История создания, устройство и технические характеристики мотороллеров Турист

Говоря о современных мопедах, большинству людей приходят на ум различные японские и китайские бренды, поскольку именно они сейчас заполонили рынок двухколёсной техники для городской эксплуатации.

Но было время, когда ни о каких мопедах из Японии или Китая даже и близко не шло речи. Во времена СССР люди катались исключительно на советской технике. Это касалось как машин, так и двухколёсного моторного транспорта.

Да, постепенно начали появляться импортные машины и мотоциклы. Но всё же подавляющее большинство людей владели исключительно советской техникой.

И среди всего доступного на то время ассортимента стоит выделить мотороллеры Турист. Они быстро завоевали популярность и в полной мере оправдали надежды потребителей. Качественные, надёжные, простые в эксплуатации и обслуживании.

Обзор «Туриста»

Мотороллер «Турист» характеризовался в свои годы, как надежный транспорт для передвижения. Производство модели было начато в 1968 году. Данный агрегат является прототипом мотороллера «Тула». На данном мотороллере ящик для инструментов размещен в кожухе переднего колеса. Аккумуляторная батарея устроена между ногами водителя. «По соседству» с передним тормозом, предусмотрена амортизационная система. Она характеризируется как мягкая и надежная. В стояночном положении упор обеспечивается за счет центральной и боковой, ножки. В отличие от своих «наследников», двигатель мотороллера «Турист» отличается меньшей мощностью. Так называемая нейтральная скорость расположена перед первой скоростью. Одновременно было налажено двух моделей: «Турист» и «Турист-М».

Отзыв BRP Outlander Max 800 XT (2008 г.)

На квадрах катаю 4 года. Сначала у меня была Ямаха Гризлик 350, тоже утилитарный, потом взял BRP. Сейчас в наличии кроме него еще 2 детских китайских Стелса и один Стелс 700 кубовый, поставил его у меня мой школьный друг, иногда приезжает покататься, если это можно так назвать, но об этом позднее.

Он: BRP — Autlander, утилитарный, двухместный, мощный, полноприводной квадроцикл. Двигатель 4-тактный, 2-цилиндровый, жидкостного охлаждения, 4 клапана на цилиндр, объемом 800 кубиков. Электростартер. Трансмиссия — вариатор CVT c селектором субтрансмиссии повышающего и понижающего диапазонов, с режимами заднего хода, нейтральной и парковочной передачи. Система торможения двигателем. Вес около 350 кг. Тяговое усилие буксировки 590 кг. Штатно имеются две грузовые площадки передняя и задняя, лебедка, защита рук, площадка фаркопа, защита днища и мостов из нержавейки. МОЩА 80 КОБЫЛ!!!

Мой первый Гризлик был очень хорош. Ямахи неубиваемы и очень надежны, и с запчастями проблем нет, в отличии от BRP, у которого один дилер, или поставщик зап. частей, не имеющий зачастую даже элементарных расходников. Это меня конечно вымораживает, но я об этом знал, и купил его потому, что очень хотел именно его. Заказываю себе заранее все необходимое, ремень, колодки, свечи и т.д.

Почему решил поменять:

  1. На том гризлике не хватало мощи. Я периодически езжу в карьер, где добывают песок, так вот на крутой горке, когда под колесами песок он вставал.
  2. Я очень хотел одевать зимой гусеницы, а это возможно только на моделях начиная с 600 кубиков.
  3. Ну мне очень нравился BRP.

Купил из Америкосии с пробегом 80 км. С большим пробегом брать не рекомендую, т.к. там множество трасс с покатушками, на которых их очень конкретно убивают и топят, посмотрите в сети, видео более чем!!! На тот момент стоимость нового была более 800 тыров, сейчас стоимость упала до 700 с копейками. Я брал после кризиса 2008 года, за 500 с копьем, то есть экономия в 10-ку зелени, это треть стоимости. Плюс покупка гусей, на тот момент Аппачи стоили 240, но я взял не новые за 110, что конечно мне потом встало в их доп. ремонт. Какие пудели их эксплуатировали не знаю, тяги переварили, треки задние подубили. Два года прокатал, этой зимой заказал новые задние треки, и шестеренки на одну из гусей (убил сам, когда провалился под лед), люблю быть уверенным в технике, особенно когда ты по пояс в снегу, посередине поля!!! Правда плюс в том, что новые задние треки еще шире, чем старые, сантиметров на 10!!!

Аппарат надежен и готов при правильном уходе платить вам преодолением любых препятствий. Специально сфоткал его на гусях, т.к. на колесах видели уже все. Посмотрите, на первой фотке есть ссылка на видео, это дает представление о внедорожных качествах транспортного средства, там преград нет вааще!!! На колесах движение по трассе до 120 км. в час, на гусях до 110. На гусях по целине до 80. Указанная скорость набирается легко, едет уверенно. Я не рискую, разгоняюсь только на проверенных участках. На колесах по дороге тормозит плохо, т.к. резина грязевая, сцепления нет. Нужно держать дистанцию. Ну не создавался он для дорог! На грунте тормозит хорошо. На гусях по снегу очень хорошо и мягко, по дороге и грунту твердо, нагрузка на подвеску значительно возрастает, сильно затрудняется повороты. Один раз зимой была сломана передняя рессора. Пробовал козлить не получается, наверное нужно брать на короткой базе.

Из минусов. Наверное, все-таки тормоза слабоваты. Кроме того был следующий косяк, зимой после покатушек обмерз суппорт и колодки в зажатом состоянии, во время поездки на следующий день он оказался заклиненным и нагрелся настолько, что загорелся шланг с тормозухой. А я в это время спускался по довольно крутой горке к реке Истра, куда и погрузился сначала передним мостом, а после неудачных попыток задним. Развернулся там, ввиду высокого уровня льда над дном потерял еще один трек с гусеницы, когда залез им под лед, сам упал в речку и минут двадцать выставлял передний мост на лед, благо каждые выходные сижу минимум по 3 минуты в проруби, так что последствий не было. Короче, вытащил, шланг поменял, заказал в Москве, сделали такой же. Два раза менял рулевые наконечники, т.к. резина широкая и стерает их, несмотря на то, что стоят проставки. Вывалилась передняя пластиковая решетка радиатора, крепления не очень, а может веткой выбило. Головной свет слабоват, две лампы по 35 Вт. недостаточно для нормального освещения дорог в ночных покатушках.

Проходимость. Поражает воображение. На колесах садился только в пойме реки и на болотах, где мягкий, жирный или наносной грунт, попадая на который квадрат сразу садиться на брюхо и дальше его можно вытащить только лебедкой. Остальное не помеха, Истру переехать — запросто. Карьер с песком, любой наклон, пока не кувырнулся, пожалуйста! Поваленные деревья переехать, и это можем. По подлеску идет как танк, под себя кладет спокойно растительность и деревья сантиметров до 5-6 в диаметре, благо кенгурин и защита позволяют не беспокоиться о пластике. Штурмовал подъем в карьере градусов 60.

Звук. Какой звук двигателя!!! Это что-то!! Мощный рык. На гусях остановился на метровом слое рыхлого снега на подъеме градусов в тридцать. Спрыгнул, газанул, он сдвинулся и я поехал дальше.

Авария. Родственнички!!! Ну как без них!!! Мой любимый тесть поехал за добавкой в ближайший сельмаг. Ну и естественно на обратном пути его занесло и он снес квадру морду об деревья. А себе снес ногу и грудную клетку — сильные ушибы. Упертый, он за каким-то хреном все время отключал передний привод, а еще и дождь был. Защита была выпрямлена, кусочек пластика запаяли, радиатор пришлось брать новый.

Обслуживание. У меня дружбан, который следит за моими авто, занимается и квадром. Обслуживаю планово весной и осенью. Масло, свечи, ремень, колодки и т.д. Другие квадры в наличии. Так же обслуживаю два раза в год детские Стелсы. Требуют регулировки под зиму и лето. Г. конечно еще то, но я решил попробовать, понравится им или нет. Понравилось очень. А может и не такое они и Г. за полтинник! Подрастут — куплю им Ямахи. Стелс 700 кубовый, вот это гимор. Глохнет, не только на холостом ходу, но и на ходу. Обслуживали, результат пока такой же. В общем, поездками это назвать нельзя, издевательство. Будем думать, что с ним делать, я дружбану сказа,л чтоб он его продавал.

Очень много для квадра приблуды, можно возить, копать, пахать, чистить. Я взял прицеп, за два года колеса размочалились, если часто им пользуетесь лучше взять автомобильный, он надежней и больше. Один раз с легкостью вытащил глазастый Мерин, застрявший рядом с кладбищем. Каждый раз садясь за руль я получаю колоссальное удовольствие, очень хорошо позволяет расслабиться и снять стресс. Кстати, покатушки довольно серьезная зарядка для всех групп мышц. Иногда после активных полуторачасовых покатушек на следующий день очень приятно ноют мышцы. А можно спокойно ехать и созерцать красоту нашей подмосковной природы: реки, поля и деревья в каждое из четырех времен года!

Двигатель мотороллера «Турист»

Особое внимание нужно уделять чистоте поверхности двигателя. На цилиндре и его головке не должно находится были и грязи. В противном случае, это может негативно сказаться на теплоотдаче двигателя. Также наблюдались случаи с быстрым износом деталей, что свою очередь приводит к неожиданным остановкам во время передвижения.

Дабы избежать возгорания, на силовом агрегате не должно быть следов бензина или масла. Должное внимание нужно отдавать смазке производительного элемента. Ни в коем случае нельзя допускать езды на мотороллере, который заправлен одним бензином. В обязательном порядке в топливный бак нужно заливать смесь бензина с маслом. Иначе все детали быстро изнашиваются.

Главные особенности мотороллера Турист

Также стоит выделить несколько особенностей, которыми выделяется советский мотороллер для коротких и дальних поездок под названием Турист.

  • Кожух переднего колеса. Оригинальное решение, от которого многие бы владельцы двухколёсной техники не отказались бы и сейчас. Дело в том, что непосредственно в кожухе был предусмотрен небольшой ящик, предназначенный для хранения инструментов.

  • Тросы управления. Вся электропроводка на мотороллере Турист скрывается внутри полостей руля. На том же предшественнике в лице Т-200 тросы были видны. Такое решение позволяет водителю видеть перед собой на щитке лишь сами контрольные приборы, а не набор проводов. Это эстетично и практично.
  • Капот. На новой модели мотороллера капот теперь откидывается назад. С помощью упор на крючке его можно быстро зафиксировать. Это практически моментально даёт доступ к мотору, установленному навесному оборудованию, а также к топливному баку.
  • Сиденье. На Туристе сделали откидывающееся сиденье. Это удобно тем, что при откидывании водителю открывается доступ к баку и свече зажигания. Поднимать для этого капот теперь не требуется.

  • Сигнальные повороты. Они впервые появились на мотороллере Турист, поскольку даже на модернизированном Т-200М такого решения не было предусмотрено.
  • Доработка двигателя. Это касается улучшенных фаз газораспределения, изменения формы камеры сгорания и повышения степени сжатия. В итоге мощность мотора удалось повысить на 20%. Если раньше мощность была 9 лошадиных сил при оборотах 4500 об/мин, то теперь у Туриста это значение составляет 11 лошадиных сил при 5600 об/мин. Важно добавить, что за счёт увеличения степени сжатия повысились требования касательно октанового числа используемого бензина. Этот показатель должен составлять не меньше 72. Но в современных условиях сложнее найти 72 бензин, нежели топливо с более высоким октановым числом.

Если взять воздушный фильтр, то тут никаких изменений в сравнении с предшественником в лице Т-200М не произошло. Выпускная система также осталась аналогичной. Поменялись только крепления к кузову.

Сам кузов на мотороллере Турист прибавил в прочности, а центр тяжести снизился. Следовательно, удалось решить проблему слабой устойчивости при движении на высокой скорости.

Чтобы обеспечить плавность хода, необходимую для не самых ровных дорог советского и российского образца, инженеры использование приём с увеличением хода подвески. Если у Т-200М ход задней подвески был всего 60 мм, то у нового мотороллера Турист этот показатель увеличили практически в 2 раза, до 110 мм.

Для передней подвески предусмотрели возврат к конструкции толкающего типа. Такие же использовали на первой версии Тулы Т-200. А на Т-200М уже применяли переднюю подвеску тянущего типа. Но на практике такой эксперимент в итоге себя не оправдал.

Поскольку максимальная скорость увеличилась на мотороллере Турист, это автоматически потребовало повышения эффективности от работы системы торможения. Для этого диаметр тормозных колодок увеличили со 130 до 150 мм. Причём эти колодки оказались взаимозаменяемыми с колодками передних колёс на Т-200М.

Также стоит заглянуть в систему электрооборудования. Здесь разработчики Туриста решили не использовать указатель переключения передач. Зато применили поворотные сигналы с переключателем, который разместился на левой рукоятке руля.

Да и вообще электросхема, предусмотренная для мотороллера советской эпохи под названием Турист не предусматривает никаких сложных элементов и систем. Всё предельно просто, что позволяет даже владельцу без опыта решить ряд проблем по электрической части, не обращаясь за помощью к электрикам.

Расход топлива

Чрезмерный расход топлива, как правило, наблюдается в результате неправильного обращения с мотороллером. Для экономии горючего, производитель советует придерживаться следующих рекомендаций:

  • Старт техники выполнять плавно. Резкое нажатие на рукоять газа приводит к повышенному потреблению бензина.
  • Отслеживать рекомендуемое давление в шинах. Не накачанные шины также приводят к чрезмерному расходу топлива.
  • Время от времени чистить свечу зажигания. Работа свечи с перебоями влияет на расход топлива.
  • Следить за состоянием тормозных коробок. В отпущенном состоянии, колодки ни в коем случае не должны касаться диска.

Технические характеристики

Предлагаем познакомиться с техническими характеристиками советского мотороллера:

  • двигатель имеет рабочий объём 199 см3;

  • мощность силового агрегата за счёт доработки двигателя стала 11 лошадиных сил;
  • коробка передач здесь 4-ступенчатая;

  • переключение передач происходит за счёт ножного механизма, то есть работать приходится ногой, а не рукой;
  • система охлаждения воздушная принудительная;
  • охлаждается двигатель вентилятором, который нагнетает воздушные потоки с помощью крыльчатки;
  • сухой вес двухколёсной техники составляет 145 килограмм;
  • в условиях трассы Турист расходует около 3,2 литров топлива по паспорту;
  • в городских условиях паспортный расход несколько увеличивается и составляет 3,5 литра на 100 километров пути;
  • сам двигатель для работы должен заправляться бензином с октановым числом не менее 72;
  • топливный бак вмещает в себя 12 литров горючей смеси;

  • максимальная скорость составляет 90 километров в час.

Стоит отметить, что инструкция по эксплуатации предусматривает обязательный процесс обкатки, который должен пройти новый мотороллер Турист. И в этот период превышать скорость более чем 50-55 километров в час не рекомендуется.

Поскольку это карбюраторная техника, то настройка карбюратора является вполне обыденной и распространённой задачей, которую необходимо периодически выполнять для езды на мотороллере Турист.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]