приводить, пожалуй, не будем.

М-62. Выбор милиции.


Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.
Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!

Оппозиты

Довоенные разработки советских конструкторов были пересмотрены после тщательного изучения трофейных немецких мотоциклов, на основе которых и были созданы первые тяжелые мотоциклы Советского Союза. Самый первый образец и вовсе был точной копией BMW R71, хотя в дальнейшем началась модернизация модели, которая увела её в сторону от изначальной концепции. Название “Урал” байк получил не сразу, долгое время обходясь просто аббревиатурой и номером. Десятилетиями оппозиты выпускались только в комплектации с коляской, хотя в 90 х годах производились и модели-одиночки. Уралы смело можно назвать байками с невероятно долгой историей, и они выпускаются даже сейчас. Надежные, стильные и живучие, они пользуются неплохим спросом в США. Впрочем, старые мотоциклы СССР с современными Уралами имеют не так уж и много общего. В современном мире мотоциклы с коляской практически не производятся, так что российская мототехника тут остаётся практически единственным исключением.

М-1А «Москва»

Попробуем выстроить этот экскурс в мотоциклетное прошлое великой страны в хронологическом порядке. Возьмем послевоенный период, ну, просто потому, что он нам понятней и ближе.

Мотопром возрождался на базе лучших образцов трофейной техники. А ее в СССР было завезено немало. И вот уже на Московском велосипедном заводе осваивают производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем.

Аппарат называют М-1А «Москва». Это — первый послевоенный мотоцикл СССР — простой и легкий, для которого не требовалось много металла и резины.

На такой технике обучались мотоциклисты в школах ДОСААФ. В 1951 году производство передали в Минск на вновь построенный велосипедный завод. Почти такая же модель с индексом К-125 выпускалась в Коврове.

Минск

Некоторые модели мотоциклов СССР выпускались на ММВЗ, заводе, расположенном в Минске, столице современной Республике Беларусь. «Мински» были дешевле продукции завода имени Дегтярева, и тоже были весьма популярны. Мототуристы катались на них по всему Союзу, и эта техника была очень хорошая для своего времени. Правда, позднее завод всё-таки прекратил выпуск собственных байков, полностью перейдя на сборку новых моделей из китайских комплектующих, которые сейчас продаются по всей России. Но в памяти байкеров старой закалки всё равно часто всплывает именно старый 125-кубовый «Минск», если задать им вопрос про самый лучший советский мотоцикл.

«Иж-49»

В 1951 году в Ижевске наладили выпуск модели «Иж-49». За основу, как и в случае с «Москвой», взяли трофейный аппарат. Правда, DKW NZ 350 подвергся некоторым усовершенствованиям, что сделало его только лучше — под нашей маркой, разумеется.

Мотоцикл получился надежный, очень живучий и невероятно красивый. Он и сегодня способен покорить своей внешностью истинного байкера — какая посадка, какие выверенные линии… Да, это была машина!

Завод производил версии с коляской, спортивные — для кросса и шоссе. Обладать ими сейчас — это не каждому под силу: «Иж-49» имеет коллекционную ценность. Купить его можно не меньше, чем за 100 тысяч рублей. При этом цена стремится к росту.

Иж

Многие советские кроссовые мотоциклы выпускались именно на Ижевском заводе, причём они неоднократно занимали призовые места на различных соревнованиях. Хотя широкой публике эта марка знакома благодаря линейкам «Планета» и «Юпитер», так как за десятки лет было произведено несколько миллионов экземпляров, и далеко не все из них уже превратились в груду ржавчины. И именно на Ижевском заводе был выпущен первый мотоцикл в стиле чоппер – модель «Юнкер». Это произошло уже после распада Союза, но тем не менее.

«Иж Планета»

1962 год. Ижевский мотоциклетный завод приступает к сборке принципиально новой для себя модели «Иж Планета», ставшей родоначальницей целого семейства, выпускавшегося до 2008 года («Иж Планета 7»).

Созданный на базе «Иж-56» мотоцикл среднего класса, предназначался для езды по дорогам с разным покрытием. Гарантийный пробег «Иж Планеты» по сравнению с предшественником вырос на 2 000 км, а срок службы деталей цилиндро — поршневой группы — в полтора раза (благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя).

Были установлены новый бензобак, легкосъемное седло, глушители. Вместо штампованного переднего и заднего крыла применены штамповано-сварные.

В действие «Иж Планета» приводил одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педали ножного переключения передач и кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.

Мотоцикл выпускался до 1966 года, всего было произведено 405 303 экземпляра — довольно приличный тираж по тем временам.

Jawa 350/638

Jawa 350 — 638 — последний чешский мотоцикл, продававшийся в СССР, где он тоже стал народным. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто снималась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х.

Внешне мотоцикл был сравнительно простым, но с «изюминкой». Большая фара с выступающими по бокам круглыми поворотниками и, располагающиеся сверху, колодцы приборной доски выглядели очень гармонично.

Бак был объемный, но формы имел аккуратные, в задней части его имелись довольно габаритные накладки для колен водителя. Но самое главное, что имелось на баке — это надпись «Jawa».

У модели 638 было двойное ровное сиденье, разделенное посередине ремешком для пассажира, за которое он и должен был держаться.

Двухцилиндровый двигатель был полностью открытым для обозрения, все составные элементы его хорошо просматривались, хотя открытость его играла важную роль — мотор имел воздушное охлаждение.

К достоинствам этого мотоцикла можно было отнести стильный вид, до которого советским мотоциклам было очень далеко.

М-72. Самый боевой

М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.

Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускались всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м. С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами, пулеметами или легкими минометами. С первых послевоенных лет – и долго после того – эти мотоциклы стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.

«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.

Мопеды и мотороллеры

Список был бы неполным без советских мопедов, таких как “Карпаты” и “Рига”. Первые их модификации оснащались вполне себе велосипедными педалями, и представляли собой самый бюджетный вид транспорта, пользовавшийся огромной популярностью в сельской местности. А на Тульском заводе выпускались мотороллеры “Тула”, “Турист”, “Тулица” и грузовой “Муравей” с багажной платформой и широкими автомобильными колёсами сзади. Последний вообще пользуется спросом даже сейчас, несмотря на то, что он снят с производства давным-давно. Мопеды в СССР стали так популярны в основном благодаря низкой цене и отсутствию необходимости получать для управления ими водительские права. Именно они обычно становились первой мототехникой в руках будущих байкеров, прививая им любовь к двум колесам. Мопед Карпаты был мечтой для многих из них, тем более что садиться на мопеды с 14 лет можно было уже совершенно законно.

Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый.

Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».

В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.

Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.

К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красным Октябрь» выпускали в Ижевске.

«Минск М1А». Первый белорусский

И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.

Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.

Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.

К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».

Белорусский «шедевр» – Минск 125 Спорт

Мировой рынок спортивных мотоциклов просто огромен и мы привыкли, что на нём «правят бал» одни зарубежные фирмы. Но, абсолютно и не заслуженно, мы забыли про наших отечественных производителей. В данной статье я расскажу именно об одной из моделей отечественных спортивных мотоциклов, а именно о мотоцикле «Минск 125 Спорт».Данный мотоцикл просто поражает своим смелым, передовым и очень красивым дизайном и, по началу, кажется, что это не наш «шедевр», а какой-то ведущей зарубежной – это наша машина и об этом говорит гордая надпись на обтекателе – «Минск». Появление его стало возможно благодаря очень тесному сотрудничеству нашего Минского вело-мото завода и очень знаменитой британской фирмы MEGELLI, которая сегодня широко известна в Беларуси. По большому счёту, мотоцикл «Минск 125 Спорт» – это британский спортбайк «Megelli 125 R», выпущенный в 2007 году.

«Паннония»

Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.

Производство «Паннонии» началось на в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.

С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов. Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской.


Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.

В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.

Jawa 360

Едва ли не предел мечтаний советского моторизованного человека — чешский аппарат Jawa. Дружественная страна позаботилась о том, чтобы в СССР на этой красавице ездил каждый третий мотоциклист — всего в страну было поставлено более миллиона «Явы» различных моделей и версий.

Производство новой серии мотоциклов «Ява» моделей 250–623 и 350–633, отличавшихся оригинальным дизайном, началось в 1970 году. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973-м в серию запустили модель «Ява 350–634» с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объёмом двигателя 250 см³ прекратилось.

После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться до сих пор.

Многие ранние экземпляры мотоцикла и сейчас еще живы, особенно ценятся те, что с боковой коляской из стекловолокна.

Ява (Jawa)

Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.

Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.


Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации.


Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.

Импортная техника

Чешские мотоциклы в Советском Союзе считались топ техникой, доступной лишь редким везунчикам. В то время как обычные Ижи с Восходами купить было всё-таки можно, пусть они и стоили немало, Явы и CZ достать было невероятно трудно. Желающих обладать ими не останавливали даже проблемы с запчастями, заказывать которые приходилось через особые магазины, так как все импортные детали поставлялись из социалистической на тот момент Чехословакии. Сейчас эти марки уже де-факто не существуют, хотя в некоторых странах продаются китайские мотоциклы под брендом Jawa. Это уже совсем не то – лучшие мотоциклы той эпохи ушли вместе с СССР. Сейчас старинные Явы пользуются спросом в основном у энтузиастов, которые с удовольствием включили бы их в свою коллекцию ретро-техники. Старые мотоциклы СССР в хорошем техническом состоянии сейчас найти непросто, но оно того стоит, если вы неравнодушны к подобным байкам.

«Чезет»

История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.


В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения. Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.

Легендарные мотоциклы 70-х: Honda CB400F

Мода на кафе – американская дань чисто европейскому образу жизни – была все еще в полном расцвете, когда маленькая группа увлеченных энтузиастов покупала и пристраивала на свои машины неудобные, но «гоночные» клипоны и смещенные назад подножки, в надежде стать похожими на заморских собратьев. В Европе не было ограничения максимальной скорости, там каждый гонял, как мог.

Это сегодня корпорации нанимают легионы маркетологов, чтобы выявить новые тенденции и заработать на них. 20 лет назад производители реагировали на изменения во вкусах покупателей почти так же, как слон реагирует на укус комара: некоторые признаки намекают, что что-то происходит, но реакция оказывается запоздалой и неуместной.

Тем не менее, своей моделью CB400F 1975 года Honda попала «в яблочко». 400-ый выглядел просто великолепно: достаточно хромированный, однотонно раскрашенный синим или красным, без полос, побрякушек и украшений. Сужающийся, похожий на хлебный батон, бак, горизонтальный руль и слегка смещенные назад подножки придавали всей конструкции очень спортивный вид. Не говоря уже о легендарном четырехцилиндровом двигателе, фетише для поклонников Хонды, участвовавшем в Гран-При в 60-х годах.

Вот что об этом писали журналы того времени: «Очевидно, что мы ослеплены первой концепт-моделью мотоцикла от Honda с выхлопом «четыре в одном». Она легкая, маневренная и тихая. Мы видим новый тип мотоцикла – быстрого, бесшумного и забавного.» — «Motorcyclist», апрель 1975.

«Хонда аккуратно перекроила 408-ой в настоящий спортивный мотоцикл среднего класса» — «Cycle World», июль 1976.

«Модель Honda CB400F — это чудо. Она управляется замечательно, тормозится надежно, легко переключается и плавно разгоняется. Мотоцикл вос-принимается как нечто цельное, как будто сотня различных дизайнерских систем сработала исключительно синхронно. И все-таки привлекательность 408-й переходит в ее возможности. Даже завзятый англофил согласится, что у CB400F есть настоящий характер. Если вы не реагируете на завораживающие технические возможности СВ400F, вам лучше немедленно перейти на шахматы.» — «Cycle», март 1975.

Все это относится к мотоциклу, который был в основном переделан из CB350F. CB350F был интересной технической новинкой, но со своими 15,5 секунды на четверть мили он был ужасно медленным даже по тем временам. Помимо стилизации под спортбайк, в центре внимания Honda оказалась скорость. Этот вопрос был решен простым способом: рассверливание блока цилиндров дало диаметр 51 мм – на 4 мм больше, чем у 350F – 47 мм, и объем 408cc. Новые поршни и камеры сгорания подняли степень сжатия с 9,3:1 до 9,4:1. Клапаны большего размера дали больший приток воздуха. Хонда также модернизировала муфту сцепления и добавила шестую передачу трансмиссии, что потребовало также новую коробку. Передаточные числа первой и пятой передачи остались теми же, но вторая и четвертая несколько возросли. Красная зона осталась на 10 000 об/мин.

Что касается ходовой части, производители из Honda мало что по-меняли. Новая вилка с измененной клапанной системой украсила переднюю подвеску, а новый маятник сместился назад. Колесная база осталась той же, что и у 350F – 135,4 сантиметра. Большинство других деталей, таких как колеса, размер шин, тормоза и рама, изменениям не подверглись.

В итоге Honda получила мотоцикл, который мог быть, по меньшей мере, упомянут рядом с двухтактниками в среднем классе. Со временем на четверть мили в 14 с небольшим секунд 400F был почти на секунду быстрее, чем 350F, и чуть быстрее трехцилиндрового Suzuki GT380. Но при этом он был немного медленнее трехцилиндрового Kawasaki KH400 и почти на полсекунды медленнее двухцилиндрового короля Yamaha RD350.

Модели RD и CB выдают почти ту же мощность, но RD был на 23 килограмма легче. В управлении CB400F уступил более легко-му RD, его лучшей подвеске и более быстрому рулю. Но отличие Honda было в лучшей устойчивости мотоцикла. Из журнала Cycle, март 1975: «408 вызывает доверие, предоставляя устойчивую платформу для прохождения дорожного серпантина».

К несчастью, покупатели не были в таком же восторге от CB400F, как пресса. Частично проблема заключалась в спортивной посадке, так любимой журналами и кафе-рейсерами. Гонщикам, которым было не очень интересно сбивать металлические шары с подножек, не нравилась эргономика 400F, и они либо пристраивали более высокий руль, либо просто держались от этого мотоцикла в стороне.

Хонда продала приличное количество экземпляров 400F, но к моменту, когда компания подошла к установке более высокого руля и выдвинутых вперед подножек для модели ’77, было слишком поздно, и на следующий год 400F исчез. Не помогло и то, что Хонда мало зарабатывала или почти не зарабатывала на этой маленькой четырехсотке. По словам Джерри Вуда из компании J. Wood and Co. Auctioneers, причина, по которой продажи этого мотоцикла были прекращены, состоит в том, что они провели анализ затрат и обнаружили, что продают себе в убыток. Производство CB400 фактически им обходилось им как CB750.

Хотя маленькие 400-ки не смогли найти много хозяев среди любителей уличной езды, многие нашли свое призвание на гаревой дорожке – и особенно те, которые прошли тюнинг у Каза Иошима. Воспитанник отдела R&D компании Honda Japan, Иошима в 1975 году открыл свой цех (ныне Ontario Moto-Tech) и решил сосредоточить свое внимание на CB400F в качестве саморекламы. «Сначала я услышал от известного специалиста по четырехтактным двигателям, что у этого мотора нет потенциала“, — вспоминает Иошима. «Несмотря на то, что CB400 был действительно трудным мотоциклом, это придало мне дополнительный импульс».

Проблема была в том, что Иошима должен был раскрутить коленвал выше стандартных 10 000 оборотов, а штоки и подшипники такого бы не выдержали. «Я действительно хотел раскрутить его от 12 500 до 13 500 об/мин, чтобы составить конкуренцию мотоциклу класса 1000cc. Но масляный насос был слишком неэффективен, подшипник непрочным, поэтому все распадалось на части». Иными словами, штоки разрушались и пытались вывалиться из корпуса; двигатель трясся и шел вразнос.

Иошима использовал штоки Carrillo и роторный масляный насос GL1000, чтобы сохранить двигатель в живых. Надежно экипированный, с поршнями 492cc, распредвалом, трубопроводом и самыми крепкими деталями, маленький CB превратился в убийцу гигантов. Максимальная скорость — 217 километров в час. Один из клиентов Иошима, Стив Шрадер, выиграл пять клубных чемпионатов и 38 гонок на таком мотоцикле с 1977 по 1980 годы. Несколько сотрудников журнала «Motorcyclist» ездили на тестовом мотоцикле Иошима.

Редактор последней страницы Джефф Карр сказал следующее: «Это было чертовски интересно, поскольку байк Каза был очень хорошо отлажен. Эта штука была действительно быстрой и оборотистой и представляла собой грозный гоночный мотоцикл. Я помню, что на этом байке было легко ездить».

Старший редактор Арт Фридман: «Он был немного быстрее, чем Z-1. Приятные характеристики и достаточная мощность. Он очень хорошо управлялся, конечно по стандартам того времени».

До того, как туман приятных воспоминаний полностью поглотит, стоит отметить, что у мотоцикла Иошима была изменена подвеска, укрепле-на рама, у него были более широкие обода и утолщенные спицы. Даже в стандартной комплектации мотоцикл хорошо управлялся – но только для своего времени.

Водители, избалованные современными машинами, были бы напуганы довольно узким диапазоном рабочих характеристик CB400F. Чтобы не перехвалить, положение водителя на СВ400F было похоже на то, как садятся задом в двухсотлитровый бочонок; геометрия рулевого управления, короткая колесная база, 18-дюймовые колеса и высокая чувствительность руля, который на скорости был одновременно и быстрым, и неуклюжим; подвеска редко адекватно реагирует на ямки; гидравлический дисковый передний тормоз требует больших усилий и плохо тормозит; а двигатель на пределе 10 000 оборотов в минуту агонизирует. «Он выглядел, как музейный экспонат по внутреннему трению,» – говорит Карр. Бывший сотрудник журнала Кен Врике гонял на стандартном мотоцикле в Виллоу Спрингс в 1989, и написал для журнала Cycle: «Тяжелое торможение в повороте скручивало вилку, рама гуляла как на шарнирах, и весь мотоцикл бешено подпрыгивал, разрывая шины.»

Как большинство старых машин, 20-летняя Honda CB400F лучше вознаграждает даже за нерегулярный уход. В поездках можно лучше оценить работу по созданию этого сложного, маленького четырехцилиндровика, уникального для своего времени, сдержанное урчание выхлопа и его значимость в семействе мотоциклов. Получается примерно следующее: CB400F был смелым шагом для Хонды, но не особенно рискованным. Он отметил время, когда японский производитель мотоциклов успешно перенял европейский спортивный облик, но косметические переделки сравнительно недороги в производстве, а большинство деталей мотоцикла перешли от сошедшей модели CB350F. Хонда выбрала для дебюта средний класс, не более высокий 750 или открытый классы; рынок для довольно дорогой многофункциональной модели 400cc будет, есте-ственно, небольшим, поэтому, если эксперимент провалится, риск невелик. И пока характеристики CB400F могут удерживать его на плаву в одном классе со скоростными двухтактными машинами, цена – на $150 – $ 250 больше, чем у лучших в этом классе – будет слишком высокой. А что с европейским обликом? Никакой другой японский производитель не попытался воспроизвести его, пока Хонда снова не выпустила GB500 в 1989 году, и его постигла такая же быстрая смерть.

Спустя почти 20 лет после первого появления CB400F на этих берегах, цены на бензин снова подскочили до небес, а диско возвращается. И CB400F может, наконец, обрести своих поклонников. Некоторые из нас знали это всегда.

«ПМЗ-А-750»

В 1931 году началась разработка средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл «НАТИ-А-750». Эта машина являла собой смешение традиций: в ходовую часть, сделанную по образу BMW, был вмонтирован силовой агрегат американского типа. «ПМЗ-А-750» применяли не только в армии, частях НКВД, но и на гражданской службе. Конструкция мотоцикла получилась прочной, но весьма капризной. В шутку буквы ПМЗ расшифровывали как «Попробуй меня заведи».

Годы перед войной

В 1938 году на смену «семерке» пришла новая модификация – «ИЖ-8». Она получила существенно более мощный мотор (8 л.с.) и современную систему зажигания – вместо привычного для того времени магнето в ней использовалась ставшая впоследствии стандартной пара из аккумулятора и генератора. Уже через 2 года начался выпуск новой модели «ИЖ-9», с еще более мощным (9 л.с.) двигателем.

Впрочем, активную работу вели не только «Красный октябрь» и «ИЖМАШ», выпускавшие легкие мотоциклы «для народа». Так в 1934 году на «Подольском механическом заводе» стал выпускаться первый тяжелый мотоцикл «ПМЗ-А-750», в первую очередь предназначавшийся для армии. По конструкции он также являлся частичным «клоном» зарубежной техники, причем не одной, а сразу нескольких моделей. Раму, например, советские конструкторы подсмотрели у BMW, а в качестве двигателя предложили свою версию американского V-образного 750-«кубового» мотора, устанавливающегося в мотоциклы Harley-Davidson.

Несмотря на крайне передовые технические решения (например, замок зажигания, который нельзя было встретить ни в одной другой советской модели), в эксплуатации «ПМЗ-А-750» оказался крайне капризным и не слишком надежным, поэтому в 1939 году он был снят с вооружения армии и с производства. С тех пор на «ПМЗ» мотоциклы больше не выпускались, а место военного железного коня заняла модель М-72, ставшая очередным «аналогом» европейской техники, на этот раз BMW R71. К слову, именно она стала основным мотоциклом советских войск в период Второй мировой.

Еще одна попытка создать надежный тяжелый мотоцикл была предпринята в 1935 году на «ТИЗе» – «Таганрогском инструментальном заводе». Его конструкторы не стали изобретать велосипед и просто скопировали успешную английскую модель BSA Sloper с 600-«кубовым» двигателем, дав своему варианту простое и понятное название ТИЗ АМ-600. Получившаяся машина считалась одной из самых надежных, поэтому даже выпускалась особая модификация для нужд НКВД, оснащенная турелью для пулемета вместо коляски. С началом войны производство было перемещено из Таганрога в Тюмень, где ТИЗ АМ-600, предварительно слегка модифицированный, продолжил выпускаться вплоть до 1943 года.

Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.

Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.
Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.

«Тула-200»

В 1986 — 1988 годах в Советском Союзе выпускался очень необычный мотоцикл «Тула-200», который отличался широченными внедорожными колесами. Нужны они были потому, что модель предназначалась для охотников и рыболовов.

От мотороллера «Тулица» взяли мотор, форсировав его до 13 л.с. Это позволило разгоняться до 90 км/ч, хотя для такого аппарата скорость была не главным показателем, куда важнее ценилась проходимость.

В год выпускалось 10 000 -12 000 тысяч таких байков. Последний сошел с конвейера завода в 1996-м.

Круизеры

Исторически так сложилось, что круизеры представляют собой тяжелую и архаичную технику, и для маломощного моторчика высокая масса создаёт множество неудобств. 125 кубов сколько ни крути, а они всё равно едут довольно вяло, поэтому мотоциклы этого класса не очень популярны. Они зачастую неспособны разогнаться до скорости выше 80-85 км в час, и набирают эту скорость они медленно и печально. Это не значит, что сразу нужно отказываться от покупки легкого круизера, если вам по душе именно этот класс мотоциклов, но стоит иметь эти особенности в виду. В топ самых популярных моделей родом из КНР можно включить BM Classic 125 и Keeway K-Light 125, но существуют и японские конкуренты, например, Honda Rebel 125, Yamaha XV125 Virago и Yamaha XVS125 Drag Star.

ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл.

Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.

Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.

Легкие дорожные мотоциклы 125-200 см. куб.

ВСЕГДА ЛИ «МЕНЬШЕ — ХУЖЕ»?

Все вопросы, которые появились после прочтения статьи просьба задавать на специализированном форуме о мототехнике из Китая china-moto.ru Основное достоинство «осьмушек» (так часто называют 125-кубовые мотоциклы за то, что их рабочий объем составляет 1/8 литра) любой назовет навскидку: цена. Тем все достоинства и ограничиваются? Нет же, это как раз тот случай, когда большинство, смею утверждать, заблуждается.

Любой, севший на «осьмушку» после «нормального» мотоцикла, не может отделаться от ощущения, что под ним — велосипед. И отсюда их «повышенная проходимость»: они способны пронизывать тесные городские скопления автомобилей не хуже маленьких скутеров, а если засядут в бездорожье, их легко выдернуть из грязи даже в одиночку. Не зря в былые времена «Мински» и «Восходы» так ценили на селе. Еще одно достоинство если не всех легких мотоциклов, то подавляющего их большинства: простота устройства и, отсюда, ремонтопригодность. Не обойдем вниманием и фактор экономичности. В начале 90-х автор этих строк участвовал в пробеге мотоциклов Honda по СНГ. И вот уже где-то в Украине один из испытуемых, Honda CG125, позорно заглох. Оказалось, опозорились мы сами — забыли его заправить. Так ведь сам виноват — заставил забыть: как ни заедешь на заправку, заглянешь в бензобак — а там плещется чуть ли не у горловины. Вот и перестали заглядывать… Сейчас выбор легких мотоциклов — на любой вкус и кошелек. Разделим все это многообразие на несколько групп: «классики», «чоппероиды» и «спорты». ОБАЯНИЕ «КЛАССИКИ». Во всем этом изобилии мотоциклы в классическом стиле сохраняют повышенную популярность. «Усугубил» ее Yamaha YBR125: сразу после сравнительно недавнего дебюта модель стала бестселлером нашего рынка. Не удивительно: сочетание громкого имени и подъемной цены (около 58 000 руб.) действует неотразимо. У машины современный дизайн, экономичпый 4-тактный двигатель с электрозапуском, литые колеса и передний дисковый тормоз. А демократичная цена объясняется тем, что мотоцикл производят в Китае, впрочем, под неусыпным японским контролем качества. Если вас все же смущает географический фактор, вспомните, что у Yamaha — самая развитая в нашей стране сервисная сеть.

KEEWAY Speed 150 — недорогой и, на взгляд многих, симпатичный.

PATRON Simpler 125 — самый простой (так и переводится с английского simple) из импортной мототехники.

Чемпион по дешевизне среди всех 125-кубовых мотоциклов — продукция белорусского ОАО «Мотовело», известная под маркой «Минск». Так, модификация ММВЗ-3.11214 «Спутник» стоит чуть больше 23 000 рублей. В конструкции машины явно проступают черты ее далекого предка — DKW RT125 образца аж 1939 года: 2-тактный двигатель со смазкой бензо-масляной смесью и без электростартера, одинарная стальная рама, спицованные колеса с барабанными тормозами. Зато переднее крыло поднято, что дает понять о внедорожных способностях мотоцикла. Чуть-чуть дороже модификация ММВЗ-3.11215 «Пионер» — у нее низкое «городское» крыло и маленький полуобтекатель. Еще дороже модель ММВЗ-3.1135 «Лидер», у которой более жесткая дуплексная рама. Самая дорогая (35 000 руб.) модификация — ММВЗ-3.114. Ее 4-тактный силовой агрегат (5-ступенчатая коробка передач, электростартер) — китайского производства. В сезоне 2008 года завод представляет обновленную гамму своих мотоциклов. На смену моделям серий 112 и 113 пришла ММВЗ-3.119 (30 000 руб.). У нее все тот же 2-тактный двигатель, установленный в одинарную стальную раму, но те­перь передний дисковый тормоз, новый глушитель и подвески китайского производства. Модификация ММВЗ-3.119 «ЛеСНИК» оборудована большим багажником, высоким крылом, защитными дугами. Новинка в 4-тактной серии — стильная ретро-модификация ММВЗ-3.127 «Нео-Классик» на 16-дюймовых колесах. Лишь чуть дороже (23 500 руб.), чем самая доступная модель из Минска, бюджетная версия мотоцикла от Уральской мотоциклетной компании — Patron Simpler 125. Под этим российским брендом скрывается китайский мотоцикл самой простой конструкции: спицованные колеса, барабанные тормоза. Тем не менее, машина оснащена 4-тактным двигателем и 5-сту-пенчатой коробкой передач. У Patron Aero 125 (38 000 руб.) более стильная внешность, маленький полуобтекатель, литые колеса и передний дисковый тормоз.

В «МИНСКЕ» ММВЗ-3.114″ китайский силовой агрегат, ходовая часть — из Белоруссии.

YAMAHA YBR125-современный мотоцикл от почтенного бренда по умеренной стоимости.

Марка Keeway на нашем рынке появилась относительно недавно, но уже успела завоевать неплохую репутацию. Что не удивительно: за ней — китайская корпорация Qianjiang Group, которая недавно приобрела компанию Benelli и вовсю использует опыт итальянцев. Keeway Speed 150 (47 000 руб.) – стильный «классик», оснащенный 4-такт-ным двигателем с электростартером, литыми колесами с дисковыми тормозами. Практически та же модель продается и под названием Stels Delta 150. В «полюсе доступности» расположилась продукция нескольких российско-китайских производств. Отличительная черта их машин — 200-кубовый двигатель, а это, поверьте, существенно больше, чем 125 см3. Ковровский ЗиД-Lifan 200 — самый дешевый из этой группы: 40 500 руб. Фактически это ходовая часть от знакомой нам «Совы» (облагороженная литыми колесами и дисковым тормозом), в которую установлен 4-тактный двигатель китайского производства. Подороже — ижевский Forsage 200 Meteor (51 500 руб.) и BM Street 200 от Калининградской компании Baltmotors (55 000 руб.).

Baltmotors BM Classic 200 — образец «карманного» круизера.

Индийская компания TVS работает в союзе с японской корпорацией Suzuki, и это чувствуется: ее мотоциклы отличишь по современному дизайну и неплохому качеству изготовления. TVS Victor (53 000 руб.) — классическая 125-кубовая машина с 4-тактным двигателем и передним дисковым тормозом. У TVS Apache (60 000 руб.) 150-кубовый мотор, задние газонаполненные амортизаторы рюкзачного типа. Маленький полуобтекатель придает аппарату несколько агрессивный вид. Zongshen LZX150-24 далеко не самый дешевый — 72 000 руб. Можно предположить, такая наценка — за славу победителя чемпионата мира Endurance (правда, на мотоциклах Suzuki). В техническом же отношении это типичный представитель со­временных китайских «макак», разве что полуобтекатель побольше да снизу пристроился аэродинамический «клювик». Но настоящая дороговизна — это продукция европейского мотопрома: Jawa Dandy 125 стоит почти 100 000 рублей! За эти деньги — дизайн, который действительно достоин своего наименования (и который за десять лет практически не устарел), задняя подвеска с моноамортизатором и дисковые тормоза на обоих колесах (спортбайковского 17-дюймового размера). 4-тактный двигатель, правда, тоже родом из Китая… ХОЧУ В АМЕРИКУ! Превратить обычный дорожный мотоцикл в как бы чоппер можно по-разному. Вот самый простой способ: ставим каплевидный бензобак, двухуровневое седло, высокий руль, переднее колесо чуток побольше заднего. Таким образом устроены Patron Tribute 125 (34 000 руб.) и Zongshen LZX125-5B (60 000 руб.). Iron Eagle DD150E-2 (52 000 руб.) и Iron Eagle DD150E-5 (55 000 руб.) поинтереснее: у них растянутая база, в оснащение входит спинка для пассажира. Выглядят мотоциклы очень стильно, а разница между ними сводится в основном к ва­риациям в выпускной системе: полноценные хромированные «дудки» — у «пятерки» и оригинальные зачерненные «обрубки» — у «двойки».

IRON Eagle DD150E-2 привлекает внимание необычными по виду глушителями.

Baltmotors BM Street 200 — продукция предприятия из Калининграда.

KAWASAKI Eliminator 125-маленький, но с именем.

В стиле круизер выполнены Baltmotors BM Classic 200 (68 000 руб.) и Vento Rebellian 150 (60 000 руб.). У этих — литые колеса небольшого (15-16 дюймов) диаметра, глубокие крылья, багажные кофры, у Vento — большое ветровое стекло а у прибалтийца – больше тяги. А вот китайский Guowei GW150-5C (56 000 руб.) непринужденно сочетает в себе мешанину стилей: высокий руль от чоппера, маленькие колеса от круизера, глушители с закосом под спортбайк, бензобак и седло классического мотоцикла. «Белая кость» в этой категории — Kawasaki Eliminator 125 (85 000 руб.). Его выделяют растянутая база, «правильные» спицованные колеса, дуплексная рама, спинка для пассажира… И громкое имя.

PATRON Tribute 125 — «американизация» минимальными средствами.

JAWA Dandy 125 -это прежде всего нетривиальный дизайн.

В ПЛАСТИКОВЫХ ДОСПЕХАХ. Хотите нравиться девчонкам — качайте мускулы! Хотите привлечь покупателей — наденьте спортивный прикид! Такая нехитрая логика двигала, видимо, создателями китайского Defiant DT-200 Renspeed. С виду — вроде как спортбайк. Но под обтекателем — обычная трубчатая рама и 4-тактный одноцилиндровый двигатель воздушного охлаждения. Так ведь и цена 67 000 руб. — не напрягает. Еще дешевле — 45 000 руб. — китайский же Scygo SG200 (III), изготовленный по тем же лекалам. Не мудрствовали и конструкторы тайваньского Kymco Quannon 125 (105 000 руб.). Но здесь каноны стиля выдержаны строже: диагональная рама (пусть она и стальная), седло с «нашлепкой» для пассажира, приборный щиток с жидко­кристаллическим дисплеем. Охлаждению двигателя помогает масляный радиатор. Подозрительно похож на Kymco китайский Lifan LF125-30, однако у него два важных преимущества перед «тайваньцем»: цена (53 000 руб.) и двигатель жидкостного охлаждения.

KYMCO Quannon 125-дорожныи мотоцикл в спортбайковских одежках.

APRILIA RS125 — спортбайк безо всяких скидок.

А вот Aprilia RS125 — это уже безо всяких скидок настоящий спортбайк, хоть и маленький. Двухтактник жидкостного охлаждения установлен в алюминиевую диагональную раму. Несмотря на свой боевой характер (если снять с двигателя все «душилки», он выдает около 30 л.с. и разгоняет аппарат до 160 км/ч), оборудован и электростартером, и системой раздельной смазки, и даже балансирным валом. К тому же у мотоцикла передняя вилка — перевернутого типа, 6-ступенчатая коробка передач. Им будет доволен тот, кто собирается осваивать премудрости шоссейных гонок. Не зря же сам Валентино Росси (Valentino Rossi) начинал с его гоночной версии (гоночный кит — в списке опций). Только эти соображения и способны примирить с ценой: около 250 000 рублей!

Текст Александр ВОРОНЦОВ

Все вопросы, которые появились после прочтения статьи просьба задавать на специализированном форуме о мототехнике из Китая china-moto.ru

В 1958 году специально под двигатель “Д-4” Харьковский велозавод начал выпускать велосипед В-901.


По сравнению с обычной дорожной машиной этот велосипед имел амортизатор в передней вилке и покрышки увеличенного размера. Видимо, В-901 можно считать первым советским массово выпускаемым мотовелосипедом. Затем производство мотовелосипедов было передано наЛьвовский завод “Металл” (с 1960 года “Львовский мотовелосипедный завод” — ЛМЗ). В этот же год завод начал выпуск мотовелосипедов В-902, отличающихся от В-901, главным образом, конструкцией рамы.


В 1962 году конструкторское бюро завода создало мотовелосипед МВ-042 “Львовянка”. Это была принципиально новая модель со специальной несущей цельноштампованной рамой, телескопической передней вилкой и, даже, подпружиненной задней подвеской.


На первых партиях “Львовянки” двигатель стоял все тот же — Д-4. В процессе последующей модернизации мопеда вместо задней вилки с центральной пружиной стали устанавливать двойные амортизаторы в алюминиевых кожухах. И, главное, на смену Д-4 пришел новый мотор — Д-5, с увеличенной до 6 единиц степенью сжатия. Мощность двигателя возросла до 1,2 л.с. при 4500 об/мин, расход топлива остался на уровне 1,5 л/100км.
Высокая тепловая напряженность Д-5 заставила конструкторов применить новый цилиндр с развитыми ребрами и съемной головкой.

На смену “Львовянке” пришел легкий мопед “МВ-044”, отличающийся развитым капотированием и угловатыми формами.

В 1969 году стали выпускать новую модель — “МП-045” с усиленной рамой и бензобаком большей емкости.

Последний из легких мопедов, выпускавшихся Львовским мотовелосипедным заводом, это “МП-047” “Тиса”. После этой модели завод полностью перешел на выпуск тяжелых мопедов — “Верховин”, а впоследствии “Карпат”.

Следует отметить, что на всех легких мопедах Львовского завода устанавливались задние амортизаторы. Легкие мопеды других советских заводов, как, впрочем, и большинство зарубежных легких мопедов тех лет, такой “роскоши” не имели.

Практически одновременно с заводом в Львове, выпуск легких мопедов был налажен на рижском мотозаводе “Саркана звайгзне” (“Красная звезда”) и на Пензенском велосипедном заводе имени М.В. Фрунзе.

В качестве ходовой части первого легкого мопеда, выпуск которого был начат в Риге в 1959 году, послужил изготавливающийся здесь мужской велосипед “Рига-16”.


На велосипед установили хорошо нам знакомый двигатель Д-4. (А. Попов, Остывшая звезда, “Мото”, №1, 2012 г., с.88). Получившаяся конструкция сильно напоминала мотовелосипед В-901 Харьковского велозавода.

Зид-50 Пилот

Зид-50 Пилот

– дорожная модель спортивного типа предназначена для деловых поездок, туристических путешествий и прогулок. Обладает высокими техническими параметрами, топливной экономичностью и комфортабельностью.На мокике применен двухтактный, карбюраторный двигатель с кривошипно-камерной продувкой и пластинчатым клапаном на впуске. Электронная система зажигания обеспечивает легкий запуск двигателя и бесперебойное искрообразование в любом диапазоне работы.Гидравлические амортизаторы передней вилки и задней подвески обеспечивают плавность хода при эксплуатации мокика в любых дорожных условиях.

“Верховина-5” (ЛМЗ-2.153)


Производилась с 1974 года и отличалась сильно изменённым внешний видом. Мопед получил горизонтальный бак емкостью 7 л, другой багажник, новую переднюю вилку. На мопед устанавливали двигатель Ш-57.
В 1978 году начали выпускать “Верховину-6” (ЛМЗ-2.158) с несколько измененным дизайном и двигателем Ш-57, а позднее — Ш-58 с кикстартером.

Помимо базовой модели был начат выпуск также “Верховины-6-Спорт” и “Верховины-6-Турист”. “Верховины-6-Спорт” отличалась верхним расположением глушителя, рулем кроссового типа с перемычкой и подрессоренным щитком переднего колеса. У “Верховины-6-Турист” был ветровой щиток и две вместительные багажные сумки за седлом водителя.

Одна из “Верховин-6” стала двухмиллионным мопедом (!) Львовского мотозавода. “Верховина-7” (ЛМЗ-2.159) — последняя из “Верховин” — производилась с апреля 1981 года. На мопеде была установлена новая передняя вилка, новая, более мощная, светотехника и новый багажник.

На“Верховину-7” ставили дефорсированные Ш-62(М), а позднее — В-50. Максимальная конструктивная скорость мопеда была снижена до 40 км/час.

Весной 1981-го года появилась не менее значимая для истории Львовского мотозавода модель — мокик “Карпаты” (ЛМЗ-2.160) ,


0 а в 1986-м был выпущен мокик “Карпаты-2” (ЛМЗ-2.161). Оба мокика “Карпаты”, в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались двигателем Ш-58 или Ш-62 с бесконтактной системой зажигания.

Если говорить о внешних отличиях между мопедами “Верховина-7” и “Карпаты”, то самое очевидное — это измененная у “Карпат” форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика “Карпаты” составил 8000 км (у “Верховины-7” было 6000), а ресурс до первого капремонта — до 18000 км по сравнению с 15000 км у “Верховины”. Как и у “Верховины-6”, у мокика “Карпаты” тоже были аналогичные модификации — мопед “Карпаты-Турист” и молодежный мопед “Карпаты-Спорт”. В последствии еще производился мопед “Карпаты-2-Люкс”, отличительной особенностью которого были указатели поворота.

В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако, во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. Была разработана новая модель ЛМЗ-2.164.В 1990 году Серпуховский НИИ мотоциклостроения сконструировал новую современную модель двигателя Д-51 с лепестковым клапаном на впуске и автоматическим центробежным сцеплением, который предполагалось устанавливать на новые модели львовских мопедов, однако в серию двигатель не пошел…

Развал единой страны привел к гибели и Львовский мотозавод. Сейчас на его территории спортивный комплекс “Интер-спорт”, а также множество мелких фирм, не имеющих к мопедам никакого отношения. Подводя итоги советскому этапу истории отечественного мотостроения, можно отметить, что в 60-е — 70-е годы мопед был одними из наиболее доступных транспортных средств для населения страны. Мопеды выпускались миллионами штук, дефицита мопедов в торговой сети (может быть, за исключением отдельных моделей) никогда не было. Мопеды были доступны и по цене. Например, в 1975 году мопед “Рига-7” стоил 112 руб, “Рига-12” — 186 руб, “Верховина-5” — 196 — 198 руб (в зависимости от комплектации). Для сравнения — цена мотороллера “Электрон” была 270 руб, мотоциклов “Минск-105” — 330 рублей, “Восход-2” — около 420 рублей и т.д. Двухколесную мототехнику, в особенности мопеды, мог приобрести любой трудящийся.

Любопытно, что обогнав фирмы ФРГ и Франции, положившие начало массовому выпуску малых мотосредств, к началу 80-х годов XX века мы заняли третье место в мире (после Японии и Италии) по производству мопедов и стали постав­лять их на внешний рынок (например, в Венгрию, Польшу, Анголу, Бангладеш, на Кубу и даже в Италию). (М. Леонов, Каким быть молодежному мопеду?, “Техника — молодёжи”, № 3, 1983, с. 48).

Лучшие модели от производителей

Теперь, когда вы все знакомы с основной историей этого сегмента, с тем, что определяет эти машины и что следует учитывать при покупке одной, давайте перейдем к нашему выбору лучших современных ретро-моделей, производимых в настоящее время.

Honda Monkey

Первоначально созданный в 1961 году в парке развлечений Tama Tech, который принадлежал дочерней компании Honda, оригинальный Honda Monkey (или «Z50») впервые поступил в производство на родном японском рынке в 1964 году, за несколько лет до того, как он стал популярным. В США этот минибайк стремительно набрал популярность. В конце 2022 года компания Хонда возродила новую версию культового Z50, увеличив его пропорции, чтобы сделать еще более удобной для взрослых, и заменив оригинальную мельницу объемом 50 куб. см на 125 кубическую глыбу с воздушным охлаждением, которая стоит на Громе.

Стиль: мини-байк Двигатель: одноцилиндровый 124,9 куб. См с воздушным охлаждением Мощность: 9,7 л.с. Снаряженная масса: 105 кг Стоимость: 3999 $.

Royal Enfield Continental GT 650

Если Continental GT 250 от Royal Enfield относится к 1950 — х и 60 — х годам, то Continental GT 650 представляет собой современный аппарат, который напоминает кафе рейсер эстетически, с горбатым кафе хвостом, фарами обтекателем, и помятым баком под колено, все это упаковано в классическом британском двухцилиндровом мотоцикле. Несмотря на доступную рекомендованную производителем розничную цену менее 6000 долларов, GT 650 по-прежнему может похвастаться впечатляющими характеристиками и оборудованием, с рамой, разработанной Harris Performance, которая сочетается с тормозами Brembo, связанными с ABS, и задними амортизаторами с газовым зарядом.

Стиль: кафе-рейсер Двигатель: 648 куб. см с воздушным и масляным охлаждением, параллельный двухцилиндровый Мощность: 47 л.с. Снаряженная масса: 252 кг Стоимость: 5999 $.

Kawasaki W800

Kawasaki W800 — это, по сути, сделанный в Японии клон классического британского стандарта параллельных близнецов, вдохновленный линейкой W Series от Team Green с середины 60-х до середины 70-х годов — линейкой, которая была основана на двигателях Великобритании. Будучи более аутентичным воссозданием британского мотоцикла, чем даже существующая линейка Triumph Bonneville, W800 не только идеально попадает в точку ретро, ​​но и обеспечивает пуленепробиваемую надежность, которой так славятся японские байки.

Стиль: классик Двигатель: 773 куб.см Parellel-Twin с воздушным охлаждением Мощность: 51 л.с. Снаряженная масса: 224 кг Стоимость: 9199 $.

Yamaha XSR900

Преемник FZ8, модель MT-09 — чрезвычайно популярный пригородный байк, предлагающий более чем солидные характеристики по невероятно доступной цене. Таким образом, само собой разумеется, что Yamaha уже имела огромное преимущество при разработке своего XSR900, поскольку голый ретро-стиль построен на шасси среднего размера MT и платформе двигателя CP3. Вдобавок к тому, что XSR900 черпал вдохновение в современной индустрии кастомных мотоциклов, он также был разработан с возможностью дальнейших модификаций, вмещая широкий спектр запасных частей и даже полные комплекты для крепления. Эта модель также доступна в меньшей версии XSR700 с параллельными двумя цилиндрами (она также основана на MT-07).

Стиль: нео-ретро двигатель: 847 куб.см, трехрядный, с жидкостным охлаждением Мощность: 115 л.с. Снаряженная масса: 195 кг Стоимость: 9499 $.

Ducati Scrambler

Ducati впервые представила свою оригинальную линейку Scrambler в 1962 году, поэтому, когда культовый итальянский бренд хотел выпустить в середине 2010-х годов линию современных ретро-байков, компания обратилась за вдохновением к скремблерам эпохи 60-х. В настоящее время на долю Ducati Motor приходится более четверти общих мировых продаж, линейка Scrambler включает в себя широкий спектр вариантов, включая версии для пустыни (т.е. скремблер) и версии cafe racer, хотя классическая «базовая» модель в этой линейке — это ретро-модель скремблера. Прекрасно воплощая современный ретро-класс, эта машина обладает привлекательным олдскульным внешним видом и полностью современными компонентами и технологиями.

Стиль: нео-ретро двигатель: 803 куб. см L-Twin с воздушным охлаждением Мощность: 73 л.с. Снаряженная масса: 189 кг Стоимость: 9695 $.

Kawasaki Z900RS

Так же, как Yamaha сделала с MT-09 и XSR, Kawasaki взяла одну из своих самых продаваемых моделей, Z900, и дала ей добросовестную ретро-обработку, нарядив 948-кубовый рядный четырехцилиндровый двигатель от модели Kawasaki Z H1 в винтажном стиле 1970-х годов (также известной как «Роковая вдова»). Даже в большей степени, чем Ducati выше, Z900RS, который также предлагается в спецификациях для кафе, может похвастаться олдскульным внешним видом, который скрывает ультра-способную спортивную обнаженную раму в ретро-стиле , что делает его отличным выбором для гонщиков, которые интересуется ретро-стилем, но не хочет жертвовать производительностью.

Стиль: нео-ретро классик двигатель: 948 куб. см, четырехцилиндровый с жидкостным охлаждением Мощность: 111 л.с. Снаряженная масса: 215 кг Стоимость: 11499 $.

Triumph Bonneville T120

Triumph Bonneville, по общему признанию, является чем-то вроде архетипической современной ретро-модели, поскольку возрождение этой машины положило начало процветающему сегменту, существующему сегодня. Одна из примерно дюжины классических ретро-моделей, предлагаемых в настоящее время фирмой из Хинкли, T120 великолепно передает внешний вид прошлых лет, при этом предлагая современные стандарты безопасности и надежности, а также множество современных технологий, в том числе дроссель с электроприводом и несколько режимов езды, тормоза с АБС, муфта с усилителем крутящего момента, USB-порты для зарядки и светодиодное освещение с дневными ходовыми огнями — это лишь некоторые из них.

Тип: классик Двигатель: 1200 куб.см Parellel-Twin с жидкостным охлаждением Мощность: 79 л.с. Снаряженная масса: 235 кг Стоимость: 12050 $.

Suzuki Katana

В то время как подавляющее большинство современных ретро-версий стилизованы под байки эпохи 50-х, 60-х и 70-х годов, Suzuki решила пойти в другом направлении с возрождением своей могучей Katana, представив модернизированную версию 80-х годов. Икона, которая сочетает в себе ярко выраженный клиновидный обтекатель с полностью современными спортивными характеристиками его открытой четырехклапанной платформы. В дополнение к своеобразному кузову, новая Katana также получит набор действительно первоклассной ходовой части, включая плавающие суппорты Brembo Monobloc и подвеску KYB, а также компоненты, позаимствованные у флагманского супербайка Suzuki GSX-R1000.

Стиль: спортбайк в стиле нео-ретро Двигатель: рядный четырехцилиндровый, объемом 999 куб. см с жидкостным охлаждением Мощность: 140 л.с. Снаряженная масса: 215 кг Стоимость: 13499 $.

Indian Chief

Indian выпустила самую первую версию своей ставшей культовой модели Chief еще в 1921 году. В этом году, отмечая 100-летие компании, старейший производитель мотоциклов в Америке решил отметить это событие, представив совершенно новую версию мотоцикла. Chief, поставляя круизер с большим диаметром ствола, который достоверно имитирует машины довоенной эпохи бренда, при этом скрывая современный двигатель Thunderstroke 111 с жидкостным охлаждением и премиальный набор технологий, включая полный набор светодиодного освещения, зажигание без ключа, круиз-контроль и трио переключаемых режимов езды. Chief также предлагается в трех разных спецификациях: обычный вождь, темная лошадь (см. Выше) и ограниченный.

Стиль: ретро круизер Двигатель: V-образный двухцилиндровый, объемом 1811 куб. см с жидкостным охлаждением Мощность: 74,2 л.с. Снаряженная масса: 303 кг Стоимость: 14499 $.

Triumph Scrambler 1200s

В течение многих лет Triumph предлагала версии своих Bonneville Street Scrambler с высоко установленными выхлопными трубами, защитными кожухами и противоскользящими пластинами, хотя это всегда было скорее стилевым решением, чем подлинной попыткой создать действительно внедорожный мотоцикл. Тем не менее, с ростом рынка мотоциклов для двойного спорта и приключений, Triumph решил создать современное ретро в стиле старой школы с высокими характеристиками для езды по бездорожью, уступив место Scrambler 1200 с простым названием. топовый вариант с модернизированной подвеской и компонентами, хотя британская марка также выпустила ограниченную серию Scrambler 1200s Джеймса Бонда и Стива Маккуина.

Стиль: скремблер Двигатель: 1200 куб. см. Parellel-Twin с жидкостным охлаждением Мощность: 89 л.с. Снаряженная масса: 205 кг Стоимость: 15400 $.

BMW R9T Urban GS

BMW впервые представила то, что широко считается первым настоящим приключенческим мотоциклом R80 GS, который победил на ралли Дакар. Именно этому новаторскому баварскому приключенческому BMW отдает дань уважения своим вариантом Urban GS R9T. Благодаря высоко расположенной выхлопной системе с двумя баллонами, спортивным шинам с двойным покрытием, защитным ограждениям, крыльям в стиле MX и бескамерным колесам со спицами, совершенно очевидно, из какого жанра и эпохи машин этот вариант черпает вдохновение, хотя стоит отметить что, как и R nineT со спецификацией Scrambler, Urban GS в основном просто выглядит соответствующе и на самом деле не был спроектирован для хардкорного бездорожья.

Стиль: приключенческий нео-ретро Двигатель: 1170 куб.см Boxer Twin с воздушным и масляным охлаждением Мощность: 110 л.с. Снаряженная масса: 222 кг Стоимость: 15995 $.

Norton Atlas

Подобно Triumph Scrambler 1200, Norton Atlas — это мотоцикл в ретро-тематике, который вполне законно способен к настоящему бездорожью, без сомнения, отчасти благодаря высококлассной коллекции запчастей, отобранных без дополнительных затрат. В отличие от любой другой модели в этом списке, эта машина создана производителем-бутиком и производится небольшими партиями с изысканным вниманием к деталям, а также с подгонкой и отделкой нового уровня. Очевидно, что этот байк стоит недешево, хотя вы получаете то, за что платите. Поскольку эта машина появилась на рынке несколько лет назад, на рынке подержанных мотоциклов также есть доступные экземпляры.

Стиль: скремблер Двигатель: 1,200 куб.см Parellel-Twin с жидкостным охлаждением Мощность: 84 л.с. Снаряженная масса: 177 кг Стоимость: 16925 $.

BMW R18

В то время как линейка BMW R9T в значительной степени вдохновлена ​​моделями 60-х, 70-х и 80-х годов, баварский бренд решил немного повернуть время вспять, ища вдохновение для своей совершенно новой модели круизера R18. Созданный по образцу модели R5 BMW 1930-х годов — наряду с влиянием нескольких других мотоциклов той эпохи — R18 оснащен самым большим оппозитным двигателем 1,8 л, который когда-либо производил BMW Motorrad. BMW также предлагает «классическую» версию R18 вместе с множеством дополнительных аксессуаров, которые сделают ее более индивидуальной.

Стиль: ретро круизер Двигатель: 1,802 куб. см Boxer Twin с воздушным и масляным охлаждением Мощность: 91 л.с. Снаряженная масса: 345 кг Стоимость: 17495 $.

MV Agusta Superveloce 800

Хотя кузов в гоночном стиле ни в коем случае не является недавним изобретением, подавляющее большинство современных ретроспективных моделей, ориентированных на производительность, как правило, представляют собой мотоциклы без обтекателей. И, помимо поистине захватывающих характеристик, достигнутых благодаря созданию мотоцикла на базе существующей суперспортивной платформы итальянской фирмы F3 800, огромная часть того, что делает Superveloce 800 таким примечательным, заключается в том, что он стилизован под полностью обтекаемый гоночный мотоцикл от Золотая эра гонок GP. Один из самых ярких вариантов современного ретро, ​​эта машина оснащена безумно мощным рядным трехцилиндровым двигателем, сверхточной ходовой частью и надежным электронным блоком.

Стиль: нео-ретро суперспорт Двигатель: 798 куб. см, трехрядный рядный с жидкостным охлаждением Мощность: 147 л.с. Снаряженная масса: 172 кг Стоимость: 24200 $.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]